Научная статья на тему 'Коррекционная работа на уроках трудового обучения через тестовую и игру «Ладошки» с детьми с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида'

Коррекционная работа на уроках трудового обучения через тестовую и игру «Ладошки» с детьми с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравецкая Н. В.

Статья посвящена поиску новых эффективных методов работы с детьми с детьми с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Описывается разработанная автором тестовая игра «Ладошки» и способы ее применения в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравецкая Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекционная работа на уроках трудового обучения через тестовую и игру «Ладошки» с детьми с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТЕСТОВУЮ И ИГРУ «ЛАДОШКИ» С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

© Муравецкая Н.В.*

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 30 VIII вида, г. Белгород

Статья посвящена поиску новых эффективных методов работы с детьми с детьми с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Описывается разработанная автором тестовая игра «Ладошки» и способы ее применения в процессе обучения.

Трудовое обучение занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида и позволяет решать задачи социальной реабилитации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Трудности решения этой задачи в первую очередь обусловлены недостатками психофизического развития, которые свойственны учащимся коррекционной школы VIII вида. Опыт работы в данной школе показывает, что хотя большинство выпускников школы способны к овладению несложными профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях, их возможности в плане профессиональной подготовки существенно ограничены. Для подготовки школьников с интеллектуальной недостаточностью к труду в условиях массового производства недостаточно формирования только двигательных трудовых навыков, не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля) [1]. Дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в специальных методах обучения, в специальной коррекционной работе. В производственных условиях удовлетворительно адаптируются в основном те из них, уровень общетрудовых умений которых - высокий, так как в современных условиях коллективу производственной бригады невыгодно иметь в своем составе слабо подготовленного работника.

Правильно организованное трудовое обучение - эффективное средство коррекции недостатков развития детей и при активной работе учителя, эти

* Учитель трудового обучения.

дефекты психофизического развития учащихся поддаются коррекции и определенной компенсации путем использования специальных методических приемов. При отсутствии такой специальной работы эти школьники оказываются неподготовленными для сознательного усвоения знаний и осуществления самостоятельной целенаправленной деятельности.

Коррекция недостатков развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью и формирование общетрудовых умений в процессе обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида, подготовка их к самостоятельной жизни и труду имеет доминирующее значение. В ходе наблюдения за детьми и проведения коррекционной работы с ними на уроках профессионально-трудового обучения выявлены следующие затруднения:

1. Сложности усвоения теоретического материала, запоминания и произношения специальной терминологии, названия швов, операций, названия действий, проведение анализа образца и т.д. Организация умственной деятельности учащихся перед началом практического исполнения трудового задания очень важна, так как она воспитывает привычку обдумывать предстоящую работу [2] Так как дети с интеллектуальной недостаточностью усваивают новое очень медленно, быстро забывают воспринятое, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике, возникает необходимость в поиске новых приемов усвоения детьми учебного материала и приемов нахождения ими правильных ответов.

2. Сложности при обучении учащихся планированию предстоящей работы. Возникает разделение между теоретическим багажом знаний учащихся и применением этих знаний на практике при изготовлении изделий или образцов. Коррекционная работа по организации предварительного планирования предстоящей работы, увеличивает самостоятельность школьников в труде, способствует развитию положительного отношения к трудовой деятельности, приносит им моральное удовлетворение.

3. Сложности при проведении контроля усвоения детьми учебного материала. Традиционная система контроля не всегда позволяет учителю на разных этапах урока быстро определять степень усвоения детьми учебного материала. Как показывает практический опыт, некоторые дети усваивают теоретический материал, но испытывают трудности в общении: с трудом вступают, или совсем не вступают, в словесный контакт с учителем и своими одноклассниками. Обычная проверка знаний учащихся с интеллектуальной недостаточностью традиционными методами - «вопрос-ответ» зачастую не дают объективные результаты. Причины: учащиеся не всегда понимают смысл вопроса (вопрос может быть задан в непривычной для детей формулировке) а, если и понимают, то не всегда умеют правильно сформулировать ответ, правильно построить предложение.

Чтобы трудовые действия на уроках профессионально-трудового обучения были успешно выполнены обучающимися, воспринимаемые предметы

(изделия, образцы швов, образцы деталей, детали кроя и т.д.) должны быть подвергнуты детальному анализу, выявляющему те их особенности, знание которых необходимо для успешного осуществления выполняемых операций. Необходимость создания условий для успешного усвоения знаний, приобретения учащимися с нарушением интеллекта уровня сформированности общетрудовых умений и навыков по швейному делу, привела к мысли о целесообразности создания разноуровневых обучающих тестов [3] и использование их в коррекционной тестовой игре «Ладошки».

Разработанная нами тестовая игра «Ладошки» применяется для работы с учащимися первых лет обучения швейному делу (5-6 классов) и может использоваться в дальнейшем для работы с детьми 7-9 классов с более низким уровнем интеллектуального развития.

Впервые обучающиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида знакомятся с основами профессии швеи в 5 классе на уроках трудового обучения. И здесь учитель и ученик сталкиваются с такими трудностями: детям необходимо запомнить и усвоить много новых слов и понятий, такие как названия тканей, материалов, оборудования, инструментов, приспособлений; названия стежков, швов, операций, научиться правилам безопасной работы с инструментами и приспособлениями и т.д., да еще и научиться правильно использовать полученные знания на практике. Но большинство детей этой группы (5 кл.) еще читают с трудом, да и то, что прочитали, понимают плохо, слабо запоминают, затрудняются произносить новые слова и специальные термины, путают окончания, не соотносят проделанную работу с названием действий, которые они выполняют. Дети испытывают большие затруднения и во время работы: не знают с чего начать, плохо представляют конечный результат, т.е. что должно получиться в конце работы. Работа учителя еще осложняется тем, что память детей с интеллектуальной недостаточностью кратковременна. То, что учащиеся запомнили и, казалось бы, усвоили на прошлых уроках (названия швов, ручных стежков, названия операций, порядок действий и т.д.) спустя пару дней (например: суббота, воскресенье) уже не помнили или помнили весьма расплывчато.

Задача учителя помочь детям справиться с этими проблемами. Мы предлагаем учителю для проведения коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, наряду с традиционными методами обучения, использовать в своей работе тестовую игру «Ладошки».

При коррекционном обучении у детей с интеллектуальной недостаточностью через тестовую игру «Ладошки» развиваются такие виды сложной психической деятельности, как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения, обобщения и т.д.

Принцип тестовой игры «Ладошки»: «Слышу, вижу, говорю, покажу ручками и пальчиками» или короче: «Слышу, вижу, говорю, покажу!»

Условия игры «Ладошки» (образцы изделий, образцы швов должны быть перед детьми на столе или на технологической карте).

Обучающиеся кладут руки на стол ладошками вниз. Учитель задает вопрос (вопрос должен быть короткий и понятный детям) и предлагает несколько вариантов ответов (ответов должно быть не менее 3-х), а затем медленно и четко, проговаривает всю фразу, поочередно вставляя варианты ответов один за другим. Дети должны выбрать правильные ответы, или ответ, в зависимости от задания. Если ответ верный, дети показывают ладошки перед собой, нет - ладошки лежат на столе. Показывая ладошки, говорят «да», пряча ладошки, говорят «нет».

Чтобы ученикам в процессе работы легче было сконцентрировать свое внимание на задании, выделить главное в вопросе или задании, выбрать правильный ответ, учитель, задавая вопрос, интонацией выделяет основные понятия, со временем школьники сами справляются с этими трудностями.

Этапы работы. (Вся игра проходит в 3 этапа).

I этап. Если ответ верный, дети показывают ладошки перед собой, нет -ладошки лежат на столе.

II этап. Учитель показывает у кого ответ верный и предлагает, подняв ладошки над головой как можно выше, повторить громко правильный ответ для себя и для тех у кого ответ был неверный.

III этап. Дети еще раз слушают этот вопрос и громко хором, произнося правильный ответ, показывают ладошки.

Ответ можно дополнительно показывать пальчиками (если это ширина шва, количество деталей, количество операций и т.д.) или ручками (направление нити, расположение срезов на образце, условные линии на фигуре и т.д.). Очень важно особенно для детей испытывающих трудности в общении.

Тестовые задания для игры «Ладошки» составлены таким образом, чтобы дети могли повторять основные понятия, названия швов, ширину швов, названия операций, и т.д. каждый урок, но в разных формах.

Виды тестовых заданий для игры «Ладошки»: «Продолжить предложение»; «Выбрать правильный вариант ответа»; «Показать пальчиками ширину шва»; «Показать ручками направление нити»; «Показать ручками на своем изделии ....срез». Тесты более сложные для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью: «Чего не достает...»; «Что лишнее... », «Какуюработу не надо выполнять...».

Начало игры «Ладошки».

- Первые тестовые задания должны быть очень простыми и могут быть не связаны с материалом урока.

Пример 1. Учитель держит в руках тетрадь и спрашивает у детей:

«У меня в руках кукла?» (нет). «У меня в руках карандаш?» (нет)

«Уменя в руках тетрадь?» (да)

Детям нравиться замечать чужие ошибки, особенно ошибки учителя. Можно предложить детям занять место учителя и задать вопрос.

Учитель должен быть готов, что не все дети захотят сразу участвовать в игре и могут занять позицию наблюдателя.

Пример 2. Катя И. очень трудно включается в работу, хочет наблюдать за детьми, но в работе класса участвовать не желает.

Учитель, обращая внимание на Катю, спрашивает (при условии, что все дети в данной группе знают и различают цвета): «УКати сегодня блузка черного цвета?» «УКати сегодня блузка красного цвета?» «УКати сегодня блузка белого цвета?»

Кате И. нравится, она в центре внимания и включается в работу. Тестовая игра по теме урока.

Пример 1. Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

1. Иглу надо хранить.........

