Научная статья на тему 'Сегментирование в печати и медиаиндустрии'

Сегментирование в печати и медиаиндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ / СЕГМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИАОРГАНИЗАЦИЙ / СЕГМЕНТИРОВАНИЕ / СЕГМЕНТНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СЕГМЕНТНОГО УЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акатьева М. Д.

Предмет. Деятельность современных организаций печати и медиаиндустрии диверсифицирована, осуществляется в различных странах и регионах, сегментирована по рынкам. В связи с чем особую актуальность приобретает объективная необходимость получения комплексной информации о том, что дает каждый сегмент. Для эффективного управления медиабизнесом его менеджменту нужна дезагрегированная информация по сегментам. Поэтому и в основе управления медиаорганизацией должно лежать сегментирование. Цели. Определение особенностей сегментов и сегментирования в печати и медиаиндустрии, ведения сегментного учета и формирования сегментной отчетности, разработки учетной политики для целей сегментного учета. Формирование рекомендаций практикующим специалистам по выделению сегментов деятельности медиаорганизаций и сегментированию в целом. Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области российского и международного бухгалтерского учета. Результаты. В статье последовательно представлены научно-теоретические и практические аспекты определения сегментов и процесса сегментирования в контексте с особенностями медиабизнеса. Сформирован ряд замечаний по преимуществам применения сегментирования в печати и медиаиндустрии. Выводы. При формировании информации по сегментам необходимо строго руководствоваться нормами как РСБУ, так и МСФО. Профессиональное внедрение сегментирования в печати и медиаиндустрии позволит повысить качество отчетной информации, влиять на результаты деятельности и эффективность управления в медиабизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сегментирование в печати и медиаиндустрии»

ISSN 2311-942Х (Online), Проблемы. Мнения. Решения

ISSN 2079-6781 (Print)

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ В ПЕЧАТИ И МЕДИАИНДУСТРИИ Марина Дмитриевна АКАТЬЕВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса Высшей школы печати и медиаиндустрии,

Московский политехнический университет, Москва, Российская Федерация

История статьи: Аннотация

Принята 09.09.2016 Предмет. Деятельность современных организаций печати и медиаиндустрии

Одобрена 13.10.2016 диверсифицирована, осуществляется в различных странах и регионах, сегментирована по

рынкам. В связи с чем особую актуальность приобретает объективная необходимость получения комплексной информации о том, что дает каждый сегмент. Для эффективного управления медиабизнесом его менеджменту нужна дезагрегированная информация по сегментам. Поэтому и в основе управления медиаорганизацией должно лежать сегментирование.

Цели. Определение особенностей сегментов и сегментирования в печати и медиаиндустрии, ведения сегментного учета и формирования сегментной отчетности, разработки учетной политики для целей сегментного учета.

Формирование рекомендаций практикующим специалистам по выделению сегментов деятельности медиаорганизаций и сегментированию в целом.

Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области российского и международного бухгалтерского учета. Результаты. В статье последовательно представлены научно-теоретические и практические аспекты определения сегментов и процесса сегментирования в контексте с особенностями медиабизнеса.

Ключевые слова: сегмент, Сформирован ряд замечаний по преимуществам применения сегментирования в печати и сегменты деятельности медиаиндустрии.

медиаорганизаций, Выводы. При формировании информации по сегментам необходимо строго

сегментирование, руководствоваться нормами как РСБУ, так и МСФО. Профессиональное внедрение

сегментный учет и отчетность, сегментирования в печати и медиаиндустрии позволит повысить качество отчетной учетная политика для целей информации, влиять на результаты деятельности и эффективность управления в сегментного учета медиабизнесе.

Современное состояние рынка в целом обусловлено концентрацией и все более быстро развивающимся информационным и коммуникационно-технологическим направлением. При этом в настоящее время наиболее важными являются факторы, которые оказывают влияние не только на систему менеджмента, но и на систему бухгалтерского учета. Одним из таких факторов является система законодательных и правовых актов.

