развитие детей и молодежи: условия его обеспечения. - 2004. - С. 18-22.
3. ТимонинА.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета. - Ярос-
лавль: Изд-во ФРГПУ, 2008 - 263 с.
4. Смирнова Е.Е. Воспитание старшеклассников в условиях учебно-педагогического комплекса «школа допрофессиональной подготовки - университет»: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 181 с.
УДК 378.15:811=1/=2
Рубина Галина Валерьевна
доктор педагогических наук, профессор
Сальникова Наталья Андреевна
Брянская государственная инженерно-технологическая академия
n.salnikova-1972@mail. т
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда. Практическое владение иностранным языком рассматривается в данной статье как важный фактор повышения конкурентоспособности будущего инженера. Использование ролевой игры на занятиях является эффективным методом обучения студентов технического вуза.
Ключевые слова: конкурентоспособность, будущий инженер, технический вуз, иностранный язык, ролевая игра, компетенция.
В современных условиях одной из важнейших задач высшего профессионального образования становится формирование у студентов конкурентоспособности как базисного качества будущего специалиста. Являясь интегральным качеством личности, конкурентоспособность представляет собой многообразие ключевых компетенций, качеств и свойств, позволяющих данной личности успешно функционировать в обществе и цивилизованно решать проблемы профессионального роста. По нашему мнению, конкурентоспособный инженер должен обладать:
- во-первых, профессиональной компетентностью, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для решения профессиональных задач;
- во-вторых, набором специальных способностей, состояние уровня развития которых соответствует актуальному востребованному уровню развития их в социуме, т.е. которое обеспечивает эффективное решение потока проблем в области инженерной деятельности.
В мире информационных технологий, когда доступность зарубежной информации растет с каждым днем, практическое владение иностранным языком становится одним из важных критериев профессиональной компетентности конкурентоспособного специалиста. Как показал опыт, система получения, хранения и использования научно-технической информации, основанной на переводах, значительно устарела. Заменяя поток научно-исследовательской информации так называемой вторичной информацией, переводы нередко становятся барьером между автором и потребителем научных идей, изобре-
тений и открытий, усложняют процесс получения данных и тем самым обесценивают их. В настоящее время владение иностранным языком - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. Таким образом, одной из граней целостной системы качеств конкурентоспособной личности, готовой реализоваться в любой стране мира, является практическое владение иностранным языком. Следовательно, обучение иностранному языку в техническом вузе - это неотъемлемая часть профессиональной подготовки будущих конкурентоспособных инженеров. При этом особое внимание уделяется английскому языку как языку международного общения.
Перестройка учебного процесса в высшей школе в соответствии с европейскими стандартами требует разработки оптимальных форм организации учебного времени, применения инновационных технологий обучения с целью качественного обновления высшего образования. Введение стандартов третьего поколения, реализующих компетентност-ный подход к высшему профессиональному образованию, означает необходимость для каждого преподавателя разработать и реализовать свой социально-педагогический проект перехода к компетентно-стно ориентированной образовательной деятельности. Мы полагаем, что система языковой подготовки будущего инженера должна быть ориентирована в первую очередь на формирование деятельностных умений, отвечающих социальному заказу общества и современному уровню развития технологий.
Одним из способов повышения эффективности обучения английскому языку в техническом вузе является использование ролевой игры, что позволя-
174
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Рубина Г.В., Сальникова Н.А., 2012
ет выдвинуть на передний план овладение студентами речевой деятельностью и, таким образом, реализовать основные методические принципы компе-тентностно ориентированного обучения в высшей школе. В силу своих уникальных качеств игровые методы обучения полностью соответствуют требованиям времени, поскольку в игре органично сочетаются высокая мотивация, эмоциональное напряжение, и групповое взаимодействие. В таких методах обучения в процессе игровой деятельности используются реальные ситуации, конкретные и актуальные для студентов цели и задачи, социокомму-никативные роли, которые позволяют обучающимся представлять себя в образах носителей иных культур, а также невербальная активность и многое другое. Следует подчеркнуть, что в метод обучения игра превращается при следующих условиях:
- наполнение технологии определенным содержанием;
- придание содержанию дидактического смысла;
- наличия мотивации у обучаемых;
- установления дидактических связей с другими методами обучения [5, с. 317].
В методической литературе дидактическая ролевая игра определяется как «форма продуктивной групповой учебной деятельности, направленной на развитие стратегий вербальной и невербальной коммуникации в условиях искусственно созданной проблемной ситуации, которая требует от студентов исполнения обусловленных ею и актуальных для них социокоммуникативных ролей» [2, с. 13].
