7. Commercial investment appraisal / ed. V.E. Esipova. -Moscow: KnoRus, 2011. - 696 p.
8. Kotljarov M.A. Direction of development of the financial market of Russia // Financial analytics : problems and solutions. - 2010. - № 4 (28). - P. 24-32.
9. Kuznetsov B.T. Securities market / B.T. Kuznetsov. -Moscow: UNITY, 2011. - 288 p.
10. Kupryazhkin D.A. Financial market regulation as an object // Social-humanitarian knowledge. - 2012. - № 1. - P. 345-351.
11. Lukasiewicz I.Y. Investments / IY Lukasiewicz. -Moscow: INFRA-M, 2011. - 411 p.
12. Review of the financial market in 2012 // Research and Information Department. - Issue № 74. - 2012.
13. Paranich A.V. Guide to Financial Market Russian / A.V. Paranich. - Moscow: smartbooks, 2010. - 271 p.
14. Russian banks in 2013: global slowdown // RA: Expert, 2013.
15. Modern Dictionary of Economics, etc. - Moscow: INFRA - Raizberg, 2008. - 512 p.
16. Faith K. Trading, based on intuition: how to make money on the stock exchange, using the full potential of the brain / Curtis Faith, trans. from English. - St. Petersburg: Piter, 2011. - 237 p.
17. Khazanovich E.S. Foreign investment / E.S. Khaz-anovich. - Moscow: KnoRus, 2011. - 309 p.
18. Chikhachev Y.A. Russian stock market as a means of attracting foreign investment / Y.A. Chikhachev // Business in law. - 2010. - № 3. - P. 270-274.
19. Shapkin A. Economic and financial risks: assessment, management, investment portfolio / A. Shapkin. - Moscow: Dashkov and K°, 2011. - 543 p.
Шеин Ю.П.
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Туризм и гостеприимство» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», тьютор, редактор статьи, Россия, г. Уфа
Бакаева З.Ф. Горелова Ю.Е. Латыпова Э.Р. Полозова О.С. СахароваЛ.Ю. Тарасова Е.Ю.
магистранты направления подготовки 100400.68 Туризм. Инновационные технологии в туристской индустрии первого года обучения (МТД-1) в 2012-2013 учебном году ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК 332.05:332.146.2.012.2 (470+571)
К ПРОЕКТУ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ «УРАЛ»
Статья содержит обоснование и предложения по развитию проекта туристско-рекреационной зоны «Урал». Авторы предлагают сделать ребрендинг и продолжить разработку этого перспективного проекта.
Ключевые слова: туристский проект, туристско-рекреационная зона «Урал», ребрендинг, развитие проекта, туристские объекты зоны.
TO THE PROJECT TOURIST-RECREATIONAL ZONE «URAL»
The Article provides a rationale and proposals for the development of the project of tourist-recreation zone «Ural». The authors propose to re-brand and continue to develop this promising project.
Key words: tourist project, tourist-recreation zone «Ural», rebranding, development of the project, tourist facilities of the zone.
Шеин Ю.П.: Напомним, - в нашей первой статье в первом номере журнала «Вестник УГАЭС» 2012 года [2] был произведен критический анализ проекта туристского суперкластера «Башкортостан», созданного в тогда еще Государственном комитете по предпринимательству и туризму Республики Башкортостан (РБ).
Напомним, главное, что надо было четко понять в отношении этого проекта туристского рекреационного суперкластера «Башкортостан» в его опубликованном виде, - его недостаточная продуманность и обоснованность, сомнительность инвестирования в него крупных по меркам России средств.
В смету этого проекта были заложены 20 млрд. рублей. В том числе: 5 млрд. руб. из федерального бюджета, 1 млрд. руб. из республиканского бюджета и (откуда вдруг они придут?) 14 млрд. руб. частных инвестиций.
В текущей ситуации 2013 года в России, ее регионах такие инвестиции маловероятны. Если учитывать, что на одни Сочи-2014 уже потрачено более 1,5 трлн. руб. [3], а впереди затраты на инфраструктуру, которая в 12 городах России должна обеспечить проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году, то вряд ли стоит рассчитывать на федеральное финансирование других затратных туристских проектов. Во всяком случае, в ближайшем будущем.
