Научная статья на тему 'Методология взаимосвязей налоговой политики и региональной составляющей налоговой политики и их влияния на развитие северных регионов'

Методология взаимосвязей налоговой политики и региональной составляющей налоговой политики и их влияния на развитие северных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / МОДЕЛЬ / СЕВЕРНЫЕ РЕГИОНЫ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чужмарова С. И.

В статье исследована методология взаимосвязей налоговой и региональной политики федерального центра, социально-экономической политики субъекта Российской Федерации и региональной составляющей налоговой политики. Разработана модель взаимосвязи региональной составляющей налоговой политики и социально-экономической политики северного субъекта Российской Федерации. Представлены результаты исследования проблем, связанных с установлением налоговых полномочий Федерации и регионов по применению институционально закрепленных инструментов налоговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология взаимосвязей налоговой политики и региональной составляющей налоговой политики и их влияния на развитие северных регионов»

19 (298) - 2013

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

УДК 336.02

МЕТОДОЛОГИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ

С. И. ЧУЖМАРОВА, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой банковского дела Е-mail: swetlana_ch@bk. ru Сыктывкарский государственный университет

В статье исследована методология взаимосвязей налоговой и региональной политики федерального центра, социально-экономической политики субъекта Российской Федерации и региональной составляющей налоговой политики. Разработана модель взаимосвязи региональной составляющей налоговой политики и социально-экономической политики северного субъекта Российской Федерации. Представлены результаты исследования проблем, связанных с установлением налоговых полномочий Федерации и регионов по применению институционально закрепленных инструментов налоговой политики.

Ключевые слова: налоговая политики, региональная политика, социально-экономическая политика, региональная составляющая, модель, северные регионы, налоговый потенциал.

В процессе принятия управленческих решений в области налоговой политики возникает необходимость исследования ее взаимосвязи с социально-экономической и региональной политикой федерального центра, региональной составляющей налоговой политики. Такая взаимосвязь представлена ни рис. 1.

Влияние налоговой политики федерального центра, региональной политики федерального центра, социально-экономической политики субъекта Федерации и региональной составляющей налоговой политики на социально-экономическое развитие регионов обусловливает необходимость выработки подхода к оценке этого влияния.

Анализ содержания взаимосвязей налоговой и региональной политики федерального центра, социально-экономической политики субъектов Федерации и региональной составляющей налоговой политики основан на оценке:

- документов федерального и регионального уровней, определяющих цели и задачи социально-экономического развития страны и регионов, и основных направлений налоговой политики;

- соотношения целей и задач налоговой политики и социально-экономической политики;

- соответствия стратегических целей и механизмов социально-экономического развития регионов;

- взаимозависимости стратегических целей, тактических задач социально-экономического развития регионов и механизмов их реализации;

региона

Рис. 1. Концептуальная схема влияния налоговой политики на социально-экономическое развитие регионов России

- взаимосвязи институционально закрепленных инструментов налоговой политики и механизмов социально-экономического развития регионов;

- налоговых полномочий Федерации и регионов по применению институционально закрепленных инструментов налоговой политики и их влияния на формирование налоговых доходов консолидированных бюджетов Российской Федерации и северных регионов.

За годы, истекшие с момента выхода Указа Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ» [1], произошли серьезные изменения (в том числе негативные) в социально-экономическом развитии северных регионов. Исследование нормативных документов позволило сделать вывод, что комплексные оценки региональной политики, а также региональной составляющей налоговой политики не были проведены.

Тем не менее цели и задачи региональной политики для социально-экономического развития северных регионов актуальны. В России принят ряд нормативно-правовых документов, акцентирующих внимание на отдельных аспектах социально-экономического развития, представляющих особую значимость для северных регионов:

- Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера [3];

- Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом РФ 19.09.2008;

- Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и ком-

пенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [4];

- Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Следует отметить, что ни в целях, ни в задачах социально-экономического развития регионов не отражена специфика Севера, что характеризует качество этих документов. В частности:

- недостаточно четко определены направления развития природно-ресурсного, налогового и человеческого потенциалов;

- не учтены повышенные затраты населения и организаций на поддержание качества жизни в северных условиях.

