РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Марина Ивановна Ковалёва
Сибирский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков, тел. (383)373-12-13, e-mail: [email protected].
В статье рассмотрены вопросы формирования межкультурной коммуникации на основе ролевых игр при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Проанализированы такие понятия как «коммуникативные умения», «иноязычная коммуникативная компетенция» и «интерактивные методы обучения». Приведены конкретные примеры эффективного использования ролевых игр на занятиях по иностранному языку и сделаны выводы.
Ключевые слова: ролевые игры, коммуникативные умения, иноязычная
коммуникативная компетенция, межкультурная коммуникация.
ROLE PLAYS AS A DEVELOPMENT TOOL OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION WHEN TRAINING A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Marina I. Kovaleva
Siberian Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 630102, Russia, Novosibirsk, Nizhegorodskaya St., 6, candidate of Ped. Sc. Ass. Prof., Chair of Foreign Languages Department, tel. (383)373-12-13, e-mail: [email protected].
The author considers the questions of cross-cultural communication’s formation on the basis of role plays when training a foreign language in non-language higher education institution. Such concepts as "communicative abilities", "foreign-language communicative competence" and "interactive methods of training" are analyzed. Concrete examples of the effective use of role plays when teachin foreign languages are given and the conclusions are drawn.
Key words: role plays, communicative abilities, foreign-language communicative competence, cross-cultural communication.
Формирование современного российского общества происходит в условиях глобальной информатизации, ориентации на международные стандарты и расширения международных связей. Постоянно возрастающие требования к качеству образования и подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных выпускников вузов, в том числе и в сфере владения иностранными языками, стимулируют практически все вузы нашей страны вести поиск новых современных средств передачи и овладения иноязычными профессиональными компетенциями [1, C. 152]. В данных условиях представляется актуальным и востребованным является задача развития коммуникативных навыков межкультурной коммуникации студентов на
основе интерактивных методов обучения иностранному языку, одним из которых является ролевые игры.
В сущности, каждое занятие иностранного языка - это «практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием (опять же иностранным, если это слово иностранное) представление о мире» [2, 14]. Развитие межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку студентов не может быть осуществлено без формирования и развития коммуникативных умений и иноязычной компетенции.
Следует отметить, что проблемы компетентностного подхода в обучении иностранным языкам освещены в работах таких учёных, как Р.П. Мильруда, В.В. Сафонова, E.H. Соловова, С.Г. Тер-Минасовой, И.А. Цатурова и др. Вопросами классификации, а также формирования и развития коммуникативных умений рассматривали в своих исследованиях следующие учёные Е.А. Буренок, С.Г. Воровщиков, Г.В. Селевко, А.В. Мудрик, П.А. Стрельников, Д.В. Татьянченко, В.А. Тищенко и др.
Существуют различные определения коммуникативных умений. В рамках данной статьи представляет интерес следующее определение: «Коммуникативные умения - владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества» [3, с. 15]. Иноязычная коммуникативная компетенция определяется, как «способность будущего специалиста действовать в режиме вторичной языковой личности в разнообразных специально детерминированных ситуациях, готовность к осуществлению межкультурного взаимодействия» [4, с. 183].
Приоритетными направлениями в обучении иностранным языкам в вузе являются коммуникативность, интерактивность, аутентичность, изучение языка в культурном контексте, которые развивают межкультурную коммуникацию. Конечной целью обучения иностранным языкам является свободное ориентирование в иноязычной среде и этому в большой степени способствуют интерактивные методы обучения. Основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:
- нахождение проблемной формулировки темы занятия;
- организация учебного пространства, располагающего к диалогу;
- мотивационная готовность студентов и преподавателя к совместным усилиям в процессе познания;
- создание специальных ситуаций, побуждающих студентов к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
- выработка и принятие правил учебного сотрудничества для студентов и преподавателя;
- использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;
- оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;
- развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.
Одним из самых эффективных методов интерактивного обучения является ролевая игра. В последние годы в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, принимается как общенаучная, серьезная категория. Так, игра как средство обучения рассматривается в исследовательских работах П.К. Бабинской, В.Н. Комиссарова, Ю.Б. Кузьменковой, Р.К. Миньяр-Белоручева, Е.А. Маслыко, Е.И. Пассова, К.А. Родкина, М.Ф. Стронина, С.Д. Шевченко, С.А. Шмалова и др.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой. Можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить студентов осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Отличительной черты игровых методов обучения по сравнению с другими активными методами обучения является групповая активность, которая даёт возможность каждому студенту проявить свои творческие способности. Проведение ролевых игр предполагает наличие трех этапов: подготовительного, проведения игры, контроля. В основе ролевой игры лежат общеигровые элементы: наличие ролей и ситуаций, в которых происходит реализация ролей, а также различные игровые предметы.
