О.В. Лазорак, ст. преподаватель филиала ЮУрГУ в г. Аша
O.V. Lazorak, senior teacher, branch of SUSU in Asha
МОДЕЛЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗЕННЫХ ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
THE MODEL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING LIFE-SENSE ORIENTATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS
В статье рассматриваются противоречия, сложившиеся в педагогической теории и практике, представлена модель и приведены педагогические условия формирования смысложизненных ориентаций у студентов университета.
The article deals witli contradictions wliich liave formed in tlie pedagogical tlieoiy and practice; also tliere arc tlie pedagogical conditions and tlie model of fonning life-sense orientations of university students.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, противоречия, педагогические условия формирования, гуманитарный, иностранный язык
Key words: life-sense orientations, contradictions, pedagogical conditions of fonning, humanitarian, a foreign language.
В современном обществе наблюдается дефицит гуманитарного опыта личности, отражающего становление рефлексивного сознания (самосознания) и субъект-субъектное культуротворчсство (сотворчество). Доминирующая в социуме и в педагогике установка на утилитарно-вещное отношение к человеку привела к разрыву между предметной компетентностью личности и собственно человеческой образованностью. Таким образом, в педагогической теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:
• на социально-педагогическом уровне между объективной потребностью современного общества в кошурентоспособной, успешной, саморазвивающейся личности инженера обладающего высоким уровнем гуманитарного сознания, и сложившейся системой высшего технического образования, неориентированной на решение данной задачи;
• на научно-теоретическом уровне - меледу необходимостью развития гуманитарного сознания студента вуза формированием его смысложизненных ориентаций и недостаточной научно-теоретической разработанностью данного вопроса;
• на научно-методическом уровне - меледу имеющимся учебно-методическим обеспечением процесса профессиональной подготовки будущих инженеров, обладающих высоким уровнем гуманитарного сознания и сформированными смысложизненными ориентациями, и не разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в условиях вуза.
Таким образом, из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: как сформировать смысложизненные ориентации у студентов университета. Нами разработаны педагогические условия и модель формирования смысложизненных ориентаций (рис.) у студентов университета. Педагогические условия и модель формировались в ходе экспериментальной работы, проводимой на выборке студентов филиала ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) в г. Аша Особенность филиала заключается в том, что он расположен в шрно-металлургической зоне и ориентирован на обучение будущих специалистов металлургической промышленности. Таким образом, большинство студентов филиала получают технические специальности. Тем не менее, мы считаем, что предложенные нами педагогические условия и модель формирования смысложизненных ориентаций приемлема не только для студентов технических специальностей но для студентов разных специальностей а также и для учащихся техникумов и средних специальных учебных заведений.
Первое педагогическое условие - формирование у студентов мотивации к получению гуманитарных знаний [4]. Наличие данного условия определяется тем, что у большинства студентов технических специальностей вуза отсутствует мотивация к изучению гуманитарных предметов и получению гуманитарных знаний. Они считают, что предметы гуманитарного цикла отвлекают их, отнимают время от изучения предметов, необходимых по специальности. Для студентов-будущих инженеров характерны конкретность, консервативность, замкнутость, рациональность и логичность, поэтому освоение гуманитарных дисциплин для них сложно. Техническое мышление разбивает проблему на несколько задач и решает ее фрагментарно, гуманитарное же сознание стремится мыслить цельно, синергично. Таким образом, встает вопрос о необходимости формирования гуманитарного сознания студентов университета [3]. Инженер должен быть приобщен к непрерывному и бесконечно разностороннему восприятию и усвоению информации и знаний которым нет границ. Глобальность мышления, способность к осмыслению информационных потоков, готовность к решению любых проблем по своей специальности - вот те требования, которые предъявляются сегодня к современному инженеру. Дисциплины технического цикла не решают такие вопросы.
Второе педагогическое условие - формирование у студентов потребности к изучению иностранного языка Одним из требований, предъявляемым к высококвалифицированным инженерам, является «высокая коммуникативная готовность к работе в профессиональной и социальной среде» [6], умение приспособиться к группе, контролировать свои эмоциональные реакции, уметь наладить эффективные взаимоотношения с людьми, быть корпоративным. Иностранный язык играет значительную роль в формировании умения общаться. Компетенции, приобретаемые студентами в процессе изучения иностранных языков, при их совместном практическом использовании в дальнейшем, в процессе решения
комплексных инженерных задач, открывают новые возможности подготовки современных кадров, способных действовать профессионально. Современный инженер должен уметь читать литературу по специальности на иностранном языке, быть способным и готовым к деловым коммуникациям в профессиональной среде, быть готовым к письменному обмену информацией [2], иметь готовность использовать знание иностранного языка для решения профессиональных задач. Современный конкурентоспособный инженер использует иностранный язык для поиска, систематизации, оценки и интерпретации профессионально значимой информации; деловой переписки, оформления тезисов доклада аннотирования и реферирования статей; профессионального общения; устных контактов в ситуациях повседневного общения. В процессе изучения иностранного языка в вузе будущий инженер имеет возможность развить свои коммуникативные умения на иностранном языке, что значительно сложнее, чем на родном. Это в будущем поможет ему в общении с коллегами, как на родном, так и на иностранном языках. Чтение иноязычных текстов, моделирование речевых ситуаций, написание писем и сочинений, монологические высказывания на различные темы позволяют высказать свою точку зрения, услышать и принять точки зрения других людей. На современном этапе мы наблюдаем своеобразный коммуникативный сдвиг (communicative shift) в геолингвисгической ситуации планеты, в результате которого английский язык приобрел статус языка международного общения. Владение английским языком на современном этапе развития общества - необходимое условие вхолсдсния индивида в мировое коммуникативное пространство. Это утверждение в полной мере относится к конкурентоспособному, творчески мыслящему, современному инженеру [1]. В тенденции цивилизованного развития общества и стратегической потребности социума инженер должен быть не только высококвалифицированным профессионалом в определенной области, но и широко эрудированной личностью, имеющей основательную гуманитарную подготовь, способной адекватно выразить себя - социально, профессионально, интеллектуально и эмоционально средствами иностранного языка [5].
