2012
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 5
Вып. 4
ФИНАНСЫ, КРЕДИТ, СТРАХОВАНИЕ
УДК 336 Г. В. Чернова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРАЩИВАНИЯ УСТАВНОГО КАПИТАЛА СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ РОССИИ
Одним из условий дальнейшего развития российского страхового рынка как сектора экономики, обеспечивающего финансовую и социальную защиту отдельного гражданина и всего общества в целом, является повышение доверия населения к надежности и финансовой устойчивости страховых компаний.
Гарантами надежности и выполнения страховых обязательств на уровне отдельной страховой организации являются такие ее финансовые источники, как страховые резервы и собственные свободные средства. Известно, что размер страховых резервов определяется объемом принятых страховых обязательств, в то время как собственные средства формирует сам страховщик.
Важнейшим направлением увеличения размера собственных средств страховщика является укрупнение размера уставного капитала — основного структурного элемента собственных средств страховщика.
На принятие решения об увеличении размера уставного капитала страховщиков оказывают влияние ряд факторов.
Факторы принятия решения об увеличении размера уставного капитала
страховых организаций
• Фактор социальной миссии страхования. Страхование как институт финансовой и социальной защиты направлено на минимизацию потерь, связанных с реализацией рисков, поэтому усиление позиций страхования является условием устойчивого развития экономики страны и методом защиты населения от возникающего ущерба, потерь, повреждений.
• Ряд объективных факторов, не зависящих от воли самого страховщика:
— участившийся характер природных катаклизмов и техногенных катастроф;
— появление новых высокорисковых технологий и производств;
Галина Васильевна ЧЕРНОВА — д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой управления рисков и страхования экономического факультета СПбГУ, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Сфера научных интересов — экономика и управление страховой организацией, финансы страховой организации, андеррайтинг личного страхования, управление и экономика высшего образования. Автор более 100 публикаций.
© Г. В. Чернова, 2012
— специфика производственных и технологических рисков, проявляющаяся в том, что при очень малой вероятности их реализации размеры возможного ущерба могут быть чрезвычайно большими.
• Ряд субъективных факторов, на проявление которых страховщик может оказать то или иное воздействие:
— увеличение в страховом портфеле доли индивидуальных высоких рисков, что объясняется созданием уникальных единичных производств и предприятий;
— недостаточность статистики по индивидуальным рискам ввиду отсутствия аналогов.
Требования к размеру уставного капитала для российских и европейских
страховых компаний1
С 1 января 2012 г. установлен следующий минимальный размер уставного капитала российских страховых компаний:
— для перестраховочных компаний и компаний, занимающихся одновременно страхованием и перестрахованием, — 480 млн рублей;
— для компаний по страхованию жизни — 240 млн рублей;
— для компаний общего страхования (по рисковым видам страхования) — 120 млн рублей.
В европейском страховом законодательстве требования к размеру уставного капитала страховых компаний трансформируются в требования к размеру так называемого минимального гарантийного фонда страховой организации — минимального размера собственных средств, который должна иметь страховая организация, исходя из реализуемого вида страхования, т. е. из специфики рисков, покрываемых этим видом страхования.
Для каждого класса страхования европейское страховое законодательство устанавливает следующие требования по минимальному значению гарантийного фонда:
— 1 400 000 евро в случае, когда покрываются все или некоторые риски, включенные:
• в кредитное страхование (14-й класс европейской классификации рисковых видов страхования);
— 400 000 евро в случае, когда покрываются все или некоторые риски, включенные в один из следующих классов страхования:
1 Требования к размеру уставного капитала для разных региональных страховых рынков в общем случае различны. Более того, они могут быть особыми, например, не только для отдельной страны, но и внутри нее для разных территорий. Например, такая ситуация имеет место в США, где требования к уставному капиталу страховых компаний определяются региональным страховым законодательством, имеющим свои особенности и специфику для отдельных штатов. Сравнение российского страхового законодательства с европейским по минимальному размеру уставного капитала обусловлено тем, что российский страховой рынок более тесно связан с европейским страховым рынком, чем со страховыми рынками других регионов мира. С другими, удаленными региональными страховыми рынками, российское страхование связано в основном через систему перестрахования, в то время как для стран Европейского союза и России широкое распространение имеет прямая продажа страховых услуг, обусловленная не только совместным бизнесом, но и передвижением российских страхователей по территории стран Евросоюза.
• страхование автогражданской ответственности (10-й класс);
• страхование ответственности авиаперевозчика (11-й класс);
• страхование ответственности морского перевозчика (12-й класс);
• страхование общей ответственности кроме трех классов страхования, перечисленных выше (13-й класс);
• страхование ответственности заемщика за непогашение кредита (15-й класс);
— 300 000 евро в случае, когда покрываются все или некоторые риски, включенные в один из следующих классов страхования:
• страхование от несчастного случая (1-й класс);
• страхование от болезней (2-й класс);
• страхование наземного транспорта (3-й класс);
• страхование железнодорожного транспорта (4-й класс);
• страхование авиатранспорта (5-й класс);
• страхование морских и речных судов (6-й класс);
• страхование грузов, находящихся в пути (7-й класс);
• страхование от огня и от действия непреодолимой силы (8-й класс);
• страхование других видов финансовых убытков, связанных с риском (16-й класс);
• страхование убытков, связанных с предоставляемой помощью (18-й класс);
— 200 000 евро в случае, когда покрываются все или некоторые риски, включенные в один из следующих двух классов страхования:
• страхование судебных издержек (17-й класс);
• страхование от других видов ущерба, нанесенных имуществу, за исключением перечисленных выше (9-й класс).
Для страхования жизни минимальный гарантийный фонд устанавливается в размере 800 тыс. евро.
По поводу наращивания уставного капитала отметим следующее.
Мировой опыт показывает, что совсем необязательно, чтобы требование о большом размере уставного капитала соблюдалось всеми страховыми компаниями.
Известно, что на страховом рынке США и Европы есть компании, к которым органы надзора предъявляют требования относительно размера уставного капитала, отличные от общих.
Даже специалисты Европейской комиссии по страхованию рассматривают возможность дифференциации требований к уставному капиталу крупных и мелких страховых компаний. По их мнению, мелкие страховые компании необходимо сохранить — они более мобильны и реагируют на изменение спроса потребителей быстрее.
На рассмотрении Европейской комиссии по страхованию был сделан ряд предложений, связанных с требованиями к минимальному гарантийному фонду страховых компаний малых страховых компаний. Так, одно из основных обсуждаемых предложений предполагало увязку размера минимального гарантийного фонда небольшой страховой организации с двумя показателями — видом (классом) страхования и объемом бизнеса страховщика (таблица). Были выделены 4 группы страховых компаний, реализующих те или иные виды страхования, для каждой из которых определялся минимальный гарантийный фонд, связанный с этим признаком (классом страхования), — см. стб. V таблицы. Кроме того, определялся гарантийный фонд для каждой
из групп страховых компаний в зависимости от объема бизнеса, описываемого размером поступивших страховых премий (см. таблицу, стб. VI). Максимальное значение, полученное по двум названным частным значениям гарантийного фонда, устанавливалось как минимальное, обязательное для соответствующей страховой компании. По экономическому смыслу оно определяет тот размер собственных средств, который должна обязательно иметь компания, относящаяся к той или иной группе, с учетом значений двух признаков — реализуемого класса страхования и объема бизнеса (см. таблицу, стб. VII).
