Рынок страховых услуг РФ: возможности доступа иностранного капитала
М.Б. Миляева
(Всероссийская академия внешней торговли)
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае природных и техногенных катастроф, иных непредвиденных событий. Страхование позволяет не только возмещать понесенные убытки, но и является одним из наиболее стабильных источников финансовых ресурсов для инвестиций в национальную экономику.
Важнейшим макроэкономическим показателем значимости страхования является отношение собранных страховых премий к ВВП. Среди лидеров по данному показателю можно выделить следующие страны: Швейцария - 17,5%, Великобритания -16,2, Япония - 13,1, США - 10,1, Франция -10,5, Германия - 7,9%. Доля России в этом показателе соответствует средней величине по развивающимся рынкам, то есть составляет примерно 4%. В области страхования имущества относительные показатели по отношению к ВВП в России в 3,6 раза превышают средний уровень стран BRIC1, а вот в абсолютном измерении объемы всех видов страховых услуг в России уступают всем трем странам. Из 91,4 млрд долларов годовой страховой премии в 2005 года на долю Китая приходилось 52,2 млрд долл., Индии -21,2 млрд долл., Бразилии - 18 млрд долл., России - 16,3 млрд долл.2
В настоящее время, по данным Федеральной службы страхового надзора, на российском страховом рынке действуют 918 компаний, включая и перестраховочные
организации. За 2006 год ими было собрано 602, 1 млрд руб. страховых премий, при этом выплаты по страховым случаям составили 345, 2 млрд руб. Интересно, что объем страховых премий вырос на 22,7% по сравнению с 2005 годом, а объем страховых выплат - на 25,8%. Данные показатели подтверждают, что страхование является быстро растущим сектором российской экономики.
Деятельность по продаже страховых услуг регулируется в той или иной степени всеми государствами, что объясняется большой социальной значимостью данной сферы экономики, а также тем, что "страхование выступает в качестве важного экономикополитического рычага аккумулирования крупных финансовых средств"3. Полностью открытых страховых рынков в мире не существует. Во всех странах устанавливаются стандартные требования страхового надзора за иностранными страховщиками и структурами с их участием (например, лицензирование, наличие национального юридического лица и т.п.).
В России также государство через орган страхового надзора осуществляет предварительный и текущий контроль деятельности субъектов страхового дела4 с целью "... соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений ., обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства."5.
Кроме того, посредством федерального антимонопольного органа в соответствии с антимонопольным законодательством обеспечивается предупреждение, ограничение и
пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке6. В том числе государством регулируется и доступ иностранного капитала на российский страховой рынок.
В связи с предстоящим присоединением нашей страны к ВТО и последующей либерализацией торговли страховыми услугами продолжаются дискуссии относительно перспектив развития российского страхования: от бурного роста страхового рынка до полного его захвата иностранным капиталом и дальнейшего его развития по "венгерскому варианту"7.
Интеграция национального страхового рынка в мировую экономику предполагает в первую очередь ликвидацию государственной монополии на страхование. В России этот шаг был сделан вместе с принятием закона "О кооперации в СССР" в 1988 г. До этого все виды страховых услуг были представлены двумя государственными страховыми компаниями: "Росгосстрах", который занимался страхованием рисков на территории СССР и "Ингосстрах", страховавший преимущественно внешнеэкономические риски. Отмена государственной монополии привела к развитию коммерческого страхования и бурному росту числа страховых организаций, часть которых в последствии ушла со страхового рынка. Период демонополизации страхового дела, можно вкратце охарактеризовать следующими особенностями: во-первых, отсутствием соответствующего страхового законодательства и должного регулирования со стороны Министерства финансов, на которое были возложены надзорные функции за деятельностью страховщиков; во-вторых, отсутствием квалифицированных кадров, располагающих достаточным опытом и знаниями для работы в новых рыночных условиях; в-третьих, отсутствием системы перестрахования и рыночной инфраструктуры; в-четвертых, недоверием населения к новым финансовым структурам и т.д. Фактически в ходе демонополизации страхового дела государством был утрачен контроль над рынком страховых услуг.
Последующий период с 1992 года по сегодняшний день условно можно разделить на этапы формирования системы регулирования российского рынка страховых услуг: первый этап (1992 - 1998 гг.) характеризу-
ется формированием модели регулирования страхового рынка; второй этап (1999 - 2003 гг.) - постепенной либерализацией торговли страховыми услугами; третий этап (2004 -по настоящее время) - реструктуризацией страхового рынка.
Такая градация обусловлена изменяющимися правовыми условиями деятельности страховых организаций, сопровождающимися экономическими изменениями рыночной среды, а также процессами интеграции российского страхового рынка в мировую экономику.