Проведенный автором анализ нормативных документов, определяющих основные положения региональной политики и стратегические направления развития регионов, позволил установить различие целей и задач социально-экономической политики субъектов Федерации и региональной политики федерального центра.

Цели налоговой политики в соответствии с ее основными направлениями находятся в разных плоскостях - фискальной и регулирующей. Главная фискальная цель налоговой политики - увеличение доходов бюджетной системы РФ. Основными регулирующими целями на 2014-2015 гг. являются:

- поддержка инвестиций;

- стимулирование инновационной деятельности.

Региональная составляющая налоговой политики, проводимой правительствами субъектов

Федерации, должна формироваться в соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации [5], основываться на целях и задачах, определяемых стратегиями экономического и социального развития Российской Федерации [2], федерального округа и субъекта Федерации, и ориентироваться, по мнению автора, на достижение основных целей - обеспечение условий для устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения региона.

Модель взаимосвязи региональной составляющей налоговой политики и социально-экономической политики субъекта РФ представлена на рис. 2.

Индикаторами такой взаимосвязи являются:

- уровень налоговой нагрузки в регионе;

- уровень развития и использования налогового потенциала региона;

- структура и темпы роста налоговых доходов консолидированного регионального бюджета, определяющие налоговые преимущества региона.

Производство общественных благ в регионе во многом зависит от эффективности функционирования организаций, величина налоговой нагрузки которых влияет на выбор налогоплательщиками места ведения предпринимательской деятельности,

а значит, и на конкурентные преимущества. Кроме того, налоговая нагрузка влияет и на качество жизни в регионе. А от эффективности функционирования организаций зависят уровень налоговых доходов бюджета и увеличение налогового потенциала региона.

Результаты анализа соотношения стратегических целей и механизмов социально-экономического развития северных регионов России отражены в табл. 1.

итак, выполнение конкретных стратегических целей социально-экономического развития регионов обеспечивается с помощью соответствующих механизмов их реализации, которые можно отнести и к механизмам налоговой политики. Кроме указанных механизмов в арсенале налоговой политики есть и другие:

- механизмы повышения уровня налоговых доходов бюджетов;

-механизмы развития налогового администрирования;

-механизмы экономического стимулирования развития налогового потенциала.

Взаимосвязь стратегических целей, тактических задач социально-экономического развития

Экономическая

4

Производство общественных благ

сфера^^ I

Социально-экономическая политика северного субъекта РФ

Г

К

Социальная сфера

Региональная составляющая налоговой политики

г

I

с \

Качество

жизни

У

Налоговая'нагрузка

С

Налоговой потенциал

Налоговый доходы бюджета

Эффективность функционирования организаций

% % 4

Конкурентные преимущества региона

Рис. 2. Модель взаимосвязи региональной составляющей налоговой политики и социально-экономической политики

северного субъекта РФ

РЕгионАльшэконошкА: теория ипрактика 29

Примечание. Знак + обозначает прямое соответствие; о - косвенное соответствие.

Таблица 1

Соотношение стратегических целей и механизмов социально-экономического развития северных регионов России

Стратегические цели

Обеспечение Обеспечение эффек-

Механизмы социально- Обеспечение инновационного тивного использова- Развитие госу-

экономического развития регионов благосостояния граждан конкурентоспособности развития, диверсификации ния природно-ресур-сного потенциала и дарственного регионально-

регионов и модернизации экономики улучшения экологической обстановки го управления

Развитие человеческого + о - о -

потенциала

Поддержка предпринима- + + о - о

тельской деятельности

Привлечение инвестиций - о + - о

в экономику

Поддержка инновацион- - о + - о

ной деятельности

Рациональное природо- о о о + о

пользование и охрана

окружающей среды

Экономическая ответс- о - о + +

твенность участников

налоговых отношений

регионов и механизмов и реализации отражена в табл. 2.