Поэтому, на наш взгляд, в складывающейся ситуации нам следует стать реалистами и начинать с малобюджетных проектов развития внутреннего и въездного туризма в нашем регионе Южного Урала и Зауралья.
Следовать принципу step by step, который означает поэтапное развитие проекта внутреннего и въездного туризма на Южном Урале и в Зауралье, не замыкаясь в рамках только одного федерального субъекта (Республики Башкортостан).
А использовать в полной мере возможности бюджетов двух соседних федеральных субъектов (Республики Башкортостан и Челябинской области) на развитие туризма. Это станет первой и, возможно, самой главной сильной стороной этого проекта.
Есть еще один важный аргумент в пользу развития идеи нашего проекта - он логично впишется в реализацию среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы, которая была инициирована распоряжением Пре-
зидента Республики Башкортостан Р.З. Хамитова за № РП-119 от 16 сентября 2010 года [4].
Проекта, инновационного по своему содержанию, обеспечивающего конкурентные преимущества и привлекательность для потребителей.
В нашем случае проект также преследует цель целевой инновационной подготовки кадров для развития внутреннего и въездного туризма в России и Республике Башкортостан на базе подготовки магистров (МТД) в Уфимском государственном университете экономики и сервиса.
В этой статье мы предлагаем вернуться к перспективной идее проекта туристско-рекреационной зоны «Урал», выдвинутой еще в 2007 году [1].
Суть идеи - вышеупомянутый совместный, Республики Башкортостан и Челябинской области, туристский проект «Урал». Проект, который был способен обеспечить новый уровень развития туристской индустрии в этом регионе Южного Урала в пределах Башкирского Зауралья и прилегающих к нему муниципальных районах Челябинской области.
Проект, безусловно, перспективный по своей идее. Но, на наш взгляд, проект (в том его виде 2007 года) излишне амбициозный по масштабам, недостаточно просчитанный (1,5 миллиона туристов в год) по реальной емкости рынка и запрашиваемым инвестициям. Непросчитанный и по другим его компонентам и факторам.
Главными условиями для инвестирования любых проектов, по нашему мнению, являются:
- полноценные предпроектные исследования и оценки ресурсов территории проекта (для проекта туристско-рекреационной зоны - туристских ресурсов);
- достоверные исследования, оценки потребительского рынка, продуманный комплексный проект маркетинга, включая брендинг, развитие бренда;
- проектные разработки туристской инфраструктуры и туристского сервиса, технико-экономическое обоснование проекта, капитальных и других затрат проекта, в том числе на инновационные цели, на ожидаемый эффект от проектных инноваций: ресурсосбережения, производительности труда, рыночный и др.;
- создание и эффективная работа команды проекта, привлечение к проекту заинтересованных лиц, в том числе органов власти (от местной, муниципальной до региональной и федеральной), инвесторов, подрядчиков и других физических и юридических лиц.
Проект туристского кластера «Урал» (примем как рабочее название, хотя правильнее его было бы назвать «Южный Урал») в административно-территориальном отношении охватит туристские объекты в Абзелиловском, Белорецком, Бурзян-ском районах Башкортостана. Хотя, в перспективе он должен охватить еще и город Магнитогорск, Агаповский, Верхнеуральский, Кизильский районы Челябинской области, а также Баймакский и другие соседние районы Башкортостана.
Если федерального финансирования не будет (то есть обоснование проекта не будет аргументировано в достаточной мере), реализацию проекта вновь придется отложить. Планируемые бюджеты Республики Башкортостан и Челябинской области на ближайший год дефицитны.
Межрегиональное сотрудничество в проекте, получение статуса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа могут стать аргументом в пользу инвестирования проекта. Но даже этих аргументов мало для того, чтобы проект получил продвижение, стал востребованным на целевом рынке инвестиций в основной капитал туринду-стрии и на туристском рынке.