Таблица. Расчет минимального гарантийного фонда для малой страховой организации в зависимости от класса (вида) страхования и объема бизнеса (размера премий)
№ группы страховых компаний Исходная информация (характеристика бизнеса) Формирование минимального гарантийного фонда
Класс страхования Объем бизнеса — размер премий, ПР(млн евро) Действующие требования по минимальному гарантийному фонду, ГФтш(д) (млн евро) Гарантийный фонд, увязанный с классом страхования, ГФКЛ (млн евро) Гарантийный фонд ГФпр, увязанный с бизнесом (млн евро) Минимальный гарантийный фонд, рассчитанный с учетом класса страхования и объема бизнеса, ГФт!П (млн евро)
I II III IV V VI VII
1 Классы 14-й и 15-й 15,0 1,4 2,8 3,0 3,0
2 Классы 10-13-й 12,5 0,4 0,8 2,5 2,5
3 Классы 1-8-й, 16-й,18-й 10,0 0,3 0,6 2,0 2,0
4 Классы 9-й, 17-й 7,5 0,2 0,4 1,5 1,5
Примечания: ГФкл = 2 х ГФтш(д); ГФпр = 1/5 х ПР; ГФтщ = тах (ГФкл, ГФпр).
Заметим, что, по мнению части экспертов, есть другое, более простое решение — установить фиксированный размер минимального гарантийного фонда для всех компаний в зависимости только от размера премий. При этом для страховых организаций с объемом премий не менее 5 млн евро предлагаемый размер минимального гарантийного фонда составляет 1 млн евро; 2,5 млн евро — 0,5 млн евро; 1 млн евро — 0,2 млн евро.
Заметим, что для стран, являющихся членами ЕС, по размеру минимального гарантийного фонда все же предполагается определенная свобода в установлении национальных льгот, например, в отношении некоторых географических регионов или особых профессий (особые риски). В этом случае национальные регулирующие органы сами решают — вводить льготы или устанавливать ограничения на минимальный гарантийный фонд.
Дифференцированная позиция органов надзора по требованиям к размеру уставного капитала (минимального гарантийного фонда) страховых компаний объясняется тем, что и небольшие компании могут иметь устойчивый страховой портфель, обусловленный определенным сектором страхового рынка. Это относится, например, к страхованию морских яхт.
Если сопоставить российский и европейский подходы к необходимому для страховой компании размеру собственных средств, используемых помимо страховых резервов как финансовый источник выполнения страховых обязательств, то можно получить следующие выводы:
• требования к размеру собственных средств страховщика в российском законодательстве проявляются в ограничениях по минимальному размеру уставного капитала как основного структурного элемента собственных средств страховщика, в то время как в европейском законодательстве — по размеру минимального гарантийного фонда, т. е. в ограничениях по всему размеру всех собственных средств страховщика;
• европейские требования по минимальному размеру гарантийного фонда дифференцируются по видам страхования (они учитывают специфику рисков, покрываемых этими видами страхования), в то время как российские условия по минимальному размеру уставного капитала дифференцируются по группам видов страхования — по рисковым видам страхования и по страхованию жизни — и учитывают специфику перестрахования.
Сравнение подходов показывает, что российский вариант требований к размеру собственных средств страховщика является более общим, чем европейский, так как специфику различных видов страхования он не учитывает и не улавливает.
Возможности наращивания уставного капитала за счет только российских
инвесторов (резидентов)
На начало июня 2011 г. дефицит суммарного уставного капитала страховых компаний, работающих на территории РФ, равнялся 50,3 млрд рублей [1, с. 68-69]. К началу ноября 2011г. совокупный дефицит по уставному капиталу всех участников страхового рынка все еще составлял около 32,5 млрд рублей. По многочисленным оценкам, к началу 2012 г. увеличить свой уставный капитал до необходимого размера не смогли более половины всех российских страховщиков.
Известно, что наращивание уставного капитала страховых компаний может идти как за счет резидентов — российских участников страхового бизнеса, так и за счет нерезидентов — иностранных инвесторов.
По мнению многих специалистов, инвестиционные возможности российских участников страхового рынка (резидентов) по наращиванию уставного капитала всех отдельно работающих страховых компаний практически исчерпаны. У собственников компаний — российских резидентов нет возможности увеличить размер уставного капитала своей работающей в настоящее время компании до требуемого.
Тем не менее необходимо отметить следующее.
