УДК 371:351.851:331.45
П.В. Мучин
СГГ А, Новосибирск
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
До начала экономических реформ НИИГАиК имел до 2,5 тысяч студентов, обучающихся по 6 специальностям. В штаты вуза был включен инженер по охране труда и по 0,5 ставки занимали специалист по гражданской обороне и инженер по пожарной безопасности.
К 1994 году увеличилось количество специальностей, значительно возросло количество студентов, что позволило преобразовать институт в академию.
В 1997 году ректором академии, профессором Лесных И.В. была поставлена задача по совершенствованию структуры управления в области охраны труда и пожарной безопасности.
На основе приказов Минобразования России:
- От 2 марта 1998 года № 554 «О формировании отраслевой службы безопасности труда и жизнедеятельности Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации»;
- От 11 марта 1998 года № 662 «О службе охраны труда образовательного учреждения» решением Ученого Совета СГГА было создано самостоятельное структурное подразделение академии - Центр безопасности труда и жизнедеятельности (БТиЖ), относящийся к службе ректора.1
С учетом требований приказа Минобразования России от 22 апреля 1997 года № 779 «Об обучении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России» и постановления Минтруда России от 14 марта 1997 года № 12, утвердившего «Положения о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда», организационная структура Центра БТиЖ включила два отдела:
- Охраны труда и пожарной безопасности;
- Обучения и аттестации рабочих мест.
Ставки специалистов отдела обучения и аттестации рабочих мест обеспечиваются за счёт оказания услуг сторонним организациям. Видимо, это один из немногих примеров, когда служба охраны труда организации, по существу, стала зарабатывать деньги. Полученные средства позволили отделам Центра БТиЖ обеспечивать себя оргтехникой, канцтоварами, связью, частично оплачивать коммунальные платежи и ремонтные работы. Появилась
1 Название «Центр безопасности труда и жизнедеятельности» принято в соответствии с названием специального отдела в Минобразовании России
возможность дополнительного заработка без ущерба основной работе, что для государственных вузов давно стало острейшей проблемой.
Важнейшей задачей службы охраны труда в организациях, это обучение и проверка знаний охраны труда руководителей и специалистов, организация обучения по электробезопасности неэлектротехнического персонала, оказанию доврачебной помощи пострадавшим и др. В СГГА эти задачи решаются без дополнительных затрат со стороны академии, путем включения наших сотрудников в группы обучающихся руководителей и специалистов сторонних организаций.
Современный вуз, как правило, реализует различные формы обучения, в том числе заочное и дистанционное. Значительная часть студентов обучается в филиалах и представительствах, которые могут располагаться в других городах и регионах. Все это ставит новые задачи перед соответствующими службами вуза, в том числе в области охраны труда, пожарной безопасности, гражданской обороны и др.
К 2004 году в России, в соответствии с законодательством, была создана достаточно успешно работающая система государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда. В настоящее время в России реализуются значительные изменения в этой области. Основными документами являются:
1. Федеральный закон «О техническом регулировании» (№184-ФЗ от 27 декабря 2002 года);
2. Указ Президента России «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (от 9 марта 2004 года № 314).
К нашему сожалению, отмечаем, что в «Положениях» вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, фактически отсутствуют такие сферы ответственности, как охрана труда и пожарная безопасность. По существу проигнорированы требования таких федеральных законов, как «Трудовой кодекс Российской Федерации» и «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Отмечается тенденция увеличения объёма функций государственной власти, передаваемых с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. При этом, например, в Новосибирской области, за последние 5 - 7 лет постоянно идёт сокращение структур и персонала, занятых управлением охраной труда и государственной экспертизой условий труда. Взаимодействие федеральной власти с субъектами Российской Федерации, по существу, переходит на уровень консультаций в рассматриваемых областях
По законодательству администрации муниципальных образований реализуют государственную политику в области охраны труда на своей территории в рамках своих полномочий и полномочий, переданных субъектами Российской Федерации. Расширение полномочий муниципальных образований в области управления (в том числе и охраной труда) следует ожидать в связи с принятием федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (№ 131-Ф3 от 6 октября 2003 года). Соответствующая работа сейчас организуется в большинстве субъектов Российской Федерации.
Ниже, на рис. 1 и 2 представлены упрощенные схемы государственного управления охраной труда, в том числе и в Новосибирской области.
Коллегия Департамента труда и социального развития Новосибирской области осуществляет, в том числе, и функции, действующего ранее координационного Совета по охране труда Новосибирской области.
Рис. 1. Схема государственного управления охраной труда
Рис. 2. Государственное управление охраной труда в Новосибирской области
Учитывая вышеизложенное, отмечаем следующее:
1. Крупные вузы в области охраны труда и пожарной безопасности подобны организациям, занимающихся производственной деятельностью;
2. Действующие нормативные документы повышают самостоятельность и, соответственно, ответственность руководителя вуза (работодателя) в области охраны труда, пожарной и экологической безопасности, гражданской обороны.
Анализируя опыт совершенствования структур управления в успешных организациях России, нельзя не заметить, что в его основе лежит реализация требований международных стандартов семейства ИСО 9000, с целью внедрения и обеспечения функционирования эффективных систем менеджмента качества.
В общую систему управления вузом органически должна вписываться система управления охраной труда и учёбы, реализующая безопасность образовательного учреждения.
Для решения этой задачи необходимо использовать:
1. Трудовой кодекс РФ и федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
2. Международный стандарт ОШЛБ 18001:1999, реализующий систему менеджмента здоровья и безопасности в организации;
3. Отраслевой стандарт ОСТ-01-2001 «Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения»;
4. Типовое положение о службе охраны труда образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования системы Минобразования России - утверждённое приказом Минобразования России от 11 марта 1998 года № 662;
5. Программа Минобразования России на 2004-2007 годы «Безопасность образовательного учреждения»;
6. Материалы совещания с темой «Безопасность образовательного учреждения», прошедшего 29-30 июня 2004 года в Сибирском Федеральном округе. Организатором совещания являлось Министерство образования и науки Российской Федерации.
В СГГА необходимо выполнить комплекс мероприятий по совершенствованию структуры управления охраной труда и учёбы. Кардинально решить проблемы пожарной безопасности. Включиться в реализацию Программы Минобразования России «Безопасность образовательного учреждения». Целенаправленно объединить усилия отделов центра БТиЖ, кафедры БЖД, совместного комитета по охране труда, штаба ГОиЧС, профкома и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в подразделениях академии. Целесообразно пересмотреть положения о подразделениях, должностные инструкции ответственных лиц, разработать ряд стандартов вуза в области охраны труда и пожарной безопасности. Учитывая требования Минобразования России и опыт крупных вузов, периодически рассматривать эти вопросы на заседаниях Учёного совета, а уровень ответственного за это направление довести до заместителя ректора.
© П.В. Мучин, 2006