Научная статья на тему 'Формирование и анализ отчетной информации о сегментах деятельности организации'

Формирование и анализ отчетной информации о сегментах деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ / БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробейникова Л. С., Панина И. В.

Рассматривается порядок формирования информации о сегментах деятельности коммерческой организации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Предложены рекомендации по проведению анализа такой информации для оценки вклада каждого сегмента в финансовые показатели, выявления динамических изменений базовых характеристик сегментов и расширения представления о сегментах путем оценки активности и рентабельности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и анализ отчетной информации о сегментах деятельности организации»

13 (364) - 2014

финансовый анализ

УДК 657(045)

ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ О СЕГМЕНТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Л. С. КОРОБЕЙНИКОВА,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономического анализа и аудита E-mail: [email protected]

И. В. ПАНИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита E-mail: [email protected] Воронежский государственный университет

Рассматривается порядок формирования информации о сегментах деятельности коммерческой организации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Предложены рекомендации по проведению анализа такой информации для оценки вклада каждого сегмента в финансовые показатели, выявления динамических изменений базовых характеристик сегментов и расширения представления о сегментах путем оценки активности и рентабельности их деятельности.

Ключевые слова: сегмент, бухгалтерская (финансовая) отчетность, анализ.

Создание, анализ, преобразование и представление информации о сегментированной деятельности - это необходимость для каждой организации, функционирующей в разных сферах, имеющей несколько рынков сбыта или разную локализацию подразделений. Поскольку данные о деятельности хозяйствующего субъекта по сегментам, очевидно, представляют интерес не только для его руководства, но и для широкого круга заинтересованных лиц, соответствующий раздел с учетом требований нормативных документов включается в пояснительную часть бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), введенным в действие приказом Минфина России от 08.11.2010 №№ 143н, обязаны применять организации -эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Другие организации должны соблюдать требования ПБУ 12/2010, если ими принято решение о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Но ПБУ 12/2010 не применяется при подготовке отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для других специальных целей, если в принятых правилах составления такой отчетности (информации) не предусматривается использование этого положения по бухгалтерскому учету.

Сегментирование деятельности организации. Как указано в п. 4 ПБУ 12/2010, раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской

(финансовой) отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

При сегментировании обособляется следующая информация о части деятельности организации:

- способная приносить экономические выгоды и предполагающая осуществление соответствующих расходов;

- результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов (полномочными лицами);

- по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

В зависимости от организационно-управленческой структуры организации, а также построения системы ее внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть, в частности:

- производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;

- основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

- географические регионы, в которых ведется деятельность;

- структурные подразделения организации. При выделении сегментов учитывается то,

какая информация используется полномочными лицами организации для принятия управленческих решений, какие сведения об организации размещаются в средствах массовой информации и др.

Несколько сегментов могут быть сведены в единый сегмент, если такое объединение соответствует целям ПБУ 12/2010, а также при условии сходства следующих свойств:

- характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг;

- процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

- способы продажи продукции, товаров, работ, услуг;

- правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии, режим налогообложения);

- другие характеристики.

Кроме перечисленных условий выделения сегментов организация может дополнительно ориентироваться на характер отдельного направления деятельности, ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности, обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации и другие условия.

Сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 % общей суммы выручки всех сегментов;

- финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 % от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;

- активы сегмента составляют не менее 10 % суммарных активов всех сегментов. Сегмент с более низкими показателями может

быть выделен в качестве отчетного, если информация по нему будет полезна заинтересованным пользователям или если существует необходимость выделения большего количества отчетных сегментов для выполнения обязательного условия, что на отчетные сегменты в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации должно приходиться не менее 75 % выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации. Если на отчетные сегменты приходится менее 75 % выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяет ли каждый критериям отчетного.

Перечень отчетных сегментов устанавливается организацией исходя из ее структуры. Если количество отчетных сегментов составляет более десяти, организация должна проанализировать возможность объединения отчетных сегментов.

Показатели, характеризующие деятельность, не включенную в отчетные сегменты, раскрываются в единой категории «Прочие сегменты».

При подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности должна быть обеспечена последовательность в определении перечня отчетных сегментов. Если сегмент, выделенный в качестве отчетного в

предшествующем периоде, в отчетном уже не соответствует характеристикам отчетного сегмента, но предполагается, что этот сегмент будет выделяться как отчетный в будущем, такой сегмент выделяется в качестве отчетного сегмента и в отчетном периоде. Если сегмент впервые стал удовлетворять условиям отчетного сегмента в отчетном периоде, то по нему должна быть представлена сравнительная информация за предшествующие периоды, кроме случаев, когда необходимая информация отсутствует и ее подготовка противоречит требованию рациональности.

Оценка показателей отчетных сегментов. Раскрытие показателей каждого отчетного сегмента предполагает их приведение в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений, т. е. по данным управленческого учета, кроме раскрытия следующих величин:

- выручки от продаж по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг или их однородных групп;

- выручки от продаж и стоимости внеоборотных активов по каждому географическому региону деятельности организации;

- выручки от продаж каждому покупателю (заказчику), выручка от продаж которому составляет не менее 10 % общей выручки от продаж организации.

Перечисленные показатели приводятся в оценке, применяемой для отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности аналогичных показателей организации в целом.

Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к двум и более отчетным сегментам, подлежат распределению между этими сегментами. Способ распределения определяется организацией

в зависимости от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. Организация должна последовательно применять выбранную основу распределения.

Распределенные выручка и расходы включаются в раскрываемый в бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовый результат отчетного сегмента в том случае, если такие данные включаются в расчет финансового результата этого сегмента, используемого полномочными лицами организации для принятия решений. Если полномочные лица используют несколько показателей финансового результата, активов или обязательств отчетного сегмента, рассчитанных по разным правилам, то в составе информации по отчетному сегменту такие показатели приводятся в той оценке, которая наиболее соответствует правилам оценки аналогичных показателей по организации в целом, представляемых в ее бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Раскрытие информации по отчетным сегментам в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Организация раскрывает в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности общую информацию по отчетным сегментам, показатели отчетных сегментов, способы оценки показателей отчетных сегментов, сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах организации, а также иную информацию, предусмотренную ПБУ 12/2010 (табл. 1).

Анализ сегментарной отчетности. Анализ можно провести по следующим направлениям: влияние каждого сегмента на совокупные финансовые показатели всех сегментов (вертикальный анализ)

Таблица 1

Раскрытие информации, предписанное Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)

Вид раскрываемой информации Содержание раскрытия

Обязательное раскрытие

Общая информация Описание основы выделения отчетных сегментов, включая случаи объединения сегментов. Наименование вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов и прочих сегментах

Общая информация или иная информация При изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов - указание на такое изменение и осуществление пересчета сравнительных показателей в соответствии с новой структурой (или на невозможность пересчета, если он противоречит требованию рациональности)

Показатели отчетных сегментов Финансовый результат за отчетный период. Общая величина активов на отчетную дату

Продолжение табл. 1

Вид раскрываемой информации Содержание раскрытия

Способы оценки показателей отчетных сегментов Порядок учета операций между отчетными сегментами. Характер различий, если они не очевидны, между показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов, а также показателями активов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов. Характер изменений способов оценки финансового результата отчетного сегмента по сравнению с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовый результат отчетного сегмента в отчетном периоде. Описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны

Сопоставление совокупных показателей отчетных и прочих сегментов с величиной соответствующих статей баланса или отчета о финансовых результатах Суммарная величина выручки всех сегментов с показателем выручки организации. Суммарная величина прибыли (убытка) сегментов с прибылью (убытком) до налогообложения или чистой прибылью (убытком) за отчетный период, если организация распределяет на сегменты налог на прибыль организаций. Суммарная величина активов сегментов с величиной активов организации. Суммарная величина обязательств сегментов с величиной обязательств организации. Суммарная величина каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности организации

