потребности общества в квалифицированных специалистах для работы с несовершеннолетними правонарушителями возникает необходимость проектирования модели личности специалиста-профессионала, в основу которой положено единство профессиональных знаний и умений, способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и навыки, единство ролевых, психофизических и личностных характеристик, необходимых для данного вида деятельности, социальные и психологические качества личности, а также образ жизни. Это представляет собой качественно новое образование, целостность и внутренняя структура которого задает цели подготовки личности обучаемого.
Таким образом, рассматривая процесс интегрирования педагогической системы А. С. Макаренко в систему современного профессионального образования, мы пришли к следующим выводам:
Библиографический список
1) педагогическая система подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должна быть ориентирована на признание роли и интеллектуальных возможностей личности, воспитание личности специалиста;
2) подготовка будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителям должна быть направлена на изучение сферы человеческих отношений во взаимодействии с коллективом, управление с учетом социальных и психологических мотивов деятельности;
3) содержание системы подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должно учитывать нравственный аспект противоправного поведения несовершеннолетних;
4) при подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями особое внимание следует обратить на изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей.
1. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения [Текст] : в 8 т. / А. С. Макаренко. — М. : Педагогика, 1983. — Т. 4. — 366 с.
2. Макаренко, А. С. Сочинения [Текст] : в 7 т. / А. С. Макаренко. — М. : Педагогика, 1958. — Т. 5. — 558 с.
3. Макаренко, А. С. Избранные произведения [Текст] : в 3 т. / А. С. Макаренко. — Киев : Радянська школа, 1983. — 593 с.
4. Танаева, З. Р. Педагогическое управление профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями [Текст] : монография / З. Р. Танаева, Е. Ю. Никитина. — М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2010. — 196 с.
5. Никитина, Е. Ю. Подготовка будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] : монография / Е. Ю. Никитина. — Челябинск, 1998. — 240 с.
УДК 373.62 Л. Г. Пономарева, дир. Профессионального
училища № 96, Челябинская обл., г. Златоуст С. А. Халитова, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО
В статье рассматриваются условия организации производительного труда подростков-сирот и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Центре бытовых услуг профессионального училища на основе педагогического сопровождения и реализации концепции воспитания А. С. Макаренко.
Ключевые слова: производительный труд, концепция воспитания А. С. Макаренко, социализация, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Социально-культурная ситуация, сложившаяся в современном обществе, выдвигает важнейшую задачу — воспитание человека, способного эффективно и творчески действовать при новых формах собственности и организации труда, ориентироваться в социально-экономических реалиях общества, быть активным участником и преобразователем культурно-нравственной жизни своей страны. Решение этой задачи, в которой органически сочетаются функции социальной адаптации и «опережения», предполагает разумную организацию производительного труда обучающихся.
Замечательные образцы организации производительного труда воспитанников представляет опыт А. С. Макаренко. Еще в 1922 г. он писал: «Русская трудовая школа должна совершенно заново перестраиваться <.. .> новый путь — организация школы, где преобладает не "труд-работа" (установка в основном на обучение труду), а "труд-забота", имеющий в виду воспитание основополагающих качеств личности на основе эффективности труда и его мотивации, социально-нравственных отношений, свойственных той или иной организации труда» [1, с. 33].
По мнению Л. И. Гриценко, А. С. Макаренко поднимал значение труда в детской жизни на уровень экзистенциальной категории. «Трудовая забота — это не просто дорога к средствам существования, это еще и этика, это философия нового мира», — писал А. С. Макаренко [2, с. 260].
Решающее значение при этом имеет не труд сам по себе, а вовлечение ребят в руководство производством и хозяйством. Опыт А. С. Макаренко показал, что производительный труд — вне экономических отношений, воплощенных в характере собственности, систем организации труда, управления и оплаты труда, он не мотивирован социально и индивидуально, в воспитательном коллективе оторван от всей системы педагогической работы; такой труд теряет свои воспитательные функции, превращаясь в «нейтральный» фактор. А. С. Макаренко был убежден, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания.
Выясним, какие элементы концепции воспитания А. С. Макаренко могут определять организацию труда обучающихся учреждения начального образования.
