МНЕНИЯ. КОММЕНТАРИИ.
РЕКОМЕНДАЦИИ
сегменты информации для целей бухгалтерского учета
и аудита
е. Н. ВАРЛАМОВА, член Палаты налоговых консультантов, ведущий аудитор ООО «РСМ Топ-Аудит»
В
опрос о сегментах бухгалтерской информации имеет место в бухгалтерском учете, где дано определение понятия «информация по сегменту». В Положении по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) выделение сегмента для целей бухгалтерского учета заключается в обособлении информации о части деятельности организации, способной приносить экономические выгоды, результаты которой систематически анализируются, и по ней могут быть сформированы финансовые показатели.
В ПБУ 12/2010 возможные сегменты разделены на четыре группы в зависимости от организационной и управленческой структуры организации (рис. 1).
Отдельно в ПБУ 12/2010 предусмотрены требования к разрытию информации о сегментах в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Систематизация требований к раскрытию информации об отчетных сегментах представлена на рис. 2 следующим образом: общая информация; показатели отчетных сегментов; способы оценки показателей отчетных сегментов; сопос-
тавление совокупных показателей отчетных сегментов со статьями отчетности. Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить специфику деятельности организации по виду экономической деятельности (ВЭД), ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.
Таким образом, коммерческие организации (кроме кредитных организации) в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности должны решить
Производимая
продукция,
закупаемые
товары,
выполняемые
работы,
оказываемые
услуги
ПОКАЗАТЕЛИ ВЫДЕЛЕНИЯ СЕГМЕНТА БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1 "
Основные покупатели (заказчики) продукции,
товаров, работ, услуг
Географические регионы, в которых осуществляется деятельность
Структурные подразделения организации
ОТЧЕТНЫЙ СЕГМЕНТ
Рис. 1. Показатели выделения сегмента бухгалтерской информации согласно ПБУ 12/2010
мнения. комментарии. рекомендации
Описание основы выделения сегментов, признанных отчетными
Случаи объединения сегментов
с
Наименование вида (группы) продукции, товаров, ра бот, услуг,
от продажи которых организация получает выручку I з рамках
каждого сегмента
—'
Финансовый результат за отчетный период
Общая величина активов на отчетную дату
Общая величина обязательств на отчетную дату
Порядок учета операций между отчетными сегментами
Характер различий между совокупным показателем отчетных сегментов и показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения, показателями активов и обязательств осганизапии
у
Характер изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовый результат отчетного сегмента в отчетном периоде
Описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов
Суммарная величина выручки с показателем выручки организации
всех отчетных сегментов
Суммарная величина показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения
Суммарная величина активов отчетных сегментов с величиной активов организации
Суммарная величина обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств ооганизапии
Суммарная величина каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации
Рис. 2. Раскрытие информации по отчетным сегментам в пояснениях к бухгалтерской отчетности
ряд задач, связанных с идентификацией отчетных сегментов, их агрегированием или возможной корректировкой в случае необходимости, что обусловливает построение системы основных принципов формирования задач и подзадач выделения отчетных сегментов (табл. 1).
Таким образом, информация о сегментах для целей бухгалтерского учета закреплена норматив-
ным актом по бухгалтерскому учету в ПБУ 12/2010. Если обратиться к определению слова «сегмент» (от лат. segmentum — отрезок, полоса; seco — режу, рассекаю), то это часть чего-либо. Наиболее распространенным является и определение сегмента рынка как части рынка, представляющей собой группы потребителей с общими предпочтениями. Для каждой такой группы могут потребоваться отдельные товары и (или) комплексы маркетинга. Примерами могут служить рынки детской одежды, товаров для людей с ограниченными возможностями, предметов роскоши.
Понятие «сегмент» можно встретить и в точных науках (геометрия, стереометрия, математический анализ, биология и др.). Для целей аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности данный вопрос не урегулирован на законодательном уровне, что дает основание для дальнейшего изучения и исследования данной проблемы. Определение «сегменты информации» в аудиторской деятельности следует понимать как отдельные элементы бухгалтерского учета. В свою очередь элементы бухгалтерского учета представляют собой отдельные хозяйственные операции с определением тех из них, которые будут подвергаться тестированию на соответствие предпосылкам подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отобранные элементы обозначаются как сегменты аудита.
Для целей аудита выделение отдельных элементов бухгалтерской (финансовой) информации изучается в более узком смысле (более детализированный подход), чем для целей бухгалтерского учета. В ходе обзора литературы выделены два основных подхода к сегментированию информации для целей аудита, отвечающие указанным критериям — пообъектный и циклический.
