Научная статья на тему 'Анализ процесса формирования профессиональной мобильности у будущих специалистов'

Анализ процесса формирования профессиональной мобильности у будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ процесса формирования профессиональной мобильности у будущих специалистов»

УМО по проф.-пед. образованию / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000.-Вып. 2 (27).-С. 30-31.

3. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский.-М„ 1992.

4. Садовников, Н. В. Фундаментализация современного вузовского образования / Н. В. Садовников // Педагогика. - 2005. - № - 7. - С. 49-54.

5. Тоффлер, Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века / Э. Тоффлер. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 199!.

6. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. - М.: Прогресс, 1987. - Т. 4.

7. Ядов, В. А. Социальная идентификация личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности: сб. — М.5 1994.

УДК 378

С. Е. Каппина

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Сегодня в условиях модернизации отечественного образования, в сложившейся социокультурной и экономической ситуации в стране все более значимым становится подготовка не только высокопрофессиональной, творческой, конкурентоспособной, но и профессионально мобильной личности. Активная интеграция России на мировой рынок способствовала изменению квалификационных требований к уровню знаний специалистов. Квалификационные требования к специалисту вышли за пределы профессиональных стандартов, и предполагают более широкий спектр знаний и умений, формируемых благодаря образовательному, развивающему и воспитательному потенциалу предметов гуманитарного цикла.

Дисциплина «Иностранный язык» - одна из дисциплин гуманитарного цикла, которая способствует повышению профессионального мастерства, общей образованности будущего специалиста, что является, прежде всего, свидетельством широты кругозора, живого интереса ко всему происходящему в мире, стремления к познанию всего нового. Кроме того, «стоимость» специалистов, владеющих иностранными языками, намного выше «стоимости» специалистов ими не владеющих. Таковы оценки обсуждаемой проблемы в современной литературе ¡"1; 2; 3; 4; 5 и др.].

Профессиональная деятельность современного инженера предполагает сложное сочетание выполняемых им функций: проектировочной, прогностической, диагностической, информационно-аналитической, организацион-

ной, коммуникативной и др. Все они основаны на лингвопрофессиональной системе, сопряженной с иноязычной информацией в самых разнообразных формах ее проявления. Изменившаяся под влиянием времени специфика социального взаимодействия в межкультурном плане выявила и новые компоненты содержания обучения, а вместе с тем и реальные сферы и ситуации общения, в которых будущие специалисты могут использовать иностранных язык для достижения тех или иных целей актуального общения. Изучение этих данных и соотнесение их с типами профессиональной мобильности специалиста, а также с их образовательным и лингвистическим опытом позволяет выявить некоторые возможности предмета «Иностранный язык» (табл. 1).

Профессиональное обучение студентов средствами языковой подготовки направлено на гуманизацию процесса обучения, большую глубину профессионального компонента, который лежит в основе профессиональной мобильности будущего специалиста. Все это создает предпосылки для использования Иностранного языка в работе по специальности по следующим направлениям:

- как источник информации, необходимой для непосредственной работы по профессии;

- как средство коммуникации с зарубежными партнерами;

- как инструмент переводческой деятельности в области специальности;

- как возможность осуществлять преподавательскую работу в области специальности на иностранном языке;

- как основы дальнейшего послевузовского образования, в том числе за рубежом [6].

Однако существующая система образования не уделяет этому аспекту подготовки специалиста должного внимания. В этой связи возникла необходимость в корректировке содержания, форм и методов обучения, направленных на приобретение личностных и метапрофессиональных качеств, необходимых будущему специалисту для осуществления профессиональной мобильности (на примере Иностранного языка).

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа направлена на формирование профессиональной мобильности будущего специалиста, которая характеризуется целенаправленностью, упорядоченностью, организованностью. Весь процесс обучения иностранному языку студентов технических специальностей был построен на создании условий для реализации возможностей дисциплины «Иностранный язык» в формировании профессионально мобильной личности специалиста.

Использование в ходе опытно-экспериментальной работы гуманистически ориентированной диагностики и самодиагностики субъектности будущего специалиста позволило нам объективно оценить уровень сформиро-ванности профессиональной мобильности студентов, внести коррективы в процесс обучения иностранному языку, выработать требования к личности

Таблица 1

Номенклатура сфер и ситуаций, в которых профессионально-мобильные специалисты используют иностранный язык

Специализация инженера Тип мобильности Возможности иностранного языка

Инженер-технолог, инженер по трансферу Предметно-информационный для поиска новой информации (при работе с текстами из учебной, страноведческой, научно-популярной литературы, периодических изданий и монографий, инструкций, справочной литера!уры, Интернета); - для устного обмена информацией (в ситуациях повседневного общения, при обсуждении проблем страноведческого, общенаучного и общетехнического характера); для письменного обмена информацией (делая записи/ выписки / конспекты, при написании писем, в том числе делового содержания, отражающих определенные коммуникативные намерения); - при работе с компьютером

Инженер-энциклопедист Профессионально-личностный для поиска новой информации; для устного обмена информацией; для письменного обмена информацией; - при работе с компьютером; - в процессе работы с оригинальной литературой; - для реализации устных повседневных и деловых контактов с целью обмена информацией, в ходе деловых встреч и совещаний; для письменных контактов (деловая переписка, заполнение анкет, формуляров, аннотирование)

Инженер-профессионал, систематик Личностно-творческий - для поиска новой информации; в процессе творческой обработки информации; для устного обмена информацией; - для письменного обмена информацией; - при работе с компьютером; - в процессе работы с оригинальной литературой научного характера; - для реализации устных повседневных и деловых контактов с целью обмена информацией, в ходе деловых встреч и совещаний, в ходе непосредственного делового общения и по телефону; в процессе научного сотрудничества на семинарах, конференциях, конгрессах; при реализации письменной информационной деятельности в ходе деловой переписки, при составлении патентных описаний, а также при подготовке тезисов, докладов, статей, рецензий и т.д.

