Научная статья на тему 'Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки детей и подростков с недостатками интеллектуального развития (из опыта работы некоторых образовательных учреждений Российской Федерации)'

Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки детей и подростков с недостатками интеллектуального развития (из опыта работы некоторых образовательных учреждений Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2917
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белявский Б. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки детей и подростков с недостатками интеллектуального развития (из опыта работы некоторых образовательных учреждений Российской Федерации)»

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НЕДОСТАТКАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

(из опыта работы некоторых образовательных учреждений Российской Федерации)

Белявский Б. В.

г. Москва

УДК 376.42 ББК 74.3

С 1992 г. специальные образовательные учреждения любого типа, в том числе специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, перестали отвечать за трудоустройство своих выпускников. Вопросами трудоустройства теперь занимается служба занятости населения.

До 1991г. трудоустройство выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида составляло ежегодно до 9095 % от их общего числа. За последние два десятилетия этот показатель, по сведениям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, сократился до 15-20 %. Причиной данного положения стала ликвидация системы базовых предприятий, на которых ранее старшеклассники специальных школ проходили производственную практику, а затем трудоустраивались.

Анализ, сделанный сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, показал, что процент

Beljavskij B.V.

Moscow

Код ВАК 13.00.03

трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по специальностям трудового обучения, получаемым ими в школьных мастерских, низок. Особенно это касается традиционных профилей (слесарное, столярное и швейное дело). В связи с этим за последние годы в данных учреждениях вводятся новые трудовые специальности, в основном строительные (штукатур-маляр, плиточник, каменщик и т.д.) или сферы обслуживания населения (младший медицинский персонал, озеленители, дворники и т.п.).

Демократические преобразования в обществе и модернизация системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока обучения, воспитания и социализации детей с проблемами в умственном и физическом развитии. В настоящее время возрос интерес руководителей, практических работников специального образования и родителей детей с проблемами в

умственном развитии в увеличении количества лет пребывания детей в образовательном учреждении.

Повышенный интерес к данному вопросу вызван целым рядом причин.

В ходе эволюционного развития системы специального образования произошла смена приоритетов в задачах самой системы. На первое место выступает задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей.

Особая помощь нужна выпускникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в обеспечении их права на трудовую занятость. Без организации специальной поддержки выпускники коррекционных учреждений не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места. Традиционная система 5-ти летнего профессионально-трудового обучения не решает их задач. 15-16летние умственно отсталые подростки не готовы к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности. Им требуется специально организованное сопровождение либо в виде наставничества на рабочем месте, либо продолжения обучения в специальных (коррекционных) группах профессиональных училищ, или в условиях 10-12 классов как в особой структуре углубленной трудовой подготовки и адресной подготовки на рабочее место.

Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом сам социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программнометодического обеспечения.

Внедрение в практику образования детей с умственной отсталостью системы 10 - 12 классов стало возможным благодаря Типовому положению о специальном (коррек-

ционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 №288, и Учебным планам, утвержденным Приказом от 10.04.2002 №29/2065-п.

В настоящее время в Российской Федерации ряд специальных (коррекционных) учреждений VIII вида имеет экспериментально апробированный опыт организации образовательного процесса в 10-12 классах. В соответствии с новой постановкой задач меняются и направления трудовой подготовки. Как показывают результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в ряде школ субъектов Российской Федерации, учащимся этих школ доступны и новые профессии, такие как «Озеленение», «Основы электродела», «Кружево-плетение», «Работа с кожей» и другие. В настоящее время в специальных (коррекционных) школах-

интернатах (школах) VIII вида Российской Федерации ведется обучение почти по 20 видам труда.

В прошедшем учебном, 20082009, учебном году в стране функционировали 1306 специальных (коррекционных) школ-интернатов (школ) VIII вида, которые окончили свыше 26 тысяч человек, а также из специальных (коррекционных) классов VIII вида образовательных учреждений общего типа было выпущено более 3,5 тысячи выпускников.