Только в 1 992 году начался этап формирования национальной модели регулирования страхового рынка. Интересно, что за образец была взята концепция континентальной (немецкой) модели, которая базируется на более жестком контроле деятельности страховых организаций, чем английская и больше подходила по правовым и экономическим условиям России8. Основы такой системы были заложены в 1992 г. принятием ряда нормативных актов, в том числе Федерального закона "О страховании", который в последствии претерпел множество изменений и дополнений и ныне действует как Федеральный закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В этот же период в целях обеспечения эффективного развития рынка страховых услуг Указом Президента был учрежден первый надзорный орган - Федеральная служба России по страховому надзору за страховой деятельностью.
До 1992 г. доступ иностранных операторов на рынок был закрыт полностью. С принятием этого закона был сделан первый шаг на пути либерализации российского рынка страховых услуг. В том числе была разрешена деятельность страховых компаний с иностранными инвестициями, в форме коммерческого присутствия, но с определенными ограничениями. Во-первых, в соответствии с российским законодательством,ино-странные юридические лица и иностранные граждане были вправе создавать страховые организации на территории Российской Федерации в форме товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ, а во-вторых, доля участия иностранных инвесторов в уставном капитале российских страховых компаний в совокупности не могла превышать 49 процентов.
Такой организации предоставлялся национальный режим деятельности на российском страховом рынке, в том числе она имела право проводить все виды страхования, разрешенные российским законодательством и на основе выданной государственной лицензии.
Законом вводился запрет на посредническую деятельность по страхованию, связанную с заключением договоров имущественного страхования в страховых компаниях-нерезидентах. Правда, через 5 лет - в 1997 г. были внесены поправки в данный закон, одна из которых давала право продавать на территории РФ полисы страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств иностранных страховщиков. Эта мера была введена в связи с требованием наличия такого страхового покрытия при въезде на территорию европейских государств- участниц международной системы "Зеленая карта".
Таким образом, российские юридические и физические лица были вправе заключать договоры прямого страхования только со страховыми компаниями, зарегистрированными на территории РФ, что исключало предоставление трансграничных услуг российским клиентам иностранными страховщиками. При этом деятельность страховщиков по международному перестрахованию государством вообще не регулировалась.
В итоге на 1 января 1998 года было зарегистрировано 74 страховых организации с иностранным участием. Объем зарегистрированного капитала иностранных участников в страховых организациях равнялся 73 млн долл. или 4,5% совокупного капитала страховых компаний в России. Доля иностранцев в общем объеме страховой премии составила 177 млн долл., или 3%.
Для сравнения в этот же период на долю иностранных страховщиков приходилось: в Венгрии - около 94%, в Латвии - 50, в Чехии - 35, в Словакии и Эстонии - около 30, в Польше - 1 7%. Наибольшее число смешанных страховых компаний учреждено с участием фирм Кипра (53% компаний), далее следуют страны СНГ (6), Великобритания (6), Германия и Испания (по 5), США (4%)9.
Меры государственного регулирования безусловно затрудняли доступ иностранного капитала на российский страховой рынок, но существовали и другие факторы, сдерживавшие желание иностранных страховщиков сотрудничать с российскими страховыми организациями. Дело в том, что в этот период российское страхование развивалось экстенсивным путем, в основном за счет увеличения количества страховых компаний с небольшим размером оплаченного уставного капитала. В 1996 году было зарегистрировано 2043 страховых компаний, 75% которых обладали уставным капиталом от 2 до
50 млн неденоминированных рублей (при требовании законодательства в 2 млн рублей для прямого страхования и 15 млн рублей для перестрахования). По сравнению с 1992 годом значительно увеличился объем страховых операций, так размер собранных страховых премий вырос почти в 180 раз, а размер выплат - в 350 раз. Но данные цифры не отражали реального положения страховой отрасли в тот период времени. Это связано со значительным количеством фиктивных сделок, совершаемых на страховом рынке, размер которых достигал 47% всех собранных страховых премий. При этом такие сделки составляли около 80% всего страхования жизни, 35-40% страхования ответственности и 15-20% страхования имущества10. Причинами такой ситуации послужили несовершенство законодательства, низкие требования к платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков, отсутствие налогообложения страховых премий. Кроме того, в силу несовершенства методов регулирования видовой структуры рынка11, страховые компании могли заниматься сомнительными видами страхования. Например, страхованием ответственности заемщиков за непогашение кредитов, где были часты случаи мошенничества не только со стороны страхователя, но и случаи сговора между всеми участниками страховой сделки.