Представляется важным с позиций маркетинга привнести в развитие идеи проекта следующее:
1. Не обольщаться мифом, самообманом о туристском потенциале Южного Урала как «второй Швейцарии» для отечественных, а тем более - для въездных туристов. Это изначально неправильно (мифы о «втором Кувейте» помните?). Во-первых, горнолыжный и оздоровительный туризм еще более развит не в самой Швейцарии, а у ее соседей - в Австрии и Германии.
Во-вторых, даже сравнивать уральские реалии в туристском бизнесе с этими альпийскими регионами, уже давно и прочно закрепившимися на мировом туристском рынке, - надежды абсурдные. В тех странах уже давно все создано - репутация, мощные материально-техническая база, логистика, сервис, инфраструктура, отработанные десятилетиями и всем известные бренды (Баден-Баден, Давос и т. д.). Да, величием природы, историко-культурного наследия и многим другим Южный Урал не обделен (и здесь уместны народный эпос «Урал-Батыр» и др., но это - не экономический, а социокультурный аргумент). А всем остальным, более важным для развития туризма (инфраструктурой, логистикой, сервисом, приемлемыми ценами на туристские услуги и др.), - наш регион пока еще не обеспечен. Необходимо создавать и развивать в нашем туристском кластере весь комплекс многоязычной (русский, английский, немецкий и др.) 1Т-коммуникации и продвижения на рынке (брендинг, информация, реклама, PR, форумы, системы бронирования). Начинать
надо средствами маркетинга завоевывать целевые сегменты внешних рынков потребителей. И своих, конечно, тоже, и в первую очередь.
Для сравнения, подсчитаем все плюсы и минусы и сделаем главный вывод SWOT-анализа наших резонов для привлечения въездных туристов из Европы: пока что даже наши среднеобеспеченные туристы, сравнивая цены и сервис, предпочитают туры в Европу и страны Средиземноморья, а не на Южный Урал.
Несмотря на большие затраты на поездку, туристы ищут приемлемых по ценам личных благ от отдыха: комфортный сервис, известный бренд и собственный статус. Поэтому расходы россиян на туризм уходят за рубеж.
Мало самим инициаторам «очароваться проектом» своего туркластера. Важно очаровать им потребителя. Главное, чтобы проект, его идея, миссия, цели, задачи, обоснование были убедительными для заинтересованных в нем лиц и сторон и востребованы потенциальными потребителями, готовыми платить за туристские услуги проектируемых сервисных предприятий кластера. Аргумент, что «в эти места уже многие приезжают», несостоятелен, так как речь идет о самодеятельных туристах, большинство из которых ищут «дикой романтики» и не намерены, на их взгляд, попусту тратить деньги на «излишние услуги». Маркетинговый тупик? Нет, это только на первый взгляд. Важно правильно сегментировать рынок потребителя и определить те сегменты, с которыми дальше следует работать. Очевидно, эти сегменты в Башкортостане - лечебно-оздоровительный туризм, спортивный туризм (в том числе сложномаршрутный, конный, сплавной, спелеотуризм, горнолыжный, прогулочный и другие), экологический туризм, познавательный туризм, сельский и этнотуризм.
Выводы по 1-му пункту: все наши условия туризма Южного Урала уступают западным. Нет главного условия: у нас нет туристского рынка. Его надо создавать. И начинать целесообразно с маркетинга и инвестиций в него.
Мы имеем сильные в России бренды санаториев и турбаз, созданных в советское время (Красно-усольский, Янган-Тау и др.). Это, конечно, хорошо. Но именно потому, что это с «советских времен» сегмент нашего «рынка», - конкуренция, рынок здесь явно формальные, без стимулов развития самого рынка. Так мы действительно рискуем ввести экономику туризма РБ в стагнацию, так и не создать внутренний туристский рынок.
2. Составлять реальные планы. В СМИ тиражировалось заявление депутата Госдумы РФ Андрея Назарова, председателя наблюдательного совета Центра стратегических разработок при президенте РБ (от 2007 года) о возможности приема Башкортостаном более
1,5 миллиона туристов в год. Это нереально. Или речь идет о самодеятельных туристах на собственном автотранспорте, с палатками, из ближайших регионов? Если да - что это даст экономике наших регионов? Небольшие доходы местных хозяйств (от продажи продуктов питания, частично - услуг питания, сдачи в аренду койко-мест). И обострение местной экологической ситуации, если не проектировать туристский кластер «Урал» на научных принципах и технологиях устойчивого развития туризма.
