Научная статья на тему 'Ролевая игра как эффективный метод формирования конкурентоспособности будущего инженера'

Ролевая игра как эффективный метод формирования конкурентоспособности будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / РОЛЕВАЯ ИГРА / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETITION-ABILITY / FUTURE ENGINEER / TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION / FOREIGN LANGUAGE / ROLE-PLAY GAME / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубина Галина Валерьевна, Сальникова Наталья Андреевна

Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда. Практическое владение иностранным языком рассматривается в данной статье как важный фактор повышения конкурентоспособности будущего инженера. Использование ролевой игры на занятиях является эффективным методом обучения студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role-play game as effective method of competitionability formation of future engineer

The article is dedicated to competition-able graduate needed at labour market formation problem. Practical ability in foreign language is considered in this article to be important factor of future engineer's competitionability enhancement. Role-play game use at the studies is effective method of teaching technical higher education institution students.

Текст научной работы на тему «Ролевая игра как эффективный метод формирования конкурентоспособности будущего инженера»

развитие детей и молодежи: условия его обеспечения. - 2004. - С. 18-22.

3. ТимонинА.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета. - Ярос-

лавль: Изд-во ФРГПУ, 2008 - 263 с.

4. Смирнова Е.Е. Воспитание старшеклассников в условиях учебно-педагогического комплекса «школа допрофессиональной подготовки - университет»: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 181 с.

УДК 378.15:811=1/=2

Рубина Галина Валерьевна

доктор педагогических наук, профессор

Сальникова Наталья Андреевна

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

n.salnikova-1972@mail. т

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда. Практическое владение иностранным языком рассматривается в данной статье как важный фактор повышения конкурентоспособности будущего инженера. Использование ролевой игры на занятиях является эффективным методом обучения студентов технического вуза.

Ключевые слова: конкурентоспособность, будущий инженер, технический вуз, иностранный язык, ролевая игра, компетенция.

В современных условиях одной из важнейших задач высшего профессионального образования становится формирование у студентов конкурентоспособности как базисного качества будущего специалиста. Являясь интегральным качеством личности, конкурентоспособность представляет собой многообразие ключевых компетенций, качеств и свойств, позволяющих данной личности успешно функционировать в обществе и цивилизованно решать проблемы профессионального роста. По нашему мнению, конкурентоспособный инженер должен обладать:

- во-первых, профессиональной компетентностью, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для решения профессиональных задач;

- во-вторых, набором специальных способностей, состояние уровня развития которых соответствует актуальному востребованному уровню развития их в социуме, т.е. которое обеспечивает эффективное решение потока проблем в области инженерной деятельности.

В мире информационных технологий, когда доступность зарубежной информации растет с каждым днем, практическое владение иностранным языком становится одним из важных критериев профессиональной компетентности конкурентоспособного специалиста. Как показал опыт, система получения, хранения и использования научно-технической информации, основанной на переводах, значительно устарела. Заменяя поток научно-исследовательской информации так называемой вторичной информацией, переводы нередко становятся барьером между автором и потребителем научных идей, изобре-

тений и открытий, усложняют процесс получения данных и тем самым обесценивают их. В настоящее время владение иностранным языком - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. Таким образом, одной из граней целостной системы качеств конкурентоспособной личности, готовой реализоваться в любой стране мира, является практическое владение иностранным языком. Следовательно, обучение иностранному языку в техническом вузе - это неотъемлемая часть профессиональной подготовки будущих конкурентоспособных инженеров. При этом особое внимание уделяется английскому языку как языку международного общения.

Перестройка учебного процесса в высшей школе в соответствии с европейскими стандартами требует разработки оптимальных форм организации учебного времени, применения инновационных технологий обучения с целью качественного обновления высшего образования. Введение стандартов третьего поколения, реализующих компетентност-ный подход к высшему профессиональному образованию, означает необходимость для каждого преподавателя разработать и реализовать свой социально-педагогический проект перехода к компетентно-стно ориентированной образовательной деятельности. Мы полагаем, что система языковой подготовки будущего инженера должна быть ориентирована в первую очередь на формирование деятельностных умений, отвечающих социальному заказу общества и современному уровню развития технологий.