В практике профессиональнотрудовой подготовки умственно отсталых подростков в нашей стране сложились четыре формы:

1. Обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в интегрированных группах учреждений начального профессионального образования сразу после окончания 9 класса;

2. Обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в специализированных группах учреждений начального профессионального образования сразу после окончания 9 класса;

3. Допрофессиональная подготовка обучающихся в 10-12 классах на базе школьных учебных мастерских;

4. Создание учебно-производственных отделений при специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в учреждениях начального профессионального образования ведется давно и на сегодняшний день является основной формой, но по ряду объективных и субъективных причин во многом малоэффективной. Это связано как с содержанием, так и с формой обучения, когда учреждение начального профессионального образования не имеет в своем составе необходимых специалистов, знакомых с основами дефектологии

и особенностями психологии обучающихся. Кроме того, профессиональное училище сегодня не в состоянии гарантировать выпускникам трудоустройство на предприятии. В данных учебных заведениях, как показывает анализ, чаще всего учатся подростки с легкой степенью дебильности или с задержкой психического развития.

К сожалению, в настоящее время в стране практически нет специальных (коррекционных) профессиональных училищ, относящихся к системе образования. Исключение составляет Ленинградская область, где утверждено Положение

о данном виде образовательного учреждения. Кроме того, 32 профессиональных училища-интерната функционируют в системе учреждений Минздравсоцразвития России. В них, кроме умственно отсталых подростков, могут учиться и лица, имеющие сенсорные и двигательные нарушения.

Тем не менее, практически в каждом субъекте Российской Федерации имеется 2-4 профессиональных училища, в которых обучаются выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по специальностям деревообрабатывающей и текстильной промышленности, строительного и обувного дела, сельскохозяйственного труда. Всего доступными для умственно отсталых подростков считается 134 специальности, по которым они могут трудоустроиться.

Организацию обучения выпускников специальных школ в профессиональных училищах можно разбить на три вида.

Самый распространенный вид, когда выпускники приходят в новый для них коллектив подростков и взрослых, прекращая контакты с вырастившей их школой. Как правило, коэффициент полезного действия таких профессиональных училищ низок в силу того, что их педагоги и мастера в основном не знакомы с особенностями методов обучения и психологии умственно отсталого подростка.

Более продуктивно обучение ведется, если воспитанники (в основном это дети-сироты) ходят учиться в профессиональное училище и продолжают жить в интернате. В этом случае между педагогическими коллективами двух образовательных учреждений сохраняется преемственность в воспитании подростков, проводятся совместные педагогические советы и производственные совещания, работают объединенные методические объединения учителей трудового обучения. Примером такого симбиоза могут служить: специальные (коррекционные) школы-

интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида № 4 г. Москвы, № 5 г. Красноярска и другие.

Третий вид учреждений встречается редко. Это когда выпускники учатся и проживают в профессиональном училище, в штатном расписании которого воспитательские

группы не соответствуют нормам специальной школы, а значительно выше. С целью постепенной адаптации в новый для подростков социум в учреждении создается группа для выпускников специальной школы с наполняемостью в 12 человек, а ставка педагога-воспитателя оплачивается из бюджета школы-интерната.

Среди учреждений начального профессионального образования есть коллективы, которые успешно решают поставленную перед ними задачу по социально-трудовой адаптации подростков в обществе. Приведем в качестве примера профессиональное училище № 15 г Шад-ринска. В этом училище многие годы обучаются подростки с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха и недостатком интеллекта) и дети-сироты. Общий контингент обучающихся составляет 800 человек, из них сирот и инвалидов - 147 человек.

Подготовка рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по

10 профессиям.

Основной задачей педагогический коллектив этого училища ставит профессиональную реабилитацию своих воспитанников, под которой понимается комплекс мероприятий по профессиональному определению, профессиональному обучению, трудоустройству, а также комплекс специально организованных мероприятий по медико-

психолого-педагогической реабили-

тации, коррекции, компенсации нарушений в развитии подростков.

Почти все выпускники трудоустраиваются по специальности, полученной в училище.

Опыт работы профессионального училища № 15 был одобрен участниками Всероссийского совещания по проблеме: «Среднее и начальное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы», прошедшего в марте 2004 года в г. Шадринске.