Если речь идет о туристской индустрии - необходимо сначала сделать слишком многое, чтобы привлекать в кластер «Урал» туристов, включая иностранных. Но при плане в 1,5 миллиона туристов, даже при равномерном их въезде в течение года (чего не бывает), придется принимать таковых более 4 тысяч каждый день и на один день. Известно, что туризм - отрасль сезонная, это значит, показатель туристского потока при этом плане должен будет варьировать от менее одной до двенадцати тысяч туристов в день. Даже приблизительный подсчет показывает, что если даже ориентироваться на строительство очень крупных гостиниц в кластере «Урал», то таковых для планируемого приема такого числа туристов в разгар сезона потребуется более сорока. Извините, это нереально. Да и не нужно, чтобы сохранить природу. Но вернемся к «планов гро-мадью» господина А. Назарова.
Такие масштабы - и в трех районах, где многое надо создавать с нуля. Для таких масштабов пока ни материально-технической базы, ни финансов, ни персонала у нас нет. Создавать, обеспечивать это - дело многих лет. Даже до 2017 года, начиная почти с нуля, - реальность проекта сомнительна. Почти вдвое завышенная. Требуется детальная разработка районной планировки и технических проектов и составления смет строительно-монтажных работ (СМР) всех проектных объектов и инфраструктуры, планирование логистики туристских и материальных потоков и др.
Наконец, проектировать такие масштабы проекта туристского кластера «Урал» и в маркетинговом отношении нереально: пока у нас нет ни одного сравнительного преимущества, убедительного для большинства туристов.
Выводы по 2-му пункту: въездной туризм в рамках проекта кластера «Урал» должен быть реален по планам приема туристов. Общие перспективы кластера - до 800 тысяч туристских посещений в год (хотя бы по причинам экологическим). Но и в таком проектном объеме кластер пока проигрывает в конкуренции, требует больших усилий, ресурсов, сильного маркетинга, в том числе разработки, развития, продвижения привлекательного бренда.
Следует учитывать объективную ограниченность ресурсов, факторов для роста въездного туризма, «рас-
шивания всех узких мест». Зарубежному потребителю до нас добираться далеко, дорого и некомфортно. Да, потенциальные потребители за рубежом есть, их поток надо стараться увеличить, но рассчитывать на масштабный въездной туризм нам не стоит.
И потому, все-таки... пока что следует делать упор на внутренний (российский) туризм, на завоевание части туристов, которые пока увозят за рубеж свои сбережения и отпускные.
3. Развивать бренд. Несколько «но» в отношении бренда «Урал» для нашего туристского кластера. На каких потребителей рассчитан бренд «Урал»? На знатоков географии? Топоним они помнят, но что он для них значит? Среди россиян, да, многие знают, - это горы от Арктики до степей России, на рубеже Европы и Азии. И, пожалуй, все.
В обывательской реальности дела еще хуже. В массовом сознании, особенно молодежи России, ретранслируется ироничное «ты что, с Урала?». Стоит ли объяснять негативные аргументы сложившегося стереотипа у значительной части потенциальных потребителей туристского продукта?
Бренд «Урал» вызывает неодобрение представителей неофициальной «столицы» Урала - Екатеринбурга, Свердловской области [1]. По их мнению, бренд «Южный Урал» для туризма Челябинской области уже имеет место. Но бренд «Урал» для проекта туристского кластера Башкортостана и Челябинской области вызовет путаницу в географии брендов макрорегиона. Есть в этом свои резоны. Республика Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ, территориально она - стыковой регион Русской равнины, Южного Урала, Зауралья. Хотя речь идет не о ней, а о туристском кластере.
Для иностранцев бренд «Урал» (за очень редким исключением), это. вообще воспринимается как котировка нефти марки «Urals» на мировой товарно-сырьевой бирже. То есть бренд «Урал» не стоит использовать на рынке (ну, разве что, только в рабочей проектной терминологии). На рынок нужно выводить более емкий и привлекательный для целевых потребителей бренд. Бренд, влекущий туристов чем-то особенным, стимулирующим мотивы поездок на Южный Урал. Не всех потребителей, но тех их сегментов, которые, возможно, отреагируют на призывающие аргументы маркетинга.
Без маркетинга, работающего на рынке бренда, даже с использованием англоязычных сайтов и в целом IT-коммуникаций по проекту, вряд ли будет эффект. Итак, необходимо развитие бренда. Первые шаги в этом сделаны - в маркетинговой разработке наших немецких партнеров с УГУЭС для проекта «Дорогами Урал-Батыра». Правда «ликом» проекта они вывели красивую уральскую девушку и презентовали ее как загадочную «невесту» Урал-Батыра.
Кто знает, может быть, в этом что-то есть? Но «циклиться» на этом образе тоже не обязательно. Это, в сущности, полезный подпроект в рамках проекта туристского кластера с рабочим названием, но не брендом «Урал».
Вывод по 3-му пункту: считаем, что нужен ре-брендинг проекта. И это не блажь. Поймите, мы на туристском рынке. Бренд не должен вызывать у конкурентов протестов. Он должен запоминаться и привлекать потребителя. Например, бренды и слоганы: «Южный Урал: на перекрестье континентов и цивилизаций», или «Загадки и сокровища Южного Урала», или «Многоликий Южный Урал», или другой в продвижении на рынке нашего туризма.
Когда, на каком этапе это сделать? Пока оставить рабочее название, а потом провести ребрендинг как всероссийский конкурс уже при завершении проекта? Или все-таки провести маркетинговое исследование (опрос, фокус-группы) уже сейчас для выбора наиболее привлекательного бренда? Вопрос открыт.
4. Обеспечить все необходимые разработки проекта: инвестиционные, планировочные, инженерно-технические, маркетинговые и другие. Речь идет не только о развитии бренда проекта. Речь идет об оптимизации его внешней среды, быстрому и принципиальному решению проблем государственно-частного партнерства и нормативно-правовой базы поддержки проекта. О механизмах привлечения резидентных заинтересованных сторон к участию в проекте. О последующей разработке проекта необходимой инфраструктуры, логистики потоков туристов и материально-технического снабжения и др. И о полноценном маркетинге, в первую очередь, исследовании потребителя.
На основе реальной оценки емкости и потенциала рынка потребителей для проекта. На основе сегментации и выявления потребителей, их целевых сегментов и разработке «линейки» туристских продуктов для них:
- экономичный туристский продукт для тех, кому важно сочетать доступные цены (важно для 80 % сограждан) с познавательным туризмом и скромным сервисом. Работа с этим сегментом гипотетически тоже имеет перспективы - сельский туризм и этнический туризм, другие экономичные варианты;
- туристский продукт по среднерыночным ценам; это самая сложная и важная задача - привлечь именно этот сегмент потребителей к нашему проекту;
- высокие цены на эксклюзивный, «мягкий» туристский продукт для богатых туристов.
Вывод по 4-му пункту: есть научные обоснования ресурсов кластера (природных, историко-культурных, социально-культурных). Но это только начало. Реальная проектная работа по главным разработкам еще предстоит.
5. Стимулировать внутренний туристский рынок, в том числе инновационным путем. В нашей стране, с пока еще слабым рынком, без административных и других необходимых ресурсов государства не обойтись. Подготовка кадров, государственно-частное партнерство в инвестировании проектов, внешняя среда проекта (организационно-правовое стимулирование его продвижения) и т. д. - это пока необходимые условия развития внутреннего туризма.
Нежелание турфирм работать над развитием внутреннего туризма, над привлекательностью туристских продуктов «made in Russia» и «made in Bashkortostan» - это одна из главных причин ежегодных многомиллионных финансовых потерь в нашей внутренней туристской индустрии.
Осуждать наши турфирмы за то, что «даже рыба ищет, где глубже» - глупо. Надо создать условия, стимулирующие их участие в турпроекте. Еще важнее создать и стимулировать спрос на инновационные, привлекательные по цене и качеству турпродукты: мощный маркетинг-микс проекта кластера.