Показатели отчетных сегментов, способы оценки показателей отчетных сегментов, сопоставление совокупных показателей отчетных и прочих сегментов с величиной соответствующих статей баланса или отчета о финансовых результатах, иная информация При изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов и невозможности пересчета сравнительных показателей, характеризующих предшествующие периоды, в силу противоречия требованию рациональности - информация по сегментам за отчетный период, представленная в разрезе прежней структуры сегментов (наряду с информацией в разрезе новой структуры)

Раскрытие при представлении полномочным лицам организации

Показатели отчетных сегментов Общая величина обязательств на отчетную дату

Раскрытие при систематическом представлении полномочным лицам организации

Показатели отчетных сегментов Выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации. Подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами. Проценты (дивиденды) к получению. Проценты к уплате. Допускается зачет между показателями «Проценты (дивиденды) к получению» и «Проценты к уплате», когда проценты (дивиденды) к получению составляют большую часть доходов отчетного сегмента, и полномочным лицам организации представляется показатель, рассчитываемый как разность между процентами (дивидендами) к получению и процентами к уплате. Величина амортизации по основным средствам и нематериальным активам. Иные существенные доходы и расходы. Налог на прибыль организаций. Величина внеоборотных активов на отчетную дату

Раскрытие при ненарушении требования рациональности

Иная информация Выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг. По каждому географическому региону деятельности: выручку от продаж покупателям (заказчикам) организации, в том числе отдельно от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом; стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в том числе размещенных на территории Российской Федерации, размещенных за рубежом. Если величина выручки от продаж, полученной в отдельной стране, или стоимость внеоборотных активов, размещенных на тер-

Окончание табл. 1

Вид раскрываемой информации Содержание раскрытия

ритории отдельной страны, является существенной, такой показатель раскрывается обособленно. При этом должны раскрываться правила отнесения выручки от продаж к отдельным странам. О покупателях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10 % общей выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации: наименование покупателя (заказчика); общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику); наименования отчетных сегментов, к которым относится данная выручка

Показатели отчетных сегментов, способы оценки показателей отчетных сегментов, сопоставление совокупных показателей отчетных и прочих сегментов с величиной соответствующих статей баланса или отчета о финансовых результатах, иная информация Сравнительная информация за периоды, предшествующие отчетному, при изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов, пересчитанная в соответствии с новой структурой отчетных сегментов

и тенденций изменения показателей, характеризующих каждый отчетный сегмент (горизонтальный анализ). Рассмотрим порядок реализации этих направлений на примере горно-металлургической компании, выделившей два отчетных сегмента (добыча и металлургия, энергетика), а другие операции объединившей в категории «Прочие сегменты». Основные финансовые показатели, характеризующие сегменты деятельности компании за отчетный и предыдущий годы, представлены в табл. 2.

Оценить влияние каждого сегмента на совокупные финансовые показатели всех сегментов можно,

Агрегированная информация по ( и предыдущий

проведя расчеты (вертикальный анализ), результаты которых представлены в табл. 3.

Основная доля в каждом из совокупных показателей пришлась на сегмент «Добыча и металлургия».

Из анализа данных, представленных в табл. 3, следует, что влияние выручки каждого сегмента на совокупный показатель выручки всех сегментов в отчетном году осталось практически на тех же уровнях, что и в предыдущем.

Значительные изменения произошли в финансовых результатах. В отличие от убыточного

Таблица 2

:егментам компании за отчетный годы, млн руб.

Показатель Добыча и металлургия | Энергетика Прочие сегменты Итого

Отчетный год

Выручка 8 098 1 795 1 536 11 429

В том числе: 8 095 1 363 697 10 155

- от реализации внешним покупателям

- от реализации другим сегментам 3 432 839 1 274

Прибыль (убыток) 2 631 130 (110) 2 651

Активы на отчетную дату 14 242 6 999 3 148 24 389

Обязательства на отчетную дату 7 534 540 1 560 9 634

Предыдущий год

Выручка 11 252 2 159 2 075 15 486

В том числе: 11 247 1 694 1 039 13 980

- от реализации внешним покупателям

- от реализации другим сегментам 5 465 1 036 1 506

Прибыль (убыток) (529) 251 (277) (555)

