УДК 37.018.2
Н. А. Дроздов
Воспитательный эффект социального партнерства школы
и театра
В статье на примере исторического анализа деятельности образовательных учреждений и привлечения к этой работе отдельных деятелей российской культуры или театральных коллективов определяется воспитательный эффект такого взаимодействия. Он выражается в адресности и целенаправленности воспитательного воздействия при выборе форм и тематики спектаклей, широком обсуждении после просмотров спектаклей и большой подготовительной работе. Подобная деятельность укрепляла шефские связи, воспитывала в учащихся определенные черты характера, приобщала к театральному наследию, художественной литературе и другим видам искусства.
In article is defined educational effect of interaction between school and theatre. It is based on the example of the historical analysis of school activity and participation of Russian artists or theater groups in the school educational process. Educational effect is expressed in targeting and focus of educational influence in the choice of educational forms and themes of the performances, a discussion after watching and a lot of preparatory work. These activities strengthened patronage relations, cultivated certain traits of character in the pupils, attached to the theatrical heritage, literature and other forms of art.
Ключевые слова: школа, театр, взаимодействие, социальное партнерство, воспитание, формы воспитания, культурно-образовательная среда.
Key words: school, theatre, interaction, social partnership, education, forms of education, cultural and educational environment.
Театр и школа на протяжении своей истории выполняли воспитательную функцию в процессе взаимодействия со зрителем и учащимся. Театральное искусство оказывает воспитывающее влияние, как и на ребенка-актера, так и на ребенка-зрителя. Особенность театрального искусства в воспитании учащихся состоит в том, оно включает в себя, знакомит, приучает юного зрителя ко многим видам искусства: литературе, танцу, музыке, изобразительному искусству, искусству оформления декораций, искусству актерской игры. Театральная школьная деятельность формируют детские коллективы, вовлекающие учащихся в творческий процесс, развивает привычку к самоотдаче, общественно полезной работе, умению сочетать собственные интересы с интересами коллектива [17].
© Дроздов Н. А., 2016
Примечательным периодом социального партнерства театральных представителей с общеобразовательной школой является советский исторический период России. Несмотря на то что в середине 30-х гг. концепции всестороннего развития личности ребенка с помощью искусства были объявлены буржуазными и лженаучными, постепенно с 1940-х гг. начинался процесс продолжительного сотрудничества школ с театрами.
В исследовании опыта социального партнёрства школы и театра источником информации послужили сборники статей «Театр и школа» («Театр. Школа. Жизнь»), издававшиеся с 1957 по 1986 гг. Всероссийским театральным обществом в Москве. В сборниках обобщался опыт взаимодействия школы и различных театральных коллективов и отдельных деятелей искусства страны. Авторы сборников - деятели театра и кино, ученые, педагоги, театральные критики. В сборниках приведен опыт партнерства отдельных школ с театром. Другой источник - монографическая работа М.П. Кантора и С.А. Негинского, изданная Обществом по распространению политических и научных знаний РСФСР в Ленинграде. В ней описывается опыт партнерства школы и театра в конце 40-х гг. и в 50-е гг. Современный опыт партнерства раскрывается в материалах театрально-педагогического форума 9-11 сентября 2008 г. в Самаре под названием «Современный театр для детей: диалог театра и школы», изучении и анализе сайта ГБУСОШДО «Класс-Центр» г. Москвы, нормативных документов, программ, докладов, положений ГБУДО ДТЦ «Театральная семья» Невского района г. Санкт-Петербурга.
Социальное партнерство театра и школы - деятельность, направленная на формирование добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, осуществляемая ими на основе устойчивых социальных связей [10]. Данные связи и отношения приводят к позитивным и ожидаемым всеми участниками изменениям.
В советском историческом периоде России выделяется опыт работы 602-й московской школы. С 1946 г. она начала сотрудничать с ЦДТ (центральный детский театр) [7]. Помимо посещения спектаклей театра в школе были введены формы работы с детьми после спектаклей. Это были викторины с вопросами раскрытия идейного содержания спектакля, с углублением в характеристики образов, изобразительных средств. Была и форма показа детьми отдельных сцен из просмотренных спектаклей, воспроизведение музыкальных отрывков, создание макетов театральных декораций. Проводились экскурсии в музей МХАТа, музей им. Бахрушина, музеи Малого и Большого театров [7].
