Научная статья на тему 'Организация семейного туристского отдыха «“Мамский туризм”, или отдых с препятствиями»'

Организация семейного туристского отдыха «“Мамский туризм”, или отдых с препятствиями» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ ТУРИЗМ / FAMILY TOURISM / СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ / FAMILY RECREATION / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / AVOCATIONAL TOURISM / ПОХОДЫ С ДЕТЬМИ / HIKING WITH CHILDREN / "МАМСКИЙ ТУРИЗМ" / "MOTHERLY TOURISM"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подлевских Александра Никитична

Автор делится 7-летним опытом организации семейных самодеятельных походов, рассчитанных в первую очередь на семьи с малышами от рождения до 10 лет. Данный вид путешествий рассматривается автором как средство социальной и психологической реабилитации молодых матерей, посредством погружения их в социокультурную среду туристского походного коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of family tourist recreation «Mamsky tourism» or «Holidays with obstacles»

The author shares by his 7 years of experience in the organization of amateur family hikes, designed especially for families with babies from birth to 10 years. This type of travel is regarded by the author as a means of social and psychological rehabilitation of young mothers, by immersing them in the sociocultural environment of the tourist marching band.

Текст научной работы на тему «Организация семейного туристского отдыха «“Мамский туризм”, или отдых с препятствиями»»

УДК 37.061; 366-058; 379.83/.84; 379.846; 379.852

А. Н. Подлевских

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ТУРИСТСКОГО ОТДЫХА «"МАМСКИЙ ТУРИЗМ", ИЛИ ОТДЫХ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ»

Автор делится 7-летним опытом организации семейных самодеятельных походов, рассчитанных в первую очередь на семьи с малышами от рождения до 10 лет. Данный вид путешествий рассматривается автором как средство социальной и психологической реабилитации молодых матерей, посредством погружения их в социокультурную среду туристского походного коллектива.

The author shares by his 7 years of experience in the organization of amateur family hikes, designed especially for families with babies from birth to 10 years. This type of travel is regarded by the author as a means of social and psychological rehabilitation of young mothers, by immersing them in the socio-cultural environment of the tourist marching band.

Ключевые слова: семейный туризм, семейный досуг, самодеятельный туризм, походы с детьми, «Мамский туризм».

Keywords: family tourism, family recreation, avocational tourism, hiking with children, «Motherly tourism».

С появлением в семье маленького ребенка у многих женщин, которые до беременности вели активный образ жизни, возникает ощущение собственной беспомощности перед обстоятельствами, цикличностью и однообразностью жизни. Зачастую это состояние усугубляется послеродовой депрессией. Действительно, до появления малыша женщина сама решала, чем заниматься, могла позволить себе любые путешествия, общение с разными людьми в удобном режиме, любую спортивную деятельность по предпочтению и вдруг - миллион ограничений. Даже если при этом в семье все хорошо и отец принимает активное участие в жизни ребенка - для такой молодой матери изменение социального статуса - это, чаще всего, не только безусловная радость и ощущение собственной функциональной состоятельности, но и серьезный стресс, обусловленный существенным изменением стиля жизни и, в значительной

мере, Я-концепции, сопровождаемый сенсорной депривацией и ощущением экзистенциального вакуума.

Психоэмоциональное состояние, в котором находится такая мама, хотя и не является по настоящему «девиантныш» [1] в классическом понимании, но способно оказать негативное влияние на взаимоотношения мать - ребенок, что в дальнейшем может отразиться на развитии малыша. Соответственно, такие мамы также нуждаются в социально-психологической поддержке, как и мамы с ярко выраженными «девиациями материнской функции» [2].

До настоящего времени в нашем обществе мама, вышедшая с малышом не в коляске, а, допустим, в слинге или эрго-рюкзаке и не на детскую площадку или в парк гулять, а, например, на ориентирование или горнолыжный склон, вызывает некоторую оторопь и косые взгляды. В последнее 10-летие в обществе наметилась тенденция социального одобрения подготовки к материнству в ключе так называемого «активного» и «осознанного» родительства, однако большинство социальных институтов, направленных на обеспечение функции поддержки и сопровождения молодых матерей, больше внимания уделяют дородовой подготовке и ведению социально неблагополучных семей.

При этом в Санкт-Петербурге и Москве процент семей, сталкивающихся с вышеописанными проблемами, достаточно велик. Родители, пытающиеся продолжать вести активный образ жизни, зачастую сталкиваются с общественным неодобрением. Их воспринимают как самодуров, наносящих вред ребенку, не заботящихся о его безопасности.

