Научная статья на тему 'Структура и содержание информационной функции российского государства на современном этапе развития'

Структура и содержание информационной функции российского государства на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
973
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куфтин Н. Н.

Статья посвящена раскрытию структуры и содержания информационной функции Российской Федерации. Структурный анализ государственно-правовых явлений, в том числе и информационной функции государства, позволяет более успешно познать и объяснить их природу, сущность и специфику. Исследование структуры информационной функции полезно не только в научно-теоретическом, но и в практическом отношении, поскольку позволяет избежать излишней абстрактности при ее исследовании и характеристике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание информационной функции российского государства на современном этапе развития»

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Куфтин Н.Н., соискатель, начальник правового отдела Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Приволжскому федеральному округу, полковник юстиции

ВГАВТ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Статья посвящена раскрытию структуры и содержания информационной функции Российской Федерации. Структурный анализ государственно-правовых явлений, в том числе и информационной функции государства, позволяет более успешно познать и объяснить их природу, сущность и специфику. Исследование структуры информационной функции полезно не только в научнотеоретическом, но и в практическом отношении, поскольку позволяет избежать излишней абстрактности при ее исследовании и характеристике.

Любые преобразования в обществе, а также в сфере государственно-правового строительства всегда проводились при наличии определенной информационной основы. Опыт России показывает, что при проведении реформ в нашем обществе зачастую отсутствовала какая-либо осознанная программа. В силу этой и других причин в обществе накопилось достаточно много проблем, а где-то

- и прямых ошибок, допущенных в области реформирования государства и его основных институтов. Попытка построить общество путём заимствования готовых рецептов в других странах не оправдалась. Поэтому в современный период для укрепления российской государственности необходимо выработать адекватную государственную информационную политику, которая придавала бы осмысленный ход проводимым преобразованиям.

Вступление России на путь демократического строительства, принятие Конституции 1993 года дали определенный импульс для выработки принципиально новой политики в информационной сфере, основанной на уважении прав человека, господстве закона во всех сферах общественной и государственной жизни, взаимной ответственности государства и личности. «Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе техни-

ческого прогресса эта зависимость будет возрас-тать»1.

Принятие руководителями восьми ведущих стран мира 22 июля 2000 года в Японии «Окинавской хартии глобального информационного общества» подтвердило мнение ученых о вступлении мировой цивилизации в период своего развития, получившего название - информационного обще-ства2.

Информационная функция в том или ином объеме выполняется любым государством на любом этапе исторического развития. «На функции государства воздействуют...процессы информатизации общества, - пишет С.В. Поленина, - создание общепланетарного информационного пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и , наконец, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать против незаконных, несправедливых решений»3.

Структурный анализ государственноправовых явлений, в том числе и информационной функции государства, позволяет более успешно познать и объяснить их природу, сущность и специфику. Исследование структуры информационной функции полезно не только в научнотеоретическом, но и в практическом отношении, поскольку позволяет избежать излишней абстрактности при ее исследовании и характеристике.

В юридической литературе существуют различные варианты толкования понятия структуры. Как отмечает профессор ДА. Керимов, «основным признаком структуры является то, что она есть внутренняя форма («форма рефлектированная вовнутрь себя») определенного объекта. В силу этого структура, во-первых, не может иметь самостоятельного существования вне того объекта, содержание которого ею, определенным образом цементируется, организуется, упорядочивается, и, во-вторых, характер ее построения и изменения непосредственно зависит от природы и закономерностей развития данного объекта»4.

Подобно таким парным категориям философии как «явление и сущность», «форма и содержание», «целое и часть» и др., категория «структура» имеет категорию «элемент» в качестве своей пары и не может рассматриваться изолированно от нее. Структура и элементы не могут существовать вне

1 Доктрина информационной безопасности, Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 года № Пр-1895 / / Российская газета от 28 сентября 2000г.

2 http://www.iis.ru/events/okinawa/charter.ru.html

3 Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999. М., 2004. С. 72.

4Керимов ДА. Методология права (предмет, функции, про-

блемы философии права). М, 2001. С. 189.

друг друга. Элементы структуры являются не простыми частями собранными воедино и не выполняющими никакой нагрузки. Напротив, каждый элемент структуры выполняет конкретную роль в ней, и лишился бы свойства элемента, превратившись в механическую приставку или дополнение к этой структуре5.

Будучи тесно связанными с государством - явлением сложным по своей структуре, функции государства (в том числе и рассматриваемая нами - информационная) являются не менее сложным образованием, имеющим собственную структуру. При этом структура функций государства и структура самого государства категории взаимозависимые. Рассматривая структуру нормы права, профессор С.С. Алексеев отмечает, что анализ структуры правовых явлений на всех уровнях, основанный на единых началах, предполагает также наличие взаимозависимости между структурами разных уровней6.

Следует согласиться с мнением А.П. Глебова, утверждающего, что «понятия «структура функции», «элемент структуры функции», «связи элементов структуры функции», предложенные применительно к функции государства более четверти века назад, «прижились» в теории государства и права, пополнили понятийный аппарат функционального метода исследования государственных и правовых явлений. Эти понятия оказались пригодными для познания сложной природы, структуры внутренней противоречивости функций государства...»7.

Постановка вопроса о структуре информационной функции вполне обоснована, поскольку едва ли найдется функция государства аналогичная по своей сложности и собирательному характеру. Кроме того, следует учесть, что в свою очередь, информационная функция не является самодостаточным и обособленным явлением, напротив, она в соотношении с иными функциями государства также составляет систему и является ее элементом. Следует обратить внимание и на то, что сложность и собирательный характер информационной функции в известной степени затрудняет, но не устраняет необходимости проведения ее структурного анализа и выявления организации ее содержания. Это обстоятельство не исключает безупречности предлагаемой ниже теоретической конструкции.

В качестве элементов информационной функции в настоящем исследовании будут рассмотрены, прежде всего, ее подфункции, поскольку она является основной, главной, а это утверждение в свою очередь свидетельствует о том, что она выступает качественной совокупностью относительно самостоятельных направ-

5 Там же. С. 196.

6 Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. П. М., 1982. С. 53.

7 Глебов АЛ. Сущностно-субстанциональный и функциональный подходы в исследовании государственных и правовых явлений // Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко М, 2001. С. 161.

лений информационной деятельности российского государства..

В качестве критерия при обособлении подфункций в структуре информационной функции целесообразно избрать наиболее приоритетные информационные задачи и сферы (участки) информационной деятельности государства.

Сравнительно недавно Л. А. Морозова поставила этот вопрос и констатировала, что «на функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства»8. Она отметила информационную функцию в качестве основной функции государства. Однако подробного развития этот тезис не получил.

А. Б. Венгеров также выделил информационную функцию государства, «которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации» и расширил ее до информационного обслуживания (библиотечного, справочного, кодификационного), дополняемого «на современном этапе информатизацией на базе ЭВМ {компьютеризацией), что ведет к созданию в стране условий для сбора и обработки всех видов информации»9.

Весьма интересным и обоснованным представляется мнение Э.В. Талапиной считающей, что: «Сегодня можно вести речь о появлении условий для выделения и оформления специальной информационной функции государства»10.

Наиболее объективно к данному вопросу подошел Ю.Г. Просвирин указывающий «информационная функция государства - это основное направление его деятельности по развитию информационной сферы России, которое охватывает всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех её видах - экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п.»11.

Для определения задач решаемых в информационной сфере следует обратиться к Доктрине информационной безопасности12и ежегодным посланиям Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Анализ этих источников позволяет сделать некоторое обобщение и предложить собственную модель основных задач, решаемых в процессе реализации информационной функции государства, а именно:

8 Теория государства и права/ под ред В.К. Бабаева. М.,2001. С.72.

9 Вернеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000. С.152-153,239.

10 http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf

11 См: Просвирин Ю.Г. Информационная функция государства/ Журнал российского права №3. 2002.С.34.

12 Доктрина информационной безопасности, Утверждена Пре-

зидентом РФ 9 сентября 2000 года № Пр-1895 /Российская

газета. 2000. 28 сентября.

- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею13;

- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам14;

- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

- защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

Как видим, многие из задач носят комплексный характер и зависят от реализации их системы. В этой связи, считаем возможным выделить следующие подфункции в структуре информационной функции российского государства, принимая во внимание содержание основных информационных задач на современном этапе:

- создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России. По данным Министерства информационных технологий и связи, на I января 2007 года в России Интернетом постоянно пользовалось 25 миллионов человек по сравнению с 22 миллионами в 2006 году15. Это каждый шестой житель нашей страны, а в Москве -

13 «Полагаю, что мы прежде всего должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это - важнейший политический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справедливости.

В этой связи определенные надежды возлагаю на обсуждающийся сейчас законопроект об информационной открытости государственных органов. Важно, чтобы он был принят как можно быстрее. Его реализация позволит гражданам получать больше объективной информации о деятельности государственного аппарата, поможет им защитить свои интересы» - говорится в Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г./Российская газета от 26 апреля 2005 г.

14 В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. указано, что «.Благотворное воздействие на развитие демократических институтов и процедур оказывает и стремительное расширение национального информационного пространства»../ Российская газета от 27 апреля 2007 г.

15 Ь|Нр:Лм\«\«.ро!К.ги/

каждый второй, и это количество растет ежедневно. В рамках национального проекта «Образование» к сети Интернет подключено 28741 образовательное учреждение РФ (по состоянию на 1 апреля 2007 г,)16. До конца 2007 года планируется подключить к сети Интернет большинство образовательных учреждений.

Влияние информационных технологий на многообразные общественные процессы трудно переоценить. Постоянно возрастает скорость внедрения достижений информационного прогресса в деятельность как общества, так и государства, что приводит к тому, что постепенно часть общественных отношений приобретает новую форму - электронную. В последние годы многие государства, в том числе и Российская Федерация, ставят приоритетной задачей своего развития переход к электронным формам управления, которые необходимы в информационном обществе. Постепенно в России создается «электронное государство», основным инструментарием которого становятся современные информационные технологии17. Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что в России создание новейших технологий в области связи и информатизации - одно из важнейших стратегических направлений политики государства18.

- формирование и защита информационных ресурсов. В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами19. В свете положений данного закона министерствами и ведомствами изданы свои правовые акты20.

16 Официальный портал федеральной целевой программы «Электронная Россия» http:/www/e-rus.ru/site.shtml_10&n_id=9873

17 Электронное государство - способ осуществления инфор-

мационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании информационно-

коммуникационных систем. Электронное государство подразумевает поддержку при помощи информационнокоммуникационных технологий деятельности как исполнительной власти («электронное правительство»), так и парламентских («электронный парламент») и судебных органов («электронное правосудие») //

http://eeg.elrussia.ru/index.php/Электронное государство

18 Официальный сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru/text/news/2003/05/44261

19 Российская газета от 29 июля 2006 г.

20 См: напр. Приказ Федерального казначейства от 6 марта 2007 г. N 2н "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов"/Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 мая 2007 г. № 19; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 декабря 2006 г. N 892 "Об утверждении Правил ведения федерального регистра лиц, имеющих право на до-

- обеспечение единства государственных стандартов, их соответствие международным рекомендациям и требованиям. Эти положения закреплены в ст.ст. 13 и 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

- разработка и осуществление единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации. Государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научнотехнических библиотек и организаций - юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

Целью создания государственной системы научно-технической информации является обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационных продукции и услуг21.

- государственная поддержка проектов информатизации. Все эти действия направлены на обеспечение единой государственной политики в области информатизации и на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на информацию22.

Таким образом, информационная функция государства - это основное направление нормативно-регламентированной и организационно-

обеспеченной деятельности государства в информационной сфере.

В этой связи, следует не согласиться с мнением Р.Х. Макуева, считающего, что «информационные потоки и механизм их упорядочения занимают в жизни общества важное место и приобретают всевозрастающее значение. Однако это не означает, что информационное обеспечение - одно из самостоятельных направлений деятельности. Также необходимо учитывать и то, что информационное обеспечение -необходимый компонент каждой функции государства, составная часть принятия управленческих решений и т.д. Все это дает основание говорить об инфор-

мации не как о функции, а как об элементе любого социального образования, структуры»23.

В заключение отметим, что рассмотрение структуры информационной функции и выделение в ее составе рассмотренных выше подфункций не охватывает всего многообразия и многоаспектности информационной деятельности российского государства. Автор стремился, прежде всего, показать наиболее приоритетные направления приложения политико-правовой энергии в информационной сфере. Есть все основания полагать, что в обозримом будущем вышеуказанная теоретическая конструкция существенно изменится благодаря новым информационным приоритетам и направлениям, поскольку информационной функция обладает значительной изменчивостью, проявляющейся в широком диапазоне своего содержания.

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

полнительные меры государственной поддержки"/ Российская газета от 2 марта 2007 г. и др.

21 Постановление Правительства РФ от 24 июля 1997 г. N 950 "Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации"/Российская газета от 9 августа 1997 г.

22 См. напр: ст. 16 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N

88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"/Российская газета от 20 июня 1995 г.

23 Макуев Р.Х. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2006. С.107-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.