Научная статья на тему 'К вопросу реализации потенциала туризма в семейном воспитании'

К вопросу реализации потенциала туризма в семейном воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / TOURISM / АMATEUR TOURISM / FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова М. А.

Данная статья посвящена исследованию и обоснованию педагогического потенциала самодеятельного туризма в семейном воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF REALIZATION OF POTENTIAL OF TOURISM IN FAMILY EDUCATION

This article is devoted to research and substantiation of pedagogical potential of amateur tourism in family education.

Текст научной работы на тему «К вопросу реализации потенциала туризма в семейном воспитании»

УДК 379.8.09

М.А. Швецова

канд. пед. наук, доцент кафедры социально-культурных технологий, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»

К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИЗМА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию и обоснованию педагогического потенциала самодеятельного туризма в семейном воспитании.

Ключевые слова: туризм, самодеятельный туризм, семейное воспитание

М.А. Shvetcova, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences

TO THE QUESTION OF REALIZATION OF POTENTIAL OF TOURISM IN FAMILY EDUCATION

Abstract. This article is devoted to research and substantiation of pedagogical potential of amateur tourism in family education.

Keywords: tourism, аmateur tourism, family education.

В результате социальных и экономических изменений в России, захлестнувших сегодня ее новыми свободами, отечественная семья сталкивается с целым рядом искусственных барьеров в воспитании подрастающего поколения. И при этом забываются ценнейшие достижения педагогики и социально-культурной деятельности предшествующих периодов, в частности, все реже в деле семейного воспитания берутся в расчет уникальные возможности самодеятельного туризма.

Сейчас ни у кого из культурологов и социологов не вызывает сомнения тот факт, что досуг в современном обществе является самостоятельной, невыводимой из других, сферой общественной и личной жизни. И в этом смысле благодатной почвой для семейного воспитания является самодеятельный туризм.

Научно доказано, что в человеке генетически заложены предпосылки к развитию личности, а реализация этих предпосылок в большей степени зависит от соответствующих условий и особенностей воспитания [1]. А именно, если в семье и ближайшим окружением создается ситуация, при которой все желания ребенка удовлетворяются молниеносно, его уберегают от малейшей самостоятельности, как в поступках, так и в принятии решений, следят, чтобы он не проявлял инициативу. Если обстоятельства не вынуждают личность принимать самостоятельные решения, то не происходит полноценного формирования личности. Поэтому для воспитания ребенка необходимы преодолимые препятствия, новые цели, движущие его вперед.

Сложно не согласиться с мнением М.А. Ариарского о том, что «можно заставить человека усвоить таблицу умножения, императивы технологии производства или нормы гражданского поведения, но никак нельзя этими же методами приобщить индивида к таким ценностям культуры, как счастье, свобода, любовь» [2, с. 34]. А ведь это одна из главных задач семейного воспитания.

С целью обоснования потенциала самодеятельного путешествия как сферы, обладающей уникальными условиями для педагогического воздействия на ребенка, нами был проанализирован опыт походов 62 семей (г. Санкт-Петербург, пос. Усть-Нера

(Саха-Якутия), г. Новотроицк Оренбургской обл.). Одновременно с этим в ходе исследования мы провели 13 групповых дискуссий, опросы, интервью с участниками коллективов самодеятельного туризма (общее число участников составило 181 человек, из них 70 юношей, 59 девушек, 52 родителя). Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Самодеятельный туризм открывает широкие возможности для смены субординации «родитель-ребенок», непосредственно наблюдаемой в семье. Здесь идет речь о том, что дети могут обладать такими практическими знаниями и умениями, которые не входят в арсенал родителей. Таким образом, в процессе похода уже ребенок обучает своего взрослого наставника различным навыкам туристского мастерства: ловле рыбы, приготовлению еды, новым способам разжигания костра, ориентации на местности, умелой установки палатки и т.д. Эти же навыки становятся собственностью всех членов «семейной» туркоманды. В процессе такой деятельности авторитет родителя не падает, но зато повышается рейтинг ребенка в глазах отца и матери и, соответственно, его самооценка. Таким образом, для ребенка самодеятельный туризм -это возможность создания совершенно новых контактов со своими близкими людьми, что дает ему сильнейший стимул для раскрытия своего внутреннего мира перед ними, для самосовершенствования.

2. Самодеятельные путешествия позволяют открыть для юного туриста сложный мир человеческих чувств, переживаний, отношений, направленных на заботу о ближнем. Подобные знания ребенок получает с детства, но семья не всегда позволяет ему эмоционально ощутить свою причастность к другому человеку, к окружающему миру. В условиях похода, представляющего собой ситуацию общежития, личность ребёнка обогащается осознанием себя как полноценного члена общества, действия которого значимы для окружающих, поскольку могут принести вред или пользу, вызвать радость или причинить неудобства. Таким образом воспитывается ответственность за конкретную группу людей, состоящую из самых близких людей (отца, мать, сестру, брата и пр.).

