ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 379.83/.84
СЕМЕЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© О. и. БЕЛЯКОВ*, и. В. МЕЩЕРЯКОВА**
*Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
управление качества e-mail: [email protected] **Пензенский филиал Академии МНЭПУ e-mail: [email protected]
Беляков О. И., Мещерякова И. В. - Семейный туризм как форма досуговой деятельности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 690-693. - В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы организации семейного туризма как формы досуговой деятельности.
Ключевые слова: семейный туризм, семейный досуг.
Belyakov O. I., Meschceraykova I. V. - Family travel as a form leisure activity // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 690-693. - In the article the theoretical and practical issues of organizing family tourism as a form of leisure activity.
Keywords: family tourism, family leisure.
Организация досуга - одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи.
Современная семья испытывает острую потребность в многообразии и вариативности досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготеет к нестандартным досуговым занятиям.
Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что главной является ориентация непосредственно на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит слабо.
В современной ситуации место работы и дом в большинстве случаев разделены. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, нарушению главной линии коммуникации внутри семьи - «старшее поколение-родители-дети». У детей, как правило, отсутствует образец активного труда родителей, пример для действенного подражания, но при этом в изобилии присутствуют примеры пассивного потребления. учитывая же психологические особенности, например, детей дошкольного возраста, у которых подражание является основным методом приобретения и накопления действенного опыта, можно с уверенностью говорить о формировании потребительского
поведения у целых поколений. уже по этой причине современному человеку нужно больше свободного (досугового) времени, чем, скажем, крестьянину XVIII века, у которого дом и работа еще совпадали, и он мог воспитывать своих детей в совместной работе. При этом особенно важно, чтобы свободное время было грамотно организованно, наполнено активным и радостным взаимодействием между членами семьи.
По нашему мнению, основным принципом организации семейного досуга является ориентация на всех членов семьи, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей каждого поколения.
По мнению Т. Г. Киселевой, особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья -семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи [4].
Встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Большое значение
имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышения его культуры, ориентации на активные формы использования свободного времени.
В связи с этим М. И. Болотова говорит о том, что семейная досуговая деятельность - это социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей [2].
Формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по количеству детей; составу; структуре; типу лидерства в семье; семейным укладам; однородности социального состава; семейному стажу; качеству отношений и атмосферы в семье; особым условиям семейной жизни.
Свои интересы и потребности семья может удовлетворить дома или в учреждениях культурнодосугового типа. По данному критерию семейный досуг можно разделить на домашний досуг и досуг с семьей вне дома.
Семейный домашний досуг - это:
- любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т. п.);
- совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ);
- домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра - живого или кукольного - постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т. п.);
- семейное чтение;
- игры (с детьми, настольные и т. д.);
- праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников и свойственников).
Семейный внедомашний досуг:
- рекреативный семейный отдых вне дома (дача, семейный туризм);
- оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс-клуба и т. д.).
- совместное посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;
- хождение в гости;
- организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;
- участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;
- организация семейных праздников и ритуально-обрядовых действ (свадьба, похороны, поминки и т. п.) с привлечением предприятий культурнодосуговой сферы.
Одной из форм внедомашнего досуга является туризм. Туризм представляет собой особую форму деятельности тесно связанную с использованием свободного времени.
По мнению Г. Е. Зборовского, у двух рассматриваемых социальных феноменов в качестве основы этой связи выступает свободный выбор деятельности, лишенный жесткого давления каких-либо обстоятельств, элементов непреложности и обязательности. «Другая, не менее значимая характеристика туристской деятельности заключается в том, что основным фактором ее мотивации является культура, понимаемая и как производство потребление, самая разнообразная деятельность, образ жизни общества и человека в нем, и как духовные, интеллектуальные, художественные, религиозные, моральные, связанные с искусством аспекты социального и личностного бытия. Следовательно, туризм является, с одной стороны, звеном, соединяющим свободное время и культуру, с другой стороны, он выполняет эту интеграционную функцию, замыкая их непосредственно на себя» [3].
Туризм явление многообразное. Разработано множество классификаций видов туризма. В рамках данной статьи мы рассмотрим организацию семейного туризма.
Под семейным туризмом мы понимаем — временные путешествия семьи (с детьми или без), или группы состоящей из нескольких семей в местность, отличную от места постоянного жительства, совершаемые в свободное время. Главной чертой семейного туризма, как и любой формы семейного досуга, является взаимодействие всех членов семьи.
Именно оно позволяет определить является данное путешествие семейным или нет. Если родители на курорте предпочитают сдать детей аниматорам или няням, а сами хотят отправиться на экскурсию или пляж, то к семейному туризму, по нашему мнению, это не имеет никакого отношения. Можно охарактеризовать это как семейный отдых.
