Научная статья на тему 'По государственной, конституционной мировоззренческой цели (национальной идее) интерпретируется история России'

По государственной, конституционной мировоззренческой цели (национальной идее) интерпретируется история России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ИНТЕРПРЕТАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Личман Борис Васильевич

Мировоззрения объясняют мир в настоящем, прошлом, и прогнозируют его в будущем. Мировоззрение государства (любой организации) в отличие от мировоззрения одного человека иначе называют идеологией. По мировоззренческой цели жизни человека и государства формируется система взглядов, существует и развивается наука, строится жизнь в обществе, объясняется история. У разных людей разные мировоззрения и разные объяснения истории. Ключевое слово в мировоззрения это цель. В мире по мировоззренческой цели жизни разных людей существуют три мировоззрения, интерпретирующие прошлое: религиозное, рационалистическое, локальное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCORDING TO THE STATE, CONSTITUTIONAL IDEOLOGICAL PURPOSE (NATIONAL IDEA), THE HISTORY OF RUSSIA

World outlooks explain the world in the present, the past, and predict it in the future. The world outlook of the state (of any organization), in contrast to the world view of one person, is otherwise called ideology. According to the ideological goal of the life of man and the state, a system of views is formed, science exists and develops, life is built in society, history is explained. Different people have different worldviews and different explanations of history. The key word in the worldview is the goal. In the world for the ideological purpose of life of different people, there are three worldviews, interpreting the past: religious, rational, local.

Текст научной работы на тему «По государственной, конституционной мировоззренческой цели (национальной идее) интерпретируется история России»

21.2. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИЙ 1905-1907 И 1917 ГГ.

Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

ENM2112@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается положение Русской православной церкви на территории Мордовии в условиях ожесточенной классовой борьбы периода революций 1905-1907 и 1917 гг., когда среди населения особенно явно усиливались настроения безбожия и атеизма.

Ключевые слова: Русская православная церковь, классовая борьба, крестьяне, мордва, недовольство, забастовка, социал-демократы, революция, безбожие, атеизм.

THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ON THE TERRITORY OF MORDOVIA IN THE CONDITIONS OF THE REVOLUTIONS OF 1905-1907

AND 1917 YEARS

Mokshina Elena N., doctor of historical sciences, professor of the department of history of Russia Place of employment: National Research Mordovia State University

ENM2112@mail.ru

Abstract: the article deals with the situation of the Russian Orthodox Church in the territory of Mordovia in the conditions of fierce class struggle of the period of revolutions of 1905-1907 and 1917 years, when the mood of atheism and atheism among the population was especially clearly increased.

Keywords: Russian Orthodox Church, the class struggle, the peasants, Mordvinians, dissatisfaction, strike, social-democrats, revolution, atheism.

Ожесточенная классовая борьба, которую вели угнетенные с угнетателями уже в конце XIX - начале XX вв., содействовала росту сознательности трудящихся, отходу наиболее передовой их части от религии. Недовольство народных масс царем-батюшкой резко возросло из-за голода, имевшего место в Поволжье в 1891-1893 годах. Крестьяне открыто возмущались политикой царских властей 1. Так, весной 1892 г. молодой адвокат, помощник присяжного поверенного В. И. Ульянов защищал в суде крестьянина-мордвина из с. Шиланский Ключ Самарского уезда Самарской губернии В. Ф. Муленкова, который в бакалейной лавочке «обругал Богородицу и Святую Троицу...», т.е. совершил «богохульство». В дальнейшем дело стало обрастать новыми материалами, а именно свидетельскими показаниями лавочника и его сына, заявившими, что Муленков якобы совершил несколько краж, ругал урядника, «Пресвятую Богородицу и Троицу, затем ругал государя императора и его наследников, говоря, что государь неправильно распоряжается». Обвинения Муленкова в кражах были сняты, и лишь за «богохульство» он был наказан годом тюрьмы2.

Происшедшая в 1905 г. революция хотя и не победила, но значительно изменила политическое и духовное самосознание мордовского крестьянства, не стоявшего в стороне от революционного движения. Народное недовольство существовавшим режимом выражалось в разных формах3. В конце августа-начале сентября 1905 г. в Казани состоялась конференция социал-

1 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. Саранск, 2009 С. 22-23; Мокшина Е. Н. Этническая ситуация в Мордовии на современном этапе: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 1997.