187-я школа Свердловского района г. Москвы сотрудничала с МТЮЗом (московский театр юного зрителя). Директор школы Н.М. Мартынова и завуч А.М. Морозова понимали, что театр - средство воспитания детей. Так, в школе в результате сотрудничества появился театральный актив: организаторы порядка в театре, «литераторы», пишущие отзывы и рецензии, «поэты» и «художники» [20]. Также подобной деятельностью партнерского сотрудничества отмечены 35-я, 443-я, 656-я и 683-я г. Москвы, 110-я школа г. Свердловска и др. Артисты Липецкого драматического театра посещали школу № 7, встречи проходили и в театре, и сразу после спектакля [18].
Педагоги МТЮЗа записывали на аудионосители реакции зала на сцены из спектакля, анализировали детские отзывы, составляли вопросники, организовывали обсуждения, что способствовало совершенствованию их работы с целью правильного восприятия детьми идейно-художественного содержания произведения [15]. Обсуждение спектаклей практиковали и работники Ленинградского ТЮЗа [16].
В школах выбирали делегатов из числа учащихся, которые обсуждали постановки театра, посещали театральный лекторий, дежурили на спектаклях. Активисты театра при школе (были активы учащихся и учительские активы) организовывали коллективные посещения театра и обсуждения спектаклей. Так в 153-й ленинградской школе усилиями активистов был создан уголок ТЮЗа с афишей, объявлениями о культпоходах, предстоящих обсуждениях, стенгазетой, красочными альбомами отзывов о детском театре [9].
В 100-й ленинградской школе выпускались газеты-бюллетени с иллюстрациями, посвященные спектаклям и встречам с артистами, где учащиеся писали отзывы о спектаклях, обсуждали и относили в театр. После спектаклей совершали групповые прогулки, делились впечатлениями об увиденном на сцене, «спорили с азартом, до хрипоты, самозабвенно отдаваясь впечатлениям и чувствам, зародившимся в театре» [9, с. 32-33].
В Московском ТЮЗе организовывались секции для школьников сообразно их интересам. Например, под руководством главного художника театра В.Л. Талалая сформированная группа учащихся изучала устройство сцены, оформление спектакля. Также были организованы фотокиносекция, группы сценаристов и режиссеров, секция рецензентов. Активистами был выпущен «Устный журнал» о театральной жизни, вызывавший живой интерес у школьников [9, с. 8-9].
Установление партнерских связей театра со школой помимо педагогического коллектива школы зависело от педагогического коллектива театров (педагогическая часть или педагогический отдел
театра). В Ленинградском ТЮЗе школьный просмотр спектакля сопровождал штатный педагог театра. Он организовывал встречи с учителями и учащимися, разрабатывал театральные методические материалы для учителей и темы для обсуждений. Педагоги наблюдали, изучали поведение учащихся и реакцию учащихся на отдельные сцены из спектаклей, делали выводы о том, правильно ли поставлена режиссером или сыграна актером пьеса. Во время антракта учащиеся окружали дежурного педагога театра, задавали ему вопросы о спектаклях. Ответы педагога на вопросы углубляли понимание спектакля, формировали новые знания и способствовали активизации дальнейшей познавательной деятельности учащихся [9]. В местных библиотеках после коллективных походов в детский театр увеличивался спрос на книги, связанные каким-либо образом с темой спектакля.
Общение актеров, режиссеров и других представителей искусства с учащимися постепенно приобретает характер не только выполнения с их стороны профессиональных функций. Артисты стали постоянными посетителями школ. Во время встреч артисты рассказывали о работе над ролью, о творческом пути и творческих замыслах. Так, например, многие годы артист А.С. Шведерский посещал ленинградские школы, проводил беседы и участвовал в школьной жизни учащихся [9].
Для коллективов театров обсуждения спектаклей - проверка восприятия действа. Общение со школьниками позволяло артистам увидеть новые черты в образах героев, оценить степень раскрытия режиссерского замысла в спектакле. Учащиеся в обсуждениях задействовали факты и явления из жизни, и чем более значимой для них являлась тема обсуждения, тем сильнее было воспитательное значение подобных мероприятий для учащихся и для артистов [9]. Впоследствии московские театры практиковали диспуты с участием представителей многих школ. Выводы обсуждений изучались театральными и педагогическими коллективами. К примеру, в 349-й школе г. Москвы был разработан план работы, предусматривающий посещение Центрального детского театра каждое полугодие и последующие обсуждения с участием артистов и режиссеров театра [9].
Актеры, режиссеры стали участвовать в школьной самодеятельности и в художественных школьных советах [8]. Педагогическая деятельность по эстетическому и художественному воспитанию приглашенных артистов распространялась как на учащихся, так и на учителей. Были организованы и «дни директора школы» - организованное собрание директоров в театре по вопросам совместной работы [13].
