Научная статья на тему 'Электронное правосудие как инструмент развития информационной функции государства'

Электронное правосудие как инструмент развития информационной функции государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
945
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / ИНТЕРНЕТ-ПРАВОСУДИЕ / INFORMATION LAW / INFORMATION FUNCTION OF STATE / ELECTRONIC JUSTICE / INTERNET JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аносов Александр Владимирович

В статье рассмотрены основные вопросы взаимодействия информационной функции государства и электронного правосудия, а также выработаны направления развития электронного правосудия и информационной функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic justice as an instrument of development for information function of state

This article examines the main issues of interaction of the information function of the state and electronic justice, and worked out the direction of electronic justice and information function of the state.

Текст научной работы на тему «Электронное правосудие как инструмент развития информационной функции государства»

Аносов Александр Владимирович

аспирант кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского федерального университета _(тел.: 89064637833)

Электронное правосудие как инструмент развития информационной функции

государства

В статье рассмотрены основные вопросы взаимодействия информационной функции государства и электронного правосудия, а также выработаны направления развития электронного правосудия и информационной функции государства.

Ключевые слова: информационное право, информационная функция государства, электронное правосудие, интернет-правосудие.

A.V. Anosov, Post-graduate of a Chair of Administrative and Financial Law of North Caucasian Federal University; tel.: 89064637833.

Electronic justice as an instrument of development for information function of state

This article examines the main issues of interaction of the information function of the state and electronic justice, and worked out the direction of electronic justice and information function of the state.

Key words: information law, information function of state, electronic justice, internet justice.

В России в настоящее время учет мировых тенденций в области построения электронного правительства выражается в самых различных формах: путем организации акций интерактивного общения должностных лиц с гражданами, в виде подписания международных документов о развитии информационного общества, посредством создания информационных сайтов органов власти в Интернете, путем принятия долгосрочной программы развития отрасли, с помощью официального признания электронного документооборота между органами власти и гражданами (организациями) [1, с. 56-59]. Быстрое формирование информационно-телекоммуникационного прогресса и достигнутый уровень информатизации органов государственной власти Российской Федерации позволили ученым вывести новую функцию государства - информационную.

В информационной эпохе, которую переживает современное общество, важнейшая технология - сеть Интернет - коренным образом изменила способ коммуникации друг с другом. Наша жизнь оказалась в сильной зависимости от Интернета и основные виды экономической, общественной, политической и культурной деятельности в масштабах всей планеты в настоящее время структурируются посредством Интернета и вокруг него [2, с. 15-17]. Стремительное применение Интернета в про-

цессе обеспечения правосудия позволяет говорить сегодня о новом проекте в судебной системе - «электронное правосудие».

Для того чтобы понять, каким образом информационная функция государства соотносится с «электронным правосудием», необходимо провести исследование данных категорий. Следует сказать, что информационная функция государства в качестве самостоятельной функции стала существовать не так давно. Первое упоминание о ней можно встретить в работах А.Б. Венгерова, Н.А. Морозовой. Так, А.Б. Венгеров говорил об информационной функции государства как о четвертой власти - средств массовой информации, и расширил ее до информационного обслуживания (библиотечного, справочного, кодификационного), дополняемого «на современном этапе информатизацией на базе ЭВМ (компьютеризацией), что ведет к созданию в стране условий для сбора и обработки всех видов информации» [3, с. 72].

В процессе развития общества появились определенные факторы, которые привели к возрастанию роли информации, а следовательно, к более четкому выделению информационной функции государства. К таким факторам можно отнести: 1) формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной инте-

239

грации; повышение уровня доступности, распространения и использования информации, ее реальное обеспечение техническими средствами; 2) возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства; 3) становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций; производство информации в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения жизнедеятельности и развития общества во всех его частях и направлениях;

4) повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, увеличение роли квалификации работников, их профессионализма и способностей к творчеству;

5) усиление значимости проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства.

Речь идет о некоторой новой, информационной, стадии развития общества, которое может быть названо информационным обществом, где основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда - информационные технологии. Существующие общественные отношения во многом определяются именно этим обстоятельством. Соответственно, экономика общества ориентирована на производство, прежде всего, продуктов информационной и интеллектуальной деятельности, связанных с получением новой информации и новых знаний, и реализацией этих продуктов. А государственные структуры призваны решать задачи по созданию эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти [4, с. 45-47].

