Научная статья на тему 'Педагогические условия развития компетенции социального взаимодействия в архитектурно-строительном вузе'

Педагогические условия развития компетенции социального взаимодействия в архитектурно-строительном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COMPETENCES / SOCIAL INTERACTION / STUDENTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тазиева Зарина Наильевна, Галимзянова Ильхамия Исхаковна

Охарактеризованы подходы к пониманию сущности понятия «компетенция социального взаимодействия» и его компонентов, представленных в работах различных авторов: философов, социологов, психологов, педагогов. Проведен анализ структуры данной компетенции, включающей совокупность компонентов, обеспечивающих эффективное социальное взаимодействие в учебной деятельности и будущей профессии. Цель настоящего исследования выявление педагогических условий эффективного формирования у студентов архитектурно-строительного вуза компетенции социального взаимодействия в условиях профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тазиева Зарина Наильевна, Галимзянова Ильхамия Исхаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF SOCIAL INTERACTION COMPETENCE AT UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND ENGINEERING

The article characterizes the approaches to understanding the essence of the concept of competence of social interaction and its components which can be found in philosophical, sociological, psychological, pedagogical works; analyzes the structure of the discussed competence, which includes a set of components that ensure effective social interaction in educational activity and future profession. The purpose of the current study is to identify pedagogical conditions for effective formation of social interaction competence at students of the university of architecture and engineering in the context of professional training.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития компетенции социального взаимодействия в архитектурно-строительном вузе»

УДК [378.016:728]:37.013.42 DOI 10.37972/chgpu.2020.77.95.028

3. H. Тазиева1, И. И. Галимзянова2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ВУЗЕ

казанский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Казань, Россия

2Казанская государственная консерватория, г. Казань, Россия

Аннотация. Охарактеризованы подходы к пониманию сущности понятия «компетенция социального взаимодействия» и его компонентов, представленных в работах различных авторов: философов, социологов, психологов, педагогов. Проведен анализ структуры данной компетенции, включающей совокупность компонентов, обеспечивающих эффективное социальное взаимодействие в учебной деятельности и будущей профессии. Цель настоящего исследования - выявление педагогических условий эффективного формирования у студентов архитектурно-строительного вуза компетенции социального взаимодействия в условиях профессиональной подготовки.

Ключевые слова: компетенции, социальное взаимодействие, студенты, педагогические условия.

Z. N. Tazieva1,1.1. Galimzyanova2

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF SOCIAL INTERACTION COMPETENCE AT UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND ENGINEERING

1 Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russia 2Kazan State Conservatory, Kazan, Russia

Abstract. The article characterizes the approaches to understanding the essence of the concept of competence of social interaction and its components which can be found in philosophical, sociological, psychological, pedagogical works; analyzes the structure of the discussed competence, which includes a set of components that ensure effective social interaction in educational activity and future profession. The purpose of the current study is to identify pedagogical conditions for effective formation of social interaction competence at students of the university of architecture and engineering in the context of professional training.

Keywords: competences, social interaction, students, •pedagogical conditions.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена активными процессами реформирования системы образования, в т. ч. высшего профессионального. Вопросы социального взаимодействия и особенно проблема формирования соответствующих компетенций ставятся в педагогической системе как одни из наиболее важных для решения в отдельно взятом высшем учебном заведении и в целом во всей системе образования [5].

Большое внимание уделяется и качеству профессионального образования. Исследования, которые ведутся в этой области, направлены на поиск возможностей создания

такой системы образования, которая обладала бы гибкостью и адаптивностью, чтобы в современных условиях глобализации она могла быстро реагировать на изменяющиеся запросы рынка труда и, соответственно, новые интересы и потребности личности [2].

Материал и методика исследований. Материалом для статьи послужили результаты исследования уровня сформированное™ компетенции социального взаимодействия у студентов первого курса архитектурно-строительного университета. В исследовании использовался комплекс диагностических методик: тест «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский), опросник «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири), тест «Поведение в конфликтной ситуации» (К. Томас).

Результаты исследований и их обсуждение. В настоящее время в условиях модернизации системы образования особое внимание уделяется вопросам формирования и развития общих (универсальных) и профессиональных компетенций личности, которые дают возможность быстро и легко адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социально-экономической среды [3].

Понятие «компетенция» можно рассматривать с точки зрения различных научных подходов. Так, социальные психологи в данное понятие включают определенные знания, умения, навыки и способы деятельности, применяемые для решения различных задач, выделяя при этом профессиональные и социальные компетенции.