профессионально-мобильного инженера и рекомендации для преподавателей, осуществляющих этот процесс.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами реализована модель формирования профессиональной мобильности будущих инженеров (рис. 1), внедрен разработанный нами курс обучения иностранному языку студентов по специальности «технология деревообработки», направленный на формирование профессиональной мобильности на основе профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения иностранному языку, а также экспериментально обоснованы педагогические условия эффективности формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении предметов гуманитарного цикла.

Целью курса является формирование профессионально-значимых, личностных и интеллектуально-логических умений будущего инженера при обучении иноязычной речевой деятельности и отражающих развитость определенного типа профессиональной мобильности (предметно-информационного, профессионально-личностного, личностно-творческого типа).

Исходя из принципа индивидуализации обучения, а также учитывая типы сформированности профессиональной мобильности, мы предлагаем использовать в процессе обучения иностранному языку следующую классификацию методов и форм обучения (табл. 2).

На начальном этапе обучения мы закладывали фундамент владения иностранным языком в рамках будущей профессиональной деятельности. Главной задачей данного этапа обучения является не только усвоение определенных знаний и умений, а, прежде всего, актуализация познавательной деятельности студентов, формирование у них устойчивой мотивации к познанию профессии посредством иностранного языка. Последний компонент очень важен, когда речь идет о профессиональной мобильности будущего специалиста. Однако мотивация не приходит сама собой, ее нужно целенаправленно развивать специальными средствами. Ключом к развитию мотивации является индивидуализация процесса обучения.

Под индивидуализацией мы подразумеваем не только учет способностей студентов и уровень знания предмета, важно учитывать и личный опыт студентов (опыт их профессиональной деятельности, полученный в ходе прохождения практики, лабораторных опытов), их интересы, склонности, чувства, эмоции. Перед началом обучения студентам предлагается два «вход-теста» на определение уровня мотивации и знаний, по результатам которых планируется траектория дальнейшего обучения.

На данном этапе обучения ведущей организационной формой обучения является коллективно-групповое и индивидуально-групповое занятие, которое проходит в виде обучающей беседы (лекции, объяснения). Здесь происходит первое знакомство студентов с будущей специальностью инженера, с видами квалификаций, а также определяется ряд профессиональных ка-

ЦЕЛЬ: совершенствование процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров с использованием возможностей предметов гуманитарного цикла

ЗАДАЧИ

-обеспечение соответствующими знаниями, умениями, навыками; -формирование метапрофессиональных качеств и ключевых квалификаций; -вовлечение студентов в квазипрофессиональную деятельность;

-формирование положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, -вооружение знаниями об особенностях протекания производственных процессов складывающихся производственных отношениях в условиях рынка труда.

ПРИНЦИПЫ

-системный;

-аксиологический;

-культурологический;

-антропологический;

-синергетический;

-герменевтический.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Рис. 1. Модель процесса формирования профессиональной мобильности будущего инженера

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ...

Таблица 2

Содержание процесса обучения иностранному языку & зависимости от типа профессиональной мобильности инженера

Аспекты подготовки специалиста Предметно-информационный тип мобильности (инженер-технолог, инженер по трансферу) Профессионально-личностный тип мобильности (инженер-энциклопедист) Личностно-творческий тип мобильности (инженер-профессионал)

Деятельности ая сущность его функций воспроизведение известного но образцу воссоздание и стабилизация изменчивого развития; создание нового, имеющего аналоги прогнозирование неизвестного; создание нового, не имеющего аналогов

Ведущие психические процессы в реализации функций память, представление оперативное мышление; техническое мышление теоретическое мышление; техническое мышление; творческое мышление

Ведущая обучающая процедура передача информации; отработка действий моделирование и разбор ситуаций; нежесткое, косвенное управление создание творческой среды; самостоятельная работа

Ведущие методы активизации обучения объяснительно- иллюстративный метод; диалогический метод; метод проблемных ситуаций информационно-развивающий метод; репродуктивный метод; игровой метод; эвристический метод; проблемно-поисковый метод информационно- развивающий метод; проблемно- поисковый метод; исследовательский метод; творчески- репродуктивный метод

Ведущие формы обучения коллективно-групповое занятие; индивидуально- групповое занятие; самостоятельная работа комбинированный урок; ролевая игра; индивидуально- групповое занятие; индивидуально- самостоятельное занятие интегативный урок; индивидуально- групповое занятие; индивидуально- самостоятельное занятие; деловая игра

честв, которые необходимо сформировать для овладения профессиональной деятельностью.

Каждый урок такого модуля построен по одному плану, начинается он с небольшого индуктивного текста, в котором предъявлен новый лексический и грамматический материал. Затем даются многочисленные упражнения, которые направлены на развитие умений и навыков обучающихся, являются конкретным способом использования единиц учебного материала в планируемой деятельности и основным средством поэтапного управления формированием профессиональной мобильности будущего специалиста.

Взяв за основу органичное сочетание комплекса упражнений, разработанного С. К. Фоломкиной, и комплекса упражнений, предложенного И. Л, Бим (поскольку каждый комплекс соответствует задачам нашего исследования), мы создали свою классификацию упражнений для обучения профессионально-ориентированному владению иностранным языком (рис. 2).