Не случайно данное образовательное уреждение приказом Минобразования России от 24 мая 2004г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебнометодических центрах по профессиональному образованию инвалидов» было названо среди 26 учреждений начального профессионального образования Российской Федерации, получивших статус учебнометодических центров начального профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В каждом федеральном округе определены от 2 до 5 таких центров. Из них хотелось бы выделить работу следующих профессиональных училищ: № 14 г. Тамбова, в котором обучаются по 11 специальностям более 100 инвалидов и свыше 50 сирот; № 14 г. Курска, в составе которого 138 инвалидов обучаются строительным специальностям; № 7 г. Ростова-на-Дону, в котором обучаются более 100 инвалидов по слуху по специально-

стям швейного и обувного производства; № 18 г. Кирова, где обучается около 100 инвалидов, в том числе 38 детей-сирот; № 11 г. Медвежьегорска Республики Карелия, в котором обучаются выпускники Повенецкой специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида; № 18 г. Боровичи Новгородской области, где обучаются более 60 умственно отсталых детей-сирот по 4 специальностям, и другие.

В целом же в настоящее время в Российской Федерации только в подведомственных Рособразованию учреждениях начального профессионального образования обучается свыше 21 тыс. подростков с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и подростки с нарушениями интеллекта.

И все же, по нашему мнению, более эффективной формой организации профессионально-трудовой

подготовки обучающихся, имеющих нарушение умственного развития, является комплексная организация учебно-воспитательного процесса с

1 по 12 класс непосредственно на базе специальных (коррекционных) школ-интернатов (школ). Такой подход к организации социальнотрудовой адаптации с успехом практикуется и у коллег в Бельгии, Германии, Голландии и других европейских стран, поскольку он решает одновременно ряд важных проблем, связанных с социализацией умственно неполноценного человека в современном обществе.

Практически в каждом субъекте Российской Федерации можно найти примеры успешного решения проблемы подготовки к самостоятельной жизни и труду воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рассмотрим несколько примеров.

Муниципальное образовательное учреждение «Детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Боровичи Новгородской области - образовательное учреждение инновационного типа, не имеющее аналогов в системе образования Российской Федерации. В учреждение входят: дошкольный

детский дом смешанного типа, школьный детский дом семейного типа, специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, учебнооздоровительный центр.

Обучение в школе продолжается 12 лет и разбито на три этапа.

Первый этап - пропедевтика обучения (нулевой, диагностико-пропедев-тический класс для детей).

Второй этап - обязательное обучение в 1-9 классах (начальная школа - 1-4 классы, среднее звено -5-9 классы).

Третий этап - продолженное обучение (10-11 классы).

Приоритетным направлением в развитии специальной школы-интерната с 1995-1996 учебного года является именно этап продолженного обучения. Учась в 10-11 классах, обучающиеся получают возможность дальнейшего пролон-

гированного обучения с усилением компонентов социокультурной и трудовой подготовки.

Продолжение обучения нацелено на решение следующих задач:

• формирование у подростков устойчивых умений и навыков в избранной сфере трудовой деятельности;

• воспитание культуры труда;

• формирование основ жизненной компетенции подростков средствами образования и воспитания;

• направленная интеграция в общество.

Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует уделять на этапе продолженного обучения особое внимание развитию коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно-поведенческих и других свойств психики.

Содержание обучения в 10-11 классах строится на основе общих закономерностей развития психики подростка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному развитию. Следует отметить, что все предметы, вводимые на этапе продолженного обучения в учебном плане являются логическким продолжением тех, которые изучались в предыдущих классах.

Специфические особенности, характерные для обучающихся с умственной отсталостью, явились основанием для введения в учебный план новых предметов, направлен-

ных на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие будущих выпускников: экономический и психологический практикумы, деловое и творческое письмо, литературное чтение, домоводство, этика. Необходимо отметить, что авторами указанных новых учебных предметов являются научные сотрудники кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования, возглавляемого профессором И. М. Бгажноковой.

Особое место в учебном плане на этапе продолженного обучения занимает образовательная область «Технология». Она включает в себя «Домоводство» (2 часа в неделю) и «Подготовку по специальности» (16 часов). Эти предметы имеют большое значение в решении социальноэкономической и трудовой адаптации выпускников.

Важен для обучающихся, лишенных родительского попечения, и не имеющих в этой связи опыта жизни в семье, в собственном доме, предмет «Домоводство». Он способствует развитию жизненной компетенции будущих выпускников, содержательно интегрируется с профилями трудового обучения, экономическим практикумом и другими предметами.

Содержание профильного труда разрабатывается на основе имеющихся в образовательном учреждении ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников. Если в 5-9 классах обучающиеся

имеют возможность освоить столярное, слесарное, швейное дело, кулинарию, то на этапе продолженного обучения они осваивают только две профессии сельскохозяйственного профиля: овощевод и дояр.

Знакомство с сельскохозяйственным трудом в школе начинается с первого класса, когда во время пребывания в учебно-оздоровительном центре в местечке Жадины воспитанники осваивают сквозные программы по сельскохозяйственному труду, обучаясь обрабатывать землю и ухаживать за домашними животными и птицами.

Учебно-оздоровительный центр расположен на площади в 100 гектаров земли и имеет свой учебнопроизводственный комплекс, в состав которого входят: свиномолочная ферма, курятник, пруд с карпами, сеновал, машинный парк с сельскохозяйственными машинами, пахотные земли, сенокосные угодья, парниковое хозяйство, плодоягодный сад и два овощехранилища вместимостью на 70 тонн. Кроме того, в г. Боровичи возле школы имеются теплицы и учебно-опытный участок.

Созданный учебно-производственный комплекс является одной из возможных моделей учебнофермерского хозяйства. Разработана организация учебных занятий и практического труда в разные периоды календарного года, организация труда и отдыха в летний период.

При обучении даются основы теоретических сведений по ведению сельского хозяйства, но все же ос-

новное внимание уделяется отработке практических умений и навыков. По окончанию 11 классов выпускники сдают квалификационный экзамен на присвоение разряда по специальностям овощевод и дояр. Экзамен принимается аттестационной комиссии, в основном состоящей из представителей Агролицея № 10 села Егла. Успешно сдавшим экзамен согласно договору вручается документ установленного образца о полученной специальности.

Следует остановить внимание на принятом в школе-интернате порядке зачисления обучающихся в 10 класс. В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии обязательным определено 9летнее обучение. Этап продолженного обучения создан для желающих продолжить школьное образование. Хотя для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей этот этап важен не только с точки зрения совершенствования практических умений и навыков, но и с позиции социальной защиты и поддержки их. Поэтому кроме личного желания (или нежелания) учитываются еще и такие факторы, как:

• психологическая и эмоциональная готовность к продолжению школьного обучения и воспитания;

• состояние здоровья (учет противопоказаний для занятий сельскохозяйственным трудом);

• уровень социализации каждого обучающегося;

• возраст (педагоги школы считают, что их выпускники должны вступать в самостоятельную жизнь не ранее 18-19 лет);

• уровень социальной защищенности (обеспечение жильем, имуществом, связь с родственниками и т.п.);

• категория местности (город, деревня), куда обучающийся вернется после обучения.

Муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Мончегорск Мурманской области.

Данное образовательное учреждение находится за Полярным кругом, где полгода длится полярная ночь. Однако этот фактор никак не влияет на энтузиазм, с каким работает педагогический коллектив школы-интерната. Среди воспитанников школы немало детей коренных народов Севера, поэтому одной из задач школы-интерната является сохранение национальных промыслов и обучение им ребят. Национальная вышивка, резьба по дереву, вязание. Умения, полученные воспитанниками в процессе обучения указанным видам труда, помогут им в дальнейшем при самостоятельной жизни коротать длинные вечера на стойбище, принося при этом семье гарантированный заработок.

На уроках животноводства ребята получают навыки ухода за до-

машними животными. Пусть в школе нет своих оленей, а только коровы, свиньи и кролики, умение ухаживать за ними поможет в тундре справиться и с северным красавцем.

Всего в школе около 10 профилей трудового обучения. Среди них столярное, швейное, слесарное дело. За короткое полярное лето воспитанники умудряются выращивать картофель и другие овощи.

Однако гордостью школы является обувное дело. В 5-9-х классах обучающиеся знакомятся с приемами ручной обработки кожи, ткани и других материалов при изготовлении и ремонте домашней обуви. В классах с повышенной профессионально-трудовой подготовкой (10 и 11) они уже работают на конвейере по изготовлению обуви, где, выполняя каждый свою операцию, собирают изделие в единое целое. При производственном участке школы-интерната есть свой магазин, где реализуется произведенная в школьных мастерских продукция.

Уникальная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в глубине Ярославской области в селе Багряники.

В школе-интернате проживает и учится более 180 воспитанников. Ведущим профилем трудового обучения является сельскохозяйственный труд, обязательный для всех обучающихся. Причем данное направление трудового обучения включает в себя обуче-

ние по обоим направлениям: земледелию и животноводству. Кроме того, в соответствии с программой данного профиля, девочки получают навыки швейного дела, а мальчики -столярно-плотницкого.