Анализ взаимосвязи институционально закрепленных инструментов налоговой политики и механизмов социально-экономического развития регионов. Для решения стратегических целей и тактических задач социально-экономического развития северных регионов задействованы конкретные механизмы, а также инструменты налоговой политики, которые условно можно группировать как фискальные и налогового регулирования. Следует отметить, что при использовании инструментов налоговой политики для достижения стратегических целей и реализации тактических задач развития северных регионов предпочтение отдается инструментам налогового регулирования. Фискальные инструменты налоговой политики используются для решения следующих задач социально-экономического развития северных регионов:

- обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала и улучшения экологической обстановки;

- развитие государственного регионального управления.

Также они необходимы для выполнения тактических задач:

- охрана окружающей среды и оздоровление экологии;

- совершенствование системы государственного регионального управления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение уровня преступности (в том числе в экономической и налоговой сферах);

- совершенствование налогового администрирования.

Инструменты налогового регулирования используются для достижения следующих целей социально-экономического развития регионов:

- повышение благосостояния граждан;

- обеспечение конкурентоспособности регионов;

- обеспечение инновационного развития;

- диверсификация и модернизация экономики;

- обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала и улучшения экологической обстановки.

Также они применяются при выполнении тактических задач:

- развитие человеческого потенциала;

- формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач;

- развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности;

Таблица 2

Взаимосвязь стратегических целей, тактических задач и механизмов социально-экономического развития регионов России

Цели и задачи социально-экономического развития регионов России Механизм реализации

Цель: повышение благосостояния граждан

Развитие человеческого потенциала Механизм развития человеческого потенциала

Формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач региона Механизм поддержки предпринимательской деятельности

Цель: обеспечение конкурентоспособности регионов

Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности Механизм поддержки предпринимательской деятельности

Развитие региональной экономки

Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса

Развитие внешнеэкономической деятельности

Цель: обеспечение инновационного развития, диверсификации и модернизации экономики

Рост инвестиционной привлекательности региона Механизм привлечения инвестиций в экономику

Формирование экономики лидерства и инноваций Механизмы поддержки инновационной деятельности

Цель: обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала и улучшения экологической обстановки

Охрана окружающей среды и оздоровление экологии Механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды, механизм экономической ответственности природопользователей

Эффективное использование природно-ресурсного потенциала Механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды

Развитие сельскохозяйственного производства Механизм рационального землепользования

Цель: развитие государственного регионального управления

Совершенствование системы государственного регионального управления Механизм экономической ответственности участников налоговых отношений

Снижение уровня преступности, в том числе в экономической и налоговой сферах

Совершенствование налогового администрирования

- развитие региональной экономки, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;

- развитие внешнеэкономической деятельности, рост инвестиционной привлекательности региона;

- формирование экономики лидерства и инноваций;

- эффективное использование природно-ресур-сного потенциала;

- развитие сельскохозяйственного производства.

В настоящее время используются различные

институционально закрепленные инструменты налоговой политики, взаимосвязанные с социально-экономическим развитием регионов. институционально закрепленные фискальные и регулирующие инструменты налоговой политики действуют во взаимосвязи со следующими механизмами социально-экономического развития регионов России:

- развитие человеческого потенциала;

- поддержка предпринимательской деятельности;

- привлечение инвестиций в экономику;

- поддержка инновационной деятельности;

- рациональное природопользование и охрана окружающей среды;

- экономическая ответственность участников налоговых отношений.

институционально закрепленными фискальными инструментами налоговой политики, взаимосвязанными с социально-экономическим развитием регионов России, по видам федеральных, региональных и местных налогов и специальным налоговым режимам являются:

- состав налогоплательщиков;

- объекты налогообложения;

- порядок формирования налоговой базы;

- налоговые ставки;

- налоговый и отчетный периоды;

- порядок исчисления налогов;

- порядок и сроки уплаты налогов.