Вопросы формирования и развития компетенций решаются в педагогике. Педагоги-исследователи для этого используют термин «организационно-педагогические условия» -это «создаваемые руководителем обстоятельства для управления обучающими и обучающимися в процессе формирования компетенций студентов вуза, с которыми сообразуется учебно-воспитательная деятельность педагогов, учебная деятельность студентов вуза» [9, с. 26-27]. Причем руководитель вуза создает организационные условия (институциональный уровень), обеспечивающие взаимодействие с социальной средой, а преподаватель реализует их уже на техническом уровне. Таким образом, руководитель создает возможности для формирования определенных компетенций у обучающихся, а педагог реализует их.

Единство организационных и педагогических компетенций обеспечивается учебно-методическим оснащением условий данного процесса, включающим, по мнению Н. Н. Суртаевой и Э. Г. Щебельской, материально-технический, социально-личностный и информационно-методический компоненты.

Материально-технический компонент организационно-педагогических условий включает аудитории и другие помещения образовательного учреждения, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс, технические средства обучения, учебную и научную литературу, дидактические материалы и т. п. В социально-личностный компонент входят работники вуза (руководство, преподаватели, кураторы), а также сами обучающиеся, а в информационно-методический компонент - все, что так или иначе связано с информационным обеспечением образовательного процесса.

Перейдем непосредственно к компетенции социального взаимодействия. Социальное взаимодействие как феномен изучается в различных науках (философии, социологии, педагогике, психологии) с разных точек зрения. Философы рассматривают социальное взаимодействие как процесс воздействия социальных объектов друг на друга. В социологии данный феномен объясняется стремлением индивидов удовлетворять потребности в установлении новых социальных отношений.

Социальные психологи рассматривают социальное взаимодействие в качестве основания способностей человека и характеристики личности. В связи с этим в его структуре ученые выделяют совокупность компонентов, определяющих ценности и установки, ориентирующие индивида на взаимодействие с окружающим миром, комплекс знаний и умений, способствующих эффективному построению взаимоотношений с другими людьми и соци-

альными группами, совокупность личностных качеств, которые дают возможность конструктивно общаться и осуществлять совместную деятельность в различных жизненных ситуациях. Это аксиологический, когнитивный, деятельностный и личностный компоненты.

В педагогических исследованиях данный феномен понимается как комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных действий, реализуемых индивидами в общении и совместной деятельности. Взаимодействие обусловлено потребностями личности в получении и обмене информацией, необходимостью передачи накопленного опыта и ценностей [6].

В контексте изучаемого вопроса в рамках статьи нам важно было понять, какие именно знания, умения, способности и качества позволят студентам архитектурно-строительного вуза осуществлять эффективное взаимодействие не только во время обучения (например, с преподавателями и другими студентами), но и в будущем, когда они начнут осуществлять свою профессиональную деятельность [4].

Компетенция социального взаимодействия является интегративным личностным качеством, которое реализуется в общении, личной, учебной и профессиональной деятельности человека и проявляется в форме способности и готовности устанавливать взаимопонимание, то есть понимать, принимать и разделять цели, мотивы, установки партнеров по совместной деятельности. Также оно предполагает готовность выстраивать отношения на основе взаимопомощи, осуществлять регулирование и коррекцию взаимодействия в случае появления трудностей и предупреждать проблемы, которые могут возникнуть в будущем.

Таким образом, в структуре компетенции социального взаимодействия студентов архитектурно-строительных вузов целесообразно выделить следующие компоненты:

- ценностно-мотивационный, который предполагает стремление помогать другим людям, находить общие решения, учитывать индивидуальные особенности участников совместной деятельности, а также иерархию ценностей специалиста - взаимопонимание, долг, сотрудничество, справедливость, поддержку, приоритет личности перед техникой, позволяющий реализовать социотехнический подход к инженерным и строительным решениям;

- когнитивный, включающий знания эффективных форм, способов и средств осуществления взаимодействия в будущей профессиональной деятельности выпускника, норм и правил поведения в профессии и т. п.;

- поведенческий, предполагающий способность определять цели взаимодействия, прогнозировать его результат, разрешать конфликты, эффективно сотрудничать с партнерами;

- рефлексивный, требующий наличия способностей оценивать результаты взаимодействия, анализировать, корректировать и регулировать свои действия, а также действия других людей, замечать свои ошибки, контролировать себя [10].

Для определения актуальности компетенции социального взаимодействия для студентов и в соответствии с целью исследования - выявлением педагогических условий для эффективного осуществления процесса ее формирования - была проведена экспериментальная работа. В ней приняли участие 80 студентов первого курса архитектурно-строительного вуза. Диагностика уровня развития названной компетенции осуществлялась с использованием следующего пакета методик: тестов Т. Лири (диагностика межличностных отношений), В. Ф. Ряховского (оценка уровня общительности), К. Томаса (изучение стиля поведения в конфликтной ситуации) [8].

