Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.
МИТРОПОЛИТ РОДОМ С ВАДА
8. ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ
8.1. МИТРОПОЛИТ РОДОМ С ВАДА
Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им Н. П. Огарева»
kaf_dor@mail.ru
Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
kaf_dor@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена анализу жизни и деятельности митрополита Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Антония (Вадковского) - уроженца с. Ширингуши Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянского района Республики Мордовия), которому 22 июля (3 августа) 2016 г. исполняется сто семьдесят лет со дня рождения. Авторы освещают малоизвестные стороны биографии митрополита - видного реформатора Русской православной церкви, инициатора и организатора канонизации мощей Серафима Саровского, составителя меморандума о желательных преобразованиях в РПЦ, соборного устроения ее и восстановления Патриаршества. Всероссийский Поместный Собор, для проведения которого так много сделал митрополит Антоний, открывшийся 15 августа 1917 г. в Москве и продолжавшийся более года восстановил институт патриаршества в России, но очевидно, что без инициатив и решительной деятельности митрополита Антония он мог и не состояться.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, митрополит Антоний Вадковский, Санкт-Петербургская и Ладожская епархия, село Ширингуши Зубово-Полянского района Мордовии, Святейший Синод, Поместный Собор, Финляндия, патриарх.
METROPOLITAN ORIGINALLY FROM WAD
Mokshin N. F. doctor of the historical sciences, professor, chair of the Russian history department Place of employment: the Mordovian State University
kaf_dor@mail.ru
Mokshina E. N. doctor of the historical sciences, professor of the Russian history department Place of employment: the Mordovian State University
kaf_dor@mail.ru
Abstract: This article analyzes the life and activity of Metropolitan of St. Petersburg and Ladoga diocese Anthony (Vadkovsky) - born with Shiringushi Spassky district of Tambov province (now the Zubovo-Polyansky District of the Republic of Mordovia), which is July 22 (August 3), 2016 marks the one hundred and seventy years since the birth. The authors highlight the little-known side of the biography of Metropolitan - a prominent reformer of the Russian Orthodox Church, the initiator and organizer of the canonization of the relics of Seraphim Sarovsky, the originator of the memorandum of desirable reforms in the Russian Orthodox Church, the Cathedral and its dispensation of restoration of the Patriarchate. All-Russian Local Council, for which has done so much, Metropolitan Anthony, which opened August 15, 1917 in Moscow and lasted more than a year to restore the institution of the patriarchate in Russia, but it is clear that without strong initiatives and activities of Metropolitan Anthony, he could not have taken place.
Keywords: Russian Orthodox Church, Metropolitan Anthony Vadkovsky, St. Petersburg and Ladoga diocese, Shiringushi village of Zubovo-Polyansky District of Mordovia, Holy Synod, Local Council, Finland, Patriarch.
19 марта 2014 г. Священный Синод Русской Православной Церкви назначил главой Санкт-Петербургской и Ладожской епархии управляющего делами Московской патриархии, митрополита Саранского и Мордовского Варсонофи. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, приветствовавший на железнодорожном вокзале митрополита Варсонофия в своей речи отметил, что решение это «очень мудрое, петербургскую кафедру всегда представляли самые достойные люди, которые вносили серьезный вклад в развитие духовной жизни города». В этой связи хочется вспомнить и рассказать еще об одном руководителе этой епархии, связанном своими корнями с Мордовией.
В течение десяти лет (с 1898 по день своей кончины 21 октября (2 ноября) 1912 г.) во главе Санкт-Петербургской и Ладожской епархии находился мит-
рополит Антоний, родившийся 22 июля (3 августа) 1846 г. в семье священника села Ширингуши Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянского района Республики Мордовия). Фамилия потомственных священников Вадковских произведена от названия реки Вад - левого притока реки Мокши, близ которой расположено с. Ширингуши.
Население поселка в настоящее время в основном русское, хотя в прошлом, до основания здесь в 1726 г. братьями Миляковыми Ширингушской суконной фабрики, переставшей функционировать с конца 1990-х гг., было мордовским. В конце 90-х гг. XIX в. фабрика вырабатывала около трехсот тысяч аршин сукна в год на сумму до полумиллиона рублей. Особенно значительный приток русского населения в поселок происходил в 1937-1959 гг., когда Ширингуши были одним
из районных центров Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики1.
Детство и юность митрополита Антония (в миру Александра Васильевича Вадковского) были типичными для выходца из священнического сословия - с десяти лет духовное училище, с четырнадцати - духовная семинария. Способности и прилежание позволили ему после успешного окончания Тамбовской духовной семинарии поступить на казенный счет в Казанскую духовную академию.