Институционально закрепленными регулирующими инструментами налоговой политики, оказывающими влияние на социально-экономическое развитие регионов России, служат:

- установление специальных налоговых режимов;

- регулирование налоговой нагрузки;

- предоставление инвестиционного налогового кредита;

- предоставление амортизационной премии;

- установление налоговых льгот по федеральным, региональным и местным налогам;

- признание безнадежной к взысканию и списание образовавшейся у физических лиц недоимки по налогам и сборам (за исключением предпринимательской деятельности).

Налоговые полномочия Федерации и регионов по применению институционально закрепленных инструментов налоговой политики. Следует отметить, что налоговые полномочия Федерации и регионов РФ в использовании институционально закрепленных инструментов налоговой политики существенно различаются.

К основным полномочиям Федерации относится применение следующих институционально закрепленных фискальных инструментов налоговой политики:

1) по федеральным, региональным и местным налогам, специальным налоговым режимам:

- определение состава налогоплательщиков;

- определение объектов налогообложения;

- определение порядка формирования налоговой базы, налоговых ставок, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты;

2) по налогу на прибыль организаций и упрощенной системе налогообложения:

- установление перечня доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения;

- экономическое обоснование, документальное подтверждение расходов и связь с извлечением доходов для целей налогообложения;

- использование консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций для консолидированных групп налогоплательщиков;

2) по акцизам:

- установление определенных видов подакцизных товаров;

- установление дифференцированных ставок и их индексация на отдельные виды подакцизных товаров;

3) по налогу на доходы физических лиц - установление различных ставок;

4) по налогу на добычу полезных ископаемых:

- индексация ставок налога, взимаемого при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;

- установление порядка исчисления налога на добычу нефти в зависимости от изменения цен;

- установление дифференцированных налоговых ставок;

- повышение налоговой нагрузки на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов;

5) по водному налогу:

- установление дифференцированных налоговых ставок по экономическим районам, бассейнам рек, озер, морей;

- повышение налоговых ставок в пятикратном размере при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования;

6) по сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - установление дифференцированных ставок;

7) по налоговому администрированию:

- установление ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах;

- применение обеспечительных мер (в виде залога имущества, поручительства, пеней, приостановления операций по счетам в банке, ареста имущества налогоплательщиков);

- предоставление электронной сервисной услуги «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и др.;

- установление порядка досудебного рассмотрения налоговых споров;

- взыскание налогов и пеней в безакцептном порядке;

- взыскание штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах в судебном порядке;

- установление порядка взыскания налогов за счет имущества налогоплательщика;

- противодействие уклонению от обязанностей налогоплательщика (фирмы-однодневки, лжеэкспорт);

- применение налоговых санкций.

К основным полномочиям Федерации относится применение следующих институционально

закрепленных регулирующих инструментов налоговой политики:

1) по федеральным, региональным и местным налогам:

- установление налогов и их элементов;

- признание безнадежной к взысканию и списание образовавшейся у физических лиц недоимки по налогам и сборам (за исключением предпринимательской деятельности);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) по налогу на добавленную стоимость:

- освобождение от обязанностей налогоплательщиков НДС;

- установление различных ставок НДС;

- освобождение от налогообложения НДС операций отраслей социальной сферы, транспорта (медицинских, образовательных услуг, перевозке пассажиров), операций по реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, операций по выполнению организациями НИОКР, банковских операций, финансовых услуг по предоставлению займа и др.;

3) по акцизам - освобождение от уплаты акцизов продукции, реализуемой на экспорт;

4) по налогу на прибыль организаций:

- определение состава расходов, уменьшающих налоговую базу;

- установление амортизационной премии;

- применение линейного и нелинейного методов начисления амортизации;

-применение нулевой налоговой ставки для сельхозпроизводителей, образовательных учреждений;

- введение для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны ставки налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 %;

- учет для целей налогообложения расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение;

- включение налогов в состав расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли;

- перенос убытка, полученного в предыдущие налоговые периоды, на прибыль текущего периода (перенос убытка на будущее);

- возможности суммирования прибыли и убытков различных участников консолидированной группы при исчислении налога;

5) по налогу на доходы физических лиц:

- освобождение от налогообложения отдельных категорий населения, социально значимых выплат (материальная помощь, гранты и др.);

- установление стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов;

6) по налогу на добычу полезных ископаемых:

- применение налоговых каникул для добывающих компаний в отношении новых месторождений;

- установление понижающего коэффициента к базовой налоговой ставке при добыче нефти на участках недр с начальными извлекаемыми запасами нефти до 5 млн т, нулевой налоговой ставки в отношении определенных видов полезных ископаемых, коэффициента-дефлятора налоговых ставок по углю с учетом изменения цен в РФ;

- уменьшение суммы налога на сумму расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр;

7) по сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - установление нулевой ставки сбора, если пользование такими объектами осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава, предотвращения нанесения ущерба экономике, в целях воспроизводства объектов, изучения запасов и промышленной экспертизы, в научных целях;

8) по земельному налогу - установление пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства;

9) по налогу на имущество организаций - исключение из объекта налогообложения определенных видов имущества (машин и оборудования при переходе на налогообложение недвижимости);

10) по страховым взносам - снижение тарифов страховых взносов для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, субъектов малого бизнеса; установление перечня выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами;

11) по упрощенной системе налогообложения -уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенного

до и в период применения данной системы налогообложения.

К основным совместным полномочиям Федерации и регионов РФ относится применение следующих институционально закрепленных фискальных инструментов налоговой политики:

- установление налоговых ставок по региональным и местным налогам;

- установление дифференцированных ставок налога на имущество физических лиц, транспортного налога;

- установление дифференцированных размеров потенциально возможного к получению годового дохода (единый налог на вмененный доход);

- установление корректирующих коэффициентов базовой доходности по единому налогу на вмененный доход (К1, К2);

- проведение камеральных и выездных налоговых проверок.

К основным совместным полномочиям Федерации и регионов РФ относится применение следующих институционально закрепленных регулирующих инструментов налоговой политики:

- установление специальных налоговых режимов;

- установление регулирования налоговой нагрузки;

- предоставление инвестиционного налогового кредита;

- установление налоговых льгот по региональным и местным налогам;

- установление для отдельных категорий налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ;

- установление для отдельных категорий налогоплательщиков налоговых льгот по налогам на имущество организации и физических лиц, транспортному налогу;

- введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей;

- снижение налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов для отдельных категорий налогоплательщиков».

Итак, налоговые полномочия регионов в применении институционально закрепленных инструментов налоговой политики незначительны.

Исследование показало, что в настоящее время существует ряд проблем, связанных с установлени-

ем налоговых полномочий Федерации и регионов по применению институционально закрепленных инструментов налоговой политики:

- ограниченность налоговых полномочий регионов по их применению;

- ограниченность регулирующих возможностей налогов, формирующих доходы консолидированных региональных бюджетов северных регионов.

Так, из двенадцати налогов, включая налоги по специальным налоговым режимам, формирующих доходы консолидированных региональных бюджетов северных регионов, лишь по семи субъектам РФ или органам местного самоуправления предоставлено право изменять их элементы:

- по налогу на имущество организаций: налоговые ставки (устанавливаются законами субъектов РФ в соответствии со ст. 380 налогового кодекса РФ, но не могут превышать 2,2 %), порядок и сроки уплаты, налоговые льготы;

- по транспортному налогу: налоговые ставки (устанавливаются законами субъектов РФ, в пределах, закрепленных ст. 361 налогового кодекса РФ, дифференцированно - в зависимости от вида транспортных средств и мощности двигателя; снижение или увеличение налоговых ставок транспортного налога допускается в пределах не более чем в 10 раз), порядок и сроки уплаты, налоговые льготы;

- по земельному налогу: налоговые ставки (устанавливаются решениями советов муниципальных образований в соответствии со ст. 394 налогового кодекса РФ: в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения - 0,3 %, иных земельных участков - 1,5 %), порядок и сроки уплаты;

- по налогу на имущество физических лиц: налоговые ставки (устанавливаются решениями советов муниципальных образований в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества и типа строений в пределах, ограниченных федеральным законодательством), налоговые льготы;

- по налогу на прибыль организаций: налоговые ставки (предельные размеры ограничены федеральным законодательством), налоговые льготы;

- по единому налогу по упрощенной системе налогообложения: налоговые ставки (предельные размеры ограничены федеральным законодательством);

- по единому налогу на вмененный доход: налоговая база, корректируемая на коэффициент базовой доходности К2; виды деятельности, переведенные на этот специальный налоговый режим.