Семейный туризм решает следующие задачи:
- способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального контакта, взаимопониманию, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родительских отношений, реализации семейных ценностей;
- реализует потребность в отдыхе и физической активности. Особенно это касается спортивных видов семейного туризма;
- ориентирует на здоровый, активный образ жизни и освоение здоровьесберегающих технологий;
- способствует активной социализации детей, многие виды семейного туризма являются командными, совместная работа, сотрудничество, взаимодей-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
ствие в команде создают естественные условия для приобретения социального опыта у детей.
Подчеркивая социальную значимость различных видов туризма, Г. В. Талалаева [5] выделяет ряд важнейших функций: укрепление стабильности общества, консолидации семейных отношений, формирование картины мира и мировоззрения подрастающего поколения, обеспечение преемственности поколений по образу жизни и сценариям группового поведения. По мнению автора, социальные виды туризма (к которым относится семейный туризм) характеризуются не только высоким накалом межличностного общения, но способствуют развитию коммуникации между поколениями на бытовом уровне. Кроме того, являются скоростным каналом передачи информации потомству о надлежащих и наиболее эффективных способах социальной адаптации и стратегиях толерантного поведения, позволяют одновременно и синхронно формировать полезный жизненный опыт у двух - трех и более поколений людей.
Классифицировать семейный туризм сложно, он многогранен, разнообразен, так же как разнообразны семьи. По уровню организации среди различных видов семейного туризма можно выделить две большие группы:
1. Семейные туры, разработанные туроператорами - этот вид предполагает минимальную творческую активность семьи при выборе маршрута. В туристическом бизнесе ориентация на семью является приоритетной, априори считается, что семейные туристы приносят хороший доход, это способствует выстраиванию особой детской индустрии развлечений и потребления. К сожалению, на практике оказывается, что далеко не всегда речь идет именно о взаимодействии членов семьи. Тем не менее, туроператоры стараются максимально подбирать тур, ориентируясь на основные особенности семейной аудитории, особенно уделяя внимание вопросам комфортного проживания, питания, организации детских развлечений, удобства транспортного сообщения, предоставления дополнительных услуг (например, детский стульчик, коляска, детская кроватка, радионяня и т. п.), разработке экскурсионных маршрутов, интересных и доступных детям.
2. Самостоятельные путешествия. В этом случае семья самостоятельно планирует маршрут, определят способ передвижения (поезд, самолет, автобус, автомобиль, пеший поход, велотуризм, водный туризм). Кроме того, самостоятельная организация предполагает и большее взаимодействие между членами семьи на всех этапах подготовки и проведения, так как приходиться совместно отвечать на массу вопросов.
Итак, обозначим первостепенные вопросы:
1. Цель путешествия (Для чего? Зачем?). Это главный вопрос, ответы на который и определят всю дальнейшую деятельность. Взрослый должен постараться ответить честно не просто на вопрос «зачем?», но на вопросы «зачем это надо моему ребенку?», и «зачем это надо лично мне и моей семье?». Главный помощник в поисках цели - здравый смысл. Если
ребенку 2 года, то совершенно не логично целью обозначать знакомство с достопримечательностями. И как бы ни хотелось маме объездить все красоты архитектуры, но такое направление отдыха придется отложить.
Замечательные слова высказал Д. В. Шмайгер в своей книге «Хочу увидеть Землю!», которая за почти 30 лет не потеряла своей актуальности, и каждая строчка которой пронизана любовью к своему делу и к детям: «Если вы решили взять ребенка (в продолжительное путешествие или в поход выходного дня - все равно) только потому, что его некуда деть, - одумайтесь! Вы испортите поход себе, отравите отдых себе и ребенку и, может быть, навсегда отвратите его от туризма. Если вам не удалось отправить свое чадо в сад или в лагерь, если вы не смогли найти на отпускной период бабушку, тетю, нянечку - ну, что ж... посидите с ребенком дома или на даче. А в походы супруги пусть ходят поочередно.
Если же вам надоело общаться с малышом урывками, разрываясь между ним, работой и заедающим бытом; если вам грустно оттого, что воспитанием вашего наследника занимаются нянечки, учителя, соседи, улица - все, кто угодно, кроме вас самих; если вы вдруг почувствовали, что просто по-отцовски (по-матерински) любите свое чадо и готовы ради него поступиться некоторыми своими претензиями, - значит, вы созрели для семейного похода» [6].
2. Количество свободного времени, которое можно посвятить туризму? Количество свободного времени будет определять конечную точку путешествия, время на дорогу, выбор транспорта. не стоит отказываться от путешествия, если есть всего один свободный день - можно устроить поход выходного дня. Располагая свободной неделей, стоит либо отказаться от поезда, который в точку назначения едет трое суток, и выбрать самолет. Либо выбрать другой пункт назначения.
