УДК 371.7.037.1 ББК 4491.35
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.И. Болотова, Л.М. Степанова
Оренбургский государственный педагогический университет
FORMATION OF A CHILD’S SOCIAL HEALTH IN INTERACTION OF A FAMILY AND ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS
M. Bolotova, L. Stepanova Orenburg State Pedagogical University
Рассматривается взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и семьи при формировании социального здоровья ребенка, анализируется одна из форм детско-взрослой общности - семейный клуб в рамках региональной модели, обеспечивающей целенаправленное взаимодействие субъектов культурно-досугового пространства.
Ключевые слова: социальное здоровье личности, учреждение дополнительного образования, семейный клуб.
The article investigates interaction of a children’s additional education institution and a family in formation of a child’s social health. One of the forms of children and adults community (family club) is analyzed within the framework of a regional model. The model provides purposeful interaction of individuals in a cultural and leisure area.
Keywords: social health of a person, institution of additional education, family club.
Как специфический феномен общественной жизни семья развивается вместе с социумом и является показателем ценностного измерения общества. Строя стратегическую задачу по отношению к семье, государство содействует раскрытию ценностного значения семьи путем широкого распространения информации о ее позитивных возможностях, оказывает всемерную поддержку российским семьям, которые строят свою жизнь исходя из следующих принципов: высокие духовность и нравственность, уважение к историческому прошлому и российским традициям; семья формирует толерантные отношения в семье и полиэтническом, многоконфессиональном российском обществе; современные знания и качественное образование родителей и детей, к которым они стремятся на протяжении всей жизни, являются основой физического и социального здоровья семьи, залогом успешного развития общества.
В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет со-
циального здоровья. Под социальным здоровьем понимаются состояние личности в обществе, ее социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность на основе общечеловеческих ценностей и социальных норм. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей.
В рамках нашего исследования процесс формирования социального здоровья личности ребенка соотносится с формированием его социально-нравственных качеств в событийной детско-взрослой общности, что и является объектом нашего исследования. Опираясь на философские исследования по проблеме бытия и со-бытия, определяющих сущность «бытия в мире», «бытия с другим (со-бытие)» и главное «бытия для другого», исследуемый феномен соотнесен в работе с типологией событийных общностей [1], с процессом воспитания личности на основе онтологического подхода в психологии и идеями событийного подхода в педагогике.
Анализ исследований способствовал вы-
Болотова М.И., Степанова Л.М.
явлению интегративной сущности социальнонравственных качеств личности, так как часть их следует отнести к группе характеристик, отражающих эмоционально-нравственную сферу личности и ее систему ценностных ориентаций: гуманность, эмпатия, совестливость, оптимизм, чувство собственного достоинства; ценностями выступают счастье, совесть, добро, истина, вера, красота, сострадание, сочувствие и др.; другая часть характеристик относится к морально-волевым качествам, отражающие деятельностный признак, проявляющиеся в открытом социальном действии на основе интериоризированных моральных требований и социальных норм, исходящих от общества: свобода («свободы-для»), уверенность, защищенность, мобильность, трудолюбие, рефлексивность, сознательная ответственность, коллективизм; ценностями выступают -справедливость, свобода, ответственность, долг, воля, равенство, верность, честь и др. Интериоризация ценностей первой группы способствует представлениям о возможности свободного соотнесения личностью принципов добра и зла; второй группы - обеспечивает формирование персональной ответственности, саморегуляции, социально адекватного общения, социально полезных навыков поведения, просоциального поведения личности.
В данной работе особое внимание уделено подростковому возрасту, так как процессы социального движения «я и общество» [3, с. 15] становятся особо актуальными именно в этом возрасте: формируются собственные нравственные взгляды, убеждения, ценности, жизненные перспективы; сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении, принятые моральные требования становятся убеждениями, увеличивается автономность нравственных убеждений и отражающее их нравственное поведение воспитанника; формируются личностные смыслы жизни; возникает потребность в социальном творчестве.
