роль правового регулирования
в развитии инновационного предпринимательства
К. с. МОХНАЧЕВ,
аспирант кафедры гражданского права E-mail: moks86@mail. ru
Удмуртский государственный университет
В статье обобщен опыт правового регулирования инновационного предпринимательства в промышлен-но развитом регионе. Предложены рекомендации по совершенствованию российского законодательства, нацеленные на повышение эффективности развития инновационного предпринимательства. Принятие указанных рекомендаций будет способствовать созданию благоприятных экономических и правовых условий для развития субъектов инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное предпринимательство, правовое регулирование, региональная экономика.
В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2011—2013 гг. среди пяти основных задач, на решение которых в ближайшие три года государство должно направить усилия, определена поддержка инноваций. В России предстоит обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды, создать условия для полного цикла развития инноваций. Это должно быть сделано путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров. Масштабность предложенных для решения на ближайшую перспективу задач требует совершенствования системы правового регулирования инновационной деятельности. В этой работе необходимо учесть накопленный опыт формирования нормативных и правовых механизмов активизации инновационной деятельности и обеспечить высокую согласованность действий Российской Федерации и ее регионов.
Приступая к выявлению роли нормативно-правового регулирования в развитии инновационного предпринимательства в промышленно
развитом регионе, каким является Удмуртская Республика, необходимо отметить, что правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством применения норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъекта РФ, а также международных договоров РФ, регулирующих инновационную деятельность.
Удмуртская Республика в сравнении с другими регионами Приволжского федерального округа обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на ее территории инновационно ориентированных организаций: вузов, обладающих собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, институтов Удмуртского научного центра УрО РАН, отраслевых институтов, ряда промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, разрабатывающие новые высокотехнологичные изделия, малых предприятий и организаций, действующих в инновационной сфере, научных общественных организаций, фондов, декларирующих в уставных документах инновационную деятельность. Ряд промышленных предприятий региона активно сотрудничает с научными организациями и вузами и в результате выпускает инновационную продукцию (средства связи, стрелковое оружие, медицинскую технику и др.).
Среди существующих нормативно-правовых механизмов стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике необходимо отметить разработку и реализацию целевых программ. В качестве целевых ориентиров первой такой программы, утвержденной постановлением
Государственного Совета Удмуртской Республики от 22.06.2004 № 250-Ш «О Республиканской целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005—2009 годы», была определена активизация инновационной деятельности, направленная на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики, на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциалов Удмуртской Республики.
Элементом системы программных мероприятий данной целевой программы являлась разработка нормативно-правового, организационного и методического обеспечения. В министерствах и ведомствах Удмуртской Республики проведен анализ действующих в сфере инновационной деятельности правовых актов Российской Федерации и Удмуртской Республики для решения ряда задач:
• выявления причин и условий, препятствующих развитию инновационной деятельности, как в Удмуртской Республике, так и в Российской Федерации;
• приведения в соответствие с федеральным законодательством действующего в сфере инновационной деятельности регионального законодательства;
• разработки и последовательного принятия новых входящих в компетенцию Удмуртской Республики правовых актов, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
• выработки предложений по совершенствованию действующего федерального законодательства в сфере инновационной деятельности;
• подготовки нормативно-правовых документов по организации инновационной инфраструктуры;
• разработки механизма финансирования инновационных проектов;
• взаимодействия федеральных и республиканских органов власти в части софинансирования развития инновационного потенциала, разработки и реализации инновационных проектов;
• внедрения системы экономических показателей повышения конкурентоспособности экономики республики от активизации инновационной деятельности.
К примеру, в течение 2007 г. для совершенствования нормативного регулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике Министерс-
твом экономики Удмуртской Республики подготовлено два Указа Президента Удмуртской Республики, два постановления и три распоряжения Правительства Удмуртской Республики, девять приказов Министерства экономики Удмуртской Республики — государственного заказчика программы.