3. Финансовый вопрос. Сколько денег семья готова потратить на туристское путешествие? Этот вопрос также будет определять и способ передвижения, и выбор средства размещения (пятизвездочный отель, гостиница, кемпинг, палатка и т. п.), характер питания.
4. Семейный состав. Сколько членов семьи отправляются в поездку, какой возрастной состав, будут ли путешествовать бабушки и дедушки? Сколько детей и каков их возраст? Каково состояние их здоровья? Ответы на эти вопросы также будут влиять на выбор конечной точки путешествия. Педиатры и физиологи не рекомендуют вывозить детей до трех лет из той климатической зоны, в которой они родились. В случае смены климата необходимо учитывать время на акклиматизацию. Д. В. Шмайгер рекомендует «приблизительно до года вывозить детей только на дачу, а с года до двух-трех лет (предлагаемые возрастные границы, конечно, достаточно условны - ведь разные дети обладают разным здоровьем и физическим развитием) осторожно приучать их к грамотному общению с природой и прививать им кое-какие туристские навыки. В этот период обязательно выво-
зите детей за город не в дачные, а в «дикие» условия, но во время ходьбы несите ребенка в основном на себе -в рюкзаке или на плечах. И не забудьте, что переходы должны быть короткими: дети быстро устают от езды на родителях (впрочем, они быстро устают от любой езды, в том числе и в поезде, так что поездки не должны быть дальними). Почаще останавливайтесь на подходящих полянах, где малыш сможет безопасно порезвиться» [6].
4. Другие участники туристского путешествия. Надо определиться отправляется ли семья в путешествие одна или подбирает себе попутчиков и единомышленников.
Практика показывает, например, что в пешие походы с детьми целесообразнее идти группой из нескольких дружеских семей (примерно 3-4 семьи) общей численностью 8-12 человек, которые хорошо знают друг друга. В этом случае дети находят себе компанию для общения, а взрослым легче организовать присмотр за детьми и совместные игры и занятия. Безусловно, семья может отправиться в поход и в «одиночестве», в таком случае (в зависимости от возраста детей) оптимальным выбором будет поход выходного дня.
5. Маршрут и транспорт. После ответа на все предыдущие вопросы можно приступить к выбору конечной точки путешествия, маршрута и вида транспорта.
Помощь в разработке маршрута окажут всевозможные путеводители, карты, а также картографические интернет-сервисы и навигационные системы [1]. Например, большой популярность пользуются приложения для навигаторов компании «RoadTour» (http:// www.roadtour.co.uk) для ознакомления с историческими событиями и объектами в Великобритании, странах Европы, Америки, Африки. Пользователи навигаторов могут, например, путешествуя по Великобритании получить историческую справку о различных замках, памятниках и полях сражений, проезжая мимо достопримечательности или специально проложить маршрут по интересующим местам.
В России подобную возможность представляет компания Garmin. Владельцам автомобильных навигаторов Garmin доступны тематические путеводители-справочники, которые содержат полезную информацию и позволяют быстро проложить маршрут до выбранного объекта. С сайта http://www.garmin.ru можно скачать более 15 справочников: «Черноморское
побережье», «Парки Москвы», «Отдых в ленинградской области», «Две столицы» и другие. например, справочник «Две столицы» содержит информацию об основных туристических местах Санкт-Петербурга и Москвы. Каждый объект иллюстрируется фотографией и кратким описанием с интересными историческими фактами.
на фоне традиционных видов семейного туризма в настоящее время существуют и инновационные предложения. Так, Г. В. Талалаевой [5] предложено творческое развитие социальных форм туризма в виде семейного познавательного туризма в формате «прародители и внуки». По мнению автора, данный вид социального туризма актуален для современной России. Это связано не только с наличием свободного времени у старшего поколения, его отсутствием у среднего и стремлением к интерактивному общению у младшего. Это подкреплено новыми экономическими реалиями: развитием финансовой системы страны, совершенствованием форм деятельности пенсионных фондов и служб социальной защиты населения. Сегодня сложились все условия, чтобы социальная миссия туризма по консолидации общества активно развивалась.
Таким образом, семейный туризм представляет собой насыщенную, интересную, весьма многообразную форму культурно-досуговой деятельности семьи и оказывает большое влияние на семейные взаимоотношения. Обдуманное планирование, учет интересов всех членов семьи в выборе путешествия позволит полноценно провести свободное время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляков О. И. Инновационные методы и направления в работе с геопространственной информацией // География и экология в школе XXI века. 2008. № 8. С. 55-60.
2. Болотова М. И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. М.: Компания Спутник+, 2005. 52 с.
3. Зборовский Г. Е. Социология досуга и культуры. М.: Изд-во «Альтекс», 2006. С. 237.
4. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.
5. Талалаева Г. В. Разработка инновационных технологий в сфере социального менеджмента // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. С. 511-512.
6. Шмайгер Д. В. Хочу увидеть Землю. М.: Физкультура и спорт, 1982. 112 с.