Второй этап регулирования связан с усилившейся в конце прошлого века тенденцией к глобализации мировой экономики, которая затронула и рынок страховых услуг. Переговоры о присоединении России к ВТО и начало действия 24.06.99 "Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее
партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны и Европейскими сообществами и их государствами, с другой стороны, заключенное на о. Корфу 24.06.94" обусловили необходимость всемерного использования международного опыта в организации страхового дела, выработки четких условий доступа иностранных страховщиков на российский рынок.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами предусматривает:
а) отмену не позднее 24.06.99 для стран-участниц ЕС ограничения в 49% на участие в уставных капиталах страховых организаций в России;
б) применение режима наибольшего благоприятствования при проведении операций по международному перестрахованию в режиме трансграничной торговли (не требующего учреждения дочернего общества или отделения);
в) заключение договоров страхования, связанных с движением товаров, транспортных средств и граждан за границу Российской Федерации.
Со своей стороны, страны ЕС предоставили национальный режим для деятельности российских страховщиков на своей территории, предусматривающий необходимость учреждения дочерних обществ в полном соответствии с законодательством стран ЕС.
Подписав это соглашение, Россия в соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ признала приоритет международных договоров перед национальным законодательством. Поэтому и предполагалось, что после 24.06.99 ограничения российского закона не будут распространяться на страховщиков из стран-участниц ЕС, а в последствии аналогичные нормы могут быть применены и к страховым компаниям из других стран.
Действительно, последующие поправки к закону "Об организации страхового дела в Российской Федерации" отменили требование о максимально возможной квоте участия иностранного инвестора в капитале рос-
сийской страховой организации в размере 49%. Но при этом одновременно установили правовой режим деятельности страховщиков с иностранным участием, препятствующий возникновению доминирующего положения иностранных страховщиков на рынке и в отдельных наиболее чувствительных сегментах.
В итоге к концу 1999 г. было зарегистрировано 60 страховых организаций с иностранным участием, их число за год сократилось на 19%, а удельный вес зарегистрированного капитала иностранных участников в страховых организациях составил 5,3% совокупного капитала страховых компаний в России. Иностранные страховщики на российском рынке были представлены крупнейшими международными компаниями, такими, как А!Э, Альянс, групп Цюрих, Колония и другими12.
Основным способом сотрудничества иностранных страховых компаний с российскими страховщиками является международное перестрахование. Но, будучи специфической сферой страховых отношений, международное перестрахование нуждается в надежной системе контроля качества оказываемых российскими страховщиками услуг, а также превентивных мероприятий у российских страхователей. Эти необходимые условия работы иностранных страховщиков были практически невыполнимы в связи с отсутствием государственного регулирования их деятельности на территории России. В этой связи возникали случаи фронтирования, то есть передачи российскими страховщиками иностранным перестраховщикам 100% страховой премии по договору перестрахования. При этом российский страховщик выступал в качестве посредника, передавая размер полученной от страхователя премии за вычетом комиссии иностранному партнеру. Денежные средства перечислялись иностранному перестраховщику без налогообложения и оформления паспорта экспортной сделки.
К сожалению, фронтированием и сейчас занимаются компании с низким размером собственных средств и небольшими страховыми резервами. Нужно учитывать, что в случае, если иностранный перестраховщик не выплатит страховое возмещение, то обя-
зательство по выплате должен исполнить перестрахователь в полном объеме, а у него для этого может и не хватить финансовых средств. Кроме того, страхователь, не являясь стороной договора перестрахования, не может контролировать ход его исполнения. Поэтому, если перестрахователь нарушит свои обязательства по договору перестрахования и тот в последствии будет расторгнут, то страхователь о прекращении действия этого договора может и не узнать. Все вышесказанное привело к необходимости ограничить размер передаваемой иностранным перестраховщикам страховых премий.
Третий этап связан со структурными изменениями на российском рынке страховых услуг. Реальные подвижки в сторону либерализации произошли с принятием Федерального закона от 10.12.03 №172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", в соответствии с которым полностью открывается доступ на российский рынок страховых услуг для иностранных инвесторов, происходящих из государств - членов Европейских сообществ.
При этом сохраняются определенные ограничения для иностранных инвесторов из других стран. Это касается деятельности страховых организаций, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам, либо имеющих долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49%. Так, страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, имеет право осуществлять в России свою деятельность, если головная компания проработала не менее 15 лет на основе законодательства соответствующего государства, и не менее двух лет участвовала в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ. Соискатели лицензии должны в соответствии с законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, предоставить письменное согласие национального надзорного органа на участие в уставных капиталах российских страховщиков.
Кроме того, таким компаниям запрещено осуществлять на территории России страхование жизни, обязательное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций. Ограничение доступа к этим видам страхования сдерживает приток иностранных инвестиций в сектор страховых услуг. Дело в том, что на развитых в страховом отношении рынках объем собираемых премий по страхованию жизни составляет в среднем около 40% всех собираемых страховых премий. Запрет на участие в страховании государственных и муниципальных рисков является дискриминационным с точки зрения мировой практики, так как во многих странах эти риски страхуются самим государством. При этом правила, касающиеся запрета на осуществление страхования по отдельным видам, не распространяются на российские страховые организации с иностранным участием, если они были зарегистрированы и получили лицензию на осуществление страховой деятельности до вступления в силу поправок к вышеназванному закону (Федеральный закон от 20.11.99 N 204-ФЗ).