а) на столе; (Иглу надо хранить на столе)

б) в изделии; (Иглу надо хранить в изделии)

в) в подушечке. (Иглу надо хранить в подушечке)

Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственна стереотипность, поэтому обязательно необходимо давать эти же тесты, но с другой стороны

1 А. В подушечке надо хранить.........

а) карандаши; (В подушечке надо хранить карандаши)

б) ножницы; (В подушечке надо хранить ножницы)

в) иглу. (В подушечке надо хранить иглу)

Пример 2. Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

2. Для обработки срезов от осыпания применяют...........

а) петельные стежки; б) крестообразные стежки; в) прямые стежки.

3. Для соединения срезов изделия применяют ................

а) шов вподгибку с закрытым срезом; б) стачной шов; в) шов вподгиб-ку с открытым срезом.

4. Для временного соединения деталей применяют ..........

а) прямые стежки; б) косые стежки; в) тамбурные стежки. Обратные тесты.

2 А. Петельные стежки применяют для ...

а) временного соединения деталей; б) обработки срезов от осыпания; в) соединения срезов.

Пример 3. Выбрать и показать пальчиками ширину шва

Ширина двойного шва в готовом виде... Ширина первого прошива двойного шва... Ширина второго прошива двойного шва... Возможные варианты ответов: а) 5 мм; б) 1 мм; в) 7мм

Пример 4. «Выбрать и показать ручками на своем изделии ....срез» Пример 5. «Чего не достает.» Выбрать и показатьна образце пропущенный пункт плана работы по пошиву наволочки. (а) «Обработать долевые срезы»; б) «Обработать поперечные срезы»; в) «Отутюжить»)

Для того чтобы достичь лучших результатов, одни и те же вопросы мы давали в игре «Ладошки» с разных сторон и с усложнением заданий. Например: «Выбрать способы обработки изделия»

I. Выбрать способы обработки сорочки.

(а) обтачкой; б) запошивочным швом; в) швом вподгибку с закрытым срезом; г) стачным швом; д) швом вподгибку с открытым срезом) С другой стороны:

II. Каким способом обрабатывают каждый из срезов сорочки?

1. Плечевые срезы обрабатывают .

2. Боковые срезы обрабатывают ...

3. Срез горловины обрабатывают ...

4. Срезы пройм обрабатывают ...

5. Нижний срез обрабатывают ...

(а) обтачкой; б) запошивочным швом; в) швом вподгибку с закрытым срезом; г) стачным швом; д) швом вподгибку с открытым срезом)

III. Каким способом обрабатывают каждый из срезов сорочки?

1. Обтачкой обрабатывают.

2. Швом вподгибку с закрытым срезом обрабатывают.

3. Запошивочным швом обрабатывают...

(а) плечевые срезы; б) боковые срезы; в) срезы пройм; г) срез горловины)

Вопросы могут быть построены и таким образом:

I. Выбрать способы обработки сорочки.

(учитель задает вопрос и показывает поочередно образцы)

Способ обработки выреза горловины

(а) обтачкой; б) запошивочным швом; в) швом вподгибку с закрытым срезом; г) стачным швом; д) швом вподгибку с открытым срезом) Способ обработки боковых срезов сорочки

(а) обтачкой; б) запошивочным швом; в) швом вподгибку с закрытым срезом; г) стачным швом; д) швом вподгибку с открытым срезом) Способ обработки нижнего среза сорочки

(а) обтачкой; б) запошивочным швом; в) швом вподгибку с закрытым срезом; г) стачным швом; д) швом вподгибку с открытым срезом) Способ обработки срезов пройм сорочки

(а) обтачкой; б) запошивочным швом; в) швом вподгибку с закрытым срезом; г) стачным швом; д) швом вподгибку с открытым срезом)

Тестовая игра «Ладошки» способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность по-

вторять уже изученный материал без монотонности и скуки, а учителю позволяет на невербальном уровне получать обратную связь о ходе обучения детей испытывающих трудности в общении.

Применение тестовой игры «Ладошки» помогает учителю на уроках профессионально-трудового обучения решать задачи по формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью: конкретного мышления; концентрации внимания; формирования произвольного запоминания, увеличивающего скорость запоминания; формирования и развития коммуникативных умений (устная речь и ее понимание), расширения словаря учащихся; ориентации в трудовом задании; безопасного поведения во время работы; овладение элементарными навыками самоконтроля, а, следовательно, создания условий для коррекции недостатков развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Список литературы:

1. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990. - 151 с.

2. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. - 1976. - N 6. - С. 3-8.

3. Муравецкая Н.В. Коррекция недостатков умственного развития учащихся специальной (коррекционной) школы при помощи тестов // Сборник методических материалов «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения» (Из опыта работы в г. Белгороде) / Под ред. Л.В. Годовниковой. - Белгород: Издательство БелГУ 2008. - 272 с.

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Петухова Л.В.*

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

В статье раскрывается организация образовательного процесса по развитию художественно-творческих способностей в процессе освоения нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

* Аспирант кафедры Педагогики и методики начального и дошкольного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.