Угрозы и безопасность
УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ФИНАНСОВОМ ОЗДОРОВЛЕНИИ ЭКОНОМИКИ
И. Л. ЮРЗИНОВА,
доктор экономических наук,
доцент кафедры экономики и управления
E-mail: YurzinovaIL@rambler. ru
Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации
В статье рассматривается региональная налоговая политика, реализация которой в условиях посткризисной экономики приобретает большое значение. Автор обосновывает повышение значимости региональной налоговой политики, определяет ее цели и задачи.
Ключевые слова: кризис, экономическое развитие, налоговая политика, региональная экономика.
Одной из первоочередных задач финансового оздоровления экономики является восстановление экономического потенциала и его дальнейший рост. Применительно к государству речь идет об экономическом потенциале национальной экономики в целом, однако этот потенциал складывается в конечном итоге из экономических потенциалов хозяйствующих субъектов. Немаловажным фактором восстановления экономического потенциала хозяйствующих субъектов и всей национальной экономики является продуманная и взвешенная налоговая политика.
В условиях финансового оздоровления экономики государственная налоговая политика в обязательном порядке должна иметь двухуровневую структуру, подразделяясь на налоговую политику федерального уровня и региональную налоговую политику. Необходимость такого деления обосновывается тем, что цели и задачи региональных властей в части обеспечения экономического роста, а также решения актуальных задач социально-экономического развития страны коренным образом отличаются от целей и задач федерального уровня
управления. Федеральный уровень управления рассматривает в качестве объекта управления всю национальную экономику в целом, выделяя при необходимости лишь несколько стратегических (ключевых в масштабах страны) отраслей. Применительно к налоговой политике подобная глобальность объекта управления неизбежно приводит к тому, что эффективная федеральная налоговая политика может иметь только фискальную ориентацию.
На региональном уровне объектом управления уже является более узкий сегмент экономики, который по своим ключевым отраслям может не совпадать с федеральными приоритетами. Фактически же регулирование экономических отношений на региональном уровне осуществляется в условиях жестких ограничений, накладываемых, с одной стороны, федеральными властями, а с другой стороны — особенностями регионального социально-экономического комплекса, что приводит к необходимости использовать специфические приемы и методы регионального управления экономикой и, в частности, налоговыми отношениями.
Расхождения между национальными и региональными экономическими приоритетами можно проиллюстрировать на примере основного направления последних лет — модернизации национальной экономики. В соответствии со стратегией социально-экономического развития России, программными документами правительства приоритетным направлением в настоящее время
Таблица 1
Количество регионов Российской Федерации в зависимости от веса отраслей народного хозяйства, стимулируемых развитием отраслей «новой экономики», в общем объеме ВРП
Характеристика регионов Количество регионов по уровням значимости, ед. (доля, %)
С учетом отраслей, финансируемых из бюджета Без учета отраслей, финансируемых из бюджета
Регионы, в которых следует ожидать увеличения темпов экономического роста вследствие развития отраслей «новой экономики» 68 (77) 4 (5)
Регионы, в которых развитие отраслей «новой экономики» не окажет существенного влияния на увеличение темпов экономического роста 19 (22) 67 (76)
Регионы, в которых экономический рост не связан с развитием отраслей «новой экономики» 1 (1) 17 (19)
является развитие отраслей так называемой «новой экономики» — отраслей с высокой инновационной емкостью и высокой долей добавленной стоимости. О приоритетности решения этой задачи даже в условиях посткризисного восстановления экономики говорил Президент РФ Д. А. Медведев в послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. [1].
Однако проведенное исследование [3] показало, что в общем числе регионов довольно высока доля тех, чье региональное социально-экономическое развитие не связано или практически не связано с развитием отраслей «новой экономики» и инновационно ориентированных отраслей (табл. 1). Понятно, что таким регионам придется решать задачу социально-экономического развития практически без целевой федеральной поддержки.
Проблема соответствия отраслевой структуры региональной экономики задачам стратегического развития национальной экономики находится в тесной взаимосвязи с другой важной задачей, стоящей перед региональной экономикой, — необходимостью принимать меры по повышению эффективности уже имеющихся и вести активный поиск дополнительных источников финансирования консолидированного регионального бюджета.
Решать данную задачу региональным властям придется на фоне сокращения регионального сектора экономики, что объективно вытекает из еще одного важного направления развития экономических отношений в Российской Федерации — последовательного сокращения объемов государственного вмешательства в экономику. С одной стороны, это сократит доходы консолидированного регионального бюджета (за счет потери доходов, приносимых реорганизуемыми субъектами хозяйствования), а с другой стороны, окажет двоякое влияние на расходную часть регионального бюджета: • уменьшит расходы на содержание организованных субъектов;
• увеличит расходы на государственный заказ и дотации по социально значимым товарам и услугам, приобретать которые придется по рыночным ценам, а не по государственным тарифам.