Основной целью выделения сегментов информации в бухгалтерском учете является предоставление заинтересованным пользователям бухгал-
34
все для бухгалтера
Таблица 1
Решение задач в целях выделения отчетных сегментов в соответствии с ПБУ 12/2010
№ п/п Задача выделения сегмента Поставленные подзадачи
1 Идентификация сегмента Разработать обоснование выделения сегментов. Идентифицировать перечень отчетных сегментов. Идентифицировать отчетные сегменты в соответствии с информацией, которая представлена руководителю предприятия, принимающему операционные решения. Идентифицировать дополнительные сегменты как отчетные, пока хотя бы 75 % дохода субъекта не будут приходиться на отчетные сегменты. Определить способ распределения выручки, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум или более отчетным сегментам
2 Агрегирование сегментов Идентифицировать критерии агрегирования. Определить количество отчетных сегментов, которых должно быть не более 10. Если их число превышает указанный лимит, организация вправе объединить информацию по двум и более отчетным сегментам в один, при условии что такое объединение не противоречит правилам ПБУ 12/2010 и объединяемые сегменты имеют сходные характеристики. Обеспечить применение выделенных критериев для агрегирования двух или более отчетных сегментов в один отчетный сегмент
3 Выполнение условий для признания отчетного сегмента Установить для идентифицированных сегментов количественные пороги. Выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами (межсегментные продажи) должна составлять не менее 10 % общей суммы выручки всех сегментов. Финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента должен составлять не менее 10 % от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток. Активы сегмента должны составлять не менее 10 % суммарных активов всех сегментов. Не менее 75 %о выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации должно приходиться на отчетные сегменты
4 Внесение изменений в отчетные сегменты Внести изменения в состав отчетных сегментов по сравнению с предыдущим годом. Идентифицировать новые отчетные сегменты в текущем периоде. Пересчитать раскрытие информации за сравнительный период, если таковая имеется или ее подготовка не противоречит принципу рациональности. Рассмотреть ранее идентифицированные отчетные сегменты, которые более не отвечают критериям отчетного сегмента. Рассмотреть вопрос о том, следует ли продолжить раскрывать информацию, в случае если критерии идентификации отчетного сегмента более не соблюдаются
терской (финансовой) отчетности информации, необходимой для понимания и оценки работы организации по ВЭД, ее хозяйственной структуры, а также обеспечения условий для распределения финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности. В свою очередь основной целью сегментирования в аудите является распределение разделов (потоков) информации о хозяйственной деятельности организации, исходя из особенностей построения системы бухгалтерского учета (сущест-
венных статьей бухгалтерской (финансовой) отчетности), от направлений хозяйственной деятельности, обусловленных спецификой ВЭД, хозяйственной структурой организации, особенностями между членами аудиторской группы.
Несмотря на несовпадение целей формирования сегментов информации в бухгалтерском учете и аудите, выделены основные критерии, которым должны отвечать выделенные сегменты в рамках поставленных требований к их идентификации (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ сегментов бухгалтерской информации для целей бухгалтерского учета и аудита
№ п/п Критерий анализа Для целей бухгалтерского учета (ПБУ 12/2010) Для целей аудита (авторский подход)
1 Цель выделения сегментов аудита Обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации Создать наиболее оптимальные условия для распределения участков бухгалтерской
Окончание табл. 2
№ п/п Критерий анализа Для целей бухгалтерского учета (ПБу 12/2010) Для целей аудита (авторский подход)
информацией, позволяющей оценить специфику ВЭД организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности (п. 4 ПБУ 12/2010) информации между членами аудиторской группы для обеспечения минимизации трудозатрат участников проверки и времени на проведение аудита при соблюдении требований к качеству выполняемой работы
2 Принцип выделения сегментов Заключается в обособлении информации о части деятельности организации: а) которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с другими сегментами); б) результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов; в) по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации (п. 5 ПБУ 12/2010) Заключается в обособлении бухгалтерской информации, основанной на формировании разделов бухгалтерского учета (учет основных средств, учет материально-производственных запасов, учет расходов и прочее) и (или) циклов хозяйственной деятельности (цикл приобретения, цикл продаж, цикл оплаты, цикл производства и пр.)
3 Основа для выделения сегментов бухгалтерской информации Зависит от организационной и управленческой структуры организации, системы ее внутренней отчетности. Основой выделения сегментов могут быть: а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги; б) основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг; в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность; г) структурные подразделения организации (п. 6 ПБУ 12/2010) Зависит от организационной и управленческой структуры организации, системы ее внутренней отчетности. Основой выделения сегментов могут быть: а) план счетов бухгалтерского учета; б) разделы бухгалтерской (финансовой) отчетности; в) циклы хозяйственной деятельности. Более узкая детализация в рамках выделенных сегментов может проводиться в разрезе следующих элементов: а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги; б) основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг; в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность; г) структурные подразделения организации и прочие критерии
4 Возможность объединения нескольких сегментов в единый Несколько сегментов могут быть определены как единый сегмент при условии сходства следующих характеристик объединяемых сегментов: а) характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг; б) процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг; в) покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг; г) способы продажи продукции, товаров, работ, услуг; д) правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения); е) другие характеристики (п. 8 ПБУ 12/2010) Несколько сегментов могут быть определены как единый сегмент при условии сходства следующих характеристик объединяемых сегментов: а) взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета позволяет провести аудит двух сегментов, взаимосвязь между которыми определяется через счета бухгалтерского учета, например, аудит материально-производственных запасов и расчеты с поставщиками и подрядчиками; аудит выручки и расчеты с покупателями и заказчиками; б) наличие четкой структуры бухгалтерской службы аудируемого лица, что создает условия для формирования сегментов по выделенным службам (отделам) бухгалтерии аудируемой организации
Исследования в данной области позволяют сделать вывод, что изучение вопросов сегментирования информации создаст условия для более широкого применения данного понятия и возможности формирования сегментов бухгалтерской информации не только в рамках сегментов рынков, естественных наук, бухгалтерского учета, но и для целей аудита.
Список литературы
1. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.
2. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит: учебник. 5-е изд-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 448 с.