В настоящее время система бухгалтерского учета является главным информационным полем для принятия управленческих решений. В информационном поле бухгалтерского учета функционируют соответствующие учетные подсистемы - управленческая и финансовая.

В финансовой бухгалтерии формируется информация о доходах и расходах организации, дебиторской и кредиторской задолженности организации, финансовых инвестициях,

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

взаимоотношениях с государством по уплате налогов.

Сегментная отчетность обсуждается на разных уровнях с момента ее появления. Это связано с тем, что происходит увеличение числа международных корпораций, а также различных продуктов, рынков сбыта и даже отраслей. Пользователям их отчетностей все труднее стало понимать воздействие результатов различных сегментов на прошлые показатели и их воздействие на будущие перспективы. Очевидно, что в консолидированной финансовой отчетности транснациональной корпорации могут быть скрыты разные уровни рентабельности, возможности роста и факторы риски.

Кроме того, происходит рост давления от сообщества инвестиционных аналитиков, в отношении раскрытия информации о результатах и ресурсах различных сегментов, входящих в состав общего бизнеса.

Производство одного вида продукции (товара), выполнение одного вида работ или оказание одного вида услуг в рамках одной организации, но при наличии различных условий хозяйствования приводит к разным показателям рентабельности производства. Рентабельность производства различных видов продукции (товаров, работ, услуг) в рамках деятельности одной организации также различна.

Действительно, имеются существенные различия, например, между производством одного и того же вида продукции (товара) в Москве и в районах Сибири или за рубежом. Основными факторами, которые влияют на рентабельность производства, являются условия производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) на конкретной территории осуществления деятельности организации, а также виды продукции и условия их продажи в тех случаях, когда территория производства и территория продажи не совпадают.

Таким образом, многие предприятия, производящие несколько видов продукции (товаров), оказывающие разнообразные услуги, выполняющие различные виды работ или ведущие свою деятельность в нескольких географических регионах, могут иметь различные нормы рентабельности, перспективы развития, могут быть подвержены разным рискам.

Указанные особенности деятельности характерны также и для медиабизнеса, главным продуктом которого является содержание (content) [10, с. 43, 44], при этом, с учетом специфики деятельности конкретной медиаорганизации, очевидна возможность осуществления как производства продукции, так и оказание услуги.

Так, применительно к печати и медиаиндустрии, в рамках одного экономического субъекта (организации), особенно в медиахолдингах, могут быть представлены различные сегменты деятельности, такие как:

— выпуск газет - ежедневных, еженедельных, существующих как в «бумажной», так и в онлайн-версии;

— выпуск журналов - любой периодичности и тематической направленности (как в «бумажной», так и онлайн-версии);

— радиовещание: все диапазоны, сетевое, местное, аналоговое, цифровое, вещающее как в эфире, так и Интернете;

— телевидение: коммерческое, общественное, эфирное, сетевое, кабельное, спутниковое,

аналоговое, цифровое, вещающее как в эфире, так и в Интернете;

— деятельность Интернет-СМИ, не имеющие аналогов в других медийных средах;

— деятельность киностудий, радио- и телепроизводящих компаний;

— музыкальные звукозаписывающие студии;

— рекламный бизнес (услуги);

— деятельность по связям с общественностью;

— др.

По мнению автора, невозможно не согласиться с позицией Е.Л. Вартановой о том, что нет однозначности в ответе на вопрос, можно ли считать онлайн-версию газеты или сайт компании сегментом печатной или телеиндустрии, или они формируют сегмент Интернет-СМИ [10, с. 48]. Более того, еще одной неоднозначной особенностью медиа является их мультимедийность как материальная реализация идеи медиаконвергенции, то есть слияния всех каналов передачи информации - периодической печати, радиовещания, телевидения и Интернета -в одно целое. При этом нельзя забывать, что многие медиакомпании имеют филиалы, представительства, дочерние и зависимые общества, работающие в различных регионах. Компании-гиганты образованы, как правило, за счет слияния нескольких фирм, осуществляющих различные виды экономической деятельности. И в этих условиях сегментирование непосредственно связано с потребностью внешних и внутренних пользователей в информации, сформированной в разрезе различных сегментов.

