Ретроспективный анализ нормативно-
правовых механизмов стимулирования инновационной деятельности в регионе
Мохначев С.А.*, Мохначев К.С. **
In this article is generalized experience of legal regulation of innovative activity in industrially advanced region. Recommendations on perfection the legislations aimed at increase of efficiency of innovative activity in modern conditions are given.
Приступая к выявлению особенностей нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в про-мышленно развитом регионе, каким является Удмуртская Республика, необходимо отметить, что нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством применения норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъекта РФ, а также международных договоров РФ, регулирующих инновационную деятельность.
Удмуртская Республика в сравнении с другими регионами Приволжского федерального округа обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на ее территории инновационно ориентированных организаций: вузов, обладающих собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, институтов Удмуртского научного центра УрО РАН, отраслевых институтов, ряда промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, разрабатывающие новые высокотехнологичные изделия, малых предприятий и организаций, действующих в инновационной сфере, научных общественных организаций, фондов, декларирующих в уставных документах инновационную деятельность. Ряд промышленных предприятий региона активно сотрудничает с научными организациями, вузами и в результате выпускает инновационную продукцию (это средства связи, стрелковое оружие, медицинская техника и др.).
Среди существующих нормативно-правовых механизмов стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике необходимо отметить разработку и реализацию целевых программ. В качестве целевых ориентиров первой такой программы1 была определена активизация инновационной деятельности, направленная на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциалов Удмуртской Республики.
Элементом системы программных мероприятий данной программы является разработка нормативно-правового, организационного и методического обеспечения программы. В министерствах и ведомствах Удмуртской Республики проведен анализ действующих в сфере инновационной деятельности правовых актов Российской Федерации и Удмуртской Республики для решения ряда задач:
> выявления причин и условий, препятствующих развитию инновационной деятельности как в Удмуртской Республике, так и в Российской Федерации;
> приведения в соответствие с федеральным законодательством действующего в сфере инновационной деятельности регионального законодательства;
> разработки и последовательного принятия новых входящих в компетенцию Удмуртской Республики правовых актов, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
Заведующий кафедрой экономики и управления Удмуртского филиала автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Евразийский открытый институт», кандидат экономических наук.
Аспирант Удмуртского государственного университета.
CJ
OI
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
СЧ
Ol
О CJ
О
о о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ш vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
> выработки предложений по совершенствованию действующего федерального законодательства в сфере инновационной деятельности;
> подготовки нормативно-правовых документов по организации инновационной инфраструктуры;
> разработки механизма финансирования инновационных проектов;
> взаимодействия федеральных и республиканских органов власти в части софинансирования развития инновационного потенциала, разработки и реализации инновационных проектов;
> внедрения системы экономических показателей повышения конкурентоспособности экономики республики от активизации инновационной деятельности.
К примеру, в течение 2007 г. для совершенствования нормативного регулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике Министерством экономики Удмуртской Республики подготовлено 2 Указа Президента Удмуртской Республики, 2 постановления и 3 распоряжения Правительства Удмуртской Республики, 9 приказов Министерства экономики Удмуртской Республики — государственного заказчика программы.
В целях реализации соответствующих пунктов плана мероприятий по реализации Республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005—2009 годы» приказом Министерства экономики Удмуртской Республики от 16 мая 2007 г. № 44 утверждено Положение о конкурсе «Десять лучших инновационных идей студентов Удмуртской Республики», а приказом Министерства экономики Удмуртской Республики № 50 от 18 июня 2007 г. утверждено Положение о конкурсе по поддержке научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ инновационно активных субъектов малого предпринимательства.