В результате экспериментальной работы выяснено, что на начальном этапе обучения студентов стратегии социального взаимодействия, а следовательно, и способность к адаптации к новым для них условиям вуза формировались в полном соответствии с организационно-педагогическими условиями, созданными в университете, а начиная со вто-

рого семестра на них активно оказывали влияние информационно-методические материалы, т. е. информационно-методический элемент как педагогическое условие формирования компетенции социального взаимодействия.

Среди стратегий в основном выделяются два главных типа социального взаимодействия студентов архитектурно-строительного вуза. Первая стратегия - «активное приспособление», этот вариант выбрали 35 % респондентов.

Анализ показывает, что студенты, которые предпочитают стратегию приспособления, обычно хорошо воспринимают любые изменения педагогических условий, что позволяет им достаточно легко адаптироваться в новых для них социальных условиях. Для них характерен творческий подход к обучению, они активно участвуют в любых общественных мероприятиях, легко принимают на себя ответственность и успешно работают в команде, охотно устанавливают взаимоотношения с другими студентами, в условиях учебной деятельности с готовностью идут на контакты с преподавателями. Таким образом, специально организованные педагогические условия практически сразу дают эффект по решению задачи, связанной с формированием компетенции социального взаимодействия у студентов первого курса архитектурно-строительного вуза [7]. Характерной особенностью такого подхода является также доброжелательное отношение к своим сокурсникам и преподавателям, они обычно открыты и готовы к любому диалогу.

Второй вариант предпочитаемой стратегии социального взаимодействия, который выбрали 65 % респондентов от числа обследованных, - «выжидание». Студенты, выбирающие данную стратегию, не имеют, как правило, достоверной и полной информации о том, что их окружает в вузе (о нормах и правилах поведения, о специфике нового социального статуса). Соответственно, это приводит к недостаточной способности осуществлять эффективное социальное взаимодействие. Усложняется ситуация и тем, что у студентов архитектурно-строительного вуза технический склад ума, в отличие, например, от гуманитариев, у которых обычно гораздо лучше получается налаживать различного рода социальные связи. Кроме того, студенты технических вузов обычно не стремятся идти на многочисленные взаимодействия; часто это люди, погруженные в свою профессию, с творческим началом.

Студент, использующий при социальных взаимодействиях стратегию «выжидания», - частое явление в архитектурно-строительных вузах. Для таких студентов характерно отсутствия желания участвовать в коллективных видах работы, они скованы в общении, но раскованы внутренне, творчески.

Исследования, аналогичные данному, позволяют педагогическому коллективу архитектурно-строительного вуза уже с первых дней профессиональной подготовки студентов начать предварительную работу по формированию у них компетенции социального взаимодействия, необходимой им в будущей профессиональной деятельности с учетом ее специфики [8]. Определение педагогических условий этого процесса, на наш взгляд, следует осуществлять сразу в нескольких направлениях:

- создание возможности для преподавателей уже на начальном этапе обучения студентов содействовать им в приобретении опыта социального взаимодействия. Для этого педагог может использовать ресурс познавательной деятельности обучающихся, репродуктивный опыт, навык творческой деятельности, а также опыт эмоционально-ценностных отношений, важный и ценный для будущих архитекторов;

- увеличение количества смоделированных ситуаций, которые требуют деятельности с отложенным эффектом. Такие ситуации и задания часто имеют противоречивые основания, избыток или, наоборот, недостаток первичной информации, ограничения во времени для их решения. Важно при этом исключить из учебного процесса монотонные виды деятельности и включать больше творческих задач, в т. ч. решаемых коллективно;

— создание в процессе обучения учебных ситуаций, которые бы требовали достижения результата в таких условиях деятельности, когда явно осложнено межличностное взаимодействие. Это могут быть ситуации, в которых проблемы связаны с различием в желаниях, мнениях, намерениях партнеров по общению или деятельности, или задания, требующие принятия и разделения установок, мотивов, целей других. Групповые формы обучения также обладают большим потенциалом в формировании компетенции социального взаимодействия, поскольку они требуют учебного и жизненного опыта студентов и в них могут проявляться различия в их ценностно-мотивационных установках, нуждающихся в преодолении. Немаловажную роль в данном процессе играет и участие обучающихся в различных вузовских мероприятиях, поскольку в их условиях у них развиваются сензитивность, креативность, рефлексия, толерантность и т. д., то есть такие личностные качества, которые способствуют формированию опыта социального взаимодействия [8];

- реализация принципа профессиональной направленности при формировании у студентов компетенции социального взаимодействия, другими словами, создание в условиях учебно-воспитательного процесса различных ситуаций, максимально приближенных к реалиям будущей профессиональной деятельности обучающихся [1].