Таким образом, становится очевидным, что сфера печати и медиаиндустрии является типичной с точки зрения диверсификации деятельности, специфической ее сегментации.

Учетно-отчетная система любой организации является основой всей информационной системы экономического субъекта, так как отражает фактическое состояние управляемого объекта и создает необходимые данные для анализа, планирования, эффективного управления в целом.

В процессе управления деятельностью организации экономическая информация используется в переработанном виде, она требует регистрации, обработки, передачи, хранения.

Соответственно, учетно-аналитическая информация, используемая для оценки конкретной

ситуации и выработки управленческих решений, должна формироваться в форме, доступной и эффективной для восприятия.

Управление финансово-хозяйственной деятельностью организаций осуществляется на основе учетно-аналитической информации и отражает объективные закономерности финансово-экономических отношений.

Одним из приемов управления современным предприятием является деление его на объекты управления - сегменты, которые одновременно являются объектами учета и контроля для управленцев любого уровня.

Следовательно, информация о разных видах продукции (товаров, работ, услуг), а также о деятельности медиаорганизации в различных географических регионах, полученная в результате оценки соответствующих рисков и прибылей, называется сегментной информацией, или информацией по сегментам.

Такая информация является основой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет большое значение для принятия управленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтерской отчетности направлено на удовлетворение в первую очередь интересов внешних пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т.д.). Внешним пользователям она позволяет не только более глубоко проанализировать деятельность организации за ряд лет, но и сопоставить результаты производства одинаковых видов продукции (оказания услуг, выполнения работ) у разных организаций. А руководство медиаорганизации получает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности конкурентов, а также медиабизнеса в целом.

Различные специалисты по бухгалтерскому учету по-разному трактуют понятия «сегмент» (табл. 1).

Последний из указанных подходов особенно близок автору, так как он ориентирован на повышение финансовых результатов деятельности организации, снижение рисков, управление эффективностью деятельности в целом.

Следует отметить также еще один подход, отдельное направление в трактовании данного вопроса. В крупных компаниях, имеющих разветвленную структуру управления, необходима

децентрализованная система управления, при кото р о й пр о и с хо д и т р а с п р е д е л е н и е ответственности между менеджерами в части управления затратами, результатами деятельности структурных подразделений, их планирования и контроля. Поэтому организационную структуру медиакомпании можно рассматривать как совокупность центров ответственности, а учетную систему - как систему учета по центрам ответственности. В связи с чем многие авторы [3, 7, 8, 9] определяют центр ответственности как сегмент компании, по которому контролируются как производственные затраты, так и полученный доход или процесс инвестирования, причем руководитель несет ответственность за процесс формирования этих показателей.

В этом случае сегменты медиаорганизации (центры ответственности) являются объектами ее управленческого учета. И качество их работы в системе управленческого учета оценивается различными финансовыми и нефинансовыми показателями.

Применительно к медиахолдингам такими центрами учета может быть каждое издание, радиостанция или телекомпания, а в рамках конкретной газеты или станции центры финансового учета могут выделяться на основе отделов или групп отделов и отдельных сотрудников.

По мнению автора, определяющими критериями в обосновании практических подходов к сегментированию в целом и пониманию сегмента в частности могут быть только нормативно-законодательные акты. В данном случае это Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), где под сегментом понимается часть деятельности организации, выделенная в зависимости от ее организационной и управленческой структуры, системы внутренней отчетности. При этом для целей ПБУ 12/2010 понятие сегмента должно быть дополнено следующими условиями, которым должна отвечать деятельность по выделенной части:

- способность приносить экономические выгоды и предполагать соответствующие расходы;

- возможность обособленного формирования финансовых показателей от показателей других частей деятельности организации;

- наличие систематического анализа результатов по выделенной части деяте льно сти

полномочными лицами организации. К полномочным лицам относятся только те, которые вправе принимать решения о распределении ресурсов внутри организации и оценке результатов по выделенной части деятельности [1].

