результатом последовательности, взвешенности и обдуманности действий украинской власти в процессе реализации государственных реформ, в частности, в части либерализации налогового законодательства [5].
По словам Александра Клименка, Министра доходов и сборов Украины: «Европейский опыт показал, что успешным будет только такая налоговая политика, в которой функции идеолога-организатора и исполнителя четко отделены друг от друга и возложены на различные учреждения.
Однако, несмотря на положительные достижения, процесс реформирования еще не завершен, он постоянно совершенствуется и сегодня перед Правительством стоит ряд задач:
1) продолжение политики снижения уровня налоговой нагрузки на бизнес;
2) сокращение затрат времени плательщиков на начисление и уплату налогов путем упрощения форм отчетности и налоговых процедур. Одним из мероприятий в данном направлении станет переход с 2013 года на годовой отчетный период по налогу на прибыль (с ежемесячными авансовыми взносами для плательщиков, годовой доход которых превышает 10 млн. гривен);
3) дальнейшее совершенствование норм Налогового кодекса;
4) обеспечение развития практики минимизации непосредственного общения налоговых органов с налогоплательщиками (электронная отчетность и дистанционное обслуживание) [5].
Главная цель государственных реформ, которые сегодня ведутся в государстве - формирование благоприятных стимулов в налоговом законодательстве для развития бизнеса, привлечения инвестиций и стабильный экономический рост Украины.
Литература
1. Концепция реформирования налоговой системы Украины: этапы реформирования налоговой системы. [Электронный ресурс].- способ доступа: http://wwwAikrp.gov.ua
2. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Теория и практика налоговых реформ: сверяем позиции // Финансы Украины. - 2010. - №9.
3. Налоговая реформа. Теория и практика: Монография для магистров / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-Дана,2010.
4. Трофимова Л.В. Налоговая политика и налоговая система / Л.В. Трофимова // Форум права - 2010.-№1.-с.364-370.
5. Единый веб - портал органов исполнительной власти Украины [Электронный ресурс]. - способ доступа: http//www.kmu.gov.ua
Чамуров В.И.
Аспирант, Северо-Кавказский Федеральный университет РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА
Аннотация
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, хозяйствующими субъектами, а также органами государственной и муниципальной власти. Информационная функция играет ключевую роль в становлении и функционировании такого информационного общества, взаимодействуя, при этом, с другими функциями современного Российского государства.
Ключевые слова: информация, информационная функция, информационное общество, информационная сфера,
государственное регулирование.
Chamurov V. 1
Postgraduate student, The North-Caucasian Federal University
THE ROLE OF THE INFORMATION FUNCTION OF THE SYSTEM FEATURES OF THE MODERN RUSSIAN STATE
Abstract
The informational society is characterized by a high level of information and communication technologies development and their intensive use by citizens, managing subjects, state and municipal authority. Informational function plays the main role in the formation and functioning of such an informational society, which interacts with other functions of the modern Russian state.
Keywords: information, informational function, informational society, informational sphere, state regulation.
Современное Российское государство развивается в координатах многосторонних информационных взаимодействий. В условиях глубинных изменений экономической и социальной инфраструктур, первоочередной задачей государственного механизма становится оптимизация параметров информационного обеспечения российского общества, что служит связующей основой действенного функционирования экономики, политики, права, является залогом прогресса.
Информация - это единственный ресурс, который в ходе эволюции человеческого общества не только уменьшается, но и постоянно увеличивается. Информация существовала всегда. Однако, со второй половины XX-го столетия с развитием средств вычислительной техники, связи и телекоммуникации ее роль значительно возросла. Происходит становление информационного общества.
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государства.
Согласно многим приоритетам Российской Федерации в развитии информационного общества можно сделать вывод, что информационная функция Российского государства отражает эволюцию и динамику конкретных явлений и процессов, которые происходят, происходили или будут происходить в социальной действительности. Вне государственного информационного обеспечения многие общегуманитарные цели оказываются недостижимыми, остаются неразрешенными проблемы защиты прав и свобод граждан.
Информационная функция государства - это направление правового воздействия на общественные отношения, выражающееся в деятельности государства по упорядочиванию информационного потока, посредством которого осуществляется информирование субъектов права, а также деятельность государства по урегулированию информационных отношений, в организации управления обществом.