Положительным моментом классификации, как мы считаем, является то, что в ней соблюдается принцип плавного перехода из одного этапа обучения в другой, и каждый последующий этап обучения строится на ранее достигнутых и приобретенных умениях и навыках. Следует заметить, что мы используем для обучения иностранному языку индивидуализированные упражнения, адаптированные по содержанию и объему информации к уровню подготовки обучаемых. Это особенно важно учитывать при обучении студентов технических специальностей, где имеет место неодинаковый уровень языковой подготовки абитуриентов.

Кроме того, разработанная система упражнений позволяет научиться работать со специальной литературой, что в соответствии с Программой по иностранным языкам для вузов неязыковых специальностей способствует формированию умений поиска и осмысления информации, коммуникативной компетенции определенного объема, содержания и вида.

Формирование коммуникативной компетенции, которая рассматривается в настоящее время как одна из составляющих профессиональной мобильности инженера, протекает в процессе взаимодействия, говорения и чтения.

Выбор тем для осуществления монологической и диалогической речи на начальном этапе базируется на общечеловеческом, универсальном опыте, с постепенным введением профессионально-окрашенной лексики. Например: 1. Качества личности (опыт «я»), 2. Семья (опыт «мы»), 3. Соседи, государство (опыт «они»), 4. Дом, жилище. 5. Окружающая среда (природа, цивилизация). 6. Работа (будущая профессия). 7. Воспитание (ценности в обществе). 8. Свободное время. 9. Коммуникация. 10. Этические нормы. 11. Нравственная и духовная сфера (запросы, саморефлексия, эмоции и т. д.).

Вместе с тем мы начинаем работу по профилированию иноязычной подготовки, являющейся началом специального этапа обучения. В соответствии с этим изучается лексика, отражающая особенности специальности, профессиональной деятельности. Закрепление, тренировка употребления этой лексики осуществляется на материале для чтения: адаптированных текстах общепрофессионального характера по технике, которые могут быть источником пополнения лексического запаса студентов, как общего, так и профессионального характера.

Изучение грамматики предусматривает обобщение грамматических знаний и навыков, полученных студентами в довузовских образовательных учреждениях. Но, следует отметить, что примеры и иллюстрации употребления грамматического материала должны опираться на использование обще-

ТИПЫ УПРАЖНЕНИИ

ГРАФЕМНО-ФОНЕМНЫЕ

1

е «

О <Й

о Я 2 Э °

ЕЕ ю

£ о

3 Р

ю

о 53

- 3

Я

е. й

§

о <и я-

„ К

со ^

О ^ Св

Я

Оч рг-1)

1) Ч м

о |

£

Т ¡Г- §

и

и к

8 я

сЗ , , Ж Я « Я

и)

м

р

а

Ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

X

о

Я

о

Я

О

о

й

Я

л

я

о

ч

о

о

и

¡а О Ч о Е 5

о и

а

со

ш К

О о. (и ас

>. ч

еа §

а к

о ж

X ж

св со

СО о О К

к Л о Я и ч

а и Я

о а. Л

К 1 В о

я я

I

к К о, И

£С Ч О о

р гГ о с

Я 1Ы я

§ а а я

СТРУ1 ИНФОРМ СТУРНО -АЦИОННЫЕ

Г

КОММУНИ клтивно-

СМЫСЛОВЫЕ

1

РЕПРОДУКТИВНО-ПРОДУКТИВНЫЕ; ПРЕДРЕЧЕВЫЕ

о

X X

о

5

ч

ч> С.

в

о

«

к

а

0 н

К

3 &

си

О- Е

■а1 м

1 1)

К н

13

с и

а

Й о

* 5

Е *

§ а

•6- я

« Я

н С, I с

к Я

4> Ч о

ч

и сх е о

I

св

В

о

4 о я со Я О

С

О

о

£ Щ

а

ж

и И л

5

4

Й л

5 я

о й В

ьи и

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

я

в

>1

р.

и

1—1

к

1 я

к—1 О

м

§ я я

в» <я

Он Я

и н я

§ И5

Он Я

я

X и

Е

о 1-.

о

Я о

л К

К

>. а

ч 2

к и

я £

к я

ч

я Я щ к я 1

Я СП

я о

и с.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОДУКТИВНО -РЕЧЕВЫЕ

и о я

и и.

X о.

н &

И

К! 2

СО 2

I

я И и

и Ч

11 II

в § й ^ Я о л Ч

4 о

5 о, 3 К

6 в* Й я

С эз

и

I ч

о Я £6

(в Р о К и н

н

о

<8 о.

о с

У, к

х о о

а о К

Ч

%

& а

я из сз я

Ч о

Сь

а

1) х & 3 я

| о

Ч ■и Ч

Рис. 2. Классификация упражнений для обучения профессионально-ориентированному владению иностранным языком

профессиональной лексики (Например, Builders must be familiar with the positive and negative building properties of wood. Being built of wood the bridge could not withstand heavy loads. Timber used for building purposes is divided into two groups: softwoods and hardwoods).

Тематика устной речи на этом этапе обучения определяется исходя из содержания профессиональной подготовки студентов технической специальности и тесно связана с такими общепрофессиональными дисциплинами, как «Введение в специальность», «Теоретическая механика», «Основы древесиноведения», где студенты получают общепрофессиональные знания но основам своей будущей профессии.

Ведущим методом обучения в этот период является объяснительно-иллюстративный метод. При помощи рассказа или объяснения преподаватель сообщает необходимую информацию по основным темам модуля. Студенты при этом внимательно слушают, воспринимают идущую информацию, осознают и осмысливают факты, оценки, выводы, а затем фиксируют в памяти, оставаясь в рамках воспроизводящего мышления. Этот метод не гарантирует развитие творческих способностей, но способствует обогащению студентов необходимыми для практической деятельности знаниями, умениями и навыками.

