ГОДОВОЙ ОТЧЕТ: ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ С УЧЕТОМ ПБУ 12/2010
В. В. АВДЕЕВ,
консультант по налогам и сборам
Как известно, сегодня Минфин России проводит целенаправленную политику в части приближения российский бухгалтерских стандартов к их международным аналогам. Не стал исключением и 2010 г., в течение которого было утверждено несколько новых национальных бухгалтерских стандартов, одним из которых является Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010).
Следует отметить, что в данном случае речь идет не столько об утверждении нового бухгалтерского стандарта, сколько о принятии нового регламента взамен старого, которым российские коммерческие организации пользовались в течение ряда лет. Напомним, что начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 г. и вплоть до сдачи годовой отчетности 2010 г. информация по сегментам определялась российскими коммерческими компаниями (за исключением кредитных) в соответствии с правилами Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000)», утвержденного приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н.
Вместе с тем начиная с бухгалтерской отчетности 2011 г. раскрывать в пояснениях к своей финансовой отчетности информацию по сегментам российские коммерческие фирмы должны в соответствии с новым Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденным приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)» (далее — ПБУ 12/2010). Причем новая версия бухгалтерского стандарта внесла существенные коррективы в ранее действующий порядок определения информации по сегментам, в силу чего можно говорить о кардинальном изменении порядка ее формирования.
Начнем с того, что ПБУ 12/2010 по-прежнему устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской
отчетности российских коммерческих организаций. Но если ранее такая информация использовалась заинтересованными пользователями в целях оценки деятельности организации, перспектив ее развития, подверженности рискам и так далее, то целью ПБУ 12/2010 является обеспечение заинтересованных пользователей данными, позволяющими оценить отраслевую специфику деятельности компании, ее хозяйственную структуру, а также распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности. На это указывает п. 4 ПБУ 12/2010.
Сфера применения ПБУ 12/2010 является ограниченной. Как и ранее, оно применяется только коммерческими организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Исключение установлено только для кредитных фирм.
При этом в обязательном порядке ПБУ 12/2010 применяют только эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, в том числе и субъекты малого бизнеса. Все иные коммерческие организации обладают правом его применения.
Если организация пользуется данным правом, то решение о раскрытии в пояснениях к своей бухгалтерской отчетности информации по сегментам необходимо закрепить в учетной политике компании.
Обратите внимание! В силу п. 3 ПБУ 12/2010 указанный стандарт не применяется при формировании отчетности, составляемой для статистики, для кредитных организаций и иных специальных целей. Следует иметь в виду, что информация, не соответствующая требованиям ПБУ 12/2010, не может именоваться в бухгалтерской отчетности информацией по сегментам.
Анализ положений ПБУ 12/2010 позволяет отметить, что сегодня процесс формирования информации по сегментам складывается из двух составляющих, а именно:
— из распределения всей деятельности компании по сегментам (выделение сегментов);
— из определения отчетных сегментов, удовлетворяющих требованиям ПБУ 12/2010.
Порядку выделения сегментов посвящен разд. II ПБУ 12/2010 «Выделение сегментов». Общие признаки их выделения определены п. 5 ПБУ 12/2010, согласно которому выделение сегментов заключается в обособлении информации о части деятельности организации:
— которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с другими сегментами);
— результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации соответствующими полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов;
— по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.
Если все ранее перечисленные признаки одновременно имеют место, то в деятельности фирмы выделяется определенный сегмент.
При этом в зависимости от организационной и управленческой структуры компании, а также ее системы внутренней отчетности за основу выделения сегментов могут быть взяты:
— виды или группы производимой продукции (товары, работы, услуги);
— основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
— географические регионы ведения деятельности;
— структурные подразделения организации.
Помимо ранее названных критериев выделения сегментов, предусмотренных пп. 5—8 ПБУ 12/2010, организация может пользоваться дополнительными условиями их выделения. Так, п. 9 ПБУ 12/2010 в качестве дополнительных условий выделения сегментов допускает использовать такие факторы, как:
— специфический характер отдельного направления деятельности;
— ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности;
— обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации;
— другие условия.
Обратите внимание! В силу п. 8 ПБУ 12/2010 организация может объединять несколько сегментов в один, если их основные характеристики совпадают. Следует отметить, что под характеристиками объединяемых сегментов в ПБУ 12/2010 понимаются:
— характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг;
— процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
— покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
— способы продажи продукции, товаров, работ, услуг;
— правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения);
— другие характеристики.
После выделения сегментов и их укрупнения организация должна определить отчетные сегменты, руководствуясь разд. III ПБУ 12/2010.
Обратите внимание! Критерии признания сегмента отчетным остались прежними. Согласно п. 10 ПБУ 12/2010 сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
— выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 % общей суммы выручки всех сегментов;
— финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 % от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;
— активы сегмента составляют не менее 10 % суммарных активов всех сегментов.
При наличии любого из указанных условий организация обязана считать сегмент отчетным и, соответственно, вся информация по нему будет раскрываться в ее бухгалтерской отчетности обособленно посредством включения в нее показателей, установленных ПБУ 12/2010.
