УДК 371.398 М. И. Болотова
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК СОБЫТИЙНАЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ: ИНТЕГРАТИВНО-СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД
Семья всегда являлась показателем ценностного измерения общества. Как специфический феномен общественной жизни семья развивается вместе с социумом. Семью приравнивают к общности, подчеркивая её значение как свидетельства уникальности индивидуального бытия человека. Семейная общность существует в рамках определенного социума и объективно выполняет специфические общественные функции. Семья составляет первооснову человеческого бытия. Семейные ценности были специфическими для каждой эпохи, но всегда считались базовыми, основополагающими и вместе с другими ценностями санкционировались обществом. Именно в семье на основе таких фундаментальных ценностей, как супружество, родительство и родство, воспитывались трудолюбие, честность, ответственность, взаимопомощь, стремление к получению знаний, т. е. социально значимые качества индивида.
Строя стратегическую задачу по отношению к семье, государство через семейную идеологию должно демонстрировать ценностный потенциал семьи, опирающийся на социально-ценностный потенциал общества. Речь идет о содействии раскрытию ценностного значения семьи путем широкого распространения информации о её позитивных возможностях. Наиболее существенными новыми феноменами, определяющими ценность современной семьи, являются «равноправие всех субъектов семейного взаимодействия, включая женщин и детей; свобода (во временном, статусном, возрастном, территориальном отношениях) выбора форм и способов семейных отношений; рационализация семейной жизни» [2, с. 29].
Ценностный потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен. Он развивается с опорой на созидательные и конструктивные ценностные ориентации. Семья объективно выступает посредником между личностью, социальными институтами и обществом в целом. Семья как «промежуточное звено» между индивидом и обществом также является субъектом деятельности, регулируемой через её структурные элементы. Разделяемые семьей ценности, с одной стороны, отражают объективно существующие ценности социальной среды, а с другой - эти ценности признаются индивидом, входящим в структуру семьи [2, с. 31].
Ценности семьи, по мнению исследователей (Е. Б. Шестопал, Г. О. Брицкий, М. В. Денисенко), сместились от политики к индивиду, семейному благополучию, покою и порядку. Общенациональное, гуманистическое содержание жизнедеятельности индивида и общества оказалось если не утраченным, то, во всяком случае, отстраненным на периферию сознания. Семья становится для человека неким универсумом, в котором заключены все разгадки его бытия. Неповторимость семьи заключена в том, что это та самая индивидуально-общественная группа, «ниже которой социальная жизнь не существует, не может быть продолжаема и передаваема» [7, с. 140]. Как бы ни была ограничена её структура и как бы ни сужалось её ядро, она обеспечивает межличностное ролевое взаимодействие, выступает в качестве проводника социальных перемен.
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей, которое сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного
внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Учреждение дополнительного образования детей (далее - УДО) как особый тип образовательного учреждения имеет специфику в организации работы с семьей, позволяет наиболее полно реализовать принцип преемственности семейной социализации воспитанников в целостном педагогическом процессе.
Целью данной статьи является рассмотрение новых форм взаимодействия семьи и УДО с точки зрения разработанного нами в рамках исследования интегративно-событийного подхода к проектированию событийной общности вышеперечисленных социальных институтов как объекта и источника развития субъективной реальности, её движущих сил, механизмов, направления, форм и результатов развития.
Событийная общность - это организованная общность детей и взрослых, объединённых на основе общественно значимых целей, ценностных ориентаций, совместной деятельности. В. И. Слободчиков [6] предположил, что таким предельно общим понятием, позволяющим развернуть теорию развития субъективной реальности и его периодизации в онтогенезе, является понятие событийной общности, внутри которой и образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т. е. быть самобытным.
Корни этой гипотезы уходят прежде всего в пласт религиозно-философских представлений о человеческой реальности, связанных с именами М. Хайдеггера (тК-А^егет^ет), М. Бубера (Я и Ты), А. С. Хомякова (неслиянно-нераздельная соборность) и других. На психологическом уровне идея событийной общности теснейшим образом связана с фундаментальным представлением Л. С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции, об особом, находящемся между людьми, но никому лично не принадлежащем пространстве развертывания психических явлений, как о месте зачатия, вынашивания и рождения любой человеческой способности. В школе Л. С. Выготского интерпсихические общности были осмыслены как живые органы психических способностей, как каналы, связующие человека с теми пластами культуры, в которых данные способности опредмечены. И если человек не попадает в определенную общность или выпадает из нее, то у него не складывается или оказывается травмированным какой-то орган, связующий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются и соответствующие способности, развитие которых, по сути, и обеспечивается через данный канал.