Учился Александр Вадковский успешно. На способного студента обратил внимание ректор академии архимандрит Никанор Бровкович - замечательный воспитатель, внимательно и проникновенно изучавший способности, душевные качества и настроения студентов, враг всякой непорядочности, гуманный, чрезвычайно энергичный человек, обладавший талантом выбирать из числа студентов по-настоящему одаренных людей для подготовки их к научной и преподавательской деятельности. В 1870 г., заканчивая академию, Александр защитил магистерскую диссертацию. Он написал курсовое сочинение, которое в силу его основательности, было выдвинуто сразу на соискание степени магистра богословия. Специализировался А. Вадковский по кафедре гомилетики. Его магистерская диссертация называлась «Отношение арианства к неоплатонизму, преимущественно у александрийских иудеев». 14 апреля 1871 года он был удостоен степени магистра богословия. С 1 мая 1871 г. Александр Васильевич Вадковский становится доцентом кафедры церковного проповедничества. Помимо преподавания пастырского богословия с 1875 г. работает в возглавляемой П. В. Знаменским комиссии по описанию рукописных и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря, переданных Казанской духовной академии. Регулярно публикует статьи в «Православном собеседнике», став с 1874 г. его редактором2.
В 1872 г. Александр Васильевич вступает в брак с Елизаветой Дмитриевной Пеньковской. У них родилось двое детей, но через 7 лет ее не стало. Для молодого доцента, благочестивого православного человека смерть жены стала тяжелой утратой. А через три года умерли и двое его детей. Итак, Александру Васильевичу Вадковскому было всего лишь 36 лет, когда он оказался вдовцом и человеком, потерявшим детей. Правда, академическая его карьера складывалась неплохо, он к этому времени был уже экстраординарным профессором Казанской духовной академии, что по существовавшему тогда табелю о рангах соответствовало чину статского советника, за которым стояли определенный общественный статус и соответствующее материальное обеспечение. Однако Александр Васильевич Вадковский сделал для себя другой выбор - он решил принять монашеский постриг. 4 марта 1883 г. архиепископом Казанским Палладием (Раевым) А. В. Вадковский был пострижен в монашество с именем Антония в память об очень уважаемом им архиепископе Казанском Антонии (Амфитеатрове), оставаясь преподавателем духовной академии. 6 марта того же года рукоположен в иеромонаха, а с 14 ноября возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Казанского Иоанновского мужского монастыря. 12 декабря советом Казанской духовной академии избран и
1 Мокшин Н. Ф. Митрополит родом с Вада / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. - Саранск, 2012. - С. 3-5.
2 Цыпин В. Антоний / В. Цыпин // Православная энциклопедия.
Т. 11. - М., 1997. - С. 621.
позднее утвержден Святейшим Синодом в звании экстраординарного профессора.
С 12 декабря 1884 г. отец Антоний становится инспектором Казанской духовной академии, о которой он проявлял заботу на протяжении всей своей жизни. Своим личным авторитетом человека аскетической жизни, монашеским саном он подвигал студентов, к которым относился всегда весьма мягко, терпимо, на действительно серьезную духовную стезю, восстановил обычай чтения молитв до и после академических лекций, пожертвовал крупную сумму для приобретения отдельного участка на городском кладбище для погребения студентов академии. В 1891 г. переслал в дар ей 287 книг, в 1899 пожертвовал пять тыс. руб. для учреждения стипендии. Антоний Вадковский являлся секретарем и докладчиком на Соборе архиереев Волго-Вятского края (1885), а также составителем проекта «Пастырского послания епископов к православным их паствам». В течение короткого времени архимандрит Антоний приобретает известность как замечательный духовник и учитель.
В 1885 г. Казань посещает обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, интересовавшийся вопросами просвещения народа в единении с церковью, состоянием церковно-приходских школ и духовно-народных библиотек, распространением, судя по словам архиепископа Антония Храповицкого, света Божественной Библии «на всех наречиях православных племен России и иных отдаленных стран», деятельностью Н. И. Ильминского по христианизации народов Поволжья на их родных языках, ценя «снедающую ревность о Боге под мужицкими зипунами, под бешметами учителей из крещенных иноверцев».
В приобщении к православию через посредство национальных языков неправославных народов видел Н. И. Ильминский - профессор Казанской духовной академии и Императорского Казанского университета, действительный статский советник, член-корреспондент Петербургской академии наук, директор Казанской инородче-ско-учительской семинарии - один из важнейших путей их адаптации в составе российской государственности и российского социального организма. «Мои снаряды, -писал он обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву, с которым был близко связан, - инородческие книги, инородческое богослужение, инородческий притч церковный со священником во главе»3
По инициативе К. П. Победоносцева в 1885 г. в Казани была созвана конференция девяти епископов Поволжья для обсуждения мер против раскола. Одновременно были рассмотрены вопросы миссионерской деятельности среди поволжских инородцев. Именно в Казани К. П. Победоносцев познакомился с архимандритом Антонием Вадковским, произведшим на него весьма позитивное впечатление. Всесильный в ту пору главный советник российского царя Александра III сказал ему, что он должен ожидать в ближайшее время перемен в своей жизни. В августе этого же года Антоний Вадковский назначается инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, а 15 апреля 1887 г. - ее ректором. 1 мая 1887 г. Антоний был наречен, 3 мая хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в сан епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. Возглавлял хиротонию митрополит Исидор (Никольский).
Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.
МИТРОПОЛИТ РОДОМ С ВАДА
Санкт-Петербургская духовная академия в период ректорства епископа Антония (Вадковского) переживала время удивительного расцвета. С одной стороны, поднялся ее теологический уровень, с другой - ее ректор стремился к тому, чтобы студенты активно приобщались к конкретному церковному служению, поощрял их участие в приходской жизни, просветительской деятельности. Активизируется «Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», его содружество со студентами академии. Это было время, когда в ее стенах сформировались такие выдающиеся иерархи РПЦ, как Антоний (Храповицкий), Тихон (Белавин), Сергий (Страгородский). Все они очень хорошо вспоминали об Антонии.
Церковно-административную деятельность Антоний совмещал с научными занятиями, регулярно публиковал статьи в церковной периодике, в 1892 г. издал книгу «Из истории христианской проповеди». По совокупности трудов 4 мая 1893 г. Казанская духовная академия присудила ему степень доктора богословия. В 1895 г. Святейшим Синодом Антоний Вадковский был утвержден в ученой степени доктора церковной истории. Он являлся почетным членом Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской духовных академий. Он содействовал открытию кафедры византоло-гии в Санкт-Петербургской духовной академии, а 17 апреля 1909 г. распорядился организовать археологический музей в Александро-Невской лавре. Антоний заботился о возрождении ученого монашества, среди его пострижеников - епископ Амвросий (Гудко), патриарх Сергий, архиепископ Антоний (Храповицкий), митрополит Тихон (Оболенский) и др., он возглавил епископские хиротонии Сергия (Страгородского), Феофана (Быстрова). Под покровительством Антония в Петербургской духовной академии сложился кружок студентов, посвятивших себя религиозно-просветительским беседам в приходах, тюрьмах и ночлежных домах4.
Когда 24 сентября 1892 г. была учреждена самостоятельная Финляндская и Выборгская епархия с кафедрой в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), возглавить ее было поручено владыке Антонию, возведенному в сан архиепископа. При этом учитывалось и знание им мокша-мордовского языка, родственного финскому.
Попав в Финляндию, архиепископ Антоний оказался в сложном положении. В Великом княжестве Финляндском, обладавшем автономией и жившем по существу самостоятельной жизнью, православных финнов было очень мало, основную часть православного населения составляли там русские чиновники и военные. Финны, будучи в абсолютном большинстве лютеранами, относились к православию очень настороженно, рассматривая его в качестве одной из форм усиления русского влияния в Финляндии. Этого финны не хотели, и нужно было проявлять особую деликатность при осуществлении православной миссионерской деятельности, исходя из специфики миссии в лютеранской стране.
Подавляющая часть православных финнов (карелов) находилась на территории Олонецкой губернии. За сравнительно короткий промежуток времени пребывания Антония Вадковского в качестве архиепископа Финляндского и Выборгского число приходов в его епархии возросло с 23 до 37, было создано два журнала на русском и финском языках, начала работать комиссия по переводу богослужебных книг на финский язык. Причем, как свиде-
4 Цыпин В. Антоний / В. Цыпин // Православная энциклопедия.
Т. 11. - М., 1997. - С. 622.
тельствует коллега владыки Антония доцент Казанской, а затем профессор Киевской духовной академии А. Дмитриевский (1856-1929), сам архиепископ «переводил цер-ковно-богослужебные книги на финский язык». По инициативе священника Окулова и протоирея Казанского было создано Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских, издававшее православную литературу на финском языке. В 1884 г. Сенат Великого княжества Финляндского утвердил его устав. И хотя часть православного духовенства высказывалась против введения финского языка в богослужение для карел Выборгской губернии, ссылаясь на то, что это приведет к ослаблению в них православно-русского чувства, архиепископ Антоний ввел финское богослужение в православных карельских приходах, стремясь этим способом поднять религиозно-нравственное просвещение карел вопреки критике в его адрес со стороны противников данной меры5.
Попечением Антония была обустроена духовная консистория в Выборге, в епархии построено более десятка храмов, учреждено 70 церковно-приходских школ, в 1894 г. в городе Сердоболе (современная Сортавала) проведен съезд финляндского православного духовенства, созванный Антонием в целях укрепления православия в крае. Архиепископ неоднократно совершал миссионерские объезды епархии, оживляя процесс постепенного обращения финнов в православие, который хотя и существенно не повлиял тогда на конфессиональную ситуацию в Финляндии, но сделал впоследствии неизбежным возникновение существующей поныне Финской православной церкви. Исходя из специфики миссии в лютеранской стране, владыка Антоний большое внимание уделял благотворительности, создал епархиальное попечительство-богадельню для православного духовенства и его семей. Но при этом он не растворился в деятельности внешней, сугубо социально-просветительской, а оставался монахом. Короткие периоды отдыха архиепископ Антоний проводил в Ильинском скиту на одном из островов Ладожского озера, где жил в обыкновенной монашеской келье, как простой монах.
Пребывание в Финляндии не изолировало архиепископа Антония от высшего церковного управления. В 1898 г. он получает новое назначение - становится митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.
Судя по свидетельству его современников и биографов, либеральные политические взгляды митрополит Антоний сочетал со строгой монашеской жизнью - молитвой, непритязательной пищей, скромным жилищем. Нестяжательство его проявлялось и в том, что все свои деньги он раздавал бедным священникам и студентам, строил новые храмы в рабочих районах Петербурга.
Существенному всплеску религиозных эмоций в российском обществе в начале ХХ в. послужила состоявшаяся 19 июля 1903 г. канонизация мощей Серафима Саровского, одним из инициаторов которой был митрополит Антоний, возглавлявший чин канонизации святого. В саровских торжествах приняли участие государь Николай II с государыней Александрой Федоровной. Канонизация Серафима Саровского свершалась при огромном стечении богомольцев. Священник П. И. Боголюбов, служивший в храме мордовского села Старое Синдрово Краснослободского уезда Пензенской губернии, сообщал в 1903 г., что Саровская пустынь пользовалась самым большим религиозным вниманием у населения, а с открытием мощей «иные
усугубили паломничество в эту чтимую обитель»6
Как рассказывал один из старожилов с. Новые Выселки ныне Зубово-Полянского района Республики Мордовия Андрей Иванович Ташкаев, его отец, Иван Артемьевич, родившийся в конце XIX в., участник трех войн - Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной, пройдя через их горнила, выжил и свое везение связывал с тем, что в детстве получил благословение от самого митрополита Антония Вадковско-го. Произошло это при следующих обстоятельствах.
«В Новых Выселках взамен старой деревянной церквушки в 1890 году приступили к строительству каменного храма на 1000 прихожан. Открытие храма приурочили к канонизации Серафима Саровского. Поезд, в котором возвращался митрополит Антоний Вадков-ский из Нижегородской губернии в Санкт-Петербург, сделал остановку на станции Зубова Поляна... В те дни он навестил родственников в Ширингушах. А затем было большое событие - он лично освятил церковь в Новых Выселках. Рассказывали, когда он ехал по селу, то вдоль дороги стояло множество накрытых столов с яствами и угощениями. После освящения церкви благословлял мальчиков, причем, осеняя перстом, он каждому клал на голову руку и спрашивал на мордовском языке: «Кинят церанесь?» (Чей мальчик?). Ни один из мальчишек, как утверждал при жизни Иван Артемьевич, не остался без сувенира: кто-то из рук владыки получил нательный крестик, кто молитвенник, а кто письменные принадлежности»7.
Все более нараставшие в стране общественные беспорядки, особенно обострившиеся в результате русско-японской войны и первой русской революции, государственными репрессиями в отношении неправославных, вынудили Комитет министров во главе с С. Ю. Витте начать подготовку манифеста о веротерпимости. На запрос С. Ю. Витте к митрополиту Антонию изложить свою позицию на эту проблему преосвященный представил в качестве ответа меморандум «Вопросы о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви», в котором он высказался за новый формат взаимоотношений между Церковью и государством, а именно предоставление Церкви большей свободы управления ее собственными делами. Для утверждения такого порядка Антоний считал необходимым созвать Поместный Собор - совещание архиереев без государственных чиновников.
12 декабря 1904 г. был издан Императорский Указ, провозгласивший «укрепление начал веротерпимости» и обещавший ее реализацию по мере разработки соответствующего законодательства. Это обстоятельство, а так же Кровавое воскресенье, трагические вести с русско-японской арены военных действий побуждали митрополита Антония и членов Святейшего Синода настаивать перед Государем-императором на неотлагательном созыве Поместного Собора. Николай II, лично приняв главу Правительства С. Ю. Витте, митрополита Антония и членов Святейшего Синода, согласился с тем, что церковное управление должно быть освобождено от гражданского контроля чиновников-бюрократов и заверил, что в конце мая - начале июня 1905 г. Поместный Собор будет созван.
16 января 1906 г. Святейший Синод во главе с импе-
6 Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. -Саранск, 2005. - С. 237.
7 Петелин Г. Антоний Вадковский / Г. Петелин // Зубова Поляна: на перекрестке магистралей. Историко-краеведческий очерк о Зубовой Поляне и жителях района. - Саранск, 2012. - С. 31-32.
ратором Николаем II учреждает Предсоборное Присутствие для подготовки тех вопросов, которые следовало решить Поместному Собору. Первое заседание Предсоборного Присутствия открылось 6 марта 1906 г. в Александро-Невской лавре под председательством митрополита Антония.
17 мая 1906 г. Предсоборное Присутствие вынесло решение, что возглавлять Церковь должен Патриарх. Было определено, что обязанности Патриарха будут двоякими - Предстоятеля Церкви и председателя Святейшего Синода. Одновременно он должен иметь титул митрополита Санкт-Петербургского. 7 июня Предсоборное Присутствие приняло Рекомендацию о взаимоотношениях между Церковью и Государством, гарантировавшую внутреннее самоуправление Церкви под защитой императора. Параграф 42-й Основных Законов Российской Империи должен быть изложен, сказано в Рекомендации, следующим образом: «Император, Православный Государь - верховный хранитель государственной Православной Церкви и хранитель ее православного порядка».
Все материалы Предсоборного Присутствия были опубликованы. Обстоятельный доклад о нем представлен Императору Николаю II. 25 марта Государь сообщил митрополиту Антонию, что он закончил чтение документов Предсоборного Присутствия и созовет Поместный Собор «в подходящее время». Однако в царствование Императора Николая II он так и не был созван. Время казалось неподходящим.
3 ноября 1912 г. митрополит Антоний скончался. Всероссийский Поместный Собор, для проведения которого он так много сделал, открылся 15 августа 1917 г. в Москве. Важнейшим его решением явилось восстановление Патриаршества. Собор положил конец двухсотлетнему периоду в истории РПЦ, именуемому то синодальным, то имперским, то петровским, то петербургским. Отныне церковным центром становится первопрестольная столица - Москва. Во главе Русской Православной Церкви, ее Предстоятелем избирается святитель Тихон (Белавин), бывший архиепископ Литовский и Виленский, с 13 августа 1917 г. митрополит Московский. Избрание это произошло 5 ноября 1917 г. в результате жеребьевки в храме Христа Спасителя. Торжественная интронизация Патриарха Тихона состоялась в Успенском соборе Кремля 21 ноября 1917 г. с вручением ему куколя Патриарха Никона и посоха святителя Петра Московского. В эти дни для Русской Православной Церкви, как и для всей страны начинался новый период жизни, именуемый советским .
Список литературы:
1. Ильминский Н. И. Письма к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву / Н. И. Ильминский. -Казань, 1895. - 414 с.
2. Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. - Саранск, 2005. - 532 с.
3. Мокшин Н. Ф. Митрополит родом с Вада / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. - Саранск, 2012. - 100 с.
4. Петелин Г. Антоний Вадковский / Г. Петелин // Зубова Поляна: на перекрестке магистралей. Историко-краеведческий очерк о Зубовой Поляне и жителях района. - Саранск, 2012. - С. 31-32.
5. Цыпин В. Антоний / В. Цыпин // Православная энциклопедия. Т. 11. - М., 1997. - С. 621-622.