УДК 33S (G75.S)
https://doi.org/10.31775/23G5- 31GG-201S-3-63-67
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
А.В. Антошкина, О.Ю. Мартыненко, О.В. Токачев
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается система показателей, применяемая в существующей налоговой статистике и позволяющая проводить оценку налогового потенциала региона. Для достоверной количественной оценки эффективности фискальной политики Краснодарского края был проведен предварительный анализ данных налоговой статистики за 2015-2017 гг., в частности: поступлений налогов и сборов в краевой бюджет, показателей налоговой задолженности в бюджет края, региональных налоговых поступлений в бюджет РФ, показателей налоговой задолженности в бюджет РФ (по видам налогов). На основании проведенного анализа были рассчитаны показатели эффективности фискальной политики Краснодарского края, такие как: уровень налогообложения в крае, коэффициент собираемости налогов в крае, отношения с федеральным бюджетом и собственно налоговый потенциал, а также дана оценка их динамики за анализируемый период. По результатам проведенного анализа были выявлены области проблем и предложены мероприятия по стимулированию фискальной политики и повышению уровня налогового потенциала Краснодарского края, дана прогнозная оценка эффективности предлагаемых мероприятий.
Ключевые слова: налоги, фискальная политика, уровень налого-обложения, собираемость налогов, налоговый потенциал, мероприятия, прогнозный эффект
Для цитирования: Антошкина А.В., Мартыненко О.Ю., Токачев О.В. Налоговый потенциал Краснодарского края: оценка и пути повышения // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №3. С. 63-67. Ь«рв://ао1. огд/10.31775/2305-3100-2018-3-63-67 Конфликт интересов отсутствует
Abstract. The article deals with the system of indicators used in the existing tax statistics and allows to assess the tax potential of the region. For a reliable quantitative assessment of the effectiveness of the fiscal policy of the Krasnodar region was carried out a preliminary analysis of tax statistics for 2015-2017, in particular: tax revenues and fees to the regional budget, indicators of tax arrears to the regional budget, regional tax revenues to the budget of the Russian Federation, indicators of tax arrears to the budget of the Russian Federation (by types of taxes). On the grounds of the review were calculated indicators of the effectiveness of the fiscal policy of the Krasnodar region such as: the level of taxation in the region, the tax collection rate in the region, relations with the Federal budget and the actual tax potential, as well as an assessment of their dynamics for the analyzed period. Based on the results of the analysis, the areas of problems were identified and measures to stimulate fiscal policy and increase the level of tax potential of the Krasnodar region were proposed, and a forecast assessment of the effectiveness of the proposed measures was given.
Keywords: taxes, fiscal policy, level of taxation, tax collection, tax potential, measures, forecast effect For citation: Antoshkina A.V., Martynenko O.Yu., Tockachev O.V. Tax potential of the Krasnodar territory: evaluation and ways of improvement. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2018;(3):63-67. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305- 3100-2018-3-63-67 There is no conflict of interests
TAX POTENTIAL OF THE KRASNODAR TERRITORY: EVALUATION AND WAYS OF IMPROVEMENT
Anna V. Antoshkina, Oksana Yu. Martynenko, Oleg V. Tockachev
Kuban State Technological University, Krasnodar, Russian Federation
Налоги в условиях рыночных отношений имеют немаловажное значение. Причем они выполняют не только фискальную функцию по наполнению доходной части бюджета, но и становятся основанием для перераспределения денежных средств из производственных сфер в другие, с целью финансирования и реализации народнохозяйственных, социальных, регионально-экономических, научно-технических задач и программ развития. Закономерно, что налоги являются важнейшим объектом регулирования рыночной экономики. При экономически верной фискальной политике будет обеспечено стратегически правильное формирование бюджета для достижения поставленных целей государственного или регионального экономического развития [1].
Целью настоящей статьи является разработка предложений по совершенствованию фискальной политики Краснодарского края на основе оценки его налогового потенциала.
Следует отметить, что политика налогообложения, принятая в одном регионе, всегда будет отличаться от политики другого региона. Различие будет проявляться в целях, составе элементов, механизмах применения и эффективности реализации. При этом целевая эффективность системы налогообложения может быть как собственно бюджетно-налоговой, так и социально-экономической, но, безусловно, связанной с первой. Это зависит от многих факторов, в их числе и природно-климатические, и политико-правовые и мезоэкономические факторы. В этой связи, необходимо обосновать систему показателей, способных учесть все возможные изменения в условиях реализации региональной налоговой политики.
В применяемой на сегодняшний день налоговой статистике используется система показателей, позволяющая комплексно анализировать:
- налоговые поступления (включая сборы);
- изменения налоговых платежей за рассматриваемый период, их распределение между федеральным и региональным бюджетами;
- удельный вес налоговых поступлений по видам (группам) налогов в общей их сумме, в т.ч. отраслевом разрезе;
- собираемость налогов и потери бюджета от недопоступлений по разным причинам (льготы, отсрочка, задолженность, уклонение).
Из большого многообразия показателей налоговой статистики остановимся на следующих показателях:
- уровень налогообложения в регионе, как отношение среднедушевой налоговой квоты (сравнение налоговых поступлений с численностью занятого населения) к валовому региональному продукту, исчисленному в расчете на душу населения [2];
- коэффициент собираемости налогов в регионе, как отношение фактических поступлений налогов к сумме начислений налогов в текущем периоде [3];
- отношения с федеральным бюджетом, которое характеризуется тем, как распределяются собираемые налоги между федеральным и региональным бюджетами [4];
- собственно налоговый потенциал, который отражает не только ресурсную базу (фактические поступления налогов), но и вероятность поступления денежных средств в региональный бюджет в виде прироста задолженности и результатов контрольной работы фискальных органов [5].
Для достоверной количественной оценки эффективности фискальной политики Краснодарского края по вышеназванным четырем показателям налоговой статистки необходим был предварительный анализ значительного массива данных за 20152017 гг., в частности:
- поступлений налогов и сборов в краевой бюджет (по видам налогов);
- показателей налоговой задолженности (включая сборы) в бюджет края;
- поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ;
- показателей налоговой задолженности предпринимателей по уровням бюджетной системы РФ.
По результатам данного анализа были рассчитаны показатели налоговой статистики, и дана оценка их динамики за трехлетний анализируемый период (таблица 1).
Таблица 1
Оценка эффективности фискальной политики Краснодарского края
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. Абс. откл., +/- Темп роста, %
Уровень налогообложения, млн. руб 225 133,81 205 374,61 222 342,54 -2791,27 98,76
Коэффициент собираемости, % 96,73 94,77 103,57 6,84 107,07
Отношение с федеральным бюджетом 22/78 34/66 35/65 х х
Налоговый потенциал, млн. руб 237 396,568 260 658,280 301 079,171 63 682,603 126,83
Анализируя показатели, можно сделать вывод, что налоговый потенциал Краснодарского края в 2017 г. при сравнении с 2015 г. увеличился на 63 682,603 млн. рублей или на 26,83 %. Это свидетельство того, что в течение рассматриваемого периода совокупный объем налогооблагаемых ресурсов в регионе продолжает расти. Прирост дохода бюджета края на 26 446,26 млн. рублей или на 14,44 % происходил в основном за счет следующих налогов: на прибыль, на имущество физ. лиц и транспортный налог.
Однако стоит отметить о снижении уровня налогообложения, в 2017 г. он составил 222 342,54 млн. рублей вместо 225 133,81 млн. рублей в 2015 г., т.е. уровень налогообложения меньше налогового потенциала региона. Такая ситуация говорит о том, что качество налогового администрирования ежегодно ухудшалось.
Согласно произведенным расчетам коэффициент собираемости в 2016 г. уменьшился на 1,96 %, что говорит о несовершенстве налогового планирования в регионе.
Далее по анализу видно, что основная часть собираемых налогов поступает в консолидированный бюджет. Однако, в рассматриваемом периоде доля поступлений в федеральный бюджет продолжала расти. Действительно, доля поступлений в консолидированный бюджет в 2015 г. составляла 78%, в федеральный - 22 %. В 2017 г. доля поступлений в федеральный бюджет выросла до 35 %, а в консолидированный бюджет снизилась до 65 %.