Развитие межкультурной коммуникации с помощью ролевых игр представляет собой актуальную задачу научно-практического значения. На кафедре иностранных языков Сибирского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (СИУ РАНХиГС) на занятиях по английскому, немецкому, французскому и китайскому языкам активно используются ролевые игры. В учебно -методических пособиях преподавателей кафедры предлагаются различные ролевые игры, которые модифицируются с учётом интересов и возможностей студентов. Дополнительная мотивация создаётся путём введения в игру ролей, которые связаны с их будущей профессиональной направленностью.
Так, например, в учебном пособии «Английский для психологов» (авторы М.И. Ковалёва, Е.Ю. Емельянова и Л.В. Ванчугова) после каждой темы разработали специальные разделы: «Role Play» [5]. Среди ролевых игр предлагается проведение конференций (например, «Education of Gifted Children in the World»), «круглых столов» (например, «Teenagers in Russia and Other Countries»), дискуссий (например, «Our Memory and a Computer», «The Meaning of Our Dreams: Different Approaches», etc.) и интервью с известными психологами и др. Как показывает практика, такие ролевые игры позволяют успешно решать важные методические и психологические задачи, такие как: создание психологической готовности обучающихся к речевой деятельности,
общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; создание условий для обучения студента со средним и низким уровнем обученности; тренировка студентов в выборе нужного речевого варианта; формирование собственнокоммуникативной мотивации; снятие усталости и напряженности и др.
В целом, ролевые игры применяются на занятиях иностранного языка СИУ РАНХиГС на всех специальностях и направлениях, например, на занятиях, посвящённых ведению деловых переговоров в разных странах, собеседованию при приёме на работу в новую зарубежную компанию, обсуждению решений суда, созданию рекламного ролика зарубежного издания, совещанию Совета директоров и др. При подготовке к игре используется материал, причём, не только учебники, но и видеофильмы, диски, Интернет, творческие работы студентов и т.д.
Безусловно, важную роль в развитии навыков общения играет организаторская роль учителя: его собственная свобода движения, фантазия, увлечённость, энергичность. Кроме того, результативность ролевых игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными упражнениями. Успешность практического владения иностранным языком также зависит во многом от того, насколько оно мотивировано в глазах обучающихся. На мой взгляд, большую роль при обучении иностранному языку играет естественная мотивация, при которой язык является не столько целью обучения, сколько средством, при котором обеспечивает понимание между представителями различных культур.
Необходимо подчеркнуть, что ролевое общение повышает мотивацию к изучению иностранного языка и заметно повышает эффективность урока иностранного языка, однако оно не исчерпывает его возможности. В ролевом общении всегда присутствует проблемность, которая в ряде случаев может стимулировать не ролевое, а дискуссионное общение. Применение дискуссионного общения означает, что вовлечение студентов в проблемное обсуждение сегодня считается обязательным компонентом процесса обучения иностранному языку, без которого занятие теряет значительную часть своей эффективности. В соответствии с этим положением проблема является одним из способов организации учебного материала.
Таким образом, можно утверждать, что ролевые игры играют важную роль при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. При этом повышается мотивация студентов к изучению иностранного языка, усиливаются положительные эмоции, благоприятно влияя на развитие их коммуникативных умений. Приведенные в данной статье примеры использования ролевых игр при обучении иностранных языков на кафедре иностранных языков СИУ РАНХиГС не исчерпывают все их возможности. В то же время их применение позволяет более успешно решать задачи формирования межкультурной коммуникации студентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Стрельников П.А. Особенности формирования профессиональнокоммуникативных умений // Вестник ЧГПУ. - 2009. - №11. - С. 152-158.
2. Тер-Минасова С.Г. зык и межкультурная коммуникация - М.: Слово/Slovo, 2000. -
261 а
3. Тищенко В.А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации // Казанский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 15-22.
4. Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных учёных // Ярославский педагогический вестник. - 2009. -№1. - С. 179-184.
5. Ковалева М.И., Емельянова Е.Ю., Ванчугова Л.В. Английский язык для психологов: учеб. пособие. - Новосибирск: СибАГС, 2010. - 176 с.
© М. И. Ковалёва, 2014