Выбор профиля связан со следующими факторами:

• наличие в образовательном учреждении собственной земли, домашних животных и птиц;

• гарантия трудоустройства выпускников на сельскохозяйственные предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• возможность выделения детям-сиротам жилья.

Рассмотрим каждый фактор по отдельности.

Школа-интернат имеет свыше 100 гектаров собственной земли и заключила договор на аренду еще 500 гектаров. Всего 630 гектаров пахотных земель и лугов. Для обработки земли в школе имеется более 30 единиц сельскохозяйственных машин (тракторы, комбайны, сеялки и т.д.). Ежегодно школа выращивает большой урожай зерновых культур. Часть урожая оставляется на корм скоту и птице, большая часть реализуется по договорам с сельскохозяйственными предприятиями. Третья часть на мельнице перерабатывается в муку, из которой на школьной хлебопекарне пекут хлеб для школьных нужд и окружающих населенных пунктов. Картофелем и овощами школа-интернат обеспечивается на весь год.

На скотном дворе школы-интерната содержится около ста го-

лов крупного рогатого скота (в основном это дойное стадо), большое число свиней и домашней птицы (куры, гуси, утки, индюки). Таким образом, образовательное учреждение полностью обеспечивает себя молоком, маслом, сметаной, творогом, яйцами, мясом. Часть мяса перерабатывается в колбасном цехе как для собственных нужд, так и на продажу.

Для реализации излишков выращенной на полях, огороде и ферме продукции при школе создан собственный магазин.

Естественно, что наличие больших посевных площадей, животноводческой фермы и птичника требует больших усилий и одними детскими руками ухаживать за всем этим хозяйством невозможно. Поэтому в школе работает много взрослых специалистов (животноводы, механизаторы, агрономы, пекари и др.). Это очень важно.

Работа рядом с взрослым специалистом позволяет ребенку видеть рациональные приемы работы, чувствовать себя увереннее, зная, что в любой момент ему будет оказана помощь. Когда обучающиеся работают в одной бригаде с взрослыми, они быстрее овладевают профессиональными умениями и навыками. При этом взрослые выступают наставниками подростков, готовыми передать им свой профессиональный опыт.

Здесь следует сделать своеобразное отступление-вставку. По

Трудовому законодательству в Рос-

сийской Федерации в целях техники безопасности запрещено допускать обучающихся до 18-летнего возраста к станкам и машинам. Подросткам разрешено только созерцать со стороны как работают механизмы, движется по полю трактор и т.д. Вместе с тем большинство воспитанников выходят из образовательного учреждения в 16-17 лет. Что они могут делать? О какой конкуренции с их стороны можно говорить, если они не владеют современным электроинструментом, не умеют работать на станках, не умеют водить трактор или комбайн? Отсюда и невостребованность их.

Работая рядом с взрослым человеком, подросток не только запоминает порядок работы, не только учится планировать ее, но и зачастую сам пробует запускать станок, управлять рычагами трактора. Да, возможно, это является нарушением закона. Но кто научить потом умственно отсталого подростка? Почему мы собственному ребенку доверяем руль автомобиля, усадив его к себе на колени и держа его руки?

Однако пора вернуться в Багряники. Одной из самых главных своих задач педагогический коллектив школы-интерната видит в обеспечении жильем своих выпускников. За последние годы деревни и села российского Нечерноземья приходят в упадок. Их жители перебираются в города. Руководство школы-интерната во главе с директором Заслуженным учителем Российской Федерации М. С. Ванцае-

вым договаривается с администрацией сельских муниципальных поселений о приобретении заброшенных хозяйств, восстанавливает вместе с обучающимися дома и надворные постройки, а затем вселяет в них своих выпускников. Так как деревни эти находятся недалеко от школы, то за выпускниками какое-то время ведется патронирование со стороны педагогов.

Такая системная работа с воспитанниками дает положительный результат. Среди выпускников школы практически нет безработных и правонарушителей.

Есть проблемы у школы? Очень много. Среди них такие, как налогообложение. Почему-то с образовательного учреждения налоги на прибыль берутся как с коммерческого предприятия, а при покупке горюче-смазочных материалов и семян торгующие организации (зачастую государственные) завышают цены, одновременно предоставляя льготы фермерам?