Активы на отчетную дату 13 674 6 960 3 022 23 656

Обязательства на отчетную дату 8 378 598 2 895 11 871

Примечание. Все активы и обязательства компании распределяются между сегментами «Добыча и металлургия», «Энергетика» и прочими; прибыль (убыток) сегментов за год представляется за вычетом распределенного расхода по налогу на прибыль.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура совокупных показателей выручки, финансовых результатов, активов и обязательств сегментов компании за отчетный и предыдущий годы, %

Показатель Доля в совокупном показателе всех сегментов

Добыча и металлургия Энергетика Прочие сегменты

Отчетный год

Выручка 70,9 15,7 13,4

В том числе:

- от реализации внешним покупателям 79,7 13,4 6,9

- от реализации другим сегментам 0,2 33,9 65,9

Прибыль 99,2 4,9 (4,1)

Активы на отчетную дату 58,4 28,7 12,9

Обязательства на отчетную дату 78,2 5,6 16,2

Предыдущий год

Выручка 72,7 13,9 13,4

В том числе:

- от реализации внешним покупателям 80,5 12,1 7,4

- от реализации другим сегментам 0,3 30,9 68,8

Убыток 95,3 (45,2) 49,9

Активы на отчетную дату 57,8 29,4 12,8

Обязательства на отчетную дату 70,6 5,0 24,4

Примечание. Доли выручки сегментов от реализации внешним покупателям и другим сегментам рассчитываются применительно к совокупным величинам выручки всех сегментов от реализации внешним покупателям и другим сегментам соответственно.

предыдущего года в отчетном году была получена прибыль. Сегмент «Добыча и металлургия», убыток по которому в предыдущем году составлял 95,3 % от совокупного убытка всех сегментов, в отчетном году стал прибыльным - 99,2 % совокупной прибыли всех сегментов. Сегмент «Энергетика» оставался прибыльным и в предыдущем, и в отчетном годах. Однако в предыдущем году его величина по отношению к совокупному убытку всех сегментов составила 45,2 %, а в отчетном положительный вклад в совокупную прибыль оказался равен 4,9 %. Деятельность, отнесенная к категории «Прочие сегменты», была убыточной в предыдущем году (49,9 % от совокупного убытка), таковой она осталась и в отчетном (-4,1 % в структуре совокупной прибыли).

Структура совокупного показателя активов всех сегментов не претерпела существенных изменений.

Обязательства компании перераспределились: доля обязательств, приходящаяся на сегмент «Энергетика», осталась примерно на том же уровне, обязательства сегмента «Добыча и металлургия» в отчетном году составили 78,2 против 70,6 % в предыдущем, доля обязательств, отнесенных к прочим сегментам, снизилась до 16,2 % по сравнению с 24,4 % предыдущего года.

Важную информацию для пользователей представляет сопоставление суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных и прочих сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Разницы в этих показателях могут быть обусловлены межсегментными операциями, неполным распределением активов, обязательств организации на сегменты, разницей в применяемых оценках одних и тех же объектов в целях представления информации по сегментам и формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, другими факторами. Характер этих различий, если он не очевиден из представленного сопоставления, раскрывается в составе информации об оценке показателей сегментов.

В отчетности рассматриваемой горно-металлургической компании такие разницы обусловливаются только межсегментными операциями. Сопоставление совокупных показателей ее сегментов с соответствующими показателями по компании в целом дало следующие результаты (табл. 4): - наибольшее отклонение выявлено сверкой совокупных обязательств сегментов с обязательствами в бухгалтерском балансе: исключаемые межсегментные обязательства в отчетном году составили 20,3 % балансовых обязательств,

Таблица 4

Сверка совокупных показателей сегментов компании с соответствующими показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах

Показатель Отчетный год Предыдущий год

Млн руб. % Млн руб. %

Выручка отчетных сегментов 9 893 97,4 13 411 96,0

Выручка прочих сегментов 1 536 15,1 2 075 14,8

Выручка от межсегментных операций (1 274) (12,5) (1 506) (10,8)

