THE MAIN TRENDS OF THE STATE MANAGEMENT IN THE SPHERE OF INFORMATION
Zavialov Andrey Ivanovich, Post-graduate Student, Chair of Fundamentals of Foreign Policy and Security of Russia, Faculty of International Relations, Nizhniy Novgorod State University,
Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
The article covers issues of increasing of information influence on modern Russian society and the necessity of state regulation in this area.
Keywords: information resources; information and telecommunications infrastructure; the state information policy.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УДК32.019.5
УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
В статье рассматриваются вопросы возрастания информационного влияния на современное российское общество и необходимость государственного регулирования в данной сфере.
Ключевые слова: информационные ресурсы; информационно-телекоммуникационная инфраструктура; государственная информационная политика.
Количество, качество и доступность информационных ресурсов (ИР) уже сейчас во многом определяют уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в первые десятилетия XXI века.
ИР России являются громадным по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим базы данных, электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п. Число зарегистрированных российских баз данных (без учета их тиражирования и модификации) на середину 2012 года превысило 3,3 тысяч. В стране более 150 тысяч библиотек объемом более 6650 млн единиц хранения, более 1 млн архивных фондов объемом более 2240 млн единиц хранения на различных носителях. Имеется более 30 информационных фондов органов НТИ федерального уровня, 69 региональных центров НТИ. Предоставляют услуги централизованные фонды правовой информации объемом более 2,6 млн экземпляров документов. В последнее время быстро растет количество российских сайтов Интернет. В целом потенциал ИР России уверенно занимает одно из ведущих мест в мире. Одним из важнейших показателей движения страны по пути к информационному обществу является степень использования информационных ресурсов для обеспечения потребностей общества. Именно по показателю доступности ресурсов потребителям Россия отстает от развитых стран мира.
Причины этого весьма разнообразны:
- коммерческие ресурсы слишком дороги для массового пользования;
- многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации;
- части электронных информационных ресурсов представлены в несовместимых оболочках;
- многие владельцы ресурсов не имеют возможностей для придания своим ресурсам товарной формы.
Исходя из всевозрастающей роли ИР в развитии страны основная цель государственной информационной политики (ГИП) по отношению к информационным ресурсам может быть сформулирована как создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях деятельности.
Государство должно располагать инструментом, позволяющим достоверно оценивать информационный капитал общества и на этой
© Завьялов А.И., 2013
ЗАВЬЯЛОВ Андрей Иванович,
аспирант, кафедра Основ внешней политики
и безопасности России,
факультет
Международных
отношений,
Нижегородский
государственный
университет,
Нижний Новгород [email protected]
1-Л
■ш-1
О
гч
EL.
VO
□
*
(1)
сЦ
С>
гл
■ он
\
141
142
основе осуществлять, регулирующие и контролирующие функции в социально-экономической сфере в целом и в сфере информационной деятельности, в частности.
Для России как страны с переходной экономикой чрезвычайно важным фактором завершения рыночных преобразований и обеспечения устойчивого развития является укрепление всех типов инфраструктур общественного производства. Особое место здесь занимает национальная информационно-телекоммуникационная инфраструктура (ИТИ), призванная обеспечить создание единого информационного пространства и как следствие эффективного единого социально-экономического пространства России как целостного федеративного государства, углубление процессов информационной и экономической интеграции стран СНГ, последовательное вхождение России в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру.
Россия сегодня не имеет достаточных средств и производственных возможностей для самостоятельного создания и развития национальной ИТИ и вынуждена привлекать для этого капиталы, технику и технологии развитых стран. Такая ситуация требует разработки ответственной государственной информационной политики, ориентированной на приоритетное развитие и защиту ИТИ страны в условиях широкого внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий.
Особого внимания заслуживает в этой связи развитие сектора информационной инфраструктуры, который должен обеспечивать предоставление различных информационных услуг потребителям, в первую очередь населению.
