Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВУЗ / COMPETENCE / SOCIAL INTERACTION / PHYSICAL EDUCATION / STUDENT / TEACHER / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болотников А. А.

Описывается эмпирическое исследование педагогических механизмов формирования компетенции социального взаимодействия у студентов управленческого вуза на занятиях по физической культуре. Рассматриваются результаты изучения отношений «преподаватель-студент», была осуществлена оценка эффективности деятельности преподавателя физической культуры, а также произведено распределение студентов по уровню формирования компетенции социального взаимодействия. Выявлено наличие факторов у студентов, имеющих низкий и высокий уровень формирования компетенции социального взаимодействия в зависимости от пола и курса обучения. Представлены результаты диагностики межличностных отношений студентов управленческого вуза в зависимости от пола и теста-опросника социальной адаптивности в зависимости от курса (I - II). Методы исследования. В исследовании применяются такие методы, как педагогическое наблюдение; анкетирование; психолого-педагогические методики: личностный опросник Р. Кеттелла, методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири), тест-опросник социальной адаптивности (А. Санникова, А. Кузнецова). Результаты. В процессе проведения исследований было выявлено, что большинство студентов управленческого вуза рассматривают положительную роль преподавателя при формировании у них компетенции социального взаимодействия. Также исследованы студенты с высоким и низким уровнем формирования компетенции к социальному взаимодействию, что раскрывается через особенности адаптивности, межличностных отношений и свойств личности. Заключение. На основании результатов проведенного эмпирического исследования возникает вопрос о повышении уровня формирования компетенции социального взаимодействия у студентов управленческого вуза, что является объектом изучения нашей дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Болотников А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MECHANISMS FOR THE FORMATION OF THE COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION AMONG STUDENTS OF A MANAGEMENT INSTITUTION DURING PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The article describes an empirical study of pedagogical mechanisms of formation of competence of social interaction among students of management University in the classroom for physical culture. The results of the study of inter-relations "teacher-student", an assessment of the effectiveness of the teacher of physical culture was carried out, as well as the distribution of students according to the level of formation of competence of social interaction. The presence of factors at students with low and high level of formation of competence of social interaction depending on gender and course of the study is revealed. The results of diagnostics of students’ interpersonal relations at management University depending on sex and the test questionnaire of social adaptability depending on a course (I-II) are presented. Research methods. In the article the following methods are used: pedagogical observation; questioning; psychological and pedagogical methods: personal questionnaire R. Cattell 16-РF, methods of diagnosing interpersonal relations (T. Liri), test questionnaire of social adaptability (A. Sannikova, A. Kuznetsova). Results. In the process of conducting the research, it was revealed that the majority of students at a management university consider the positive role of a teacher in the formation of their competence of social interaction. The study of students with high and low levels of competence formation for social interaction is also presented, which is revealed through the features of adaptability, interpersonal relations and personality traits. Conclusion. On the basis of the results of the conducted empirical research, the question arises about increasing the level of formation of the competence of social interaction among students of a management university, which is the object of study of our further work.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК 378

Педагогические механизмы формирования компетенции социального взаимодействия у студентов управленческого вуза на занятиях по физической культуре

Pedagogical mechanisms for the formation of the competence of social interaction among students of a management institution during physical education classes

Болотников А.А., Университета Управления «ТИСБИ», г. Казань, [email protected] Bolotnikov A., the University of Management "TISBI", Kazan, [email protected] DOI: 10.51379/KPJ.2020.62.72.016

Ключевые слова: компетенция, социальное взаимодействие, физическая культура, студенты, преподаватель, вуз.

Keywords: competence, social interaction, physical education, student, teacher, university.

Аннотация. Описывается эмпирическое исследование педагогических механизмов формирования компетенции социального взаимодействия у студентов управленческого вуза на занятиях по физической культуре. Рассматриваются результаты изучения отношений «преподаватель-студент», была осуществлена оценка эффективности деятельности преподавателя физической культуры, а также произведено распределение студентов по уровню формирования компетенции социального взаимодействия. Выявлено наличие факторов у студентов, имеющих низкий и высокий уровень формирования компетенции социального взаимодействия в зависимости от пола и курса обучения. Представлены результаты диагностики межличностных отношений студентов управленческого вуза в зависимости от пола и теста-опросника социальной адаптивности в зависимости от курса (I - II).

Методы исследования. В исследовании применяются такие методы, как педагогическое наблюдение; анкетирование; психолого-педагогические методики: личностный опросник Р. Кеттелла, методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири), тест-опросник социальной адаптивности (А. Санникова, А. Кузнецова).

Результаты. В процессе проведения исследований было выявлено, что большинство студентов управленческого вуза рассматривают положительную роль преподавателя при формировании у них компетенции социального взаимодействия. Также исследованы студенты с высоким и низким уровнем формирования компетенции к социальному взаимодействию, что раскрывается через особенности адаптивности, межличностных отношений и свойств личности.

Заключение. На основании результатов проведенного эмпирического исследования возникает вопрос о повышении уровня формирования компетенции социального взаимодействия у студентов управленческого вуза, что является объектом изучения нашей дальнейшей работы.

Abstract. The article describes an empirical study ofpedagogical mechanisms offormation of competence of social interaction among students of management University in the classroom for physical culture. The results of the study of inter-relations "teacher-student", an assessment of the effectiveness of the teacher ofphysical culture was carried out, as well as the distribution of students according to the level of formation of competence of social interaction. The presence of factors at students with low and high level of formation of competence of social interaction depending on gender and course of the study is revealed. The results of diagnostics of students' interpersonal relations at management University depending on sex and the test questionnaire of social adaptability depending on a course (I-II) are presented.

Research methods. In the article the following methods are used: pedagogical observation; questioning; psychological and pedagogical methods: personal questionnaire R. Cattell 16-PF, methods of diagnosing interpersonal relations (T. Liri), test questionnaire of social adaptability (A. Sannikova, A. Kuznetsova).

Results. In the process of conducting the research, it was revealed that the majority of students at a management university consider the positive role of a teacher in the formation of their competence of social interaction. The study of

students with high and low levels of competence formation for social interaction is also presented, which is revealed through the features of adaptability, interpersonal relations and personality traits.

Conclusion. On the basis of the results of the conducted empirical research, the question arises about increasing the level offormation of the competence of social interaction among students of a management university, which is the object of study of our further work.

Введение. В современных условиях социально-экономического развития России, в ситуации необходимости преодоления кризисных явлений в экономике, актуальным становится приведение профессиональной подготовки будущих выпускников управленческого вуза в соответствие с международными стандартами. Основой деятельностью современного выпускника управленческого вуза является умение общаться с подчиненными, партнерами и клиентами. От эффективности коммуникации, социального взаимодействия управленца, в конечном итоге, зависит продуктивность деятельности всей организации.

Большинством ученых признается значимость физической подготовки в становлении социально активной личности. Формирование и развитие физической культуры -общая цель физического воспитания. На сегодняшний день в условиях активного развития научно-технического прогресса, когда возрастает потребность в подготовке к деятельности, подразумевающей условия повышенных энергозатрат (физических, интеллектуальных, психических). Это отмечают многие ученые, такие как Виленский М.Я., Горшков А.Г. [3, с.54].

В психолого-педагогической литературе теория социального взаимодействия представлена в трудах Е.М. Батенко [1], Ю.Г. Волкова [2], В.И. Загвязинского [4], Н.М. Кодинцевой [5], Т.И. Пашуковой [6], О.П. Санниковой [7], О.А. Селивановой [8], О.Н. Родина [8], В.А. Ядова [9]. Особую значимость проблематика социального взаимодействия получает в контексте деятельности вуза, которая требует учета присущих ей закономерностей в процессе актуального осуществления интерактивных отношений в системе «преподаватель - студент», где на первый план выдвигается формирование системы ценностей будущего специалиста, в том числе и с точки зрения осуществления профессиональных функций дипломированных специалистов в будущем.

Вместе с тем, на данный момент отсутствует необходимое количество методических материалов для оптимизации педагогических механизмов формирования компетенции социального взаимодействия у студентов управленческого вуза на занятиях по физической культуре.

В связи с этим было проведено эмпирическое исследование, которое заключается в определении уровня формирования компетенции социального взаимодействия у студентов университета управления «ТИСБИ» на занятиях по физической культуре. Проверялось предположение о том, что на формирование компетенции социального взаимодействия студентов влияют отношения «преподаватель-студент». Также были исследованы студенты, которые отличаются между собой высоким и низким уровнями общего показателя формирования компетенции социального взаимодействия [2;9].

Материалы и методы. Выборку эмпирического исследования составили 1527 студентов 1-11 курсов пяти факультетов: экономического, управления, юридического, гуманитарного, информационных технологий. Участие данных студентов обосновано особенностями обучения в управленческом вузе в связи с повышенными требованиями к формированию компетенции социального взаимодействия, что позволило учитывать влияние особенностей образовательной среды конкретного вуза.

Для диагностики уровня формирования компетенции социального взаимодействия использовались: 1) педагогическое наблюдение, 2) анкетный опрос, 3) личностный опросник Р. Кеттелла 16-РF, 4) методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири), 5) тест-опросник социальной адаптивности (А. Санникова, А. Кузнецова).

Результаты и обсуждение. Эмпирическое исследование педагогических механизмов формирования компетенции социального взаимодействия у студентов управленческого вуза на занятиях по физической культуре проводилось в три этапа:

1. Проведение педагогического наблюдения формирования компетенции социального взаимодействия на основании отношений «преподаватель-студент» (проставление пометок в специально разработанных таблицах с перечнем вариантом действий испытуемых);

2. Диагностика формирования компетенции социального взаимодействия, которые были получены с помощью авторской анкеты «Диагностика уровня формирования компетенции социального взаимодействия».

3. Психолого-педагогический комплекс исследований: личностный опросник Р. Кеттелла 16-РF, методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири), тест-опросник социальной адаптивности (А. Санникова, А. Кузнецова).

1-й этап. Проведенные исследования подтвердили, что формирование компетенции социального взаимодействия студентов во многом зависит от отношений «преподаватель-студент». Исследование проводилось в университете управления «ТИСБИ». Выборку составили 1527 студентов пяти факультетов: экономического, управления, юридического, гуманитарного, информационных технологий. Изучение формирования компетенции социального взаимодействия студентов управленческого вуза на занятиях по физической культуре на основании отношений «преподаватель-студент» показало, что у студентов по отношению к преподавателю преобладают: уважение - 72,5%, довольно часто случаются панибратства - 13,6%, подавленности - 10,4%, прослежены случаи заигрывания (3,0%) и подхалимства (0,5%).

В процессе исследований выявлено, что 59,6% студентов предпочитают на занятиях по физической культуре общительные отношения с преподавателем, когда педагог находится в роли старшего; меньшинство студентов (30,9%) отмечает дружеские отношения, то есть «ровные отношения»; 7,5% предоставляют предпочтение официальным и 2,0% - строгим и недоступным отношениям.

Превалирующий способ общения преподавателя со студентами в учебно-воспитательном процессе является типом его управления. Каждый из типов характеризуется определенными чертами, сильными и слабыми сторонами управления, формирует

психологическую атмосферу в группе студентов [1, с.118]. Наиболее существенно различаются преподаватели с авторитарным, демократическим и либеральным типами управления,. Больше всего студентам нравится демократический тип управления, который является одной из эффективных и благоприятных условий для проведения занятий физическими упражнениями и спортом, на что указали 80,5% мужчин и 79,4% женщин. Для преподавателей либерального стиля управления присущ панибратский тип отношений со студентами в учебном процессе.

Итак, большинство студентов

управленческого вуза (54,8%) отметили положительную роль преподавателя при формировании у них компетенции социального взаимодействия, в помощи в укреплении здоровья

(30,7%), в привитии любви к занятиям физической культурой и спортом (12,4%), в помощи повышения уровня физической подготовленности (2,1%) Таким образом, на основании педагогического наблюдения можно заключить, что формирование отношений и компетенций социального взаимодействия у студентов управленческого вуза на занятиях по физической культуре зависят от профессиональной подготовленности

преподавателя, а именно:

1) наличие высокого уровня знаний, в которых отражаются педагогические стимулы, побуждающие студентов к активным занятиям физическими упражнениями и спортом, соблюдение здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья и трудоспособности;

2) овладение системой профессионально-педагогических умений и навыков;

3) наличие направленной устойчивой и взаимосвязанной системы целей и оценок, побуждающих преподавателя к преодолению трудности в профессиональной деятельности и овладения в ней высоким педагогическим мастерством;

4) наличие общей одаренности, которая проявляется в педагогической деятельности, включая развивающую, проектную, организаторскую, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную функции. На основе всех функциональных компонентов и индивидуальных способностей у преподавателя физической культуры формируются соответствующие педагогические умения и навыки;

5) наличие умственных и речевых способностей;

6) наличие специальных спортивных, артистических и музыкальных способностей, которые составляют структуру деятельности преподавателя и являются основой для педагогического мастерства и творчества;

7) наличие необходимых свойств темперамента и личностных качеств: доброты, внимательности, профессионализма, толерантности, тактичности, уравновешенности, эмоциональной стабильности, справедливости [5, с.13].

П-й этап. Анализ психологических особенностей лиц, отличающихся между собой высоким и низким уровнем формирования компетенции социального взаимодействия, осуществлялся с помощью метода профилей [6, с.65]. За основу для отбора исследуемых учитывались результаты диагностики

формирования компетенции социального

взаимодействия, которые были получены с помощью авторской анкеты «Диагностика уровня формирования компетенции социального взаимодействия».

По результатам анкетирования из основной выборки исследуемых (1527 студентов) было избрано 336 человек с максимальным уровнем формирования компетенции социального взаимодействия и 399 лица с минимальным выражением уровня формирования компетенции социального взаимодействия.

Ш-й этап. В психолого-педагогический комплекс исследования вошли: личностный опросник Р. Кеттелла 16-РF, методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири), тест-опросник социальной адаптивности (А. Санникова, А. Кузнецова).

Далее мы будем рассматривать усредненные профили свойств личности, которые имеют важное значение в процессе формирования компетенции социального взаимодействия, а именно: профили показателей межличностных отношений и свойств личности диагностированы с помощью факторного личностного опросника (Р. Кэттелл).

Обзор полученных профилей свидетельствует о наличии различий факторной структуры личности в группах с разным уровнем формирования компетенции социального взаимодействия, что подтверждается ^критерию Стьюдента.

Профиль свойств личности в группе студентов, имеющих высокий уровень формирования компетенции социального взаимодействия (45,7%), отличается

эмоциональной стабильностью ^П-). Такие лица склонны к переживаниям положительного характер по отношению к себе и в сфере социального взаимодействия, у 34,8% студентов первого курса и 56,6% студентов второго курса присутствие этого вторичного фактора составляют такие характеристики, как: сила «Я», социальная смелость, доверчивость, спокойствие, самоуверенность, высокий самоконтроль, волевые качества, низкая эгонапряженность, нефрустрированность. Как правило, низкие показатели по фактору тревожности, свидетельствуют о психическом здоровье (при условии, если их значение является не очень низкими) [10, с.54].

Присутствие фактора доверчивости прослеживается у 47,6% студентов первого курса и у 43,8% - второго курса, что на 3,8% меньше. Невысокие значения фактора L -свидетельствуют о доверчивости этих лиц, о свойственной им внутренней расслабленности,

искренности, свободы от зависимости, легком отношении к трудностям, способности к пониманию, прощении, присущей им терпимости и доброжелательности по отношению к окружающим людям. Такие лица (45,7%) способны устанавливать гармоничные отношения с людьми и могут слаженно работать в коллективе.

Выраженность силы «Я» (С +) (35,6% -первый курс; 55,8% - второй курс) и смелости (Н +) (42,7% - первый курс; 48,7% - второй курс) позволяет характеризовать данных лиц как эмоционально устойчивых и социально активных. Они могут быть выдержанными, им присущ реалистичный взгляд на вещи, способность управлять ситуацией и справляться с трудностями (путем предотвращения или избегание). Социальная смелость выражается в общительности, активности, явном интересе к лицам противоположного пола. Они могут быть авантюристическими, склонными к рисковым поступкам и поведения. Следует также отметить, что одним из ярких проявлений социальной смелости является чуткость, добродушие, склонность к свободному самовыражению в поведении (45,7%). Появление этого признака в характеристике студентов с высоким уровнем социального взаимодействия, подтверждает их свойства чувствовать себя защищенными, неподверженность обороняться от людей и групп [4, с.32]. Однако эти качества сочетаются с беззаботностью, с игнорированием опасности, что иногда может навредить личности (2,2%).

Еще одним свойством представителей данной группы (45,7%) является отсутствие склонности к чувству вины, что сочетается с такими качествами как покой, благодушие, веселье, жизнерадостность. 39,5% студентов первого курса и 51,9% - второго курса обладают таким качеством как уверенность в себе (или самоуверенность) (О-). 34,3% студентов первого курса чувствуют себя в безопасности но уже ко второму курсу количество студентов увеличивается и составляет 57,1%. Личности с такими качествами не подвержены фрустрации, что, с одной стороны, может сопровождаться такими негативными явлениями как низкая мотивация, лишняя удовлетворенность, с другой - спокойствие, расслабленность ^4-) (54,2% -первый курс; 37,2% - второй курс), невозмутимость. Можно предположить, что такие лица будут менее подвержены стрессу, связанному с социальными контактами.

Среди первичных факторов в структуре личности с высоким уровнем социального взаимодействия выделяется А+ (афектотимия).

Основные характеристики этого фактора полностью соответствуют психологической сущности социального взаимодействия: сердечность, общительность, доброта, открытость, естественность, готовность к содружеству, внимательность по отношению к другим людям, способность к доверию, о которой уже говорилось, легкость в адаптивных действиях.

Анализ профиля студентов с низким уровнем социального взаимодействия (54,3%) свидетельствует о выраженности силы «Сверх -Я» (G+), что характеризует их как высоко нормативных, нравственных, уравновешенных, ответственных. У таких лиц (47,6% - первый курс; 61,0% - второй курс) сильный характер, они достойны доверия, имеют чувство долга, придерживаются стандартов и правил (особенно нравственной сферы жизни). К тому же им присущи настойчивость в достижении цели, точность, деловая направленность. Эти люди не могут отступать от правил и стандартов, даже когда это более целесообразно для них и окружающих.

Они часто зациклены на определенном порядке вещей. Приверженность к порядку сочетается с консерватизмом ^1-). Наличие данного фактора прослеживается у 58,2% студентов первого курса и у 50,4% - второго курса. Как известно, фактор консерватизма в модели Р. Кеттелла содержит такие качества, как устойчивость взглядов, терпимость к традиционным трудностям, принятие только того, что прошло проверку временем, склонность к морализации. В составе этого фактора есть подозрительность по отношению к новым людям, новым идеям, что ярко дополняет портрет личности с низким уровнем социального взаимодействия. Положительный полюс вторичного фактора QШ+ (45,6% - первый курс; 63,0% - второй курс) характеризуется отчужденностью, обособленностью, низкой чувствительностью, возможно, жестокостью и суровостью (I-). Фактор твердость (I-) присутствует у 59,2% студентов второго курса, что на 9,8% больше чем у студентов первого курса (49,4%).

Из указанных первичных факторов наиболее выделяются низкая чувствительность и практичность (М-). Такие лица не склонны к сентиментальности, самоуверенные,

ответственные, могут быть суровыми, циничными, черствыми в отношениях. Они более склонны к практическим действиям, логические, последовательные, постоянные. Их практичность связана с отсутствием веры иллюзиям, что, в

свою очередь, сочетается с ограниченностью воображения и фантазии, выражается в приземленности принципов и стремлений, жестком соблюдении общепринятых норм. Они способны быстро решать практические вопросы, надежные, честные, добросовестные, имеют прочный характер. Такие качества наблюдаются у 42,1% студентов первого курса, у студентов второго курса 66,5%.

Для представителей группы характерны склонность к доминированию, желание подчинять, но при этом проявляют неспособность быть действительно независимыми и самодостаточными. Доминантность (Е+) проявляется у них как стремление к власти, приверженность авторитаризму в регулировании социальных отношений, неуступчивость, самоуверенность (О-), агрессивность, упрямство, своенравие, даже конфликтность. Конечно, это может демонстрироваться как независимость, но при этом не исключаются враждебность, бунтарство, несгибаемость, наличие потребности в захватывании других [10, с.67].

Итак, эмпирическое исследование факторной структуры личности у студентов с различным уровнем социального взаимодействия показало, что темпераментальные и характерологические черты представителей исследуемых групп имеют достаточно выраженную специфику. К тому же полученные психологические портреты согласуются с общими характеристиками социального взаимодействия студента.

Следующим шагом исследования было построение и интерпретация психологических профилей межличностных отношений лиц с разным уровнем формирования компетенции социального взаимодействия.

Лица с высоким уровнем социального взаимодействия (45,7%) отличаются своим поведением, в котором присутствуют следующие характеристики: уверенность в себе составляет у 23,7% студентов женского пола и у 22,0% -мужского, что меньше на 1,7%; корректность - у 29,7% студентов мужского пола и у 16,0% -женского, что на 13,7% меньше; умение с уважением относиться к окружающим диагностировано у 26,8% студентов женского пола и у 18,9% - мужского; смелость прослеживается у 25,3% студентов женского пола, что на 4,9% больше чем у студентов мужского пола (20,4%). Эти лица обладают склонностью к компромиссу (23,1% - студенты мужского пола, что на 0,5% больше чем у студентов женского пола (22,6%); сотрудничеством (20,8% - студенты мужского пола; 24,9% - женского пола); поддержкой других

в трудных ситуациях (16,3% и 29,4% соответственно). Большинство студентов мужского пола демонстрируют независимость от чужих мыслей (28,5%), умеют противостоять другой точке зрения (30,1%), пытаются объективно относиться к другим (27,6%). Студенты этой группы корректные, которые уважают интересы других, с уважением относятся к окружающим.

Представители с низким уровнем формирования компетенции социального взаимодействия (54,3%) могут быть охарактеризованы следующим образом: диктаторы, с деспотичным, сильным характером, которые являются лидерами во всех видах групповой деятельности (37,9% - студенты мужского пола и 16,4% - женского пола). При этом выделяется большее количество эмоционально сдержанных (36,8%), мягких (31,9%), доверчивых (38,7%), склонных к восхищению окружающими (35,5%) студентов женского пола. 29,3% студентов мужского пола вежливые, у них отсутствует своя точка зрения (28,5%).

Анализ профилей адаптивности лиц с разным уровнем формирования компетенции

социального взаимодействия, позволил описать специфику проявления адаптивности

представителей исследуемых групп, которая имеет ряд отличий, что подтверждено ^критерию Стьюдента (на р <0,01 уровне).

Тенденция к низким значениям представителей группы с низким уровнем формирования компетенции социального взаимодействия характеризует их как лиц (54,3%), сосредоточенных на собственных переживаниях при возникновении любой проблемы, долго находятся в состоянии неопределенности, растерянности, не способные реально оценить ситуацию. Представители группы в определенной степени тяжело переживают любые жизненные изменения, но пытаются приспособиться к новым условиям существования, найти положительный смысл, имеют недостаточную способность самостоятельного принятия решения жизненных проблем, требующих поддержки других, однако не всегда находят ее через определенные трудности в общении.

Студентам группы с высоким уровнем формирования компетенции социального взаимодействия (45,7%) свойственны наблюдательность, информированность, умение замечать нюансы поведения других людей, способность эффективно общаться со многими людьми, способны видеть сущность событий, поступков других людей, умеющих находить решения в сложных ситуациях, правильно оценивают потребности и требования социальной

среды, изменения в поведении людей, выбирают собственную самостоятельную стратегию поведения [7, с.104; 9, с.184]. Представителям группы присуща склонность к высокой продуктивности деятельности, целесообразности поведения в напряженных адаптационных ситуациях.

Заключение. Таким образом, во-первых, нам удалось выявить положительное влияние отношений «преподаватель-студент» на формирование компетенции социального взаимодействия у студентов управленческого вуза на занятиях по физической культуре. Формирование отношений и компетенций социального взаимодействия у студентов также зависит от профессиональной подготовленности преподавателя, а именно: наличие высокого уровня знаний; овладение системы профессионально-педагогических умений и навыков; наличие направленной устойчивой и взаимосвязанной системы целей и оценок; наличие общей одаренности, которая проявляется в педагогической деятельности; наличие умственных и речевых способностей; наличие специальных спортивных, артистических и музыкальных способностей; наличие

необходимых свойств темперамента и личностных качеств.

Во-вторых, на основании анкетирования были выявлены студенты с высоким и низким уровнем формирования компетенции к социальному взаимодействию.

В-третьих, выявлены, свойства личности в группе студентов, имеющих высокий уровень формирования компетенции социального взаимодействия и низкий уровень социального взаимодействия.

Новизна работы. Выявлен потенциал физической подготовки как педагогического фактора, направленного на формирование компетенции социального взаимодействия у студентов управленческого вуза,

заключающегося в возможности развития способности самостоятельно решать проблемы социального взаимодействия в условиях активной совместной деятельности обучающихся, когда успех или неуспех одного из них отражается на результате всей группы.

Полученные результаты могут быть использованы в целях совершенствования профессионального образования управленцев к работе в динамично меняющемся социуме на основе оптимизации физической подготовки за счет разработки и использования активных методов обучения; определения уровней сформированности данного конструкта.

Литература:

1. Батенко Е.М. Взаимодействие преподавателя и студентов на занятиях физического воспитания / Е.М. Батенко // Омский научный вестник. - 2018. - С. 117-120.

2. Волков Ю.Г. Социология: учебное пособие для студентов вузов / Ю.Г. Волков; под ред. В.И. Добренькова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 667 с.

3. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: Кнорус, 2015. - 240 с.

4. Загвязинский В.И. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография / В.И. Загвязинский. - Тюмень: Изд-во ТюмГу, 2011. - С. 176.

5. Кодинцева Н.М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Кодинцева Наталья Михайловна. - Москва. - 2009. - 25 с.

6. Пашукова Т.И. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: учеб. пособие / Т.И. Пашукова. - М.: Ин т практ. Психологии, 1996. - 127 с.

7. Санникова О.П. Адаптивность личности: монография / О.П. Санникова. - Одесса: Издатель Н.П. Черкасов, 2009. - 258 с.

8. Селиванова О.А., Родина О.Н. Формирование компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности / О.А. Селиванова, О.Н. Родина // Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. - 2016. - С. 182-192.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. -Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.

10. Cattell R. The Scientific Analysis of Personality. London: Penguin Books, Limited. 1965: 225с.

References:

1. Batenko E.M. Interaction of teacher and students at physical education lessons / E.M. Batenko // Omsk Scientific Messenger. - 2018. - S. 117-120.

2. Volkov Yu. G. Sociology: a textbook for university students / Yu.G. Volkov; edited by V.I. Dobrenkov. -Rostov n / a: Phoenix, 2012. - 667 p.

3. Vilensky M.Ya., Gorshkov A.G. Physical culture and healthy lifestyle of a student: manual / M.Ya. Vilensky, A.G. Gorshkov. - M.: Knorus, 2015. - 240 p.

4. Zagvyazinsky V.I. Pedagogical innovation: problems of strategy and tactics: monograph / V.I. Zagvyazinsky. - Tyumen: TyumGu Publishing House, 2011. - P. 176.

5. Kodintseva N.M. The relationship between the competence of social interaction and the psychological characteristics of university students: dis. ... Cand. psychol. Sciences: 19.00.07 / Kodintceva Natalya Mikhaylovna. -Moscow. - 2009. - 25 p.

6. Pashukova T.I. Workshop on general psychology for students of pedagogical universities: manual/ T.I. Pashukov. - M.: Institute of practical Psychology, 1996. -127 p.

7. Sannikova OP Personality adaptability: monograph / O.P. Sannikov. - Odessa: Publisher N.P. Cherkasov, 2009. -258 p.

8. Selivanova O.A., Rodina O.N. Formation of the competence of students' social interaction at a technical university in educational activities / O.A. Selivanova, O.N. Motherland // Messenger of Tyumen State University. Humanities research. - 2016. - S. 182-192.

9. Yadov V.A. Sociological research strategy. Description, explanation, understanding of social reality / V.A. Yadov. - 3rd ed., Rev. - Moscow: Omega-L, 2007. -567 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Cattell R. The Scientific Analysis of Personality. London: Penguin Books, Limited. 1965: 225s.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторе:

Болотников Анатолий Александрович (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания, Университет управления «ТИСБИ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.