Научная статья на тему 'Правовое регулирование развития инновационного предпринимательства в регионе: практика и проблемы'

Правовое регулирование развития инновационного предпринимательства в регионе: практика и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / INNOVATIVE ACTIVITY / ECONOMIC INDICATORS / COMPETITIVENESS / FUNDING MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мохначев К. С.

В статье рассматривается правовое регулирование инновационного предпринимательства в регионе, инновационная деятельность в этом направлении, механизмы финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование развития инновационного предпринимательства в регионе: практика и проблемы»

Мохначев К. С.

ассистент кафедры «Гражданское право» Удмуртского государственного университета, Россия, г. Ижевск

УДК 346.26:001.895-043.86:332.1

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ: ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ

В статье рассматривается правовое регулирование инновационного предпринимательства в регионе, инновационная деятельность в этом направлении, механизмы финансирования.

Ключевые слова: инновационная деятельность, экономические показатели, конкурентоспособность, механизмы финансирования.

LEGAL REGULATION OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE

BUSINESS IN THE REGION:

In article legal regulation of innovative business in mechanisms is considered.

Key words: innovative activity, economic indicators,

В Послании Президента РФ о бюджетной политике на 2011-2013 годы среди пяти основных задач, на решение которых в ближайшие три года государство должно направить средства и усилия, выделена поддержка инноваций. Имеется в виду создание инновационной среды, условий для формирования полного цикла - от научных изобретений до их коммерциализации, защита свободы конкуренции и прав собственности, устранение административных барьеров.

Масштабность целей требует совершенствования системы правового регулирования инновационной деятельности, учета опыта формирования соответствующих нормативных и правовых механизмов, согласованности действий федерации и регионов.

Удмуртская Республика в сравнении с другими регионами Приволжского ФО обладает значительным инновационным потенциалом. На ее территории функционирует немало инновационно ориентированных организаций: вузов, обладающих собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой; институтов Удмуртского научного центра УрО РАН; отраслевых институтов; промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы. Ряд промышленных предприятий активно сотрудничает с научными организациями и вузами.

PRACTICE AND PROBLEMS

the région, innovative activity in this direction, funding competitiveness, funding mechanisms.

Результат такого взаимодействия - новые средства связи, стрелковое оружие, медицинская техника и другие изделия высокого класса.

Нормативно-правовое регулирование развития инновационного предпринимательства в промышленно развитом регионе, каким является УР, осуществляется на основе Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров.

Среди нормативно-правовых механизмов, применяемых в республике для стимулирования инновационной деятельности, особое место занимают целевые программы. В качестве главных ориентиров первой такой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы» (утвержденной постановлением Госсовета Удмуртской Республики от 22 июня 2004 г. № 250-III) были определены: активизация инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития; создание развитой республиканской инновационной инфраструктуры; сбалансированное и эффективное использование ресурсов в научно-технической и образовательной сферах. В свою очередь, это потребовало разработки нормативно-правового, организационного и методического обеспечения программы.

В министерствах и ведомствах республики был проведен анализ действующих в сфере инновационной деятельности правовых актов РФ и УР и выделены очередные задачи:

- выявление причин и условий, препятствующих развитию инновационной деятельности;

- приведение республиканского законодательства в сфере инновационной деятельности в соответствие с федеральным;

- разработка и принятие новых правовых актов, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в УР;

- выработка предложений по совершенствованию действующего федерального законодательства в сфере инновационной деятельности;

- подготовка нормативно-правовых документов по организации инновационной инфраструктуры;

- разработка механизма финансирования инновационных проектов;

- осуществление инновационных проектов на началах софинансирования с федеральными органами власти;

- внедрение системы экономических показателей повышения конкурентоспособности экономики республики в зависимости от активизации инновационной деятельности.

Для совершенствования нормативного регулирования инновационной деятельности в течение 2007 г. республиканским Министерством экономики были подготовлены два указа Президента Удмуртской Республики, два постановления и три распоряжения Правительства УР, девять приказов Министерства экономики УР - государственного заказчика программы. Немалую роль сыграло утверждение Министерством экономики УР Положения о конкурсе по поддержке научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ инновационно активных субъектов малого предпринимательства.

За время реализации первой целевой программы в республике созданы Центры наноиндустрии УР, шесть центров трансферта технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях, ставших элементами республиканской инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. Вошло в традицию проведение инновационных выставок-сессий с целью привлечения частных инвесторов для финансирования новых проектов, обучающих семинаров по подготовке кадров для инновационной деятельности.