Следует заметить, что, как и прежде, на отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности фирмы должно приходиться не менее 75 % выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации. В противном случае компания должна выделить отчетные сегменты искусственно — независимо
от того, удовлетворяет ли каждый из них в отдельности условиям, предусмотренным п. 10 ПБУ 12/2010 или нет.
Обратите внимание! Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 12/2010 ограничивает количество отчетных сегментов — их должно быть не более 10. Если их число превышает указанный лимит, организация вправе объединить информацию по двум и более отчетным сегментам в один, при условии, что такое объединение не противоречит правилам ПБУ 12/2010 и объединяемые сегменты имеют сходные характеристики.
При подготовке бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить последовательность определения перечня отчетных сегментов. На это указывает п. 17 ПБУ 12/2010.
Так, если сегмент, выделенный компанией в качестве отчетного в предыдущем отчетном периоде, не соответствует условиям отчетного сегмента в отчетном периоде, но при этом организации известно, что он будет выделяться в качестве отчетного в будущем, то в отчетном периоде он в обязательном порядке выделяется в качестве отчетного.
Если сегмент впервые стал отчетным, то по нему представляется сравнительная информация за предшествующие периоды (если таковая имеется или ее подготовка не противоречит требованию рациональности).
Пунктом 18 ПБУ 12/2010 определено, что показатели отчетного сегмента, подлежащие раскрытию, приводятся в оценке, в которой они представляются лицам, наделенным в компании полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов (далее — полномочные лица организации) для принятия решений (по данным управленческого учета).
Обратите внимание! Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к двум и более отчетным сегментам, подлежат обоснованному распределению между данными сегментами. Способ распределения определяется организацией в зависимости от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. При этом избранный способ распределения показателей между отчетными сегментами организация должна применять последовательно.
Распределенные выручка и расходы включаются в раскрываемый в бухгалтерской отчетности финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в том случае, если такие данные включаются
в расчет финансового результата (прибыли, убытка) этого сегмента, используемого полномочными лицами организации для принятия решений.
Если полномочные лица организации для принятия решений используют несколько показателей финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств отчетного сегмента, исчисленных по различным правилам, то в составе информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности организации указанные показатели приводятся в той оценке, которая наиболее соответствует правилам оценки аналогичных показателей по организации в целом, представляемых в ее бухгалтерской отчетности.
Показатели отчетного сегмента, подлежащие раскрытию в соответствии с пп. 29—31 ПБУ 12/2010, приводятся в оценке, применяемой для отражения в бухгалтерской отчетности аналогичных показателей организации в целом. Если подготовка указанных показателей противоречит требованиям рациональности, то данные показатели отчетного сегмента могут не раскрываться организацией.
Требования к информации по отчетным сегментам, включаемой в состав бухгалтерской отчетности, приведены непосредственно в разд. V «Раскрытие информации по отчетным сегментам» ПБУ 12/2010.
Согласно п. 22 ПБУ 12/2010 организация раскрывает в пояснениях к бухгалтерской отчетности следующую информацию по отчетным сегментам:
— общую информацию;
— показатели отчетных сегментов;
— способы оценки показателей отчетных сегментов;
— сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации;
— иную информацию, предусмотренную ПБУ 12/2010.
Так, в составе общей информации приводится описание основы выделения сегментов, признанных отчетными, случаи объединения сегментов, наименование вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах.
В свою очередь по каждому отчетному сегменту раскрываются следующие показатели:
— финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;
— общая величина активов на отчетную дату;
— общая величина обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации).
Помимо этого по отчетному сегменту может раскрываться еще ряд показателей в случае их представления полномочным лицам организации на систематической основе независимо от включения таких показателей в расчет финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента.
Согласно п. 27 ПБУ 12/2010 организация раскрывает следующую информацию об оценке показателей по каждому отчетному сегменту:
— порядок учета операций между отчетными сегментами;
— характер различий между показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов, а также между показателями активов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов;
— характер изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в отчетном периоде;
— описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны.
Кроме того, на основании п. 28 ПБУ 12/2010 организация раскрывает результаты сопоставления суммарной величины следующих существенных показателей отчетных сегментов, включая показатели прочих сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации:
— суммарной величины выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации;
— суммарной величины показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибы-
ли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль организаций;
— суммарной величины активов отчетных сегментов с величиной активов организации;
— суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации;
— суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации.
Обратите внимание! Пункты 29—31 ПБУ 12/2010 обязывают организацию, соответственно, раскрывать:
— выручку от продаж покупателям (заказчикам) по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг или их однородных групп;
— ряд показателей по каждому географическому региону деятельности компании;
— ряд показателей о покупателях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10 % общей выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации.
Анализ норм нового порядка формирования информации по сегментам позволяет отметить, что, несмотря на то, что сегодня несколько упрощен подход к выделению сегментов деятельности компаний, ПБУ 12/2010 по-прежнему сохраняет статус одного из самых сложных национальных бухгалтерских стандартов. Поэтому, чтобы избежать проблем с его применением в дальнейшем, бухгалтеру организации следует очень внимательно его проанализировать, чтобы быть «во всеоружии» при подготовке соответствующей бухгалтерской отчетности.
Список литературы
1. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000): приказ Минфина России от 27.01.2000 № 11н.
2. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.
* * *