А.Н. Васенина утверждает, что информационная функция имеет в качестве конечного результата достижение одной из важнейших целей бытия государственной власти - управление информационной сферой общества. Сущность информационной функции заключается в создании и контроле информационного обмена (информационного рынка) внутри общества, определение параметров его внешних взаимодействий. Государство производит информацию и распространяет ее в дозируемых им объемах, что определяется характером соответствующего исторического периода и наличествующей властно-управленческой конъюнктуры. [1] 119
119
Решая вопрос о роли информационной функции в системе общих функций Российского государства, необходимо заметить, что в науке существуют споры по поводу того, принимать данную функцию в качестве новой или же традиционной для отечественного законодательства.
Так, Э.В. Талапина утверждает, что информационная функция государства появляется именно на современном этапе развития и является результатом широкомасштабного процесса глобальной информатизации, охватившей все сферы жизни общества: «...сегодня информация пронизывает все стадии деятельности государственных органов, поэтому в современных условиях можно говорить о выделении информационной функции государства.. ,».[2]
Ю.Т. Просвирин не согласен с данной точкой зрения и настаивает на том, что такая функция существовала всегда, что «с момента своего возникновения государство осуществляло сбор, хранение, обработку и распределение информации по различным направлениям деятельности: для принятия управленческих решений, проведения бюджетной, налоговой политики, осуществления разведывательной и контрразведывательной деятельности, охраны правопорядка и т.п.». Таким образом, информационная функция всегда существовала как функция государственных органов, то есть как реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.[3]
По нашему мнению, информационная функция Российского государства зародилась давно, еще с возникновением самого государства. Соответственно данная функция зародилась с возникновением отечественной государственности. Связано это с тем, что при управлении той или иной территорией, органы, в лице которых осуществляется государственная власть, безусловно, используют в своей деятельности такой важный институт как информация. В связи с этим и зарождаются первые, пусть и «сырые», свойства информационной функции. При этом, нельзя не согласиться с мнением, что скачок развития информационной функции начинается в XX веке, в веке, который принес миру новейшие цифровые технологии. Развитие данных информационных технологий планомерно перешло в век XXI. И не удивительно, что с развитием новейших информационных институтов, начинается глубокое и детальное изучение такой функции, как информационная.
Для анализа роли информационной функции, определения ее места и особенностей Ю.Т. Просвирин обоснованно предлагает сопоставить эту функцию с основными положениями, выработанными в общей теории государства и права. [4]
Эволюция основных функций, в том числе и информационной функции, может быть раскрыта через соотношение категорий «цель» - «задачи» - «функции»: в формировании определенной цели государства проявляется его социальное назначение, для ее достижения объективно необходимо решение конкретных задач, что, в свою очередь, обусловлено осуществлением соответствующих функций. [5]
Целью современного Российского государства является формирование демократического гражданского общества. В статье 7 Конституции Российской Федерации определено, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [6] Одним из таких условий является информатизация общества и государства.
В Конституции Российской Федерации содержится ряд статей, регулирующих эту сферу как прямо, так и косвенно. В Основном законе непосредственно закрепляются права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе личности и презумпции открытости информации (ст.ст. 23, 24, 29, 41, 42). Отношения в сфере информатизации, в области производства и применения новых информационных технологий Основной закон закрепляет косвенно, создавая предпосылки для такого регулирования в текущем законодательстве (ст. 15, 33, 45).
Главными целями Российского государства в сфере информатизации являются информационное обеспечение деятельности органов государства; информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства.
С точки зрения этих целей основные задачи государства в сфере информатизации состоят в построении единой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти и управления, правоохранительные органы, органы местного самоуправления; в обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации; в совершенствовании и защите отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в мировое информационное пространство.
На основе проведенного анализа можно утверждать, что информационная функция обладает всеми существенными признаками основных функций государства, выделяемыми в науке, а именно:
1. она непосредственно выражает и предметно конкретизирует сущность современного государства - демократического гражданского общества в информационном государстве; ее содержание учитывает групповые, национальные и частные интересы членов общества;
2. в ней реализуется разносторонняя практическая деятельность в сфере информатизации внутри страны и на международной арене;
3. рассматриваемая функция представляет собой уже устойчиво сложившееся основное направление деятельности государства по информатизации общества;
4. в информационной функции государства проявляется и присущая ему на современном этапе развития динамика социальноэкономических, политических, культурных и духовных преобразований в жизни информационного общества.