1. По оценке аналитиков, практически все оффшорные капиталы российского страхового бизнеса были наращены сразу же после повышения минимума. Это косвенно подтверждает возможности российского страхового бизнеса по наращиванию
уставного капитала страховщиков, но только для условий льготных вариантов размещения инвестиций в оффшорных зонах.
2. Как известно, одним из направлений увеличения уставного капитала компаний любой отрасли и любого вида деятельности являются наблюдаемые в настоящее время процессы слияния и поглощения.
Можно говорить о том, что и в страховании эти процессы неизбежны — данная тенденция имеет место во всем мире. Тем более она усиливается в результате борьбы с последствиями экономического кризиса. При снижении спроса на страховые услуги, т. е. при уменьшении страховых портфелей, для повышения гарантий выполнения своих страховых обязательств компании вынуждены объединять свои портфели, т. е. вынуждены объединяться и сливаться. Однако необходимо четко представлять и возможные негативные последствия этих процессов. Прежде всего, это возникновение на страховом рынке монополий, являющихся результатом процессов слияния и поглощения. Для страхователей это чревато, прежде всего, ухудшением условий страхования — монопольная цена может быть любой, при этом не вполне связанной с качеством предоставляемой страховой услуги. В результате слияния и поглощения страховых компаний идет лишь перераспределение капитала, а не увеличение размера и емкости самой страховой отрасли — важнейшего института финансовой и социальной защиты.
Альтернативой слиянию и поглощению только страховых компаний является создание на основе слияния или поглощения новых образований — финансовых конгломератов как комбинации и интеграции нескольких отдельных корпораций, как правило, принадлежащих разным финансовым институтам, например банковскому, страховому и инвестиционному. Заинтересованность банковского и инвестиционного сегментов финансового рынка в объединении со страховым объясняется тем, что страховой сектор экономики является и важнейшим инвестиционным институтом. Заметим, что в начале 2000-х годов страховые компании Европы, Японии и США вложили в разные сферы мировой экономики свыше 4,4 трлн долл. [2].
Однако надо понимать — для того чтобы страховая компания в рамках финансового конгломерата могла определять общую стратегию его развития, необходимо, чтобы она в рамках конгломерата имела долю уставного капитала более высокую, чем другие партнеры, и размер этой доли должен быть выше, чем тот размер уставного капитала, который она имела, работая самостоятельно.
В то же время, если она имеет дополнительный капитал, необходимый для создания новой организации, надо ли ей заниматься организацией финансового конгломерата как новой организации, преследуя лишь одну цель — увеличение уставного капитала для осуществления страховых операций? Конечно, во внимание могут приниматься и другие факторы, но с позиций увеличения уставного капитала этот путь не является очевидным.
В настоящий момент еще не очень понятно, как может повлиять на создание финансовых конгломератов, в состав которых входят и страховая компания, и банк, предложение о запрете совместной деятельности страховых организаций и банков (банки не смогут быть страховыми агентами [3]), рассматриваемое в рамках обсуждаемой в настоящее время новой редакции Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» [4].
В целом создание финансовых конгломератов косвенно способствует расширению емкости страховой отрасли, однако оно несет с собой столько новых и пока нерешен-
ных проблем, что говорить о преимуществах их создания для страхового сегмента экономики можно пока только в аспекте увеличения размеров уставного капитала, да и то только в том случае, когда базой конгломерата становится страховая компания.
Возможности наращивания уставного капитала за счет иностранных инвесторов
(нерезидентов)
Участие иностранных инвесторов (нерезидентов) в развитии российского страхового рынка имеет свою историю.
Известно, что в целях защиты молодого российского страхового рынка в период его становления до июня 1999 г. в России существовали ограничения на деятельность иностранных страховщиков. Доля иностранного участника в уставном капитале страховой организации ограничивалась 49%, а посредническая деятельность в пользу или от имени иностранной страховой компании была запрещена вообще [5].