Следующее требование касается минимального размера оплаченного уставного капитала, который должен быть не менее 30 млн рублей для проведения видов имущественного страхования и видов рискового личного страхования, не менее 60 млн рублей для проведения страхования жизни и 120 млн рублей для перестраховочных операций. Данное ограничение не является существенным для иностранных инвесторов, так как порядок требований к размеру минимального уставного капитала в России ниже, чем в европейских странах.
В случае если размер участия иностранных компаний в капитале российских страховых организаций превысит 25% общей величины их уставного капитала, выдача лицензий прекращается. Соответственно, любая страховая компания, которая хочет увеличить свой уставный капитал за счет средств нерезидентов, должна получить специальное разрешение в надзорном органе за страховой деятельностью.
Существуют квалификационные требования, предъявляемые к руководителям и главным бухгалтерам субъектов страхового дела (страховых организаций, обществ взаимного страхования, страховых брокеров, страховых актуариев). Такие лица обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, признаваемое в России, а также стаж работы в сфере страхового дела не менее двух лет. При этом стаж работы по специальности главного бухгалтера должен быть в страховой, перестраховочной организации или брокерской организации, зарегистрированной на территории России. Кроме того, вышеуказанные лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации. Фактически перечисленные требования ограничивают доступ иностранного персонала к названным должностям.
Законодательно вводятся косвенные ограничения деятельности, связанные с регулированием перестрахования. Существующее положение о структуре активов и технических резервов страховой компании значительно ограничивает деятельность иностранных страховых компаний в России. Доля суммарной перестраховочной премии, которая может быть уплачена иностранным перестраховочным компаниям, не должна превышать 30%, а доля одной иностранной перестраховочной компании не должна быть выше 15%. Данное положение косвенно вводит квотирование трансграничных трансакций и не соответствует принципам ВТО. Такими методами пытаются уменьшить бегство капитала, реализуемого путем проведения псевдопере-страховых схем.
Как результат снятия ограничений с 17.01.04 (дата вступивших в силу поправок к Закону "Об организации страхового дела в РФ") для европейских страховщиков, несколько активизировался интерес иностранных инвесторов к российскому страховому рынку. Например, AIG Europe учредила свою вторую дочернюю компанию "ЛИГ страховая и перестраховочная компания", которая занимается имущественным страхованием. Первая дочерняя компания "AIG" занимается страхованием жизни. Таким образом, в соответствии с требованиями российского законодательства компании AIG Europe удалось разделить страховой бизнес на имущественное страхование и страхование жизни.
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Группа "Ренессанс Страхование" создали совместную компанию по страхованию жизни - "Ренессанс Жизнь". Доля ЕБРР в акционерном капитале компании составит 30%, а доля "Ренессанс Страхование" - 70%. Общий объем инвестиций, направленных на развитие компании составит 36 млн долл.13.
На российском страховом рынке, также как и во всех развитых в страховом отношении странах, происходят процессы слияний и поглощений14, в том числе с участием иностранного капитала. Только концентрация страхового капитала в России несколько отличается от международной практики. Это связано с тем, что сделки зачастую имеют спекулятивный характер с целью перепродажи страхового бизнеса, а не для его развития.
Первые переделы собственности начались на рынке страхования еще в начале 90-х годов прошлого века. Первая волна слияний и поглощений была связана с крупнейшими сделками по приватизации и последующей перепродажей бывших государственных страховых организаций. Тогда крупные компании, такие как "РОСНО", "Ингосстрах", "Росгосстрах", "Страховой дом ВСК" и т.д., совершали много приобретений. Затем началась вторая волна передела собственности. Так, в 2001 г. появились новые владельцы у "Ингосстрах", из них около 80% акций приобрели "Сибал", "Нафта Москва" и британская компания "Millhouse Capital". Несколько раз меняла своих собственников "РОСНО". Сначала это была группа "Мост", потом АФК "Система" и, наконец, "Allianz", которая в 2001 г. приобрела у АФК "Система" 45% акций "РОСНО" за 30 млн долл.15. В феврале 2007 г. "Allianz SE" за $750 млн выкупил у АФК "Система" 49,2% акций "РОСНО", в результате чего доля Allianz SE в страховщике увеличилась до 97%. По данным ФССН, по итогам 2006 года "РОСНО" заняла по сборам шестое место (19,08 млрд руб.). С 1990 года на нашем рынке уже работает "Allianz" - одноименная дочерняя компания немецкого концерна, а "РОСНО" теперь стала второй его российской "дочкой". Далее страховыми компаниями начали интересоваться финансовые структуры - так, в период 2001-2003 гг. 75% акций компании
"Росгосстраха" приобрел консорциум во главе с "Тройка Диалог", примерно за 60 млн долл.16 Здесь стоит заметить, что государство по-прежнему сохраняет блокирующий пакет акций.