Довольно интересные идеи о роли информационной функции высказывают иностранные (европейские) теоретики. Нам бы хотелось привести пример одной из таких идей, а именно идею греческого ученного Лилиана Митру (AlXictv Мцхрои). Данная идея высказана им в работе под названием «То 5кшо ax^v Kowrovia хп; пXnpoфop^a;» («Право в информационном обществе»). В параграфе № 6 указанной работы, автор задается вопросом - Пою; роХо; уш то крахов Kai то 5кшо ахцу коттота хп; пXnpoфop^a;; (Какова роль государства и права в информационном обществе?). На указанный вопрос автор дает следующее разъяснение:
Н ко1УЮ\ш хп; пXnpoфop^a; ауа^РоХа «aXtanrovsi» Kai т>ж>рбЛХе1 as бокщата хо 5кшо ипо 5но sw^ns;: афеуо^ xrBsvxai as арфюР^тцап ха щл'хёХа парауюуц^ Kai sфappoyn; хи^ voplкюv Kavovrov Kai aфsхSpou (Kai as aхsvn auva^sia ps хо прюхо) apфlaPnтs^тal п povaSlк6хnхa хои SiKafcrn ro; рибрюхжо'б auaхnpaхo;. Оахоао п apфlaPnхnan aфopa Kuptax; тa psaa Kai n; SiaSiKams; napayroyq^ Kai sпlPoXn; хи^ Kavovrov. О; про; n; ap%s;, хо Slкaloкpaхlк6 Kai om^^pa^^ «napaSsiypa» Ssv aXXaZsi. ZхaSlaкa Slapopфюvsтal oпюaSцпoхs p^a vsa ysvia Slкalюpaхюv ps aфsхnp^a Kai anpsfo avaфopa; хц« пXпpoфop^a. Ta Slкalюpaтa awa 0a pпopoнaav va ^х^оркто^о^ as Sto ysviKs; кaхпyop^s;: a) aтa Slкalюpaтa ^capaa^ aтa хsxvoXoylкa psaa Kai ai^v пXпpoфop^a (Kai avх^aхlxa хо SiKatopa охщ' sпlкolvюvlaкц auppsTOxn) Kai P) тa Slкalюpaтa пpoaхaa^a; хп; пXnpoфop^a;. Аихр п хp^хп (Kai гах^ХХои; тSтapтп) ysvia Slкalюpaхюv кa0laхa Su^p Kai хauх6xpova opто0sхs^ хп Spaaп Kai auppsTOxn aх6pюv Kai поХию as pia кolvюv^a Kai as sva ^йто; пои Paa^Zovхal оХо Kai пsplaa6хspo aхnv пXпpoфop^a. Asv пpoхs^vovхal opro; Slкalюpaхa, apxS; Kai aZ^s; SlaфopsхlкS; aп6 aws; пои кuplapxoнv p sкфpaZovхal охп vsюхsplк6хnхa. Е^аХХои, Kai п ипо Slap6pфюan хp^хп ysvia Slкalюpaхюv avaфSpsтal as хsXsuхa^a avaXuaп an; кaхsu0uvхppls; apxS; Kai хa пpюхapxlкa Slкalюpaтa хп; аиухро\р; s^oOTa'iicp; auvхaypaхlкp; $1^^^^;, опто; п aipa хои о«0рюпои, п la6хпхa, п sXsu0sp^a avaпхuZп; хп; пpoaюпlк6хпхa; Kai ouppstoxh;. Н aп6Xauaп ха»у Slкalюpaхюv Kai п smхsuZп хп; sXsu0sp^a; Kai хп; SiKaTOamp; Ssv sivai aпoхSXsapa ^sap^ron) auхopaхlapoн,х6ao aхnv «пpaypaхlкp» кolvюv^a оао Kai -aк6pп Xly6хspo- otov кuPspv6xюpo. 'Ооо пpoфavp; sivai п ^ап кsplapx^a; Kai voplpoпo^пaп; хои SiKafcrn, sZ^aou avayкa^a пpoPaXXsl п avт^Spaaп хп; Svvopп; хй^п;. Ехп auvavтпaп ps хпv хsxvoXoylкp Kai кolvюvlкn sпavaaхaaп пои avхlпpoaюпsнsl о кuPspvoxюpo;, п Svvopп хй^П Ssv pпops^ -Kai ps avaфopa aхa ^anKa кa0pкovхa Ssv пpSпsl- va пspтоp^Zsхal as olкхlppoн; yia tov 120
120
nspiopiapo Kai rqv anroXsia SuvaxoTnxai; ефар^оул^ тои SiKafcrn r\ as suKaipiamui; vopoui;, smpspairovovxai; to sXXsippa (крапк^^)
puBpiaiporniai; Koivro\aa<; лXnpoфop^a<;. [7]
При переводе указанного выше греческого текста, мы понимаем, что автор пытается довести до читателя следующую идею:
информационное общество, необходимо понимать в двух смыслах: во-первых, оно ставит под вопрос модели производства и применения правовых норм, во-вторых (тесно связанное с первым) устанавливает уникальность права как системы регулирования. Однако вопрос, занимается главным образом средствами и процессами производства, а также введениями правил.