В настоящее время у регионов нет возможностей влиять на элементы следующих налогов, формирующих доходы консолидированных региональных бюджетов:

- акцизы на отдельные виды подакцизных товаров;

- налог на доходы физических лиц;

- госпошлина;

- два специальных налоговых режима (единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

Северные регионы не могут изменять таких элементов региональных и местных налогов, как плательщики, объект налогообложения, налоговая база, порядок исчисления налога, налоговый период.

Это вызывает отставание темпов роста налоговых поступлений и оказывает негативное влияние на формирование консолидированных региональных бюджетов северных регионов (табл. 3).

Как показывает анализ данных табл. 3, на динамику поступлений налогов и сборов в бюджеты существенное влияние оказал финансовый кризис.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации сократились на 20,9 %, в северных регионах - на 29,8 %. Это может рассматриваться как наличие серьезных недостатков в проводимой налоговой политике, выражающихся в непринятии оперативных мер по предотвращению снижения налоговых доходов бюджетов, чрезмерном внимании к формированию неналоговых доходов (нефтегазовых) для решения социальных задач. В 2010-2011 гг. ситуация стабилизировалась, темпы роста налоговых доходов составили 126,8 %. А в северных регионах значительно выше - 136,9 %, что свидетельствует о преобладании фискальной направленности налоговой политики в целом. Но относительно региональной составляющей налоговой политики положение нельзя характеризовать как благополучное.

В отличие от увеличения налоговых поступлений в бюджет страны, темпы роста налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов замедляются. При этом в среднем по северным регионам (120,0 %) данный показатель выше уровня среднероссийского (116,7 %). однако в отдельных

Таблица 3

Темпы роста поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации и консолидированный региональный бюджет по северным регионам в 2007-2011 гг., тыс. руб.

2007 2008 2009 2010 2011

Субъект Российской РФ Регио- РФ Регио- РФ Регио- РФ Регио- РФ Регио-

Федерации нальный бюджет нальный бюджет нальный бюджет нальный бюджет нальный бюджет

Российская Федерация 128,1 131,5 114,3 121,2 79,1 86,5 121,9 118,6 126,8 118,6

Северные регионы 100,6 112,8 132,1 127,3 70,2 90,3 126,6 109,5 136,9 120,0

Республика Карелия 110,1 114,7 134,6 130,6 65,6 79,7 150,7 130,9 122,9 119,8

Республика Коми 101,6 110,7 133,2 128,9 67,4 94,7 115,4 111,8 133,3 118,6

Архангельская область 126,0 122,7 102,6 116,8 102,8 95,1 122,1 120,7 117,5 112,5

Ненецкий автономный 99,7 133,4 122,3 125,6 55,3 81,5 163,2 139,9 130,8 89,2

округ

Мурманская область 132,1 139,8 107,0 107,1 86,0 99,2 126,9 124,8 113,7 109,4

Ханты-Мансийский 98,1 106,1 139,2 130,2 63,3 77,4 128,8 95,4 141,5 125,2

автономный округ -Югра

Ямало-Ненецкий авто- 95,8 105,0 117,1 128,7 78,3 91,5 123,8 127,4 138,6 122,4

номный округ

Республика Саха (Якутия) 118,7 132,8 113,8 117,6 110,5 96,5 129,6 125,7 114,2 127,2

Камчатский край 114,7 121,0 100,2 121,3 112,9 115,0 123,8 120,0 113,7 110,9

Магаданская область 123,1 107,7 122,9 120,1 93,7 116,2 133,8 118,7 121,2 126,3

Сахалинская область 169,9 136,1 139,2 143,3 124,1 135,3 107,3 89,3 120,5 106,1

Чукотский автоном- 57,3 85,1 322,8 192,4 112,0 197,2 100,1 79,3 140,1 141,6

ный округ

северных регионах он ниже среднего уровня по стране:

- в Сахалинской области - 106,1 %;

- мурманской области - 109,4 %;

- Архангельской области - 112,5 %;

- Камчатском крае - 110,9 %.