Таким образом, для исследования важна мысль, что формирование социально-нравственных качеств детей начинается в «живой детско-взрослой со-бытийной общности», в которую могут входить педагоги, учащиеся, сверстники, родители и другие участники образовательного процесса [2]. Событийная общность задается системой связей и отношений ее участников. В ней разворачиваются два базовых процесса развития: отождествле-
ния (слияния) и обособления (автономиза-ции), задающие основное противоречие, разрешение которого определяет развитие событийной общности. В осознанных и принятых подростком ценностях, которые существуют и реализуются в ситуации со-бытия, воплощается «личность для себя» и «личность для общества».
В современных условиях важным институтом сохранения и укрепления социального здоровья личности выступает учреждение дополнительного образования (далее по тексту -УДО), которое по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Одним из приоритетных направлений развития УДО является создание открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и, прежде всего, с семьей [4].
Современная система дополнительного образования детей, обладающая гибкостью и вариативностью, становится сферой социального партнерства, той детско-взрослой общностью, в которой выращиваются деятельностные нравственные образы и представления Будущего. Именно с такой миссией дополнительного образования сегодня ряд ученых все чаще начинают связывать его социальную эффективность и востребованность.
Целевые ориентиры современного УДО связаны с проектированием событийных общностей, обеспечивающих человеку способность быть подлинным субъектом общественной жизни, культуры и исторического действия, а соответственно и субъектом собственной жизнедеятельности и собственного развития. Такое понимание УДО детей действительно может обеспечивать целостность жизни личности, а главное - целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь различных типов детско-взрослых общностей, профессиональных сообществ и форм их жизнедеятельности в социокультурном пространстве региона. Именно с этой точки зрения детско-взрослая общность выступает как субъект образования.
В нашем исследовании акцент делается на семейную общность как на событийную общность, так как для нее, как правило, чужды конкуренция и соперничество, на нее распространяются только те закономерности общения и взаимоотношений, которые они принимают как адекватные ей. Для семьи
характерна устойчивая духовная связь между ее членами, взаимопонимание; в рамках семьи в полной мере реализуется диалог и как форма общения, и как форма бытия. В семье актуализируется, реализуется высшая форма события - любовь - супружеская, сыновья, дочерняя, братская и т.п. В семье имеет место гармония отношений и связей, что является характерным признаком со-бытийной общности. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», формируется социальное здоровье, усваиваются первые социальные и нравственные нормы и правила.
Семья и УДО в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты. Совместная досуговая деятельность дает большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка. Выходы на культурно-мас-совые мероприятия, семейные праздники, соблюдение семейных традиций - все это душевно обогащает ребенка, он получает эмоциональную разрядку и чувство значимости, не говоря о том, что все эти мероприятия сближают детей с родителями.
Авторский интегративно-событийный подход как теоретическое основание формирования социального здоровья подростка в событийной общности семьи и УДО способствует раскрытию социально-ценностной обусловленности культурно-досугового пространства через нормативные и интерпретивные характеристики (нормативно-интерпретативный подход) с учетом закономерностей развития личностных потенциалов ребенка в социальноценностной деятельности (системно-деятелъ-ностный подход), осмысливающий взаимодействие «образующегося» человека и взрослого как «со-бытие» (событийный подход) на основе ценностно-смысловой составляющей деятельности (ценностно-смысловой подход).