Под влиянием приглашенных артистов учащиеся начинают самостоятельно проявлять творческие способности в сценическом, музыкальном, изобразительном искусстве. Играют произведения классиков на школьной сцене, организуют хоры классов, готовят музыкальные вечера, вечера поэзии и др.
Активная самодеятельность в области искусства проявлялась в школе-интернате № 15 г. Москвы - учащиеся, вдохновленные театральным искусством и его воспитательным воздействием, организовали художественный совет и агитбригаду. Проводили концерты с театральными номерами, после череды номеров для веселья стали ответственно формировать репертуар: «Ребята начали понимать, что каждое их выступление - это не просто выступление, а целенаправленный серьезный разговор со зрителем, серьезный даже тогда, когда он построен на смехе ... сложился определенный принцип отбора репертуара: не номер ради номера, как было раньше, а номер ради мысли, ради дела, ради того нового, что он даст исполнителям и зрителям» [19, с. 125].
50-60-е гг. характеризуются обширной деятельностью, направленной на воспитание просвещением детей с участием внешних, не связанных со школами, партнеров. В данный период активно развивается шефство. В 1954 г. XII съезд ВЛКСМ обсуждался вопрос о работе 14-миллионной пионерской организации. Обсуждался принцип самодеятельности и творческий подход в работе с детьми [3]. Популярными формами работы становились чтение и обсуждения книг, спектаклей, кинофильмов.
На Всесоюзном съезде учителей 2-4 июля 1968 г. прозвучало «Обращение делегатов Всесоюзного съезда учителей ко всем учителям, работникам народного образования, родителям и общественности СССР». Обращение содержало призыв к работникам советской культуры и искусства оказать помощь в организации школьных самодеятельных студий, театров, кружков, ансамблей[4].
В 70-80-х гг. государство поддерживало развитие культурно-шефской деятельности в воспитании молодого поколения: привлечение кадров творческих профессий в школы, расширение в городах, крупных селах сети филиалов театров и открытый доступ к ним со стороны учащихся.
Приобщение учащихся к миру культуры и искусства это не панацея от негативно проявляющегося поведения у учащегося или решение философских, психологических проблем. Влияние искусства проявляется косвенно, не столь явно и не всегда заметно. Деятельность педагога в данном случае не сводится к морализированию, назидательности или снисходительности, но направлена на помощь в формировании правильных выводов, помыслов учащихся, умении глубже разбираться в сложных явлениях жизни.
Детский театр в воспитании учащихся реализует следующие функции: эстетическую, аксиологическую, гносеологическую, игровую, коммуникативную, творческого освоения мира [11].
О.И. Ферапонтова описывала воспитание театральным искусством следующим образом: «Театр - школа, в которой учатся с удовольствием, учатся, не замечая того, что учатся. Как только зрители замечают, что их наставляют, поучают, повторяют одно и то же и давно пройденное, такую школу перестают посещать. В театре-школе ничего не вдалбливают, ничего не рассказывают, ничего не читают. В этой школе только показывают - показывают жизнь» [21].
Учащиеся придирчивы к мелочам - небрежность в рассуждениях учителя, театральной постановке, музыкальном произведении заставит их усомниться в серьезном отношении к искусству и будет восприниматься как простая человеческая деятельность, не имеющая к ним отношения.
Искусство, которое воспитывает, отличает чистота и возвышенность чувств. Знакомство с шедеврами мировой культуры сообразно возрастным и психологическим особенностям аудитории воспитывает цивилизованность, интеллигентность в подрастающем человеке.
Театральное искусство обладает собственным методом обучения - драматизацией, благодаря чему юный зритель активно воспринимает полученные знания, суть и смысл произведения. Театральное представление, наполненное драматизацией развивает ум и воображение, воспитывает чувства, «развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывает способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их горе» [14, с. 100].
Сказка, будучи основным жанром в детском театре, обладает возможностью стимулирования интереса детей к искусству, реализует социокультурную функцию, которая способна сформировать у человека «чувство со-единства, со-доверия, со-страдания и со-трудничества» [11, с. 16].
Театр для детей представляет собой диалектическое единство самоценности искусства и социально-культурных потребностей общества, функционирует как механизм инкультурации, становления самостоятельно мыслящей, активной личности ребёнка и самоидентификации индивида [11].
О.А. Антонова предлагает интегрировать школьную театральную педагогику в общеобразовательный процесс школы. В результате школьные спектакли создаются не как цель выполнения учебно-воспитательного плана школы, а как средство образования эмоционально-чувственной сферы ученика. Школьная театральная педагогика предполагает включение в программу предметов уроки
театра, наличие подготовленных специалистов для проведения уроков театра в школе, обучение школьных учителей режиссерскому мастерству[1].
Сегодня социальное партнерство школы и театра проявляется в новых проектах, фестивалях, носящих воспитательный, просветительский характер. Театральная деятельность постепенно формирует содержание школьной жизни, пока только в рамках дополнительного образования большинства школ. Но включение ее в общеобразовательный процесс реализуется в некоторых проектах и школах.
На базе РГПУ им. Герцена (факультет философии человека), Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Российского института истории искусств были сформированы творческие группы с участием руководителей школьных театров, профессиональных актеров и режиссеров, разработан проект Санкт-Петербургского центра «Театр и школа». Цель проекта: включение театральной деятельности в учебный процесс школ города, формирование творческих театральных коллективов и взаимодействие профессиональных театров со школами [2]. В дальнейшем проект реализовывался в других городах России. Центр разработал проект «Европейское школьное театральное творчество», заинтересовавший коллег из стран Европы [12].
Стоит отметить среднюю общеобразовательную школу с дополнительным образованием города Москвы «Класс-центр» С.З. Казарновского. Помимо введенных уроков театрального мастерства и других уроков артистической направленности в общеобразовательный процесс школы, учащиеся постоянно показывают школьные спектакли и регулярно посещают театры. На сцене школы выступали заслуженные и народные артисты: Г.Т. Карелина, И.Л. Соколова, А.В. Князьков [6]. За годы существования школа С.З. Казарновского помимо выполнения общеобразовательных функций стала культурно-творческим центром по воспитанию детей. В школе учитывают возрастное и эмоциональное развитие ребенка. Первостепенной задачей школы не является подготовка профессиональных музыкантов и актеров, но поступая в 1 класс, ребенок начинает учиться в трех школах: общеобразовательной, музыкальной и театральной. С девяти утра до шести вечера воспитанники школы помимо изучения общеобразовательных предметов учатся играть на музыкальных инструментах, ставят спектакли [6].
В Санкт-Петербурге действует детский творческий центр «Театральная семья», основанный З.Я. Корогодским. В своей разнонаправленной деятельности он объединяется в сотрудничестве с общеобразовательными школами Невского района. Центр задействовал школы в следующих фестивалях, конкурсах: «Лицейский ок-
тябрь», «Начало», «Дни национального творчества», «Пушкинский Петербург» и др. В организации театральных конкурсов, фестивалей для учащихся общеобразовательных школ района центр «Театральная семья» реализует следующие задачи:
- развитие и поощрение интереса у учащихся к театральному искусству, истории литературы и других искусств, прикладному творчеству;
- предоставление возможности для творческого самовыражения детей, подростков и молодежи;
- развитие творческого и интеллектуального общения между учащимися;
- обмен творческим опытом между педагогическими работниками [5].
Во время участия в фестивалях педагог выявляет значение театра для своих подопечных и проблемы созданного им театрального коллектива. Поэтому участие в фестивале имеет воспитательное значение для театрального коллектива. Школьники учатся у друг друга, наблюдая за спектаклями. Фестиваль - событие для театрального коллектива. Чем шире охват участников, тем больше возможностей для трансляции творческого опыта друг другу. Фестивали стали неотъемлемой частью жизни детского театрального движения. Фестиваль объединяет приглашенных актеров, педагогов, режиссеров, методистов, работников учреждений культуры и дополнительного образования, искусствоведов, журналистов, тем самым способствует передаче социокультурного опыта друг другу и учащимся.
Подводя итоги, можно констатировать, что воспитательный эффект социального партнерства театра и школы отражает:
- направленность на перспективу совместных построений длительных отношений для воспитания учащихся;
- новые формы воспитательной работы, обнаруживающиеся в общении с представителями других профессий (в данном случае творческих) как с личностями; стимулировании жизнедеятельности класса (проявляется в новом содержании коммуникации и организации класса и ее последствиях между участниками), познавательном (гностическом) и эстетическом интересе за счет форм содержательного взаимодействия (спектакль-зрители, тренинг-участники, обсуж-дения-высказывающиеся и т. д.);
- направленность на формирование культурно-образовательной среды школы, дальнейшую творческую деятельность и вариативность творческой деятельности учащихся, которое содержит в себе театральное искусство (литература, танец, музыка, изобразительное искусство, искусство оформления декораций, искусство актерской игры, звукорежиссура, техническое ремесло и др.).