Автор не ставит сейчас задачу оценить общее сальдо влияния сокращения государственного сектора на расходную часть консолидированного регионального бюджета, однако можно отметить, что помимо влияния на консолидированный региональный бюджет разгосударствление будет иметь еще одно важное экономическое последствие. Сокращение государственного сектора регионального хозяйственного комплекса неизбежно приведет к снижению общего уровня управляемости региональной экономикой со стороны региональных властей — для региона в основном останутся доступными инструменты косвенного регулирования экономического развития, отличающиеся меньшей точностью, большей инерционностью и большими затратами на разработку экономически эффективных решений.
Одним из таких инструментов косвенного регулирования является налоговая политика, роль которой, исходя из уровня значимости налоговых доходов в структуре консолидированных региональных бюджетов, существенно возрастет (табл. 2).
Как видно, выраженную налоговую ориентацию имеют консолидированные бюджеты более чем 70 % от общего числа регионов. Это говорит о повышении роли региональной налоговой политики как инструмента регионального социально-экономического развития.
Исходя из стратегии социально-экономического развития страны, стратегическую цель региональной налоговой политики можно определить как повышение уровня собственной бюджетной обеспеченности консолидированного регионального бюджета, с достижением в будущем уровня полной
- 75
Угрозы и безопасность
27 (84) - 2010
Таблица 2
Количество регионов в соответствии с долей налоговых доходов в общих доходах консолидированного бюджета региона
Доля налоговых доходов в консолидированном региональном бюджете, % Количество регионов по доле налоговых доходов в доходах консолидированного регионального бюджета, ед.
Без учета бюджетных перечислений С учетом бюджетных перечислений
Свыше 80 3 3
От 50 до 80 62 36
От 25 до 50 19 38
Менее 25 4 11
Источник: составлено автором.
самодостаточности (бездотационности) в условиях реализации федеральной налоговой политики.
Стратегическими задачами региональной налоговой политики в свете указанной цели, в частности, будут:
• расширение существующих и поиск новых возможностей повышения объемов налоговых доходов консолидированного регионального бюджета при неснижении темпов социально-экономического роста в регионе;
• построение системы налоговых мер, направленных на стимулирование экономического развития в регионе при неснижении уровня налоговых доходов консолидированного регионального бюджета;
Целевая функция региональной налоговой политики
Ж
Целевой орнентир:
повышение уровня собственной бюджетной обеспеченности консолидированного регионального бюджета, с достижением в будущем уровня полной самодостаточности (бездотационности)
| Ограничивающие условия:
! > реализация федеральной : налоговой политики
Целевая функция региональной налоговой политики
Решаемые задач»:
> расширение существующих и поиск новых возможностей повышения объемов налоговых доходов консолидированного регионального бюджета при условии неснижения темпов социально-экономического роста в регионе;
> построение системы налоговых мер. направленных на стимулирование экономического развития в регионе при условии неснижения уровня налоговых доходов консолидированного регионального бюджета;
> увеличение региона
налогового
• увеличение налогового потенциала региона.
С учетом этого целевая функция региональной налоговой политики примет вид, представленный на рисунке.
Ключевой стратегической задачей региональной налоговой политики, по мнению автора, является увеличение налогового потенциала региона. Основным фактором, определяющим динамику налогового потенциала, является налоговая база. При этом данное понятие следует использовать в более широкой по сравнению с содержащейся в ст. 53 Налогового кодекса РФ трактовке А. Б. Паскачева [2], в соответствии с которой под налоговой базой необходимо понимать некоторую обобщенную характеристику, представляющую собой совокупность налоговых баз по всем налогам и сборам, взимающимся в рассматриваемом регионе в условиях действующего законодательства.
В соответствии с этой расширительной трактовкой, региональным властям необходимо в первую очередь определить приоритетные направления развития налоговой базы региона исходя из условия неснижения темпов экономического роста. Указанную проблему необходимо решать в двух аспектах:
1) во времени — определив необходимые темпы прироста налоговой базы, позволяющие обеспечить решение стратегических задач развития региона;
2) в пространстве — определив круг объектов налогообложения, на которые будет приходиться основная налоговая нагрузка (доходы физических лиц, имущество, фонд оплаты труда и т. п.).
потенциала
Тактические цели и задачи региональной налоговой политики являются: с одной стороны, обеспечивающими для достижения стратегических целей и задач; с другой стороны, отражением задач социально-экономического развития региона в краткосрочном (текущем) периоде.
Конкретный вид тактической части региональной налоговой политики во многом будет зависеть от текущей ситуации в конкретном регионе, а тактическими инструментами будут: перечень установленных региональных налогов, налоговые льготы, а также неналоговые инструменты государственного регулирования.
Скорейшее преодоление негативных последствий мирового финансового кризиса, финансовое оздоровление экономики и обеспечение экономического роста являются в настоящее время при-
оритетными задачами по развитию национальной экономики не только на федеральном, но и на региональном уровне. Продуманная региональная налоговая политика, ориентированная на увеличение экономического потенциала региона, является одним из ключевых факторов, обеспечивающих решение этой важной задачи.
Список литературы
1. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.
2. ПаскачевА. Б. Налоговый потенциал экономики России. М.: ИД «МЕЛАП», 2001.
3. ЮрзиноваИ. Л. Налоговая политика и оценка ее влияния на экономическое развитие регионов Российской Федерации: монография. М., 2006.