В ходе анализа нами выявлены основные характеристики событийной детско-взрослой общности: рефлексивная (общность проявляется как «поле интеллектуального напряжения», возникает вокруг коллективной познавательной деятельности, коллективного обсуждения, целеполагания и планирования, процессов
коллективного анализа и рефлексии); эмоционально-психологическая (совместные эмоциональные переживания, эмпатийное взаимопонимание, где общность проявляется как «эмоциональное единство», групповая эмоциональная идентификация, чувство МЫ); ценностно-смысловая (индивидуальные и групповые ценности и смыслы, которые проявляются как «поле морально-нравственного напряжения», единое ценностно-смысловое пространство, ценностно-ориентационное единство); коммуникативно-деятельностная (индивидуальные и совместные действия и деятельность внутри общности, значимое общение, межпозицион-ное взаимодействие). А также определены компоненты событийной детско-взрослой общности (ценности, цели, содержание, методы, средства и организационные формы), которые возникают как результат конвенционального согласования ценностно-смысловых позиций субъектов через семантическую пару «социальное - нравственное», и функции данной общности: эмотивная, идентифицирующая, ценностно-нормативная, отношенческая, коммуникативно-деятельностная, когнитивнорефлексивная.
В Оренбургской области накоплен определенный опыт по созданию общности семьи и УДО, обеспечивающей эффективное удовлетворение потребностей детей и их родителей по формированию социального здоровья в совместной досуговой деятельности. В качестве примера приведем фрагмент целевой программы социокультурного развития «Возрождение, сохранение и пропаганда семейных традиций, реликвий и организации семейного досуга» в Октябрьском районе Оренбургской области, целью которой является формирование детско-взрослой «дружественной» общности, включающей семью, УДО, отдел образования, прессу, различные культурно-досуговые учреждения и др. Как видно, общность не может быть замкнута в стенах одного учреждения, иначе она не способна быть развивающей средой. Важным звеном в интеграционном процессе является степень открытости общности.
Содержание данной целевой программы ярко высвечивается в организации таких «событий», как информационная рубрика «Свет родного очага» в газете «Заря», клубы «Лад», «Семья», «Очаг», краеведческая работа «Семейные династии района», районный праздник многодетных семей «Свет родного очага» и т. п. Актуальность программы обусловлена
Болотова М.И., Степанова Л.М.
оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой семейных традиций; падением уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованностью духовного потенциала русской культуры; утратой семейных форм культурного сотворчества; взаимонепонима-нием «детей» и «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям отцов. Цель программы - приобщение к духовному миру культуры родного края, семьи; воспитание навыков и любви к совместной деятельности детей и родителей; формирование глубоких и доверительных отношений детей и родителей в процессе совместной досуговой деятельности. Форма реализации программы - досуговый семейный клуб, городки, лапта, игра в гусей, игра в красочки, игра в 12 палочек и т. д.
Семейный клуб определяется нами как событийная детско-взрослая общность, в которой выделяются два аспекта функционирования: защитная функция - апологетика сохранности детской самобытности, наращивание собственной жизнеспособности, самостоятельности ребенка; и воспитательная функция - усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения в ценностно-смысловой сотрансформации субъектов взаимодействия.
Семейные клубы могут создаваться по конкретным направлениям деятельности дополнительного образования: Семейный клуб общения, творчества и путешествий, Семейные исторические клубы, Туристские семейные клубы, интегративный семейный клуб для детей с особыми проблемами и их родителей и т. д., имеющие общую цель - возможность живого, непосредственного, равноправного общения в дружеском кругу.
Реализуемая модель интегративного семейного клуба для детей с особыми проблемами и их родителей может служить важной ступенью в процессе выработки общего языка между семьями, воспитывающих детей, не вписывающихся в рамки общепринятых учебных учреждений, чувствующих себя в изоляции, и другими группами населения. Данная форма работы призвана служить переходным «мостиком» к осуществлению интеграции людей с особенностями в развитии в более широкий контекст общества. Проводятся семинары для родителей в рамках тематики «Семья как поле битвы: социальные симптомы и экзистенциальные тупики», «Социальное здоровье его аспекты», «Качества со-
циально здорового человека», «Социальное здоровье как фактор социальной реализации человека». Социальные педагоги, психологи помогают родителям разбираться в таких сложных проблемах, как «Семейный хронотоп: пространство семьи, специфика семейной памяти», «Проблемы толерантности в семье», «Семейные конфликты и их репрезентация в культуре».