Здесь - огромное поле инновационной деятельности во многих сферах, от согласования интересов сторон и до создания команды проекта, способной обеспечить его конкурентную инновационность, эффективность во всем: от управления проектом до экономичных материалов, технологий СМР проекта.
Далее в статье представлены начала изысканий по развитию проекта туристско-рекреационной зоны «Урал» (точнее, «Южный Урал») нашими магистрантами, эти изыскания производились на практических занятиях, в ходе освоения учебной дисциплины «Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий». Подчеркнем, что это пока лишь начало работы, которая будет продолжена нами на втором году обучения.
Тарасова Е.Ю.: Для организации в нашей группе учебной и научно-исследовательской деятельности по обоснованию туристского проекта «Урал» («Южный Урал») были выявлены склонности всех магистрантов в отношении планирования и исполнения групп работ по этому проекту.
В результате была выделена ведущая группа работ по организации управления проектом, то есть учебная должность проект-менеджера. Ее поручили мне. В группу моих задач входило распределение обязанностей по назначению исполнителей заданий (групп работ) по проекту; составление графиков работ по проекту своего и всех членов проекта; установление сроков сдачи запланированных работ; контроль процесса работы каждого члена команды проекта; корректировка работы каждого участка работ; коммуникация, обеспечение взаимодействия всех членов команды проекта и назначенных им по графику и объему групп работ по проекту.
Опорной базой нашего проекта туристско- бы требуемых инвестиций, резоны для вложений. Вывод:
рекреационной зоны было определено озеро Мулдак- должно быть полное обоснование проекта, приемлемые
куль. Обоснование - в нижеследующих отчетах. для инвесторов инвестиции, интерес к нему власти.
Представляем вам назначения групп работ по Вспомнили, что в 2007 году обсуждалась идея
проекту и их исполнение. создания туристского кластера «Урал», который
предполагалось создать совместными усилиями
Горелова Ю.Е.: По заданию на мою группу работ Башкортостана и Челябинской области. То есть, по-
по проектированию были собраны основные сведения тенциал финансирования проекта и властями регио-
информативного и картографического характера о ре- нов, и частными инвесторами, удваивается. гионе проекта (рис. 1.) Но эта идея по ряду причин была забыта. Почему
На занятиях Ю.П. Шеина был проанализирован опыт бы не развить этот проект, придать ему конструктив-
идей туристских проектов, не нашедших инвесторов ный характер? Обсудили, приняли: резонно. и поддержки власти. Что, например, их не устроило в про- Почему опорная база проекта - озеро Мулдак-
екте города-курорта «Усмангали»? Скорее всего, масшта- куль (рис. 2)?
Рис. 1. Общий обзор региона нашего проекта (озеро Мулдаккуль - над буквой «н» топонима «город Магнитогорск») [http://maps.google.com]
Рис. 2. «Дикие» туристы на озере Мулдаккуль [http://ekoray.ru/ozero-muldakkul]
В рамках статьи нет возможности представить все резоны проекта «Мулдаккуль». Главные: близость к городу Магнитогорску (15 км) и к его аэропорту (2,5 км). Целебные соленые воды, лечебные грязи оз. Мулдаккуль. Магнитогорск - и рынок потребителей, и поставщик кадров. Регион имеет много вторичных де-стинаций, представляющих ресурсы туризма региона.
Полозова О.С. : Моя группа работ состояла в разработке ландшафтного дизайна территории опорной базы
(озеро Мулдаккуль) нашего проекта. Но эта работа так увлекла, что, по сути, были исполнены две группы работ.
Первая была связана с эскиз-проектом нашего комплекса (рис. 3).
А вторая, для условий России, ответственная часть - это группа работ по предварительной оценке возможностей подключения лечебно-оздоровительного комплекса к сетям электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения на основе имеющихся картографических данных (рис. 4).
Конный двор
Центр сервиса и размещения
Барбекю
VIP-коттеджи
Поле для спорт. игр
Экстрим-парк
Самановые домики
Пляжная зона
Рис. 3. Эскиз-проект туристского лечебно-оздоровительного комплекса на озере Мулдаккуль (на южном берегу озера, после садовых участков на карте)
Рис. 4. Карта-схема предварительной оценки возможностей подключения лечебно-оздоровительного комплекса к коммунальным сетям
Кроме того, были изучены местные топографические и ландшафтные условия, в которых намечается реализация нашего совместного проекта.