Основой для подготовки и уточнения док-тринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации, является «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

Значительным событием для реализации положений «Стратегии развития информаци-

онного общества в Российской Федерации» стало принятие Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ. Этот Закон впервые законодательно определил основные способы доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, включая доступ в электронном формате, и закрепил состав информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет (иными словами, законодательно был закреплен статус официальных сайтов органов власти как инструмента взаимодействия с населением). Закон закрепил процедуру подачи запроса о получении информации и ответа на него: требования к запросу о получении информации, сроки и порядок рассмотрения запроса, требования к ответу на запрос, основания для отказа в предоставлении информации.

Наряду с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», свой вклад в формирование правовой базы реализации Стратегии развития информационного общества в России внесли Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ, Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ и Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"» от 9 февраля 2009 г. № 10-ФЗ.

Отсутствие достаточной и своевременно предоставленной информации формирует особое состояние - информационную дискриминацию. Информационное неравенство ведет к неравенству социально-экономическому [5, с. 5053]. Так, постановлением Правительства РФ «О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы"» от 21 сентября 2006 г. № 583 акцент сделан на ряде проблем информационной открытости судопроизводства. В этой связи названная Федеральная программа нацелена на обеспечение открытости судебной власти путем принятия следующих мер: 1) формирование информационных ресурсов правовой базы и банков данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции; 2) обеспечение открытого доступа к правовой базе и указанным банкам данных при условии соблюдения необходимого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распро-

240

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2013 • № 1 (43)

странение информации; 3) учет общественного мнения в работе судов на основе регулярного общественного мониторинга качества работы судов.

В современном мире программы организации сетевого информационного взаимодействия граждан и организаций с органами правосудия получают значительную политическую поддержку. Таким образом, формирование «электронного правосудия» способствует осуществлению государством информационной функции. Это можно проследить на примерах реализации государством информационной функции и «электронного правосудия».

Так, информационная функция государства, будучи общей, по мнению Э.В. Талапиной, проявляется в действиях государственных органов власти всех трех ветвей и выделяет в этой связи следующие направления ее реализации: 1) создание информации (условно ее можно назвать первичной) - государство непосредственно создает нормативные акты, информация для которых берется, разумеется, извне; 2) сопровождение информации, имеющей государственное значение (прежде всего, это специализированные подфункции учета, контроля, мониторинга); 3) открытость органов государственной власти для граждан; 4) сбор, обработка, охрана и защита информации, необходимой для реализации функций государства; 5) учреждение специализированных структур в сфере информации и регулирование их деятельности - СМИ, ТВ, радио, печатная продукция, архивы, библиотеки, культура, образование (массовая информация и распространение знаний); 6) информационный обмен между органами государственной власти (внутри госаппарата); 7) использование информации во внутренних интересах государства (для выполнения всех других государственных функций); 8) переработка информации и создание новой (решения исполнительной власти, судебных органов) [6].

К основным направлениям развития «Электронного правосудия» можно отнести: 1) повышение управляемости и организации работы судебной системы; 2) информационную открытость и гласность судебных органов; 3) ускорение документооборота; 4) облегчение доступа к суду в условиях больших пространств России.

Проанализировав основные направления развития «Электронного правосудия», а также информационной функции государства, можно сделать однозначный вывод о том, что проект «Электронное правосудие» занимает одно из ведущих мест в системе мер по реализации государством информационной функции, являясь инструментом ее развития, и соотносится с ней как общее и частное. Прогрессивное развитие «Электронного правосудия» способствует укреплению уже сформировавшейся самостоятельной информационной функции государства.

1. Чеботарева А.А., Ермошина Р.А. Взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти в реализации информационной функции государства // Российская юстиция. 2010. № 12.

2. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004.

3. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М, 2001.

4. Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. № 3.

5. Ермошина Р.А. Совершенствование механизма реализации Российским государством информационной функции // Юридический мир. 2010. № 12.

6. Талапина Э.В. К вопросу об информационной функции государства: URL: www.emag.iis.ru

1. Chebotareva A.A., Ermoshina R.A. Interaction of legislative, execution and judicial powers in state informational function's realization // Russian Justice. 2010. № 12.

2. Kastels M. Internet Galaxy: thinking about Internet, business and society. Jekaterinburg, 2004.

3. Theory of state and law / ed. by V.K. Babaev. M., 2001.

4. Prosvirin Yu.G. Information function of state // Magazine of Russian law. 2002. № 3.

5. Ermoshina R.A. Improvement of realization of informational function by Russian state // Juridical world. 2010. № 12.

6. Talapina E.V. On question of information function of state: URL: www.emag.iis.ru

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.