В орбиту интересов крупных финансово-промышленных групп попали такие признанные лидеры рынка, как "Веста", выкупленная "Альфа Банком", и "РЕСО-Гарантия"
- "МДИ-Банком", ИБГ "НИКойл" приобрела около 80% акций Промышленно-страховой компании (ПСК).
Процесс слияний и поглощений в России контролируется со стороны государства в лице Федеральной монопольной службы (ФАС) и Федеральной службой страхового надзора (ФССН). Согласно постановлению Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 194 юридические или физические лица обязаны получить предварительное согласие федерального антимонопольного органа на совершение сделок по приобретению более 10% активов или более 20% акций (долей в уставном капитале) страховой организации в случае, если размер уставного капитала такой организации превышает 10 млн рублей. В этом случае подается ходатайство в ФАС с комплектом установленных законом документов. Если сделка по приобретению включает меньший процент активов или акций, то в антимонопольный орган достаточно подать уведомление с необходимым комплектом документов.
При этом необходимо учитывать, что страховые компании для покрытия страховых резервов не могут принимать ценные бумаги, эмитентами которых являются страховщики, а также вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков17.
При осуществлении государственного контроля над концентрацией капитала, предусмотренного статьей 16 Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", ФАС выявляет доминирующее положение страховщика в случае рассмотрения фактов нарушения антимонопольного законодательства. "Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг" утвержден Приказом МАП РФ от 6 мая 2000 г. № 340а, в соответствии с которым признается положение страховщика доминирующем, если:
- доля страховщика за отчетный период превышает на федеральном страховом рынке 10% или на региональном - 5%;
- страховщик имеет не менее двух дочерних (зависимых) обществ, расположенных в различных субъектах Российской Федерации или осуществляет свою деятельность не менее чем в двух субъектах Российской Федерации (на федеральном уровне);
Доминирующее положение страховщиков определяется для отдельных отраслей страхового рынка или видов страхования (за исключением обязательного государственного страхования).
Полномочия ФАС дают ей право помешать каким-либо приобретениям на страховом рынке, если они противоречат нормам законодательства о защите конкуренции.
Страховая организация обязана получить разрешение органа страхового надзора в случае увеличения размера своего уставного капитала за счет средств иностранного инвестора или его дочерней компании, а также в случае продажи иностранному инвестору своих акций (долей в уставном капитале). Российским акционерам (участникам) тоже необходимо иметь разрешение на продажу иностранному инвестору своих акций (п.3 ст.6 Закона "Об организации страхового дела в РФ"). ФССН не имеет право отказать в таком разрешении, если квота участия иностранного капитала в совокупном капитале всех страховщиков не превысит 25%.
Теперь попробуем определить последствия от проводимых мер государственного регулирования, направленных на доступ иностранного капитала для российского рынка страховых услуг. До истечения 1 999 г. все иностранные страховые компании, изъявившие желание действовать на российском страховом рынке, имели возможность без каких-либо ограничений получить лицензию по заявленным видам страхования. Учитывая, что в России лицензии выдаются на конкретные виды страхования и на конкретную территорию, но без ограничения срока действия, иностранные страховые компании, происходящие не из стран ЕС и получившие лицензии до 20.11.99, могут и сейчас осуществлять такие виды страхования, как страхование жизни и обязательное страхование.
На основании данных, приведенных в участия иностранного капитала в российском
таблице, можно в динамике оценить степень страховании за период 1999-2006 гг.
Таблица
Участие иностранного капитала в российском страховании за 1999 - 2006 гг.
Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Количество страховщиков, всего 1537 1272 1350 1408 1397 1280 1075 918
Количество страховых компаний с прямым иностранным участием 60 58 56 52 51 43 46 53
Совокупный уставный капитал всех страховщиков, млрд руб. 9,6 14,8 27,3 55,6 77,6 133,7 142,7 150,2
Доля иностранного капитала в совокупном уставном капитале всех страховщиков, %* 5,3 4,8 4,1 3,1 2,7 3,7 * * СО 4, * * 4,
Объем иностранного капитала, млрд руб. 0,51 0,71 1,12 1,72 2,1 4,9 6,1 6,8
Примечания к таблице:
'Квота рассчитывается и утверждается ФССН раз в год.
** ФССН приказом № 962 от 07.11.06 отменила приказы №26 от 24 марта 2005 г. и №178 от 2 марта 2006 г., которыми были утверждены квоты участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховщиков по состоянию на 1 января 2005 г. и 1 января 2006 г. соответственно.
Источник: Составлено автором по данным ФССН за период 1999 - 2006 гг.