Сахарова Л.Ю.: Группа работ по проекту, порученная мне, касалась оценки всех возможностей использования вторичных дестинаций, которые расположены в доступной близости от опорного центра, оз. Мулдаккуль.
Преимущества создания санаторно-курортного комплекса на берегу озера Мулдаккуль: близость к аэропорту г. Магнитогорска (около 15 мин. поездки на микроавтобусе); близость к самому г. Магнитогорску, который представляет собой и ближайший довольно крупный потребительский рынок, и ресурс кадрового обеспечения (вахтовым автобусом); лечебные свойства воды оз. Мулдаккуль, позволяющие создать здесь уникальные санаторные, спа-процедуры; близость поставщиков продовольственного сырья, в том числе наших башкирских целебных кумыса, бортевого меда; близкие поездки в уникальные вторичные дестинации; другие преимущества, которые сложно назвать в одной статье.
В отношении последнего были разработаны экскурсионные программы для туристов комплекса «Мулдаккуль», включая маршруты, указанные ниже.
1. Этноэкологический, познавательный, кольцевой: Мулдаккуль - г. Баймак - с. Темясово - пещ. Шульган-Таш - г. Белорецк - Мулдаккуль.
2. Тот же, но сокращенный, радиальный: Мулдаккуль - г. Баймак - с. Темясово - пещ. Шульган-Таш.
3. Посещение историко-культурного заповедника «Аркаим».
4. Выезды и экскурсии в города Магнитогорск, Белорецк, на оз. Банное.
5. Другие выезды и экскурсии во вторичные де-стинации по выбору клиентов.
Предложение маршрутов, физические нагрузки и необходимый сервис ориентированы в каждом случае на определенные сегменты туристов: от молодежи (в группе или индивидуально) или семей с детьми, до одиноких возрастных туристов, пенсионеров, инвалидов.
Латыпова Э.Р. : Моя группа работ по проекту состояла в поиске и разработке инновационных для тур-индустрии РФ туристских продуктов, которые могли бы привлечь внимание потенциальных потребителей. К проектным туристским продуктам, предложенным Сахаровой Л.Ю., здесь можно добавить уникальные по своему содержанию экскурсий и программ пребывания выезды в сакральное городище Аркаим, заповедник «Шульган-Таш», на водопад Гадельша и другие. Основной инновацией санаторно-курортного сервиса можно сделать отдельные туры «Карта космоса» и др.
для туристов, желающих совершать укороченные туры в 5-6 дней. И даже туры выходного дня для жителей Магнитогорска, а также, с развитием малой авиации в регионе, - для жителей Уфы, Стерлитамака, Салава-та, Ишимбая, Кумертау, Оренбурга, Челябинска, Казани, Самары и других городов РФ.
В перспективе - выход на внешние рынки, на потребителей из Европы и Азии. Проектирование новых туристских продуктов, благодаря выгодному географическому положению, территориально может охватывать все районы, указанные в начале нашей статьи, и инновационные аспекты туристских услуг на второй фазе проекта туристского кластера «Южный Урал».
Бакаева З.Ф.: Проектно-сметная документация на первую фазу проекта туристского комплекса «Мул-даккуль» в рамках проекта туристско-рекреационной зоны «Южный Урал» представляет собой двухуровневую планировку санаторно-курортного комплекса на побережье вышеназванного озера. Всю документацию в статье не изложить, но таковая имеется. Все основные технико-экономические расчеты по нашему проекту приводятся здесь в текущих ценах на апрель 2013 года.
В указанной планировке предусмотрено строительство 4 двухэтажных VIP-коттеджей по 10 комфортабельных гостевых номеров высшего уровня обустройства и гостиничного сервиса в каждом из них. Строительство этих VIP-коттеджей имеет общую проектную стоимость 120 млн. руб. На рис. 3 они выделены большими прямоугольниками.
Второй уровень в этой планировке представляют летние домики вдоль пляжной зоны, каждый общей площадью 30 кв. м, в количестве 8 единиц, с общей проектной стоимостью 4 056 000 руб.
Также в нашем проекте предусмотрен круглогодичный бассейн, общая стоимость которого составляет 3 865 000 руб., реабилитационный центр.
В данной планировке также предусмотрена парковка для автомобилей, спортивная площадка, детская площадка, объекты ландшафтного дизайна.
Итоговая проектная стоимость всех строительно-монтажных объектов проекта прибрежного туристского комплекса «Мулдаккуль», включая все вышеназванные объекты, по нашим расчетам составит 127 920 000 руб. в ценах апреля 2013 года.
Вновь напомним, что проектно-сметные расчеты составлены только для опорной базы проекта - прибрежного санаторно-курортного туристского комплекса «Мулдаккуль», создание которого является первой фазой разрабатываемого нашей командой проекта.
Надеемся, что следующий год обучения в магистратуре позволит нам еще более детально, с необходимыми уточнениями и дополнениями, довести этот наш проект «до ума» в том смысле, что детали в любом проекте - это самое главное.
Список литературы:
1. Антонов С., ЛесовскихИ. На Южном Урале появится «Урал» // Коммерсантъ (Екатеринбург). - № 226 от 07.12.2007.
2. ШеинЮ.П. К проекту туристского суперкластера «Башкортостан» // Вестник УГАЭС. - № 1. - 2012. - С. 82-86.
3. Сочи уже не банановая республика, но какой ценой! InoPressa: тема дня. 7 июня 2013 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inopressa.ru.
4. Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravitelstvorb.ru.
List of literature:
1. Antonov S., Lesovskih I. On South Ural will appear «Ural» // Kommersant (Ekaterinburg). - № 226 dated 07.12.2007.
2. Shein U.P. To the project of tourist supercluster «Bashkortostan» //Vestnik UGAES. - № 1. - 2012. - C. 82-86.
3. Sochi is already not a banana Republic, but at what price? InoPressa: theme of the day. 7 June 2013 [Electronic resource]. - URL: http://www.inopressa.ru.
4. Medium-term complex program of transurals economic development 2011-2015 [Electronic resource]. - URL: http://www.pravitelstvorb.ru.
Лобанкова И.П.
кандидат культурологии,
доцент кафедры «Философия, политология и право» ФГБОУВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»,
УДК 39 (470.5)
РЕКОНСТРУКЦИЯ АРКАИМСКОГО МИФА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ДУХОВНОГО ТУРИЗМА
(ЧАСТЬ 1)
Реконструкция культуры древнего протогорода Аркаим определяется мифологическими представлениями его жителей. Их мифотворческое сознание вносило символические структуры в реальность. Модель культуры Аркаима основана на целостном восприятии мира его жителями и отражает природные условия, систему взаимоотношений человека с миром, мифологическое мировосприятие, закрепленное в культуре через систему символов.
Реконструкция культуры Аркаима осуществлена с помощью метода моделирования на основе геокультурного, деятельностного, цивилизационного, семиотического, феноменологического подходов.
Представлено исследование проявления мифа в архитектуре, погребениях, ритуалах Аркаима. Индоиранские мифы Ригведы и Авесты показаны в историческом контексте во взаимосвязи с археологическими источниками. В основу структуры Аркаима положена мандала - ведийский символ мироздания или священная вара - авестийский символ спасения.
Сделана попытка найти связь между мифом и реальностью. Мифологические реконструкции позволили сравнить археологические факты c мифом, понять и восстановить историческую действительность.
Изучение древних мифов в историческом контексте позволяет расширить представления о культуре про-тогородской степной цивилизации и становится фактором развития познавательного и духовного туризма.
Ключевые слова: миф, культ, ритуал, культура, символ, реконструкция, мифология.
THE RECONSTRUCTION OF THE ARKAIM'S MYTH AS A FACTOR OF A DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE AND SPIRIT TOURISM
(PART 1)
The ancient prototown Arkaim's culture reconstruction is defined by mythological representations of its inhabitants. Their mythocreational conscience carried symbolic structures into the reality. The model of the Arkaim's