Эмоциональность проведения занятий активизирует процессы внимания, осмысления, запоминания изученного материала, делает занятия более интенсивными, повышает их эффективность. Таким активизатором служат диалогический и проблемно-поисковый методы.

Принцип диалогичности обуславливает развитие у студентов рефлексии, способствует осознанию себя субъектом деятельности, социально-полезной личностью, формирует умения отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции. Данный метод является завершающим на начальном этапе обучения. Теперь преподаватель больше старается опираться на уже имеющиеся знания студентов, задает им вопросы, подводит к рассуждению. Так начинаются закладываться основы познавательной и социальной компетенций, которые получают дальнейшее развитие при решении проблемных задач разного уровня.

При переходе к основному этапу обучения иностранному языку с целью формирования профессиональной мобильности будущего инженера наблюдается усложнение задач обучения. Как показывает практика, именно в этом звене возникают у учащихся и педагогов значительные трудности: снижение темпов обучения, интереса к иностранному языку, усталость и т. п., это накладывает отпечаток на весь последующий процесс обучения. На наш взгляд, именно здесь очень важно подчеркнуть основную идею и раскрыть возможности профессиональной мобильности будущего специалиста.

На данном этапе особое внимание уделяется дифференцированному и индивидуальному обучению, а также ведется работа на перспективу формирования типов профессиональной мобильности. Теперь повторение и зак-

репление изученного ранее проводится так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства обучаемых, а вместе с этим создать «почву» для перехода к творческой, самостоятельной профессиональной деятельности. Кроме того, ведется активная работа по развитию и совершенствованию личностных качеств будущего специалиста: индивидуальность, предприимчивость, общая культура, эмоциональная устойчивость, рефлексивность, коммуникативность, креативность и др.

Усвоение учебного материала происходит в рамках индивидуально-групповой, коллективно-групповой и индивидуально-самостоятельной форм работы. Затем в процесс обучения вводится комбинированный урок, который подготавливает обучаемых к интегративному обучению, а также разного рода деловые и ролевые игры, которые способствуют развитию творческого потенциала будущих инженеров.

Обучение видам речевой деятельности на данном этапе ведется на профессионально-ориентированном аутентичном тексте. Работа с оригинальной литературой мотивирует студентов. В психологическом аспекте аутентичные тексты нашего пособия выступают как «объект смысловой обработки» и создают необходимую содержательную и коммуникативную базу для развития говорения: они обладают коммуникативной целостностью, благодаря чему отвечают познавательным запросам обучаемых, активизируют их мыслительную деятельность. В указанных текстах лексика представлена функционированием двух слоев: лексика общеупотребительного характера и специальная лексика (профессионализмы и термины). При работе над лексикой такого плана недостаточно использовать такой традиционный способ, как перевод или механическое заучивапие новых терминов. Для закрепления в памяти слова необходима сознательная лингвистическая работа с термином как со стороны преподавателя, так и со стороны студента. Основные принципы изучения специальной лексики - осознанность и понимание термина. Термины, профессионализмы в читаемых текстах должны становиться объектом мыслительных операций, умозаключающей деятельности. При этом работу со словарем необходимо свести к минимуму, например:

1. Your friend is revising for his examination. He asks you to help because he doesn't know the meaning of some terms. Explain these terms.

- microscopic investigation of wood;

- the protoplasm;

- high-molecular polymer substance;

- the lignification;

- vessels and tracheida;

- storing cells.

2. Comment on the following:

- It is convenient to study the macrostructure by investigating three sections of the tree trunk.

- The moisture content of the sapwood is considerably higher than the humidity of the heartwood.

- In the wood of board-leaved trees moisture moves along pores located along the trunk.

Синтаксический уровень текстов представлен простыми, сложносочиненными, и со значительной долей, сложноподчиненных предложений. Грамматические структуры предложений акцентируют сопоставление отдельных фактов во взаимосвязанную цепь развертывания информационных фактов. Следует заметить, что грамматика для рецептивного усвоения представлена материалом, не вошедшим в грамматический минимум Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по иностранному языку (например, обороты неличных форм глагола, бессоюзные придаточные предложения и т. д.). Как и на предыдущем этапе обучения, примеры употребления грамматических явлений должны быть взяты на основе использования технической лексики (например, Owing to the heterogeneous texture of wood, it shrinks or swells differently in different directions).

Высокая информативность всех текстов, с одной стороны, позволяет совмещать обучение речевой деятельности с интеллектуальным развитием обучаемого, а с другой стороны, максимально совмещать процесс целенаправленной активизации языковой тренировки и практики общения. Увеличение объема информации по теме способствует также увеличению у обучаемых интереса к своей профессии.

Для того чтобы развивать профессиональное, техническое мышление, организаторские умения, необходимо обучаемых систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Этим целям служит проблемно-познавательный характер, представленных в пособии текстов, а также решение проблемных задач в процессе применения различных форм игровой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последовательность и сложность постановки проблемных задач в единой системе непрерывного образования должна иметь ступенчатый характер в соответствии с основными этапами обучения. Эта система подразумевает поэтапное нарастание степени сложности проблемных ситуаций и тех обобщений, к которым приходят обучаемые в процессе их развития. По мере продвижения по ступеням системы вверх содержание проблемных задач должно приобретать новое, более высокое качество. В конечном итоге в процессе использования проблемного обучения необходимо научить будущего специалиста решению реальных задач. Решение таких задач включает в себя момент поиска и тем самым активизирует мыслительную деятельность студентов (например, With your partner compare the processes of shrinkage, swelling and distortion of wood. Speak on the essential importance of each. Prove the following statements.).