За время реализации первой целевой программы в республике созданы элементы республиканской инновационной инфраструктуры: Региональный центр нано-индустрии Удмуртской Республики, шесть центров трансферта технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики. С 2005 по 2007 гг. из республиканского бюджета на конкурсной основе предоставлялись льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов под 7 % годовых сро-
ком на три года. С 2007 г. в целях стимулирования инновационной активности в Удмуртии проводятся ежегодные конкурсы «Десять лучших инновационных идей студентов» и конкурс по поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За время реализации программы было проведено 10 инновационных выставок-сессий с целью привлечения частных инвестиций для финансирования инновационных проектов, 19 обучающих семинаров по подготовке кадров для инновационной деятельности. За период с 2005 по 2008 гг. Удмуртская Республика была представлена на 17 выставках-форумах, где приняли участие 42 предприятия республики с 79 инновационными проектами. В декабре 2008 г. в Москве Удмуртская Республика участвовала в Первом международном форуме по нанотехноло-гиям, представив шесть инновационных проектов десяти организаций республики.
Регулирование инновационной деятельности в регионе осуществляется также на базе стратегий развития субъекта Федерации. В Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 г. определена роль Удмуртской Республики как поставщика высокотехнологичной продукции на мировой и российский рынки машиностроения, в том числе рынки вооружений, электротехники, нефтегазового оборудования, автомобилестроения и другие. Для достижения этой цели определены следующие приоритетные задачи:
> создание правовых и организационных условий для привлечения в экономику республики кредитно-финансовых ресурсов, инвестиций, новейших технологий, опыта и знаний, способствующих обновлению основных фондов предприятий во всех отраслях экономики;
> привлечение средств в реализацию эффективных инновационных проектов для обеспечения взаимодействия представителей науки и производственного сектора экономики;
> содействие развитию экспортного потенциала предприятий, выпускающих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию с высокой долей добавленной стоимости;
> развитие инновационной деятельности и инновационного бизнеса;
> содействие созданию комплексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятель-
ности в хозяйственный оборот, в том числе созданию и укреплению инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, офисов по трансферту технологий);
> подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, способных обеспечить успешное продвижение инноваций в производство;
> расширение использования механизмов снижения инновационных рисков и затрат при реализации наукоемких и высокотехнологичных проектов за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их до стадии коммерческого исполнения;
> создание высоконаучного производственного потенциала и наукоемкой экономики;
> переход на инновационный путь развития, включающий в себя создание интегрированных структур, развитие новых отраслей на базе перечня критических технологий в Удмуртской Республике и др.;
> создание правовых и организационных условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, активизации привлечения внебюджетных средств в реализацию наиболее эффективных инновационных проектов, обеспечения эффективного взаимодействия науки и производственных секторов экономики на всех стадиях инновационной деятельности, полного использования научно-технического потенциала организаций и внедрения наукоемких разработок и технологий.
В соответствии с концепцией республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010—2014 годы»2 в Удмуртии утверждена новая целевая программа3, которая предусматривает пути решения проблемы недостаточного уровня внедрения и коммерциализации инновационных проектов и практического применения научных разработок в производстве. Среди задач данной программы, в частности, определено формирование благоприятной среды для создания и коммерциализации инноваций путем повышения заинтересованности в участии в
инновационной деятельности промышленных предприятий и научных учреждений посредством создания налоговых льгот и (или) других преференций, а также формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, повышение привлекательности для частных инвестиций сферы генерации знаний и использования высоких технологий.
При разработке новой целевой программы учтены положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части усиления государственной поддержки инновационной активности малого бизнеса и сформировавшихся в регионе механизмов развития предпринимательства 4. Кроме этого, в 2010 г. в Республиканскую целевую программу развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009—2013 гг. внесены существенные изменения, касающиеся расширения мер поддержки инновационного предпринимательства в Удмуртской Республике.
На региональном уровне необходимо предпринять комплекс мер, которые будут способствовать инновационному развитию региона. Речь идет о создании системы регионального законодательства в области инновационных отношений в пределах компетенции субъекта Федерации. Для создания такой системы необходимо определить основные научно-технические и производственные направления развития региона, обозначить компетенцию полномочных органов и источники финансирования. Помимо региональной целевой программы развития инновационной деятельности необходимо вести разработку целевых ведомственных программ в сфере развития инновационной деятельности с указанием возможных исполнителей, определяемых на конкурсной основе, ответственных должностных лиц и финансовых ресурсов. Для успешной реализации партнерских проектов государственного и частного секторов в различных отраслях экономики необходима организация эффективной системы взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов, представителей высшего образования и учреждений науки, общественных организаций (союзов) и представителей бизнеса.
Однако на сегодняшний день формирование и реализация инновационной политики, нормативно-правовое регули-
сч
01
г •
о
о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
у
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
СМ
Ol
О CM
О
о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
рование инновационном деятельности в промышленно развитом регионе происходят в условиях незавершенности законодательной базы в инновационной сфере на федеральном уровне.
Во-первых, отсутствует единый федеральный закон, который закреплял бы понятия «инноваций», «инновационной деятельности», а также устанавливал общие принципы реализации инновационной деятельности в РФ и разрешал иные вопросы, связанные с указанными категориями.
Проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной думы ФС РФ И.Д. Грачевым, Н.В. Левичевым, О.Г. Дмитриевой, содержащий расширенное толкование самого понятия «инновационная деятельность» и определяющий механизм стимулирования развития инновационной деятельности федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в 2010 г. включен в примерную программу законопроектной работы Государственной думы.
Во-вторых, недостаточная проработка в законодательстве вопросов косвенного финансирования научно-технической и инновационной деятельности, в первую очередь за счет предоставления различных налоговых льгот и преференций, лишает хозяйствующих субъектов стимулов к созданию и внедрению в производство научно-технических результатов. Данный недостаток может быть устранен путем разработки и принятия ряда специальных законов, вносящих изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ в части совершенствования налогообложения субъектов научно-технической и инновационной деятельности.
В-третьих, в отечественном законодательстве нет эффективных механизмов коммерциализации и внедрения в производство результатов научно-технической деятельнос-
ти, полученных за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Данный пробел должен быть восполнен разработкой и принятием специального закона о правах на технологии, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, либо включением соответствующих норм в часть четвертую Гражданского кодекса РФ.
Чрезвычайно актуальным становится в условиях новой экономики принятие Федерального закона «О рисковом финансировании». Данный Закон должен разрешать следующие задачи:
1) определить понятие «венчурный фонд», предусмотреть особенности его создания, реорганизации и ликвидации, а также установить организационно-правовые формы венчурного фонда;
2) предусмотреть, кто может быть участником венчурного фонда;
3) определить, в каких основных формах осуществляется инвестирование венчурным фондом. Предполагается, что инвестирование будет осуществляться венчурными фондами в двух основных формах:
а) приобретение долей участия (привилегированных акций акционерных обществ (до 49 %) в уставном капитале организаций — субъектов инновационной деятельности;
б) заключение инвестиционных договоров о предоставлении инвестиций с последующим участием в распределении прибыли пропорционально вложенным инвестициям.
Принятие вышеуказанных рекомендаций по активизации инновационного развития в регионе законодательных актов, иных законопроектов, направленных на внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, а также в нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, будет способствовать созданию благоприятных экономических и правовых условий для развития субъектов инновационной деятельности.
Литература и примечания
1. Постановление Государственного совета Удмуртской Республики от 22 июня 2004 г. № 250-Ш «О Республиканской целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005—2009 годы» (в ред. постановлений Государственного совета УР от 27.02.2007 г. № 780-Ш, от 26.02.2008 г. № 43-1У) // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс».
2. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 6 апреля 2009 г. № 212-р «О разработке Республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010—2014 годы» // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс».
3. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 июля 2009 г. № 182 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010—2014 годы» // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс».
4. Мохначев С.А., Мохначев К.С. Формирование институциональных условий и совершенствование законодательства для развития банковского финансирования малого и среднего предпринимательства // Вестник Финансовой академии. 2009. №2. С.28—30.