В данной статье на примере исторического анализа деятельности образовательных учреждений и привлечения к этой работе отдельных деятелей российской культуры или театральных коллективов, определяется воспитательный эффект такого взаимодействия. Он выражается в адресности и целенаправленности воспитательного воздействия при выборе форм и тематики спектаклей, широком обсуждении после просмотров спектаклей и большой подготовительной работе. Все это содействовало воспитанию у учащихся творческих способностей, толерантности, новых навыков общения и коммуникации, навыков коллективной работы, привлечению их внимания к богатому отечественному театральному наследию, художественной литературе и укрепляло шефские связи и связи социального партнерства между учреждениями образования и культуры. Данный опыт нуждается в дальнейшем осмыслении и применении.
Список литературы
1. Антонова О.А. Взаимодействие театра и школы в Санкт-Петербурге // Совр. театр для детей: диалог театра и школы: материалы театр.-пед. Форума, 9-11 сент. 2008 г. - Самара: Самар. отд-ние Литфонда, 2008.
2. Антонова О.А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2005. - Т. 5. -№12. - С. 335-344.
3. Беляев А.А. Шефство комсомола Тамбовской области над пионерами: особенности послевоенного периода (1946-1953 гг.) // Elibrary.ru: научная электронная библиотека. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12231102 (дата обращения: 20.08.2016).
4. Всесоюзный съезд учителей. Стенографический отчет. 2-4 июля 1968 г. - М.: Просвещение, 1969.
5. ГБУДО ДТЦ «Театральная семья» (официальный сайт). - URL: http://www.family-theatre.ru/ (дата обращения: 19.10.2016).
6. ГБУСОШДО «Класс-Центр» (официальный сайт). - URL: http://klass-center.ru/spektakl-poslednij-srok-teatra-kovcheg/, http://klass-center.ru/avtor/avtorskaya-programma/ (дата обращения: 09.10.2016).
7. Генкина Э.М. Многолетняя дружба школы с театром для детей // Театр и школа. Из опыта совместной работы театров юного зрителя и школы / под ред. Ю.И. Рубиной и Н.Н. Шевелева. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.
8. Завельская С.С. Работа с учащимися старшего возраста (доклад) // Театр и школа. - М.: Всерос. театральное о-во. - 1961. - Вып. 3. - С. 50.
9. Кантор П.М., Негинский С.А. Театр юного зрителя и школа. - Л., 1959.
10. Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2004. - С. 37.
11. Коханая О.Е. Социокультурные функции детского и молодежного театра: автореф. дис. ... д-ра культурологии. - М., 2009.
12. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза // Серия «Symposium», Диалог в образовании. Вып. 22: сб. материалов конф. - СПб.: С-Петерб. филос. о-во, 2002.
13. Литвинович Н.А. Новое в работе педагогической части (доклад) // Театр и школа. - М.: Всерос. театральное о-во. 1961. - Вып. 3. - С. 52-56.
14. Машевская С.М. История школьного театра: моногр. - Шуя: Изд-во ШГПУ, 2012.
15. Михайлова А.Я. Проблема изучения восприятия спектаклей детьми младшего возраста (доклад) // Театр и школа. - М.: Всерос. театральное о-во. -1961. - Вып. 3. - С. 37-41.
16. Мовшович А.И. Идейно-художественный анализ спектакля в работе с детьми среднего возраста (доклад) // Театр и школа. - М.: Всерос. театральное о-во. - 1961. - Вып. 3. - С. 41-45.
17. Орищенко С.С. Школьный театр - центр эстетического воспитания детей // Совр. театр для детей: диалог театра и школы: материалы театр.-пед. форума, 9-11 сент. 2008 г. - Самара: Самар. отд. Литфонда, 2008.
18. Плохих П.С. Профессиональный театр в воспитании старшеклассников // Театр и школа. - М.: Всерос. театральное о-во, 1967. - Вып. 4. - С. 90.
19. Прасолова С.Н. Воспитание творческой активности // Театр и школа. -М.: Всерос. театральное о-во, 1967. - Вып. 4.
20. Театр и школа. Из опыта совместной работы театров юного зрителя и школы / под ред. Ю.И. Рубиной и Н.Н. Шевелева. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 1960.
21. Ферапонтова О.И. Воспитание толерантности детей с ограниченными возможностями средствами театрального искусства // Совр. театр для детей: диалог театра и школы: материалы театр.-пед. форума, 9-11 сент. 2008 г. -Самара: Самар. отд. Литфонда, 2008.