Одним из способов повышения эффективности обучения английскому языку в техническом вузе является использование ролевой игры, что позволя-

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Рубина Г.В., Сальникова Н.А., 2012

ет выдвинуть на передний план овладение студентами речевой деятельностью и, таким образом, реализовать основные методические принципы компе-тентностно ориентированного обучения в высшей школе. В силу своих уникальных качеств игровые методы обучения полностью соответствуют требованиям времени, поскольку в игре органично сочетаются высокая мотивация, эмоциональное напряжение, и групповое взаимодействие. В таких методах обучения в процессе игровой деятельности используются реальные ситуации, конкретные и актуальные для студентов цели и задачи, социокомму-никативные роли, которые позволяют обучающимся представлять себя в образах носителей иных культур, а также невербальная активность и многое другое. Следует подчеркнуть, что в метод обучения игра превращается при следующих условиях:

- наполнение технологии определенным содержанием;

- придание содержанию дидактического смысла;

- наличия мотивации у обучаемых;

- установления дидактических связей с другими методами обучения [5, с. 317].

В методической литературе дидактическая ролевая игра определяется как «форма продуктивной групповой учебной деятельности, направленной на развитие стратегий вербальной и невербальной коммуникации в условиях искусственно созданной проблемной ситуации, которая требует от студентов исполнения обусловленных ею и актуальных для них социокоммуникативных ролей» [2, с. 13].

Итак, ролевая игра - это в том числе и спонтанное речевое поведение студентов, их реакция на поведение других людей, которые участвуют в ги-патетической речевой ситуации. Следовательно, термином «ролевая игра» можно обозначить широкий круг практических и коммуникативных заданий, где от обучающихся требуются спонтанность и беглость. Ролевая игра заставляет обучаемых представить себе ситуацию, в которой они могут сыграть самих себя или их могут попросить сыграть роль какого-нибудь действующего лица. Таким образом, ролевая игра

- это своеобразный учебный прием, при котором обучающийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников общения на иностранном языке. Обязательным элементом игры является разрешение проблемной ситуации, что повышает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности студентов. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у студентов. Необходимость тщательного продумы-

вания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника. Данный методический прием оптимально подходит для использования в учебной аудитории технического вуза с целью имитации ситуаций бытовой и профессиональной сфер, способствуя тем самым формированию и развитию у студентов не только языковой коммуникативной компетенции, но и ряда общекультурных и общенаучных компетенций.

Таким образом, использование ролевой игры является перспективной формой обучения иностранному языку в техническом вузе в связи с тем, что создаются условия для активизации имеющихся знаний студентов, их опыта и навыков общения в различных ситуациях. Следовательно, ролевая игра -это эффективный способ реализации компетентно-стного подхода в обучении, поскольку предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Нами разработан комплекс упражнений для формирования и развития навыков и умений общения на английском языке в рамках предусмотренных программой речевых тем. Для этого был определен коммуникативный, лексический и грамматический минимум, необходимый и достаточный как для аудирования текстов, так и для говорения на бытовую и профессиональную тематику. Упражнения (в том числе творческого характера) направлены на активизацию лексико-грамматического материала, прочное усвоение которого обеспечивает понимание печатного и звучащего текста и позволяет студентам вести коммуникативно-достаточную профессионально ориентированную беседу на иностранном языке.

Исходя из необходимости формирования у студентов технического вуза иноязычной коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности при общении с зарубежными партнерами, мы используем

- коммуникативные ситуативно-ролевые игры (направленные на формирование навыков общения на повседневные, бытовые темы);

- профессиональные ролевые ситуативные игры (имитирующие ситуацию трудовой деятельности персонажей).