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревнования команд активизировать мышление обучаемых, превратить процесс обучения в активный поиск деятельности и самостоятельных открытий. Исследователями доказано, что игровые формы обучения облегчают и одновременно ускоряют процесс познания и способствуют долговременному запоминанию опыта.

В начале занятия усилия преподавателя направлены на организацию внимания студентов, которая не должна занимать слишком много времени и носить динамичный характер, чтобы дать студентам заряд психологической энергии и бодрости. Психологический контакт между преподавателем и студентом определяется, прежде всего, возможностью естественного общения, что немало важно при усвоении учебного материала.

На основном этапе обучения мы считаем целесообразным применение контролируемых и умеренно контролируемых ролевых: игр. Данные виды дидактических игр создаются на основе диалога или профессионально-ориентированного текста. Студенты получают прекрасную возможность проявить свою активность, фантазию в игре, а преподаватель может давать инструкции, помогая студентам по ходу игры.

Одна из предлагаемых нами ролевых игр называется «Wood structure». Ее целью является активизация субъект-субъектных отношений, при которых развиваются психические процессы, присущие инженерному мышлению будущих специалистов. Кроме того, такое взаимодействие вызывает необходимый эмоциональный настрой и является условием разрешения вопросов и задач учебного материала.

При проведении этой игры предлагаем разделить всех студентов по группам. Каждой паре групп даются одинаковые ситуации, например, такого плана: «A group of students investigates the structure of wood. They complété the job, and while doing it, settle down that it is not homogeneous».

Получив карточки с описанием ситуации, каждая группа распределяет роли и определяет линию поведения, которая приведет к разрешению сложившейся ситуации. Затем две группы, получившие одинаковые задания, представляют ролевую игру друг перед другом. При этом система рассуждений порождает у студентов интерес к каждому вопросу, способствуя возникновению диалога, при котором происходит обсуждение и согласование позиций участников. Игровая обстановка дает возможность не бояться неполных или неправильных ответов, создает условия для интеллектуального раскрепощения и активизации творческого потенциала каждой личности.

После проведения игры происходит коррекционная работа и оценивание достигнутых результатов. Это своеобразная рефлексия педагога и студентов

в установлении типичных ошибок и недоработок, их причин, а также поиск методов их предотвращения и устранения. Студентам и преподавателю предлагается заполнить «лист экспертизы» и оценить результат в соответствии с принятой рейтинговой шкалой.

Подготовка к заключительному этапу игры происходит в форме самостоятельной, внеаудиторной работы. Студенты обращаются к изготовлению таблиц, макетов, плакатов или рисунков по пройденному материалу. Это дает возможность им осознать и творчески переработать пройденный материал. Применение такого метода мы обосновываем тем, что главным для инженера являются не столько усвоение известных знаний, сколько порождение на их основе новых. Ведь само по себе слово «инженер» в дословном переводе с латинского - изобретатель, творец новой техники.

Во время урока-занятия они представляют свои работы, комментируя, анализируя, доказывая свою точку зрения по изученной проблеме. Сочетание наглядности со словесными методами изложения материала, активизацией мыслительной деятельности является наилучшей формой закрепления пройденного. Более того, проявление профессиональных качеств в подобных игровых ситуациях оказывается важным для любого уровня развития профессиональной мобильности специалиста любого профиля. Это связано с тем, что специалисту в его практической деятельности придется сталкиваться с различными проблемами, в которых он должен проявить логическую последовательность, личную включенность, аргументированность и творческий характер разрешения возникающих производственных проблем.

На завершающем этапе обучения учебный материал изучается через индивидуально-групповую и индивидуально-самостоятельную формы работы. При этом обучение организовывается таким образом, чтобы обучаемые с разным уровнем знаний работали в одной команде, что способствует их направлению к успешному взаимообучению.

Ведущей формой учебного процесса на завершающем этапе становится интегративный урок. Также отличительной чертой данного этапа обучения является тесное сотрудничество преподавателей иностранного языка с преподавателями профилирующих кафедр. Преподаватель-предметник, как правило, владеет содержательной стороной учебного материала, а преподаватель иностранного языка - языковой формой слова. Взаимодействуя, они будут способствовать лучшему овладению студентами специальной лексикой как на родном, гак и на иностранном языках. Так, в нашей технологии обучения мы используем принцип «перекрестного» обучения, основанный на межпредметных связях и заключающийся в том, что часть учебного материала объясняется и анализируется на занятиях по профилирующим предметам, а его закрепление происходит на уроках иностранного языка, и наоборот. Мы «перекидываем мост» от преподавания профилирующих предметов к преподаванию иностранного языка, давая, тем самым, возможность студентам перемещаться по «мосту» в любом направлении.

Преимущество такого обучения заключается в активизации видов деятельности студентов, усложнении способов его действий, выработке оценочных суждений, усилении коммуникативных связей в процессе применения знаний из различных предметов. Взаимосвязь всех видов деятельности, включенных в учебный процесс, должна содействовать не только приобретению знаний, но и воспитанию, развитию многих личностных и профессиональных качеств, необходимых студентам для формирования у них профессиональной мобильности. В этом взаимодействии видов деятельности и взаимосвязи предметов будущий инженер может найти выход своим индивидуальным потребностям, проявить свои возможности, развить творческие силы.

