ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
О ФОРМИРОВАНИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ПО СЕГМЕНТАМ
В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженныйработник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Приказом Минфина России от 08.03.2010 № 143н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). В нем определены правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, кроме кредитных. Такую информацию должны представлять прежде всего организации-эмитенты публично размещенных ценных бумаг. Иные организации представляют такую информацию, если они принимают соответствующее решение.
Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) не применяется при формировании отчетности, которая составляется для государственного статистического наблюдения, а также для кредитных организаций и иных специальных целей.
Выделение сегментов деятельности организации связано:
• со способностью приносить экономические выгоды, включая выгоды и расходы от операций с другими сегментами;
• с результатами в распределении ресурсов внутри организации и оценкой этих результатов полномочными лицами;
• с финансовыми показателями, сформированными отдельно от показателей других частей деятельности организации.
В зависимости от организационной и управленческой структуры организации и системы внутренней отчетности выделение сегментов может быть связано:
• с производимой продукцией, выполненными работами, закупаемыми товарами;
• с основными покупателями (заказчиками) продукции, товаров, работ, услуг;
• с географическими регионами, в которых осуществляется деятельность;
• со структурными подразделениями организации.
Дополнительными условиями выделения сегментов могут быть:
• специфический характер отдельного направления деятельности;
• ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности;
• обособленность информации, представляемой советудиректоров организации;
• другие условия.
Сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из условий:
• выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) и от операций с другими сегментами составляет не менее 10 % общей выручки всех сегментов;
• финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 % от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов или суммарного убытка сегментов;
• активы сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов. Однако сегмент, показатели которого ниже,
может быть в качестве отчетного, если информация по нему будет полезной заинтересованным пользователям.
Перечень отчетных сегментов определяется самой организацией. При этом на эти сегменты должно приходиться не менее 75 % выручки от продаж продукции покупателям (заказчикам).
Если количество отчетных сегментов составляет более десяти, то организация должна проанализировать возможность объединения отчетных сегментов при условии сходства следующих характеристик объединяемых сегментов:
• характер (назначение) продукции, товаров, услуг;
• процесс производства продукции, выполнения работ, услуг;
• покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
• правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии, режим налогообложения);
• способы продажи продукции, товаров, работ, услуг.
Оценка показателей отчетного сегмента проводится по данным управленческого учета для предоставления полномочным лицам организации.
Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к нескольким отчетным сегментам (более двух), подлежат распределению в зависимости от видов деятельности организации, характера объектов учета, степени обособленности отчетных сегментов.
После распределения выручка и расходы включаются в финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента, если эти данные используются полномочными лицами организации для принятия решений. Однако в ПБУ 12/2010 указано на возможность использования нескольких показателей финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств. В составе информации по отчетному сегменту они проводятся в той оценке, которая соответствует правилам оценки аналогичных показателей бухгалтерской отчетности по организации в целом.
В пояснениях к бухгалтерской отчетности организация раскрывает следующую информацию по отчетным сегментам:
• общую информацию;
• показатели отчетных сегментов;
• способы оценки показателей отчетных сегментов;
• сопоставление обобщенных (совокупных) показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации;
• иную информацию (например, сравнительную информацию за предшествующие периоды
при изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов).
Общая информация включает: а) описание принципа (основы) выделения отчетных сегментов; б) возможные случаи объединения сегментов; в) наименование видов продукции, товаров, работ, услуг, в результате продажи которых организация получает выручку в каждом отчетном сегменте, а также в прочих сегментах.
При этом по каждому отчетному сегменту раскрываются следующие показатели:
• финансовый результат (прибыль, убыток) за отчетный период;
• общая величина активов на отчетную дату;
• общая величина обязательств на отчетную дату. По каждому отчетному сегменту организация
должна раскрывать следующие показатели, представляемые полномочным лицам организации в системном порядке:
• выручка от продаж покупателям (заказчикам);
• предполагаемая выручка от операций с другими сегментами;
• проценты (дивиденды) к получению;
• проценты к уплате;
• величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
• налог на прибыль организаций;
• иные существенные доходы и расходы. Следует отметить, что в соответствии с ПБУ
12/2010 допускается зачет между показателями «Проценты (дивиденды) к получению» и «Проценты к уплате», если полномочным лицам организации представляется такой показатель в виде разницы.
По каждому отчетному сегменту раскрывается также величина внеоборотных активов, независимо от включения этого показателя в расчет общей величины активов отчетного сегмента.
Организация также раскрывает информацию об оценке показателей по каждому отчетному сегменту, а именно:
• порядок учета операций между отчетными сегментами;
• характер различий между показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов; показателей активов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов; изменением способов оценки показателей прибыли и убытка отчетного сегмента в отчетном периоде по сравнению с предшествующими периодами; описание различий в способе распределения выручки и расходов от
способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны. При этом суммарная величина выручки всех отчетных сегментов сопоставляется с показателями выручки организации, а суммарная величина прибыли (убытка) отчетных сегментов сопоставляется с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если налог на прибыль распределяется организацией на отчетные сегменты.
Сопоставлению подлежат также суммарные величины активов и обязательств отчетных сегментов с величиной активов и обязательств организации.
Обязательному раскрытию подлежит показатель выручки от продаж покупателям (заказчикам) по каждому виду (группе) однородной продукции, товаров, работ, услуг. При этом организация раскрывает информацию о покупателях (заказчиках), если выручка от продаж составляет не менее 10 % общей выручки от продаж организации. При этом указывается наименование покупателя (заказчика), общая величина выручки от продаж таким покупателям (заказчикам) и наименование отчетного сегмента, к которому относится данная выручка.
В Положении по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ12/2010) дается указание
о необходимости раскрытия по каждому географическому сегменту следующей информации:
• величина выручки от продаж покупателям (заказчикам) раздельно от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом;
• стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, размещенных на территории Российской Федерации и за рубежом. При этом выручка от продаж в отдельных странах должна раскрываться обособленно.
Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) вступает в силу с составления бухгалтерской отчетности за 2011г., что связано с дальнейшей гармонизацией принципов бухгалтерского учета в международной практике и в Российской Федерации.
Список литературы
1. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.03.2010 № 143н.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
❖ ❖ ❖