Социально-бытовые ролевые игры в основном применяются на начальном этапе обучения английскому языку в вузе, когда студенты овладевают перечнем речевых формул и клише для выражения определенных коммуникативных намерений, основными структурами коммуникативной грамматики, которые необходимы для общения на бытовые темы. Например, в ролевых играх «Давайте познакомимся», «Приглашение», «Представление», происходит знакомство с правилами поведения на официальных и неофициальных встречах. Такие коммуника-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

175

тивные задания формируют элементарные умения социального общения на английском языке: установление первичных контактов, обмен информацией, касающейся личности собеседника. Ролевые игры «Прием зарубежных гостей», «Показ родного города» направлены на развитие коммуникативных умений, формирование речевого поведения и овладение речевыми клише и формулами взаимодействия, которые различаются в ситуациях общения по телефону, при встрече гостей в аэропорту, составления с ними программы пребывания. В систему устных форм работы входят различные виды упражнений: работа с речевыми образцами, подстановочные, репродуктивные упражнения, ситуативные диалоги, диалоги с заменами, ролевые ситуации и др.

Целью профессионально-направленных ролевых игр, которые используются обычно на продвинутом этапе обучения, является формирование у студентов навыков и умений профессионального общения на английском языке, которое требует учета не только культурных, но и социальных характеристик представителей страны изучаемого языка. Познание этих особенностей и овладение стратегиями поведения в различных социальных контекстах эффективно осуществляется в процессе игровой деятельности. В этом случае моделируются ситуации, встречающиеся в реальном устном общении специалистов («Прием на работу», «Посещение фирмы», «Беседа с директором компании» «Конференция» и др.). На данном этапе обучения задача преподавателя сводится к использованию разнообразных коммуникативных упражнений, главным образом творческого характера, удельный вес которых увеличивается с каждым занятием, побуждению студентов к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к выводам и обобщениям.

Основными источниками информации для инженера являются научные статьи, технические инструкции, доклады конференций, эксплуатационные характеристики, описания экспериментов и т.д. Поэтому формирование коммуникативных навыков мы начинаем с работы над учебными и аутентичными текстами (это может быть как печатный текст, так аудио- или видеоматериал) с целью получения необходимых знаний страноведческого, культурологического, социокультурного и научного характера. На данной ступени студенты выполняют также упражнения, направленные на формирование навыков межкультурной коммуникации и на развитие стратегий вежливого англоязычного общения. Планомерная организация обучения, включающая теоретическую подготовку, тренировочные упражнения и коммуникативные задания, кульминацией которого является ролевая игра, позволяет наиболее эффективно формировать и развивать языковые, коммуникативные, общекультурные и профессиональные компетенции студентов технического вуза.

Следует отметить, что творческие возможности студентов, уровень их интеллектуального развития позволяют им (особенно в условиях групповой работы) без значительных затруднений разрабатывать и усваивать содержательный компонент ролевой игры, то есть намечать сюжет игры и ролевые взаимоотношения, определять коммуникативную ситуацию, используя дополнительный материал. Однако уровень самостоятельности студентов в разработке иноязычного аспекта своего ролевого поведения в период подготовки ролевой игры оказывается различным, что мы и учитываем при написании сценария игрового действия. Одной из существенных проблем обучения иностранному языку в техническом вузе на первом курсе является различная школьная подготовка студентов, и для повышения качества обучения целесообразно использование личностно ориентированного подхода, как на занятиях, так и во внеаудиторное время. Дифференцированные задания на карточках, включающие четкую инструкцию, программу выполнения и сопутствующие подсказки, раздаются каждому студенту, при этом учитываются их индивидуальная подготовленность и индивидуальные качества. На выполнение каждого из заданий отводится одинаковое время. Так, некоторые студенты в ходе игры воспроизводят содержание диалогов и несложных профессионально-ориентированных текстов, в то время как более подготовленные самостоятельно готовят доклады и диспуты на различные, в том числе и профессиональные, темы. Таким образом, организация практических занятий и самостоятельной работы должна способствовать оптимальной реализации потенциала наиболее подготовленных студентов и их максимальному интеллектуальному развитию, но в то же время и успешному формированию основ языковой коммуникативной компетенции менее подготовленных.

