выделения смысловых частей текста и слов-информаторов в каждой части. Затем обучающиеся, используя слова-информаторы, формулируют пункты плана в форме вопросительных или назывных предложений. Обучение написанию конспекта включает подготовительные лексико-грамматические задания и задания на выражение собственного мнения о прочитанном.
Таким образом у обучающихся формируются знания в области будущей специальности в достаточном объёме. Работа с предложенными пособиями по научному стилю речи подготовит иностранных граждан к чтению специальной технической литературы, к восприятию лекционного материала и его записи.
Список литературы:
1. Клобуков Л.П. Обучение языку специальности. - М.: МГУ 1987. - 80 с.
2. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения: методическое пособие. - М.: Рус. яз., 1976. - 200 с.
3. Митрофанова О.Д. Структура научного текста. - М., 1984. - 64 с.
4. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. - М.: Рус.яз., 1988. - 176 с.
5. Пристайко Т.С. Предметно-понятийная основа сочетаемости номинативных единиц в специальном тексте // Вестник Днепропетровского ун-та. Языкознание / Под ред. проф. Л.П. Столярова. - Дн-ск: изд-во ДНУ, 1999. -Вып. 4. - С. 113-158.
6. Пугачев И.А. Пишем изложение, составляем конспект. - М.: Рус.яз., 2003. - 167 с.
7. Столярова Л.П., Пристайко Т.С., Попко Л.П. Базовый словарь лингвистических терминов. - К., 2003. - 197 с.
РОЛЬ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
© Муравецкая Н.В.*
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 30 VIII вида,
г. Белгород
Статья посвящена проблемам социализации и профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и поиску новых эффективных методов работы с ними на уроках технологии, повышению эффективности коррекционного обучения.
* Учитель технологии, Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, коррекционно-развивающее обучение, социализация, профессиональное самоопределение.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить».
А. Дистервег
Основная задача специальной (коррекционной) школы - социальная адаптация обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, подготовка их к самостоятельной жизни и труду. Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с интеллектуальной недостаточностью является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение личностью социального опыта путем вхождения его в социальную среду, систему социальных связей [1].
Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, которая в свою очередь состоит из социальной готовности, трудовой готовности, морально-волевой (психологической) готовности, физической готовности.
Сфера возможного приложения труда детей с интеллектуальными нарушениями носит ограниченный характер из-за особенностей их умственного и физического развития. Им недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности, им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности, исключаются также профессии вредные для здоровья, превосходящие физические возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и усугубляющие имеющиеся заболевания. Профессиональное самоопределение подростков с интеллектуальной недостаточностью затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний; неточностью понятий, представлений; незрелостью чувств, интересов; неадекватностью самооценки. Трудность решения этой задачи заключается в общем недоразвитие психики обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в нарушении их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Знакомство и приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к доступным им видам трудовой деятельности - дело трудное и кропотливое. От того, на сколько успешно подросток овладеет рабочей специ-
альностью в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни.
Детям с интеллектуальной недостаточностью, как известно, учение дается с большим трудом. Им часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что они не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у них отношение к учению как к мало доступной для них деятельности. К тому же важность учения, его пользу и значимость для общества обучающиеся с интеллектуальными нарушениями могут полно осознать лишь с позиций будущего, т.е по окончании школы. Но, как показывает опыт, такое осознание дается умственно отсталому ученику с большим трудом.
Большую роль играет в этом профессионально-трудовое обучение. Только на уроках технологии результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у обучающихся живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности. К тому же, на этих уроках воспитанники не только осваивают азы будущей профессии, но и приобретают навыки поведения в трудовом коллективе, учатся общаться, совместно работать. На уроках технологии есть возможность создания оптимальных условий для формирования социальных навыков обучающихся и максимальному преодолению недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы воспитанников, что позволит ребенку с интеллектуальными нарушениями активнее включаться в социальную среду, адекватно действовать в различных ситуациях.
Для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характерно неумение рационально организовать свою работу. Необходимо следить за тем, чтобы задания были достаточно конкретны, понятны и посильны для каждого ребёнка, чтобы обучающиеся могли: ориентироваться в трудовом задании; определять, какие материалы и инструменты необходимы для выполнения данной работы; составлять план предстоящей работы, выдерживать трудовую нагрузку; знать с чего начать и что должно получиться в результате работы; контролировать свою работу, доводить начатое дело до конца.
При работе над изделием учителю приходится уделять большое внимание развитию у ребят умения выполнять задание по образцу. Несмотря на то, что последний находится перед ними, обучающиеся не соотносят с ним отдельные свои операции, допуская грубые ошибки и неточности, не будучи в состоянии наметить обоснованный план действия. Весь процесс трудового обучения должен быть связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития обучающихся и вооружение их определёнными знаниями, формирование умений и навыков, рас-
крытие их творческих возможностей и потребностей. Развитие социальных мотивов в процессе трудовой деятельности зависит в значительной степени от направляющей и мобилизующей роли учителя. Организуя и направляя деятельность воспитанников, он тем самым открывает перед ними перспективу достижения положительных результатов. Учитывая индивидуальные возможности и интересы ребят, педагоги обращают внимание на то, чтобы, выполняя задания обучающиеся испытывали посильные для них трудности, иначе они не будут стимулировать их к активной деятельности [2].