Рассмотрим проблему с другого ракурса. По мнению отечественных психологов, для успешного развития ребенка до 7 лет необходима совместная деятельность с родителями как удовлетворение его базовой возрастной потребности. Однако современные родители часто подменяют эмоциональную близость в процессе общей деятельности с ребенком методичной подготовкой к учебе в будущем или прогулками по магазинам, исходя из сложившихся социальных установок, занятости, своих страхов и элементарного отсутствия доступных альтернатив [3].

Активное туристское путешествие всей семьёй, в силу своей специфики, является не только средой для совместной деятельности, но и условием эмоционально насыщенного со-бытия родителей с ребенком. Такое путешествие может стать необходимой и ребенку и родителям альтернативой времяпрепровождения.

В статье О. И. Белякова и И. В. Мещерякова «Семейный туризм как форма досуговой деятельности» [4] внимание акцентировано на следующих задачах, решаемых с помощью семейного туризма:

- создание условий для повышения сплоченности семьи и установления эмоционального контакта, взаимопонимания, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родитель-ских отношений, реализации семейных ценностей;

- реализация потребности в отдыхе и физической активности;

- формирование ориентации на здоровый, активный образ жизни и освоение здоровьесберегающих технологий;

- способствование активной социализации детей: совместная работа, сотрудничество, взаимодействие в команде создают естественные условия для приобретения социального опыта у детей.

Традиция активного самодеятельного семейного туризма в России, вернее, тогда еще в СССР, особенно сильно начала развиваться в 70-х гг. XX в. Ежегодно множество советских семей отправлялось на байдарках и пешком в разнообразные туристские походы в свои отпуска и каникулы. Способствовали расширению этого явления и активная пропаганда и финансовая поддержка туристской деятельности на государственном уровне. Так, постановлением Президиума ВЦСПС от 14 марта 1969 г. «О приеме на туристских маршрутах родителей с детьми» Центральный совет по туризму и экскурсиям обязывался обслуживать туристов с детьми в возрасте от 12 лет и старше при наличии на них такой же путевки, как и для взрослого. А в 1975 г. были разработаны радиальные туристские маршруты для семей с семилетними детьми, проходящие через специальные турбазы, и маршруты выходного дня [5].

Что касается профессиональных туристов, то туризм для них являлся одним из самых популярных видов семейного досуга и регулировался имеющимися потребностями у родителей.

У современных родителей потребности те же, а вот одобренных и доступных средств для их удовлетворения, как ни странно, меньше. Поехать с ребенком в отпуск, купив путевку в отель «все включено», сейчас могут многие, это модно, это принято, это, в конце концов, «безопасно», но чаще всего такая поездка - это просто бессистемное накопительство визуальных или материальных впечатлений. В то время как туристское самодеятельное путешествие с ребенком - это, в первую очередь, совместное преодоление

трудностей, дающее и эмоциональную близость, и общие настоящие впечатления.

Но на такое путешествие легко решаются только родители, которые занимаются туризмом профессионально. А что же делать родителям, которые до рождения ребенка никогда не выезжали в лес с палаткой?

Для таких родителей и был создан проект «Мамский туризм». В первую очередь в нем нуждаются родители с детьми от 0 до 3 лет. Хотя, безусловно, не менее полезным он будет и для родителей с детьми постарше.

В 2014 г. проекту «Мамский туризм» исполнилось 5 лет.

Все началось в 2009 г., когда два молодых педагога дополнительного образования, руководители подросткового туристского клуба «СКИФ» из Санкт-Петербурга, по совместительству молодые мамы, поняли, что они просто не смогут не пойти в поход этим летом.

Но не пойдешь же с подростками по их маршруту, если у тебя на руках 2-летний путешественник. Конечно, есть исключения из правил, но в любом случае такой участник - это серьёзная нагрузка на группу. А быть обузой не хотелось, и тогда возникла идея альтернативного похода.

В июле 2009 г. подростки клуба «СКИФ» шли в пешеходный поход по Крыму от Бахчисарая до Ялты. И параллельно с ними, немного по другой программе, отправилась в путь первая группа «Мамского».

В составе этой группы было 3 мамы и 5 детей от 2,5 до 4 лет. В последующих походах количество участников колебалось от 8 до 16 взрослых (и мам и пап), а, например, в 2011 г. был побит своеобразный рекорд - в группе было 25 детей от 6 месяцев до 7 лет.