Если же обратиться к международным стандартам финансовой отчетности, то МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», рассматривающий раскрытие информации о сегментах, которое необходимо применять в полных комплектах публикуемой финансовой отчетности, соответствующих требованиям МСФО, определяет сегменты следующим образом.

Операционный сегмент (operating segment) - это компонент организации, который должен отвечать (соответствовать) трем условиям:

— должен быть задействован в деятельности, от которой организация может генерировать доходы и нести расходы (включая доходы и расходы, связанные с операциями с другими компонентами той же организации);

— операционные результаты сегмента регулярно рассматриваются руководителем организации, отвечающим за операционные решения, с целью принятия решения о ресурсах, распределяемых на сегмент и оценки результатов его деятельности;

— в отношении сегмента есть дискретная информация.

Оценивая принципиальные различия между РСБУ и МСФО по этому вопросу, сформируем сравнительную табл. 2.

Основное отличие МСФО 8 от МСФО 14, состоит в том, что первый формально не определяет выручку, расходы и финансовые результаты сегмента, а также не диктует, что следует считать активами сегмента и обязательствами сегмента. Вместо этого он лишь заявляет, что сумма каждой отраженной в финансовой отчетности статьи совпадает с суммой, представленной директору, и использованной для принятия решений в отношении распределения ресурсов и оценки результатов. Главное требование состоит в том, чтобы суммы относились на прибыль или убыток сегмента или на активы сегмента на разумной основе.

Кроме того, стандарт применяется ко всем предприятиям, которые подают свою финансовую

отчетность или собираются подавать в комиссию по ценным бумагам или иной орган, осуществляющий контроль выпуска финансовых инструментов на открытом рынке. Сфера применения этого стандарта более широкая, чем МСФО 14, она распространяется на предприятия, которые просто сдают свою отчетность регуляторам финансовых рынков, даже если при этом на практике не выпускают ценные бумаги на открытый рынок. Как и в МСФО 14, другие организации, которые в свою финансовую отчетность на добровольной основе включают информацию по сегментам, должны соблюдать требования данного стандарта.

Если же приведенных ранее характеристик для определения операционного сегмента медиаорганизации недо статочно , то дополнительно компаниям можно рекомендовать выполнить следующие аналитические процедуры:

— проанализировать характер хозяйственной деятельности каждого направления деятельности и информацию, предоставляемую по данному направлению совету директоров медиакомпании (как правило, вид деятельности служит базой для определения операционного сегмента);

— идентифицировать руководителей подразделений, которые непосредственно подчиняются лицу, ответственному за принятие операционных решений, и регулярно обсуждают с ним результаты деятельности каждого сегмента (обычно признак сегмента, который возглавляется таким руководителем, и будет яв ля ть с я б а зой д ля ид е нтиф икации операционного сегмента).

С учетом представленных подходов, автором сформулировано следующее определение: сегмент - это созданный для единых целей компонент деятельности организации, выделенный из общей организационно-управленческой структуры по ряду параметров и критериев деятельности, характеризуемый определенными учетно-отчетными данными.

И, соответственно, информация по сегментам -это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных финансово-хозяйственных условиях [2, 5].

Работа с сегментами имеет ряд особенностей и принципиальных этапов [6].

1. Организации необходимо идентифицировать отчетные сегменты. Основной принцип

выделения сегментов - одновременное выполнение трех условий:

- обособленная деятельность способна приносить экономические выгоды и предполагает соответствующие расходы;

- результаты обособленной деятельности систематически анализируются лицами, наделенными полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов;

- по обособленной деятельности могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других сфер деятельности организации.