2 Жиганов М. Ф. Бойцы ленинской гвардии. Саранск, 1988. С. 14-15.

3 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Митрополит родом с Вада. Саранск, 2012.

демократических организаций Среднего Поволжья по вопросу о работе в деревне, которая подвела итоги деятельности большевиков среди многонационального населения Поволжья: русских, татар, мордвы, марийцев, чувашей, башкир и др. Конференция обсудила важнейшие программные вопросы большевистской партии, в том числе о конфискации монастырских, церковных, кабинетских и удельных земель и о создании революционных крестьянских комитетов.

В октябре 1905 г. во время всеобщей забастовки железнодорожников в г. Сергач Нижегородской губернии кондуктор мордвин Ананий Биюшкин публично говорил, что не нужно царя и бога, кричал: «Долой самодержавие!» 7 декабря 1905 г. был арестован крестьянин мокша-мордовского с. Кочетовка Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Торбеевского района РМ. - Е. М.) И. Ф. Киреев за революционную агитацию среди крестьян, в результате которой не состоялся молебен во здравие царя в мордовских селах Салазгорь и Дракино. 13 декабря 1905 г. начались волнения крестьян мордовских сел Судосево и Пермиси Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне Большеберезниковского района РМ. - Е. М.). Как сообщал губернатору карсун-ский уездный исправник, в Судосеве «произвол, обществом крестьян удален сельский староста и писарь, назначены другие», а в Пермисях «сельский писарь Силюков у церкви ночью выставлял красный флаг, не допуская снятия его». 2 июня 1906 г. произошло столкновение на ярмарке крестьян нескольких мордовских и русских селений, расположенных близ Пайгармского монастыря, с полицейской стражей. Они избили полицейских и начали громить монастырь, но подоспевшая из Рузаевки стража разогнала их. 7 августа забастовали 80 строителей каменного здания Саровского монастыря. Полиция арестовала организаторов. Только в ре-

Мокшина Е. Н.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИЙ 1905-1907 И 1917 ГГ.

зультате угроз и некоторого повышения расценок удалось заставить рабочих продолжить работы4.

11-13 декабря 1905 г. в г. Алатырь Симбирской губернии был проведен крестьянский съезд, на котором присутствовало 105 представителей Алатырского, Ар-датовского, Буинского и Курмышского уездов Симбирской губернии. Основными вопросами съезда являлись аграрный и политический. Он постановил «требовать перехода всех земель государственных и монастырских в общую собственность всего народа и созыва Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права»5.

Под влиянием окружающей действительности и большевистской пропаганды некоторые учителя стали проводить агитацию среди крестьян против режима царского самодержавия, за захват помещичьих, церковных и монастырских земель. Так, учитель церковноприходской школы мокша-мордовского с. Мордовский Пимбур Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянского района РМ. - Е. М.) И. Д. Стрельников в 1906 г. на утренней молитве в школе запретил ученикам молиться за царствующий дом, давал им читать запрещенные книги, тайно собирал на свою квартиру крестьян по три-пять человек, читал им газеты и разъяснял их содержание, проводил беседы на политические темы с революционным оттенком. В Краснослободском уезде Пензенской губернии воспитанники Пензенской духовной семинарии А. П. и М. А. Федоровские, в Темниковском уезде Тамбовской губернии братья И. и Г. Черашевы из эрзя-мордовского с. Шокша распространяли воззвания РСДРП.

Учитель Иванов объяснял крестьянам мокша-мордовского с. Лесное Ардашево Темниковского уезда, что «скоро в России не будет государя, а будет республика и что уже теперь можно отнимать у помещиков землю». Фельдшер П. Д. Петроченко в мокша-мордовском с. Зарубкино Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянского района РМ. - Е. М.) призывал крестьян сплотиться в борьбе против царя: «Зачем нам нужен царь, надо стараться устроить республику, царь пользы никакой не приносит, а напротив, приносит только вред, в особенности крестьянам». Уездный исправник докладывал тамбовскому губернатору, что Петроченко весьма опасен в политическом отношении, ибо своей агитацией может поднять «местное крестьянство до открытого против правительства восстания»6

8 июня 1906 г. более 150 мокша-мордовских и русских крестьян сел Левжа (ныне Рузаевского района РМ) и Зы-ково (ныне Октябрьского района г. Саранска), вооружившись кольями и вилами, явились с красным флагом в усадьбу помещицы Борецкой и потребовали выдать им хлеба, но услышав отказ, разгромили фруктовый сад, унесли с собой более 150 пудов яблок.

