21.2. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИЙ 1905-1907 И 1917 ГГ.
Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России
Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
ENM2112@mail.ru
Аннотация: в статье рассматривается положение Русской православной церкви на территории Мордовии в условиях ожесточенной классовой борьбы периода революций 1905-1907 и 1917 гг., когда среди населения особенно явно усиливались настроения безбожия и атеизма.
Ключевые слова: Русская православная церковь, классовая борьба, крестьяне, мордва, недовольство, забастовка, социал-демократы, революция, безбожие, атеизм.
THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ON THE TERRITORY OF MORDOVIA IN THE CONDITIONS OF THE REVOLUTIONS OF 1905-1907
AND 1917 YEARS
Mokshina Elena N., doctor of historical sciences, professor of the department of history of Russia Place of employment: National Research Mordovia State University
ENM2112@mail.ru
Abstract: the article deals with the situation of the Russian Orthodox Church in the territory of Mordovia in the conditions of fierce class struggle of the period of revolutions of 1905-1907 and 1917 years, when the mood of atheism and atheism among the population was especially clearly increased.
Keywords: Russian Orthodox Church, the class struggle, the peasants, Mordvinians, dissatisfaction, strike, social-democrats, revolution, atheism.
Ожесточенная классовая борьба, которую вели угнетенные с угнетателями уже в конце XIX - начале XX вв., содействовала росту сознательности трудящихся, отходу наиболее передовой их части от религии. Недовольство народных масс царем-батюшкой резко возросло из-за голода, имевшего место в Поволжье в 1891-1893 годах. Крестьяне открыто возмущались политикой царских властей 1. Так, весной 1892 г. молодой адвокат, помощник присяжного поверенного В. И. Ульянов защищал в суде крестьянина-мордвина из с. Шиланский Ключ Самарского уезда Самарской губернии В. Ф. Муленкова, который в бакалейной лавочке «обругал Богородицу и Святую Троицу...», т.е. совершил «богохульство». В дальнейшем дело стало обрастать новыми материалами, а именно свидетельскими показаниями лавочника и его сына, заявившими, что Муленков якобы совершил несколько краж, ругал урядника, «Пресвятую Богородицу и Троицу, затем ругал государя императора и его наследников, говоря, что государь неправильно распоряжается». Обвинения Муленкова в кражах были сняты, и лишь за «богохульство» он был наказан годом тюрьмы2.
Происшедшая в 1905 г. революция хотя и не победила, но значительно изменила политическое и духовное самосознание мордовского крестьянства, не стоявшего в стороне от революционного движения. Народное недовольство существовавшим режимом выражалось в разных формах3. В конце августа-начале сентября 1905 г. в Казани состоялась конференция социал-
1 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. Саранск, 2009 С. 22-23; Мокшина Е. Н. Этническая ситуация в Мордовии на современном этапе: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 1997.
2 Жиганов М. Ф. Бойцы ленинской гвардии. Саранск, 1988. С. 14-15.
3 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Митрополит родом с Вада. Саранск, 2012.
демократических организаций Среднего Поволжья по вопросу о работе в деревне, которая подвела итоги деятельности большевиков среди многонационального населения Поволжья: русских, татар, мордвы, марийцев, чувашей, башкир и др. Конференция обсудила важнейшие программные вопросы большевистской партии, в том числе о конфискации монастырских, церковных, кабинетских и удельных земель и о создании революционных крестьянских комитетов.
В октябре 1905 г. во время всеобщей забастовки железнодорожников в г. Сергач Нижегородской губернии кондуктор мордвин Ананий Биюшкин публично говорил, что не нужно царя и бога, кричал: «Долой самодержавие!» 7 декабря 1905 г. был арестован крестьянин мокша-мордовского с. Кочетовка Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Торбеевского района РМ. - Е. М.) И. Ф. Киреев за революционную агитацию среди крестьян, в результате которой не состоялся молебен во здравие царя в мордовских селах Салазгорь и Дракино. 13 декабря 1905 г. начались волнения крестьян мордовских сел Судосево и Пермиси Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне Большеберезниковского района РМ. - Е. М.). Как сообщал губернатору карсун-ский уездный исправник, в Судосеве «произвол, обществом крестьян удален сельский староста и писарь, назначены другие», а в Пермисях «сельский писарь Силюков у церкви ночью выставлял красный флаг, не допуская снятия его». 2 июня 1906 г. произошло столкновение на ярмарке крестьян нескольких мордовских и русских селений, расположенных близ Пайгармского монастыря, с полицейской стражей. Они избили полицейских и начали громить монастырь, но подоспевшая из Рузаевки стража разогнала их. 7 августа забастовали 80 строителей каменного здания Саровского монастыря. Полиция арестовала организаторов. Только в ре-
Мокшина Е. Н.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИЙ 1905-1907 И 1917 ГГ.
зультате угроз и некоторого повышения расценок удалось заставить рабочих продолжить работы4.
11-13 декабря 1905 г. в г. Алатырь Симбирской губернии был проведен крестьянский съезд, на котором присутствовало 105 представителей Алатырского, Ар-датовского, Буинского и Курмышского уездов Симбирской губернии. Основными вопросами съезда являлись аграрный и политический. Он постановил «требовать перехода всех земель государственных и монастырских в общую собственность всего народа и созыва Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права»5.
Под влиянием окружающей действительности и большевистской пропаганды некоторые учителя стали проводить агитацию среди крестьян против режима царского самодержавия, за захват помещичьих, церковных и монастырских земель. Так, учитель церковноприходской школы мокша-мордовского с. Мордовский Пимбур Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянского района РМ. - Е. М.) И. Д. Стрельников в 1906 г. на утренней молитве в школе запретил ученикам молиться за царствующий дом, давал им читать запрещенные книги, тайно собирал на свою квартиру крестьян по три-пять человек, читал им газеты и разъяснял их содержание, проводил беседы на политические темы с революционным оттенком. В Краснослободском уезде Пензенской губернии воспитанники Пензенской духовной семинарии А. П. и М. А. Федоровские, в Темниковском уезде Тамбовской губернии братья И. и Г. Черашевы из эрзя-мордовского с. Шокша распространяли воззвания РСДРП.
Учитель Иванов объяснял крестьянам мокша-мордовского с. Лесное Ардашево Темниковского уезда, что «скоро в России не будет государя, а будет республика и что уже теперь можно отнимать у помещиков землю». Фельдшер П. Д. Петроченко в мокша-мордовском с. Зарубкино Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянского района РМ. - Е. М.) призывал крестьян сплотиться в борьбе против царя: «Зачем нам нужен царь, надо стараться устроить республику, царь пользы никакой не приносит, а напротив, приносит только вред, в особенности крестьянам». Уездный исправник докладывал тамбовскому губернатору, что Петроченко весьма опасен в политическом отношении, ибо своей агитацией может поднять «местное крестьянство до открытого против правительства восстания»6
8 июня 1906 г. более 150 мокша-мордовских и русских крестьян сел Левжа (ныне Рузаевского района РМ) и Зы-ково (ныне Октябрьского района г. Саранска), вооружившись кольями и вилами, явились с красным флагом в усадьбу помещицы Борецкой и потребовали выдать им хлеба, но услышав отказ, разгромили фруктовый сад, унесли с собой более 150 пудов яблок.
В середине августа 1906 г. алатырский уездный исправник Неофитов с сопровождавшей его военной командой в течение недели творил расправу над крестьянами эрзя-мордовского с. Кабаево Алатырского уезда Симбирской губернии, вырубившими лес в помещичьей даче, приказав стражникам «нагаек не жалеть». Весной
4 Захаркина А. Е., Фирстов И. И. Мордовия в годы трех народных революций (хроника революционных событий. 1985 - май 1918 гг.). Ч. 1. Саранск, 1957. С. 69, 76, 86, 94, 105; Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. Хрестоматия. М., 1992. С. 141.
5 Революция 1905-1907 гг. на территории Мордовии. Сборник документов и материалов. Саранск, 1955. С. 232-233, 253-255.
6 Там же. С. 70-71, 218-220, 222-226, 233-234.
1909 г. в это село из г. Баку возвратилось 11 крестьян, получивших в отходе специальность слесарей. Они вели антиправительственную революционную агитацию среди односельчан. Особенно активными были Яскин и Аристовы, которые якобы, даже «изготовляли бомбы по ночам». За ними было установлено строгое негласное наблюдение полиции.
Исправник сообщал симбирскому губернатору, что ка-баевские крестьяне-отходники Слугин, Девяткин и Агеев еще в 1905-1906 гг. руководили революционным движением, затем скрылись от властей в г. Баку, где и проживали до снятия положения об усиленной охране в губернии. «Дабы, - продолжал он, - в корне пресечь это зло и дабы свободомыслящие кабаевцы поняли, что 1905-1906 гг. прошли для них безвозвратно, прошу о наложении на Слугина, Девяткина и Агеева самого строгого административного взыскания». По распоряжению губернатора они были арестованы на три месяца каждый.
Сообщая о росте политического сознания мордовского крестьянства, корреспондент пензенской газеты «Народная правда» 5 апреля 1907 г. писал: «В окрестностях Краснослободска крестьяне стали неузнаваемы. Куда девалась прежняя забитость, покорность! Особенно сильная перемена произошла с наиболее темным элементом деревни - мордвинами. Пробудившись от долгого сна, местный мордвин как-то остро почувствовал все пережитое за долгие годы унижения, рабского существования, и он готов теперь выместить свою злобу на каждом полицейском чине. «Не себе - так детишкам, а житья добьемся» - вот их лозунг»7
В 1907 г. агитацией против царских властей занимались крестьяне эрзя-мордовского с. Сабаево Карсунско-го уезда Симбирской губернии (ныне Кочкуровского района РМ. - Е. М.) Корнишкин и Лоскуткин. Первый, будучи сельским писарем, говорил крестьянам: «Настало теперь новое время, бога у нас нет. Царя, правительство, земских начальников, исправников, волостных старшин и других чинов нам не нужно, потому что они нам делают вред и убытки». После его ареста агитацию продолжил Лоскуткин. Он выступал против религии, говорил, что царь и правительство не нужны, а всех царских чиновников называл «кровопийцами». Крестьянин Лынов, выступая 1 июня 1908 г. на сходе мокша-мордовского с. Новая Потьма Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянского района РМ. - Е. М.), говорил: «Я не признаю ни царя, ни бога и никаких начальников. Всех начальников и царя следует перебить». 6 июля 1909 г. мордовские крестьяне ряда сел Темниковского уезда Тамбовской губернии отказались от уплаты взносов на епархиальные нужды. Тамбовский епископ просил губернатора оказать содействие священникам по взысканию этих взносов8.
В отчете за 1911-1912 гг. обер-прокурор Святейшего Синода Саблер с тревогой писал об отходе от религии не только рабочих, но и крестьян, образно уподобляя его с надвигающейся черной тучей. «Наряду с неверием, -отмечал он, - под вековые устои церкви подкапывается социализм, отрицающий бога и церковь и вместо благ небесных сулящий блага земные. Везде, где успела сложиться крупная промышленность, социализм пленяет себе в послушание множество трудящихся. Не ограничиваясь классом фабричных рабочих, социалисты стремятся оторвать от церкви и крестьянство».
7 Захаркина А. Е., Фирстов И. И. Указ. раб. С. 96, 108, 122, 136, 141-142.
8 Там же. С. 126-127, 137.
Посещаемость церквей снижалась, церковные доходы за обязательные требы падали, кружечные сборы уменьшались. Сельские общины не давали средств на содержание и ремонт старых, как и строительство новых храмов. Крестьяне неохотно отпускали детей в церковноприходские школы, а тем более в церковь. «Только время теряем и обувь рвем, - заявляли они, - а стоим в церкви, все равно ничего не понимаем»9
Летом 1914 г. прокатилась волна погромов казенных винных лавок. Запасные воинские чины при участии крестьян окружающих селений разгромили винные лавки в г. Темникове, в селах Атюрьево и Шалы Темниковского уезда, Салазгорь, Торбеево и Дракино Спасского уезда Тамбовской губернии, Большой Азясь и Ефаево Красно-слободского, Ямщина Инсарского уездов Пензенской губернии. Организатором и зачинщиком погромов была, как докладывал тамбовский губернатор министру внутренних дел, главным образом, мордва, «отличающаяся своею разнузданностью», что особенно проявилось в г. Темникове во время молебствия. В то время, когда все спокойно молились, «толпа запасных мордовцев и их родственников, - писал губернатор, - отделилась от молившихся и направилась по направлению к казенной винной лавке с целью разгрома ее». Здесь мордва столкнулась с чинами полиции, некоторые из них были избиты. Волнение толпы было приостановлено только после применения оружия10.
Февральская революция покончила с царизмом. Духовенство встретило ее враждебно, ибо считало, что русский народ без попа и без царя жить не может. Мечтая о реставрации царизма, оно не сразу прекратило поминание царя и его семьи на церковных службах. Например, в церквах Казанской губернии эти моления продолжались до 15 марта (по старому стилю). Однако Святейшему Синоду еще незадолго до падения самодержавия, призывавшему верующих «встать непреодолимой стеною вокруг царского престола», и церковным иерархам не удалось поддержать шатающийся трон божьего помазанника, и они вынуждены были вскоре оправдывать переход власти к «благоверному Временному правительству», молиться за него, как за «единую, верховную, всероссийскую власть», изображать из себя жертв самодержавия11.
Истинные православные во все времена ревностно исповедовали верность царскому престолу. В Послании восточных патриархов, утвержденном Поместным Московским Собором 1666 г., сказано: «Как отрицающий веру в Бога изгоняется из собрания православных, так нарушающий верность царской власти и настроенный к ней изменнически не достоин называться христианином, ибо носящий корону, власть и диадему есть также Христос или Божий Помазанник. Ввиду этого мы непреложно обязаны соблюдать навсегда благочестивую верность к нашему властителю Царю»12
Свершившаяся в феврале 1917 г. революция стимулировала широкое распространение в российской церковной среде так называемой теории «аполитичности», согласно которой любой государственный строй является богоустановленным и, следовательно, церкви безразлично, какая именно форма власти устанавливается в
9 Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX - начало XX вв.). М., 1969. С. 148-149.
10 Дорожкин М. Ф. Установление Советской власти в Мордовии. Саранск, 1957. С. 55-56.
11 Грекулов Е. Ф. Указ. раб. С. 164-165.
12 Русский рубеж. Православно-монархический вестник. 2002.
№ 1. С. 4.
государстве. Приверженцы этой теории, как правило, ссылаются на авторитет Всероссийского собора 19171918 гг.; постановившего, что вопреки правилам, господствовавшим при царизме, «носители духовного сана не обязаны быть монархистами, но имеют право держаться любых политических взглядов и убеждений», и «никто не имеет права принуждать церковными мерами другого члена церкви примыкать к чьей-либо политике»13
Февральская революция обострила волнения крестьян особенно на почве земельного и лесного вопросов. Так, 13 апреля 1917 г. крестьяне Старо-Турдаковской волости Саранского уезда Пензенской губернии (ныне Кочкуров-ского района РМ. - Е. М.) вынесли постановление о разделе между собой всех церковных земель. Состоявшийся в апреле 1917 г. первый уездный крестьянский съезд в г. Инсар в резолюции о политическом строе отметил, что Россия должна быть демократической республикой «с выборными властями сверху донизу» и установлением навсегда «неотъемлемых прав человека-гражданина: полной свободой совести (вероисповедания), слова, печати, собраний и союзов, передвижения, занятий, стачек, неприкосновенности личности и жилища». В резолюции съезда подчеркивалось, что «все народности свободной России сами определяют и устанавливают свою жизнь, говорят, учатся и судят на своем родном языке». Съезд потребовал конфисковать все частновладельческие земли и передать их народу, ввести бесплатное обучение всех лиц обоего пола, «причем начальное образование должно быть всеобщим и обязательным». Крестьяне эрзя-мордовского с. Ардатово Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Дубенского района РМ. - Е. М.) 18 апреля 1917 г. постановили изъять церковную землю в черте села, а мокша-мордовского с. Мамангино Крас-нослободского уезда (ныне Ковылкинского района РМ. -Е. М.) своим сходом 14 апреля 1917 г. запретили Алек-сандро-Невскому монастырю пользоваться принадлежащим ему лесом до выдачи удостоверения на право пользования от уездного Совета депутатов; 28 июля 1917 г. крестьяне мокша-мордовского с. Мамолаево этого же уезда (ныне Ковылкинского района РМ. - Е. М.) захватили земли церковного причта и кулаков. Местный волостной комитет одобрил их действия14
Проходивший 7-12 апреля 1917 г. I Пензенский губернский крестьянский съезд, на котором присутствовали представители всех волостей губернии, призвал крестьян не допускать разрушения и уничтожения кем бы то ни было лесов, садов, общественных и частных построек, других сооружений, «ибо все, созданное руками трудового народа, должно быть обращено на общую пользу».
В апреле 1917 г. Апраксинское волостное собрание крестьян Карсунского уезда Симбирской губернии дало наказ делегатам на Всероссийский крестьянский съезд выразить доверие Временному правительству до тех пор, пока оно поддерживает контакт с Советами. Одновременно с этим собрание потребовало провозгласить демократическую республику, передать всю землю, леса и другие угодья в пользу трудящихся на ней, а также отделить церковь от государства, школу от церкви, ввести бесплатное обязательное всеобщее обучение15
13 Царицын А. К. Кому нужна политика аполитичности // Русский рубеж. Православно-монархический вестник. 2002. № 1. С. 4.
14 Захаркина А. Е., Фирстов И. И. Указ. раб. С. 192-193, 198-199, 227; Альмяшева Л. Н. К истории атеистического движения в Мордовии за годы Советской власти // Развитие атеизма в Мордовии. Саранск, 1972. С. 63.
15 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005. С. 322.
Мокшина Е. Н.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИЙ 1905-1907 И 1917 ГГ.
10 июля 1917 г. на педсовете Пензенского учительского института, который был открыт 1 октября 1916 г., его директор, выпускник Юрьевского (ныне Тартуского. - Е. М.) университета М. М. Коновалов, преподававший педагогику, естествознание и географию, выступил с предложением об упразднении до общей реформы институтов уроков Закона Божия. Правда, педагогический совет не поддержал его, постановил оставить Закон Божий, посчитав его за «наилучшее средство воспитания в человеке нравственного чувства и гуманности»16
Святейший Синод с тревогой отмечал падение религиозности народа. В определении от 2 августа 1917 г. «О мерах к возвышению в народе религиозно-нравственного сознания» он констатировал, что «оскудение христианской настроенности и забвение христианских начал» является причиной нарастания революционного движения. Для преодоления этого нежелательного процесса Святейший Синод рекомендовал духовенству не только чаще совершать церковные службы, но и создавать при церквах организации, которые могли бы противостоять революции, активнее распространять в массах церковно-агитационную печать. Временное правительство отпустило синоду на эти цели 500 тыс. рублей и вернуло принадлежавшие ему ранее типографии17
Массовые крестьянские собрания (сходы) сел и деревень России в своих наказах Учредительному собранию, которое обещало созвать Временное правительство, требовали ликвидации помещичьего землевладения и бесплатной передачи земли в руки трудового народа. Например, граждане мордовской д. Вяжга Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне в Теньгушевском районе РМ. - Е. М.) в своем наказе писали: «Землей должны пользоваться все граждане - мужчины и женщины - по разделу подворно, должны быть допустимы артельные и союзные обработки»18
Февральская революция развивалась в сложных и противоречивых условиях. В общем потоке движения была и значительная мелкобуржуазная струя, вынесшая на поверхность мелкобуржуазные партии. Что касается духовенства, то большая его часть вскоре после революции стала организовываться на новых началах, найдя общий язык с этими партиями. В епархиях возникли комитеты из представителей духовенства и мирян, созывались епархиальные съезды, служители культа обретали места в органах Временного правительства, избирались и в некоторые уездные Советы крестьянских депутатов, где вместе с эсерами и меньшевиками выступали за отказ от немедленной конфискации помещичьих, монастырских и церковных земель.
В июне 1917 г. состоялся Всероссийский съезд духовенства и мирян, в работе которого приняли участие кандидат богословия, миссионер Уфимской епархии, дьякон Ф. К. Садков, избранный от Мордовской секции 1-го съезда народностей Поволжья, и Ф. Ф. Советкин - от Мордовского культурно-просветительного общества19 В декларации съезда, поддержанной эсерами и меньшевиками, духовенство потребовало от Временного правительства признания господствующего положения РПЦ, отказа от попыток отделения церкви от государства и
16 Губанова О. А. К истории Пензенского учительского института 1916-1918 гг. (по документам Государственного архива Пензенской области) // Из истории области. Очерки краеведов. Вып. 3. Пенза, 1992. С. 149-150.
17 Грекулов Е. Ф. Указ. раб. С. 171.
18 Установление Советской власти в Мордовии. Документы и материалы. Саранск, 1957. С. 124.
19 ЦГА РМ. Ф. Р-267, оп. 1, д. 96, л. 15 об.
школы от церкви, а рабочих и крестьян съезд призвал к «труду и терпению». Требования духовенства были удовлетворены. Хотя в июле 1917 г. Временное правительство признало свободу совести, но по существу это было лишь признание свободы вероисповедания. В законе ничего не говорилось о свободе антирелигиозной пропаганды. За РПЦ были сохранены ее господствующее положение, земли и капиталы, как и право ведения актов гражданского состояния.
Не принесла существенных перемен и ликвидация должности обер-прокурора Святейшего Синода, передача управления церковными делами Министерству исповедания во главе с представителем партии кадетов А. В. Карташовым. Временное правительство стремилось сохранить престиж РПЦ как церкви государственной, негативно относясь к требованию об отделении церкви от государства и школы от церкви, поскольку было заинтересовано в поддержке церкви и идеологическом ее воздействии на массы, как социальном регуляторе. В то же время, опасаясь вспышек народного гнева, оно советовало духовным властям «действовать с учетом новых условий»20.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,61%.
Список литературы:
1. Альмяшева Л. Н. К истории атеистического движения в Мордовии за годы Советской власти // Развитие атеизма в Мордовии. Саранск, 1972.
2. Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX - начало XX в.). М., 1969.
3. Губанова О. А. К истории Пензенского учительского института 1916-1918 гг. (по документам Государственного архива Пензенской области) // Из истории области. Очерки краеведов. Вып. 3. Пенза, 1992.
4. Дорожкин М. Ф. Установление Советской власти в Мордовии. Саранск, 1957.
5. Жиганов М. Ф. Бойцы ленинской гвардии. Саранск, 1988.
6. Захаркина А. Е., Фирстов И. И. Мордовия в годы трех народных революций (хроника революционных событий. 1985 - май 1918 гг.). Ч. 1. Саранск, 1957.
7. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005.
8. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. Саранск, 2009.
9. Мокшин Н. Ф. Митрополит родом с Вада. Саранск, 2012.
10. Мокшина Е. Н. Этническая ситуация в Мордовии на современном этапе: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 1997.
11. Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. Хрестоматия. М., 1992.
12. Революция 1905-1907 гг. на территории Мордовии. Сборник документов и материалов. Саранск, 1955.
13. Установление Советской власти в Мордовии. Документы и материалы. Саранск, 1957.
14. Царицын А. К. Кому нужна политика аполитичности // Русский рубеж. Православно-монархический вестник. 2002. № 1.
15. ЦГА РМ. Ф. Р-267, оп. 1, д. 96, л. 15 об.
20 Грекулов Е. Ф. Указ. раб. С. 166-167.