Событийный подход к воспитательному пространству постепенно завоевывает признание педагогической науки и практики (Д. В. Григорьев, Н. Л. Селиванова, В. И. Слободчиков, А. А. Шибаева и др.) Уже сегодня он позволяет проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые событийные общности, выстраивать управленческие стратегии и тактики в соответствии с идеей создания динамической сети педагогических событий, привлекать к воспитательной деятельности разных специалистов и не-педагогов и др.
Событийная общность - взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с её будничными, но не менее важными делами. Она состоит из двух взаимосвязанных, но относительно самостоятельных общностей - семейной общности и педагогической общности УДО. Каждая из них выступает в качестве цели, объекта и инструмента воспитания, по отношению к детям она - среда их обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации. Данная общность складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система отношений (межличностных, деловых, эмоционально-психологических). Отношения в общности образуют своеобразное поле, проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных нормах, психологическом климате. Событийная общность семьи и УДО - это пространство
культуросообразного «со-бытия» детей и взрослых, динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий как моментов реальности, в которых происходит личност-но развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка (их со-бытие). При этом педагогическое событие выступает размерностью воспитательного пространства при условии, что взрослые, «встречаясь» с детьми, удерживают в сознании и деятельности цели и ценности воспитания, а дети самостоятельно, свободно и ответственно выбирают «со-трудничество» со взрослыми как режим жизнедеятельности. Компоненты событийной общности (ценности, цели, содержание, методы, средства и организационные формы) возникают как результат конвенционального согласования ценностно-смысловых позиций субъектов на досуг и семью как социокультурную ценность.
Однако интересы настоящего исследования требуют строгой идентификации семьи и УДО с позиции учения о социальных организованностях и событийных общностях. В соответствии с концепцией В. И. Слободчикова, УДО (как и школа) не является общностью, так как она представляет собой целевое объединение людей по заранее определенной структуре. В силу этого УДО следует отнести к организациям. Внутри учреждения как организации должны возникать и возникают событийные общности в границах коллектива, объединяющие педагогов, воспитанников, родителей, других субъектов педагогического процесса: спонсоров, шефов и др. Именно здесь, в коллективе, кроется возможность возникновения событийной общности семьи и УДО.
Является ли семья общностью? Думается, что современная семья, является событийной общностью в силу того, что в неё не входят на определенных условиях (за исключением некоторых нетипичных случаев усыновления), в семье встречаются (в том числе особым образом новорожденный встречается с людьми, близкими ему, любящими его, нужными ему). Семья не организация еще и потому, что она создается общими усилиями её членов, в том числе усилиями вновь вступающих младенцев, которые своим появлением приносят в семью всё новые и новые нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия. Семья - событийная общность также потому, что ей, как правило, чужды конкуренция и соперничество, на неё распространяются только те закономерности общения и взаимоотношений, которые они принимают как адекватные ей. Для семьи характерна устойчивая духовная связь между её членами, взаимопонимание; в рамках семьи в полной мере реализуется диалог и как форма общения, и как форма бытия. В семье актуализируется, реализуется высшая форма со-бытия - любовь (супружеская, сыновья, дочерняя, братская и т. п.). В семье имеет место гармония отношений и связей, что является характерным признаком событийной общности [4]. Таким образом, семья в силу своей природы уже в определенном смысле подготовлена к со-бытию с другими в рамках сообщества более крупного размера.
Анализ исследований по проблеме позволил рассмотреть событийную общность как воспитательное пространство, которое определяется не как данность, а как процесс и результат накопления в аппроксимации (в приближении) «мягких» событий -событий, порождающих не глобальные, а локальные изменения. Руководствуясь приведённой логикой, Д. В. Григорьев строит онтологическую концепцию воспитательного пространства, в которой этот феномен сосредоточен в некой точке пересечения, «точке интенсивности» (М. Мамардашвили) с феноменом воспитания и пространства. Действительно, со-бытие взрослого и ребёнка как сущность воспитания «встретилось» с событием как сущностью пространства. Событие пространства раскрылось как момент реальности, в которой происходит со-бытие людей.
Вполне очевидной становится социальная потребность в разработке и создании событийной общности семьи и УДО, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, что содействует обогащению инновационного потенциала полифункциональной жизнедеятельности УДО, обеспечивает целенаправленное взаимодействие субъектов культурно-досугового пространства, разворачивается в рамках личностно-развивающих событийных обществ детей и взрослых (педагоги, родители), действующих в режиме педагогических событий.