Государственное регулирование развития ИТИ должно осуществляться по следующим основным направлениям:
- бюджетное финансирование социально значимых информационных систем (здравоохранение, образование, трудоустройство, социальное обеспечение, беженцы, отдельные разделы законодательства), а также систем налоговой и таможенных служб, информационного обеспечения госорганов, выборов, правопорядка, системы предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями;
- создание экономических условий для поддержки отечественного производителя в развитии сектора предоставления различных информационных услуг населению, в том числе по формированию системы электронной торговли, информатизации быта и досуга;
- стимулирование (финансовое, налоговое и др.) создания и развития национальных корпоративных сетей и коммерческих систем, в том числе провайдеров, обеспечивающих доступ в Интернет и предоставляющих льготы пользователям из малообеспеченных групп населения, учащимся и студентам, детям;
- защита прав граждан на личную жизнь и на доступ к информации;
- реализация на основе положений ГИП концепций, программ и проектов развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей, а также разработка стандартов (согласованных с международными стандартами), обеспечивающих их создание и эксплуатацию [1, с. 28].
Формирование информационного пространства предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах деятельности и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Основными инструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационные технологии, технологии связи, системы и средства их обеспечения.
Условно будем называть этот комплекс технологиями информатизации и связи (ТИС) как совокупность программных, технических и организационно-экономических средств, объединенных структурно и функционально для решения той или иной задачи, для повышения эффективности функционирования социально-экономических объектов или структур, будь то производство, система государственного управления или рынок.
ТИС являются системообразующим элементом информационного пространства, определяющим уровень реального использования информации в качестве ресурса [2, с. 28].
При рассмотрении перспектив развития в России технологического компонента информационного пространства необходимо учитывать следующее:
- срок замены существующих технологий на новые, более эффективные постоянно сокращается и составляет сегодня 3-5 лет с тенденцией уменьшения до 2-3;
- ТИС являются наиболее динамично развивающимся компонентом информационного пространства;
- преимущественными темпами в мире развиваются различные сетевые технологии, т.е. ориентированные на постоянное использование и работу пользователя в компьютерных сетях, и технологии интеграции отдельных устройств и технологий в единый функциональный комплекс (технологии открытых систем);
- отечественный рынок ТИС захвачен продукцией мировых зарубежных производителей, в большинстве американских; реально можно говорить только о перспективе появления на рынке отечественных прикладных, наукоемких обеспечивающих ТИС;
- российский рынок ТИС ориентирован исключительно на технические средства зарубежного производства, что приводит к снижению общей доли отечественных разработок информационных технологий по отношению к количеству адаптируемых зарубежных [2, с. 34].
Основными направлениями политики в этой области должны быть:
- селективная государственная поддержка приоритетных отечественных ТИС;
- открытое конкурсное размещение госзаказов на новые ТИС при гарантиях госзакупок и открытый конкурсный отбор ТИС при реализации государственных проектов информатизации;
- поддержка перспективных научных исследований в области создания отечественных ТИС;
- стимулирование использования ТИС отечественной разработки при их конкурентоспособности в различных финансируемых из госбюджета проектах и программах информатизации государственных объектов;
- широкое использование передовых зарубежных ТИС [2, с. 38].
Первоочередными мероприятиями для реализации указанных направлений ГИП должны быть:
- разработка и принятие системы критериев отбора ТИС, которым должна быть оказана государством селективная поддержка;
- разработка и реализация системы проведения открытых конкурсов на ТИС, которые необходимо использовать в финансируемых государством проектах и программах;
- выделение перспективных научных разработок в области ТИС и обеспечение их бюджетного финансирования;
- определение мер и процедур внебюджетного стимулирования отечественных разработчиков и производителей конкурентоспособных ТИС [2, с. 42].
Отдельно должны быть рассмотрены мероприятия ГИП по отношению к так называемым двойным технологиям, т.е. информационно-телекоммуникационным технологиям и технологиям связи, которые применяются как в гражданских, так и в военных системах.
Развитие информационного пространства требует наличия в стране необходимого научно-производственного потенциала. Этотребование вытекает из высокой наукоемкости всех технологических составляющих, образующих информационное пространство и обеспечивающих его эффективное функционирование.