За 5 лет было организовано 8 походов по Горному Крыму и Краснодару. За это время в проекте приняли участие более 50 семей из Санкт-Петербурга и Москвы.

Данный проект не является коммерческим. Организаторы «Мамских» походов, руководители подросткового туристского клуба «СКИФ», изначально позиционируют всех участников полноправными членами походного сообщества. При желании любой участник может повлиять на мероприятие как на стадии планирования маршрута, так и в процессе проведения.

Основной целью проекта «Мамский туризм» является создание условий для социальной и психологической реабилитации мам с детьми от 0 до 5 лет.

Что подразумевается под социальной реабилитацией?

Формирование у молодых мам позитивного опыта активного образа жизни совместно с ребенком. Расширение их социальных связей. Стимулирование активной жизненной позиции и социальной смелости. Профилактика сенсорной депривации и состояния беспомощности через успешное преодоление трудностей, смоделированных организаторами.

Какие еще задачи решаются в процессе совершения такого путешествия?

Естественно, оздоровление детей и родителей, получение участниками опыта участия и организации самодеятельного туристского путешествия, консультирование и фоновая психологическая коррекция поведения родителей по вопросам взаимоотношений родителей с ребенком и взаимоотношений ребенка в детском дошкольном коллективе.

Рассмотрим «Мамский туризм» с точки зрения организационного аспекта.

В чем же особенность «Мамского» туризма?

Во-первых, в специфике планирования маршрута.

Маршрут похода с маленькими детьми формируется, в первую очередь, с учетом требований к их режиму и питанию. Сублиматы, консервированные продукты, так распространённые во «взрослых» туристских путешествиях, не очень хорошо подойдут для рациона туристов до 10 лет, поэтому при выборе точек стоянок обязательным условием является возможность приобретения свежих овощей, фруктов, молочных и мясных продуктов.

Кроме того, совершенно ясно, что родители с маленьким ребенком очень ограничены в передвижении. Ребенок от 0 до 8 л -это участник, для которого обычно требуется достаточно много личных вещей, которые он сам не сможет нести ни при каких обстоятельствах. Значит, необходимо так спланировать перемещение по маршруту, чтобы от стоянки до стоянки можно было перевезти снаряжение и оборудование на автотранспорте, а все интересные места и достопримечательности находились в пределах 3-4-часовой пешеходной прогулки.

Дополнительно важным фактором является необходимость иметь доступ в медицинское учреждение в случае экстренной ситуации. Для этого весь маршрут должен пролегать в пределах

и и и и

,5-часовой транспортной доступности от ближайшего районного

центра. Естественно, это касается и безопасности в целом, район проведения путешествия должен быть политически стабилен. Это же касается и погодных условий.

С учетом того, что оздоровление участников является одной из важнейших задач «Мамского» путешествия, при выборе точек стоянок предпочтение должно отдаваться стоянкам с водоемами, пригодными для купания, обеспеченных участками с тенью во избежание тепловых и солнечных ударов и минимальными удобствами (туалет, костровище, место для организации навесов от дождя), желательно еще электричество.

Также маршруты радиальных выходов к природным или культурологическим достопримечательностям были продуманы таким образом, чтобы дети не оказывались подолгу на открытых пространствах в дневное время.

Кроме того, потребность участников в событийной насыщенности путешествия также диктует свои требования к планированию маршрута. На каждый день организаторами должны быть предусмотрены разнообразные виды деятельности для участников. Это могут быть различные формы пешеходных экскурсий и радиальных выходов, автомобильные и конные поездки. Район путешествия должен изобиловать природными ландшафтами и культурологическими достопримечательностями. Очень хорошо для «Мам-ского туризма» подходят п-ов Крым и Краснодарский край. Эти районы являются общепризнанной зоной рекреации и помимо вышеперечисленных признаков также характеризуются малым количеством кровососущих или ядовитых насекомых.

Во-вторых, специфика «Мамского туризма» заключается в том, что это коллективное путешествие, предполагающее постоянное функционально-ролевое взаимодействие участников-родителей и социальное взаимодействие участников-детей.

В условиях такого взаимодействия к организаторам похода, безусловно, предъявляются серьёзные требования. Поскольку контингент обычно формируется стихийно, участники зачастую видят друг друга в походе впервые, руководитель должен обладать определенными психологическим и коммуникативными навыками для скорейшего формирования комфортного для всех участников коллектива, основанного на помогающих отношениях и взаимоуважении. Хорошо способствуют этому организуемые руководителями тренинги на знакомство и коммуникацию, которые кроме оказания

коррекционного эффекта дарят участникам дополнительные положительные впечатления [6]. При выборе правильной стратегии формирования коллектива большинство взрослых участников в процессе похода приобретают друзей на многие годы и получают необходимую психологическую помощь и поддержку не только от руководителей, но и от всей группы.