Проводимая учителями коррекционная работа обеспечивает сознательное и прочное усвоение обучающимися знаний, сообщаемых в процессе трудовой деятельности, навыков и умений, а детям помогает в дальнейшем рационально организовывать свою работу и справляться с трудовым заданием без помощи учителя. Коррекционно-развивающие упражнения, тесты, игры, задания («Ладошки» «Слышу, вижу, покажу и скажу», «Я покажу, а ты назови», «Уточка», «Я топ-модель»), коррекционно-развивающие упражнения («Помоги найти ошибку», «Какая операция пропущена?», «Как нарушена последовательность действий?», «Какие карточки надо поменять местами?», «Подобрать детали изделия»), разноуровневые тестовые упражнения («Сколько?», «Каким способом?», «С чего начать?»,«Чем закончу?»), сопровождение уроков технологии мультимедийными презентациями, разработанными учителем для данной группы детей, помогает обучающимся в дальнейшем самостоятельно выполнять работу.
Очень важно научить ребят пользоваться измерительными инструментами: линейкой, угольником, циркулем и др. Эти навыки пригодятся им не только в производственной деятельности, но и в быту.
Большое внимание на уроках технологии учитель уделяет развитию у детей ритма и темпа деятельности. Это необходимо для того, чтобы они были в состоянии правильно выполнять трудовые операции. Немаловажное значение имеет выработка у ребят правильных гигиенических привычек, умения принимать необходимую рабочую позу, не сутулиться, не перенапрягать себя, соответственно чередовать рабочие движения с музыкальными и физкультурными паузами. Приближение трудового обучения к конкретным условиям производства. Развитию социальных навыков способствует организация трудового процесса по бригадному методу (пооперационное разделение труда), как это происходит в производственных условиях, моделирование проблемных, деловых, игровых, производственных ситуаций, реальная трудовая деятельность. Воспитательный эффект особенно велик тогда, когда сами обучающиеся принимают участие в организации трудового процесса и в оценке полученных результатов.
А такой прием, как анализ выполненной работы каждым членом бригады в групповой беседе, соблюдение техники безопасности в процессе работы способствуют формированию у обучающихся ответственности и объективной самооценки, так как мнение коллектива - очень важный фактор в развитии социальных навыков обучающихся. Школьники со временем более критически относятся к своим результатам, проявляют большую активность и заинтересованность в достижении лучших показателей, понимают, что результаты их труда и соблюдение правил техники безопасности влияют на показатели работы бригады. В ходе практической деятельности у детей формируются такие нравственные качества, как добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социальной адаптации.
Известно, что дети с интеллектуальными нарушениями слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. У аномальных детей усвоение трудовых знаний, умений и навыков и применение их на практике, а также их перенос в новые условия затруднены из-за недостаточного развития интеллектуальных способностей, формирующихся на основе обобщения. Проведение производственной практики на предприятиях города помогает выпускникам 9-11 классов коррекционной школы научиться выполнять в производственных условиях несложные трудовые операции не только в определенной ситуации, но и при изменении условий, не только осваивают азы будущей профессии, но и приобретают навыки поведения в трудовом коллективе, учатся общаться, совместно работать, ориентироваться в окружающем их мире.
Организация экскурсий на промышленные предприятия с последующим их обсуждением, встречи с представителями профилирующих профессий, проведение производственной практики на будущих местах работы, позволяет ориентировать производственные коллективы на правильное отношение к выпускникам коррекционной школы помогает создать благоприятный для обучающихся производственный микроклимат.
Учитель коррекционной школы, учитывая индивидуальные особенности каждого из воспитанников, должен помочь им ответить на вопросы: «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» и помочь обучающимся с интеллектуальной недостаточностью осознать, что каждый человек, живущий в обществе, может и обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уметь работать в коллективе, получать радость от выполненной работы, ощущать нужность своей работы себе и обществу.
Список литературы:
1. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.
2. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1985. - 128 с.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
© Николаенко А.В.*
Филиал Центра подготовки кадров ООО «Газпром трансгаз Краснодар»,
г. Краснодар
В статье рассматривается модель педагогической системы профессионального обучения персонала опасных производственных объектов. Деятельность этой категории работников протекает в трёх зонах, в зависимости от решаемых задач, что предполагает различный алгоритм действий и, как следствие, специфичный подход к содержанию компонентов педагогической системы. Введение многоуровневой подготовки предполагает структурирование лекционного материала на этапе обучения.
Ключевые слова опасный производственный объект, персонал, зона деятельности, уровень подготовки, педагогическая система, модель.
Построение любой образовательной деятельности начинается с моделирования педагогической системы. За основу педагогической системы профессионального обучения персонала опасных производственных объектов (ОПО) [1] предлагается взять пятикомпонентную модель Н.В. Кузьминой. В конце прошлого столетия она прошла широкое апробирование по результатам которого возник ряд прикладных моделей и концепций.
«Педагогическую систему можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [2, с. 11].
Деятельность персонала ОПО осуществляется в трёх зонах, разделённых по принципу присутствия опасных (экстремальных) производственных
* Преподаватель Филиала Центра подготовки кадров ООО «Газпром трансгаз Краснодар», соискатель кафедры Социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета.