УДК 378
Роль физической подготовки в формировании компетенциисоциального взаимодействия у будущих бакалавров в области строительства
The role of physical training in the formation of the competence of social interaction among future bachelors in the field of construction
Тазиева З.Н., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, zt89297263435@mail. ru
Галимзянова И.И., Казанская государственная консерватория, [email protected]
Tazieva Z., Kazan State University of Architecture and Engineering, [email protected] Galimzyanova I., Kazan State Conservatory, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.016
Ключевые слова: инженер-строитель, компетенция социального взаимодействия инженера-строителя, физическая подготовкастудентов архитектурно-строительных вузов.
Keywords: civil engineer, competence of social interaction of a civil engineer, physical training of students of architectural and construction universities.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что постоянное развитие строительной отрасливлечет за собой увеличение спроса на специалистов, способных к эффективному социальному взаимодействию как с профессиональным окружением, так и с членами производственного коллектива для успешного решения профессиональных задач. Цель статьи заключается в выявлении возможностей формирования компетенции социального взаимодействия у студентов архитектурно-строительных вузов. Авторомопределены содержание и структура данной компетенции. Предложено решение проблемы ее формирования в процессе физической подготовки с использованием возможностей теоретической дисциплины «Физическая культура и спорт» и потенциала состязательной игровой деятельности в рамках «Элективных курсов по физической культуре и спорту». Доказана эффективность разработанной методики. Статья предназначена для преподавателей высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для строительной индустрии.
Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the constant development of the construction industry entails an increase in demand for specialists capable of effective social interaction both with the professional environment and with members of the production team in order to solve successfully professional problems. The purpose of the article is to identify the possibilities of forming the competence of social interaction among students of architectural and construction universities. The author defines the content and structure of this competence. A solution to the problem of its formation in the process of physical training is proposed using the possibilities of the theoretical discipline "Physical Culture and Sports" and the potential of competitive game activity within the framework of "Elective courses in physical culture and sports". The efficiency of the developed technique has been proved. The article is intended for teachers of higher educational institutions who train specialists for the construction industry.
Введение. Строительство - это сфера профессиональной деятельности, связанная с осуществлением проектных, проектно-изыскательских и строительныхработ, которыепроводятся строительными
организациями на основе стандартов и предписаний. Посколькустроительная
отрасльпостоянно развивается, повышаются и требования к компетентностиинженеров-
строителей, возрастает потребность в универсальном, способном к развитию и социальному взаимодействию работнике, посколькуспециалисту в областистроительства, возможно, как ни в какой другой инженернойсфере деятельности,требуется
способность эффективно взаимодействовать с людьми. Управляя коллективом, общаясь с клиентом или специалистами смежных областей,
инженер должен четко передавать свои идеи и давать верное направление. Его слова и действия должны быть однозначны и понятны. И, конечно же, он должен уметь слушать других специалистов и извлекать пользу из общения с ними.
Таким образом, инженер-строитель в ходе своей профессиональной деятельности осуществляет социальное взаимодействие по следующим направлениям [1, с.11]:
- с профессиональным окружением (заказчиком, проектировщиком, субподрядчиками, специалистами других отделов, представителями надзорных, контролирующих и т.п. органов) -профессиональное взаимодействие;
- с субъектами профессиональной деятельности (на уровне организации, где он может играть роль руководителя либо подчиненного) - функционально-ролевое взаимодействие;
- с членами коллектива в процессе совместной деятельности - межличностное взаимодействие.
Данные направления социального взаимодействия предполагают формальные (официально регламентированные) отношения между его участниками, что способствует появлению атмосферы безопасности, препятствует спонтанному общению и его непредсказуемым последствиям.
Осуществление эффективного социального взаимодействия возможно при наличии у его участников соответствующей компетенции, сформированность которой является
необходимым условием успешной деятельности инженера-строителя.