С 1 января 2007 г. квота участия иностранцев в капиталах российских страховщиков будет рассчитываться не раз в год, а каждый раз при принятии положительного решения о создании иностранным инвестором страховщика в России или о его вхождении в капитал действующей российской страховой компании.
После принятия ограничивающих поправок в 1 999 г., наблюдается снижение доли иностранного капитала в совокупном капитале всех, действующих на рынке, страховщиков с 5,3% до 2,7% к концу 2003 г. на фоне роста российского капитала.
Начиная с 2004 г. идет увеличение этой доли до 4,5% к концу 2006 г., что связано с повышением привлекательности российского страхового рынка для иностранных инвесторов в виду совершенствования российского страхового законодательства, проводимого с учетом международных стандартов: введена специализация страховых организаций по отраслям страхования, увеличе-
ны требования к уставному капиталу страховых организаций, расширен перечень субъектов страхового дела, введен институт актуариев, увеличен максимальный размер квоты участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций до 25%. Так же, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.03 №172-ФЗ была разрешена деятельность страховщиков из ЕС на условиях национального режима.
Другая картина наблюдается при анализе абсолютных показателей - здесь мы видим устойчивый рост объема иностранного капитала на российском рынке с 0,51 млрд руб. в 1 999 г. до 6,8 млрд руб. в 2006 г. Данный рост обусловлен повышением требований российского законодательства к минимальному размеру уставного капитала, который является одним из гарантов платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков. Поэтому, несмотря на сокращение количества страховых компаний, совокупный размер их уставных капиталов за
рассматриваемый период значительно вырос. Кроме того, надо учитывать, что часть иностранного капитала имеет российское происхождение и представляет собой вывезенные за рубеж и реинвестированные в Россию средства. Доля страховщиков с иностранным участием в сборе премий хотя и растет опережающими темпами по сравнению с рынком в целом, но по-прежнему остается незначительной. В общем объеме премии она колеблется от 1 5% до 1 7%.
В структуре совокупного уставного капитала российских страховщиков в 2006 г. 89,98% принадлежало юридическим лицам
- резидентам, не зависимым от иностранных инвесторов, 2,69% - резидентам, являющимся дочерними организациями по отношению к иностранным инвесторам, 5,38% -физическим лицам - резидентам, 1,56% -юридическим лицам - нерезидентам, 0,02%
- физическим лицам - нерезидентам, 0,37%
- самим страховым компаниям.
Из 46 страховых компаний с прямым участием иностранного капитала 9 компаний из Германии, 6 - из Великобритании, по 5 -из США и Кипра, по 2 - из Латвии, Швейцарии, Франции, Австрии, Австралии, по 1 - из Узбекистана, Украины, Венгрии, Ирландии, Нидерландов, Гибралтара, Финляндии, Чехии, Гонконга, Канады, Новой Зеландии и Аргентины. В капиталах семи страховщиков участвовали инвесторы из других стран.
Доли прямого участия нерезидентов -юридических лиц в совокупном уставном капитале страховщиков по странам распределились так: Германия - 29,76%, Кипр -18,56, Великобритания - 17,08, Австрия -9,18, Франция - 7,54, Ирландия - 5,25, Чехия - 3,79, Швейцария - 3,68, США - 1,68, Канада - 1,14, другие страны - 2,33 (в том числе Венгрия - 0,7, Гибралтар - 0,63, Украина - 0,36, Латвия - 0,33, Аргентина -0,13, Нидерланды - 0,1, Узбекистан - 0,06, Финляндия - 0,02, Сянган /Гонконг/ -
0,001%).
В преддверии присоединения России к ВТО в ходе двусторонних переговоров были достигнуты договоренности и по сектору страховых услуг. Так, итогом переговоров с США явилось подписание в Ханое 19.11.06 двустороннего протокола о присоединении России к ВТО.
Наибольшая трудность в переговорах заключалась в решении вопроса о допуске филиалов иностранных страховщиков на российский рынок страховых услуг. Опасения российской стороны были обусловлены следующими причинами: во-первых, поскольку филиал не является самостоятельным юридическим лицом, то он в значительной степени подпадает под контроль национальной юрисдикции и не обязан отчитываться перед российским органом страхового надзора, а также исполнять требования законов Российской Федерации. В случае неплатежеспособности филиала или других финансовых трудностей, возникающих в его деятельности, активы головной компании покрывают его обязательства. Однако российский надзорный орган - Федеральная служба страхового надзора (ФССН) не в состоянии воспрепятствовать головной компании закрыть филиал или приостановить его деятельность. Кроме того, ФССН практически не имеет возможности получить достоверную информацию о деятельности иностранного страховщика от регулирующего органа в месте его нахождения. Таким образом, хотя филиал и будет предоставлять ФССН возможность контроля, без других средств регулирования этот контроль не сможет в полной мере защитить интересы страхователей. В итоге, любые вопросы, требующие юридического обоснования, скорее потребуется рассматривать с точки зрения законодательства страны регистрации головного офиса, а не по законодательству местонахождения филиала.
Во-вторых, допуск филиалов ставит иностранные компании в привилегированное положение по сравнению с национальными страховщиками в части необходимого резервирования средств и возможности неконтролируемого оттока страховых взносов и прибыли за рубеж.
В-третьих, с целью завоевания российского страхового рынка возможен ценовой демпинг со стороны филиалов, что может привести к оттоку потребителей страховых услуг. Кроме того, возможен приход недобросовестных страховщиков, что повлечет жалобы клиентов, на которые филиалы могут не реагировать, и последующее разбирательство в судах страны происхождения иностранной страховой компании.
В-четвертых, наличие филиалов иностранных страховых компаний невыгодно и перестраховщикам. Когда зарегистрирована дочерняя компания иностранного страховщика, то ее платежеспособность определяется отдельно. В случае нехватки средств для покрытия своей ответственности по договору она обращается на перестраховочный рынок. Другое дело - филиал, которому в случае нехватки средств нет смысла искать состраховщика или перестраховщика, так как его головная компания, с ее огромными емкостями и эффектом масштабов, в состоянии оставлять большие риски на своем удержании.
Прописан ряд требований к самим головным страховым компаниям: во-первых, это наличие пятилетнего опыта работы в том же сегменте рынка, на котором она собирается работать и в России, а в случае страхования жизни она должна иметь опыт работы не менее 8 лет. Во-вторых, она обязана иметь пятилетний опыт управления филиалами на внешних рынках, в-третьих, минимальный размер ее совокупных активов должен составлять не менее 5 миллиардов долларов. Кроме того, они должны зарегистрировать свои дочерние компании в форме открытого акционерного общества (ОАО) и открыть в российском банке депозит, равный минимальному уставному капиталу (30-120 млн руб., в зависимости от вида страхования). При этом от 50% до 70% служащих обязаны будут иметь российское гражданство.
Вторая важнейшая договоренность -это право введения квоты на иностранное участие в страховом секторе. В данный момент российское законодательство устанавливает ее на уровне 25 процентов от совокупного уставного капитала всех страховых компаний. После присоединения к ВТО эта цифра увеличится до 50 процентов. Но есть две существенные оговорки. В этой доле иностранцев не будут учитываться те инвестиции, которые сделаны до 1 января 2007 года, эти зарубежные средства при подсчете квоты будут считаться российскими. Второе изъятие из этого правила касается будущих иностранных инвестиций в страховые компании, которые могут быть приватизированы после присоединения к ВТО. Покупка в них долей иностранцами не будет засчитываться в установленный общий лимит на зарубежное участие.
Еще одна договоренность касается страхования жизни и обязательных видов страхования. Изменения по сравнению с нынешним положением будут заключаться в том, что существующее ограничение в 49 процентов в капитале российских страховщиков, которые занимаются этими видами деятельности, сначала будут несколько увеличены (до
51 процента), а через 5 лет после присоединения к ВТО отменены совсем. Таким образом, иностранное участие в этих секторах потенциально может достигать 100 процентов. Сегодня существуют преференции для инвесторов из стран ЕС, на них такие ограничения в 49 процентов не распространяются, но, после присоединения России к ВТО в условиях переходного периода, эта льгота для них будут отменена и они попадут под общие условия для всех стран ВТО.
В итоге переговоров была достигнута договоренность о поэтапной либерализации российского страхового рынка и его открытие для филиалов иностранных компаний через девять лет после присоединения России к ВТО. Филиалы иностранных страховщиков не смогут заниматься страхованием государственных закупок и обязательными видами страхования, кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Также в течение 5 лет после присоединения будет сохраняться ограничение на участие иностранцев в капиталах российских компаний, занимающихся страхованием жизни, обязательным страхованием пассажиров и ОСАГО.
Проанализировав действующую в России систему регулирования деятельности иностранных страховщиков, можно сформулировать и обосновать следующие рекомендации:
1. На основе опыта европейских стран ввести и в российскую практику следующий механизм деятельности иностранной страховой компании на национальном страховом рынке:
- обязать иностранные страховые компании направлять часть прибыли на увеличение уставного капитала учрежденных в России страховых организаций;
- обязать иностранных страховщиков размещать денежные средства, вносимые в
качестве вклада в уставной капитал, только на территории РФ;
- регламентировать процедуру отзыва и последующей выдачи лицензий компаниям, ранее имевшим иностранное участие.
2. Очевидно,что законодательству необходимо выработать нормы, препятствующие фронтированию рисков за рубеж. Для этих целей необходимо ввести дифференцированные ограничения на долю перестраховочных премий, уходящих за рубеж по каждому договору страхования. Такие ограничения будут способствовать сохранению перестраховочной премии внутри страны, увеличению объемов деятельности отечественного перестраховочного рынка.