Третье педагогическое условие - создание на занятиях по иностранному языку гуманитарной среды, обеспечивающей формирование гуманитарной направленности личности студента-будущего инженера, и погружение в нее студентов. Именно среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, а именно, личности безопасного типа, осознающей смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящейся жить в согласии с самой собой, окружающей природой. Гуманитарную среду высшего учебного заведения следует рассматривать как профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое определенной педагогической системой и ориентированной на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности. Общей целевой направленностью гуманитарной среды является ее воздействие на личность в интересах формирования гуманитарной культуры специалиста, включающей в себя не только гуманитарное знание и соответствующие умения, но и постоянное их использование как в профессиональной, так и во всех других социально значимых сферах деятельности.
Таким образом, обозначенные педагогические условия, являясь относительно самостоятельными, образуют единый комплекс, призванный успешно реализовать спроектированную нами модель._
Целевой блок
рефлексив-ности направлен-ности Стремления к самосознания «Я» - концепции гуманитар-ной
личности самоаюуа-лизации личности среды вуза
Цель: формирование смысложизненных ориенгаций у студентов университета
Задачи: формирование смысложизненных ориенгаций у студентов университета на основе
Подходы: системный, личностно-ориентированный, деятельностный, аксиологический, социокультурный, диалогический, компетенгностный
11р| и м и м м>|: системности, последовательности и комплексности, активности и самостоятельности, профессиональной и практической направленности, сочетания индивидуального и коллективного характера обучения, культуросообразности, диалогичности, развивающего обучения
Содержательн ыйблок
Метод ическое обеспечение (авторские метод ики)
курс занятий курс домашнего курс деловой переписки курс «Английский в стихах»
по аудированию чтения (методическое пособие (методическое пособие для
для студентов) студентов)
Организ ащтонный
блок
Методы Формы Средства
диалоговые, дискуссионные, проблемные, исследовательские, игровые, рефлексивные, метод проектов работа с текстом, разработка и презентация творческих работ, упражнения, решение учебно-познавательных задач, ролевые игры, профессионально-коммуникативные ситуации, конкурсы образовательные программы, программы курсов, методические пособия, программы практических занятий, аудио и видео материалы, профессиональные журналы и газеты, творческие задания, ресурсы Internet, TCO
Этапы формирования смысложишенных ориентации
мотивационно-стимулирующий содержательно-деягельностный рефлексивно-оценочный
Комплекс педагогических условий
1) формирование у студентов-будущих инженеров мотивации к получению гуманитарных знаний;
2) формирование у студентов потребности к изучению иностранного языка;
3) создание на занятиях по иностранному языку гуманитарной среды, обеспечивающей формирование гуманитарной направленности личности студента-будущего инженера, и погружение в нее студентов.
Конгрод Уровни сформированности гуманитарной направленности
ьно- низкий средний высокий
оценочныи блок Критерии: самооценка, рефлексия, читательские интересы, социальные установки личности Прогнозируемый результат: переход на более высокий уровень сформированное™ гуманитарной направленности и смысложизненных ориенгаций
Рис. Модель формирования смысложизиеиных ориентации студентов университета
Литература:
1. Артемьева O.A. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации. Тамбов, 2005.160 с.
2.Лазорак О.В. О целесообразности обучения студентов навыкам написания деловых писем на английском языке. // Естественно-научные, гуманитарные и социально-экономические науки: первая заочная меледу народная научно-практическая конференция (24 мая 2008 года). Челябинск, 2008. С. 122-124.
3.Лазорак О.В. Проблема гуманитарного сознания студентов технических вузов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. (Часть 2) / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск, 2009. С. 29-32.
4.Лазорак О.В. К вопросу о необходимости гуманитаризации высшего технического образования. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов УШ Всероссийской научно-практической конференции с мелезународным участием / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск, 2009. С. 69-72.
5.Лазорак О.В. Обучение студентов технических специальностей иностранному языку как гуманитарной дисциплине // Психолош-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы П Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2010. С. 57-63.
6.Петров А. Методология и организация элитной подготовки // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 58-64.