Содержание учебного материала представлено общими профессиональными знаниями (проблемно-познавательные оригинальные тексты); общей проблематикой, которая расширяется и углубляется; общим лексико-грам-матическим минимумом, который включает в себя профессионально-терминологическую лексику, позволяющую объединить тексты в единую систему как основу для построения системы репродуктивно-продуктивных и продуктивных упражнений. При использовании таких упражнений речевая коммуникация максимально приближается к реальной. Студентам предлагаются упражнения для обоснования собственного мнения, подбираются факты для их сопоставления с другими. Приведем примеры следующих видов упражнений,

- There are some notes the student made after reading the text "Microstructure". Did he remember everything right? Read his notes and correct them if necessary.

- Your friend is revising for his examination. He asks you to help because he doesn't know the meaning of some terms. Explain these terms.

- Comment on: «In building engineering tensile strength perpendicular to the grain is not preferable».

- You are taking part in a conference «The harm of rot». Everyone is asked to make a report about the harmful effect of the fungi on wood and to suggest some ways of ceasing destructive activity of fungi.

Каждый модуль независимо от текстовой насыщенности завершается «практикой в общении», а именно коммуникативными заданиями, которые носят профессиональный характер, соответствующий реальной практической деятельности инженера и реализуются в форме деловых игр. Цель и результат этого процесса - развитие творческих качеств и способностей, при этом средства и способы определяются возможностями самой личности осуществлять данный процесс. Именно такой подход позволяет специалисту формировать у себя профессиональную культуру - одну из составляющих профессиональной мобильности будущего инженера.

Особое место в подготовке профессионально мобильного специалиста в процессе обучения иностранному языку отводится организационно-деятель-

ностным играм. Данный вид деятельности предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой -интегрирование знаний из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Мы рекомендуем проведение организационно-деятельностных игр, как наиболее сложный метод активного обучения, на завершающем этапе обучения при формировании интегрированных профессиональных, управленческих знаний и метапрофессиональных качеств будущего инженера.

Отличительной чертой игровых методов данного этапа обучения является их интегрировагшость и построение на основе принципа диалога. Принцип диалога предполагает анализ аутентичного материала с точки зрения возможностей его использования при моделировании в учебной аудитории такого профессионального пространства, погружение в которое строится по принципу расширяющегося круга квалификаций. При создании такого пространства у обучаемых формируются умения гибкой переквалификации в рамках определенных профессий и с учетом создавшейся ситуации, другими словами, происходит становление личности профессионально-мобильного специалиста. Помимо этого, стимулируется научно-практическое творчество обучаемых во время повседневных учебных занятий и во внеаудиторное время, во время самостоятельной работы.

Предусмотренная технологией индивидуально-самостоятельная работа дает возможность обучаемым осознавать и творчески перерабатывать пройденный материал. Выполняя индивидуально-самостоятельные задания, обучаемые совершенствуют умения и навыки самостоятельной работы, развивают самостоятельность мышления, вырабатывают такие качества, как ответственность, аккуратность, усидчивость и др. Таким образом, индивидуально-самостоятельная работа воспитывает в будущих специалистах навыки самостоятельной деятельности и самоконтроля, умение организации рационального режима работы и отдыха, которые им понадобятся в дальнейшей работе на производстве.

Начиная осуществлять трудовые операции, человек погружается в сферу профессиональной деятельности. Для включения в профессиональную общность человеку нужно готовить себя к выработке таких психологических качеств, как совместимость, сплоченность, срабатываемость, организованность. Выполняя проекты, будущие инженеры учатся учитывать особенности и точки зрения делового партнера, развивают умения согласовывать свои действия, быть готовым к изменению профессиональных позиций. Они определяют круг профессиональных задач, которые могут быть решены только совместно, вырабатывая при этом у человека качества дополнительности, совмещения усилий с другими людьми, готовность к гибкому перестраиванию ролей и обязанностей с учетом изменения ситуаций.

Сущность этого метода состоит в том, что обучаемым предъявляется какая-то производственная ситуация, в которой охарактеризованы условия и

действия участников. Обучаемым предлагается оценить данную ситуацию, дать анализ и заключение на основании чего они оценивали действия участников. Предъявление ситуации может быть дано в разных формах: описание ситуации, показ кинофрагментов, чертеж, план, схема, документация, с заложенными в ней ошибками, в выявлении которых и заключается анализ ситуации.

При конструировании и проведении деловой игры реализуются принципы имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства, игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, диалогического общения, двуплановости, проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.

Примером такой игры может служить

организационно-деятелъностная игра «My speciality».

Тема: Формирование профессиональной мобильности специалиста

Цель: Повышение уровня профессиональной мобильности специалиста средствами иностранного языка в условиях современного производства

Таблица 3

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1. Определение игровых целей, основных ролей: ведущий, директор производства, менеджеры разного порядка, технологи, механики. 2. Разработка содержания игры - ее предметной сферы: организация производства на мебельной фабрике. 3. Продумывание методического обеспечения. 4. Разработка сценария игры. 5. Подготовка карточек для работы в малых группах. 6. Определение правил игры. 7. Разработка системы оценивания 1. Вступительное слово ведущего о целях игры, актуальности обсуждаемых проблем, основных правилах и ходе игры. 2. Работа в малых группах - «Тихий диалог» - по 3-4 человек с распределением ролей. 3. Самооценка участников внутри группы в специальных карточках, которые сдают ведущему. 4. Ведущий подводит предварительные итоги и по оценке в карточках назначает ведущий персонал предприятия. 5. Публичное выступление персонала. 6. Коллективное обсуждение их аргументов и предложений - полилог. 7. Диагностика участников на уровень сформированное™ профессиональной мобильности. Коррекционная работа, подведение итогов игры ведущим

Существенным является то, что в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебно-профессиональных ситуаций, возни-

кает новая психологическая форма мотивов, создаются условия для интеллектуального раскрепощения и активизации творческого потенциала каждой личности.