Научно-технический и производственный потенциал включает в себя:
- научные учреждения Российской академии науки различных ведомств;
- государственные и негосударственные организации и предприятия, разрабатывающие элементы, блоки и устройства, программное обеспечение и осуществляющие проектирование технических средств информатизации;
- предприятия-производители техники;
- систему эксплуатационной поддержки функционирования техники и каналов связи [3, с. 28].
Основная цель ГИП по отношению к научнотехническому потенциалу - оказание (в различ-
ных формах) государственной поддержки развитию отечественных организаций и предприятий, обеспечивающих технологическую независимость формирования информационной среды России.
В настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг (далее - информационный рынок) является одним из наиболее динамичных секторов российского рынка. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Однако российский информационный рынок имеет свои особенности, существенно отличающие его от зарубежных.
Первая и основная особенность российского информационного рынка - это то, что государство пока еще играет на нем пассивную роль. Оно практически никак не занимается его регулированием ни организационно, ни экономически. Это не позволяет решать основную задачу государства в рыночной экономике -обеспечивать стабильность национального рынка при приоритете на нем отечественного производителя.
Вторая особенность - неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка по традиции идет от центра к регионам.
Третья особенность - государство на рынке выступает в качестве основного потребителя, в то же время сектор домашнего потребления информационных продуктов и услуг развит недостаточно.
Слабость правового регулирования информационного рынка также накладывает серьезные ограничения на его развитие.
Все эти особенности позволяют сформулировать основную цель ГИП по отношению к российскому информационному рынку - создание и эффективное применение такой нормативной правовой базы, которая, с одной стороны, обеспечивала бы стабильность рынка и его ориентацию на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой - обеспечивала бы преференцию на рынке отечественного производителя информационных технологий, средств, продуктов и услуг.
Инвестиционная, таможенная и налоговая политики государства способны в значительной степени стимулировать развитие российского рынка средств вычислительной техники (СВТ) и ПО. Снижение таможенных тарифов на зарубежные комплектующие и увеличение тарифов на готовые зарубежные изделия СВТ позволит стимулировать отечественных производителей.
1-Л
■ш-1
О
ГЧ
Д_
-vO
□
*
Q)
сЦ
С>
гл
■ он
143
144
Исходя из вышесказанного, основные направления ГИП по отношению к российскому информационномурынку должны обеспечивать:
- разработку и действенность нормативных-правовых положений, регулирующих поведение участников рынка и возможность государства ориентировать его на первоочередное удовлетворение потребностей общества и государства;
- выработку и проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к отечественным производителям;
- повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции путем проведения открытых конкурсов на выполнение государственных заказов, сертификации продукции и лицензирования отечественных производителей;
- продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов на мировой информационный рынок [3, с. 77].
Государственная информационная политика в части развития массовой домашней компьютеризации должна быть направлена на:
- создание экономических условий, способствующих развитию сектора информационных услуг, ориентированных на использование домашних компьютеров;
- дальнейшее развитие различного типа информационных и телекоммуникационных сетей с целью доведения их до домашнего потребителя в большинстве регионов России;
- ориентацию государственных и общественных социальных служб на возможности использования домашних компьютеров в информационном и информационно-справочном обслуживании населения;
- государственную поддержку отечественных производителей информационных средств, продуктов и услуг для домашней компьютеризации [3, с. 92].
В качестве первоочередного мероприятия по реализации этих направлений следует разработать соответствующую государственную программу.
Переход к информационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни. В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию главных технологических компонентов информационной среды (системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий) на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство и распространение информации.
Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и пра-
вовому государству, политический плюрализм, порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обуславливаетосо-бую роль СМИ в жизни общества. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ, как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и информировании власти и общества о жизни общества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором.Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей.
В настоящее время не решены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов, с правовой охраной личной тайны в СМИ, защитой гражданина и общества отложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур.
Решение этих проблем может быть найдено только в рамках ГИП, прямо ориентированной на открытое демократической развитие российского общества и государства.
