УДК 336.025
концепция региональной налоговой политики
в статье предлагается концепция региональной налоговой политики на основе системного подхода и рейтинговой оценки регионов, позволяющая учесть потенциальные возможности хозяйства региона аккумулировать средства в бюджете, особенности регионального развития, отраслевую специализацию региона, обеспечивающая экономический рост.
Ключевые слова: принципы региональной налоговой политики; структурные элементы; система целей; алгоритм формирования; модель региональной налоговой политики, оценка результатов.
A concept of a regional tax policy based on the system approach and rating assessment of regions is proposed that takes into account the potential capability of a regional economy to accumulate funds in the budget, regional development specifics, industry specialization of a region thereby ensuring the economic growth.
Keywords: regional tax policy principles; structural components; task system; formation algorithm; regional tax policy model; results assessment.
определение понятия «налоговая политика»
Бушинская Татьяна Владимировна
канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тульского филиала Финансового университета E-mail: [email protected]
В специализированных изданиях приводятся различные подходы к содержанию налоговой политики. Большинство авторов придерживается мнения, что под налоговой политикой понимается система мероприятий, проводимых государством в области налогов, которые направлены на реализацию фискальных интересов государства. Такой подход изложен в работах М. В. Карп, М. Н. Кобзарь-Фроловой, Г. Б. Поляка, В. Г. Панскова, Т. Ф. Юткиной и др. Исследования частных проблем налоговой политики, взаимодействия федерального центра и российских регионов по поводу разграничения налоговых полномочий, гармонизации налоговых интересов разных уровней власти и управления содержатся в работах ряда российских экономистов, в частности И. В. Горского, В. А. Кашина, И. А. Коростелки-ной, А. Б. Паскачева, М. Р. Пинской. Но до настоящего времени не разработаны в достаточной мере вопросы учета региональных особенностей, уровня социально-экономического развития, производственной специализации хозяйства региона, что влияет на региональную налоговую политику.
Рис. 1. доля безвозмездных поступлений в консолидированные бюджеты областей цФо в 2010 г. [1]
внедрение дифференцированного подхода к формированию региональной налоговой политики
Необходимость внедрения дифференцированного подхода к формированию региональной налоговой политики, научному обоснованию инструментов ее реализации определяется существенными различиями уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, что затрудняет реализацию компетенционной триады «полномочия — ресурсы — результаты» в федеративном государстве. Проблема наличия необходимого и достаточного объема финансовых ресурсов для выполнения собственных функций субъектов Российской Федерации решается в основном за счет передачи части доходов, аккумулируемых в федеральном бюджете, в виде межбюджетных трансфертов (рис. 1).
В соответствии с представленными на рис. 1 данными доля безвозмездных поступлений в доходах консолидированных бюджетов регионов Центрального федерального округа (ЦФО) колеблется от 38,9 % (Брянская область) до 3,8 % (г. Москва). Если совокупные поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации из регионов ЦФО составляли 34,2 %,
то по г. Москве этот показатель равнялся в 2009 г. 21,6 %, что свидетельствует об усилении процессов поляризации регионов. Изменение существующих пропорций в структуре доходов, снижение зависимости бюджетов регионов от решений федерального центра в части межбюджетных трансфертов, создание условий для оказания качественных государственных услуг возможно на основе концепции и методологии региональной налоговой политики, базирующейся на дифференцированном подходе и учете различий в уровне социально-экономического развития и рыночной специализации регионов. Отметим, что цель региональной налоговой политики не зависит от уровня развития регионов и их рыночной специализации, а определяется общегосударственной налоговой политикой, направленной на поддержку инвестиционной и инновационной деятельности регионов при одновременном обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Принципы концепции региональной налоговой политики
Для разработки концепции региональной налоговой политики нами уточнены ее цели, отвечающие
Цели региональной налоговой политики
1
1. Формирование доходов бюджетов 2. Повышение конкурентоспособности и рост деловой активности хозяйствующих субъектов 3. Обеспечение эффективности налогового контроля
1.1. Обеспечение сбалансированности бюджета
2.1. Создание благоприятных условий для расширения экономической деятельности
1.1.1. Принятие оперативных мер в случае существенного снижения поступлений по сравнению с плановыми
1.1.2. Неукоснительное исполнение федерального законодательства с отстаиванием интересов региона
1.2. Недопущение роста недоимки по налогам
2.1.1. Дифференциация ставок региональных налогов в зависимости от категории налогоплательщика
2.1.2. Дифференциация ставок региональных налогов в зависимости от категории объекта налогообложения
1.2.1. Работа с недоимщиками по погашению накопленной задолженности по налогам, пеням
2.2. Налоговое регулирование деловой активности
1.2.2. Проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками
3.1. Совершенствование системы налогового администрирования
3.1.1. Активизация выявления налогооблагаемой базы по имущественным налогам и паспортизации всех объектов налогообложения
3.1.2. Выявление и учет 100% объектов налогообложения
2.2.1. Поддержка и стимулирование отраслей рыночной специализации с наивысшей рейтинговой оценкой, малого предпринимательства, инновационной и инвестиционной деятельности
Рис. 2. дерево целей региональной налоговой политики
укреплению экономических основ территориальной целостности и стабильности региона и основанные на следующих принципах:
1) принцип законности, т. е. соответствие целям и задачам общегосударственной налоговой политики, объему компетенции субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения;
Необходимость внедрения дифференцированного подхода к формированию региональной налоговой политики, научному обоснованию инструментов ее реализации определяется существенными различиями уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
2) принцип согласованности, заключающийся в согласовании целей и задач региональной налоговой политики стратегическим направлениям
социально-экономического развития и основным направлениям региональной политики;
3) принцип единства, обеспечивающий сохранение единого социально-экономического пространства и политической целостности страны при достижении эффективного экономического и социального развития регионов;
4) принцип гармонизации, т. е. достижение баланса фискальных интересов Российской Федерации и ее субъектов с целью обеспечения соответствия полномочий и ресурсов соответствующих уровней власти;
5) принцип стимулирования «локомотивов экономики» и «точек роста» экономики субъектов Российской Федерации («поляризованное» развитие регионов).
цели региональной налоговой политики
В общем виде дерево целей региональной налоговой политики в авторском видении представлено на рис. 2. Далее формулируется перечень задач, решение которых необходимо для достижения конкретных результатов в заданные сроки. При их определении мы исходили из функционального назначения налогов, а именно наличия трех вза-
12 Анализ изменений параметров системы под воздействием
инструментов региональной налоговой политики
Рис. 3. структурно-функциональная модель региональной налоговой политики
имосвязанных функций: фискальной, регулирующей и контрольной. Затем цели структурируются, расчленяются на подцели, и строится дерево целей, позволяющее определить полный комплекс целей и подцелей, сумма которых соответствует целям налоговой политики федеративного государства.
инструменты реализации региональной налоговой политики
С учетом целей и подцелей региональной налоговой политики, результатов рейтинговой оценки осуществляется выбор инструментов ее реализации.
Таблица 1
Показатели текущего социально-экономического положения региона
Экономические показатели Социальные показатели Рейтинговая оценка
Объем валового регионального продукта Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности Статические показатели
Поступление налогов и сборов в бюджетную систему Уровень ВРП (в % к Российской Федерации) Общий объем экспорта
Задолженность по платежам в бюджет Просроченная задолженность по заработной плате Сальдо прибылей и убытков
Степень зависимости бюджета области от финансовой помощи Индекс развития человеческого потенциала
Показатель налоговой нагрузки на экономику региона в целом и по отраслям Денежные доходы на душу населения Динамические показатели Индекс динамики деловой активности
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования Потребительские расходы на душу населения Темпы роста реальных денежных доходов населения
Доля инвестиций в ВРП Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума Изменение доли прибыльных организаций
Численность малых предприятий (МП) Соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения Прирост числа организаций, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц
Доля продукции МП в общем объеме ВРП Индекс динамики налоговых поступлений
Индекс физического объема производства по видам экономической деятельности Уровень зарегистрированной безработицы
Уровень рентабельности
Налоговое регулирование в рамках региональной налоговой политики направлено на повышение конкурентоспособности и роста деловой активности субъектов экономики и обеспечивается за счет:
• создания благоприятных условий для расширения экономической деятельности;
• налогового регулирования деловой активности.
Для этого могут быть использованы такие инструменты, как дифференциация ставок региональных налогов в зависимости от категории налогоплательщика или категории объекта налогообложения. В связи с этим возникает вопрос об отборе налогоплательщиков для предоставления налоговых льгот по региональным налогам.
Для поддержания рыночной специализации хозяйства региона и поддержки традиционных видов экономической деятельности нами
предложено и обосновано использование коэффициента локализации [2, с. 112-113]. Считаем также целесообразным создание условий для режима льготного налогообложения имущества субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне при условии частичного отказа от прямого субсидирования их деятельности за счет средств бюджета и региональных фондов поддержки. Стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности осуществляется в рамках регулирования в качестве элемента налогового механизма, причем компетенция субъектов Российской Федерации позволяет реализовывать соответствующие инструменты в рамках региональных законов о льготном налогообложении.
Далее принимаются нормативные акты, определяющие механизм реализации налоговой политики.
Модель региональной налоговой политики
На основании проведенных исследований разработана модель региональной налоговой политики, которая с позиций системного подхода может рассматриваться как один из компонентов более сложной системы управления налогообложением в государстве. На рис. 3 представлена укрупненная схема этой модели с обратной связью.
Налоговое регулирование в рамках региональной налоговой политики направлено на повышение конкурентоспособности и роста деловой активности субъектов экономики
Для формирования и реализации региональной налоговой политики предлагается использовать показатели, представленные в табл. 1.
оценка результативности региональной налоговой политики
Особенностью данной концепции является включение в число ее структурных элементов на этапе планирования таких стадий, как оценка социально-экономического положения регионов и их ранжирование. На стадии регулирования нами предложено использование коэффициента локализации для отбора налогоплательщиков с целью предоставления льгот по региональным налогам. Концепция региональной налоговой политики, в основу которой заложены системный подход и дифференциа-
ция регионов, учитывает особенности регионального развития, отраслевую специализацию и отраслевую структуру налоговых поступлений в регионе и направлена как на повышение качества управления общественными финансами, так и на достижение экономических и социальных результатов.
Представленная схема оценки результативности налоговой политики может быть дополнена группами социальных и экономических показателей, конкретизирующих развитие региона, представленных в табл. 1.
По результатам оценки результативности налоговой политики принимается управленческое решение об изменении инструментов региональной налоговой политики либо о продолжении принятого курса.
При недостаточной эффективности предложенных мер в условиях ограниченной компетенции субъектов Российской Федерации возможна подготовка предложений для их реализации на федеральном уровне, включая процедуру внесения изменений в налоговое законодательство.
литература
1. Финансы России. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ publishing/catalog/statisticCollections/ doc_1138717651859 (дата обращения: 21.12.2012).
2. Колчин С. П. Налоговая политика Тульской области: моногр. / С. П. Колчин, Т. В. Бушинская. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. 224 с.
3. Горский И. В. Оценка налоговой политики / И. В. Горский [и др.]. URL: http://www.auditfin. com/fin/2002/2/rgorsky/rgorsky.asp (дата обращения: 21.11.2012).
Из выступления В.В. Путина на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований 8 ноября 2013 г.
Дальнейшее развитие сильного, независимого местного самоуправления - одна из наших важнейших задач. Муниципалитеты должны стать в полном смысле состоятельными, прежде всего в финансовом плане.
Наша общая задача - найти баланс между объемами полномочий и объемами ресурсов муниципалитетов. Это та сфера, о которой мы должны думать постоянно.
Особенно внимательно необходимо посмотреть на возможности сельских поселений. Обязательств масса, а ресурсы минимальные. Получается, что власти сельских поселений объективно обречены на невыполнение своих обязательств.