Методами исследования послужили теоретический анализтрудов ученых в области педагогики, социологии, психологии,
посвященных изучению феномена социального взаимодействия и способам формирования соответствующей компетенции у будущих бакалавров, синтез полученной информации, исследование специфики деятельности инженеров-строителей и направлений их взаимодействий, прогнозирование,
проектирование и моделирование процесса формирования данной компетенции у студентов строительно-архитектурных вузов,
констатирующий и формирующий эксперимент.
Результаты исследования. Феномен социального взаимодействия в современной науке изучается с различных точек зрения. Так, в социологии это понятие рассматривается как процесс, в котором люди не только действуют, но
и воздействуют друг на друга, что приводит к рождению новых социальных отношений [2]. Психологи данный термин определяют как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» [3, с.165]. В педагогике под социальным взаимодействием подразумеваются умения сотрудничать с окружающимив конкретных ситуациях, способность оценивать свои поступки, а также действия других участников общения [4, с.70].
Мы согласны, что в основе социального взаимодействия, представляющего собой процесс взаимообусловленных и взаимосвязанных действий его участников, направленных на решение общих задач, лежат «потребности индивидов в получении знаний и обогащении опыта, обмене ценностями и необходимой информацией, выполнении совместной деятельности, рефлексии по ее
совершенствованию» [5].
Под компетенцией социального
взаимодействия инженера-строителя мы понимаем его способность и готовность осуществлять эффективную совместную с другими специалистами профессиональную деятельность, основывающуюся на
взаимопонимании и отношениях взаимопомощи, настраивать межличностное взаимодействие, предотвращать или преодолевать возникающие трудности в профессиональной деятельности.
В структуре данной компетенции мы выделяем:
- мотивационно-целевой компонент, сформированность которого позволяет индивиду достигать целей взаимодействия, побуждать участников производственного процесса к совместному участию в принятии решений, проявлению профессиональной ответственности, успешному разрешению конфликтов в строительной сфере;
- когнитивно-операциональный, предполагающий наличие знаний способов эффективного общения, правил поведения, норм этики, которые предъявляются к профессии инженера; готовности активно участвовать в принятии групповых производственных решений; опыта конструктивного разрешения конфликтов; способности эффективного взаимодействия с партнерами; умений самоконтроля и саморегуляции; организаторских навыков;
- ценностно-личностный, включающий качества личности и ее ценностное отношение к взаимодействию с другими, которое придает ему направление и смысл, определяет поступки и поведение в целом;
- рефлексивно-оценочная составляющая, подразумевающая способность к адекватной самооценке и оценке действий других; умения действоватьв соответствии с ситуацией; стремление к самовыражению, самоопределению; готовность нести ответственность за выполняемую деятельность.
Итак, показателями сформированности компетенции социального взаимодействия специалиста строительной отрасли являются способность эффективно взаимодействовать с сотрудниками и профессиональным окружением; владение способами совместной деятельности в коллективе, готовность искать и находить компромиссы; способность быть
коммуникабельным, общительным, контактным
[5].
Далее встает вопрос: «Как формировать компетенцию социального взаимодействия у студентов строительных вузов? Какие есть для этого возможности?». Роль вуза в формировании у студентов компетенции социального взаимодействия трудно переоценить, так как именнововремя обучения обучающиеся приобретают социальный опыт, необходимый им в будущей профессиональной деятельности [6]. Поэтому задачей образовательного учреждения является вовлечение студентовв процессы взаимодействия, при которых формирование соответствующей компетенциипро исходит целенаправленно, развивается способность будущего специалиста эффективно решать встающие перед ним проблемы.
В период обучения в вузе студенты, изучая гуманитарные и технические дисциплины, не всегда приобретают способность находить взаимопонимание с окружающими, быть коммуникабельным, адекватно оценивать себя и других, преодолевать барьеры общения, находить компромиссы, взаимодействуя с ними. А именно данные умения в значительной степени составляют компетенцию социального взаимодействия и являются необходимымидля эффективной профессиональной деятельности в будущем.
Анализ педагогических исследований показывает, что различные авторы предлагают разные способы формирования компетенции социального взаимодействия у студентов во время обучения в вузе:
- увеличение в учебном процессе доли обучающих ситуаций, моделирующих межличностное взаимодействие, использование групповых иколлективных форм обучения, развитие у обучающихся толерантности, сенситивности, креативности, рефлексии,
которые необходимы для успешного взаимодействия [7];
- создание элективных курсов «Компетенция социального взаимодействия: сущность и содержание», «Развитие компетенции социального взаимодействия» [1];
- организацию воспитательно-образовательного процесса вуза на основе использования потенциальных возможностей социума [8];
- использование тренингов компетентностной направленности [9];
- внедрение программы «Социальное взаимодействие в профессиональной сфере» [10].
На наш взгляд, предложенные варианты формирования компетенции социального взаимодействия у студентов архитектурно-строительных вузов носят фрагментарный характер, поэтому следует использовать потенциал физической подготовки, поскольку, во-первых, она осуществляется в течение всех четырех лет обучения, а во-вторых, в ходе физического воспитания путем моделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов, существует возможность формирования качеств личности, необходимых для успешного социального взаимодействия. Именно спортивные игры способствуют воспитанию коллективизма, выдержки, коммуникабельности, трудолюбия, формированию организаторских способностей [11]. Перечисленные виды физической подготовки, в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего образования, осуществляются в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту.
Следовательно, элективные курсы по физической культуре и спорту создают условия для включения студентов в такие виды деятельности, при которых реализуются их потребности и интересы, происходит развитие самостоятельности и самоорганизации, с одной стороны, а с другой, - осуществляется взаимодействие в группах, что способствует формированию данной компетенции.
На достижение данной цели должна быть направлена и дисциплина «Физическая культура и спорт», которая, по замыслу разработчиков ФГОС ВО 3+ и 3++, предполагает аудиторные занятия, включающие лекции и семинары.
Анализ учебно-методической документации показал, что содержание данной дисциплины преимущественно включает информацию по истории, теории и практике физической
культуры, знания физиологии, основы здорового образа жизни, характеристику традиционных и нетрадиционных видов спорта, профессионально-прикладной физической подготовки студентов и т.д.
На наш взгляд, для развития компетенции социального взаимодействия, кроме
возможностей элективного курса (организации игровой деятельности студентов), на занятиях физической культурой и спортом следует использовать различные виды коллективной работы, требующие взаимодействия студентов и включающие использование активных и интерактивных методов обучения.
Нами разработано содержание и научно-методическое обеспечение учебного модуля «Социальное взаимодействие в деятельности специалиста строительной сферы», включающего теоретический, методико-практический и прикладной раздел, и реализуемого в рамках физической подготовки.
Теоретический и практический раздел изучаются в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт», а прикладной - во время занятий игровыми видами спорта («Элективные курсы по физической культуре и спорту»).
Содержание теоретического раздела составляют учебные элементы, содержащие информацию о компонентах, функциях, формах социального взаимодействия, способах и средствах его осуществления, особенностях совместной коллективной деятельности. Особое внимание уделяется специфике социального взаимодействия специалиста-строителя, условиям и правилам его бесконфликтного протекания. Основными организационными формами раздела являются лекции информационно-проблемного характера с элементами дискуссии.
Цель методико-практического раздела -формирование знаний норм социального поведения, умений определять цели социального взаимодействия, анализировать социальные ситуации, действовать в соответствии с личными и общественными потребностями и способности применять их в своей профессиональной деятельности, а также умений самоконтроля и саморегуляции. Реализуется данный блок в форме социально-психологического тренинга.
Прикладной раздел модуля направлен на закрепление сформированных у студентов компонентов компетенции социального взаимодействия. Его цель - формирование умений достижения поставленных целей
взаимодействия, побуждения всех участников деятельности (игровой) к совместному участию в принятии решений, успешного разрешения конфликтов, развитие ответственности, коммуникабельности, уравновешенности,
самостоятельности. Он реализуется в рамках «Элективных курсов по физической культуре и спорту» в условиях состязательной игровой деятельности.
С целью проверки эффективности разработанной методики формирования компетенции социального взаимодействия у студентов архитектурно-строительного вуза в процессе физической подготовкибыло проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие студенты 1-3 курсов, обучающиеся в Казанском государственном архитектурно-строительном университете
(контрольная группа - 80 человек, экспериментальная - 79 человек).
Для этого нами были выделены уровни сформированности компетенции социального взаимодействия: недопустимый, допустимый и оптимальный. Поскольку компетенция социального взаимодействия представляет собой интегральную характеристику личности, в качестве диагностического и оценочного инструментария использовалась методика, разработанная Н.М. Кодинцевой
«Компетентность социального взаимодействия» (полный опросник для определения ее исходного уровня и сокращенный - для повторного тестирования) [12], позволяющая комплексно оценить уровень сформированности у личности данной компетенции, включая все ее компоненты.
Наглядно сравнительная динамика уровней сформированности компетенции социального взаимодействия у студентов контрольной и экспериментальной групп представлена на рисунке 1. Как мы видим, если до начала экспериментального исследования число студентов, которых можно назвать социально-компетентными, составляло 57,5% в контрольной группе и 54,43% - в экспериментальной, то по окончании экспериментально-опытной работы -66,25% в контрольной группе и 81% - в экспериментальной, что подтверждает эффективность формирования компетенции социального взаимодействия у будущих специалистов строительного профиля в процессе физической подготовки.
КГ до эксперимента КГ после ЭГ до эксперимента ЭГ после
эксперимента эксперимента
■ оптимальный Н допустимый ■ недопустимый
Рисунок 1. -Результаты экспериментального исследования уровня сформированности компетенции социального взаимодействия у студентов контрольной и экспериментальной групп
Анализ профессиональной деятельности специалистов строительной сферы показал, для эффективного решения производственных задач им необходимо владеть компетенцией социального взаимодействия. Формирование данной компетенции должно происходить во время профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей.
Чтобы данный процесс был успешным, необходимо использовать возможности всего перечня дисциплин учебного плана, в том числе «Физической культуры и спорта», которая обладает для этого большим потенциалом. Специально организованная физическая подготовка с использованием лекций, тренинговых упражнений и спортивной игровой деятельности студентов способствует
формированию у них способности и готовности к эффективному социальному взаимодействию. Предложенный диагностический инструментарий позволяет с большой степенью достоверности оценить динамику данного процесса.
Заключение. Проведенное исследование позволило, во-первых, показать значимость компетенции социального взаимодействия для инженера-строителя; во-вторых, выявить
потенциал физической подготовки как педагогического средства для ее формирования у студентов архитектурно-строительного вуза; в-третьих, разработать содержание дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», нацеленное на развитие у будущих инженеров-строителей готовности и способности к социальному взаимодействию в
профессиональной деятельности и методику его реализации.
Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования профессиональной подготовки студентов технических вузов в аспекте формирования у них компетенции социального взаимодействия на основе оптимизации содержания их физической подготовки путем использования
апробированной авторской методики, включающей теоретический (проблемные лекции), методико-практический (тренинг формирования компетенции социального взаимодействия) и прикладной (командные спортивные игры) разделы, активных методов обучения; определения уровней
сформированности данного конструкта.
Литература:
1. Гуковская М.В. Формирование компетенции социального взаимодействия будущего социального педагога в условиях вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Гуковская. - Москва, 2008. - 22 с.
2. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. - М.:
Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с.
3. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер; пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
4. Суворова С.А. Созидательное взаимодействие подростков в школьном классе / С.А. Суворова //
Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 73-2. -С. 190-192.
5. Ковчина Н.В. Подготовка будущего бакалавра к социальному взаимодействию в профессиональной сфере: дисс ... канд. пед. наук / Н.В. Ковчина. -Красноярск, 2015. - 222 с.
6. Клушина Н.П. Функционально-содержательная характеристика социальных компетенций будущих инженеров / Н.П. Клушина // Известия ВолгГТУ. -2010. - Т. 7. - № 7 (67). - С. 98-102.
7. Рахматов А.А. Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе [Электронный ресурс] / А.А. Рахматов // Проблемы и перспективы развития образования / Материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 260-262. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf7ped/archive/187/9489/
8. Селиванова О.А. Формирование компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности / О.А. Селиванова, О.Н.
Родина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. ИитапМе8. - 2016. - Т. 2. - № 3. - С. 182-192.
9. Янчурина Е.С. Модель формирования компетенции социального взаимодействия в процессе профессиональной подготовки бакалавров социальной работы в вузе / Е.С. Янчурина // Вектор науки ТГУ. -2013. - № 4. - С. 311-315.
10. Кодинцева Н.М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов: дисс. ... канд. психол. наук / Н.М. Кодинцева. - М., 2009. - 202 с.
11. Каравашкина О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Каравашкина. - М., 2000. - 150 с.
12. Кодинцева Н.М. Опыт создания методики измерения компетентности социального взаимодействия / Н.М. Кодинцева // Психологическая диагностика. - 2006. - № 3. - С. 27-46.
References:
1. Gukovskaya M.V. Formation of the competence of social interaction of the future social teacher in the conditions of the university: avtoref. dis. ... cand. ped. Sciences / M.V. Gukovskaya. - Moscow, 2008. - 22 p.
2. Novikova S.S. Sociology: history, foundations, institutionalization in Russia / S.S. Novikova. - M.: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing House of NPO "MODEK", 2000. - 464 p.
3. Smelzer N. Sociology / N. Smelzer; per. from English. - M.: Phoenix, 1994. - 688 p.
4. Suvorova S.A. Creative interaction of adolescents in the school classroom / S.A. Suvorova // News of RGPU named after A.I. Herzen - 2008. - № 73-2. - S. 190-192.
5. Kovchina N.V. Preparation of the future bachelor for social interaction in the professional sphere: diss ... cand. ped. Sciences / N.V. Kovchina. - Krasnoyarsk, 2015. - 222 p.
6. Klushina N.P. Functional and content characteristics of the social competencies of future engineers / N.P. Klushina // News of VolgGTU. - 2010. - T. 7. - № 7 (67). -S. 98-102.
7. Rakhmatov A.A. Formation of students' social competence in the process of physical education in high school [Electronic resource] / A.A. Rakhmatov // Problems and prospects for the development of education / Proceedings of the VIII Intern. scientific conf. (Krasnodar,
February 2016). - Krasnodar: Novation, 2016. - S. 260-262.
- Access mode: https://moluch.ru/conf7ped/ archive/187/9489/
8. Selivanova O.A. Formation of the competence of social interaction of students of a technical university in the process of educational activities / O.A. Selivanova, O.N. Rodina // Bulletin of the Tyumen State University. Humanitarian research. humanitates. - 2016. - T. 2. - № 3. -S. 182-192.
9. Yanchurina E.S. Model of the formation of the competence of social interaction in the process of bachelors' professional training in the course of social work at the university / E.S. Yanchurina // Vector of science TSU. - 2013. - № 4. - P. 311-315.
10. Kodintseva N.M. Relationship between the competence of social interaction and the psychological characteristics of university students: diss. . cand. psychol. Sciences / N.M. Kodintseva. - M., 2009. - 202 p.
11. Karavashkina O.V. Professionally-oriented students' physical training in the universities of the construction profile: dis. ... cand. ped. sciences / O.V. Karavashkina. - M., 2000. - 150 p.
12. Kodintseva N.M. Experience in creating a methodology for measuring the competence of social interaction / N.M. Kodintseva // Psychological diagnostics.
- 2006. - № 3. - S. 27-46.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)
Сведения об авторах:
Тазиева Зарина Наильевна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры физвоспитания и спорта, Казанский государственный архитектурно - строительный университет, e-mail: [email protected]
Галимзянова Ильхамия Исхаковна (г. Казань, Россия), профессор кафедры иностранных языков, Казанская государственная консерватория, e-mail: [email protected]