В клубе также могут участвовать семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями. Общение родителей и детей друг с другом позволяет обмениваться положительным опытом, осознавать уникальность и неповторимость каждой семьи. Общение с семьями, в которых есть дети с проблемами, помогает другим родителям «вспомнить» о безусловной любви, учит не сравнивать ребенка с другими детьми, а радоваться его личным достижениям и успехам. Одна из задач семейного клуба: помочь семьям по-настоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных ситуациях. Для членов клуба организуются встречи со специалистами, например, беседа «Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения детьми», тренинг-игра «Педагоги и родители», психологические занятия «Шаг навстречу», что способствует оказанию помощи в «перестройке» отношений между подростком и родителями, повышению психологической грамотности родителей, обмену опытом воспитания.
В процессе общения в кружках совместного творчества возникают дружеские отношения в коллективе, взаимопомощь. Увлеченность детей заставляет и родителей участвовать в работе кружков, интересоваться и жить интересами своих детей, образуя клуб семейного творчества. Работают открытые мастерские, где дети совместно с родителями приходят в выходные дни и мастерят что-то для дома, семьи. Члены клуба учувствуют в региональном конкурсе-выставке «Творческая семья», программа которого включает следующие формы работы: «Представление семейной команды» - рассказать о своей семье, о традициях, об увлечениях в любой интересной форме; «Презентация творческой работы» - раскрыть идею и содержание; «Мир увлечений» - проявление разносторонних и творческих способностей всех членов коллектива: танец, песня, стихотворения, изготовление поделок.
Целью семейного спортивно-туристического клуба является улучшение здоровья и психологического климата в семье, имеющей детей-подростков. В Оренбургском крае увеличивается число туристских семей и семейных туристских клубов. То, что объединяет участников, это увлечение туризмом, активный отдых, любовь к родному краю, стремление к личным открытиям прекрасных уголков природы, здоровый образ жизни, с полным переключением от городских дел к естественной жизни на природе. В их планах - походы в пещеры, переходы по гористой местности Среднего Урала, купание в водоемах, осмотр и подъем на памятники природы - живописные скалы-останцы, скалы «писаницы» с рисунками первобытного человека, места жертвоприношений первобытных людей, смотровые площадки на вершинах гор, брод через речку, походы на байдарках и т. п.
Обобщая, подчеркнем, что в данном педагогическом исследовании феномен «социальное здоровье» соотнесен с формированием социально-нравственных качеств подростка, являющихся основой для гармонизации взаимодействия личности и социума; выстраивания отношений подростка с окружающим миром и с собой, как частью этого мира в совместной деятельности. Ресурсом и средой,
обеспечивающей формирование социального здоровья подростка, является детско-взрослая со-бытийная общность, реализующая содержание социальных и нравственных норм и ценностей в социально-ценностной деятельности. Семейный клуб как форма детско-взрослой общности в УДО способствует укреплению социального здоровья субъектов, духовному, эмоциональному общению детей и родителей, делает семью социально здоровой ячейкой общества.
Литература
1. Воропаев, М.В. Воспитательные системы в социальном институте: моногр. / М.В. Воропаев // Образование: исследовано в мире: Междунар. науч. педагог. Интернет-журн. —www.oim.ru
2. Маломоршна, Г. С. Педагогические условия становления событийной общности семьи и школы: дис. ... канд. пед. наук /Г.С. Мало-моркина. - Псков, 2003. - 267 с.
3. Фельдштейн, Д.И. Человек как созидатель и носитель социального / Д.И. Фельдштейн. - М., 2007. - 240 с.
4. Щетинская, А.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие / А.И. Щетинская, О.Г. Тав-стуха, М.И. Болотова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. - 486 с.
Поступила в редакцию 11 ноября 2010 г.