В то же время дети получают опыт взаимодействия в разновозрастном коллективе, регулируемом извне заинтересованными в них взрослыми. Подобное взаимодействие позитивно отражается на их развитии, происходит активный обмен накопленным опытом, улучшаются и развиваются коммуникативные навыки.

В целях стимулирования совместной деятельности родителей с детьми, организаторы «Мамского туризма» применяют разнообразные игровые методики, вовлекая в игру целиком семью. Зачастую вдохновленные родители-участники после первой же игры с удовольствием предлагают и проводят свои виды игровой и творческой деятельности. Создаются импровизированные театральные постановки, концерты талантов и творческие вечера. Более опытные мамы поводят мастер-классы, просто делятся своим накопленным опытом.

В условиях, сформированных в коллективе помогающих отношений, под влиянием внешних трудностей, преодолеваемых всей группой, многие проблемы, с которыми родители приходят, нивелируются и поддаются коррекции.

Ну, а в-третьих, для многих родителей путешествие с «Мам-ским туризмом» оказывается источником невероятного количества впечатлений, как внешних (походный опыт, разнообразные природные и краеведческие достопримечательности, опыт нахождения в туристском коллективе), так и субъективных, внутренних (опыт осмысления процесса преодоления трудностей путешествия, сопереживание событий с ребенком).

Туристское путешествие вообще характеризуется повышенной событийной насыщенностью, а если оно совершается с маленьким ребенком, то количество происходящих событий и отношения к ним увеличивается в разы.

Обилие впечатлений, положительный опыт преодоления трудностей, позитивный эмоциональный фон туристской группы, долгосрочное нахождение в коллективе единомышленников, разнообразие организованных видов деятельности. Для многих участников проекта «Мамский туризм» поход оказался отправной точной для изменения отношения к жизненным обстоятельствам и, в результате, изменения стиля жизни в целом.

Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов маршрутов «Мамского туризма». Обычно «Мамский» поход состоит из двух частей: активной и морской. Активная - предполагает 34 точки стоянки, от которых организованы пешеходные, конные и комбинированные радиальные выходы, и занимает 6-9 дней, морская - стационарна, однако предполагает выезды на экскурсии к природным и краеведческим достопримечательностям побережья.

Маршут Ж 1 (Крым)

Санкт-Петербург - г. Бахчисарай

Активная часть: г. Бахчисарай - водохранилище Эгиз-Оба (доставка на транспорте) - рад. выход г. Бахчисарай, экскурсия в Ханский дворец, рад. выход пещерный город Чуфут-Кале - тур база Исток (водохранилище Мангуп) (доставка на транспорте) - рад. выход пешеходный или конный на плато Мангуп (экскурсия на развалины крепости Мангуп) - автоэкскурсия пещерный город Эс-ки-Кермен - турстоянка «Кокозка» (доставка на транспорте) - рад. выход в «Большой Каньон Крыма» («Ванны Молодости») или посещение водопада «Серебряные струи» - кордон на плато Ай-Пет-ри (доставка на транспорте) - посещение вершины г. Ай-Петри -

спуск с плато Ай-Петри (спуск на фуникулёре) - переезд на морское побережье (мыс Айя).

Стационарная часть (на морском побережье):

- экскурсия в Балаклаву,

- морская прогулка,

- экскурсия в Скельскую пещеру (пос. Орлиное),

- экскурсия в Ялтинский зоопарк, Поляна сказок.

Мыс Айю (доставка на транспорте) - г. Севастополь -Санкт-Петербург

Маршрут Ж 2 (Крым)

Санкт-Петербург - г. Симферополь

Активная часть: г. Симферополь - плато Чатырдаг (тур стоянка Оникс - Тур) (доставка на транспорте) - рад. выход дикие пещеры Чатырдага - рад. выход г. Чатырдаг - рад. выход пещера Мраморная - пос. Лучистое (доставка на транспорте) - рад. выход авто-пеший плато Демерджи (Долина приведений) - рад. выход авто-пеший водопады плато Демерджи - г. Симферополь - г. Керчь

Стационарная часть (на морском побережье):

- рад. выход оз. Чокрак,

- рад. выход Катакомбы Керчи,

- рад. выход г. Керчь.

Город Керчь - Санкт-Петербург

Маршрут Ж 3 (Краснодарский край - Абхазия)

Санкт-Петербург - г. Армавир, трансфер до пос. Псебай (турбаза «Восход»)

Активная часть: пос. Псебай - рад. выход авто-пеший Кы-зыл-Бекские водопады - рад. выход пеший восхождение на плато с видами на Кавказский хребет (1200 м над уровнем моря) - рад. выход авто геотермальные источники - рад. выход авто-пеший доль-менный город х. Кизинка - трансфер до г. Армавир - (ж/д) Новый Афон.

Стационарная часть (на морском побережье):

- прогулка в Новоафонский монастырь св. Пантелеймона,

- прогулка по г. Сухум,

- рад. выход пеший ущелье реки Псырцха, грот Симона Ка-нанита,

- прогулка по г. Пицунда,

- рад. выход авто-пеший - восхождение на Иверскую гору к Анакопийской крепости,

- экскурсия в Новоафонскую пещеру.

Город Новый Афон - Санкт-Петербург

Отзывы участников:

«Я за активный познавательный отдых, что не всегда возможно с маленькими детьми (мы участвовали в «Мамском туризме» с Саней и Леной первый раз в этом году, моему сыну 2 года 11 месяцев). Здесь все было учтено: и пожелания мам, и возможности детей. Организаторы молодцы! Проект СУПЕР! Вы всегда можете рассчитывать на массу впечатлений, здоровое и полноценное питание, своевременную помощь, в том числе психологическую (иногда и она может понадобиться, так как ситуации бывают далеко не стандартные и трудности в походе неизбежны), приятное общение с единомышленниками. Дети имеют возможность общаться с природой и ребятами разного возраста, что дает серьезный и положительный скачок в их развитии. Советы: запаситесь терпением и вниманием по отношению к своим малышам, непромокаемыми вещами и вперед на встречу с приключениями!»

«Вместо того, чтобы лежать тюленями на пляже, присоединились к группе и ни разу не пожалели об этом. Действительно, постоянно была двигательная активность, постоянно видели что-то новое, получали новые впечатления и эмоции. Те, кто хотел, могли денек-другой расслабиться, остаться в лагере, но мы с детьми старались выжать по максимуму из возможного».

«В лагере подобралась удивительно гармоничная компания как детей, так и взрослых. Взрослые дети нашли себе новых друзей и ни минуты не скучали. Малыши, по-моему, тоже не страдали, так как в одиночестве точно не оставались, так здорово, что мамы малышей могли делать и другие дела, зная, что их детки не останутся одни. Взрослые детки тоже с умилением играли с малышами. Про родителей вообще молчу, днем куча положительных эмоций от увиденного, вечером песни у костра :)»

«Я до сих пор нахожусь под впечатлением от похода. Это так затягивает!! Туристского опыта у меня до этого похода не было. Честно говоря, я немного боялась, что не справлюсь. Боль-

ше, конечно, боялась того, что не справятся дети. Но как оказалось, поход так построен, что никаких непреодолимых сложностей не возникает. Всегда можно найти чью-то поддержку и помощь (даже, если, как я, не умеешь развести костер :)). Да и как выяснилось, в хорошей компании можно и горы свернуть, и это не в напряг, а в удовольствие. Отдельно хочу отметить организаторов. Это чудесные люди! Саня и Лена, огромное вам спасибо за то, что организовали подобный поход, а также за ваше личное присутствие, вы удивительные люди! Извините, не умею красиво писать, особенно когда столько эмоций (не знаешь, как выцепить главное). Резюме одно: ОЧЕНЬ все понравилось, и я теперь знаю, что такое настоящий отдых :))»

Примечания

1. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 1999.

2. Там же.

3. Монина Г. Б., Дмитриенко И. В. Взаимосвязь агрессивного поведения дошкольников со стилем детско-родительских отношений и характеристиками эмоционального интеллекта // Материалы 9-й межвуз. студ. конф. 14 мая 2009 г. / С.-Петерб. академия управления и экономики. СПб., 2010.

4. Беляков О. И., Мещерякова И. В. Семейный туризм как форма до-суговой деятельности // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2012. Вып. № 28. С. 690-693; Болотова М. И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. М.: Компания Спутник+, 2005.

5. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. М., 2007.

6. Авидон И., Гончакова О. Тренинги формирования команды. СПб.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.