3. В целях увеличения емкости российского страхового рынка для удовлетворения потребности крупных клиентов можно предложить разрешить свободу сострахования имущественных интересов российских юридических лиц отечественными страховщиками и страховщиками, имеющими местонахождение за пределами России, на условиях, не противоречащих российскому страховому законодательству.
4. Ужесточить систему санкций при нарушениях российского страхового законодательства страховыми компаниями и посредниками, а так же наладить диалог на уровне органов страхового надзора стран ЕС по поводу незаконного действия страховых компаний и посредников из этих стран на территории России.
5. Разработать меры государственного регулирования финансового состояния страховой компании, особенно в стадии финансовой неустойчивости, несостоятельности страховой компании и ее банкротства.
Рекомендации, данные в отношении деятельности иностранных страховщиков, будут способствовать нормальному течению интеграционного процесса в России на текущем этапе, приведут российское законодательство в соответствие с международными соглашениями, а также обеспечат увеличение емкости российского страхового рынка и его защиту от иностранной экспансии.
В итоге можно сделать несколько обобщающих выводов:
- либерализация торговли услугами является объективно необходимой для развития отечественного страхования и для его приведения в соответствие с требованиями международного страхового законодательства, особенно ввиду предстоящего присоединения России в ВТО;
- усиление присутствия иностранных страховщиков должно способствовать повышению финансовой устойчивости рынка в целом и совершенствованию страховой культуры и повышению уровня техники проведения страховых операций;
- существующие в настоящее время административные барьеры обеспечат постепенную либерализацию рынка, позволяя отечественным страховщикам более эффективно подготовиться к конкуренции с иностранными компаниями, которая неизбежно будет усиливаться в результате углубления интеграции России в мировое хозяйство и расширения ее участия в международных организациях.
Примечания:
1Бразилия, Россия, Индия, Китай.
2Swiss Re, Sigma, No. 5/2006.
3Ечкалов Д. Особенности внешнеэкономического страхования в России // «Страховое ревю», №2 [130], 2005.
4Под субъектами страхового дела в соответствии с п.2 с. 4.1 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» понимаются страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии.
5П.1 статьи 30 Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.92 № 4015-1 с последующими изменениями и дополнениями.
6Ст. 31, там же.
7С 1 января 1998 г. иностранные страховщики получили право открывать свои филиалы в Венгрии. В итоге, к 2000 г. на венгерском рынке работала 21 акционерная страховая компания. При этом, только одна компания была с участием государства, а остальные - иностранные [по данным Mabisz. Bulletin. 2000. Budapest, Mabisz. P. 11]. Таким образом, развитие национальной системы страхования в Венгрии было подменено расширением импорта страховых услуг и ликвидацией национальных страховых
компаний в качестве определяющего фактора формирования венгерского страхового рынка.
8Цанев И.А. Современные подходы в деятельности страховых компаний: международный опыт и российская практика (на примере транспортной отрасли). Монография. - М.: Научная книга, 2005. -211 с., ст.86.
9Тенденции и перспективы развития страхования в России / Под ред. Астаповича А.З., Котло-бовского И.Б. - М.: Диалог МГУ, 1999, с. 46.
10Цанев И.А. Современные подходы к деятельности страховых компаний: международный опыт и российская практика (на примере транспортной отрасли). Монография. - М.: Научная книга, 2005, с.88.
"Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации были утверждены Росстрахнадзором 19 мая 1994 г. № 02-02,08 и действовали до января 2006 года. В Приложении (2) Условий лицензирования был включен классификатор по объектам страхования и видам страховых рисков, который не отражал реалий российского страхования. Так, в данный классификатор был включен целый перечень рисков, подпадающих под понятие «финансовый риск», но при этом отсутствовало понятие «риск предпринимательской деятельности» и его составляющие. Несмотря на то, что Г ражданским Кодексом Российской Федерации в статьях 929 и 933 страхование данного риска прямо предусмотрено, до сих пор многие страховщики отождествляют эти два понятия.
12Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования. М.: Анкил, 2000, с.1 87.
13Официальный сайт журнала «Слияния и поглощения»: http://www.ma-journal.ru/journal/
14В соответствии с российским законода-
тельством под "слиянием" понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление нового юридического лица, при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания берет все под свой контроль, после чего последние распускаются. В зарубежной же практике под слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. В российском законодательстве этот случай попадает под термин "присоединение", подразумевающий, что происходит прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются. Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.
15Котлобовский И.Б. Страхование в Российской Федерации в цифрах 1 994-2001 гг. М.: 2002. 69 с.
16"Ведомости", № 112 (912) от 01.07.03, "Сообразили на троих".
17Приказ Министерства Финансов РФ №100н от 08.08.05 "Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов".