Научная статья на тему 'Формирование готовности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к сознательному выбору профессии'

Формирование готовности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к сознательному выбору профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравецкая Н. В.

В данной статье поднимается вопрос о трудностях, возникающие у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при выборе будущей профессии. Предлагается система психолого-педагогических мероприятий в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, помогающих каждому подростку с ограниченными возможностями здоровья подготовиться к выбору будущей профессии с учетом его возможностей, способностей и потребности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравецкая Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к сознательному выбору профессии»

6. Масол Л.Н. Методика обучения искусства в начальной школе. Пособие для учителей / Л.М. Масол, О.В. Гайдамака, Е.В. Белкина, О.В. Калини-ченко, И.В. Руденко. - Х.: Веста. Изд-во «Ранок», 2006. - 256 с.

7. Научно-практические основы организации образовательного пространства в УВК «Школа - дошкольное учебное заведение» / Гл. ред. В.Г. Кузь. -К.: Миллениум, 2005. - 148 с.

8. Национальная доктрина образования Украины в ХХ1 веке. - К.: Школьный мир, 2001. - 16 с.

9. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы / Б.М. Неменский, под ред. А.В. Петровского // Новое педагогическое мышление. - М.: Просвещение, 1989, - 132 с.

10. Падалка Г.М. Педагогика искусства (Теория и методика преподавания художественных дисциплин). - К.: Образование Украины, 2010. - 274 с.

11. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, Гаудемус, 2006. - 490 с.

12. Русова С.Избранные педагогические сочинения. В 2 кн. - Кн. 1 / под ред. Е.И Коваленко; сост., прим.Е.И. Коваленко, И.М. Пинчук. - К.: Лыбидь, 1997. - 272 с.

13. Русова С. Избранные педагогические сочинения. В 2 кн. - Кн. 2 / под редакцией Е.И. Коваленко; сост., прим.Е.И. Коваленко, И.М. Пинчук. -К.: Лыбидь, 1997. - 320 с.

14. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5-ти т. / В.А. Сухо-млинский. - К.: Советская школа, 1977. - Т. 3: Рождение гражданина. - 669 с.

15. Шевченко Т.Г. Об искусстве. - К.: Искусство, 1971. - 336 с.

16. Щербо А.Б. Эстетическое воспитание учащихся в начальных классах / А.Б. Щербо, Д.М. Джола. - К.: Сов. Школа, 1969. - 234 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

© Муравецкая Н.В.*

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 30 VIII вида, г. Белгород

В данной статье поднимается вопрос о трудностях, возникающие у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при выборе будущей профессии. Предлагается система психолого-педагогических

* Учитель технологии.

мероприятий в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, помогающих каждому подростку с ограниченными возможностями здоровья подготовиться к выбору будущей профессии с учетом его возможностей, способностей и потребности общества.

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».

К.Д. Ушинский

Социальная адаптация обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, подготовка их к самостоятельной жизни и труду - это основная задача специальной (коррекционной) школы УШ вида, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества, но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Особенности умственного и физического развития обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида не позволяют ставить вопрос об их свободном выборе профессии. Ведь сфера возможного приложения труда детей с интеллектуальной недостаточностью носит ограниченный характер. Им недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности, им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности, исключаются также профессии вредные для здоровья, превосходящие физические возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и усугубляющие имеющиеся заболевания [1]. Знакомство и приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к доступным им профессиям - дело трудное и кропотливое. От того, на сколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни.

Как показывает опыт работы педагогов школы, первоначальные знания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью о профессиях ограничены. Они не имеют достаточно четких, конкретных представлений о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Им не известны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Многие учащиеся не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии, у некоторых явно завышены профессиональная самооценка и уровень притязаний. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, что говорит о высоком уровне

притязаний и о сильно завышенной самооценке. Вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией.

Перед педагогом коррекционной школы стоит непростая задача: помочь ребенку с интеллектуальной недостаточностью выбрать доступную ему профессию, профессию по душе, профессию, которая приносила бы ему радость, чувство удовлетворения, понимания нужности своей работы родным и близким, обществу и стране в целом. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. Учитель коррекционной школы, учитывая индивидуальные особенности каждого из воспитанников, должен помочь им ответить на вопросы: «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?». Приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью к профессии - это ежедневная работа, растянувшаяся на годы, причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их поддержкой.

В коррекционной школе существует система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку с интеллектуальной недостаточностью выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Для этого необходимо:

1. Обеспечение специальной (коррекционной) школы квалифицированными кадрами учителей трудового обучения.

2. Тщательный отбор наиболее доступных для детей с интеллектуальной недостаточностью специальностей с учетом потребности общества (например: столяр, швея, картонажник, рабочий зеленого хозяйства, уборщик служебных помещений).

3. Расширение числа видов труда в учебно-производственных мастерских.

4. Улучшение профессионально-трудовой подготовки учащихся, осуществляемой в школе.

5. Улучшение оборудования учебных мастерских.

6. Приближение трудового обучения к конкретным условиям производства (работа на уроках с пооперационным разделением труда, работа в бригадах).

7. Проведение производственной практики на будущих местах работы, что позволит ориентировать производственные коллективы на правильное отношение к выпускникам коррекционной школы, поможет создать благоприятный для обучающихся производственный микроклимат.

8. Продление сроков обучения в школе с предусмотренным учебным планом, повышением в старших классах трудовой квалификации, производственное обучение в 10-11-12 классах.

9. Организация встреч с представителями профилирующих профессий.

10. Организация экскурсий на промышленные предприятия с последующим их обсуждением.

11. Проведение внеклассной работы по предмету (профессионально-трудовое обучение): конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии»; Праздники труда; Праздники знакомства с профессиями; участие в школьных, городских, областных выставках декоративно прикладного творчества.

12. Проведение предметных недель «В мире профессий», «Город мастеров», «Недели добрых дел» и т.д.

13. Привлечение родителей к работе по профориентации: беседы о профессиях родителей, конкурсы, соревнования.

14. Конкурсы рисунков «Моя профессия», «Профессии моих родителей», с обязательным участием родителей.

Конечно, цели профессиональной ориентации детей с интеллектуальной недостаточность продиктованы обществом, его задачами, потребностями, но ведущей целью в деятельности педагога является формирование готовности детей, имеющих интеллектуальные нарушения к будущему труду, их профессиональной готовности (общетехнические знания, практические умения и навыки), личностной готовности (ориентация в задании, самостоятельность, дисциплинированность), готовности школьников к сознательному выбору профессии [2].

На основе общей стратегической цели и главных задач учитель ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д.

Трудность решения задачи по формированию у детей, имеющих интеллектуальные нарушения готовности к сознательному выбору профессии заключается в общем недоразвитие их психики, в нарушении их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Следовательно, первоочередной задачей является создание оптимальных условий по формирования социальных навыков обучающихся и максимальному преодолению недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы воспитанников [3]. Как результат, ребенок активнее включается в социальную среду, адекватно действует в различных ситуациях.

Существенным недостатком трудовой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью является то, что они не могут самостоятельно без помощи учителя справиться с поставленной трудовой задачей, что затрудняет процесс освоения будущей профессии. Умение ориентироваться в трудовом задании, планировать свою работу, контролировать свою работу, самостоятельно преодолевать возникающие трудности - вот навыки необходимые учащимися для успешного решения этой проблемы. Для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характерно и неумение ра-

ционально организовать свою работу. Необходимо следить за тем, чтобы задания были достаточно конкретны, понятны и посильны для каждого ребёнка, чтобы обучающиеся могли ориентироваться в трудовом задании, определять, какие материалы и инструменты необходимы для выполнения данной работы, умели составлять план предстоящей работы, знали с чего надо начать и что должно получиться в результате работы [4].

На уроках профессионально-трудового обучения воспитанники не только осваивают азы будущей профессии, но и приобретают навыки поведения в трудовом коллективе, учатся общаться, совместно работать.

Весь процесс трудового обучения связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития учащихся. Разработанные учителями школы коррекционно-развивающие игры «Слышу, вижу, покажу и скажу», «Я покажу, а ты назови», «Кто больше разметит деталей?», «У кого больше деталей живет на заготовке?», «У кого меньше обрезков?», «Где живет 1 см (2 см)?», коррекционно-развивающие упражнения «Помоги найти ошибку», «Какая операция пропущена?», «Как нарушена последовательность действий?», «Какие карточки надо поменять местами?», «Подобрать детали изделия», разноуровневые тестовые упражнения «Сколько?», «Каким способом?», «С чего начать?», «Чем закончу?» помогают детям в дальнейшем рационально организовывать свою работу и справляться с трудовым заданием без помощи учителя. Очень важно научить ребят пользоваться линейкой, угольником, циркулем и другими необходимыми при разметке инструментами.

Немаловажное значение имеет выработка у учащихся ритма и темпа деятельности, правильных гигиенических привычек, умения принимать необходимую рабочую позу, не сутулиться, не перенапрягать себя, соответственно чередовать рабочие движения с физкультурными паузами.

Приобщению к будущей профессии способствует организация трудового процесса по бригадному методу, как это происходит в производственных условиях, моделирование проблемных, деловых, игровых, производственных ситуаций, реальная трудовая деятельность. Анализ выполненной работы каждым членом бригады в групповой беседе, соблюдение техники безопасности в процессе работы способствуют формированию у обучающихся ответственности и объективной самооценки, так как мнение коллектива -очень важный фактор в развитии социальных навыков детей. Обучающиеся со временем более критически относятся к своим результатам, проявляют большую активность и заинтересованность в достижении лучших показателей, понимают, что результаты их труда и соблюдение правил техники безопасности влияют на показатели работы бригады. В ходе практической деятельности у детей формируются такие нравственные качества, как добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей работы на производстве.

Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уметь работать в коллективе, получать радость от выполненной работы, ощущать нужность своей работы себе и обществу. А эти качества так необходимы в любой профессии.

Список литературы:

1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1988. -183 с.

2. Рейда К.В. Готовтсть учшв допомiжноl школи до самостшно! пращ // Дефектолопя. - 2003. - № 2. - С. 39-43.

3. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.: Просвещение, 1969. - 280 с.

4. Мерсиянова Г.Н. О воспитании у учащихся вспомогательной школы умения самостоятельно работать в процессе профессионального трудового обучения // Специальная школа. - М., 1961. - Вып. 3. - С. 64-72.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

© Неженцев М.М.*

Орловский Государственный Университет, г. Орел

В данной исследовательской работе роль и значение игры в процессе обучения рассматриваются с новаторских позиций. В попытке обобщить влияние на развитие личности игра может использоваться не только на этапах раннего - дошкольного и школьного преподавания, но и в методиках высших учебных заведений, которые по причине плохой исследованности данного вопроса редко применяют подобные идеи на практике. Кроме того, в связи с изменением в области современных технических достижений появляются новые виды игр, которые так же мало изучены, этот важный аспект является в современной жизни одним из увлечений современной молодежи. Данный вопрос должен изучаться как с позиций глобального мирового пространства, так и межличностного взаимоотношения между игроками.

Ключевые слова методика, обучение, педагогика, игровые технологии, трехмерная графика, игровые редакторы.

* Аспирант кафедры Декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.