В целях реализации соответствующих пунктов плана мероприятий по реализации Республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005—2009 годы» приказом Министерства экономики Удмуртской Республики от 16.05.2007 № 44 утверждено Положение о конкурсе «Десять лучших инновационных идей студентов Удмуртской Республики», а приказом Министерства экономики Удмуртской Республики от 18.06.2007 № 50 утверждено Положение о конкурсе по поддержке научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ инновационно активных субъектов малого предпринимательства.
За время реализации первой целевой программы в республике созданы элементы республиканской инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства: Региональный центр на-ноиндустрии Удмуртской Республики, 6 центров трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики. Проведено 10 инновационных выставок-сессий с целью привлечения частных инвестиций для финансирования инновационных проектов, 19 обучающих семинаров по подготовке кадров для инновационной деятельности. С 2005 по 2007 г. из республиканского бюджета на конкурсной основе предоставлялись льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов под 7 % годовых сроком на три года. С 2007 г. в целях стимулирования инновационной активности в Удмуртии проводятся ежегодные конкурсы «Десять лучших инновационных идей студентов Удмуртской Республики» и конкурс по поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За период с 2005 по 2008 г. Удмуртская Республика была представлена на 17 выставках-форумах, где приняли участие 42 предприятия республики с 79 инновационными проектами. В декабре 2008 г. в Москве Удмуртская Республика участвовала в первом международном форуме по нанотехнологиям, представив шесть инновационных проектов десяти организаций республики.
В настоящее время в Удмуртии действует новая целевая программа, утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.07.2009 № 182 «Об утверждении республиканской целевой
- 41
программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010—2014 годы». В ней предусматриваются пути решения проблемы недостаточного уровня внедрения и коммерциализации инновационных проектов и практического применения научных разработок в производстве. В число задач данной программы, в частности, включены формирование благоприятной среды для создания и коммерциализации инноваций путем повышения заинтересованности в участии в инновационной деятельности промышленных предприятий и научных учреждений посредством создания налоговых льгот и (или) других преференций, а также формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, повышение привлекательности для частных инвестиций сферы генерации знаний и использования высоких технологий.
При разработке новой целевой программы учтены как положения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части усиления государственной поддержки инновационной активности малого бизнеса, так и сформировавшиеся в регионе механизмы развития предпринимательства [1, 2]. Кроме этого, в 2010 г. в Республиканскую целевую программу развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009—2013 гг. внесены существенные изменения, касающиеся расширения мер поддержки инновационного предпринимательства в Удмуртской Республике.
Регулирование инновационной деятельности в регионе осуществляется также путем реализации стратегий развития субъекта РФ. Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 г. определяет роль Удмуртской Республики на мировом и российских рынках машиностроения как поставщика высокотехнологичной продукции, в том числе электротехники, нефтегазового оборудования, вооружений, автомобилестроения и других ее видов. Для достижения этой цели определены следующие приоритетные задачи:
1) создание правовых и организационных условий для привлечения в экономику республики кредитно-финансовых ресурсов, инвестиций, новейших технологий, опыта и знаний, способствующих обновлению основных фондов предприятий во всех отраслях экономики;
2) привлечение средств для реализации эффективных инновационных проектов и обеспечения взаимодействия представителей науки и производственного сектора экономики;
42 -
3) содействие развитию экспортного потенциала предприятий, выпускающих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию с высокой долей добавленной стоимости;
4) развитие инновационной деятельности и инновационного бизнеса;
5) содействие созданию комплексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе созданию и укреплению инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, инновационно технологических центров, офисов по трансферту технологий);
6) подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, способных обеспечить успешное продвижение инноваций в производство;
7) расширение использования механизмов снижения инновационных рисков и затрат при реализации наукоемких и высокотехнологичных проектов за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их до стадии коммерческого исполнения;
8) создание высоконаучного производственного потенциала и наукоемкой экономики;
9) переход на инновационный путь развития, включающий в себя создание интегрированных структур, развитие новых отраслей на базе перечня критических технологий в Удмуртской Республике и др.;
10) создание правовых и организационных условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, активизации привлечения внебюджетных средств в реализацию наиболее эффективных инновационных проектов, обеспечения эффективного взаимодействия науки и производственных секторов экономики на всех стадиях инновационной деятельности, полного использования научно-технического потенциала организаций и внедрения наукоемких разработок и технологий.
На региональном уровне необходимо предпринять комплекс мер, которые будут способствовать инновационному развитию региона. Речь идет о совершенствовании системы регионального законодательства в области инновационных отношений в пределах компетенции субъекта РФ. Необходимо определить основные научно-технические и производственные направления развития региона, обозначить компетенцию полномочных органов и источники финансирования. Помимо региональной целевой программы развития инновационной деятельности необходимо вести разработку и реа-
лизацию целевых ведомственных программ в сфере развития инновационной деятельности с указанием возможных исполнителей, определяемых на конкурсной основе, и финансовых ресурсов. Для успешной реализации партнерских проектов государственного и частного секторов в различных отраслях экономики необходима организация эффективной системы взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов, представителей высшего образования и учреждений науки, общественных организаций (союзов) и представителей бизнеса.
Однако на сегодняшний день формирование и реализация инновационной политики, нормативно-правовое регулирование инновационного предпринимательства в промышленно развитом регионе происходит в условиях незавершенности законодательной базы в инновационной сфере на федеральном уровне.
Во-первых, в России до сих пор отсутствует единый федеральный закон, который закреплял бы понятия инноваций, инновационной деятельности, а также устанавливал общие принципы реализации инновационной деятельности в РФ и разрешал иные вопросы, связанные с указанными категориями. Неоднократные попытки принять такой правовой акт пока не увенчались успехом. В 2010 г. проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы И. Д. Грачевым, Н. В. Левичевым, О. Г. Дмитриевой, содержащий расширенное толкование самого понятия «инновационная деятельность» и определяющий механизм стимулирования развития инновационной деятельности федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы.
Во-вторых, недостаточная проработка в законодательстве вопросов косвенного финансирования научно-технической и инновационной деятельности, в первую очередь за счет предоставления различных налоговых льгот и преференций, лишает хозяйствующих субъектов стимулов к созданию и внедрению в производство научно-технических результатов. Данный недостаток может быть устранен путем разработки и принятия ряда специальных законов, вносящих изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ в части совершенствования налогообложения субъектов научно-технической и инновационной деятельности.
В-третьих, в отечественном законодательстве нет эффективных механизмов коммерциализации и внедрения в производство результатов научно-технической деятельности, полученных за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Данный пробел должен быть восполнен разработкой и принятием специального закона о правах на технологии, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, либо включением соответствующих норм в часть четвертую Гражданского кодекса РФ.
Чрезвычайно актуальным становится в условиях новой экономики принятие федерального закона «О рисковом финансировании». Данный закон должен разрешать следующие задачи:
1) определить понятие «венчурный фонд», предусмотреть особенности его создания, реорганизации и ликвидации, а также установить организационно-правовые формы венчурного фонда;
2) предусмотреть, кто может быть участником венчурного фонда;
3) определить, в каких основных формах осуществляется инвестирование венчурным фондом.
Предполагается, что инвестирование будет осуществляться венчурными фондами в двух основных формах: приобретение долей участия (привилегированных акций акционерных обществ (до 49 %) в уставном капитале организаций — субъектов инновационной деятельности; заключение инвестиционных договоров о предоставлении инвестиций с последующим участием в распределении прибыли пропорционально вложенным инвестициям.
Принятие указанных рекомендаций по активизации инновационного развития в регионе, законодательных актов, иных законопроектов, направленных на внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, а также в нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, будет способствовать созданию благоприятных экономических и правовых условий для развития субъектов инновационной деятельности.
Список литературы
1. Мохначев С. А., МохначевК С. Формирование институциональных условий и совершенствование законодательства для развития банковского финансирования малого и среднего предпринимательства // Вестник Финансовой академии. 2009. № 2. С. 28-30.
2. Мохначев С. А., Мохначева Е. С. Региональная схема разделения рисков при кредитовании субъектов малого предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 26. С. 9-11.
- 43