Научная статья на тему 'Монастыри Мордовии в начале XXI века'

Монастыри Мордовии в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1147
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / МОНАСТЫРЬ / ЦЕРКОВЬ / ЕПИСКОП / ЕПАРХИЯ / МОНАХИ / ПОСЛУШНИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балакирев Н. Г.

В статье кратко рассматривается история монастырей на территории Мордовии, их современное положение. Даётся характеристика деятельности Саранской и Мордовской епархии в сфере возрождения монастырской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORDOVIAN MONASTERIES IN THE EARLY TWENTY-FIRST CENTURY

The article briefly describes the history of the churches on the territory of Mordovia, their current position. The characteristics of the Diocese of Saransk and Mordovian in the revival of monastic life

Текст научной работы на тему «Монастыри Мордовии в начале XXI века»

1.5. МОНАСТЫРИ МОРДОВИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Балакирев Н. Г., аспирант

Место учебы: кафедра дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва».

Аннотация: в статье кратко рассматривается история монастырей на территории Мордовии, их современное положение. Даётся характеристика деятельности Саранской и Мордовской епархии в сфере возрождения монастырской жизни.

Ключевые слова: христианство, православие, монастырь, церковь, епископ, епархия, монахи, послушники.

MORDOVIAN MONASTERIES IN THE EARLY TWENTY-FIRST CENTURY

Balakirev N. G., post-graduate student

Place of study: the Department of pre-revolutionary Russian history, archeology and ethnography of the Mordovian State University

Annotation: the article briefly describes the history of the churches on the territory of Mordovia, their current position. The characteristics of the Diocese of Saransk and Mordovian in the revival of monastic life

Keywords: Christianity, Orthodoxy, monastery, church, bishop, diocese, monks, novices

В последние годы учёными Мордовии предприняты серьёзные попытки составить целостную картину истории православия в республике. Прежде всего, на основе большого количества упорядоченных данных проливается свет на тонкости местной истории церкви с момента генезиса православия в Сурско-Мокшанском междуречье вплоть до наших дней. Речь идёт о том, что уже в ордынскую эпоху Мордовская земля входила в состав Сарской, потом она стала частью Крутицкой епархий и Патриаршей (в имперский период Синодальной) области. Далее появились новые организационные инициативы, отодвинувшие создание в крае собственной церковной единицы на целых 300 лет. В этот период религиозная жизнь была акцентирована на различные духовно-культурнополитические центры, такие как Тамбов, Нижний Новгород, Симбирск, Казань и Пенза. Именно в годы принадлежности к последней произошёл расцвет строительства храмов и монастырей. Основаны такие монастыри, как Краснослободский Успенский, Ковыляев-ский Троицкий, Кимляйский Александро-Невский, Ку-риловский Тихвинский, Чуфаровский Троицкий, Пай-гармский Параскево-Вознесенский. Было возведено более ста храмов и открыто Краснослободское духовное училище.

В годы советской власти этноконфессиональная ситуация в стране в целом, так и на территории Мордовии коренным образом изменилась. Тотальное идеологическое наступление большевистской доктрины, фронтальная эскалация безбожия привели к тому, что накануне Великой Отечественной войны не осталось ни одной действующей церкви. Ещё раньше были закрыты все здешние монастыри. То было время массовых репрессий. Число преследуемых за веру священнослужителей вместе с семьями и мирянами, достигло несколько тысяч человек. Многие монахи уходили в леса и жили в землянках. Были уничтожены почти все книги их церковных библиотек, ризницы, колокола, иконы.

Кардинальные изменения в жизни Церкви начались в конце 1980-х годов. Повсеместно прошли торжества по случаю великого юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число

верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, открытие которой состоялось 29 января 1991 года. Епископом новой духовной области стал архимандрит Варсонофий.

Постепенно молодая Саранская и Мордовская епархия по своей значимости встала в один ряд с епархиями старинными, например, Пензенской.

30 мая 2011 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил образовать Краснослободскую и Ардатовскую епархии. Преосвященным Краснослободским и Темниковским определено быть епископу Рузаевскому Клименту, викарию Саранской епархии. Временное управление Ардатовской епархией поручено митрополиту Саранскому и Мордовскому Варсонофию.

5 октября 2011 г. постановлением Священного Синода была образована Мордовская митрополия во главе с митрополитом Варсонофием, которая объединила Ардатовскую, Краснослободскую и Саранскую епархии.

Саранская и Мордовская епархия - епархия Русской православной церкви с центром в городе Саранске. В настоящее время она занимает территорию центральных районов Мордовии. Входит в состав Мордовской митрополии. Правящим архиереем является Митрополит Варсонофий (Судаков).

Решением Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 января 1991 г. была создана Саранская и Мордовская епархия путём выделения из состава Пензенской епархии в границах Мордовской ССР. На тот момент в Мордовии было 46 приходов, 41 священник, и ни одного монастыря.

Сегодня на территории Мордовии насчитывается 13 монастырей, среди них 8 мужских и 5 женских, а также 8 монастырских подворий.

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина - православная обитель с удивительным именем «Санаксарский монастырь». Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» -так называли на Руси краткие жития святых, или от

мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озер Санаксар.

Монастырь был основан в 1659 г. темниковским служилым человеком Лукой Евсюковым и монахом Кадомского Троицкого монастыря Феодосием на левом берегу Мокши, напротив города Темникова, в 5 километрах от него. К началу XIX в. превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Существующие ныне здания и сооружения построены в несколько этапов с 1765 по 1820-е годы. Многочисленные паломники из разных городов и весей России устремляются в эту тихую обитель. Монастырь расположился в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей — богатые разнотравием пойменные луга и безчисленное количество больших и малых озер. История монастыря насчитывает три с половиной века.

Иоанно-Богословский Макаровский монастырь — действующий мужской монастырь Русской Православной церкви. Расположен в селе Макаровка, входящем в состав городского округа Саранск. Монастырь находится на территории Макаровского погоста, существовавшего с начала XVIII века. Собственно монастырь был основан в 1994 г., в нём находится летняя резиденция митрополита Саранского и Мордовского. 3 августа 2000 г. патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в рамках двухдневного визита в Мордовию посетил и Макаровский монастырь, где осмотрел храмовый комплекс, и, отвечая на приветственную речь наместника монастыря архимандрита Владимира (Чеботарёва), преподал с амвона первосвятительское благословение братии, а затем вместе с руководством республики принял участие в торжественном приёме в резиденции митрополита Варсонофия.

Событием огромной важности для монастыря явилось освящение 21 ноября 2002 г. зимней церкви Архангела Михаила. Особую радость доставило братии и местным жителям то, что храм был возвращён церкви ровно на свой трёхсотлетний юбилей. Теперь в нём ведутся ежедневные богослужения и совершается литургия. Также в 2002 г. началось строительство полноценного монастырского комплекса с трапезной, игуменским и административным корпусами. К осени 2003 г. было завершено возведение благоустроенного двухэтажного братского корпуса, территория обители была обнесена каменным забором, отреставрирован купол и вся верхняя часть Иоанно-Богословского собора.

Лето 2004 г. стараниями владыки Варсонофия при финансовой поддержке Правительства Республики Мордовия и содействии Главы РМ Н. И. Меркушкина удалось полностью отреставрировать фасады и заменить всю кровлю на территории храмового комплекса монастыря. К осени 2004 г. были закончены все внутренние отделочные работы в храме иконы Божьей Матери «Знамение», а к концу десятилетия завершено строительство гостиницы для паломников.

Отличительной особенностью обители является строго уставное храмовое богослужение, монастырские священники исправно и по уставу совершают все необходимые для местного населения церковные та-

инства, а также пастырским словом помогают приходящим в обитель людям решать насущные вопросы духовной жизни. По воскресным дням утром совершается молебен с акафистом и водосвятием перед местночтимой иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» о страждущих пьянством и наркоманией.

В настоящий момент в братии монастыря состоит двадцать человек, ещё несколько послушников находятся на испытательном сроке. Помимо игумена Лазаря, самыми известными насельниками обители являются схиархимандрит Питирим (Перегудов), воспитанник Свято-Успенской Почаевской Лавры, старец строгой монашеской жизни и духовник монастыря схиигу-мен Феофан (Даньков), который несёт подвиг духовного окормления не только братии, но и приезжающих в монастырь многочисленных паломников из всех уголков Российской Федерации.

Краснослободский Спасо-Преображенский мужской монастырь основан по челобитью жителей царевой Красной Слободы в 1655 г. по благословлению патриарха Никона. К революции 1917 г. Спасо-Преображенский монастырь представлял собой полностью законченный комплекс, выполненный в стиле классицизм. Земельные владения монастыря составили около полутора тысяч десятин пашни, леса, лугов и неудобья. Число насельников колебалось от 70 до 120 человек, не считая тружеников и мирян, живших в посёлке и занятых в монастырском хозяйстве. При архимандрите Григории в 1903 г. епископ Пензенский Тихон освятил последнюю в истории обители церковь - кладбищенскую Успенскую. После разгона монастыря при большевиках был снесён собор и кладбищенская церкви, больничная церковь обращена в сруб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и прежде всего разруха отразилась на колокольне, требующей самого серьёзного ремонта. В настоящее время монахам возвращена Александро-Невская церковь и некоторые жилые помещения. Восстановление обители идёт с большим трудом.

В прошлом женский, а ныне мужской Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь был основан крестьяни-ном-старцем Игнатием Парамоновичем Вершиным в середине 1840-х гг. как богадельная община при селе Большое Чуфарово Саранского уезда Пензенской губернии. По благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия возобновлённую обитель, вновь освящённую во имя Пресвятой Троицы, возглавил игумен Лазарь. За короткое время игумену с братией удалось восстановить три корпуса, провести кон-сервационные работы на остальных объектах, расчистить территорию. В 1997 г. в обители была освящена новопостроенная церковь во имя Новомучеников Российских - памятник жертвам сталинизма. В 2000 г. было завершено строительство новой трапезной, совмещённой с больницей, и при них - больничный храм в честь Рождества Христова. В конце 2000 г. наместником обители был назначен воспитанник обители иеромонах Евстафий.

Казанская Ключевская пустынь располагается в восточной части Мордовии, в Ардатовском районе, близ посёлка Тургенево. По преданию, основание пустыни было положено во второй половине XVIII в. по случаю явления в источнике чудотворной Казанской иконы Божией Матери. За последние несколько десятилетий Казанская церковь пришла в аварийное состояние: во

многих местах кладка оказалась разрушенной протечками, внутреннее пространство деформировано, росписи испорчены, глава снесена, кровля наполовину сорвана. Однако почитание святого источника продолжалось и в эпоху атеизма. С учреждением Саранской и Мордовской епархии был поставлен вопрос о возрождении Ключевской пустыни: в 1993 г. в Тургеневе была открыта мужская обитель, вскоре получившая широкую известность не только в Мордовии. Пустынь возглавляет игумен Илларион. Храм, славящийся своим благолепием, восстановлен и украшен, возведена колокольня, завершается строительство каменного корпуса, в котором предусмотрены гостиничные номера для паломников, число которых постоянно возрастает. Над источником поставлена деревянная часовня с купальней. На праздники в Тургенево съезжаются массы паломников со всех районов Мордовии, из Чувашии, Ульяновской и Нижегородской областей.

Дракинский мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой богородицы располагается в Торбеевском районе, близ райцентра, в селе Дракино. Храм был закрыт в 1920 г., затем ненадолго возвращался верующим, во время коллективизации и развернувшейся антицерковной компании 1930-х гг. вновь отнят у прихода. Только в 1957 г. Покровская церковь стала действующей. В 1996 г. на её базе был открыт мужской монастырь, один из самых молодых в епархии.

Журавкинский мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» располагается в Зубово-Полянском районе, недалеко от границы с Рязанской областью. В 1996 г. при храме и приходе возник иноческий скит, преобразованный решением Святейшего Синода от 7 мая 2000 г. в мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен иеромонах Даниил (Соломатин).

Кимляйский Александро-Невский монастырь на Фле-гонтовой горе возник в XIX в. как женский, после его возобновления обращён в мужской. Монастырь расположен в Ковылкинском районе, на левом берегу Мокши, при деревне Кимляй и близ крупных сёл -мокшанского Волгапина и русского Троицка. 31 августа 1896 г. Святейший Синод специальным постановлением узаконил существование Кимляйской Александро-Невской Флегонтовой общины. К началу XX в. на Фле-гонтовой горе подвизались уже до 40 монахинь и более 250 послушниц. На рубеже XIX - XX вв. был возведён ещё один храм, новый каменный больничный корпус, гостиный двор для многочисленных богомольцев, производственные мастерские, вторая школа -для девочек-сирот, третья школа с интернатом - для крестьянских детей. Ликвидация всех земель Алексан-дро-Невского монастыря произошла осенью 1917 г. и 17 мая 1918 г., причём был полностью разгромлен хутор при с. Ворона, разорено образцовое монастырское хозяйство. В 1996 г. по благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия на Флегонто-ву гору была отправлена группа монахов во главе с наместником игуменом Серафимом. Возрождение обители началось с возведения часовни на столпе старца Флегонта и строительства небольшого келейного корпуса для братии.

Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь располагается в Рузаевском районе, в 6 километрах от райцентра и крупного железнодорожного узла Рузаевка, при деревне Пайгарма и посёлке Железнодорожный. Основание обители было положено

пензенской благотворительницей М. М. Киселёвой и рясофорной инокиней Керенского монастыря Пелагеей Степановной Смирновой (в пострижении игуменией Параскевой). 20 июля 1865 г. Священный Синод открыл при Пайгармских ключах сестринскую общину. Сегодня Пайгармский монастырь - излюбленное место паломничества саранских верующих; частые гости обители - паломники из Самары, Саратова, Пензы, Москвы. Известность обители простирается далеко за пределы Саранской епархии, о целительных источниках мученицы Параскевы, Святителя Николая и Преподобного Серафима знают во многих городах России. В обители хранятся чтимые иконы Параскевы Пятницы, Божией Матери «Скоропослушницы» и мироточивая Божией Матери «Благодатное небо».

Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский женский монастырь располагается в Зубово-Полянском районе вблизи дороги Москва-Саранск, в селе Покровские Селищи. Это одна из самых молодых обителей Мордовии. В 1756 г. мордва-новокрещенцы построили два деревянных храма - летний Покровский и зимний Никольский. Обе церкви дожили до революционных событий. В конце 1920-х гг. прихожане отчаянно отстаивали своё право на свободу совести, однако храмы всё же были закрыты. Летняя Покровская церковь, простоявшая до середины 1970-х гг., была уничтожена, а зимняя Никольская сохранилась, хотя и в аварийном состоянии. После учреждения Саранской епархии в Покровских Селищах возродился приход (1992 г.), и прежний Никольский храм был заново освящён в память святого Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца. В 1996 г. при храме возник женский скит, реорганизованный решением Священного Синода в Свято-Варсонофиевский монастырь. За несколько лет монастырь значительно окреп. Построено три каменных келейных корпуса, заведено многоотраслевое образцовое хозяйство, позволяющее общине кормиться своим трудом. Для паломников построена большая гостиница.

Свято-Тихвинский женский монастырь располагается в Ромодановском районе. Он был основан при деревне Курилово помещиком штаб-ротмистром Аф-риканом Васильевичем Тепловым, получившим благословение старца Серафима Саровского на устроение женской обители. Община возникла в середине 1830-х гг. После революции (в 1918 и 1919 гг.) у монахинь были реквизированы почти все земли и две трети построек. Часть собственно монастырской территории занял крестьянский кооператив, полностью обанкротившийся к 1925 году. В 1924 г. в Курилово были переведены последние монахини разогнанного Чуфаров-ского монастыря (около 100 человек), а вскоре советская власть выселила из обители всех монахинь, ку-риловских и чуфаровских. В последующие годы были разрушены оба храма, колокольня, все хозяйственные постройки. Восстановление обители началось в 1994

г., с того, что в одной из комнат бывшего келейного корпуса поселились первые две монахини, в том числе и сегодняшняя настоятельница обители игумения Вероника.

Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь возник как подворье Параскево-Вознесенского монастыря на рубеже XIX - XX веков. В комплекс монастыря, кроме храма, входили два корпуса, жилой и хозяйственный. 6 сентября 1900 г. произошло освящение храма. Вскоре подворье сложилось в крупную женскую общину. К 1907 г. число сестёр превысило 80

человек. После революции и разгона монахинь здания обители поступили в ведение властей; в разное время в них размещались разные учреждения, вплоть до музея. Монастырь утратил все главы на храме, колокольню. Возвращение обители епархии шло очень трудно, но к 1999 г. основные проблемы были решены. В августе 2000 г. на первую восстановленную главу Свято-Ольгинской церкви был поднят первый крест.

Свято-Троицкий женский монастырь расположен рядом с селом Старый Ковыляй Темниковского района. Обитель была основана последней представительницей татарского крещённого княжеского рода Бибарсо-вых княжной Надеждой Даниловной, владелицей русского села Ковыляй. Церковь святого Николая появилась в Ковыляе до 1614 г., а в 1699 г. прихожане срубили новый храм во имя Рождества Христова (отсюда второе название села - Рождественское). В 1918 г. началось разграбление монастыря. В итоге от всего комплекса сохранился только один корпус, в котором разместилась больница. Всё остальное было снесено до основания. Сестринская община, возродившаяся в 1998 г., в 2000 г. решением Священного Синода получила статус монастыря.

Список литературы:

1. Бахмустов С. Б. Из истории духовной культуры Мордовского края: краеведческие очерки. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. - 176 с.

2. Бахмустов С. Б. Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». - Саранск, 2005.

3. Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. - Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 2000. - 976 с.

4. Бахмустов С. Б. Православие в мордовском крае: историко-культурологический аспект. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006.

5. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. - 248 с.; 2-е изд., доп. и перераб., 308 с.

6. Санаксарский монастырь. 2-е изд., испр. и доп. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000. - 205 с.

7. Саранская епархия. 1991 - 2001 / Сост. С. Б. Бахмустов. -Саранск, 2001.

8. Храмы и церкви Республики Мордовия: фото // Десять лет созидания. Республика Мордовия 1995 - 2005: Фотоальбом. - Саранск, 2005. - с. 305-319.

9. http://kulyat.info/society/9179-obrazovana-krasnoslo bodskaya-e parxiya.html

10. http://www.mordva1000.ru

Reference list:

11. Bahmustov S. B. History of the spiritual culture of Mordovia region: local history essays. - Saransk, 2006. - 176 p.

12. Bahmustov S. B. Materials to the encyclopedia "Orthodox Mordovia". - Saransk, 2005.

13. Bahmustov S. B. Monasteries Mordovia. - Saransk, 2000. -976 p.

14. Bahmustov S. B. Orthodoxy Mordvin region: historical-cultural aspect. - Saransk, 2006.

15. Mokshina E. N. Mordovians Religious life in the second half of XIX - beginning of XXI century. - Saransk, 2003. - 248 p., 2 ed., ext. and rev., 308 p.

16. Sanaksarsky monastery. 2 ed., rev. and add. - Saransk,

2000. - 205 p.

17. Saransk diocese. 1991 - 2001 / Comp. S. B. Bahmustov. -Saransk, 2001.

18. Temples and churches of the Republic of Mordovia: photo // Ten years of creation. Mordovia 1995 - 2005: Photo-album. -Saransk, 2005. - P. 305-319.

19. http://kulyat.info/society/9179-obrazovana-krasnoslobodskaya-eparxiya.html

20. http://www.mordva1000.ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» Н. Г. Балакирева «Монастыри Мордовии в начале XXI века».

Данная статья посвящена рассмотрению деятельности монастырей в Республике Мордовия, их возрождению в последние два десятилетия. Научная ценность изложенного материала состоит в том, что он был написан на базе широкого круга источников. При этом учитывалось состояние религиозной жизни Мордовии в динамике исторического процесса. Материалы статьи свидетельствуют о восстановлении православных духовно-культурных традиций в Мордовии.

Считаю статью Н. Г. Балакирева интересной, содержательной, имеющей научно-исследовательский характер и рекомендую её к опубликованию.

д.и.н., профессор ФГБОУ

ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Е. Н. Мокшина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.