Положение о необходимости создания единого культурно-досугового пространства семьи [5, с. 67-73] и УДО с целью духовного взаимообогащения и взаиморазвития субъектов включает в себя тезис о несомненной важности подобного проектирования в контексте разработанного нами интегративно-событийного подхода, ценностно сопрягающего личностно развивающий функционал социальных общностей разного уровня и соответствующих потенциалов событийного, онтологического, амбивалентного и социокультурного подходов.
Интергативно-событийный подход к проектированию событийной общности семьи и УДО обращен на осмысление воспитания через дуальную оппозицию (амбивалентный подход), к раскрытию внутренних резервов педагогического процесса в опоре на закономерности развития личностных потенциалов ребенка (онтологический подход), осмысливается взаимодействие как «со-бытие» «образующегося» человека и педагога, субъективно-значимая ценностно-смысловая общность переживания ими объективных событий на фоне повседневной жизни (событийный подход) [3].
Интеграция событийного, амбивалентного подходов в педагогике предполагает наличие в жизни подрастающего поколения ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Сущность этого феномена предстает в непротиворечивой оппозиции процессов автономизации (обособления) и культурной идентификации личности (социокультурный подход), взаимодополняющих друг друга. Это условия бытийного преобразования человека в семейной досуговой деятельности (семьеориентированный подход), где актуализируются внутренние источники личностного роста, субъектного становления: самоутверждения, самореализации, самосовершенствования.
Идея социокультурного проектирования событийной общности устанавливает акцент на «выращивании» личностно-развивающих событийных общностей детей и взрослых в рамках совместной досуговой деятельности, на гуманизации отношений. Правила взаимоотношений внутри общности устанавливаются на полном доверии самоорганизации, ориентации на антропоцентризм, толерантности, отсутствии конкуренции и соперничества, в том числе и диалог, полилог, взаимопонимание.
В Оренбургской области накоплен опыт по проектированию событийной общности семьи и УДО, отражающий актуальные требования к данному типу образовательного учреждения и обеспечивающий эффективное удовлетворение потребностей детей и их родителей в совместной досуговой деятельности. Семейный клуб как одна из форм деятельности в системе дополнительного образования детей нами определяется как событийная детско-взрослая общность, в которой выделяются два аспекта функционирования: защитная функция (апологетика сохранности детской самобытности, наращивание собственной жизнеспособности, самостоятельности ребенка); и воспитательная функция (приобщение ребенка к родовой человеческой сущности). Социализация ребенка происходит в семейном клубе наиболее успешно, если:
1) клуб выступает по характеру своей деятельности как самоорганизующаяся общность, отражающая интересы различных типов семей, отличающихся по структурным и возрастным признакам;
2) созданы условия для освоения ребенком набора социальных ролей и способов коммуникативного взаимодействия в различных видах досуговой деятельности;
3) реализованы межпоколенные связи, создающие для индивида «расширяющуюся действительность», в которой тот действует, познает и общается, осуществляя вхождение в социум;
4) активное социальное взаимодействие ребенка с различными субъектами в клубе способствует формированию социальной компетентности и обеспечивает его включенность в систему внутрисемейных отношений.
Семейные клубы как форма взаимодействия педагогов и специалистов дополнительного образования с детьми и их родителями могут создаваться по конкретным направлениям дополнительного образования детей: семейный клуб общения, творчества и путешествий, семейные исторические клубы, туристские семейные клубы, инте-
гративный семейный клуб для детей с особыми проблемами и их родителей и т. д., имеющие общую цель - возможность живого, непосредственного, равноправного общения в дружеском кругу.
Встречи в семейном клубе происходят по средам. Вообще, само слово «среда» многозначно. Это и середина недели, и среда для общения, и посредник. В рамках семейного клуба проходят различные занятия и тренинги, «посиделки» и ритуалы, походы и представления. Главное же - сама атмосфера семейного клуба, его люди.
Реализуемая модель интегративного семейного клуба может служить важной ступенью в процессе выработки общего языка между семьями, воспитывающими детей, не вписывающихся в рамки общепринятых учебных учреждений, чувствующих себя в изоляции, и другими группами населения. Данная форма работы призвана служить переходным «мостиком» к осуществлению интеграции людей с особенностями в развитии в более широкий контекст общества.
