Страховое дело
международная торговля страховыми услугами: формы поставки и методы
регулирования
М.Б. МИЛЯЕВА,
старший преподаватель всероссийской академии внешней торговли
Повышение роли сферы услуг в мирохозяйственных связях, расширение номенклатуры и рост объемов международной торговли услугами привели к необходимости теоретического анализа и обоснования существующих методов поставки услуг, используемых в международной торговле, а также создания универсальных принципов и инструментов их регулирования [3, с. 110].
В конце прошлого века экономисты в основном придерживались точки зрения, что услуги в международной торговле могут быть подразделены на две группы: 1) не торгуемые услуги; 2) торгуемые услуги [5, с. 5]. В первую группу входят услуги, которые потребляются в той же стране, где были произведены, причем они производятся и потребляются резидентами одной страны. Вторая группа охватывает услуги, которые производятся резидентами одной страны и потребляются резидентами другой, т. е. торгуемые услуги. Такой подход учитывает только так называемый трансграничный обмен услугами, т. е. когда потребитель и производитель услуги находятся по разным сторонам таможенной границы, а обмениваемая услуга ее пересекает.
Однако более глубокие исследования показали, что услуги могут быть проданы несколькими путями [4, с. 198]. Было выявлено, что услуги могут быть поставлены посредством перемещения иностранного производителя услуги на территорию страны, где расположен потребитель услуги, или посредством перемещения иностранного потребителя услуги на территорию страны, где производится услуга, также могут перемещаться физические лица-резиденты одного государства, производящие услуги, находясь в другой стране, или потребляющие их в иностранном государстве. В последние десятилетия международная практика показывает, что развитие экономики, транспорта, передачи информации, электронных систем связи постепенно способству-
ет тому, что ранее не торгуемые услуги становятся торгуемыми.
Национальные формы регулирования внешней торговли услугами зачастую сдерживают рост международной торговли услугами посредством ограничительных мер, применяемых в отношении различных способов поставки услуг. Такими мерами, например, являются количественные ограничения импорта услуг, введение обязательных тарифов, установление правил учреждения и деятельности компаний с иностранным капиталом, введение дискриминационных налогов, которые дают преимущества национальным поставщикам услуг и др. В связи с этим возникла необходимость регулирования международной торговли услугами.
Многие вопросы, касающиеся международной торговли услугами, были решены в ходе переговоров по созданию нормативов Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС), в том числе были выявлены новые теоретические и практические подходы к пониманию характера международного обмена услугами.
Генеральное соглашение о торговле услугами распространяется не только на все возможные виды услуг, но и на все возможные способы их предоставления, и определяет торговлю услугами как обмен, совершаемый четырьмя способами поставки:
1. Трансграничная поставка — с территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО.
2. Потребление за рубежом — на территории одного члена ВТО; потребителю услуг любого другого члена ВТО.
3. Коммерческое присутствие-поставщиком услуг одного члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО.
4. Перемещение физических лиц — поставщиком услуг одного члена ВТО путем присутствия
физических лиц члена ВТО на территории любого другого члена ВТО (ГАТС. Ст. I, § 2) [6, с. 168].
Следует обратить особое внимание на поставку услуг через коммерческое присутствие. В таком случае национальное юридическое лицо может одновременно являться с точки зрения ГАТС «юридическим лицом другого члена», т. е. иностранным поставщиком услуги, если оно будет соответствовать критериям происхождения, принадлежности и контроля, которые изложены в статье XXVIII ГАТС «Определения». В соответствии со статьей ХХУШ-Ь Заключительных положений ГАТС дана характеристика «поставки услуги», которая включает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги [6, с. 229].
Для определения, каким способом предоставляется услуга, шестью международными организациями (Статистическая комиссия ООН, ЕЭК ООН, ОЭСР, Международный валютный фонд, ЮНКТАД, Всемирная торговая организация) были выработаны следующие критерии:
• местонахождение поставщика и потребителя услуги в момент ее оказания;
• гражданство физических лиц или место регис -трации юридических лиц, потребляющих или поставляющих услуги [5, с. 82].
В пункте 5 Приложения по финансовым услугам дано общее определение «страховых и относящихся к страховым услугам», под которым понимаются услуги по прямому страхованию (включая услуги по страхованию жизни и по страхованию иному, чем страхование жизни), услуги по перестрахованию и ретроцессии, услуги страховых посредников (брокеров и агентов), услуги, связанные со страхованием, такие как консультационные, актуарные услуги, услуги по оценке риска и урегулированию убытков [6, с. 281].
Соответственно регулирование, практика и процедуры ГАТС применяются и рассматриваются странами-участницами по каждому из подвидов указанных страховых услуг в отдельности.
В страховании процесс поставки страховой услуги связан с местом уплаты страховой премии, местом заключения договора, территорией нахождения принимаемого на страхование страхового риска, а также местом регистрации и деятельности как страховщика, так и страхователя. Перечисленные обстоятельства создают определенные сложности, связанные с определением понятия «поставки» страховой услуги в международной торговле [9, с. 77].
Рассмотрим формы поставки страховых услуг и методы их регулирования, используемые в международной практике.
1. Трансграничная поставка услуг означает ситуацию, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле [5, с. 83].
Немаловажное значение для страхования в последние годы приобрела возможность трансграничной торговли, хотя ее доля в мировых масштабах невелика и составляет 1,9 % по видам страхования иным, чем страхование жизни, и 0,6 % по страхованию жизни.
Во многих странах существуют ограничения по сделкам международного прямого страхования, такие как:
• запрет иностранным поставщикам предостав -лять страховые услуги иностранным физическим и юридическим лицам на территории страны;
• запрет иностранным страховщикам заключать договоры на отдельные виды страхования без коммерческого присутствия поставщика на национальной территории;
• установление монопольных прав национальных страховщиков на осуществление некоторых видов страхования;
• ограничение по реализации страховых событий, т. е. могут быть застрахованы только события, имеющие место за границей (например, при страховании внешнеторговых грузов), и др.
В качестве примера приведем специфические обязательства некоторых стран, принятые в соответствии с правилами ВТО. Так, Болгария включает запрет на осуществление отдельных видов страхования, в том числе в отношении страхования гражданской ответственности юридических и физических лиц на ее территории. Для этого необходимо наличие отделения иностранного поставщика страховых услуг. Кроме того, запрещено иностранным страховщикам заключать договоры с нерезидентами Болгарии на ее территории.
Так, в Перечне Чехии установлены монопольные права национальных страховщиков на осуществление некоторых видов страхования, в том числе обязательного медицинского страхования и обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, которые нельзя осуществлять в режиме трансграничной торговли.
В положениях Перечня специфических обязательств Польши зафиксированы исключения для трансграничного предоставления услуг по перестрахованию, ретроцессии и по страхованию товаров, обращающихся в международной торговле.
Большинство сделок по перестрахованию также носит трансграничный характер. Перестрахованием могут заниматься как специализированные профессиональные перестраховочные общества, так и страховщики в дополнение к своей основной деятельности по прямому страхованию.
Перестрахование расширяет возможности прямого страховщика, представляя собой довольно сложную процедуру вторичного перераспределения страхового риска в мировом страховом хозяйстве. Оно позволяет увеличивать емкость страховой компании и количество принимаемых видов страхования, что дает возможность страховщику проникнуть на новый рынок и расширить возможности своей компании.
Кроме того, перестраховщики могут оказывать страховщикам различные услуги: оказание помощи по разработке условий проведения новых для страховщика видов страхования, в предоставлении необходимой информации для расчета тарифных ставок, в оценке страхового риска при заключении договоров страхования, в рассмотрении претензий страхователей и выгодоприобретателей по происшедшим страховым случаям и расчету сумм ущерба от них, в подготовке кадров.
Основные методы регулирования трансграничного перестрахования могут быть связаны с введением в национальном законодательстве следующих норм:
• запрет на проведение операций по перестрахованию с зарубежными перестраховщиками;
• введение государственной монополии на перестрахование у зарубежных перестраховщиков;
• требование коммерческого присутствия на национальной территории в виде дочернего общества или отделения, имеющего достаточную капитализацию;
• требование наличия у зарубежного перестраховщика международного рейтинга финансовой устойчивости рейтинга от признанных в мире агентств, таких как Moody's, Standart&Poor's, AM Best;
• одобрение в надзорном органе (предварительное или последующее) заключенных договоров международного перестрахования;
• требование наличия депозита в национальном банке или балансе страховщика, с которым проводятся операции по перестрахованию;
• налогообложение перестраховочной премии, уплачиваемой зарубежному перестраховочному обществу и др.
Для осуществления перестрахования национальными и зарубежными прямыми страховщиками требуется разрешение почти во всех странах ОЭСР, за исключением Бельгии, Финляндии и Греции. Отдельная лицензия на перестрахование требуется в Канаде, Италии, Японии и Великобритании. Зарубежные специализированные перестраховщики должны получать лицензию в Турции, Великобритании и в США, также должны получать разрешение и филиалы в Австралии, Чехии, Италии, Японии, Республике Корея, Норвегии, Испании.
В Южно-Африканской Республике, если перестраховщик не имеет дочернего общества или отделения, имеющего достаточную капитализацию, требуется внесение гарантийного депозита, который является гарантией исполнения обязательств по договорам перестрахования.
В Китае требование о коммерческом присутствии иностранного перестраховщика является обязательным для начала предоставления услуг по перестрахованию национальным страховщикам. До сих пор сохраняется требование обязательной цессии в пользу национального государственного перестраховщика «China Re» в размере 20 % от всех перестраховочных премий. Платежи по договорам международного перестрахования подлежат налогообложению, если между Китаем и страной регистрации головного офиса иностранного перестраховщика не заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения доходов [9, с. 39].
В Испании и Португалии если перестраховщиком выступает юридическое лицо, не зарегистрированное в ЕС, требуется внесение депозита премий или депозита убытков в балансе прямого страховщика. Также может применяться налогообложение перестраховочной премии, если между странами нет соглашения об избежании двойного налогообложения.
Для многих иностранных компаний предпочтительнее форма продажи страховых услуг через страховых посредников (агентов и брокеров) или посредством электронных средств связи, в том числе Интернет.
Продажа страховых услуг через страховых посредников имеет ряд преимуществ, во-первых, отпадает необходимость прохождения через длительные административные процедуры, связанные
с открытием самостоятельного подразделения на территории данной страны. Во-вторых, национальные страховые посредники, зная специфику своего рынка, могут быстрее и в более полном объеме удовлетворить интересы как страхователей, так и страховщиков. При этом обеспечивается подконтрольность страховых операций со стороны зарубежного страховщика. В-третьих, при трансграничных продажах страховщикам удается избежать серьезных материальных вложений или затрат, связанных с формированием резервов и размещением активов согласно установленным местными законами правилам и нормам.
Государствами могут вводиться следующие ограничения:
• требование коммерческого присутствия на национальной территории в виде совместного предприятия, имеющего лицензию и регистрацию в надзорном органе;
• требование наличия международных рейтингов финансовой устойчивости;
• запрещается национальным посредникам заключать договоры от имени иностранных страховщиков, не имеющих юридического присутствия на национальной территории;
• ограничиваются виды страхования, которые могут предлагать посредники от имени иностранного страховщика;
• выдвигается требование посредникам предоставить финансовые гарантии своей деятельности.
Допустимость совершения международных сделок страховыми посредниками различается по странам. В Болгарии не разрешается иностранным поставщикам предлагать страховые услуги болгарским физическим и юридическим лицам через брокеров. На долю стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приходится 95 % мирового страхового рынка, только одна треть этих стран разрешает через своих страховых посредников — резидентов заключать страховые договоры с иностранными страховщиками, не имеющих лицензии на страховую деятельность в соответствующих странах. Например, без ограничения по видам страхования в Нидерландах, Великобритании, Швейцарии, в Японии — в рамках перестрахования, в Австралии — для всех видов страхования, кроме страхования жизни. В Австрии, Бельгии, Дании, Германии, Франции, Люксембурге, Португалии такое разрешение дано страховым посредникам, которые действуют от имени страховщиков Европейской
экономической зоны. Посредники, работающие на несколько страховых компаний (резидентов или нерезидентов) одновременно, в большинстве стран ОЭСР обязаны предоставить финансовые гарантии своей деятельности. Такой гарантией может быть страхование гражданской ответственности для агентов (Австралия, Венгрия, Исландия, Италия и Мексика) или гарантийный фонд, образуемый за счет взносов брокеров (Великобритания, Италия и Республика Корея).
В некоторых странах (Казахстан, Украина) в качестве критериев надежности зарубежных страховых брокеров введено положение об использовании международных рейтингов финансовой устойчивости.
В России также существует запрет на деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (за исключением договоров перестрахования) с иностранными страховыми организациями, на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 8 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Кроме того, для страхования находящихся на территории России имущественных интересов как резидентов, так и нерезидентов требуется лицензия на деятельность страховых брокеров, выданная в России.
Вместе с тем российское страховое законодательство допускает страховые операции в трансграничном режиме в ряде случаев, а именно: 1) при реализации так называемой «Зеленой карты»; 2) при наличии межгосударственных соглашений на этот счет с участием Российской Федерации; 3) при осуществлении операций по перестрахованию; 4) при взаимном страховании.
В настоящее время объем трансграничной торговли быстро растет благодаря развитию телекоммуникационных сетей и техническому прогрессу в сфере обработки и передачи информации (телефон, факс, e-mail, Internet). Корпорации в странах-реципиентах страховых услуг снижают таким способом стоимость страховой услуги в среднем на 2 — 25 % [8, с. 31], а страны-поставщики страховых услуг получают доступ к клиентской базе, а также международные заказы.
По некоторым оценкам, ежегодный Интернет— оборот мирового страхового рынка достигает 500 млн долл. США, что составляет 2,5 % от общего объема Интернет-продаж. По данным консалтингового агентства А. Т. Kearney, 66 % крупных европейских страховщиков продают договоры
страхования на единой IT-платформе, а 77 % имеют общую централизованную базу данных по технологиям продаж страховок через Интернет. Наиболее популярная онлайновая страховая услуга для физических лиц — полис страхования гражданской ответственности автовладельцев. По статистике этот вид занимает более 80 % всех мировых продаж полисов с помощью Internet. В международной практике уже получила широкое распространение электронная подпись (в России Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» принят 10.01.2002 г.), посредством которой скрепляется заключенный договор страхования.
Несмотря на то, что количество договоров, заключенных с использованием Интернета, в международной торговле возрастает, данный способ трансграничной торговли может войти в противоречие с законодательством многих стран. Например, в некоторых государствах запрещена деятельность незарегистрированных и не имеющих национальной лицензии страховщиков и страховых посредников, таких как Австрия (в отношении страхования жизни), Ирландия (для страховщиков не из стран ЕЭП), Россия и Швейцария.
Тем не менее в большинстве стран ОЭСР в случае если национальные компании не предоставляют какой-то вид страхования или не страхуют определенные риски, то страхователь-резидент данной страны может по своей инициативе заключить договор страхования со страховщиком-нерезидентом, не имеющем ни подразделения на территории данной страны, ни лицензии. Это не запрещено страховым законодательством при страховании иных видов страхования, чем страхование жизни в следующих странах, таких как: Австралия, Германия, Греция, Республика Корея, Люксембург, Нидерланды, Польша, Швеция, Турция, Великобритания, США. В некоторых странах, таких как Франция, Италия, Япония, Мексика, Португалия и Испания такая возможность предусмотрена при условии получения страхователем разрешения на заключение такого договора [1, с. 20].
2. Потребление за рубежом означает ситуацию, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги [5, с. 83].
Продажа страховых услуг иностранным фирмам и гражданам, работающим на национальных рынках, является разновидностью этого способа
поставки услуг и эффективным методом защиты имущественных интересов юридических и физических лиц — нерезидентов стран-экспортеров страховых услуг. По международной практике договоры страхования с иностранными лицами заключаются на тех же условиях, на которых страховщики предоставляют услуги национальным страхователям.
Другим примером потребления услуг за рубежом может служить страхование граждан, выезжающих за рубеж. Это специфический вид страхования, объектом которого является оказание неотложной помощи, в том числе медико-транспортной, технической и юридической, оказываемой в определенных чрезвычайных ситуациях туристу в стране его временного пребывания.
В России организация данного вида страхования осуществляется в компенсационной и сервисной формах. В компенсационной форме страхование неотложной помощи в прямом смысле отсутствует, так как застрахованный самостоятельно и за свой счет организовывает медицинскую помощь в стране пребывания, расходы по которой будут компенсированы страховщиком [2, с. 404].
Сервисная форма предполагает организацию неотложной помощи посредством зарубежной сети оперативных сервисных центров. В этом случае иностранная сервисная компания продает российской страховой организации свои услуги, а российский страховщик выступает как посредник между сервисной компанией и застрахованным лицом.
Под потреблением услуг за рубежом также понимается, что перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения собственности потребителя. В этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя. Примером может служить страхование имущества иностранных юридических и физических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося на национальной территории страны-поставщика страховой услуги. Так могут быть застрахованы экспонаты выставок, машины и оборудование, переданные по договору лизинга или аренды и т. п., вывезенные собственником на время экспозиции или производства работ и застрахованные в стране пребывания.
Регулирование данного способа поставки страховых услуг включает:
• требование коммерческого присутствия на
национальной территории в виде дочернего
общества или отделения, имеющих лицензию на страховую деятельность;
• запрет на приобретение отдельных видов страховых услуг у зарубежных поставщиков;
• ограничение круга потребителей страховых услуг в соответствии с валютным законодательством страны;
• ограничения географического охвата страхования граждан, выезжающих за рубеж.
В рамках второго способа поставки резиденты и нерезиденты страны могут заключать договоры страхования только с теми поставщиками страховых услуг, у которых имеется лицензия, например, в Болгарии, в России.
Чехия также включила запреты на приобретение страховых услуг у зарубежных страховщиков. Так, нельзя за границей застраховать имущество, находящееся на территории Чешской Республики, и гражданскую ответственность резидентов данной страны. Кроме того, гражданин Чехии, постоянно проживающий на ее территории, не может застраховать свою жизнь в другой стране.
Например, в Венгрии запрещается страхование рисков, расположенных на территории страны, путем трансграничного страхования и потребления за рубежом. Исключение составляют предприниматели, осуществляющие коммерческую деятельность, обозначенную в законодательстве о валютном регулировании и являющиеся приобретателями страховых услуг этими двумя способами.
3. Коммерческое присутствие в стране предоставления услуг означает, что фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются [5, с. 83].
В этой связи наибольший интерес представляет практика немецкой страховой компании Allianz, которая создала специальную программу международного страхования по видам услуг иным, чем страхование жизни. Она разработала страховую политику и услуги с учетом национальных особенностей страхового законодательства и требований рынка. Реализация такой программы стала возможной в связи с созданием транснациональной корпорации, объединяющей около 700 дочерних обществ в более чем 70 странах. Широкая сеть позволяет компаниям маневрировать объемами предоставляемых страховых услуг, увеличивая их в тех регионах или странах, где убыточность страховых операций
низка. И, наоборот, в случае высокой убыточности сокращать свои услуги в соответствующих странах, при этом оставаясь финансово устойчивыми за счет доходов, получаемых в других странах.
Стремление к либерализации международной торговли страховыми услугами ведет к постепенному устранению барьеров законодательного характера по отношению к иностранному капиталу. Однако до сих пор существуют меры, влияющие на доступ иностранного капитала к национальному страховому рынку:
• прямой запрет на учреждение и деятельность страховых компаний с иностранным участием либо установление жестких правил, включая разного рода ограничения и требования (например, разрешение учреждения дочерней организации или представительства, но запрещение создания филиала);
• лимитирование доли участия иностранного капитала в отечественных компаниях (49 % и меньше) либо лимитирование доли участия иностранного капитала в совокупном капитале всех страховщиков, зарегистрированных на отечественном рынке;
• ограничение лицензирования в отношении определенных видов страховых услуг. Однако страховые рынки отдельных стран, в
особенности тех, где страховой сектор полностью принадлежит государству (Ближний и Средний Восток), остаются по-прежнему закрытыми для иностранного капитала либо его доля сведена к минимуму. В большинстве стран, за исключением ЕС, деятельность иностранных страховых компаний на национальном рынке возможна лишь посредством открытия дочерней компании, осуществление страховой деятельности через филиалы или представительства сильно ограничено. Например, в США регулирование страхового рынка на уровне штатов препятствует либерализации международной торговли страховыми услугами.
Напротив, многие страны, стараясь привлечь дополнительный иностранный капитал и воспользоваться профессионализмом признанных мировым страховым бизнесом компаний, стараются создать для иностранных страховщиков оптимальные условия для их деятельности. С этой точки зрения максимально благоприятные условия созданы на страховом рынке Великобритании, Сингапура, Гонконга и Бермудских Островов.
В отношении лицензирования иностранных страховых компаний между государствами действует принцип взаимности, позволяющий пре-
доставлять разрешение на проведение страховых операций на аналогичных условиях.
Во всех странах ОЭСР, где разрешено открывать филиалы иностранных страховых компаний (в ЕС — дочерние компании), для получения лицензии предъявляются одинаковые требования как к иностранным инвесторам, так и к национальным компаниям. В сертификате должны быть заявлены те же виды страхования, которыми занимается головная компания в стране нахождения (кроме Австралии), год ее создания и место регистрации. Например, в Испании, Португалии опыт деятельности должен составлять не менее пяти лет в случае, если головная компания находится за пределами ЕС.
В России также имеются ограничения по доступу иностранного капитала на национальный страховой рынок. Особые требования предъявляются к страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (т. е. к таким организациям, решения которых определяются иностранным инвестором независимо от величины его участия в уставном капитале страховой организации), либо имеющим долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49 %. Этим компаниям запрещено осуществлять на территории России страхование жизни, обязательное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, имеет право осуществлять в России страховую деятельность, если иностранный инвестор не менее 15 лет являлся страховой организацией, осуществляющей страховую деятельность на основе законодательства соответствующего государства, и не менее двух лет участвовал в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ. В случае если размер участия иностранных компаний в капитале российских страховых организаций превысит 25 % общей величины их уставного капитала, выдача лицензий на осуществление страховой деятельности в России страховым организациям, являющимся дочерними по отношению к иностранным инвесторам либо имеющим долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49 %, прекращается. Кроме того, соискатели лицензии должны в соответствии с законодательством стра-
ны места пребывания иностранных инвесторов предоставить письменное согласие национального надзорного органа на участие в уставных капиталах российских страховщиков.
Перечисленные ограничения не распространяются на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) государств-членов Европейских сообществ.
4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу означает ситуацию, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель [4, с. 83].
Перемещение физических лиц и их присутствие, связанное с оказанием услуг на зарубежном рынке труда, должны быть ограничены по времени и иметь целью оказание услуг. Физические лица могут оказывать услуги либо самостоятельно, либо в процессе работы на иностранной фирме (в качестве специалистов в рамках внутрифирменного перемещения персонала), либо на основе контрактов на оказание услуг, подписанных с зарубежной или национальной компанией.
В рамках этого способа поставки обеспечению доступа к рынкам мешают различные ограничения и запреты, вводимые принимающей страной, такие как строгие правила получения виз, вопросы гражданства, требования постоянного проживания и лицензионные требования; непризнание квалификации, несоотносимый уровень заработной платы; наличие тестов на экономическую целесообразность. Существуют и ценовые ограничения, например: визовые сборы, налог на въезд и выезд из страны, лицензионные сборы. Среди других существенных барьеров доступа на рынок следует отметить недостаточную прозрачность мер, регулирующих вопросы перемещения физических лиц, а также недостаточно четкие принципы регулирования выдачи разрешений на работу.
Например, срок пребывания ограничивается тремя месяцами в течение любого 12-месячного периода при условии наличия экономической необходимости, признания квалификации и соблюдения лицензионных требований. Почти во всех странах ОЭСР национальные и зарубежные страховщики должны предоставить информацию о квалификации руководителей компании, так называемое требование к компетенции и добросовестности, подтверждающее надежность и достаточные профессиональные навыки и опыт руководителей (за исключением Австралии, Норвегии, Швейцарии и Турции).
В случае если 10 % капитала или голосов компании принадлежит одному акционеру или имеется иная возможность влияния на принятие решений руководством страховщика, то требуется согласие компетентного органа, представляющего акционеров как физических, так и юридических лиц. Такое положение существует во многих странах ЕС, кроме Бельгии, Италии, Нидерландов и Швеции, Венгрии, а также Австралии и Турции.
По российскому законодательству лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство России. Данное ограничение не распространяется на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам из стран ЕС. Руководители и главные бухгалтеры российских страховщиков обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование и стаж работы не менее двух лет. Регулирующими положениями в данной сфере являются получение иностранными гражданами разрешения на работу в России, запрет на выплату заработной платы и приравненных к ней платежей в иностранной валюте, а также другие положения трудового и иммиграционного законодательства, не имеющие непосредственного отношения к страховой сфере.
Итак, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: во-первых, что международная торговля страховыми услугами принимает множество форм и в целом представляет достаточно сложное явление. При этом все четыре формы организации международной торговли страховых услуг — трансграничная торговля, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и перемещение физических лиц являются взаимозависимыми. Развитие торговли по каналам одного способа часто приводит к расширению других. Взаимозависимость способов поставок требует их комбинированного использования, что позволяет странам находить компромиссные варианты между либерализацией режимов по различным способам поставок страховых услуг [5, с. 92].
Во-вторых, большое разнообразие нетарифных методов регулирования торговли страховыми услугами является отражением лоббирования интересов отечественных страховщиков в ограничении деятельности иностранных конкурентов. В итоге большинство применяемых мер позволяет с одной стороны, защитить интересы национальных производителей и потребителей страховых услуг, а с другой стороны — сдерживают развитие международной торговли в сфере страхования.
литература
1. Адамчук Н. Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации. — М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 591с.
2. Ахвледиани Ю. Т. Страхование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям (060400) «Финансы и кредит», (060500) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Ю. Т Ахвледиани. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 543 с.
3. Бурмистров В. Н, Холопов К. В. Внешняя торговля Российской Федерации: Учеб. пособие / Под. ред. проф. В. Н. Бурмистрова. — М.: Юристъ, 2001. — 284 с.
4. ВавиловаЕ. В., БородулинаЛ. П. Международная торговля: Учеб. пособие / Е. В. Вавилова, Л. П. Бородулина. — М.: Гардарики, 2006. — 287 с.
5. Дюмулен И. И. Международная торговля услугами / И. И. Дюмулен. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 315 с.
6. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация / И. И. Дюмулен. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 271 с.
7. Канашевский В. А. Внешнеэкономические сделки. Правовое регулирование / В. А. Канашевский — М.: Междунар. отношения, 2005. — 304 с.
8. Страхование: Учебник / Под ред. Т. А. Федоровой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эко-номистъ, 2005. — 875 с.
9. Турбина К. Е. Тенденции развития мирового рынка страхования. М. : Анкил, 2000. — 320 с.