Формируется новое поколение права, началом которого является информация. Эти права могут быть разделены на две основные категории: а) права на доступ к технологическим ресурсам и информации (и соответственно право на коммуникативное участие) и б) зашиты прав информации. Поколение прав позволяет и одновременно определяет действие и участие людей и граждан в обществе, и государстве, которое все больше полагается на информацию. Но никто не предлагает иные права, принципы и ценности, которые отличались бы от тех, что доминируют и характерны современности. Кроме того и в конечном итоге, развитие прав третьего поколения относится к руководящим принципам и первоначальным правам современных европейских конституционных законодательств, такие как: значение человека, равенство, свобода развития личности и участия.
Осуществление прав и достижение свободы и справедливости не являются результатом (институциональной) автоматизации, сколько в «реальном» обществе, столько, и даже меньше, в киберпространстве. Насколько очевиден кризис суверенитета и легитимности права, настолько незаменимой, считается, реакция правовой системы. На встрече с технологической и социальной революцией, которую представляет киберпространство, правовая система не может, и со ссылкой на государственные задачи не должна быть ограничена, подтверждая дефицит (государственного) регулирования информационного общества. высказанной позиции греческого теоретика недвусмысленно можно понять, что информация несет огромную роль в жизни государства и права, однако государственное регулирование информационного общества на сегодняшний день является недостаточным (дефицитным), оно отстает от потребностей общества. В данном случае автор указывает о «дефиците» государственного регулирования в информационной сфере на уровне Европейского государства. По нашему мнению, о таком «дефиците» можно говорить и на уровне нашего государства. И действительно, несмотря на то, что Российское государство пытается активно работать в информационной среде, предпринимаемых мер регулирования явно недостаточно. Сложившееся информационное общество требует более активного и эффективного государственного регулирования.
В завершении настоящей статьи нам хотелось бы указать на то, что государство несет огромную роль в становлении, формировании и развитии информационного общества. В.М. Сырых указывает, что функции государства характеризуют его устойчивую предметно-практическую деятельность как внутри страны, так и на международной арене. Для государства такая деятельность рассматривается в качестве жизненно необходимой в силу социальных, политических, экономических и иных причин. Невыполнение им той или иной функции порождает негативные последствия, как для общества, так и для государства.[8] И действительно, указанную позицию можно в полной мере применить и к информационной функции государства. Так информация является важнейшим ресурсом как внутри российского государства, так и во внешней политике страны. Экономический потенциал информационной функции не вызывает сомнения. И как правильно заметил В.М. Сырых - невыполнение, в том числе информационной функции, безусловно, будет порождать негативные последствия, как для общества, так и для государства.
Литература
1. Васенина А.Н. Информационная функция современного российского государства. Дис... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2007. С. 33;
2. Талапина Э.В. К вопросу об информационной функции государства // Информационное общество. 2002. № 1. С. 21;
3. Просвирин Т.Ю. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном российском государстве. Дис. канд. юрид. наук. - Москва, 2002. С. 41;
4. Там же. С. 43-43;
5. Комаров С.А. Общая теория государства и прав. 6-е изд., доп. СПб. 2001. С. 74;
6. Конституция Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ». 26.01.2009. № 4. С. 445;
7. AEiav Mpxpou. To Stouo aTqv Komrora лXnpoфop^a<; / ЕКДОЕЕЕ ZAKKOYAA. A©HNA-©EZZAAONIKH. 2002. a. 63-
65;
8. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 5-е изд., стер. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. С. 28. 121
121