Выручка в финансовых результатах 10 155 100,0 139 80 100,0

Прибыль (убыток) отчетных сегментов 2 761 104,1 (278) 50,1

Прибыль (убыток) прочих сегментов (110) (4,1) (277) 49,9

Корректировки - - - -

Чистая прибыль (убыток) в отчете о финансовых результатах 2 651 100,0 (555) 100,0

Активы отчетных сегментов на отчетную дату 21 241 93,4 20 634 99,4

Активы прочих сегментов на отчетную дату 3 148 13,8 3 022 14,6

Межсегментные активы на отчетную дату (1 629) (7,2) (2 897) (14,0)

Активы в бухгалтерском балансе 22 760 100,0 20 759 100,0

Обязательства отчетных сегментов на отчетную дату 8 074 100,8 8 976 100,0

Обязательства прочих сегментов на отчетную дату 1 560 19,5 2 895 32,3

Межсегментные обязательства на отчетную дату (1 629) (20,3) (2 897) (32,3)

Обязательства в бухгалтерском балансе 8 005 100,0 8974 100,0

а в предыдущем - 32,3 % балансовых обязательств;

при уменьшении удельного веса исключаемых активов и обязательств в общих балансовых величинах активов и обязательств в отчетном году увеличилась доля выручки от межсегментных операций.

Анализируя информацию по сегментам, важно не только получить представление о вкладе каждого отчетного сегмента в результаты деятельности организации в целом, но и выяснить, как менялись

основные финансовые показатели сегментов в течение отчетного и предшествующих периодов. Проводя горизонтальный анализ по данным рассматриваемой горно-металлургической компании (табл. 5), дополним перечень основных раскрываемых показателей, характеризующих выручку, финансовые результаты, активы и обязательства сегментов, двумя расчетными: рентабельностью продаж сегментов и оборачиваемостью активов сегментов. Рентабельность (убыточность) продаж сегмента определяется как отношение финансового

Таблица 5

Динамика основных финансовых показателей, характеризующих отчетные сегменты компании

Показатель Отчетный год Предыдущий год Изменение Темп роста, %

Добыча и металлургия

Выручка, млн руб. 8 098 11 252 -3 154 72,0

В том числе:

- от реализации внешним покупателям 8 095 11 247 -3 152 72,0

- от реализации другим сегментам 3 5 -2 60,0

Прибыль (убыток), млн руб. 2 631 (529) 3 160 -

Активы на отчетную дату, млн руб. 14 242 13 674 568 104,2

Обязательства на отчетную дату, млн руб. 7 534 8 378 -844 89,9

Рентабельность (убыточность) сегмента, %о 32,5 (4,7) 37,2 -

Оборачиваемость активов сегмента, оборотов 0,6 0,8 -0,2 -

Энергетика

Выручка, млн руб. 1 795 2 159 -364 83,1

В том числе:

- от реализации внешним покупателям 1 363 1 694 -331 83,1

- от реализации другим сегментам 432 465 -33 92,9

Прибыль (убыток), млн руб. 130 251 -121 51,8

Окончание табл. 5

Показатель Отчетный год Предыдущий год Изменение Темп роста, %

Активы на отчетную дату, млн руб. 6 999 6 960 39 100,6

Обязательства на отчетную дату, млн руб. 540 598 -58 90,3

Рентабельность сегмента, % 7,2 11,6 -4,4 -

Оборачиваемость активов сегмента, оборотов 0,3 0,3 - -

Прочие сегменты

Выручка, млн руб. 1 536 2 075 -539 74

В том числе:

- от реализации внешним покупателям 697 1 039 -342 74

- от реализации другим сегментам 839 1 036 -197 81

Прибыль (убыток), млн руб. (110) (277) 167 39,7

Активы на отчетную дату, млн руб. 3 148 3 022 126 104,2

Обязательства на отчетную дату, млн руб. 1 560 2 895 -1 335 53,9

Убыточность сегментов, % (7,2) (13,3) 6,1 -

Оборачиваемость активов сегментов, оборотов 0,5 0,7 -0,2 -

Итого по всем сегментам

Выручка, млн руб. 11 429 15 486 -4 057 73,8

В том числе:

- от реализации внешним покупателям 10 155 13 980 -3 825 73,8

- от реализации другим сегментам 1 274 1 506 -232 84,6

Прибыль (убыток), млн руб. 2 651 (555) 3 206 -

Активы на отчетную дату, млн руб. 24 389 23 656 733 103,1

Обязательства на отчетную дату, млн руб. 9 634 11 871 -2 237 81,2

Рентабельность (убыточность) сегментов, % 23,2 (3,6) 26,8 -

Оборачиваемость активов сегментов, оборотов 0,5 0,7 -0,2 -

результата сегмента к его выручке, включая выручку от межсегментных операций. Оборачиваемость активов сегмента рассчитаем как отношение выручки сегмента, включая выручку от межсегментных операций, за отчетный период к величине активов сегмента, включая межсегментные активы, на конец отчетного периода.

Рассматривая совокупные показатели всех сегментов, можно отметить следующие изменения:

- уменьшение выручки с одновременной положительной динамикой финансовых результатов. Последняя обусловливается уменьшением расходов компании, в чем можно убедиться, ознакомившись с соответствующим разделом пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- увеличение совокупных активов всех сегментов и уменьшение совокупных обязательств;

- экономическая результативность деятельности всех сегментов в отчетном году стала характеризоваться показателем рентабельности, в то время как в отношении прошлого года рассчитывался показатель убыточности. Уменьшение выручки и одновременное увеличение активов привело к отрицательной динамике показателя оборачиваемости активов.

В основном ключевые финансовые показатели каждого из представленных в отчетности сегментов изменялись в те же стороны, что и совокупные финансовые показатели. Исключение составляет прибыль сегмента «Энергетика», которая в отчетном году существенно уменьшилась и составила 51,8 % от прибыли данного сегмента в предыдущем году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По представленным данным о выручке от продаж покупателям (заказчикам) организации по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг можно в динамике оценить ее структуру и состав (табл. 6).

В отчетном году по сравнению с предыдущим выручка компании от реализации продукции сторонним покупателям снизилась по каждому представленному в отчетности виду, кроме выручки от реализации металла Е. Структуру выручки можно считать сохранившейся: изменения удельного веса выручки от реализации отдельных видов продукции не превысили 2 %.

Для получения более полной картины представленности компании в различных географических регионах целесообразно провести структурно-динамический анализ раскрываемых показателей выручки от продаж покупателям (заказчикам) и внеоборотных активов организации по каждому региону деятельности (табл. 7 и 8).

Таблица 6

Состав и структура выручки от продаж компании по видам продукции, товаров, работ, услуг за отчетный и предыдущий годы

Объект реализации Отчетный год Предыдущий год Изменение

Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. %

Металл А 4 212 41,5 6 081 43,5 -1 869 -2,0

Металл В 2 192 21,6 2 893 20,7 -701 0,9

Металл С 912 9,0 1 282 9,2 -370 -0,2

Металл D 982 9,7 1 420 10,2 -438 -0,5

Металл Е 143 1,4 123 0,9 20 0,5

Энергетика 1 363 13,4 1 694 12,1 -331 1,3

Прочее 351 3,4 487 3,4 -136 -

Итого... 10155 100,0 13 980 100,0 -3 825 -

Таблица 7

Состав и структура выручки от продаж компании в разрезе географических регионов

за отчетный и предыдущий годы

Страна, регион Отчетный год Предыдущий год Изменение

Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. %

Российская Федерация 2 227 21,9 3 625 25,9 -1 398 -4,0

Европа 4 475 44,1 5 989 42,8 -1 514 1,3

Северная Америка 1 474 14,5 2 204 15,8 -730 -1,3

Азия 1 923 18,9 1 999 14,3 -76 4,6

Прочие 56 0,6 163 1,2 -107 -0,6

Итого... 10155 100,0 13 980 100,0 -3 825 -

Таблица 8

Состав и структура внеоборотных активов компании в разрезе географического расположения в отчетном и предыдущем годах

