Научная статья на тему 'О формировании и представлении информации по сегментам'

О формировании и представлении информации по сегментам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ-ЭМИТЕНТ / ЦЕННАЯ БУМАГА / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова В. А.

В статье рассказано, какие правила формирования и представления информации по сегментам определены в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, кроме кредитных, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). Автор также разъясняет, какую информацию должны представлять организации-эмитенты публично размещенных ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании и представлении информации по сегментам»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

О ФОРМИРОВАНИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ПО СЕГМЕНТАМ

В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженныйработник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Приказом Минфина России от 08.03.2010 № 143н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). В нем определены правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, кроме кредитных. Такую информацию должны представлять прежде всего организации-эмитенты публично размещенных ценных бумаг. Иные организации представляют такую информацию, если они принимают соответствующее решение.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) не применяется при формировании отчетности, которая составляется для государственного статистического наблюдения, а также для кредитных организаций и иных специальных целей.

Выделение сегментов деятельности организации связано:

• со способностью приносить экономические выгоды, включая выгоды и расходы от операций с другими сегментами;

• с результатами в распределении ресурсов внутри организации и оценкой этих результатов полномочными лицами;

• с финансовыми показателями, сформированными отдельно от показателей других частей деятельности организации.

В зависимости от организационной и управленческой структуры организации и системы внутренней отчетности выделение сегментов может быть связано:

• с производимой продукцией, выполненными работами, закупаемыми товарами;

• с основными покупателями (заказчиками) продукции, товаров, работ, услуг;

• с географическими регионами, в которых осуществляется деятельность;

• со структурными подразделениями организации.

Дополнительными условиями выделения сегментов могут быть:

• специфический характер отдельного направления деятельности;

• ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности;

• обособленность информации, представляемой советудиректоров организации;

• другие условия.

Сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из условий:

• выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) и от операций с другими сегментами составляет не менее 10 % общей выручки всех сегментов;

• финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 % от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов или суммарного убытка сегментов;

• активы сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов. Однако сегмент, показатели которого ниже,

может быть в качестве отчетного, если информация по нему будет полезной заинтересованным пользователям.

Перечень отчетных сегментов определяется самой организацией. При этом на эти сегменты должно приходиться не менее 75 % выручки от продаж продукции покупателям (заказчикам).

Если количество отчетных сегментов составляет более десяти, то организация должна проанализировать возможность объединения отчетных сегментов при условии сходства следующих характеристик объединяемых сегментов:

• характер (назначение) продукции, товаров, услуг;

• процесс производства продукции, выполнения работ, услуг;

• покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

• правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии, режим налогообложения);

• способы продажи продукции, товаров, работ, услуг.

Оценка показателей отчетного сегмента проводится по данным управленческого учета для предоставления полномочным лицам организации.

Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к нескольким отчетным сегментам (более двух), подлежат распределению в зависимости от видов деятельности организации, характера объектов учета, степени обособленности отчетных сегментов.

После распределения выручка и расходы включаются в финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента, если эти данные используются полномочными лицами организации для принятия решений. Однако в ПБУ 12/2010 указано на возможность использования нескольких показателей финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств. В составе информации по отчетному сегменту они проводятся в той оценке, которая соответствует правилам оценки аналогичных показателей бухгалтерской отчетности по организации в целом.

В пояснениях к бухгалтерской отчетности организация раскрывает следующую информацию по отчетным сегментам:

• общую информацию;

• показатели отчетных сегментов;

• способы оценки показателей отчетных сегментов;

• сопоставление обобщенных (совокупных) показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации;

• иную информацию (например, сравнительную информацию за предшествующие периоды

при изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов).

Общая информация включает: а) описание принципа (основы) выделения отчетных сегментов; б) возможные случаи объединения сегментов; в) наименование видов продукции, товаров, работ, услуг, в результате продажи которых организация получает выручку в каждом отчетном сегменте, а также в прочих сегментах.

При этом по каждому отчетному сегменту раскрываются следующие показатели:

• финансовый результат (прибыль, убыток) за отчетный период;

• общая величина активов на отчетную дату;

• общая величина обязательств на отчетную дату. По каждому отчетному сегменту организация

должна раскрывать следующие показатели, представляемые полномочным лицам организации в системном порядке:

• выручка от продаж покупателям (заказчикам);

• предполагаемая выручка от операций с другими сегментами;

• проценты (дивиденды) к получению;

• проценты к уплате;

• величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

• налог на прибыль организаций;

• иные существенные доходы и расходы. Следует отметить, что в соответствии с ПБУ

12/2010 допускается зачет между показателями «Проценты (дивиденды) к получению» и «Проценты к уплате», если полномочным лицам организации представляется такой показатель в виде разницы.

По каждому отчетному сегменту раскрывается также величина внеоборотных активов, независимо от включения этого показателя в расчет общей величины активов отчетного сегмента.

Организация также раскрывает информацию об оценке показателей по каждому отчетному сегменту, а именно:

• порядок учета операций между отчетными сегментами;

• характер различий между показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов; показателей активов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов; изменением способов оценки показателей прибыли и убытка отчетного сегмента в отчетном периоде по сравнению с предшествующими периодами; описание различий в способе распределения выручки и расходов от

способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны. При этом суммарная величина выручки всех отчетных сегментов сопоставляется с показателями выручки организации, а суммарная величина прибыли (убытка) отчетных сегментов сопоставляется с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если налог на прибыль распределяется организацией на отчетные сегменты.

Сопоставлению подлежат также суммарные величины активов и обязательств отчетных сегментов с величиной активов и обязательств организации.

Обязательному раскрытию подлежит показатель выручки от продаж покупателям (заказчикам) по каждому виду (группе) однородной продукции, товаров, работ, услуг. При этом организация раскрывает информацию о покупателях (заказчиках), если выручка от продаж составляет не менее 10 % общей выручки от продаж организации. При этом указывается наименование покупателя (заказчика), общая величина выручки от продаж таким покупателям (заказчикам) и наименование отчетного сегмента, к которому относится данная выручка.

В Положении по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ12/2010) дается указание

о необходимости раскрытия по каждому географическому сегменту следующей информации:

• величина выручки от продаж покупателям (заказчикам) раздельно от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом;

• стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, размещенных на территории Российской Федерации и за рубежом. При этом выручка от продаж в отдельных странах должна раскрываться обособленно.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) вступает в силу с составления бухгалтерской отчетности за 2011г., что связано с дальнейшей гармонизацией принципов бухгалтерского учета в международной практике и в Российской Федерации.

Список литературы

1. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.03.2010 № 143н.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.