В «Философском энциклопедическом словаре» отмечается, что концепция — это «определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководя-
щая идея для их систематического освещения» [3]. По мнению М. Е. Дуранова, концепция выступает как система взглядов (частных идей) на проблему, объединенная ведущей идеей [4]. Нами выделены следующие частные идеи.
1. Проблема целей воспитания. А. С. Макаренко полагал, что цели воспитания должны определяться как общественной нуждой, так и особенностями каждой личности. «Было бы неимоверным верхоглядством, — утверждал он, — игнорировать человеческое разнообразие и вопрос о задачах воспитания стараться втиснуть в общую для всех словесную строчку.» [1, с. 169].
2. Коллектив как система отношений. Для реализации личностного подхода необходимо создание воспитательного пространства, в котором востребованы и могут развиваться личностные качества обучающихся и педагогов. Такое пространство, рассматриваемое как педагогически организованная среда (Н. Л. Селиванова), может быть создано в воспитательном коллективе, который, по определению А. С. Макаренко, представляет единство ученического и педагогического коллективов. Сущностное значение коллектива в воспитании заключается в том, что он является формой, обеспечивающей взаимодействие двух механизмов воспитания:
- системой социально ориентированных отношений;
- системой межличностных отношений.
Необходимо выделить такую особенность
коллективов А. С. Макаренко, как демократический характер самоуправления. При этом организация педагогического взаимодействия такова, что каждый член коллектива ставится в позицию активного деятеля, субъекта своей собственной и коллективной жизни, участвуя в постановке целей, планировании, обсуждении и реальной практике.
3. Принципы воспитания в коллективе. Воспитание в коллективе природосообразно, так как человек социален. А. С. Макаренко разработал метод воспитания, основанный на связи человека с обществом. Воспитание должно ре-ализовывать эту связь через коллектив, который в определенной степени является моделью общества (отношений в обществе) и дает возможность каждой личности проживать ситуации общественного опыта. Природосообразность как основа коллективного воспитания проявляется также в том, что коллективная деятельность соответствует психологическим закономерностям личностного развития обучающегося, требующего активной деятельности.
4. Опережающий характер воспитания. Педагогический гуманизм А. С. Макаренко проявлялся в том, что он верил в возможности полноценного развития каждого ребенка. Хорошее в человеке, по его мнению, надо проектировать. Поэтому воспитание должно иметь опережающий характер по отношению к личности подростка. Оно организует такую жизнедеятельность, при которой у обучающихся развиваются качества, еще находящиеся в ранней стадии развития. В технологическом плане опережающий характер воспитания проявлялся в системе перспективных целей, которые должны ставиться перед каждым воспитанником и коллективом.
5. Связь воспитания с социумом. Личность — интегрированная часть динамического процесса жизни. Источником влияния на обучающегося должна стать сама жизнь в ее разнообразных проявлениях. Воспитательное пространство коллектива, выступающее как педагогически организованная среда, является средством обеспечения связи воспитания с объективной реальностью. А. С. Макаренко писал: «Главная задача нашего воспитателя отнюдь не воспитывать... Воспитывает не сам воспитатель, а среда» [1, с. 47]. Но эта среда организуется воспитателем.
6. Единство педагогической и экономической технологий в воспитательном процессе. А. С. Макаренко ввел в теорию и методику воспитания понятия «хозяйственное воспитание», «коллективное хозяйствование», «хозяйственная деятельность». Известно его высказывание по этому поводу: «Хозрасчет — замечательный педагог». Он «педагогизировал» вопросы организации труда, управления, быта, развития учреждения.
Сегодня, когда говорят о реализации компе-тентностного подхода в образовании, в качестве необходимого условия указывают на необходимость введения «пространства реального действия», т. е. «ученического производства». При этом предполагается, что произведенные продукты должны получать оценку не только на внутреннем (образовательного учреждения) рынке, но и на внешнем (общественном). В силу этого идеи и опыт А. С. Макаренко в области организации связи воспитания с социумом, роли и характера производительного труда могут дать ориентиры и технологии в решении современных проблем компетентностного образования, сутью которого и является обеспечение связи образовательного учреждения с жизнью.
