А.Д. Желонкин
ФУНКЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В статье исследуются функции современного Российского государства, в частности функции обеспечения информационного развития общества. Анализируются цели и задачи рассматриваемой функции, виды информации; определяется влияние, какое она оказывает на общественную жизнь.
Ключевые слова: функция, цели, задачи, информационная борьба, информация, информационное развитие, информационная безопасность, система функций Российского государства.
A.D. Zhelonkin
THE FUNCTION PROVIDING THE INFORMATION SOCIETY DEVELOPMENT AND INFORMATION SECURITY IN THE SYSTEM OF FUNCTIONS OF THE RUSSIAN STATE
The article investigates the functions of the modern Russian state namely the function providing the development of the information society. The author analyses goals and tasks of the function, types of information and what influence it has on social life.
Keywords: function, goals, tasks, information warfare, information, informational development, informational security, the system of functions of the Russian State.
В современном обществе информация стала результатом и определяющим фактором, ускоряющим процессы глобализации и интернационализации. Она пронизывает все стадии деятельности государственных органов, служит базой для развития информационных технологий. В связи с этим считаем необходимым выделить функцию обеспечения информационного развития общества и информационной безопасности Российского государства в качестве самостоятельной, основным способом выполнения которой будет являться формирование и передача доступной для восприятия, правдивой информации.
Практически каждый день в мире, на территории определенного государства происходят какие-либо события, освещением которых занимаются средства массовой информации. От того, насколько объективна и достоверна будет предоставляемая информация, зависит то, какое информационное влияние она окажет на получателей, как он будет на нее реагировать. Государство, общество — явления сложные и для их нормального взаимодействия очень важен обмен информацией, касающейся политических, экономических, социальных, культурных и иных сторон их жизнедеятельности. От своевременности передачи, получения информации зависит, насколько быстро будет развиваться государство, общество. Функция обеспечения информационного развития общества и информационной безопасности осуществляется всем государственным механизмом,
© Желонкин Антон Дмитриевич, 2016
Аспирант кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
доказательством чего служит активно реализуемая в России и мире концепция «электронного государства», суть которой заключается в активном использовании всеми государственными органами в своей повседневной деятельности информационных технологий. Такая открытость деятельности государства повышает доверие общества к нему.
Соответственно, функция обеспечения информационного развития общества и информационной безопасности способствует развитию науки и совершенствованию практики, а также является важнейшим средством предотвращения и устранения последствий социальных и технологических катастроф.
В каждой функции можно выделить цель и соответствующие задачи по ее достижению. Стратегической целью функции будет выступать информатизация общества. Тактическими целями будут являться создание и поддержание единого информационного пространства на всей территории Российской Федерации, обеспечение свободного доступа к информации различного вида, ее достоверности.
Задачами могли бы быть оценка состояния экономики в сложившихся условиях кризиса; учет количества безработных; наблюдение за состоянием окружающей природной среды, целостностью памятников истории и культуры, сохранность их конструкции, предметов и документов музеев, библиотек, условий их хранения и доступа к ним.
На информации основана деятельность законодательной власти — принятию законов предшествует сбор и обработка информации (социальной, экономической, политической), сам текст закона есть правовая информация, которую государство официально распространяет. Но более показательно и масштабно е функция обеспечения информационного развития общества и информационной и безопасности государства проявляется в деятельности органов исполнительной п власти. Государство регистрирует субъектов экономической деятельности (на- о логоплательщиков, юридических лиц), объекты права (землю, иное недвижимое к имущество), отдельные виды продукции, параметры (показатели экономиче- о
п
ской эффективности деятельности федеральных государственных унитарных | предприятий), правоустанавливающие документы и сведения из них (уставы в
« н
федеральных государственных унитарных предприятий и сведения из них), но лицензии. Регистрации подлежат и нормативные акты федеральных органов ю
Т5
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. |
Для прогнозирования большое значение имела бы другая составляющая к
вновь созданной функции обеспечения информационного развития общества и а
информационной безопасности — мониторинг, который может осуществляться |
в экономических целях, а также в политических и социальных. Таковы всеоб- и
щая перепись населения, запись актов гражданского состояния и пр. Поэтому №
мониторинг был бы одним из возможных этапов и способов контроля. 1
Информационная деятельность органов государственной власти предписыва- )
ется нормативными актами различных уровней. Так, федеральными законами б предусматривается регистрация недвижимого имущества, юридических лиц. Некоторые виды сбора и регистрации данных определены в положениях о конкретных видах органов исполнительной власти. Что же касается непосредственных информационных функций, выполняемых в самых различных областях в виде регистрации, учета, мониторинга и т.п., то под теми или иными наименованиями
они присутствуют практически в каждом положении об органе исполнительной 151
власти. Например, в ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 6 июля 2016 г.)1 говорится об открытости информации в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободном доступе к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Одной из очевидных форм существования функции обеспечения информационного развития общества и информационной безопасности является освещение деятельности органов власти в средствах массовой информации. Это чрезвычайно важный аспект, т.к. известно, что средства массовой информации — это четвертая власть в государстве, следовательно, на наш взгляд, деление власти на три ветви необходимо переработать. Считаем, что четвертым составляющим могли бы стать СМИ, поскольку мы можем говорить о них как о самостоятельном субъекте, с помощью которого данная власть осуществляется. На территории Российского Федерации действует Указ Президента РФ от 18 июня 2012 г. № 874 «Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2014 г.)2, согласно которому Управление предоставляет средствам массовой информации сведения о деятельности Президента РФ, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием; оперативно информирует Президента РФ о позиции средств массовой информации в отношении деятельности главы государства, об отзывах на нее в средствах массовой информации; организует и обеспечивает взаимодействие Президента РФ и средств массовой информации; освещает деятельность Президента РФ в информационного телекоммуникационной сети «Интернет» и т.д. Помимо предоставления, государ? ство может получать и запрашивать необходимую информацию. Следовательно, 3 можно предположить, что СМИ самостоятельны и относительно независимы от | законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Как и другие ветви I власти, СМИ осуществляют в той или иной степени государственный контроль за | информацией. Мы также можем говорить и о самостоятельном предмете ведения ! как на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, так и региональном.
§ Освещение деятельности главы государства, законодательных, исполнительных,
ф
| судебных органов и будет, на наш взгляд, тем сдерживающим, уравновешиваю-| щим моментом, который не будет допускать нарушения ни Конституции РФ, ни иных законов. Если мы говорим о разделении властей, которые в нашей стране | закреплены в Конституции РФ, и о включении в нее новой составляющей, то, со-| ответственно, правовой основой действенности таких изменений будет являться внесение необходимых поправок в текст Основного Закона страны.
Из сказанного можно сделать вывод, что роль функции обеспечения ин-ё формационного развития общества и информационной безопасности в системе § современных функций Российского государства будет состоять в определении | приоритетов, задач и выборе механизмов их достижения, а также в оценке ре-| зультативности вышеупомянутых действий на основе собранных и обработанных данных.
Полагаем, что проблемы, которые могли бы встретиться в данной функции, были бы связаны с трудностями регулирования вопроса обмена информацией, предположим, между государственными органами, ведомствами. Решением могло бы быть законодательное закрепление на федеральном уровне соответ-152 ствующих правил такого процесса. К примеру, Президент мог бы издать указ
«О правилах ведомственного взаимодействия по сбору и обмену информацией», в котором предусматривался бы единый для всех ведомств порядок получения, передачи и обмена информацией путем использования всех доступных телекоммуникационных сетей в определенные сроки. Возникают и ситуации, когда граждане не могут получить интересующую их информацию, что может быть связано с неправомерными действиями (утаивание, укрывание информации). В данном случае контроль за деятельностью соответствующих органов мог бы устранить проблему. В связи с этим предлагаем создание специализированного (к примеру административного) органа, обладающего правом проверки и установления достоверности указанных фактов с последующим наложением и применением ответственности без участия судебного органа.
Вполне очевидным является и использование информации, чаще всего ложной для достижения политических, экономических, военных или иных целей, путем воздействия на население, правительство. Как правило при информационном противостоянии распространяемая информация специально отбирается и подготавливается. Такие целенаправленные действия наносят ущерб в первую очередь информационным процессам и информационным системам одной из противоборствующих сторон при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.
При информационной борьбе используются различные средства: прямая ложь, подачи информации с истинным содержанием, повторения необходимой информации, для заострения общественного внимания, чередование ложной и истинной информации, блокирование распространения нежелательной информации, недопущение ее интерпретации, особенно спорной информации. При е этом сведения корректируются таким образом, чтобы «обелить» информацию и одной стороны и «очернить» противоположную. а
С сегодняшним развитием информационных технологий информационная о война стала наиболее опасна, поскольку осуществляется посредством сети Ин- к тернет. Методами информационной войны является распространение дезинфор- о
с
мации или представление информации в выгодном для одной стороны свете что а в перспективе должно обеспечить переход на сторону ведущего информационное в
е
воздействие. но
Современным ярким примером информационной борьбы является украинский ю
Т5
кризис, когда украинские СМИ обвиняют российские СМИ во лжи и подтасовке и
фактов во время выпусков новостей, в ходе которых сообщается непроверенная к
информация со ссылкой на неназванные источники в государственных органах а (вброс) или на пристрастных очевидцев событий (слух). В результате вещание е
ряда каналов было запрещено на территории Украины. Но, помимо России и и
Украины, в информационную войну вступили США, Великобритания, Германия № и ряд других государств, что повлекло за собой введение санкций, падение курса 1
рубля, исключение из состава Европейского союза, запреты на въезд на терри- ) торию Российской Федерации некоторых иностранных граждан и аналогичные 6 запреты на выезд российских граждан за границу и пр. Кроме экономической сферы, воздействию подверглась и социальная (общее снижение благосостояния населения). В результате многие страны Запада и межгосударственные организации оказались насильно втянутыми в информационное противоборство.
Таким образом, очевидно, что информационная борьба ведется как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Используется огромный 153
спектр средств, как информационных, так и политических, экономических и др. Очевидным является обеспечение информационной безопасности страны, в результате чего у государства актуализировалась функция обеспечения информационного развития общества и информационной безопасности.
Вместе с тем информация — не только средство войны, а, прежде всего, это важное средство демократизации гражданского общества, улучшение порядка управления (на уровне правительства, регулирования цен на товары, регистрации организаций, объединений, также упрощение платы платежей с помощью Интернет), борьбы с бюрократизмом и коррупцией.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3448; 2016. № 28, ст. 4558.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 26, ст. 3497; 2014. № 30, ч. I, ст. 4286.