Резюме. Таким образом, процесс овладения студентами различными компетенциями требует специально созданных организационно-педагогических условий. Компетенция социального взаимодействия обучающихся, особенно у студентов технических и творческих специальностей, эффективно формируется не столько за счет предлагаемых образовательных программ на уровне государства, сколько за счет разработанных в рамках учебных заведений информационно-методических материалов [11].

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В. И. Компетентностаый подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : методическое пособие. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014.-114с.

2. Бухарова Г. Д., Арефьев О. Н., Старикова Л. Д. Системы образования : учебное пособие. - Ростов н/Д. : Феникс, 2017. - 475 с.

3. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2009. - 187 с.

4. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (Теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 8. - С. 21-26.

5. Ильязова М. Д. О структуре компетентности будущего специалиста // Интеграция науки и высшего образования. - 2018. - № 1. - С. 69-70 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : 11йр://суЬег1епт-ka.rU/artide/n/o-strukture-kompetentnosti-buduschego-petsialista.

6. Карпова Е. А. Анализ профессиональной компетенции: возможности и ограничения профессиональной самореализации // Человек в экономических и социальных отношениях : материалы всероссийской научной конференции. -М. : Институт психологии РАН, 2012. -415 с.

7. Петрова Л. И. Основы управления педагогическими системами : учебное пособие. - Ростов н/Д. : Феникс, 2016.-349 с.

8. Селиванова О. А., Родина О. Н. Формирование компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Нитап^ев. - 2016. - № 3, т. 2. - С. 182-192.

9. Суртаева Н. Н., Щебельская Э. Г. Организационно-педагогические условия формирования компетенций студентов вуза // Человек и образование. - 2016. - № 2(47). - С. 25-28.

10. Тазиева 3. П. Организация компетенции социального взаимодействия студентов в инженерном вузе как условие повышения профессиональной компетентности // Современные проблемы науки и образования : материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2019. - С. 276-282.

11. Тазиева 3. П. Социализация студентов первокурсников в техническом вузе средствами физической культуры и спорта // Культура физическая и здоровье. -2019,- №2. - С. 10-12.

Статья поступила в редакцию 22.01.2020

REFERENCES

1. Bajdenko V. I. Kompetentnostnyj podhod к proektirovaniyu gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy) : metodicheskoe posobie. -M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2014. -114 s.

2. Buharova G. D., Arefev O. N, Starikova L. D. Sistemy obrazovaniya : uchebnoe posobie. - Rostov n/D. : Feniks, 2017. -475 s.

3. Galkina О. V. Rol' i mesto ponyatiya «organizacionno-pedagogicheskie usloviya» v teiminologicheskom apparate pedagogicheskoj nauki: dis. ... kand. ped. nauk. - Samara, 2009. - 187 s.

4. Zimnyaya I. A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov к probleme obrazovaniya? (Teoretiko-metodologicheskij aspekt) // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2017. - № 8. - S. 21-26.

5. Il'yazova M. D. О strukture kompetentnosti budushchego specialista // Integraciya nauki i vysshego obrazovaniya. - 2018. - № 1. - S. 69-70 [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://cyberleninka.ru/artide/n/o-strukture-kompetentnosti-buduschego-petsialista.

6. Karpova E. A. Analiz professional'noj kompetencii: vozmozhnosti i ogranicheniya professional'noj samorealizacii // Chelovek v ekonomicheskih i social'nyh otnosheniyah : materialy vserossijskoj nauchnoj konferencii. - M. : Institut psihologii RAN, 2012. - 415 s.

7. Petrova L. I. Osnovy upravleniya pedagogicheskimi sistemami: uchebnoe posobie. - Rostov n/D. : Feniks, 2016.-349 s.

8. Selivanova O. A., Rodina O. N. Formirovanie kompetentnosti social'nogo vzaimodejstviya studentov tekhnicheskogo vuza v uchebnoj deyatel'nosti // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. - 2016. - № 3, t. 2. - S. 182-192.

9. Surtaeva N. N, Shebel'skaya E. G. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya kompetencij studentov vuza // Chelovek i obrazovanie. - 2016. - № 2(47). - S. 25-28.

10. Tazieva Z. N. Organizaciya kompetencii social'nogo vzaimodejstviya studentov v inzhenernom vuze как uslovie povysheniya professional'noj kompetentnosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2019. - S. 276-282.

11. Tazieva Z. N. Socializaciya studentov pervokursnikov v tekhnicheskom vuze sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2019. - № 2. - S. 10-12.

The article was contributed on January 22, 2020

Сведения об авторах

Тазиева Зарина Наилъевна - старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Галимзянова Илъхамия Исхаковна - доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков Казанской государственной консерватории, г. Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Tazieva, Zarina Nailyevna - Senior Lecturer, Department of Physical Education and Sports, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

Galimzyanova, llkhamia Iskhakovna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Foreign Languages, Kazan State Conservatory, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.