Итак, ролевая игра - это в том числе и спонтанное речевое поведение студентов, их реакция на поведение других людей, которые участвуют в ги-патетической речевой ситуации. Следовательно, термином «ролевая игра» можно обозначить широкий круг практических и коммуникативных заданий, где от обучающихся требуются спонтанность и беглость. Ролевая игра заставляет обучаемых представить себе ситуацию, в которой они могут сыграть самих себя или их могут попросить сыграть роль какого-нибудь действующего лица. Таким образом, ролевая игра
- это своеобразный учебный прием, при котором обучающийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников общения на иностранном языке. Обязательным элементом игры является разрешение проблемной ситуации, что повышает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности студентов. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у студентов. Необходимость тщательного продумы-
вания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника. Данный методический прием оптимально подходит для использования в учебной аудитории технического вуза с целью имитации ситуаций бытовой и профессиональной сфер, способствуя тем самым формированию и развитию у студентов не только языковой коммуникативной компетенции, но и ряда общекультурных и общенаучных компетенций.
Таким образом, использование ролевой игры является перспективной формой обучения иностранному языку в техническом вузе в связи с тем, что создаются условия для активизации имеющихся знаний студентов, их опыта и навыков общения в различных ситуациях. Следовательно, ролевая игра -это эффективный способ реализации компетентно-стного подхода в обучении, поскольку предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Нами разработан комплекс упражнений для формирования и развития навыков и умений общения на английском языке в рамках предусмотренных программой речевых тем. Для этого был определен коммуникативный, лексический и грамматический минимум, необходимый и достаточный как для аудирования текстов, так и для говорения на бытовую и профессиональную тематику. Упражнения (в том числе творческого характера) направлены на активизацию лексико-грамматического материала, прочное усвоение которого обеспечивает понимание печатного и звучащего текста и позволяет студентам вести коммуникативно-достаточную профессионально ориентированную беседу на иностранном языке.
Исходя из необходимости формирования у студентов технического вуза иноязычной коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности при общении с зарубежными партнерами, мы используем
- коммуникативные ситуативно-ролевые игры (направленные на формирование навыков общения на повседневные, бытовые темы);
- профессиональные ролевые ситуативные игры (имитирующие ситуацию трудовой деятельности персонажей).
Социально-бытовые ролевые игры в основном применяются на начальном этапе обучения английскому языку в вузе, когда студенты овладевают перечнем речевых формул и клише для выражения определенных коммуникативных намерений, основными структурами коммуникативной грамматики, которые необходимы для общения на бытовые темы. Например, в ролевых играх «Давайте познакомимся», «Приглашение», «Представление», происходит знакомство с правилами поведения на официальных и неофициальных встречах. Такие коммуника-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
175
тивные задания формируют элементарные умения социального общения на английском языке: установление первичных контактов, обмен информацией, касающейся личности собеседника. Ролевые игры «Прием зарубежных гостей», «Показ родного города» направлены на развитие коммуникативных умений, формирование речевого поведения и овладение речевыми клише и формулами взаимодействия, которые различаются в ситуациях общения по телефону, при встрече гостей в аэропорту, составления с ними программы пребывания. В систему устных форм работы входят различные виды упражнений: работа с речевыми образцами, подстановочные, репродуктивные упражнения, ситуативные диалоги, диалоги с заменами, ролевые ситуации и др.
Целью профессионально-направленных ролевых игр, которые используются обычно на продвинутом этапе обучения, является формирование у студентов навыков и умений профессионального общения на английском языке, которое требует учета не только культурных, но и социальных характеристик представителей страны изучаемого языка. Познание этих особенностей и овладение стратегиями поведения в различных социальных контекстах эффективно осуществляется в процессе игровой деятельности. В этом случае моделируются ситуации, встречающиеся в реальном устном общении специалистов («Прием на работу», «Посещение фирмы», «Беседа с директором компании» «Конференция» и др.). На данном этапе обучения задача преподавателя сводится к использованию разнообразных коммуникативных упражнений, главным образом творческого характера, удельный вес которых увеличивается с каждым занятием, побуждению студентов к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к выводам и обобщениям.
Основными источниками информации для инженера являются научные статьи, технические инструкции, доклады конференций, эксплуатационные характеристики, описания экспериментов и т.д. Поэтому формирование коммуникативных навыков мы начинаем с работы над учебными и аутентичными текстами (это может быть как печатный текст, так аудио- или видеоматериал) с целью получения необходимых знаний страноведческого, культурологического, социокультурного и научного характера. На данной ступени студенты выполняют также упражнения, направленные на формирование навыков межкультурной коммуникации и на развитие стратегий вежливого англоязычного общения. Планомерная организация обучения, включающая теоретическую подготовку, тренировочные упражнения и коммуникативные задания, кульминацией которого является ролевая игра, позволяет наиболее эффективно формировать и развивать языковые, коммуникативные, общекультурные и профессиональные компетенции студентов технического вуза.