В целом же, можно заметить, что в регионе проводится стимулирующая фискальная политика, так как происходит снижение налогов, что как следствие приводит к росту экономического потенциала. В данном случае это способствует достижению главной цели налоговой политики, принятой в Краснодарском крае - социально-экономический рост и устойчивое развитие региона. Ключевыми задачами развития Краснодарского края при этом признано развитие так называемых смежных отраслей, малого и среднего бизнеса, чему должна способствовать реализация стратегических приоритетов налоговой политики региона. В числе стратегических приоритетов расширения налогового потенциала и сбалансированного развития Краснодарского края можно увидеть рост доходной части консолидированного бюджета края, благодаря повышению качества собираемости налогов в частности и администрирования доходов бюджета в целом1.
1 Официальный сайт Министерства финансов Краснодарского края. Основные направления бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfinkubani. ru/budget_execution/detail.php?ID=9043&IBLOCK_ID=51&str_ date=24.10.2017
Вместе с тем, фискальная политика Краснодарского края имеет ряд недостатков, лежащих прежде всего в нормативно-правовом поле, и до тех пор, пока они не будут устранены со стороны налогоплательщиков работников контролирующих органов будут возникать вполне себе справедливые нарекания, разночтения нормативных документов, благоприятная почва для уклонения от налогов. А как известно, несовершенная фискальная политика ослабляет финансовую устойчивость и может стать угрозой экономической безопасности региона, в т.ч. в социальной сфере, для финансового обеспечения функций региональных властей в которой и необходима полноценная доходная база.
В целях обеспечения поступления в консолидированный бюджет Краснодарского края налоговых и неналоговых доходов в запланированных объемах главным администраторам налоговых и неналоговых доходов бюджетов необходимо продолжить работу по:
- совершенствованию налогового администрирования;
- повышению уровня планирования бюджетных показателей на региональном уровне;
- снижению уровня долговой нагрузки региона [6].
Следовательно, для решения выявленных проблем и эффективного функционирования фискальной политики в Краснодарском крае, необходимо сформировать отлаженный механизм планирования доходов бюджета, повысить уровень налоговых поступлений в бюджет края, а также добиться сокращения задолженности по платежам в бюджетную систему РФ.
Обобщим направления повышения эффективности функционирования фискальной политики и уровня налогового потенциала Краснодарского края в таблице 2.
По прогнозным оценкам, можно увидеть положительный эффект от предложенных мер по стимулированию фискальной политики Краснодарского края. Так, благодаря предложенным мероприятиям, уровень налогообложения может возрасти примерно на 3 %, налоговый потенциал - на почти 2,5 %, коэффициент собираемости - на свыше, чем 2 %, а доля отчислений в федеральный бюджет - до 37 %.
Таким образом, важно уделять внимание системе налогового администрирования, необходимо проводить профилактические работы с налогоплательщиками, которые укрываются от уплаты налогов в бюджет, также повышать уровень налогового планирования, что окажет благоприятное воздействие на функционирование фискальной политики и как следствие на уровень налогового потенциала и экономического развития Краснодарского края.
Таблица 2
Мероприятия по стимулированию фискальной политики и повышению уровня налогового
потенциала Краснодарского края
Область проблемы Предложения по повышению эффективности Мероприятия по повышению эффективности Прогнозный эффект
Уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов Совершенствование налогового администрирования - совершенствование информационных ресурсов налоговых органов и актуализация базы данных с характеристикой объектов налогообложения и сведениями об их правообладателях; - проведение индивидуальной работы с руководителями организаций, снижающих налоговую базу, имеющих задолженность в бюджет, а также выплачивающих заработную плату работникам ниже среднеотраслевого уровня. - рост налоговых поступлений в бюджет края; - сокращение задолженности по платежам в бюджет; - рост налогового потенциала региона.
Низкое качество налогового планирования и формирования бюджетных показателей в регионе Повышение качества формирования бюджетных показателей в регионе и планирования налоговых поступлений - исследование реальной ситуации в региональной экономике и подготовка на его основе прогноза социально-экономического развития и планов налоговых поступлений; - создание системы региональной налоговой статистики в целях достоверной оценки налогового потенциала и исполнения регионального бюджета; - внедрение методов среднесрочного планирования. - повышение уровня собираемости налогов; - снижение дефицита бюджета в регионе.
Высокий уровень долговой нагрузки региона Повышение самостоятельности региона и снижение его долговой нагрузки - осуществление мер, направленных на активизацию перспективных для региона отраслей, в сотрудничестве с другими субъектами ЮФО, и в конечном итоге адаптация доходной части бюджета региона к сложившейся социально-экономической ситуации. - снижение задолженности перед бюджетной системой РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Прохорова В.В., Коломыц О.Н. Системный подход к организации управления разработкой и реализацией программ социально-экономического развития территорий // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 7А. С. 62-72.
2. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синявский Н.Г. Национальная и региональная экономическая безопасность России. М.: ИНФРА-М, 2018. 363 с.
3. Перекрестова Л.В., Иризепова М.Ш. Показатели и алгоритм оценки целевой эффективности системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в регионе // Вестник Волгоградского государственного университета. 2015. № 3 (26). С. 44-45.
4. Дибиргаджиева Х.Р. Региональная налоговая политика: сущность и особенности реализации в современной России // Современные проблемы социально-экономического развития. 2017. № 3. С. 39-44.
5. Полинская М.В. Налоговый потенциал: дискуссионные подходы к определению и методы оценки // Научный журнал КубГАУ. 2017. 3 133 (09). С. 1-11.
6. Антошкина А.В., Воронова В.В. Оценка финансовой устойчивости региона в условиях модернизации экономики (на примере Краснодарского края) // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: материалы VI международной научно-практической конференции (очно-заочной), в 2-х частях. Часть 2. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2017. С. 25-35.
REFERENCES
1. Prokhorova V.V., Kolomyts O.N. System approach to the organization of management of development and implementation of programs of socio-economic development of territories. Economy: yesterday, today, tomorrow. 2017; 7(7A):62-72. (In Russ.)
2. Avdiysky V.I., Dadalko V.A., Sinyavsky N.G. National and regional economic security of Russia. Moscow, INFRA-M, 2018. 363 p. (In Russ.)
3. Perekrestova L.V., Irizepova M.Sh. Indicators and algorithm for assessing the target efficiency of the system of taxation of small businesses in the region. Bulletin of the Volgograd state University. 2015; (3):44-45. (In Russ.)
4. Dibirgadzhiyeva H.R. Regional tax policy: essence and features of realization in modern Russia. Modern problems of social and economic development. 2017; (3):39-44. (In Russ.)
5. Polinskaya M.V. Tax potential: a discussion of approaches to definition and evaluation methods. Poly-
technical Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2017; (133):1-11. (In Russ.)
6. Antoshkina A.V., Voronova V.V. Assessment of financial stability of the region in the context of modernization of the economy (on the example of Krasnodar region). In: Global problems of modernization of the national economy: proceedings of the VI International scientific-practical conference (part-time): in 2 parts. Part 2. Tambov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2017. P. 25-35. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 6.09.2018
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Антошкина Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (962) 871 04 95, е-шаИ: annaant@yandex.ru
Мартыненко Оксана Юрьевна, студентка Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (909) 447 29 11, е-mail: oksana.шartynenko.96@шail.ru
Токачев Олег Владимирович, студент Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (962) 888 80 76, е-mail: kamenskiholeg@yandex.ru
ABOUT THE AUTHORS
Antoshkina Anna Vladimirovna, Candidate of Economic Science, associate Professor at Department of industry and project management of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (962) 871 04 95, e-mail: annaant@yandex.ru
Martynenko, Oksana Yurievna, Student of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (909) 447 29 11, e-mail: oksana.martynenko.96@mail.ru
Tockachev Oleg Vladimirovich, Student of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (962) 888 80 76, e-mail: kamenskiholeg@yandex.ru