Научная статья на тему 'Формирование институциональных условий и совершенствование законодательства для развития банковского финансирования малого и среднего предпринимательства'

Формирование институциональных условий и совершенствование законодательства для развития банковского финансирования малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СХЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ РИСКОВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / BANK FINANCING OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / RISK DISTRIBUTION SCHEME / IMPROVEMENT OF LEGISLATION / FINANCIAL AND CREDIT MECHANISMS CONTRIBUTING TO THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мохначёв Сергей Анатольевич, Мохначёв Константин Сергеевич

В статье обобщён опыт правового обеспечения построения и функционирования с участием государства региональной схемы разделения рисков при кредитовании субъектов малого предпринимательства. Даны рекомендации по совершенствованию законодательства, нацеленные на повышение эффективности финансово-кредитных механизмов развития сектора малого и среднего предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Forming of Institutional Conditions and Perfection of Legislation for the Development of Bank Financing of Small and Medium Business

The authors generalize experience in providing legal support required to build and operate, with the participation of state, a regional credit risk distribution scheme designed for small business enterprises. Recommendations are given to improve legislation, aimed at enhancing efficiency of the financial and credit mechanisms contributing to the development of small and medium business.

Текст научной работы на тему «Формирование институциональных условий и совершенствование законодательства для развития банковского финансирования малого и среднего предпринимательства»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

С.А. МОХНАЧЁВ

заведующий кафедрой менеджмента

Удмуртского филиала Московской финансово-промышленной академии К.С. МОХНАЧЁВ

аспирант Удмуртского государственного университета

Политика государства в отношении малого и среднего предпринимательства сфокусирована вокруг нескольких болевых точек этого сектора, включая и проблемы банковского финансирования. Особое внимание в субъектах Федерации уделяется правовой поддержке малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем его развитие на местах в ряде случаев сталкивается с серьёзными проблемами. Это не только отсутствие необходимых ресурсов и стимулов у органов управления регионального и местного уровня, но также и противоречия федеральной нормативной базы по развитию малого и среднего предпринимательства.

Одной из основных проблем является недоступность кредитных ресурсов коммерческих банков и лизинговых схем, как правило, по причине отсутствия необходимого залогового обеспечения по средне- и долгосрочным проектам малого и среднего предпринимательства. Для преодоления подобной проблемы в большинстве стран мира с развитой экономикой созданы и успешно функционируют различные схемы разделения рисков при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса с непосредственным участием государства.

В России до начала 21 века, к сожалению, не было аналогов таких схем. Примерами регионов-первооткрывателей, где функционирует система разделения рисков, аналогичная созданным в зарубежных странах, являются Ленинградская область и Удмуртская Республика.

В августе 2003 года создано открытое акционерное общество «Агентство кредитного обеспе-

чения», учредителем которого является субъект Российской Федерации - Ленинградская область [1]. Единственный вид деятельности Агентства - предоставление поручительств, гарантирующих выполнение заёмщиком обязательств по кредитным и лизинговым договорам при недостатке необходимого залогового обеспечения у субъекта малого пред принимате льства.

Программа предоставления кредитных гарантий субъектам малого предпринимательства Удмуртии [2] (далее - Программа) разработана в соответствии с Республиканской целевой программой по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004-2008 годы [3], и определяет основные направления и порядок развития Удмуртским государственным фондом поддержки малого предпринимательства (далее - УГФПМП) системы финансирования субъектов малого предпринимательства на основе предоставления гарантий (поручительств) по кредитам, получаемым ими в банках, договорам финансовой аренды (лизинга).

Программа кредитных гарантий рассчитана на заёмщиков, которые не могут предоставить обеспечение в виде залога. Таким заемщикам УГФПМП предлагает поручительство перед банком до 50% суммы необходимого залогового обеспечения.

Поручительство УГФПМП предоставляется СМП, обладающим по согласованию сторон устойчивым финансовым состоянием, но не располагающим достаточным объёмом имущества для предоставления банку полноценного обеспечения

возврата кредита (по критериям, установленным банком). При предоставлении поручительства У Г -ФПМП принимается во внимание приоритетность направления деятельности и социальная значимость проекта СМП. Поручительство УГФПМП предоставляется в отношении кредитов, выданных в рублях РФ. Поручительства УГФПМП предоставляются на возмездной основе. Размер оплаты за поручительство по кредитным договорам сроком на один год составляет до 2,5% от суммы обеспечиваемых обязательств в зависимости от финансовых рисков и социальной значимости (приоритетности) проектов СМП. Размер оплаты увеличивается или уменьшается пропорционально сроку кредитного договора.