В процессе обучения важное место занимает оценка преподавателем степени усвоения студентами учебного материала и уровня сформированности у них профессиональной мобильности.

Внедряя технологию профессионально-интегрированного интенсивно-коммуникативного обучения иностранному языку, нами была введена на аудиторных занятиях диагностика, предусматривающая одновременное достижение двух целей: не только собственно диагностики, но и закрепления, а также дальнейшего расширения и углубления знаний по темам курса. Дополнительно обучаемым предлагался выбор наиболее оптимальных, отвечающих их индивидуальным особенностям, творческих форм отчета при проведении проверки и учета знаний.

Диагностика, проводимая на протяжении всего курса обучения, должна показать, в какой мере студенты овладели профессиональными знаниями и умениями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, способами творческой деятельности, какова интенсивность накопления социального опыта, навыков взаимодействия, каков индивидуальный уровень сформированности профессиональной мобильности будущего инженера.

Задачами профессиональной диагностики как метода входного контроля являются определение наличного уровня владения предметом, установление соответствия человека требованиям профессии, выявление потенциальных профессиональных возможностей человека. При осуществлении диагностики рекомендуется применять системный подход (изучать будущего инженера целостно), генетический или динамический подход (изучать человека в развитии, динамике), гуманистический подход (учитывать возможности и запросы самого человека, исходить из его интересов, показывать инженеру его профессиональные резервы и потенциальные возможности).

Применение игровых форм текущего контроля основывается на принципах индивидуализации и лично стно-деятельностного подхода, позволяющие участникам игр с помощью общения создавать условия, развивающие психические процессы, присущие мышлению инженера. Систематическая проверка уровня усвоения студентами учебного материала при помощи игровой формы контроля создает условия для под держания внимания и познавательной активности, создает ситуации совместных переживаний, способствующих формированию доверительных отношений между студентами. В такой деятельности содержатся элементы сильного позитивного эмоционального переживания, в ходе которого происходит внесение студентами своей частицы эмоций, радости, являющимися составляющими будущего успеха в решении любых производственных проблемных ситуаций.

Применение метода «лечения ошибок» в качестве текущего контроля играет особо важную роль, поскольку имплицирует определенные личност-

ные позиции участников образовательного процесса. Исправляя ошибки, мы вынуждаем студентов занимать позицию подчинения, сами же остаемся в доминирующей позиции «непререкаемого авторитета». Метод «лечения ошибок» стимулирует учебный труд студентов, учит самостоятельности мышления, умению аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения в выборе средств (техник, стратегий) для получения «здорового результата». Обучение при этом становится плодотворным и результативным, обеспечивающим более глубокое понимание студентами своих преимуществ и недостатков, а также умение их устранять, что способствует более гармоничному становлению профессионально мобильной личности инженера.

Целью рубежного контроля является оценивание степени усвоения студентами учебного материала и определение уровня сформированности профессиональной мобильности будущего инженера. Рубежный контроль протекает в форме организационно-деловых игр, в которых студенты моделируют проблемные производственные ситуации, возникающие в реальных условиях инженерной деятельности.

Применение организационно-деловой игры в качестве формы рубежного контроля обеспечивает студентам свободу самореализации, дает возможность выбора повышенного уровня сложности усвоения материала, создает условия для формирования наблюдательности, раскрытия эмоционально-волевых качеств личности, изменения ценностных ориентации. Межролевое общение насыщает игру нравственно-психологическим содержанием, самоорганизует деловое сотрудничество участников игрового контроля, способствует развитию творческой активности, профессиональной и социальной компетентностей личности, составляющих фундамент сформированности профессиональной мобильности инженера.

После завершения рубежного контроля происходит систематизация и обобщение всех, оценок, полученных каждым студентом за весь процесс обучения. Таким образом, возникает понятие «рейтинговой оценки», которая переводится в традиционную пятибалльную, являющуюся основой государственного выходного контроля по всем дисциплинам учебного плана.

Преподаватель при помощи рейтинговой оценки определяет круг студентов, которые успешно обучались на протяжении всего курса, и снимает необходимость проведения для этих студентов экзамена по предмету. Порядок изменения экзаменационных сессий способствует снижению стрессовых нагрузок на психику и благоприятно сказывается на здоровье студентов. Кроме того, преподаватель имеет возможность уделить большее внимание студентам со средним и низким уровнем сформированности профессиональной мобильности.

Проведенная опытно-экспериментальная работа выявила эффективность применения разработанной нами технологии, которая подтверждена следующими данными:

1) изменилась мотивационно-ценностная сфера студенчества в отношении к инженерной профессии, среди студентов значительно вырос престиж инженерной профессии (83,6%), которая теперь, по мнению респондентов (74%), характеризуется не только профессиональными знаниями и умениями, а также креативностью, самостоятельностью и мобильностью;

2) приближением учебного процесса к обучаемому, изменением его личностных характеристик, которые отразились в возросшей на 31% креативности, самостоятельности (24,7%), коммуникативности (29,4%), гибкости (33,3%) и толерантности поведения (29,4%);

3) наличием динамики увеличения уровня общеобразовательных знаний, умений, навыков широкого профиля на 13%, общепрофессиональных знаний и умений в области осваиваемой профессии - на 17%;

4) повышением мотивации к изучению иностранного языка более чем на 45%. что отразилось в умении с помощью иноязычных средств решать профессиональные проблемные задачи, создавать позитивный фон общения, корректировать свое профессиональное поведение;

5) увеличением на 49,9% количества студентов в экспериментальной группе, имеющих высокий уровень мобильности, сокращением на 35,8% количества студентов в экспериментальной группе, имеющих низкий уровень мобильности, в то время как в контрольной группе увеличение составило соответственно 6,25%, а сокращение - 6,25%;

6) статистической и математической обработкой результатов экспериментальной диагностики и подтверждением их достоверности в соответствии с общепринятыми критериями.