Итак, успешность обучения будущих инженеров профессионально ориентированной речевой деятельности зависит в значительной степени от умелого управления этой деятельностью. Продуманная методически и содержательно, ролевая игра позволяет активно задействовать всех студентов с разным уровнем подготовки. Правильный отбор содержания обучения и продуманная организация учебного процесса обеспечивают последующее успешное проведение ролевой игры, способствуют формированию и развитию не только коммуникативной языковой компетенции, но и развитию общекультурной, когнитивной, социокультурной, информационной, а также ряда профессиональных компетенций студентов технического вуза. Следовательно, языковые коммуникативные умения, которые формируются в процессе изучения иностранного языка, расширяют возможности студентов в учебно-исследовательской, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности.

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Таким образом, подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего иностранным языком и умеющего грамотно его использовать в своей профессиональной деятельности, требует особого подхода к выбору методов обучения. Предметом преподавания является иностранный язык, формирующий профессиональные знания, умения, навыки, поскольку для современного инженера иностранный язык - это не только средство международного общения и экономической деятельности, но и действующий фактор профессионально-личностного развития, саморазвития, профессионально творческой реализации.

Система подготовки инженеров по английскому языку с использованием ролевых игр носит коммуникативный, профессионально-ориентированный характер и ставит целью развитие у студентов способности обмена информацией в сфере бытовой и профессиональной деятельности. В техническом вузе ролевые игры являются наиболее эффективным способом имитации ситуаций общения и направлены на развитие умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации, а также на формирование психологической готовности к реальному иноязычному общению. Чтобы игра оказалась более эффективной в аудитории технического вуза, где иностранный язык не является основным предметом, целесообразно создавать дополнительную мотивацию путем введения в игру ролей, связанных с профессиональной деятельностью студентов.

Использование ролевой игры позволяет формировать и развивать не только языковую коммуника-

тивную компетенцию, но и общенаучные и профессиональные компетенции студентов, что создает условия для подготовки конкурентоспособного инженера и таким образом обеспечить широкую профессиональную мобильность выпускника, его открытость профессиональному росту.

Библиографический список

1. Барышникова Н.Г. Психологическая характеристика эффективности игровых форм и методов при обучении взрослых иностранному языку // Проблемы обучения иностранным языкам дипломированных специалистов. - М., 2000. - Вып. 368. - С. 106110.

2. КузнецоваМ.Н. Лингвометодические основы использования ролевой игры как средства формирования навыков межкультурного общения на иностранном языке (на материале преподавания английского языка в неязыковом вузе): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 28 с.

3. Нуриев Н.К. Оценка уровня конкурентоспособности специалиста // Высшее образование в России. - 2005. - №° 12. - С. 109-113.

4. Федорова Л.И. Игра в обучении: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. - С. 94-138.

5. Халтагарова О.Д Формирование у студента интереса к учебе посредством игровых технологий // Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: Материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. - С. 314-319.

УДК 378

Шибалов Евгений Юрьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В статье изложены особенности социальных игр, дается краткая история изучения данного вида игр, освещены воспитательные потенциалы. На основании всего изложенного автор доказывает целесообразность использования социальных игр в качестве средства социального воспитания учащихся.

Ключевые слова: игра, социальная игра, воспитательная работа.

Социальные игры используются преимущественно в социальном воспитании подростков и старшеклассников. Об этом свидетельствует анализ диссертационных исследований последних лет. К основным направлениям использования социальных игр можно отнести следующие: наиболее общие задачи воспитания (формирование социально ценного опыта, адаптации к социальной среде; развитие самосознания (формирование самопознания, развитие социальной активности); развитие коммуникативной сферы (воспитание эмпатической культуры, регулирования соци-

альных ожиданий, формирования толерантности); ценностная ориентация (военно-патриотическое, гражданское и экологическое воспитание).

Обратимся к анализу ряда теоретических походов к изучению социальных игр. Впервые, такая категория игр как социальные была выделена С.А. Шмаковым. К ним автор относит сюжетно-ролевые и деловые игры. Сюжетно-ролевая игра - это форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Под деловыми же играми С.А. Шмаков предлагает по-

© Шибалов Е.Ю., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.