В большинстве северных регионов темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет России превышают темпы их роста в консолидированные региональные бюджеты. В отдельных из них (например в ненецком автономном округе) в целом налоговые поступления растут (130,8 %), а налоги, оставляемые в регионе, снижаются (89,2 %).

Выявленные тенденции могут рассматриваться как перекос фискальной направленности налоговой политики в пользу федерального центра и угроза недостаточности финансовых ресурсов регионов для выполнения расходных социальных и экономических обязательств.

Результаты исследования взаимосвязей налоговой политики федерального центра, региональной политики федерального центра, социально-экономической политики субъектов федерации и региональной составляющей налоговой политики позволили сделать следующие выводы.

Во-первых, проведение различных видов политик в целях социально-экономического развития регионов осуществляется в соответствии с их стратегическими целями и тактическими задачами, которые в отдельных случаях не совпадают (в частности стратегические цели социально-экономической политики РФ, региональной политики и налоговой политики). Это обусловливается недостаточностью теоретико-методологических исследований в области оценки влияния политики, в том числе налоговой, на развитие регионов.

Во-вторых, стратегические цели и задачи социально-экономического развития регионов и налоговой политики в конечном итоге направлены на достижение устойчивого развития, что обусловливает относительное сходство формулировок отдельных их названий и механизмов. Для выполнения целей и задач социально-экономического развития регионов задействованы различные механизмы их реализации: развития человеческого потенциала, поддержки предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций в экономику, поддержки инновационной деятельности, рационального природопользования и охраны окружающей сре-

ды, экономической ответственности участников налоговых отношений. Для выполнения целей и задач налоговой политики их следует дополнить механизмами повышения налоговых доходов региональных бюджетов, развития регионального налогового администрирования, экономического стимулирования развития налогового потенциала региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, основными целями налоговой политики до 2015 г. являются поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности, т. е. не фискальные, а регулирующие. Акцент на регулирующие цели налоговой политики противоречит природе налога. Тем не менее их постановка обусловила выработку направлений налоговой политики на перспективу, которые разделяются на фискальные и регулирующие (стимулирующие). В части фискальных мер планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

- налогообложение природных ресурсов;

- акцизное налогообложение;

- введение налога на недвижимость;

- сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;

- совершенствование налога на прибыль организаций и налогового администрирования;

- противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрис-дикций;

- страховые взносы.

В части стимулирующих мер планируется особое внимание уделять следующим направлениям:

- развитие человеческого капитала;

- совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, иных финансовых операциях;

- введение специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

- развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

В-четвертых, для активизации механизмов социально-экономического развития регионов возможно применение институционально закрепленных инструментов налоговой политики (в частности фискальных и налогового регулирования), что рассматривается как их определенная взаимосвязь. При этом необходимо решение проблем, связанных с установлением налоговых полномочий Федерации

и регионов по применению институционально закрепленных инструментов налоговой политики:

- расширение налоговых полномочий регионов по применению институционально закрепленных инструментов налоговой политики;

- усиление регулирующих возможностей налогов, формирующих доходы консолидированных региональных бюджетов северных регионов.

Таким образом, в целях устойчивого социально-экономического развития северных регионов следует совершенствовать взаимосвязи налоговой политики и региональной составляющей налоговой политики.

Список литературы

1. об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803.

2. о Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

3. о Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера: постановление Правительства РФ от 07.03.2000 № 198.

4. о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1.

5. основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: одобрены Правительством РФ 02.05.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.