Кроме того, за период проведения эксперимента количество студентов, имеющих личностно-творческий тип мобильности инженера увеличилось на 49,9%. Число студентов с выраженным профессионально-личностным типом мобильности инженера сократилось на 14,3% за счет приобретения ими более высокого уровня мобильности. Количество студентов с предметно-информационным типом мобильности сократилось на 35,8%.

В процессе опытно-экспериментальной работы были сформулированы и экспериментально проверены следующие педагогические условия эффективного протекания прогресса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров:

1) создание путем выявления ключевых компетенций и квалификаций, метаирофессиональных качеств специалиста и особенностей в обучении гуманитарным предметам студентов (в содержании, технологии, методах обучения и т. п.) единой системы формирования профессиональной мобильности специалиста, способствующей максимальной адаптации будущего профессионала на рынке труда;

2) проведение гуманистически ориентированной диагностики и самодиагностики субъектности (личностных, гражданских, профессиональных

качеств) будущего специалиста как основы оптимального и результативного осуществления индивидуальной профессиональной мобильности;

3) развитие у студентов положительной мотивации к формированию профессиональной мобильности через изучение гуманитарных дисциплин, а таюке ориентация студентов на личностное и профессиональное жизнетвор-чество, развитие культуры самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования;

4) использование в процессе обучения современных дидактических технологий, способствующих эффективному формированию профессиональной мобильности будущего специалиста;

5) осуществление междисциплинарной интеграции знаний, образовательных технологий с целью развития субъектного потенциала личности студента как основы формирования профессиональной мобильности будущего специалиста;

6) вооружение преподавателей вуза знаниями о сущности, содержании и технологии формирования профессиональной мобильности будущего специалиста, а также теорией и методикой преподавания гуманитарных дисциплин;

7) разработка и внедрение научно-обоснованной модели процесса формирования профессиональной мобильности будущего специалиста при изучении гуманитарных дисциплин.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная нами профессионально-интегрированная интенсивно-коммуникативная технология создает условия для постоянного повышения уровня сформированности профессиональной мобильности у будущих специалистов в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Доказательством целесообразности и необходимости такого обучения является расширение профессионально-личностных ресурсов студентов, которое реализуется в их успешной профессиональной деятельности (внеаудиторная работа, работа в совместных фирмах, участие в научных конференциях и т. п.).

Так студенты начинают видеть новый смысл своей профессиональной деятельности за счет ее обогащения опытом, приобретенным на профессионально-интегрированных занятиях по иностранному языку. В связи с этим усиливается общий гуманистический потенциал личности студента, его гуманитарный кругозор. Расширяется спектр гуманитарных действий, которые воплощаются в реальных профессиональных ситуациях делового общения. Меняется мировоззрение студентов, обнаруживается готовность к осуществлению профессиональной мобильности в соответствии с потребностями рынка труда.

Проведенный нами эксперимент по внедрению профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения иностран-

ному языку показал, что процесс формирования профессиональной мобильности будущих специалистов осуществлялся на основе соединения возможностей предмета «иностранный язык» в развитии личности специалиста с профессиональной подготовкой будущего инженера.

Библиографический список

1. Акопова, К. А. Роль языковой социализации современной студенческой молодежи в процессе формирования ее профессиональной компетенции / К. А. Акопова // Иностранные языки в образовательном пространстве вуза: сб. науч. тр. -Новочеркасск, 2007.-С. 163-166.

2. Вагин, Г. И. Современная лингводидактика / Г. И. Багин. - Калинин: Изд-во КПУ, 1980.-61 с.

3. Беляева, А. С. Обучение иноязычному профессиональному общению на межпредметной основе / A.C. Беляева // Обучение иностранному языку в вузе неязыковых специальностей на современном этапе: сб. науч. тр. - М.: МГЛУ, 1991. -Вып. 386,- 186 с.

4. Борозеиец, Г. К, Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: дис. ... д. пед. наук: 13.00.08 / Г, К. Борозенец. — Тольятти, 2005. -434 с.

5. Инновации в Российском образовании: высшее профессиональное образование: сб. науч. тр. - М.: МГУПП. - 1999. - 260 с.

6. Мариничсва, А. В. Межкультурная коммуникативно-профессиональная компетентность как фактор подготовки квалифицированных специалистов: дис.... канд, соц. наук: 22.00.04 / А. В. Мариничева. - Н-Новгород, 2003. - 207 с.

7. Пономарева, JI. Н. Технология модульного обучения как средство гуманизации профессиональной подготовки специалиста: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. / Л. Н. Пономарева. - Ставрополь, 2000. - 204 с.

УДК 378.147

И. И. Макашина

РАЗВИВАЮЩАЯ РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ МОРСКОГО ТОРГОВОГО ФЛОТА

Развивающую роль интеграции в подготовке менеджеров морского торгового флота (МТФ) мы покажем на примере функциональной модели интеграции содержания их образования по предметному признаку на основе ситуационно-функционального [3] и полипрофильно-коммуникативного подходов [4], которая может быть представлена как один из вариантов интеграции содержания образования, включающая виды деятельности, форму организации учебного процесса и технологию обучения, связанную с воспитательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.