Страна, регион Отчетный год Предыдущий год Изменение

Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. %

Российская Федерация 11 371 85,0 11 440 87,0 -69 -2,0

Европа 293 2,2 256 2,0 37 0,2

Северная Америка 452 3,4 472 3,6 -20 -0,2

Африка 715 5,3 544 4,1 171 1,2

Австралия 545 4,1 437 3,3 108 0,8

Итого... 13 376 100,0 13 149 100,0 227 -

Примечание. Компания представляет информацию о внеоборотных активах в разрезе географического расположения, кроме отложенных налоговых активов и финансовых активов (в терминологии, принятой в МСФО).

Основные клиенты компании располагаются в Российской Федерации, странах Европы, Азии, Северной Америки. Выручка от продаж резидентам других регионов, представленная в категории «Прочие», в отчетном году составила 0,6 % всей выручки от продаж внешним покупателям, в предыдущем она была равна 1,2 %. Структура выручки от продаж компании в разрезе географических регионов в отчетном году не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущим (если принять за уровень существенности пятипроцентный порог). Самые значимые изменения наблюдаются в долях выручки от продаж в Российской Федерации (-4 %

по сравнению с предыдущим годом) и странах Азии (4,6 % в сравнении с предыдущим годом). Наибольший удельный вес в течение двух лет имеют выручка от продаж европейским покупателям и заказчикам (44,1 % в отчетном году, 42,8 % - в предыдущем) и покупателям и заказчикам из Российской Федерации (21,9 % в отчетном году, 25,9 % -в предыдущем).

Состав географических регионов, в которых расположены внеоборотные активы, несколько отличается от того, в отношении которого представляется информация о выручке: компания имеет внеоборотные активы в Российской Федерации,

Европе, Северной Америке, Африке и Австралии.

Структура внеоборотных активов компании в отчетном году также не претерпела существенных изменений в сравнении с предыдущим годом. Наибольшее изменение, составившее - 2 %, наблюдалось в удельном весе внеоборотных активов, расположенных в Российской Федерации.

Предлагаемый подход к анализу отчетной информации о сегментах не требует выполнения сложных расчетов, но позволяет оценить влияние каждого отчетного сегмента на результаты функционирования организации в целом, а также проследить динамику основных финансовых показателей деятельности, ведущейся в рамках выделенных сегментов.

Список литературы

1. КирьяноваЗ. В., СедоваЕ. И. Анализ финансовой отчетности: учебник. М.: Юрайт, 2011. 426 с.

2. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации:http://www. rg.ru/2011/12/09/finansi-dok.html - comments приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н.

3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 143н.

4. Пожидаева Т. А. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие. М.: КноРус, 2012. 320 с.

Financial analysis

PREPARING AND ANALYZING FINANCIAL STATEMENTS ON A COMPANY'S OPERATING SEGMENTS

Larisa S. KOROBEINIKOVA, Irina V. PANINA

Abstract

The article deals with the formation of information by segments of activities of the commercial organization in accounting (financial) reports. The authors submit recommendations on carrying out the analysis of such information for an assessment of contribution of each particular segment to financial performance, identification of dynamic changes of the basic characteristics of segments and extending of the idea of segments by an assessment of activity and profitability.

Keywords: segment, accounting (financial) reports, analysis

References

1. Kir'ianova Z. V., Sedova E. I. Analiz finansovoi otchetnosti [Financial statements analysis]. Moscow, Iurait Publ., 2011, 426 p.

2. Executive Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Bringing into force the International Financial Reporting Standards and

Explanations of the International Financial Reporting Standards in the territory of the Russian Federation" of November 25, 2011 № 160n.

3. Executive Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Adoption of the Accounting regulation "Information by Segments" (PBU 12/2010)" of November 08, 2010 № 143n.

4. Pozhidaeva T.A. Analiz finansovoi otchetnosti [Financial statements analysis]. Moscow, KnoRus Publ., 2012, 312 p.

Larisa S. KOROBEINIKOVA

Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation [email protected] Irina V. PANINA

Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.