УДК 351:331.4:331.45 О.П. Ляпина, П.В. Мучин СГГ А, Новосибирск
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА И РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Кафедре безопасности жизнедеятельности СГГА было предложено быть соисполнителем научно-исследовательской работы «Исследование и разработка условий реформирования государственной службы Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО)», выполняемой Югорским государственным университетом.
В процессе исследований была проделана большая работа по сбору информации:
1. Изучена структура государственной власти ХМАО;
2. Штатное расписание;
3. Схемы рабочих помещений (кабинетов) в закреплённых зданиях;
4. Рабочие места;
5. Используемое оборудование и оргтехника.
На данном этапе привлекались студенты 5-го курса специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», вспомогательный персонал кафедры и сотрудники центра безопасности труда и жизнедеятельности СГГА.
Интересно отметить, что дальнейшая научная работа выполнялась с учётом достаточно больших финансовых возможностей Ханты-Мансийского автономного округа, то есть была поставлена задача, разработать рекомендации - «Как должно быть».
На следующем этапе научной работы были подобраны и изучены законодательные и нормативные правовые акты.
1. Федеральные законы:
- О системе государственной службы Российской Федерации;
- О государственной гражданской службе Российской Федерации;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Об основах охраны труда в Российской Федерации и др.
2. Отдельные законы и нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа.
3. Нормативные правовые акты в области условий и охраны труда, санитарно-гигиенических требований к помещениям и оборудованию, пожарной безопасности, освещённости, параметрам микроклимата и др.
На основе определений, установленных федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», была разработана таблица соответствия классификации должностей
государственной гражданской службы требованиям квалификационных справочников (табл. 1).
Таблица 1
Группа Наименование должности
Руководители
1. Высший: 2. Главный: 3. Ведущий: Губернатор, руководитель департамента Заместитель руководителя департамента, председатель комитета Начальник отдела, заместитель председателя комитета, заместитель начальника отдела
Помощники (советники)
1. Высший: 2. Главный: 3. Ведущий: Советник Губернатора, помощник Губернатора, пресс-секретарь Советники и помощники заместителей Г убернатора Советник заместителя Губернатора, помощник заместителя Губернатора
Специалисты
1. Высший: 2. Главный: 3. Ведущий: 4. Старший: Начальник отдела Заместитель начальника отдела Консультант Главный специалист, ведущий специалист
Обеспечивающие специалисты
1. Главный: 2. Ведущий: 3. Старший: 4. Младший: Начальник отдела Заместитель начальника отдела, консультант Главный специалист, ведущий специалист Специалист I категории, специалист II категории, специалист
Примечания:
1. Возможна должность Председателя Правительства с соответствующими должностями заместителей, помощников и советников;
2. При одинаковом обозначении должностей по разным группам предполагаются разные требования к профессиональным знаниям и профессиональным навыкам.
По данным табл. 1 были разработаны нормативные показатели по площадям для рабочих помещений (кабинетов) и рабочих мест для работников основных должностей гражданской службы (табл. 2).
Таблица 2
Категории и группы основных должностей гражданской службы Нормируемые показатели
2 Площадь кабинета, м (при числе работников, чел.) Площа дь приёмн ой, 2 м Площадь рабочего места, м (не менее)
Без ПЭВМ ПЭВМ, ЖК- монитор ПЭВМ, монитор с ЭЛ-трубкой
5- 10 11-20 более 20 100- 300
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Руководители: 1. Высший 2. Главный 3. Ведущий — - - 36-64 24-36 18-24 18-24 12-18 - - -
Помощники (советники): 1. Высший до 12 до 12
2. Главный - - - до 12 до 12 - - -
3. Ведущий до 12 до 12
Специалисты:
1. Высший 9 12 18 - - - - -
2. Главный - - - - - 4-4,5 4,5 6
3. Ведущий - - - - - 4-4,5 4,5 6
4. Старший 4-4,5 4,5 6
Обеспечивающ ие специалисты: 1. Главный 2. Ведущий до до 12 до 18 4-4,5 4,5 6
3. Старший 9 - - - - 4-4,5 4,5 6
4. Младший - - - - - 4-4,5 4,5 6
- 4-4,5 4,5 6
Примечания:
1. При необходимости нормы площади для специализированных и вспомогательных помещений выбираются из СНиП 31-05-03;
2. При нормировании площади кабинетов отдельных руководителей, использование ПЭВМ не учитывается, поскольку, обычно, даже минимальный размер кабинета позволяет использовать компьютер.