3. Природа самодеятельного туризма предопределяет широчайшее разнообразие средств и методов семейного воспитания и в то же время требует, чтобы каждая из используемых форм социально-культурной активности, воздействуя на личность, выполняла определенные задачи в единой системе воспитания [3]. И следует уточнить, что многие из форм социально-культурной деятельности в туристском походе реализуют не одну, а две и более (диафункциональные, комплексные) функции, тем самым, предоставляя широкие возможности педагогического воздействия на личность. И в этом смысле нет никаких оснований противопоставлять одну форму другой. К ним можно отнести приготовление пищи на костре, съемку на видеокамеру содержания похода, ведение походных дневниковых записей, коллективное обсуждение планов на ближайший походный день, составление походного фотоальбома, песни у костра и многое другое.

Самодеятельное путешествие может носить для юных туристов экстремальный характер, когда они не обладают необходимыми умениями и навыками. И если говорить о неумении ребенка самостоятельно приготовить полноценный обед, ужин, то, следует признать - подобная ситуация не является редким исключением. Результаты

опроса юных туристов свидетельствуют о том, что 45% респондентов, отправляясь в свой первый поход, не имели кулинарного опыта даже в домашних условиях, объясняя это тем, что родители всегда брали на себя обязанности по обеспечению питания семьи. 33% респондентов, знающие о приготовлении пищи не понаслышке, признались, что в походных условиях впервые столкнулись с проблемой рационального использования и хранения продуктов. Таким образом, для ребят приобретала свою особую актуальность задача не остаться голодными. И для ее решения важно было проявлять активность в приобретении навыков поварского мастерства в походных условиях.

Рассматривая ситуацию личностного общения в рамках семьи, мы часто наблюдали в качестве доминирующего субъект-объектное взаимодействие ребенка и его родителя. Это объясняется тем, что задача последних - помочь детям пройти путь социализации, стать полноценными членами взрослого сообщества. В свою очередь, в семейном самодеятельном туризме важно обратить особое внимание на изначально установленную неформальность характера взаимоотношений «родитель - ребенок», которая может в ряде случаев способствовать, а в ряде - тормозить процесс установления субъект-субъектных отношений в процессе похода [4]. В ходе эксперимента нам удалось осуществить следующее наблюдение: если молодой человек привык, что все хозяйство в доме ведут родители, и на него никогда эти обязанности не возлагают, то в самодеятельном путешествии при просьбе взрослых приготовить еду он может быть удивлен и, не стесняясь в выражениях, выказать возмущение по поводу предложения в свой адрес. В данном варианте эффективность воспитательного воздействия будет зависеть от мудрости родителей, задача которых так организовать ситуацию, чтобы сын или дочь чистку картофеля, мытье посуды, расстановку палатки, уборку территории считали своей обязанностью, осознавая полезность данных действий не только для родителей, но и для себя лично. В противном случае, если родители будут все делать за ребенка, то поход не возымеет того эффекта, который мог бы принести собой (сплочение внутрисемейных отношений, улучшение взаимопонимания, открытие новых качеств друг в друге и пр.). Таким образом, родители в состоянии спроектировать педагогическую ситуацию, оказывающую воздействие на собственное чадо.

Нельзя забывать, что походная жизнь сама (без усилий родителей) может сыграть немаловажную роль в процессе воспитания молодого поколения. Так, например, в ходе исследовательской работы мы познакомились с семьями, которые принципиально путешествуют что называется «налегке», взяв с собой из еды только хлеб, соль, сахар. Их принцип - обеспечить себя пищей самостоятельно из того, что даст природа (грибы, ягоды, рыба и прочее). И решив, к примеру, приготовить на обед уху, отец и сын вынуждены отправиться на рыбалку. Здесь мы явно наблюдали субъект-субъектные отношения, поскольку участников данного мероприятия объединяла взаимная ответственность за процесс и результат взаимодействия, единая цель - поймать рыбу для того, чтобы приготовить еду и не остаться голодными. Для этого обе стороны проявляли равную активность. Эмпатические межличностные взаимоотношения здесь основывались на чувстве тождественности отца с сыном и наоборот, поскольку оба отправлялись делать одно общее дело, важное для всех членов семьи, а не только для каждого в отдельности. В качестве мотивационного источника ловли рыбы здесь выступало побуждение молодого человека и отца быть одной командой, быть

полезным для своей семьи.