Республиканский Центр диагностики и сопровождения детей имени У. М. Муртузалиевой (г. Махачкала, Республика Дагестан). Самое большое образовательное учреждение в Российской Федерации для детей с ограниченными возможностями здоровья, численность воспитанников и обучающихся которого превышает 600 детей. В состав Центра входят: дошкольное образовательное учреждение; начальная школа (1-5-е классы); средние классы (5-9-е); профес-

сиональное училище (10-12-е классы); реабилитационные цеха.

Средние классы интересны тем, что в них начинается трудовое обучение. Большое число обучающихся в них (свыше 300 человек) дает возможность педагогическому коллективу обеспечить каждому воспитаннику выбор именно того вида труда, который наиболее подходит для него. А выбрать есть из чего: столярное, слесарное, швейное, картонажно-переплетное, обувное, строительное дело, кулинария, сельскохозяйственный труд.

Учебные мастерские Центра имеют хорошее оснащение станками и оборудованием. Они, особенно швейные, больше похожи на производственные цеха.

Более 30 лет данное учреждение работает над совершенствованием профессионально-трудового обучения умственно отсталых обучающихся. Практические исследования У. М. Муртузалиевой, имя которой носит Центр, позволили еще на рубеже 70-х и 80-х годов прошлого века доказать возможность и необходимость более раннего обучения подростков работе на станках. Так, девочки, обучающиеся швейному делу, уже в пятом классе начинали работать на промышленных машинах 1022-А или 9-го класса, на оверлоках, в 6-7 классах - на петельнообметочных машинах. Наблюдения показали, что девочки, начавшие познание тайн швейного дела, минуя этап знакомства с ручной или ножной бытовой швейной

машиной, не испытывают страха перед скоростным агрегатом, что неизбежно происходит при традиционной форме обучения (по программе обучение на промышленных машинах начинается во втором полугодии 6 класса). Переделав обязательную программу обучения

швейному делу и взяв за основу пооперационное изготовление рекомендованных изделий, педагоги сумели развить у своих воспитанниц скоростные умения и навыки до уровня швей-мотористок, работающих на потоке в швейном производстве. При этом за пять лет обучения девочки имеют возможность изготавливать все запланированные

программой изделия.

В 90-е годы педагоги Центра сумели найти новые пути социальной защиты воспитанников.

Первый из них заключается в том, что, начиная с 7-го класса, ребята овладевают второй специальностью, близкой к их основному профилю трудового обучения. Так, девочки, обучающиеся швейному делу, овладевают умением вязания (на пяльцах, крючках, спицах и вязальной машине), изготовлением гобеленов, ковроткачеством, художественной вышивкой. Мальчики, обучающиеся слесарному делу, знакомятся с ремонтом кузовов легкового автотранспорта, в том числе и со сварочными работами. В столярных мастерских идет обучение художественной отделке древесины (резьба, выжигание, выпиливание). Таким образом, подростки после окончания школы в

случае невозможности трудоустройства на общественное предприятие (завод, фабрику и др.) могут работать на дому, выполняя частные заказы. Обучение второй специальности ведется за счет как основного профиля (2 часа в неделю), так и во внеклассное время в виде кружков дополнительного образования.

Второй путь - создание на базе образовательного учреждения «надстройки» в виде профессионального училища. В профессиональное училище Центра принимаются выпускники всех специальных (коррекционных) школ-интернатов (школ) VIII вида Дагестана. Создание профессионального училища на базе школы в 1991 году было первым подобным опытом в Российской Федерации.

После окончания курса обучения в профессиональном училище не нашедшим работу выпускникам предлагается работать в реабилитационных цехах Центра: швейном, имеющем 100 рабочих мест, ателье, своем кафе, на школьной стройке.

Центр из Махачкалы послужил образцом для подражания. После 1994 года подобные «надстройки» появились и в других регионах России.

Среди учреждений с данной формой организации профессионального обучения следует отметить опыт специальной (коррекционной)

школы-интерната VIII вида № 102 г. Москвы, старшеклассники которой обучаются в учебно-производ-

ственном комплексе «Федоровец», являющимся структурным подразде-

лением интерната. Цеха комплекса оснащены современным технологическим оборудованием, обучение ведется с использованием мультимедийной аппаратуры, контроль за знаниями осуществляется с помощью компьютерных тренажеров.

Достаточно примеров. Пора делать выводы.

Основные пути совершенствования профессиональной подготовки умственно отсталых подростков из числа детей-сирот предполагают:

1. Создание материальной базы обучения, позволяющей:

а) готовить обучающихся по профессиям, соответствующим их индивидуальным возможностям;

б) формировать профессионально важные качества обучающихся до уровня, необходимого рабочему в современных социальноэкономических условиях.

Под созданием материальной базы следует понимать оснащение современным оборудованием и обеспечение инструментом и материалами учебных мастерских и производственных цехов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и профессиональных училищ для умственно отсталых подростков.

В целях создания условий для прохождения производственной

практики обучающихся и трудоустройства выпускников необходимо восстановление системы базовых предприятий, то есть закрепление за образовательными учреждениями предприятий промышленных, строи-

тельных, сельскохозяйственных и сферы обслуживания населения.

2. Подготовка учителей трудового обучения для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и профессиональных училищ, соответствующих современным требованиям организации процесса обучения умственно отсталых людей и обладающих умениями:

а) выявления учебно-трудовых возможностей обучающихся и осуществления на этой основе индивидуального подхода в учебновоспитательной работе;

б) использования всего арсенала специфических методик обучения для трудовой подготовки умственно отсталых лиц;

в) владения обучающими системами контроля и учета динамики усвоения учебного материала и развития обучающихся;

г) воспитания у подростков необходимых в труде социальных установок, моральных качеств и ориентированности на осваиваемую профессию.

Существующая в настоящее время в Российской Федерации подготовка педагогических кадров для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, не дает возможности готовить на факультетах коррекционной педагогики вузов (в 36 вузах имеются факультеты и отделения по подготовке педагогов-дефектологов) учителей трудового обучения специальных

(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Исключение составляет только Институт специального образования Уральского государственного педагогического университета, на базе которого раз в несколько лет на заочном отделении формируется группа из числа учителей трудового обучения специальных (коррекционных) школ-интернатов (школ).

В связи с этим необходимо рассмотреть возможность открытия специализированных учебных групп по подготовке учителей трудового обучения для специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессиональных училищ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе действующих факультетов коррекционной педагогики с внесением в их учебные планы соответствующих корректировок.

С целью совершенствования педагогического мастерства учителей трудового обучения специальных (коррекционных) образовательных учреждений и мастеров профессиональных училищ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, следует совершенствовать работу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (систему повышения квалификации). В настоящее время в стране функционирует 94 учреждения дополнительного профессионального

образования. В их составе имеются

11 кафедр специальной педагогики и психологии и 25 самостоятельных учебно-методических кабинетов

дефектологии. Около 40 учреждений имеют в своем составе методистов, курирующих эти проблемы, но входящих в состав других подразделений учреждения повышения квалификации. В остальных учреждениях дополнительного профессионального образования вопросы коррекционной педагогики рассматривают эпизодически. Только некоторые из данных учреждений регулярно проводят курсы повышения квалификации учителей трудового обучения (Московский городской институт развития образования, Академия постдипломного образования Московской области, Институт развития образования Красноярского края). Большинство учреждений дополнительного профессионального образования, как правило, организуют повышение квалификации учителей трудового обучения специальных (коррекционных) образовательных учреждений совместно с учителями труда общеобразовательных школ, не

учитывая при этом особенности специальной школы. Причинами данного положения являются:

• невозможность комплектования учебной группы из-за малочисленности специальных (коррекци-

онных) образовательных учреждений в регионе;

• отсутствие в составе учреждения дополнительного профессионального образования квалифицированных специалистов, знающих специфику предмета.

На наш взгляд, в целях совершенствования трудового обучения и допрофессиональной подготовки обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья следует вернуться к практике организации межрегиональных курсов повышения квалификации учителей трудового обучения также и по другим учебным предметам в рамках мероприятий направления «Семья с детьми-инвалидами» подпрограммы «Семья и дети» Федеральной целевой программы «Дети России» или Федеральной целевой программы развития образования.

Исходя из изложенного выше материала, можно сделать вывод, что перед отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями Центра реабилитационного и коррекционного образования ФИРО стоят большие задачи по методическому обеспечению системы непрерывного специального (коррекционного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране.

© Б. В. Белявский, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.