2. С учетом особенностей деятельности медиаорганизации и ее управленческих стандартов используются следующие основания для выделения сегмента:

- производимая продукция (товары, выполняемые работы, услуги);

- основные покупатели или заказчики;

- географические регионы;

- структурные подразделения.

3. Организации необходимо выделить из состава сегментов отчетные, информация по которым раскрывается отдельно в примечаниях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для выделения информации в отчетный сегмент должно выполняться хотя бы одно из условий:

— выручка от продаж сегмента и операций с другими сегментами составляет не менее 10% общей суммы выручки всех сегментов;

— финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 1 0% от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, имеющих прибыль, или суммарного убытка сегментов, имеющих убыток;

— активы сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

На отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности должно приходится не менее 75% выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации. В противном случае необходимо выделить дополнительные отчетные сегменты.

4. Все сегменты должны быть раскрыты. Для этого необходимо сформировать требуемую информацию, характеризующую сегмент в общей деятельности организации.

5. Если выручка, расходы, активы и обязательства относятся к двум и более отчетным сегментам, их надо распределить между этими сегментами.

Медиакомпании следует учесть, что количество отчетных сегментов не должно превышать 10 единиц, если только организация не предоставит обоснование невозможности агрегирования их количества [7].

Кроме того, медиаорганизация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности следующую информацию по отчетным сегментам:

— общую информацию (описание основы выделения сегментов, признанных отчетными; случаи объединения сегментов; наименование вида (группы) продукции, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также прочих сегментах);

— показатели отчетных сегментов (финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период; общую величину активов и обязательств на отчетную дату (если такие данные предоставляются полномочными лицами организации);

— способы оценки показателей отчетных сегментов (порядок учета операций между отчетными сегментами; характер различий и изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами, и влияние таких изменений на финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в отчетном периоде; описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны);

— сопоставление:

• совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей баланса

или отчета о финансовых результатах (суммарной величины выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• суммарной величины показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль;

• суммарной величины активов отчетных сегментов с величиной активов организации;

• суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации;

• суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации);

• иную информацию, предусмотренную ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам».

Принципиальным, по мнению автора, в раскрытии информации по сегментам является необходимость обеспечения заинтересованных пользователей бухгалтерской финансовой отчетности организации информацией,

позволяющей оценить:

• отраслевую специфику деятельности медиаорганизации (достигается путем выделения сегментов и раскрытия информации о наименовании вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг по каждому отчетному сегменту);

• хозяйственную структуру медиаорганизации (достигается путем выделения сегментов);

• распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности (достигается путем раскрытия совокупности показателей по каждому отчетному сегменту).

В настоящее время одной из наиболее важных проблем крупных многоотраслевых компаний является оценка деятельности различных сегментов, а также степени их влияния на результаты деятельности этих компаний [5]. Данные сегментной отчетности позволяют

проанализировать как прошлую деятельность организации, так и выявить потенциалы для будущего развития фирмы. С учетом факторов риска и стратегического направления это в итоге не может не отразиться на положительной деятельности компании, так как влечет за собой принятие руководством фирмы целенаправленных управленческих решений с максимальной выгодой (рис. 1).

Таким образом, выделенные достоинства и недостатки сегментной отчетности лишь подтверждают необходимость внедрения системы сегментного учета и отчетности в практику бухгалтерского учета медиаорганизации.

В этой связи автором предлагается следующая классификация сегментной отчетности организаций печати и медиаиндустрии.

1. В со отве тс тв ии с де йствующим законодательством и в зависимости от объема полномочий обособленного подразделения выделять сегментную отчетность:

— филиала;

— представительства;

— прочего обособленного подразделения.

2. По определенным видам деятельности медиакомпании:

— по выпускаемой продукции;

— по выполняемым работам;

— по оказываемым услугам.

3. По методике структурирования (бизнес-структуре) медиакомпании:

— по видам (группам) выпускаемой продукции (работ, услуг);

— по географическим регионам ведения деятельности;

— по контрагентам (основным покупателям и заказчикам продукции, работ, услуг);

— по структурным подразделениям;

— по другим критериям бизнес-структуры медиакомпании.

