УДК 658.382.3:614.8:331.45
П.В. Мучин
СГГ А, Новосибирск
САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СГГА,
КАК СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
В настоящее время можно отметить возрастание ответственности работодателя за создание условий труда, отвечающих требованиям безопасности, санитарии и гигиены. Значительные поправки и дополнения были внесены в Трудовой кодекс Российской Федерации в 2006 году. Законодательно признаётся приоритет сохранения жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности.
Анализ многолетней работы центра безопасности труда и жизнедеятельности (БТиЖД) СГГА по направлению безопасность труда и учебы (отдел охраны труда и пожарной безопасности) показывает, что в области охраны труда, производственной и пожарной безопасности большой технический вуз (каким и является СГГА), практически не отличается от промышленных предприятий. А, учитывая многотысячный контингент обучающихся, наличие филиалов и отдаленных подразделений, требования к безопасности многократно возрастают.
Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено в Конституции России и Трудовом кодексе Российской Федерации, что обязывает работодателя, прежде всего, обеспечить такие условия труда, и, если только это технически невозможно, -обеспечить льготы и компенсации.
Требования санитарии и гигиены, предъявляемые к производственным помещениям, оборудованию, рабочим местам изложены:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации;
2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Требования законодательства так же реализуются через подзаконные нормативные правовые акты, среди которых отметим:
1. СанПиН 2.2.0.555-96. Гигиенические требования к условиям труда женщин;
2. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация;
3. СП 2.2.1.1312-03. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий;
4. СП 2.2.2.1327-03. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту;
5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий;
6. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы;
7. СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях;
8. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.
9. Ряд СНиПов и другие документы, например статья в
«Межведомственном информационном бюллетене (ОвД)» № 36 от 2005 года: «Гигиенические основы охраны труда в образовательных учреждениях».
Обзор из законодательства позволяет отметить:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации:
- В понятие охраны труда как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, входят и санитарногигиенические мероприятия;
- В статьях 212 и 223 на работодателя возложена обязанность
обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживания работников.
2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:
- В статье 25 говорится, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека;
- В статье 11 на работодателя возложена обязанность обеспечить
безопасность для здоровья своих работников, а так же осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил;
- Статья 21 обязывает работодателя содержать территорию организации в соответствии с санитарными правилами;
- В статье 40 обозначена обязательность санитарноэпидемиологического заключения для выдачи лицензии на образовательную деятельность.
Отметим, что рассматриваемые нами федеральные законы
предусматривают все виды ответственности за нарушение вышеназванных требований, в том числе и за вред, причиненный здоровью работника.
Комплексная оценка по условиям труда возможна только по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утверждённым постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 года № 12.
Официальное заключение по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в Новосибирской области даёт отдел управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда Управления труда Департамента труда и социального развития Новосибирской области. Положительное заключение является основанием для предоставления льгот и компенсаций, в том числе и по льготному пенсионному обеспечению.
Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателя выполнить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. В сфере образования имеются так же и соответствующие приказы министерства. Но, учитывая, что аттестация рабочих мест, это длительная и дорогостоящая процедура, следует отметить, что в городе Новосибирске пока ни один вуз полностью не выполнил эту работу.
В СГГА по поручению ректора, профессора Карпика А.П. центром безопасности труда и жизнедеятельности был проработан вопрос о возможности внедрения санитарно-технических паспортов. Данный документ был введен в СССР ещё в 1979 году по инициативе ВЦСПС на промышленных предприятиях. Позднее, в 1985 году, типовой паспорт санитарно-технического состояния условий труда кафедры (отдела, лаборатории) приказом был введен и в систему образования РСФСР.
На наш взгляд, учитывая стоящие перед СГГА задачи по улучшению условий труда и учебы, учитывая недостаточное бюджетное финансирование по этому направлению, возможно сочетание введения санитарно-технических паспортов с одновременным проведением аттестации отдельных рабочих мест, возможно и отдельных подразделений полностью.
Это позволит:
1. Выявить однотипные рабочие места и юридически обосновать существующие надбавки (льготы и компенсации);
2. Оценить рабочие места с вредными и/или опасными условиями труда;
3. Оценить достаточность применяемых средств индивидуальной защиты;
4. Повысить ответственность руководителей структурных подразделений за условия труда своих сотрудников;
5. Улучшить условия учебы с одновременным повышением ответственности лиц, обучающихся в СГГА;
6. Обеспечить возможность реализации мониторинга, как за условиями труда, так и в области технического оснащения академии.
К настоящему времени в центре безопасности труда и жизнедеятельности завершается работа по проекту санитарно-технического паспорта. Предполагается два вида: ориентированный на подразделение академии и общий для вуза. Санитарно-технические паспорта предполагается оформить в виде локальных нормативных правовых актов - стандартов организации (СГГА).
К работе по ведению санитарно-технических паспортов могут привлекаться студенты 3-5 курсов специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» в рамках выполнения лабораторных и курсовых работ при изучении дисциплин: «Нормативно-организационные требования охраны труда», «Безопасность труда» и «Экспертиза и сертификация условий и охраны труда».
Имеется положительный опыт сотрудничества центра БТиЖД с кафедрой БЖД академии по организации производственных и преддипломных практик отдельных студентов в отделах центра. По материалам СГГА в области охраны труда, пожарной безопасности, защиты персонала в чрезвычайных ситуациях подготовлен ряд дипломных работ. Вопросы аттестации рабочих мест по условиям труда в академии, ведения санитарно-технических паспортов так же могут стать темой практик и дипломных работ.
В завершение отметим, что в намеченной работе видится необходимость участия и функционального взаимодействия таких структур академии как: совместный комитет по охране труда (председатель Коробешкин Ю.Н.), профком сотрудников академии (председатель Карлина Н.Г.), комиссия по аттестации рабочих мест по условиям труда (председатель Мучин П.В.) и комиссия по компенсациям.
© П.В. Мучин, 2007