За период с 2005 по 2007 г. из республиканского бюджета на конкурсной основе предоставлялись льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов под 7 % годовых сроком на три года. С 2007 г. в целях стимулирования инновационной активности в Удмуртии проводятся ежегодные

конкурсы «Десять лучших инновационных идей студентов» и конкурс организаций, отличившихся в оказании поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За период 2005-2008 гг. республика была представлена на 17 выставках-форумах; в них приняли участие 42 предприятия Удмуртии с 79 инновационными проектами. В декабре 2008 г. республика представила шесть инновационных проектов, подготовленных десятью организациями, на состоявшемся в столице I Международном форуме по нанотехнологиям.

В настоящее время в Удмуртии действует целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» (утвержденная постановлением Правительства УР от 6 июля 2009 г. № 182). Предусмотрены пути расширения объемов внедрения и повышения уровня коммерциализации результатов исследований. Программа, в частности, включает формирование благоприятной среды для создания и коммерциализации инноваций, стимулирование заинтересованности в инновационной деятельности промышленных предприятий и научных учреждений посредством налоговых льгот и т. д.

При разработке этой целевой программы учтены положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также сформировавшиеся в регионе механизмы развития предпринимательства. Кроме этого, в 2010 г. в Республиканскую целевую программу развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2013 гг. были внесены существенные изменения, касающиеся расширения мер поддержки инновационного предпринимательства. В результате на субсидирование затрат малых и средних инновационных компаний в 2011 году было направлено более 17 млн рублей, в том числе 12,8 млн рублей из федерального бюджета. Более 1 млн рублей федеральных средств направлено на субсидирование затрат начинающих инновационных компаний. Начата работа по созданию единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики.

Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 г. определяет ее роль на мировом и российском рынках машиностроения как поставщика высокотехнологичной продукции (в том числе электротехники, нефтегазового оборудования, вооружений, автомобилестроения и др.). С учетом этого определены следующие приоритетные задачи:

- создание правовых и организационных условий для привлечения в экономику республики кредитно-финансовых ресурсов, инвестиций, новейших технологий, опыта и знаний, способствующих обновлению основных фондов и производственных процессов на предприятиях во всех отраслях;

- привлечение средств для реализации эффективных инновационных проектов и организационное обеспечение взаимодействия представителей науки и производства, развитие инновационного бизнеса;

- содействие развитию экспортного потенциала предприятий, выпускающих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию с высокой долей добавленной стоимости;

- создание инфраструктуры, облегчающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, офисов по трансферту технологий);

- подготовка кадров, способных работать в инновационной сфере;

- использование механизмов снижения инновационных рисков, в том числе за счет государственной поддержки исследований и разработок на заключительных стадиях, доведения их до коммерческого исполнения;

- привлечение внебюджетных средств с целью ускорения реализации наиболее эффективных инновационных проектов, обеспечения эффективного взаимодействия науки и производства.

На региональном уровне необходимо совершенствовать систему регионального законодательства в области инноваций в пределах компетенции субъекта федерации. По каждому из основных научно-технических и производственных направлений развития региона следует определить компетенцию полномочных органов и источники финансирования. Помимо региональной целевой программы развития инновационной деятельности, необходимо вести разработку и реализацию целевых ведомственных программ с указанием возможных исполнителей (определяемых на конкурсной основе) и источников финансирования. Особенно тщательно надо готовить проекты государственно-частного партнерства, предусматривать эффективную систему взаимодействия и контроля за их реализацией, привлекая к этому представителей от высшего образования, учреждений науки, общественных организаций (союзов) и бизнеса.

В настоящее время формирование и реализация инновационной политики на уровне региона, ее нормативно-правовое регулирование происходит на фоне незавершенной федеральной законодательной базы.

Во-первых, до сих пор отсутствует единый федеральный закон, который бы закреплял понятия инноваций, инновационной деятельности, а также устанавливал общие принципы реализации инновационной политики в РФ. Неоднократные попыт-

ки принять такой правовой акт пока не увенчались успехом. В частности, проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесенный в 2010 г. депутатами Госдумы И. Грачевым, Н. Левичевым, О. Дмитриевой, который содержит толкование понятия «инновационная деятельность» и определяет механизм стимулирования ее развития на федеральном уровне, в пределах компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления не прошел все стадии обсуждения.