Следует обратить внимание на то, что положение по бухгалтерскому учету 12/2010 «Информация по сегментам» в большей степени регламентирует

раскрытие информации в бухгалтерской отчетности, а не учетные правила. В связи с этим организация должна выработать собственные методические подходы к учету и формированию сегментных данных и закрепить их в своей учетной политике.

Можно предположить, что информация об отчетных сегментах скорее имеет отношение к пояснениям к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а не к учетной политике как таковой, если бы не одно принципиальное обстоятельство: субъект учета самостоятельно группирует свою д е я т е л ь н о с ть п о с е г м е н т а м . И э т а самостоятельность обусловливает необходимость описания избранного пути в учетной политике.

Как известно, изменения в учетную политику можно вносить только в трех случаях. Применительно к вопросам сегментного учета следует подчеркнуть, что учетную политику необходимо изменить или дополнить именно в случае разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета [3, 4].

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» указывает, что применение нового способа должно привести к одному из двух последствий:

— более достоверному представлению фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;

— меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

При этом в соответствии с Законом № 402-ФЗ менять учетную политику необходимо только если новый способ способствует повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета.

Таким образом, снижение трудоемкости не является причиной для корректировки учетной политики, тем более, что применительно к ведению сегментного учета этот факт представляется неоднозначным.

Повышение же достоверности представления фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организаций с диверсифицированной деятельностью при введении сегментного учета объективно не вызывает сомнений.

Для обеспечения сопоставимости данных сегментного учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Внесение в учетную политику изменений, вызванных изменением законодательства и других нормативных актов, не противоречат положениям Закона № 402-ФЗ.

Учетная политика для целей сегментного учета должна формироваться главным бухгалтером и служить в основном для нужд бухгалтерского учета [3, 4]. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по медиаорганизации, а участвовать в процессе создания учетной политики целесообразно всем сегментам медиаорганизации в пределах своей компетенции.

Форма учетной политики для целей сегментного учета нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В этом случае она будет иметь исключительно текстовый формат с делением отдельных пунктов.

Более удобна табличная форма построения учетной политики, так как она имеет ряд преимуществ [2, 5, 6].

Основные аспекты учетной политики для целей сегментного учета были неоднократно рассмотрены автором ранее [2, 6].

Автором также разработан фрагмент учетной политики для целей сегментного учета, адаптированной к деятельности полиграфических предприятий [7]

В итоге сформируем следующие выводы.

1. Деятельность современных медиаорганизаций диверсифицирована, осуществляется в различных регионах, странах, сегментирована по рынкам. В таких условиях особую актуальность приобретает объективная необходимость получения качественной и количественной информации о том, что дает каждый сегмент. Такая информация необходима не только для эффективного управления, но и для принятия аргументированных решений о разукрупнении, ликвидации, создании с е г м е н т о в , о ц е н к е с т о и м о с т и медиаорганизации.

2. Раскрытие информации по сегментам направлено на обеспечение пользователей данными, которые готовятся для высшего менеджмента и в соответствии с которыми в м е д и а о р г а н и з а ц и и п р и н и м а ю т с я управленческие решения. Эта информация

позволяет оценить отраслевую специфику деятельности и хозяйственную структуру медиакомпании, а также распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

3. Для эффективного управления бизнесом менеджменту медиакомпаний нужна дезагрегированная информация по сегментам. Поэтому в основе управления медиакомпанией должно лежать сегментирование. Внедрение сегментирования позволит получить очевидные выгоды.

4. Информация о различных типах продуктов, работ, услуг, а также о функционировании медиаорганизации в различных зонах является информацией по сегментам и весьма существенна для оценки неопределенности и доходности, прибыльности многопрофильного объекта. Информация по сегментам, очевидно, необходима для удовлетворения потребностей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

5. Учетная политика медиаорганизации является важнейшим фактором составления не только финансовой, но и сегментной отчетности.