Основные цели работы семейного клуба общения, творчества и путешествий:
1) возрождение и сохранение культурных традиций - история рода, семьи; фольклорные и семейные праздники, фольклорные игры; ремесла;
2) интеграция - воссоединение семей: семейное творчество, семейный туризм, семейные проекты;
3) эффективное взаимодействие между родителями и детьми на всех уровнях (в том числе эмоциональном и телесном), умение вместе искать выход из сложных ситуаций: совместные занятия подвижными играми, физкультурой и спортом;
4) совместная организация досуга: проведение праздников, каникул, свободного времени.
В клубе могут также участвовать семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями. Общение родителей и детей друг с другом позволяет обмениваться положительным опытом, осознавать уникальность и неповторимость каждой семьи. Общение с семьями, в которых есть дети с проблемами, помогает другим родителям подумать о безусловной любви, учит не сравнивать ребенка с другими детьми, а радоваться его личным достижениям и успехам. Одна из задач семейного клуба: помочь семьям по-настоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных ситуациях.
В процессе общения в кружках, совместного творчества возникают дружеские отношения в коллективе, взаимопомощь. Увлеченность детей заставляет и родителей участвовать в работе кружков, интересоваться и жить интересами своих детей, образуя клуб семейного творчества. Пожалуй, это самое большое достижение, когда родители приходят в кружок вместе со своими детьми и помогают детям в этом интересном занятии, ведь совместные интересы и совместный труд как ничто другое сближают и способствуют взаимопониманию в семье. Таким образом, не только дети, но и их родители приобщаются к жизни клуба, что способствует поиску новых форм общения, поэтому создаются семейные клубы, основной целью которых является усиление роли семьи в воспитании ребенка, поиск общих интересов и приобщение к увлекательному полезному досугу вместе с семьей. Работают открытые мастерские, в которых дети совместно с родителями в выходные дни мастерят что-то для дома, семьи.
Целью семейного спортивно-туристического клуба является улучшение здоровья и психологического климата в семье, имеющей детей-подростков. В Оренбургском крае увеличивается число туристских семей и семейных туристских клубов. Объединяет участников увлечение туризмом, активный отдых, любовь к родному краю, стремление к личным открытиям прекрасных уголков природы, здоровый образ жизни, с полным переключением от городских дел к естественной жизни на природе. В их планах - походы в пещеры, переходы по гористой местности Среднего Урала, купание в водоемах, осмотр памятников природы: живописных скал-останцев, скал-«писаниц» с рисунками первобытного человека, мест жертвоприношений первобытных людей, подъем на горные смотровые площадки, походы на байдарках и т. п.
Таким образом, значимость данного исследования заключается в теоретико-методологическом осмыслении возможностей возникновения и бытия событийной общности семьи и УДО, практическая работа исследователя, субъектов образовательного процесса по созданию предпосылок, условий, способствующих бытию этой общности. В этом заключается стремление оказать помощь, поддержку всякому субъекту образования и в первую очередь ребёнку найти ту форму со-бытия, которая имманентна природному механизму становления его субъектности, индивидуальности, естественной, генетически обусловленной устремлённости к обустройству своего бытия в рамках какой-то событийной общности.
Выявленная нами характеристика событийной общности как воспитывающей среды, как «контекста» разделенных смыслов, а по сути как среды взаимопонимания, требует использования таких форм со-бытия, которые бы способствовали расширению и обогащению физического и культурного пространства жизнедеятельности субъектов, духовному, эмоциональному общению педагогов, детей и родителей.
Библиографический список
1. Борытко, Н. М. Онтологическое понимание современного воспитания / Н. М. Борытко // Эйдос: Интернет-журнал. - 2007, 1 марта. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
2. Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества /О. И. Волжина. - М., 2001.
3. Григорьев, Д. В. Воспитательная система от А до Я / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, Л. И. Виноградова. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.
4. Маломоркина, Г. С. Педагогические условия становления событийной общности семьи и школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Псков, 2003. - 267 с.
5. Новикова, Л. И. Повседневность и семья как воспитательное пространство / Л. И. Новикова // Педагогика. - 2003. - № 6.- С. 67-73.
6. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М., 1995. - 384 с.
7. Соловьев, В. А. Смысл любви / В. А. Соловьев. Сочинения. - М., 1988. - С. 140.
© М.И. Болотова, 2009
Болотова Марина Ивановна — кандидат педагогических наук, Дата поступления
доцент кафедры педагогики дополнительного образования гОу статьи в редакцию:
ВПО «Оренбургский государственный педагогический универси- 14.03.2009 г.
тет»