Важной является также проблема информирования населения о деятельности органов власти и управления. Необходимо обеспечение доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, правовых актах и нормах, регулирующих общественную и частную жизнь граждан. Ситуация осложняется процессом коммерциализации сферы социально-информационных услуг. Следует решить вопрос о специальных информационных центрах, выступающих посредниками между властными структурами и населением.
Нельзя забывать, что СМИ есть не только объект информационной политики, но и активный субъект ее. Это инструмент не только государственного, а еще в большей степени общественного воздействия на массовое сознание, инструмент формирования общественного мнения. Идеи тонкого правового регулирования всей системы электронных и печатных СМИ должны быть тщательно согласованы с действующим и вновь принимаемым законодательством в этой области. Весьма важным являет-
ся поиск баланса между государственным и общественным регулированием деятельности СМИ. При этом необходимо более четко проводить линию на обеспечение подлинно демократического развития нашего общества и государства в направлении открытого информационного общества [4, с. 128].
На основе перечисленных концептуальных положений и с учетом накопленного в этой области опыта в качестве первоочередных мероприятий ГИП необходимо:
- разработать долгосрочную стратегию государства в отношении СМИ и провести ее широкое общественное обсуждение;
- скорректировать существующее законодательство, регулирующее деятельность СМИ и их отношения с государством и обществом.
Примечания:
1. Варакута С.А., Егоров Ю. Н.; Связи с общественностью. - М., 2011.
2. Панарин И.Н. Информационная политика и геополитика / И.Н. Панарин.-М., 2009.
3. Панарин И.Н. Технология информационной стратегии /И.Н. Панарин.- М.: КСП+, 2012. — 320 с.
4. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. - 2-е издание. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. - 344 с.
PECULIARITIES OF AN EARLY EUROPEAN JOURNAL PERIODICAL PRESS SYSTEM Karapetova Irina Nikolaevna, Senior Lector, Chair of European Languages, Institute of International Relations, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk E-mail: [email protected]
This article covers the problem of forming the early system of European periodical press, which is primarily connected with technological and ideological issues.
Keywords: journals; informational; press; intellectual; to publish; literary; scientist; research; field study; censorship; forerunner.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖУРНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ
В статье проанализированы основные особенности формирования системы ранней европейской журнальной периодики, связанные с целым рядом обстоятельств как технологического, так и идеологического свойства.
Ключевые слова: журналы; информационный; пресса; интеллектуальный; публиковать; литературный; исследование; сфера исследования; цензура; предшественник.
Специфика формирования системы журнальной периодики связана с целым рядом обстоятельств кактехнологического, так и идеологического свойства.
"Условия появления первых европейских журналов в первую очередь определялась созданием в XVII веке интеллектуальной среды, вошедшей в историю под названием "La Republique des Lettres" ("Республика литераторов" или "Республика учёных"). Это понятие отразило новую форму общения европейских интеллектуалов, ориентированных на антисхоластические методы познания, - интернациональное "братство литераторов", объединённых задачей поиска истины в "невидимые колледжи", свободные от теологических догм". [1]
В связи с относительно быстрым ростом информационной среды журналы к концу семнадцатого столетия стали отвоевывать свою нишу в медиапространстве, первоначально по популярности уступая книгам и газетам.
Прообразом первого европейского журнала стал немецкий "Erbauliche Monaths-Unterredungen" ("Назидательные ежемесячные беседы"), который стал издавать в 1663 году в Гамбурге Иоганн Рист [2] - почти забытый литератор, но в свое время занимавший почетное место в истории немецкой культуры.
Иоганн Рист (Johann Rist, 1607-1667) гармонично сочетал в своей жизни церковную деятельность (был лютеранским священником) и деятельность поэтическую. Вокруг него группировались литератур-
УДК 352.075:004
© Карапетова И.Н., 2013
КАРАПЕТОВА Ирина Николаевна,
преподаватель,
кафедра Европейских
языков, Институт
международных
отношений,
Пятигорский
государственный
лингвистический
университет,
Пятигорск
a vrora0503@m ail. ru
r^T
О
IN
CL
\D
©
СИ
■
145