В соглашении об оплате за предоставление поручительства, заключаемом между УГФПМП и субъектом малого предпринимательства, предусматривается право УГФПМП осуществлять контроль за ходом реализации проекта и обязанность субъекта малого предпринимательства предоставлять документацию, необходимую для оценки его финансового состояния. Размер поручительства УГФПМП по кредиту, предоставляемому малому предприятию банком, не может превышать 50% от общего объёма необходимого обеспечения по кредиту, определённого банком. Оставшаяся часть обеспечения должна предоставляться субъектом малого предпринимательства в виде залога или иным законным способом по согласованию с банком. Величина предоставляемого банку поручительства УГФПМП по одному субъекту малого предпринимательства не может превышать 15% от общей суммы гарантийных резервов [4].

За всё время реализации программы кредитных гарантий, суммарный размер дополнительного имущественного взноса Правительства Удмуртской Республики в УГФПМП превысил 50 млн рублей.

Это позволило активизировать участие в данной программе коммерческих банков. В настоящее время соглашения об участии в программе кредитных гарантий заключены с одиннадцатью коммерческими банками.

Реализация программы кредитных гарантий способствует существенному снижению рисков взаимодействия коммерческих банков с субъектами малого предпринимательства при осуществлении кредитных операций.

Однако, существенные изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившие в силу с 1 января 2008 года, породили ряд вопросов в отношении возможности предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов субсидий в виде имущественного взноса некоммерческим организациям, в том числе созданным в форме фонда.

Статья 31 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах.

Так, согласно статьям 7 и 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд использует имущество для целей, определённых уставом фонда. Источниками формирования имущества фонда как некоммерческой организации в денежной и иных формах являются, в частности, регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) и добровольные имущественные взносы и пожертвования.

Таким образом, публично-правовое образование, если оно выступает учредителем фонда, вправе предоставлять как разовые, так и регулярные имущественные взносы, в том числе и в виде денежных средств в целях финансового обеспечения его деятельности.

Статья 78 Бюджетного кодекса не содержит ограничений в отношении предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), в том числе созданным в форме фонда.

Например, закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете), с учётом требований статьи 78 Бюджетного кодекса, на наш взгляд, может предусматривать выделение субсидии из регионального бюджета (местного бюджета) в целях оказания содействия субъектам малого предпринимательства в качестве добровольного имущественного взноса на учреждение государственного или муниципального фонда поддержки предпринимательства, фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств), фонда для приобретения паёв закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и иных видов объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечение их деятельности.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что предоставление в соответствии с законом (решением) о бюджете субсидий некоммерческим организациям различных форм (в том числе общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам, некоммерческим партнёрствам, автономным некоммерческим организациям), за

исключением бюджетных учреждений, не противоречит Бюджетному кодексу.

На наш взгляд, в сфере финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в области венчурного финансирования, создания региональных венчурных фондов, фондов капитала, создания схем оптимизированного инвестирования, посредством которых частные инвесторы освобождаются от уплаты налога на прибыль в случае инвестирования в фонды венчурного капитала.

В сфере налогообложения малого и среднего бизнеса совершенствование правовой базы должно быть направлено на:

- применение дифференцированной ставки по налогу на прибыль в зависимости от размера полученной налогоплательщиком прибыли по итогам налогового периода, с минимальной ставкой налога 0%;

- расширение перечня затрат производства, подлежащих вычету из налогооблагаемой базы, в том числе с применением для них методов ускоренной амортизации для увеличения объёма инвес-

тируемого капитала в основные средства и нематериальные активы;

- введение повышающего коэффициента при учёте затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

- радикальное упрощение налоговой отчётности, а также организацию бюджетных консультационных центров по применению действующего законодательства в области налогообложения на базе существующих налоговых инспекций;

- предоставление рассрочек или отсрочек по уплате налогов экономически неустойчивым субъектам малого предпринимательства, в том числе и отсрочек по арендной плате в пределах финансового года.

Реализация изложенных в статье рекомендаций по совершенствованию норм законодательства, затрагивающих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, позволит повысить эффективность налоговых и финансово-кредитных механизмов развития сектора малого и среднего предпринимательства и обеспечить увеличение его вклада в социально-экономическое развитие страны в среднесрочной перспективе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Смирнова Н.Г. О системе разделения рисков с участием государства при кредитовании субъектов малого предпринимательства // Материалы Всероссийской конференции представителей малых предприятий, 26 апреля 2005 года. М. - 2005. (электронный ресурс).

2. Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 28 октября 2003 года № 108-Ш «О Республиканской целевой программе по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004 - 2008 годы» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2004 года № 248-р «О программе предоставления кредитных гарантий субъектам малого предпринимательства» // Справочно-право-вая система «КонсультантПлюс».

4. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Региональная схема разделения рисков при кредитовании субъектов малого предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 26(83) - С. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.