Во-вторых, в законодательстве недостаточно проработаны вопросы косвенного финансирования научно-технической и инновационной деятельности, в первую очередь путем предоставления различных налоговых льгот и преференций. Это ослабляет стимулы к созданию и внедрению хозяйствующими субъектами в производство научно-технических результатов. Устранить такого рода барьер можно путем разработки и принятия ряда специальных законов, вносящих изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ в части совершенствования системы налогообложения субъектов научно-технической и инновационной деятельности.

В-третьих, не предусмотрен порядок регулирования процессов, связанных с коммерциализацией результатов научно-технической деятельности. Данный пробел должен быть восполнен разработкой и принятием специального закона о правах на технологии, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, либо включением соответствующих норм в часть IV Гражданского кодекса РФ.

В условиях модернизации и поощрения инноваций чрезвычайно актуальным становится принятие Федерального закона «О рисковом финансировании». В нем должно содержаться определение понятия «венчурный фонд», предусмотрены особенности его создания, реорганизации и ликвидации, описаны организационно-правовые формы венчурного фонда, а также установлено, кто может быть его участником и в каких формах может осуществляться инвестирование венчурным фондом тех или иных проектов. Представляется, что это может быть приобретение долей участия - привилегированных акций акционерных обществ (до 49 %) в уставном капитале организаций - субъектов инновационной деятельности или заключение инвестиционных договоров о предоставлении средств с последующим участием в распределении прибыли пропорционально вложенным средствам.

Важно, чтобы принятие законов и других правовых актов, касающихся инновационного развития, на федеральном уровне и в регионах было соответствующим образом согласовано.

Вхождение России в ВТО: проблемы и перспективы

Биндиченко Е.В.

доктор социологических наук,

профессор кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 338.4:64

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ И РОССИЯ

В статье реализуется попытка исследовать сущность, генезис и основные функции институциональных механизмов мирового рынка услуг, определяющих специфику экспортно-импортных отношений стран мирового сообщества в их экономических взаимоотношениях друг с другом.

Ключевые слова: мировой рынок товаров и услуг, специфика услуги как продукта мировой торговли, система международных соглашений в области мировой торговли товарами и услугами, Всемирная Торговая Организация, ГАТС «Генеральное соглашение по торговле услугами».

INSTITUTIONAL MECHANISMS OF THE WORLD MARKET OF SERVICES AND RUSSIA

In article attempt to investigate essence, genesis and the main functions of institutional mechanisms of the world market of the services defining specifics of the export-import relations of the countries of the world community in their economic relationship with each other is realized.

Key words: the world market of the goods and services, specifics of service as product of world trade, system of the international agreements in the field of world trade by the goods and services, the World Trade Organization, GATS «the General agreement on trade in services».

В настоящее время ни одна страна в мире не может динамично развиваться без интеграции с мировым сообществом. Отчетливо прослеживается взаимозависимость между степенью интеграции страны в мировое хозяйство и уровнем развития ее внутреннего экономического потенциала. Как правило, эти показатели однозначны: чем более страна интегрирована в мировую экономику, тем более развитой и стабильной выглядит ее внутреннее экономическое пространство, эффективность его структурных составляющих и социальных показателей в целом.

Особую роль в современных процессах глобализации играют диверсификационные формы сотрудничества стран и, в частности, внешняя торговля товарами и услугами. Нулевые годы характеризовались активным всплеском объемов мировой торговли. Этому в немалой степени способствовала революция в области информационных технологий. Существенную долю мирового рынка составляет экспорт услуг. Основное отличие услуги от товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности.

Леонард Берри в статье «Маркетинг услуг имеет свое отличие» замечает: «Физический товар - это предмет, устройство или вещь, в то время как услуга является поступком, исполнением или усилием».

Эту точку зрения поддержал и Филипп Котлер, который предложил определять «услугу как любое действие или исполнение, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо».

Еще более образно и убедительно представил суть главного (родового) отличия услуги от других продуктов журнал «Economist»: «Услуги - это все, что можно купить или продать, но нельзя уронить на ногу».

Производство и потребление услуг в сути своей подчинено закону стоимости. Обмен услуг на соответствующий эквивалент - товары в материально-вещественной форме или другие услуги - производится в общем случае в соответствии с количеством затрачиваемого на их производство труда. Однако в практике продажи услуг потребителю, особенно на мировом рынке, встречается множество ситуаций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.