Актуальность проблемы организации производительного труда и социализации детей-си-
рот и детей с нарушениями физического и психического развития (далее с ограниченными возможностями) в учреждении начального профессионального образования связана со следующими обстоятельствами.
1. Тенденции к снижению жизненного уровня семей, ухудшению экологической ситуации в России порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. По данным Министерства образования и науки РФ, 45 % детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера, около 25 % — в специализированной (коррекционной) помощи. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с нарушениями психического и интеллектуального развития. Для них нужны специальные программы и условия обучения.
2. Условия социализации детей-сирот резко отличаются от условий социализации детей из семей.
3. Социализация данных категорий подростков, долгое время воспитывающихся в условиях детских домов или специальных интернатов, носит однообразный характер. Дети не включены во все многообразие жизненных социальных отношений. Но при этом именно собственный жизненный опыт и наблюдение за жизненным опытом взрослых людей являются главными механизмами социализации личности в дальнейшем. В силу этих обстоятельств дети не приучены к обычным бытовым условиям, у них отсутствуют элементарные хозяйственные умения и навыки, навыки ухода за собой, жильем, одеждой и др. По данным исследований, только 10 % детей-сирот и детей с отставанием в развитии нормально адаптируются к самостоятельной жизни. Для большинства характерно развитие резкой социальной дезаптации — от глубокого стрессового состояния до попыток суицида, от асоциального поведения до совершения незаконных деяний.
В рамках нашей концепции период обучения в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 96» г. Златоуста Челябинской области рассматривается как переходный период от условий проживания до училища к условиям реальной самостоятельной жизни. Следовательно, задачей данного периода для обучения этой группы обучающихся можно считать повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации подростков-си-
рот и подростков с ограниченными возможностями в процессе их социализации в условиях обучения в профессиональном училище.
С целью повышения качества обучения и, в конечном результате, социализации обучающихся с ограниченными возможностями развития и детей-сирот в 2009 г. был создан Центр бытовых услуг (далее Центр) как структурное подразделение Профессионального училища № 96 для оказания услуг населению по пошиву и ремонту швейных изделий, ремонту обуви, выполнению штукатурных работ.
Основными участниками предприятия являются обучающиеся второго курса по профессиям «Швея», «Обувщик по ремонту обуви», «Штукатур» и матера производственного обучения, выполняющие функции инструктора, наставника, бригадира.
Услуги рассчитаны на жителей города и прилежащих районов. Основными потребителями являются физические лица (около 70 %), а остальную часть (30 %) составляют предприятия-заказчики в рамках социального партнерства. Центр имеет определенную структуру (рис. 1), которая включает две швейные мастерские, обувную, мастерскую сухого строительства.
Для организации трудового обучения и практики продуктивного труда согласно регламенту учебных планов для подготовки лиц с отставанием в развитии по профессиям «Штукатур», «Швея», «Обувщик по ремонту обуви»
мастерские обеспечены необходимым оборудованием и инструментом, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у обучающихся.
В числе педагогов училища, работающих с данной категорией подростков, — пять мастеров производственного обучения, инструктор по трудовому обучению, четыре социальных педагога, шесть преподавателей специальных предметов и физического воспитания.
Одной из задач Центра является подготовка и реализация программ индивидуального сопровождения процесса социализации детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
1) программы педагогического сопровождения;
2) программы медико-психологического сопровождения;
3) программы профессионально-деятель-ностного сопровождения;
4) комплексная социальная, медицинская, психологическая поддержка;
5) создание условий для эффективного овладения общими и профессиональными компетенциями в ходе получения профессии согласно требованиям ФГОС;
6) создание условий для успешной реализации практики продуктивного труда данной категории подростков;
Пункт приема и выдачи заказа
Рис. 1. Схема производственной структуры Центра бытовых услуг
7) оказание услуг населению города, социальным партнерам по профессиям: «Швея», «Обувщик по ремонту обуви», «Штукатур»;
8) создание условий для дополнительного образования и физического развития данной категории обучающихся с целью адаптации их к быту и самостоятельной жизни;
9) организация работы творческих групп коллектива с целью координации действий всех участников процесса социализации подростков, его мониторинга и коррекции.
