Научная статья на тему 'Митрополит Антоний (Вадковский) и Серафим саровский'

Митрополит Антоний (Вадковский) и Серафим саровский Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
285
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНОНИЗАЦИЯ / СВЯТОЙ / МОЩИ / МОНАСТЫРЬ / ХРАМ / МОРДВА / ИЕРОМОНАХ / МИТРОПОЛИТ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУВСТВА / ЧУДЕСА ИСЦЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшина Елена Николаевна

В статье рассказывается о состоявшейся 19 июля 1903 г. канонизация мощей Серафима Саровского (в миру Прохора Исидоровича Мошнина, годы жизни 1759-1833) иеромонаха Саровского монастыря, расположенного на этнической территории мордвы, одним из инициаторов и организаторов которой был митрополит Антоний Вадковский, возглавивший чин канонизации святого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MITROPOLIT ANTONIY (VADKOVSKIY) AND SERAFIM SAROVSKIY

The article describes a meeting held on July 19, 1903 canonization of the relics of St. Seraphim of Sarov (in the world Prokhor Isidorovich Moshnin, 1759-1833) a monk of the monastery of Sarov, located in the ethnic territory of the Mordvins, one of the initiators and organizers of which was Metropolitan Anthony Vadkovsky, who headed the rite of canonization.

Текст научной работы на тему «Митрополит Антоний (Вадковский) и Серафим саровский»

9.2. МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ВАДКОВСКИЙ) И СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

ENM2112@mail.ru

Аннотация: В статье рассказывается о состоявшейся 19 июля 1903 г. канонизация мощей Серафима Саровского (в миру Прохора Исидоровича Мошнина, годы жизни 1759-1833) - иеромонаха Саровского монастыря, расположенного на этнической территории мордвы, одним из инициаторов и организаторов которой был митрополит Антоний Вадковский, возглавивший чин канонизации святого.

Ключевые слова: канонизация, святой, мощи, монастырь, храм, мордва, иеромонах, митрополит, религиозные чувства, чудеса исцеления.

MITROPOLIT ANTONIY (VADKOVSKIY) AND SERAFIM SAROVSKIY

Mokshina Elena N., doctor of historical sciences, professor of the department of history of Russia Place of employment: the Mordovian State University

ENM2112@mail.ru

Abstract: The article describes a meeting held on July 19,1903 canonization of the relics of St. Seraphim of Sarov (in the world Prokhor Isidorovich Moshnin, 1759-1833) - a monk of the monastery of Sarov, located in the ethnic territory of the Mordvins, one of the initiators and organizers of which was Metropolitan Anthony Vadkovsky, who headed the rite of canonization.

Keywords: canonization, saint, relics, monastery, temple, mordvinians, monk, metropolitan, religious feelings, miracles of healing.

Не только поддержанию, но и всплеску религиозных чувств, как и процаристских настроений в российском обществе в начале XX в. послужила состоявшаяся 19 июля 1903 г. канонизация мощей Серафима Саровского (в миру Прохора Исидоровича Мошнина, годы жизни 1759-1833) - иеромонаха Саровского монастыря, расположенного на этнической территории мордвы, одним из инициаторов и организаторов которой неслучайно был митрополит Антоний Вадковский, возглавивший чин канонизации святого1.

Как рассказывал один из старожилов с. Новые Выселки ныне Зубово-Полянского района Республики Мордовия Андрей Иванович Ташкаев, его отец, Иван Артемьевич, родившийся в конце XIX в., участник трех войн - Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной, пройдя через их горнила, выжил и свое везение связывал с тем, что в детстве получил благословение от самого митрополита Антония Вадковско-го. Произошло это при следующих обстоятельствах.

«В Новых Выселках взамен старой деревянной церквушки в 1890 году приступили к строительству каменного храма на 1000 прихожан. Открытие храма приурочили к канонизации Серафима Саровского. Поезд, в котором возвращался митрополит Антоний Вадков-ский из Нижегородской губернии в Санкт-Петербург, сделал остановку на станции Зубова Поляна... В те дни он навестил родственников в Ширингушах. А затем было большое событие - он лично освятил церковь в Новых Выселках. Рассказывали, когда он ехал по селу, то вдоль дороги стояло множество накрытых столов с яствами и угощениями. После освящения

1 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Митрополит Родом с Вада. Саранск, 2012. С. 48; Они же. Мордва и вера. Саранск, 2005. С. 261262; Они же. Митрополит Антоний Вадковский - реформатор Русской православной церкви // Мокшина Е. Н. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа: избранные статьи. Саранск, 2013. С. 173.

церкви благословлял мальчиков, причем, осеняя перстом, он каждому клал на голову руку и спрашивал на мордовском языке: «Кинят церанесь?» (Чей мальчик?). Ни один из мальчишек, как утверждал при жизни Иван Артемьевич, не остался без сувенира: кто-то из рук владыки получил нательный крестик, кто молитвенник, а кто письменные принадлежности»2.

Нужно сказать, что за весь синодальный период в России было всего пять канонизаций (свт. Дмитрия (Туптало), митрополита Ростовского в 1757 г.; прп. Феодосия Тотемского в 1798 г., свт. Иннокентия (Кульчин-ского), епископа Иркутского в 1804. г.; свт. Митрофана, епископа Воронежского в 1832 г.; свт. Тихона (Соколова), епископа Воронежского в 1861 г.) и только в царствование Николая II они стали осуществляться последовательно, в соответствии с канонами. В это время было осуществлено семь канонизаций. Особенно важной оказалась канонизация преподобного Серафима Саровского, ибо она явила традиционное почитание святых в Русской церкви как всенародное явление.

Нельзя сказать, что процесс подготовки канонизации проходил без трудностей. Так, за несколько недель до нее от некоего «Союза борьбы с православием» распространялись по Петербургу гектографированные листки, в которых заявлялось, что этот союз принял на себя во исполнение долга своего перед истиной и русским народом расследование дела о мощах Серафима Саровского и не остановится в случае надобности перед вскрытием содержимого гроба. Митрополит Антоний на страницах газеты «Новое время» выступил с письмом, в котором опровергал притязания названного союза3. Смущение произвело состояние останков

2 Петелин Г. Антоний Вадковский // Зубова Поляна: на перекрестке магистралей. Историко-краеведческий очерк о Зубовой Поляне и жителях района. Саранск, 2012. С. 31-32.

3 Дмитриевский А. Личные воспоминания о митрополите Петер-

бургском Антонии как учителе и сослуживце. Петроград, 1916. С. 67.

Мокшина Е. Н.

МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ВАДКОВСКИЙ) И СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

прп. Серафима - святые мощи не сохранились в целости. Русские люди так привыкли к мысли о нетленности останков святых, что некоторые смутились этим событием. Первенствующий член Святейшего Синода, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) опубликовал особое послание, где разъяснил, что святость праведных людей определяется их богоугодной и благодатной жизнью, а потом уже чудесами... И вообще, от многих святых не сохранилось даже мощей.

Когда Святейший Синод объявил о причислении Серафима Саровского к лику святых, император Николай II пожертвовал большие средства на украшение обители, сооружение раки для хранения мощей святого и на устройство торжественных празднеств по этому поводу. Приготовления к торжествам длились около полугода. Левая легальная печать по этому случаю свое отношение выражала полным молчанием, некоторые средства массовой информации, особенно заграничные, иронизировали, доказывая, между прочим, что канонизация преподобного Серафима незаконна, поскольку тело его не осталось нетленным.

Саровская пустынь расположена посреди густых лесов на рубеже Нижегородской и Тамбовской губерний в сотне верст от ближайшей железной дороги. Около монастырской ограды, в ожидании большого числа паломников, были выстроены временные бараки на несколько десятков тысяч богомольцев. Молва о торжествах разнеслась по всей России, и с самых разных концов ее стали собираться в Саров паломники, в том числе больные, прокаженные, жаждущие исцеления, чудесного выздоровления. Вместе с населением окрестных уездов, массами повалившим в пустынь как на богомолье, так и желая увидеть царя-батюшку, в Сарове собралось не менее трехсот тысяч человек. По рассказу художника Чикина, бывшего на открытии мощей святого Серафима Саровского, «там давка до того была невероятная, что казаки действовали нагайками»4.

Итак, в тот самый день, 17 июля 1903 г., когда в Брюсселе открывался съезд российских социал-демократов, обсуждавших пути свержения в России самодержавного строя, в российской глубинке совершались события совершенно иного порядка, нацеленные на его упрочение.

В саровских торжествах приняли участие государь Николай II и обе императрицы Александра Федоровна и Мария Федоровна, великие князья Сергей Александрович, Николай Николаевич и Петр Николаевич, другие члены царской фамилии в количестве 16 человек, митрополит Санкт-Петербургский Антоний, епископы Нижегородский, Тамбовский, Казанский, губернаторы нижегородский и тамбовский, множество других официальных лиц.

18 июля утром государь отправился пешком в скит, куда удалялся временами св. Серафим. Вдоль всей дороги теснились паломники, главным образом крестьяне, громко приветствовавшие царя. Днем, после богослужения в Успенском соборе, шествие проследовало в Зосимо-Савватиевскую церковь, где стоял гроб св. Серафима; государь, великие князья и архиереи подняли гроб и понесли его на носилках в собор. Это было уже вечером; по обе стороны шествия стояли ряды молящихся с зажженными свечами. «Выйдя из церкви, - пишет участник торжеств, - мы очутились, поисти-

4 Богданович А. Три последних самодержца. М.: Новости, 1990. С. 289.

не, в другом храме. Наполнивший монастырскую ограду народ стоял в благоговейном молчании, у всех в руках горящие свечи. Многие, стоя на коленях, молились по направлению к собору. Вышли за монастырскую ограду, там та же картина, но еще величественнее, еще грандиознее: там стоят еще большие толпы народа и также со свечами, иные держат целые пуки их. Было так тихо, что пламя свечей не колыхалось. Тут был в буквальном смысле стан паломников. Среди масс народа стояли телеги и разных видов повозки, с привязанными к ним лошадьми... Из разных мест доносилось пение. То кружки богомольцев и богомолок пели разные церковные песнопения. Не видя поющих, можно было подумать, что звуки пения несутся с самого неба... Минула полночь, а пение не умолкало»5.

Тамбовский губернатор В. Ф. Лауниц приказал приходским священникам и земским начальникам отобрать в крестьянских семьях молодых и красивых женщин, которые обязаны были, нарядившись в яркие и пестрые национальные костюмы, встречать высоких гостей. Царскую палатку в Саровском монастыре в день открытия мощей окружало 6715 молодых женщин в русских, мордовских и иных костюмах6.

На третий день торжеств, после литургии, выступал с проповедью архиепископ Казанский Дмитрий. «Уединенная подвижническая обитель превратилась в многолюдный город, - говорил он. - Всегда пустынный, молчаливый, лес саровский полон ныне волнения и говора, движения и шума. Но это не шум житейской суеты... Это могучий подъем и неудержимо сильное проявление сильного и здорового духа благочестия, которым живет и дышит православная Русь»7.

Была проведена немалая работа по благоустройству региона: чинились дороги, железнодорожные станции и вокзалы, строились новые мосты, заменялись гнилые шпалы железнодорожных путей, свежим тесом и железом покрывались избы. «Я в восторге от встречавшего меня народонаселения Нижегородской губернии, - говорил государь Николай II, - и от того примерного порядка, который им самим же поддерживался. Желаю, чтобы это дошло до народа»8. Так, к примеру, по территории Мордовии по старинному эрзя-мордовскому селу Дракино проходил большой Саровский тракт, была вымощена дорога из булыжника соединившая, правда, не до конца, Дракино и Спасск. Оставалось проложить всего четыре километра между Хомутовкой и Дракным. Однако в 1904 г. строительство было прекращено, о чем свидетельствуют цифры, выложенные из кирпича на мосту, соединяющем улицы Азяева (Чигла) и Комсомольскую (Романовка). Строительство вел прораб Гавриил Яковлевич Ака-шев. Как ожидалось, именно по этому пути должны были проехать государь Николай II с государыней Александрой Федоровной в 1903 г. по дороге в Дивее-во на канонизацию мощей Преподобного Серафима Саровского, но маршрут впоследствии был изменен.

По воспоминаниям С. Ю. Витте, во время этого торжества было несколько случаев чудесного исцеления. Императрица ночью купалась в источнике целитель-

5 Ольденбург С. С. Николай II. Его жизнь и царствование. М., 2010. С. 13; Богданович А. Указ. раб. С. 289-290.

6 Из дневника императора Николая II // К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. 1823-1927. М., 2007. С. 364.

7 Там же. С. 370.

8 Ольденбург С. С. Указ. раб. С. 136.

ной воды. Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырех великих княжен наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет - образ святого Серафима. Во время трагических событий первой русской революции 1905-1907 гг. обер-прокурор Святейшего Синода А. Д. Оболенский как-то заговорил с Его Величеством о святом Серафиме Саровском, на что Государь ему сказал: «Что касается святости и чудес святого Серафима, то уже в этом я так уверен, что никто никогда не поколеблет мое убеждение. Я имею к этому неоспоримые доказательства» .

Когда на четвертый день, 20 июля, настал момент отъезда, епископ Тамбовский Иннокентий, служивший молебен в часовне барачного поселка паломников, указал на великое значение тесного общения царя со своим народом, пережитые за эти памятные дни. Николай II подарил Саровскому монастырю мраморную раку для «всечестных останков», приложился к мощам и иконам и вместе со своей светской и духовной свитой отбыл в обратный путь в караване роскошных экипажей, для которых было приготовлено 540 лошадей.

Священник П. И. Боголюбов, служивший в храме мокша-мордовского села Старое Синдрово Краснослобод-ского уезда Пензенской губернии, в 1903 г. сообщал, что Саровская пустынь пользовалась «самым большим религиозным вниманием у населения», где «всегда православный народ находил отдых и покой душевный от мелочных мирских забот», а с открытием мощей «иные усугубили паломничество в эту чтимую обитель»10

Саровские торжества укрепили в государе веру в его народ. «Он видел вокруг себя, совсем близко, несчетные толпы, охваченные теми же чувствами, как и он, трогательно выражавшие ему свою преданность, -писал автор самого объективного исследования о жизни и царствовании Николая II, историк и публицист С.

С. Ольденбург. - Он видел и крестьянство, и духовенство, и дворянство, и невольно ему казалось, что та смута, которая тревожила его за последний год и казалась такой грозной его министрам, что эта смута -наносное, внешнее, чисто городское явление, тогда как сердце России еще здорово и бьется заодно с сердцем ее государя. В этом убеждении, игравшем большую роль во всех действиях государя, была и доля правды, и доля самообмана. Та часть населения, которой не было в Сарове, которая в эти самые дни все более углублялась в упорную, предвзятую враждебность к власти, была необходимым звеном в строении государства. Между государем и массой не хватало промежуточных звеньев: не хватало исполнителей его воли «не за страх, а за совесть»11.

Список литературы:

1. Богданович А. Три последних самодержца. - М.: Новости, 1990.

2. Витте С. Ю. Воспоминания, мемуары. Т. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

3. Дмитриевский А. Личные воспоминания о митрополите Петербургском Антонии как учителе и сослуживце. -Петроград, 1916.

4. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. 1823-1927. - М.: Отчий дом, 2007.

5. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н Мордва и вера. - Саранск, 2005.

6. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Митрополит родом с Вада. - Саранск, 2012.

7. Митрополит Антоний Вадковский - реформатор Русской православной церкви // Мокшина Е. Н. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа: избранные статьи. - Саранск, 2013. - С. 173-181.

8. Ольденбург С. С. Николай II. Его жизнь и царствование. - М.: ЭКСМО, 2010.

9. Петелин Г. Антоний Вадковский // Зубова Поляна: на перекрестке магистралей. Историко-краеведческий очерк о Зубовой Поляне и жителях района. - Саранск, 2012.

10. Шамаро А. О чем умалчивает церковный календарь. - М.: Московский рабочий, 1964.

9 Витте С. Ю. Воспоминания, мемуары. Т. 1. Мн., 2001. С. 396-397.

10 Шамаро А. О чем умалчивает церковный календарь. М., 1964.

С. 34.

11 Ольденбург С. С. Указ. раб. С. 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.