Предпринятое в целях выявления эффективных методов педагогического воздействия и специфики их применения в семейных походах (методы формирования общественного сознания, методы вовлечения в социально-культурную деятельность, методы стимулирования социально-культурной активности) исследование дало основание утверждать, что материальное поощрение, общественное одобрение и общественное осуждение не являются столь эффективными в условиях путешествия юного туриста с членами своей семьи. Сам факт согласия на участие ребенка в досуговой деятельности совместно с родителями, безусловно, свидетельствует об установлении между ними доверительных, дружеских отношений, что в некоторые возрастные периоды жизни (например, юношеский) бывает чаще исключением, чем правилом. Поскольку на этом жизненном этапе особенно проявляется активность самой личности и ее избирательное отношение к восприятию различных воздействий со стороны родителей и педагогов. Это подтверждают результаты проводимых нами опросов старшеклассников, большинство из которых на вопрос о предпочитаемом окружении в досуго-вой деятельности называли одноклассников и друзей (76% опрошенных). Родители, взрослые родственники занимали далеко не первые строчки их рейтинга (5 и 6 места из предлагаемого списка). А поскольку путешествие вместе с членами семьи и, соответственно, малочисленность группы, как характеристики рассматриваемой нами формы туристской деятельности, исключают влияние на старшеклассника референтных для него представителей «несемейного» круга по причине их элементарного отсутствия в процессе семейного похода, то методы общественного осуждения и поощрения нельзя назвать здесь действенными.

Родители и сами юные туристы определяли в качестве эффективных методов критику (37% опрошенных), самокритику (25%), а иногда и требование (17%). Результаты проведенных интервью позволили нам обосновать данное положение. В семейном походе участвуют самые близкие люди, связанные родственными узами, что определяет особый стиль взаимоотношений в путешествии. Так 84% опрошенных нами участников делали акцент на важности установления в процессе туристской деятельности внутригрупповых правил и требований, которые должны соблюдаться каждым членом «семейной команды»: ролевое распределение обязанностей, субъект-субъектные отношения, доверительная обстановка, ощущение значимости каждого участника похода для всей группы. В ходе включенных наблюдений нам удалось заметить, что строгое соблюдение данных условий часто представляло сложность для участников тургруппы, поскольку движимые родительскими инстинктами взрослые оберегали свое чадо от тягот и лишений, а ребенку, в свою очередь, иногда не очень хотелось отказываться от этого «покровительства». Таким образом, по причине исключения родителями ситуации ответственной взаимозависимости в процессе похода в ребенке развивалось избирательное отношение к проявлению активности, находящее выражение в демонстрации преимущественно гедонистической ориентации личности.

Выше уже отмечалось, что в большинстве случаев включение юного туриста в совместную досуговую деятельность с родителями означало установившиеся позитивные отношения между членами семьи, наличие общих интересов и осознание ценностной значимости для себя такого коллективного времяпрепровождения. Поэтому тре-

бование выполнения установленных правил походной жизни приобретало личностную значимость для ребенка, а поступающая со стороны родителей критика оказывалась болезненно воспринимаемым методом воздействия. Таким образом, желание сохранить позитивную атмосферу похода становилось самоцелью для юного туриста, а проявляемое «недостойное», равнодушное отношение к возникающим у родителей проблемам в путешествии - поводом для последующей самокритики, стимулирующей ребенка к проявлению активной позиции в общих семейных делах.

Относительно метода «личный пример» в ходе исследования удалось выяснить, что поначалу, отправляясь в поход, юный турист подражает образцу, который демонстрирует его родитель, заимствуя тем самым готовую программу поведения. Это экономит силы неопытного путешественника, связанные с самостоятельным освоением условий походной жизни. Анализируя явные успехи отца или матери, молодой человек стремится перенять их опыт. Если самодеятельное путешествие отвечает внутренним потребностям и интересам ребенка, то он будет стремиться приобрести уровень туристского и житейского мастерства как у своего родителя (научиться колоть дрова, играть на гитаре, быстро разжигать костер, собрано действовать в проблемной ситуации и пр.). Избранный ребенком идеал поведения близкого взрослого становится движущей силой его развития.