Основными направлениями деятельности Центра, кроме производственного труда, являются:
- предпрофильная работа с интернатами и детскими домами;
- распределение обучающихся в учебные группы и бригады в зависимости от профиля обучения совместно с учреждениями специального коррекционного образования;
- разработка программ социального и трудового становления подростков с ограниченными возможностями здоровья с учетом медико-психолого-педагогических показаний и противопоказаний для освоения профессии (в программы входят мероприятия по сохранению здоровья, развитию психофизических возможностей, профессиональной реабилитации, коррекции утраченных функций);
- оказание помощи обучающимся в освоении норм поведения в социуме, дополнительное обучение бытовым и хозяйственным навыкам, а при необходимости — привитие санитарно-гигиенических навыков.
По каждому профилю подготовки заключены договоры с социальными партнерами на сотрудничество с целью:
- организации производственного обучения и производственной практики: обеспечение расходными материалами, методической литературой, наглядными пособиями, заказами на выполнение определенных операций (например, у швей, обувщиков) или полное выполнение работ (например, у штукатуров);
- возможности выполнения заказов от населения города;
- получения прибыли для материального стимулирования обучающихся и использования ее на нужды образовательного процесса училища.
Самыми крупными представителями социальных партнеров являются ООО «Кнауф-Маркетинг» (руководитель С. А. Бондаренко, г. Челябинск) и ООО «Управляющая компания "ЭЛЕГАНТ"» (руководитель А. Г. Савиновский, г. Екатеринбург).
По наблюдениям педагогов, созданные для производительного труда условия способствуют тому, что подростки охотно трудятся. Во-первых, в этом выражается такая яркая возрастная черта, как активность подростков. Во-вторых, в серьезном труде они получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости, и этой возможностью ребята очень дорожат. В-третьих, труд обычно проходит в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка весьма велико. Участвуя в производственном труде в рамках деятельности Центра, подростки обогащают теоретические знания, труд становится для них источником новых знаний, ребята приобретают практические умения. Труд дает возможность формировать у подростков навыки самостоятельного планирования, что непосредственно связано с развитием самостоятельности мышления. Поэтому важно, чтобы подростки не всегда получали готовые указания о способах выполнения и последовательности отдельных трудовых операций, а действовали самостоятельно, разбирая полученное ими трудовое задание.
Таким образом, можно сделать выводы, что в процессе коллективного общественно полезного труда у подростков формируются ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность; рождаются новые чувства: радость за свой труд, гордость за созданное, чувство удовлетворения от трудовых достижений и впервые заработанных своим трудом денег. Общественная оценка результатов труда подростков, если к тому же она исходит от социальных партнеров или заказчиков — жителей города, имеет огромное воспитательное значение.
Таким образом, открытие Центра бытовых услуг и создание условий для производственного труда подростков-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе педагогического сопровождения этой деятельности и концепции воспитания способствовало:
- социализации обучающихся и подготовке их к дальнейшей жизни вне стен образовательного учреждения;
- отработке профессиональных умений;
- увеличению количества обучающихся, получивших повышенный разряд;
- повышению производительности труда и, как следствие, прибыли предприятия;
- воспитанию подростка, способного эффективно действовать и ориентироваться в со-
циально-экономических реалиях общества, процесса предприятия, видеть перспективу сво-быть активным участником производственного ей общественно полезной занятости.
Библиографический список
1. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения [Текст] : в 8 т. / А. С. Макаренко. — М., 1983-1986. — Т. 1.
2. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения [Текст] : в 8 т. / А. С. Макаренко. — М., 1983-1986. — Т. 5.
3. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. С. С. Аверинцева. — 2-е изд. — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
4. Дуранов, М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность : Проблемы, исследование и организация [Текст] : монография / М. Е. Дуранов — М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2009. — 365 с.
5. Гриценко, Л. И. Человек как фундаментальная ценность педагогической системы А. С. Макаренко [Текст] / Л. И. Гриценко // Образование и наука. — 2004. — № 4. — С. 15-27.