Следует отметить, что творческие возможности студентов, уровень их интеллектуального развития позволяют им (особенно в условиях групповой работы) без значительных затруднений разрабатывать и усваивать содержательный компонент ролевой игры, то есть намечать сюжет игры и ролевые взаимоотношения, определять коммуникативную ситуацию, используя дополнительный материал. Однако уровень самостоятельности студентов в разработке иноязычного аспекта своего ролевого поведения в период подготовки ролевой игры оказывается различным, что мы и учитываем при написании сценария игрового действия. Одной из существенных проблем обучения иностранному языку в техническом вузе на первом курсе является различная школьная подготовка студентов, и для повышения качества обучения целесообразно использование личностно ориентированного подхода, как на занятиях, так и во внеаудиторное время. Дифференцированные задания на карточках, включающие четкую инструкцию, программу выполнения и сопутствующие подсказки, раздаются каждому студенту, при этом учитываются их индивидуальная подготовленность и индивидуальные качества. На выполнение каждого из заданий отводится одинаковое время. Так, некоторые студенты в ходе игры воспроизводят содержание диалогов и несложных профессионально-ориентированных текстов, в то время как более подготовленные самостоятельно готовят доклады и диспуты на различные, в том числе и профессиональные, темы. Таким образом, организация практических занятий и самостоятельной работы должна способствовать оптимальной реализации потенциала наиболее подготовленных студентов и их максимальному интеллектуальному развитию, но в то же время и успешному формированию основ языковой коммуникативной компетенции менее подготовленных.
Итак, успешность обучения будущих инженеров профессионально ориентированной речевой деятельности зависит в значительной степени от умелого управления этой деятельностью. Продуманная методически и содержательно, ролевая игра позволяет активно задействовать всех студентов с разным уровнем подготовки. Правильный отбор содержания обучения и продуманная организация учебного процесса обеспечивают последующее успешное проведение ролевой игры, способствуют формированию и развитию не только коммуникативной языковой компетенции, но и развитию общекультурной, когнитивной, социокультурной, информационной, а также ряда профессиональных компетенций студентов технического вуза. Следовательно, языковые коммуникативные умения, которые формируются в процессе изучения иностранного языка, расширяют возможности студентов в учебно-исследовательской, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности.
176
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
Таким образом, подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего иностранным языком и умеющего грамотно его использовать в своей профессиональной деятельности, требует особого подхода к выбору методов обучения. Предметом преподавания является иностранный язык, формирующий профессиональные знания, умения, навыки, поскольку для современного инженера иностранный язык - это не только средство международного общения и экономической деятельности, но и действующий фактор профессионально-личностного развития, саморазвития, профессионально творческой реализации.
Система подготовки инженеров по английскому языку с использованием ролевых игр носит коммуникативный, профессионально-ориентированный характер и ставит целью развитие у студентов способности обмена информацией в сфере бытовой и профессиональной деятельности. В техническом вузе ролевые игры являются наиболее эффективным способом имитации ситуаций общения и направлены на развитие умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации, а также на формирование психологической готовности к реальному иноязычному общению. Чтобы игра оказалась более эффективной в аудитории технического вуза, где иностранный язык не является основным предметом, целесообразно создавать дополнительную мотивацию путем введения в игру ролей, связанных с профессиональной деятельностью студентов.
Использование ролевой игры позволяет формировать и развивать не только языковую коммуника-
тивную компетенцию, но и общенаучные и профессиональные компетенции студентов, что создает условия для подготовки конкурентоспособного инженера и таким образом обеспечить широкую профессиональную мобильность выпускника, его открытость профессиональному росту.
Библиографический список
1. Барышникова Н.Г. Психологическая характеристика эффективности игровых форм и методов при обучении взрослых иностранному языку // Проблемы обучения иностранным языкам дипломированных специалистов. - М., 2000. - Вып. 368. - С. 106110.
2. КузнецоваМ.Н. Лингвометодические основы использования ролевой игры как средства формирования навыков межкультурного общения на иностранном языке (на материале преподавания английского языка в неязыковом вузе): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 28 с.
3. Нуриев Н.К. Оценка уровня конкурентоспособности специалиста // Высшее образование в России. - 2005. - №° 12. - С. 109-113.
4. Федорова Л.И. Игра в обучении: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. - С. 94-138.
5. Халтагарова О.Д Формирование у студента интереса к учебе посредством игровых технологий // Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: Материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. - С. 314-319.
УДК 378
Шибалов Евгений Юрьевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В статье изложены особенности социальных игр, дается краткая история изучения данного вида игр, освещены воспитательные потенциалы. На основании всего изложенного автор доказывает целесообразность использования социальных игр в качестве средства социального воспитания учащихся.
Ключевые слова: игра, социальная игра, воспитательная работа.
Социальные игры используются преимущественно в социальном воспитании подростков и старшеклассников. Об этом свидетельствует анализ диссертационных исследований последних лет. К основным направлениям использования социальных игр можно отнести следующие: наиболее общие задачи воспитания (формирование социально ценного опыта, адаптации к социальной среде; развитие самосознания (формирование самопознания, развитие социальной активности); развитие коммуникативной сферы (воспитание эмпатической культуры, регулирования соци-
альных ожиданий, формирования толерантности); ценностная ориентация (военно-патриотическое, гражданское и экологическое воспитание).
Обратимся к анализу ряда теоретических походов к изучению социальных игр. Впервые, такая категория игр как социальные была выделена С.А. Шмаковым. К ним автор относит сюжетно-ролевые и деловые игры. Сюжетно-ролевая игра - это форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Под деловыми же играми С.А. Шмаков предлагает по-
© Шибалов Е.Ю., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
177