В процессе семейного воспитания можно бесконечно долго проводить беседы с ребенком на предмет должного поведения, но даже один поход иногда в состоянии перевернуть сознание юного человека. Осуществленное нами включенное наблюдение показало, что юные путешественники глубже и нагляднее осмысливают сущность и содержание социально-нравственных отношений, имея возможность анализировать реальное поведение родителя, демонстрирующего образец нравственности, трудолюбия, патриотизма, туристского мастерства, умения выходить из сложных жизненных ситуаций. Пример старшего наставника дает ребенку конкретные образцы для подражания и тем самым активно способствует формированию его сознания, чувств, убеждений. И если поступки взрослых не отвечают должному высокому уровню нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и эрудиции, то есть все основания считать, что это окажет негативное влияние на формирование личности ребенка. Так мы пришли к выводу, что педагогическое воздействие метода личного примера в состоянии возыметь необходимый положительный результат только в том случае, когда ребенок не наблюдает расхождений между словом и делом родителя. В связи с этим воспитание юных туристов на личном примере требует от взрослых предъявления повышенных требований к себе, постоянного самовоспитания, самоконтроля. Ситуация похода в этом смысле является уникальной, поскольку ставит родителя и ребенка в положение равных, без ущерба для авторитета взрослого. Если бы дома родители взялись выполнять работу ребенка в его присутствии (например, убирать квартиру), то нельзя было бы говорить о педагогической ценности подобного мероприятия. Таким образом, в условиях самодеятельного путешествия метод личного примера усиливает свою эффективность. Он не требует от молодого человека сложной переработки информации, как, например, в процессе речевого воздействия. Легкость и органичность усвоения норм и ценностей культуры обеспечиваются посредством зрительно воспринимаемых действий педагога. Юным туристам, вынужденным самообеспечивать себя

на протяжении всего маршрута и сталкивающимся с походными трудностями, практически ничего не остается кроме как прислушиваться к мнению родителя, наблюдать за его действиями и стараться их усваивать. На это обращал внимание еще К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что «воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [5, с. 105].

В ходе включенного наблюдения мы установили: если родителю удается наладить необходимый контакт с ребенком, став для него образцом для подражания, то юный турист начинает работу над собой, сравнивая себя со взрослым. Участвуя совместно с ним в туристской деятельности, юный турист изменяет свои установки, приоритеты, модель поведения, приобретает жизненный опыт, который формирует интеллектуальную, чувственную, волевую сферу его личности. Для этого в качестве приемов воздействия могут использоваться и воспоминания о фактах биографии или истории семьи у вечернего костра, которые дают ребенку возможность больше узнать о жизни родителей, проникнуться к ним доверием; мероприятия, требующие от обеих сторон проявления совместной активности (рыбалка, разведка местности, приготовление пищи, вечера песни и пр.). Такие изменения опрошенные родители называли «педагогической победой», поскольку благодаря оказываемому воздействию собственного личного примера они как бы запускают в ребенке «маховик самости» (В.И. Андреев) [6], стимулируя активность в направлении саморазвития.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, наблюдая красоту, правильность действий родителя, юный турист вначале восхищается, затем увлекается и, наконец, влюбляется в то, что рождается в результате осмысленных поступков, собранности характера взрослого. И в данном случае убеждение словом сочетается с убеждением делом, что оптимизирует процесс семейного воспитания. Самодеятельный туризм, бесспорно, предоставляет для этого все возможности.

Список литературы:

1. Швецова М.А. Методы стимулирования социально-культурной активности // Известия Российского педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. - СПб, 2007. - №10(31). - С. 237-240

2. Ариарский М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский; СПбГУКИ, Ас-соц. музеев России. - СПб. : Эго, 2001. - 287 с.

3. Беляков О. И., Мещерякова И.В. Семейный туризм как форма досуговой деятельности // Известия Пензенского Государственного Педагогического Университета. 2012. №28. С. 690-693

4. Константинов Ю.С., Лекарева Е.Е. Детско-юношеский туризм и воспитание.// Воспитание школьников. 2010. № 7. С. 45-49.

5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - М., 1950. - 389 с.

6. Андреев В.И. Обучение в диалоге: свобода + обучение = радость : [опыт создания негосударственной школы "Обучение в диалоге", этапы развития с 1988 по 2012 гг.] / В.И. Андреев. - СПб : Свое изд-во, 2012. - 106 с.

List of references:

1. Shvetsova M.A. Methods of stimulation of socio-cultural activity // Рroceedings of the Russian state pedagogical University. A.I. Herzen. Postgraduate notebook. - SPb., 2007. - №10(31). - P.237-240

2. Ariarskiy M. Applied cultural studies. - SPb. : Ego, 2001. - 287 p.

3. Belyakov О., Meshcheryakov, I. Family tourism as a form of leisure activity // Рroceedings of Penza State Pedagogical University. 2012. №28. P. 690-693

4. Konstantinov U., Lekareva E. Children's and youth tourism and education.// Education of schoolboys. 2010. № 7. P. 45-49.4.

5. Ushinsky K. Person as a subject of education. - M., 1950. - 389 p.

6. Andreev V. Training in dialogue : freedom + education = joy : [experience of creation of non-state schools "Training in the dialogue", the stages of development from 1988 to 2012.] - SPb, 2012. - 106 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.