Таблица 1

Авторские подходы к понятию «сегмент»

Автор Раскрытие понятия «сегмент»

Касьянова ГЮ Часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях [9]

Патров В.В. Часть деятельности организации в определенном разрезе (по видам продукции, географическом регионе и т.п.) [10]

Белоглазова Л.П. Обособленная часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях или комплекс отдельных единиц, которые выделяются в общей деятельности организации по уровню риска или получению прибыли [8]

Источник: составлено автором

Таблица 2

Основные различия между МСФО 14 «Сегментарная отчетность» и МСФО 8 «Операционные сегменты»

МСФО 14 «Сегментарная отчетность» МСФО 8 «Операционные сегменты»

Определение основных понятий

Определяет, что следует считать выручкой, расходами, финансовым результатом сегмента, а также дает определение активам и обязательствам сегмента Формально не определяет, что следует считать выручкой, расходами, финансовым результатом, активами, обязательствами сегмента. Единственное требование, чтобы суммы относились на прибыль, убыток, активы сегмента на разумной основе

Источник получения выручки

Определяет, что основную часть выручки отчетный сегмент должен получать от реализации внешним покупателям. Разрешает получение выручки от реализации между сегментами компании

Соотнесение выручки и других показателей сегмента

Требует симметрии между выручкой и расходами, активами и обязательствами, отнесенными на сегмент Такое требование отсутствует. Только те активы, которые приняты в расчет директором будут включаться в состав активов, отраженных по этому сегменту

Раскрытие информации по сегментам

Требует раскрывать информацию по географическим сегментам либо первичным, либо вторичным форматом отчетности Не требует раскрывать информацию по географическим сегментам ни первичным, ни вторичным форматом отчетности. Требует отражать только выручку от реализации от всех зарубежных стран и их внеоборотные активы

Источник: составлено автором

Рисунок 1

Достоинства и недостатки сегментной отчетности

Достоинства_Недостатки

1. Осведомленность специалистов подразделений 1. Определенное дублирование функций в рамках

о специфике работы своих подразделений. формирования сегментной отчетности и бухгалтерской

2. Ускорение принятия управленческих решений (финансовой) отчетности организации.

в организации. 2. Сложность регулирования и управления потоками

3. Возможность применения специализированного обучения информации, содержащейся в сегментной отчетности

менеджеров сегментов в целях более эффективного и бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

управления сегментом. 3. Возможно проявление дисфункционального поведения

4. Общее усиление мотивации менеджеров сегментов. менеджеров сегментов (или ответственных по центрам

5. Упрощение возможных вариантов реструктуризации ответственности).

организации. 4. Недостаточный уровень компетенции соответствующих

6. Управление сегментом с использованием целевых кадров организации

показателей, устанавливаемых головной организацией_

Источник: составлено автором

Список литературы

1. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): утверждено приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н.

2. Акатьева М.Д. Бухгалтерское дело в условиях сегментации бизнеса: монография. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2013.

3. Акатьева М.Д. Методология бухгалтерского учета: современный взгляд: монография. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012.

4. Акатьева М.Д. Современные тенденции в формировании учетной политики организации // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. № 5. С. 17-21.

5. Акатьева М.Д. Теоретические аспекты сегментирования // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 8. С. 34-42.

6. Акатьева М.Д. Учетная политика для целей сегментного учета //Международный бухгалтерский учет. 2014. № 18. С. 23-30.

7. Акатьева М.Д. Учетная политика для целей сегментного учета (на примере полиграфических предприятий) // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2014. № 1. С. 2-9.

8. Касьянова Г.Ю. Информация по сегментам: еще один шаг бухгалтерского учета навстречу управленческому // Российский налоговый курьер. 2008 № 6. С. 31-36

9. Патров В.В. Отражение в бухгалтерской отчетности информации по сегментам // Бухгалтерский учет. 2000. № 21.

10. Основы медиабизнеса: учебник / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.