Нормативные показатели освещённости и микроклимата для рабочих помещений (кабинетов) и рабочих мест работников разных должностей гражданской службы представлены в табл. 3.
Таблица 3
Категории и группы основных должностей гражданской службы Нормируемые показатели
Общая освещённость помещения, люкс Освещённос ть на рабочем месте, люкс Температу ра воздуха, оС Относител ьная влажность , % Скорость движения воздуха, м/с
Руководители: для всех категорий 200-250 300-500 (22-24)/ (23-25) (40-60) 0, 1
1 2 3 4 5 6
Помощники (советники): для всех категорий 200-250 300-500 (40-60) 0,1
Специалисты: для всех категорий 200-250 300-500 (20-25)/ (21-28) (15-75) 0,1
Обеспечивающие специалисты: для всех категорий 200-250 300-500 - (15-75) 0,1
Примечания:
1. В таблице: для холодного периода года/для тёплого периода года;
2. Освещённость на рабочем месте определяется освещённостью поверхности рабочего стола;
3. Коэффициент естественного освещения (КЕО) для всех категорий и групп основных должностей гражданской службы 1%.
Нормативные показатели напряжённости трудового процесса для работников разных должностей гражданской службы представлены в табл 4.
Таблица 4
Категории и группы основных должностей гражданской службы Нормируемые показатели
Интеллектуальная нагрузка (А) Сенсорные нагрузки (Б) Класс условий труда
А1 А2 А3 А4 Б1 Б2 Б3 Б4
Руководители: для всех категорий 3.2 3.1 3.2 3.2 до 25 до 2 до 5 более 5 3.1
Помощники (советники): для всех категорий 3.2 3.1 3.2 3.2 до 25 до 2 до 5 более 5 3.1
Специалисты: для всех категорий 1 1 1 1 до 25 более 4 до 5 1-0,3 1
Обеспечивающие специалисты: для всех категорий 1 1 1 1 до 25 более 4 до 5 1-0,3 1
Примечания:
1. Численная оценка показателей определяется классом условий труда в соответствии с руководством Р 2.2.2006-05;
2. При необходимости показатели тяжести трудового процесса определяются в соответствии с руководством Р 2.2.2006-05;
3. Обозначения в таблице:
А1 - содержание работы (учитывается степень сложности задания);
А2 - восприятие сигналов (информации) и их оценка;
А3 - распределение функций по степени сложности задания;
А4 - характер выполняемой работы;
Б1 - длительное сосредоточенное наблюдение, % от смены;
Б2 - наблюдение за экранами видеотерминалов, час/смену;
Б3 - число объектов одновременного наблюдения, шт.;
Б4 - размер объекта различения, мм.
Кроме представленных выше информационных таблиц были разработаны специальные формы, содержащие:
- Основные данные по каждому рабочему помещению (кабинету) и рабочим местам, находящихся в них;
- Соответствующие рекомендации.
На завершающем этапе научно-исследовательской работы, на основе полученных материалов были разработаны:
1. Проект рабочего места для руководителя;
2. Проект рабочего места для специалиста государственной службы.
В представленном заказчику отчёте так же были подготовлены общие рекомендации, учитывающие правовые и нормативные требования:
- При обеспечении пожарной безопасности;
- При нормировании освещённости и параметров микроклимата;
- При использовании ПЭВМ и множительной техники;
- При организации труда женщин, отдельных категорий работников и
др.
В завершении отметим следующее:
1. Успешная подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности в техносфере, позволила кафедре БЖД академии получить достаточно высокий научно-исследовательский потенциал. Причём в различных областях знаний;
2. Привлечение студентов специальности безопасность жизнедеятельности в техносфере к научно-исследовательской работе возможно практически по любой теме.
© О.П. Ляпина, П.В. Мучин, 2006