Но с 24 июня 1999 г. ограничения на участие иностранных инвесторов в уставном капитале российских страховщиков были сняты [5]. Тем не менее на некоторые виды страхования для страховых компаний с иностранным капиталом были введены новые ограничения — такие компании не могли заниматься: страхованием жизни; обязательным страхованием; обязательным государственным страхованием; имущественным страхованием, связанным с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд; страхованием имущественных интересов государственных и муниципальных организаций. Дополнительно была введена общая 15%-ная квота на участие иностранного капитала страховых компаний.
До последнего времени общая квота на участие иностранного капитала в страховых компаниях на территории России была ограничена размером 25% [6]. В настоящее время она установлена уже на уровне 50%. Именно поэтому можно говорить о пополнении уставного капитала российских страховых компаний за счет нерезидентов — иностранных инвесторов.
Данное положение подтверждается практикой — в последние годы доля иностранного участия в уставном капитале российских страховых компаний неуклонно растет. Так, к началу 2005 г. размер иностранного капитала был равен 5124 млн рублей и составлял 3,68% от общего капитала всех российских компаний (139 365 млн рублей) [7]. На начало 2010 г. размер иностранного капитала вырос до 23 679 млн рублей и составил 16,02% от общего капитала всех российских компаний (147 788 млн рублей). На тот момент разрешенная квота участия иностранного капитала была равна 25% [8].
На 1 января 2011 г. при совокупном уставном капитале страховых организаций, равном 153 369 млн рублей, реальное участие иностранных инвесторов и их дочерних обществ в уставных капиталах страховых организаций уже составило 34 374 млн рублей (22,42%), и свободная квота уменьшилась до 1435 млн рублей [9].
В то же время на начало июня 2011 г. дефицит суммарного уставного капитала в размере 8,2 млрд рублей приходился на 50 страховых компаний, имеющих в уставном капитале долю нерезидентов [1].
Полагаем, что заинтересованность иностранных инвесторов в российском страховом рынке обоснована лишь частичной освоенностью российского страхового поля и возможностью получения больших доходов на нем. Это подтверждается также и тем,
что не все иностранные инвесторы ушли с российского страхового рынка во время экономического кризиса.
За счет нерезидентов, заинтересованных в сохранении и развитии российского страхового рынка, проблема пополнения уставных капиталов могла бы быть решена. Однако надо помнить о предельной квоте иностранного участия в суммарном уставном капитале страховых компаний, работающих на территории России.
Сложившаяся ситуация с иностранной квотой на российском страховом рынке привела к тому, что уже некоторое время назад стал обсуждаться вопрос об ее увеличении до 50%. Этот вопрос стал еще более актуальным после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Влияние вступления Российской Федерации в ВТО на решение проблем квоты иностранного участия в российском страховом рынке
К настоящему времени в соответствии с требованиями ВТО предполагается, что суммарная по всем страховым компаниям, работающим на российском рынке, квота участия иностранного капитала принимается равной 50% [10].
Предполагается, что при определении реальной доли участия иностранного капитала в уставном капитале российских страховщиков и перестраховщиков из расчета будут исключаться все иностранные инвестиции в российские страховые компании, которые:
— были вложены до 1 января 2007 г.;
— после присоединения Российской Федерации к ВТО были приватизированы;
— составили не менее 51% уставного капитала любой отдельной страховой компании, были сделаны после 1 января 2007 г., к моменту расчета квоты уже работали на российском страховом рынке не менее 12 лет, и при этом федеральный финансовый орган считает возможным этот иностранный капитал не включать в расчет квоты2.
При определении общего размера уставного капитала всех компаний, работающих на российском страховом рынке, во внимание будет приниматься суммарная стоимость общего уставного капитала страховщиков (перестраховщиков) Российской Федерации, учитывающая все иностранные вложения (инвестиции во внутренние филиалы и зарубежные инвестиции), в том числе и те, которые не учитываются при определении реального размера иностранных инвестиций в уставный капитал российских страховщиков и перестраховщиков.
Реальная квота будет определяться делением полученного выше реального размера иностранных инвестиций в уставный капитал российских страховщиков и перестраховщиков на весь размер уставного капитала всех компаний, работающих на российском страховом рынке. Как уже отмечалось выше, она не должна превышать 50%-ный уровень.
Заметим, что такой предложенный Всемирной торговой организацией порядок расчета квоты иностранного участия нельзя признать удовлетворительным. По-существу, он исключает из расчета большую часть реального участия иностранного
2 Правила по расчету квоты пока не внесены в соответствующий Протокол и потому рассматриваются на уровне предложений.
капитала в страховом секторе России. Это может означать увеличение возможностей неучтенного проникновения иностранного капитала в страховой и другие секторы экономики России.
Если реальная, рассчитанная по отчетным данным, квота все же превысит установленный порог, то, по высказанному представителями ВТО мнению, российские регулирующие органы смогут по своему усмотрению принимать определенные временные ограничивающие действия.
В числе ограничительных мер можно выделить следующие:
— прекращение выдачи лицензий на новые зарубежные инвестиции страховым (перестраховочным) компаниям;
— запрет на увеличение уставного капитала существующих страховщиков (перестраховщиков) со стороны иностранных инвесторов (нерезидентов);
— запрет на отчуждение (продажу) акций существующих страховщиков (перестраховщиков) России иностранным инвесторам (нерезидентам).
При этом указанные меры могут применяться только к тем компаниям, основной деятельностью которых является коммерческое страхование.
Реальная квота — коэффициент участия иностранного капитала в российском страховом секторе экономики — будет рассчитываться в январе каждого года на основе капитала, существующего на конец предыдущего года. При этом рассчитанный коэффициент и соответствующие расчеты будут доступны общественности.
Кроме перечисленных выше, торговля страховыми услугами в рамках ВТО предполагает уточнение и соблюдение вопросов, связанных с: капитализацией филиалов иностранных страховых (перестраховочных) компаний; пересмотром и ликвидацией 50%-ной квоты иностранного участия; со статусом иностранных инвестиций, сделанных в уставный капитал банков и страховых компаний России, полученных за счет прибыли; со статусом капиталовложений, сделанных российскими юридическими лицами, финансируемыми из-за границы, в дочерние компании и внутренние отрасли Российской Федерации; обязательствами по прямому размещению в России филиалов в сфере финансовых услуг; лицензированием страховой деятельности на территории РФ.
Выводы
В целях повышения финансовой устойчивости для российских страховых компаний с начала 2012 г. введены ужесточения к минимальному размеру уставного капитала. Наращивание уставного капитала возможно за счет российских страховщиков и иностранного капитала. К сожалению, возможности российского капитала в настоящее время ограничены. Участие же иностранного капитала в процессе наращивания уставного капитала страховых компаний хотя и подтверждается, но имеет ограничение по квоте.
В течение всего периода развития российского страхового рынка квота устанавливалась на разных уровнях. До последнего времени она была на уровне 25%, однако вступление России в ВТО увеличило ее до 50%. С одной стороны, это означает увеличение возможностей расширения страхового сектора российской экономики, с другой — может вести к вытеснению российского капитала из этой отрасли, стратегически важной для всей экономики Российской Федерации.
Литература
1. Печальная квота // Деньги. 2011. № 22 (829). С. 68-69.
2. URL: http://www.oesd.org (дата обращения: 5.05.2012).
3. URL: http://www.allinsurance.ru (дата обращения: 5.05.2012).
4. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.rgs.ru (дата обращения: 3.04.2012).
5. Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"». URL: http://www.rgs.ru (дата обращения: 3.04.2012).
6. Федеральный закон от 10.12.2003 № 172-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». URL: http://www.rgs.ru (дата обращения: 3.04.2012).
7. Приказ Росстрахнадзора от 24 марта 2005 г. № 26 «О размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций» //Финансовая газета. 2005. № 17.
8. Приказ Росстрахнадзора от 27.02.2010 № 94 «О размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций» // Финансовая газета. 2010. № 11.
9. Приказ Росстрахнадзора от 4.03.2011 № 97 «О размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 3.04.2012).
10. URL: http://www.wto.com (дата обращения: 5.05.2012).
Статья поступила в редакцию 10 сентября 2012 г.