В середине августа 1906 г. алатырский уездный исправник Неофитов с сопровождавшей его военной командой в течение недели творил расправу над крестьянами эрзя-мордовского с. Кабаево Алатырского уезда Симбирской губернии, вырубившими лес в помещичьей даче, приказав стражникам «нагаек не жалеть». Весной

4 Захаркина А. Е., Фирстов И. И. Мордовия в годы трех народных революций (хроника революционных событий. 1985 - май 1918 гг.). Ч. 1. Саранск, 1957. С. 69, 76, 86, 94, 105; Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. Хрестоматия. М., 1992. С. 141.

5 Революция 1905-1907 гг. на территории Мордовии. Сборник документов и материалов. Саранск, 1955. С. 232-233, 253-255.

6 Там же. С. 70-71, 218-220, 222-226, 233-234.

1909 г. в это село из г. Баку возвратилось 11 крестьян, получивших в отходе специальность слесарей. Они вели антиправительственную революционную агитацию среди односельчан. Особенно активными были Яскин и Аристовы, которые якобы, даже «изготовляли бомбы по ночам». За ними было установлено строгое негласное наблюдение полиции.

Исправник сообщал симбирскому губернатору, что ка-баевские крестьяне-отходники Слугин, Девяткин и Агеев еще в 1905-1906 гг. руководили революционным движением, затем скрылись от властей в г. Баку, где и проживали до снятия положения об усиленной охране в губернии. «Дабы, - продолжал он, - в корне пресечь это зло и дабы свободомыслящие кабаевцы поняли, что 1905-1906 гг. прошли для них безвозвратно, прошу о наложении на Слугина, Девяткина и Агеева самого строгого административного взыскания». По распоряжению губернатора они были арестованы на три месяца каждый.

Сообщая о росте политического сознания мордовского крестьянства, корреспондент пензенской газеты «Народная правда» 5 апреля 1907 г. писал: «В окрестностях Краснослободска крестьяне стали неузнаваемы. Куда девалась прежняя забитость, покорность! Особенно сильная перемена произошла с наиболее темным элементом деревни - мордвинами. Пробудившись от долгого сна, местный мордвин как-то остро почувствовал все пережитое за долгие годы унижения, рабского существования, и он готов теперь выместить свою злобу на каждом полицейском чине. «Не себе - так детишкам, а житья добьемся» - вот их лозунг»7

В 1907 г. агитацией против царских властей занимались крестьяне эрзя-мордовского с. Сабаево Карсунско-го уезда Симбирской губернии (ныне Кочкуровского района РМ. - Е. М.) Корнишкин и Лоскуткин. Первый, будучи сельским писарем, говорил крестьянам: «Настало теперь новое время, бога у нас нет. Царя, правительство, земских начальников, исправников, волостных старшин и других чинов нам не нужно, потому что они нам делают вред и убытки». После его ареста агитацию продолжил Лоскуткин. Он выступал против религии, говорил, что царь и правительство не нужны, а всех царских чиновников называл «кровопийцами». Крестьянин Лынов, выступая 1 июня 1908 г. на сходе мокша-мордовского с. Новая Потьма Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянского района РМ. - Е. М.), говорил: «Я не признаю ни царя, ни бога и никаких начальников. Всех начальников и царя следует перебить». 6 июля 1909 г. мордовские крестьяне ряда сел Темниковского уезда Тамбовской губернии отказались от уплаты взносов на епархиальные нужды. Тамбовский епископ просил губернатора оказать содействие священникам по взысканию этих взносов8.

В отчете за 1911-1912 гг. обер-прокурор Святейшего Синода Саблер с тревогой писал об отходе от религии не только рабочих, но и крестьян, образно уподобляя его с надвигающейся черной тучей. «Наряду с неверием, -отмечал он, - под вековые устои церкви подкапывается социализм, отрицающий бога и церковь и вместо благ небесных сулящий блага земные. Везде, где успела сложиться крупная промышленность, социализм пленяет себе в послушание множество трудящихся. Не ограничиваясь классом фабричных рабочих, социалисты стремятся оторвать от церкви и крестьянство».

7 Захаркина А. Е., Фирстов И. И. Указ. раб. С. 96, 108, 122, 136, 141-142.

8 Там же. С. 126-127, 137.

Посещаемость церквей снижалась, церковные доходы за обязательные требы падали, кружечные сборы уменьшались. Сельские общины не давали средств на содержание и ремонт старых, как и строительство новых храмов. Крестьяне неохотно отпускали детей в церковноприходские школы, а тем более в церковь. «Только время теряем и обувь рвем, - заявляли они, - а стоим в церкви, все равно ничего не понимаем»9

Летом 1914 г. прокатилась волна погромов казенных винных лавок. Запасные воинские чины при участии крестьян окружающих селений разгромили винные лавки в г. Темникове, в селах Атюрьево и Шалы Темниковского уезда, Салазгорь, Торбеево и Дракино Спасского уезда Тамбовской губернии, Большой Азясь и Ефаево Красно-слободского, Ямщина Инсарского уездов Пензенской губернии. Организатором и зачинщиком погромов была, как докладывал тамбовский губернатор министру внутренних дел, главным образом, мордва, «отличающаяся своею разнузданностью», что особенно проявилось в г. Темникове во время молебствия. В то время, когда все спокойно молились, «толпа запасных мордовцев и их родственников, - писал губернатор, - отделилась от молившихся и направилась по направлению к казенной винной лавке с целью разгрома ее». Здесь мордва столкнулась с чинами полиции, некоторые из них были избиты. Волнение толпы было приостановлено только после применения оружия10.

Февральская революция покончила с царизмом. Духовенство встретило ее враждебно, ибо считало, что русский народ без попа и без царя жить не может. Мечтая о реставрации царизма, оно не сразу прекратило поминание царя и его семьи на церковных службах. Например, в церквах Казанской губернии эти моления продолжались до 15 марта (по старому стилю). Однако Святейшему Синоду еще незадолго до падения самодержавия, призывавшему верующих «встать непреодолимой стеною вокруг царского престола», и церковным иерархам не удалось поддержать шатающийся трон божьего помазанника, и они вынуждены были вскоре оправдывать переход власти к «благоверному Временному правительству», молиться за него, как за «единую, верховную, всероссийскую власть», изображать из себя жертв самодержавия11.

Истинные православные во все времена ревностно исповедовали верность царскому престолу. В Послании восточных патриархов, утвержденном Поместным Московским Собором 1666 г., сказано: «Как отрицающий веру в Бога изгоняется из собрания православных, так нарушающий верность царской власти и настроенный к ней изменнически не достоин называться христианином, ибо носящий корону, власть и диадему есть также Христос или Божий Помазанник. Ввиду этого мы непреложно обязаны соблюдать навсегда благочестивую верность к нашему властителю Царю»12

Свершившаяся в феврале 1917 г. революция стимулировала широкое распространение в российской церковной среде так называемой теории «аполитичности», согласно которой любой государственный строй является богоустановленным и, следовательно, церкви безразлично, какая именно форма власти устанавливается в

9 Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX - начало XX вв.). М., 1969. С. 148-149.

10 Дорожкин М. Ф. Установление Советской власти в Мордовии. Саранск, 1957. С. 55-56.

11 Грекулов Е. Ф. Указ. раб. С. 164-165.

12 Русский рубеж. Православно-монархический вестник. 2002.

№ 1. С. 4.

государстве. Приверженцы этой теории, как правило, ссылаются на авторитет Всероссийского собора 19171918 гг.; постановившего, что вопреки правилам, господствовавшим при царизме, «носители духовного сана не обязаны быть монархистами, но имеют право держаться любых политических взглядов и убеждений», и «никто не имеет права принуждать церковными мерами другого члена церкви примыкать к чьей-либо политике»13

Февральская революция обострила волнения крестьян особенно на почве земельного и лесного вопросов. Так, 13 апреля 1917 г. крестьяне Старо-Турдаковской волости Саранского уезда Пензенской губернии (ныне Кочкуров-ского района РМ. - Е. М.) вынесли постановление о разделе между собой всех церковных земель. Состоявшийся в апреле 1917 г. первый уездный крестьянский съезд в г. Инсар в резолюции о политическом строе отметил, что Россия должна быть демократической республикой «с выборными властями сверху донизу» и установлением навсегда «неотъемлемых прав человека-гражданина: полной свободой совести (вероисповедания), слова, печати, собраний и союзов, передвижения, занятий, стачек, неприкосновенности личности и жилища». В резолюции съезда подчеркивалось, что «все народности свободной России сами определяют и устанавливают свою жизнь, говорят, учатся и судят на своем родном языке». Съезд потребовал конфисковать все частновладельческие земли и передать их народу, ввести бесплатное обучение всех лиц обоего пола, «причем начальное образование должно быть всеобщим и обязательным». Крестьяне эрзя-мордовского с. Ардатово Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Дубенского района РМ. - Е. М.) 18 апреля 1917 г. постановили изъять церковную землю в черте села, а мокша-мордовского с. Мамангино Крас-нослободского уезда (ныне Ковылкинского района РМ. -Е. М.) своим сходом 14 апреля 1917 г. запретили Алек-сандро-Невскому монастырю пользоваться принадлежащим ему лесом до выдачи удостоверения на право пользования от уездного Совета депутатов; 28 июля 1917 г. крестьяне мокша-мордовского с. Мамолаево этого же уезда (ныне Ковылкинского района РМ. - Е. М.) захватили земли церковного причта и кулаков. Местный волостной комитет одобрил их действия14

Проходивший 7-12 апреля 1917 г. I Пензенский губернский крестьянский съезд, на котором присутствовали представители всех волостей губернии, призвал крестьян не допускать разрушения и уничтожения кем бы то ни было лесов, садов, общественных и частных построек, других сооружений, «ибо все, созданное руками трудового народа, должно быть обращено на общую пользу».

В апреле 1917 г. Апраксинское волостное собрание крестьян Карсунского уезда Симбирской губернии дало наказ делегатам на Всероссийский крестьянский съезд выразить доверие Временному правительству до тех пор, пока оно поддерживает контакт с Советами. Одновременно с этим собрание потребовало провозгласить демократическую республику, передать всю землю, леса и другие угодья в пользу трудящихся на ней, а также отделить церковь от государства, школу от церкви, ввести бесплатное обязательное всеобщее обучение15

13 Царицын А. К. Кому нужна политика аполитичности // Русский рубеж. Православно-монархический вестник. 2002. № 1. С. 4.

14 Захаркина А. Е., Фирстов И. И. Указ. раб. С. 192-193, 198-199, 227; Альмяшева Л. Н. К истории атеистического движения в Мордовии за годы Советской власти // Развитие атеизма в Мордовии. Саранск, 1972. С. 63.

15 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005. С. 322.

Мокшина Е. Н.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИЙ 1905-1907 И 1917 ГГ.

10 июля 1917 г. на педсовете Пензенского учительского института, который был открыт 1 октября 1916 г., его директор, выпускник Юрьевского (ныне Тартуского. - Е. М.) университета М. М. Коновалов, преподававший педагогику, естествознание и географию, выступил с предложением об упразднении до общей реформы институтов уроков Закона Божия. Правда, педагогический совет не поддержал его, постановил оставить Закон Божий, посчитав его за «наилучшее средство воспитания в человеке нравственного чувства и гуманности»16

Святейший Синод с тревогой отмечал падение религиозности народа. В определении от 2 августа 1917 г. «О мерах к возвышению в народе религиозно-нравственного сознания» он констатировал, что «оскудение христианской настроенности и забвение христианских начал» является причиной нарастания революционного движения. Для преодоления этого нежелательного процесса Святейший Синод рекомендовал духовенству не только чаще совершать церковные службы, но и создавать при церквах организации, которые могли бы противостоять революции, активнее распространять в массах церковно-агитационную печать. Временное правительство отпустило синоду на эти цели 500 тыс. рублей и вернуло принадлежавшие ему ранее типографии17

Массовые крестьянские собрания (сходы) сел и деревень России в своих наказах Учредительному собранию, которое обещало созвать Временное правительство, требовали ликвидации помещичьего землевладения и бесплатной передачи земли в руки трудового народа. Например, граждане мордовской д. Вяжга Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне в Теньгушевском районе РМ. - Е. М.) в своем наказе писали: «Землей должны пользоваться все граждане - мужчины и женщины - по разделу подворно, должны быть допустимы артельные и союзные обработки»18

Февральская революция развивалась в сложных и противоречивых условиях. В общем потоке движения была и значительная мелкобуржуазная струя, вынесшая на поверхность мелкобуржуазные партии. Что касается духовенства, то большая его часть вскоре после революции стала организовываться на новых началах, найдя общий язык с этими партиями. В епархиях возникли комитеты из представителей духовенства и мирян, созывались епархиальные съезды, служители культа обретали места в органах Временного правительства, избирались и в некоторые уездные Советы крестьянских депутатов, где вместе с эсерами и меньшевиками выступали за отказ от немедленной конфискации помещичьих, монастырских и церковных земель.

В июне 1917 г. состоялся Всероссийский съезд духовенства и мирян, в работе которого приняли участие кандидат богословия, миссионер Уфимской епархии, дьякон Ф. К. Садков, избранный от Мордовской секции 1-го съезда народностей Поволжья, и Ф. Ф. Советкин - от Мордовского культурно-просветительного общества19 В декларации съезда, поддержанной эсерами и меньшевиками, духовенство потребовало от Временного правительства признания господствующего положения РПЦ, отказа от попыток отделения церкви от государства и

16 Губанова О. А. К истории Пензенского учительского института 1916-1918 гг. (по документам Государственного архива Пензенской области) // Из истории области. Очерки краеведов. Вып. 3. Пенза, 1992. С. 149-150.

17 Грекулов Е. Ф. Указ. раб. С. 171.

18 Установление Советской власти в Мордовии. Документы и материалы. Саранск, 1957. С. 124.

19 ЦГА РМ. Ф. Р-267, оп. 1, д. 96, л. 15 об.

школы от церкви, а рабочих и крестьян съезд призвал к «труду и терпению». Требования духовенства были удовлетворены. Хотя в июле 1917 г. Временное правительство признало свободу совести, но по существу это было лишь признание свободы вероисповедания. В законе ничего не говорилось о свободе антирелигиозной пропаганды. За РПЦ были сохранены ее господствующее положение, земли и капиталы, как и право ведения актов гражданского состояния.

Не принесла существенных перемен и ликвидация должности обер-прокурора Святейшего Синода, передача управления церковными делами Министерству исповедания во главе с представителем партии кадетов А. В. Карташовым. Временное правительство стремилось сохранить престиж РПЦ как церкви государственной, негативно относясь к требованию об отделении церкви от государства и школы от церкви, поскольку было заинтересовано в поддержке церкви и идеологическом ее воздействии на массы, как социальном регуляторе. В то же время, опасаясь вспышек народного гнева, оно советовало духовным властям «действовать с учетом новых условий»20.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,61%.

Список литературы:

1. Альмяшева Л. Н. К истории атеистического движения в Мордовии за годы Советской власти // Развитие атеизма в Мордовии. Саранск, 1972.

2. Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX - начало XX в.). М., 1969.

3. Губанова О. А. К истории Пензенского учительского института 1916-1918 гг. (по документам Государственного архива Пензенской области) // Из истории области. Очерки краеведов. Вып. 3. Пенза, 1992.

4. Дорожкин М. Ф. Установление Советской власти в Мордовии. Саранск, 1957.

5. Жиганов М. Ф. Бойцы ленинской гвардии. Саранск, 1988.

6. Захаркина А. Е., Фирстов И. И. Мордовия в годы трех народных революций (хроника революционных событий. 1985 - май 1918 гг.). Ч. 1. Саранск, 1957.

7. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005.

8. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. Саранск, 2009.

9. Мокшин Н. Ф. Митрополит родом с Вада. Саранск, 2012.

10. Мокшина Е. Н. Этническая ситуация в Мордовии на современном этапе: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 1997.

11. Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. Хрестоматия. М., 1992.

12. Революция 1905-1907 гг. на территории Мордовии. Сборник документов и материалов. Саранск, 1955.

13. Установление Советской власти в Мордовии. Документы и материалы. Саранск, 1957.

14. Царицын А. К. Кому нужна политика аполитичности // Русский рубеж. Православно-монархический вестник. 2002. № 1.

15. ЦГА РМ. Ф. Р-267, оп. 1, д. 96, л. 15 об.

20 Грекулов Е. Ф. Указ. раб. С. 166-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.