УДК 372.016:796+378
Колодезникова Сардаана Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных единоборств института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, kolsar@mail.ru, г. Якутск
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИя УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУщЕГО СПЕЦИАЛИСТА
по физической культуре И СПОРТУ
аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, определяется понятийный аппарат проблемы, цель, задачи, принципы. Представлена структурно-функциональная модель процесса формирования управленческой компетенции, отражающей ее элементы, логику системных связей и комплекс педагогических условий. Для реализации модели была разработана технология поэтапной профессионально-управленческой компетентностной подготовки менеджера сферы физической культуры и спорта в вузе.
Ключевые слова: компетенция и компетентность, управленческая компетенция, модель и педагогические условия процесса формирования управленческой компетенции специалиста физической культуры и спорта.
Kolodeznikova Sardana Ivanovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of sports combats of the Institute of physical training and sports at the North-Eastern federal university named after M. K. Ammosov, kolsar@mail.ru, Yakutsk
SCIENTIFICAL AND METHODICAL FUNDAMENTALS OF THE FUTURE SPECIALIST'S MANAGERIAL COMPETENCE FORMATION IN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
Abstract. The professional competence formation questions of future specialists in the sphere of physical culture and sport are considered, problem conceptual consrtuct, purpose, tasks, principles are defined in its article. The structural and functional model of the managerial competence formation process is presented. The model reflects elements, system relations logic and pedagogical condition complex of the managerial competence. Technology of the stage-by-stage, professional, managerial and competence-based manager training of physical culture and sport sphere in the higher educational institution was worked out for the model realization.
Keywords: competense and competence, administrative competense, model and pedagogical terms of process of forming of administrative competense of specialist of physical culture and sport.
В настоящее время можно считать достаточно обоснованным мнение, что в современных социально-экономических условиях существенно возрастает роль физической культуры как фактора совершенствования человека и общества. В связи с этим возрастают требования со стороны общества и его членов к качеству подготовки специалистов, обслуживающих сферу физической культуры и спорта, к уровню их профессиональной компетентности.
По мнению специалистов в этой области [2; 3], традиционная технология управленческой подготовки студентов в вузах физической культуры не способствует формированию самостоятельности и инициативности - важных качеств современного спортивного педагога и организатора. Сложившиеся в предыдущие периоды модели образовательных систем были ориентированы на педагогический процесс, а не на его участников. В настоящее время педагоги-
ческая деятельность будущих специалистов физической культуры и спорта нуждается в совершенствовании и обновлении, так как не способна в условиях развития современного образования решить весь комплекс задач, определенных нормативно-правовым обеспечением РФ и запросами общества.
Современный спортивный менеджер-педагог, тренер должны обладать не только необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и уметь управлять людьми, принимать обоснованные и компетентные решения, осуществлять систему поощрений и наказаний, предвидеть тенденцию развития отрасли «Физическая культура и спорт». Целостный подход к подготовке современного спортивного менеджера-педагога можно разработать только на базе такого понятия, как «управленческая компетентность», объединяющего дея-тельностные и личностные аспекты работы спортивного педагога, требующего универсальной управленческой подготовки и опыта организаторской деятельности в спорте.
Современный специалист должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки
По нашему мнению, определяющими чертами такого педагога являются творческая активность; рефлексивность; постоянно развивающаяся потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
Становление педагога нового типа в сфере физической культуры и спорта - сложный и многоэтапный процесс [4]. Уникальность профессиональной компетенции специалиста по физической культуре и спорту в ряду других педагогических профессий заключается в специфической широте профессионально важных качеств и различных сторон профессионализма [1].
Под компетенцией, как правило, понимают: 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области. В русском языке используются два разных слова: компетентность и компетенция; в англий-
ском языке существует только одно - competence, которое в зависимости от контекста означает: 1) способность, 2) умение. Таким образом, в английском языке понятия «компетентность» и «компетенция» отождествляются.
Мы предлагаем понимать под управленческой компетенцией специалиста особый вид профессиональной компетенции, представляющий совокупность измеряемых характеристик специалиста в сфере физической культуры и спорта, которая позволяет ему быть эффективным в профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды рыночной экономики. Характеристиками, определяющими человека в качестве руководителя любого уровня, являются не только профессиональные и управленческие знания, умения и навыки, но личностные характеристики, как мотивация, убеждение, психофизиологические особенности, проявляющиеся в управленческой деятельности.
Согласно нашей гипотезе, формирование управленческой компетенции специалистов в сфере физической культуры и спорта будет успешнымпри наличии комплекса педагогических условий:
1. создание педагогической системы управленческой компетенции;
2. актуализация субъектной позиции студента в образовательном процессе вуза, предусматривающая использование возможностей информационных технологий интерактивного обучения;
3. использование инновационных методов и приемов эмоционального стимулирования, ориентированных на вовлечение студентов в интеллектуально-творческую деятельность, непосредственно связанную с содержанием специальности.
Процесс формирования управленческой компетенции мы представляем в форме структурно-функциональной модели (рисунок).
Анализ механизмов управленческой деятельности, факторы ее успешности, позволили выделить основные принципы для эффективной реализации модели: принцип развития профессиональной мобильности и конкурентоспособности менеджера в сфере физической культуры и спорта; принцип единства и преемственности нормативно-правовой, специально-экономической, со-
Цель: формирование основ управленческой компетентности у специалиста в сфере физической культуры и спорта
т
Модули модели
I
I
I
Проблемно-познавательный:
проф. ориентированное содержание дисциплин специализации; факультативов, элективных курсов; НИРС и т. п.
Процессуально-технологический:
проектные, позиционные, контекстные технологии; интерактивные методы ауд. и внеауд., практической работы студентов и др.
Интегративно-результативный:
индивидуальный кейс-комплект руководителя; диагностический инструментарий мониторинга
Комплекс педагогических условий: создание педагогической системы управленческой компетенции; актуализация субъектной позиции студента в образовательном процессе вуза, предусматривающая использование возможностей информационных технологий интерактивного обучения; использование инновационных методов и приемов эмоционального стимулирования, ориентированных на вовлечение студентов в интеллектуально-творческую деятельность, непосредственно связанную с содержанием специальности.
1
Принципы: развития; единства и преемственности; ситуативности; креативности;
прогностичности.
1 1 1
Содержательный компонент
методические указания, учебно-методические комплексы по управленческим дисциплинам
Организационно-технологический компонент:
методы, средства и формы включения студентов в процесс изучения управленческих дисциплин
Уровнево-резуль-тативный компонент:
уровни, критерии, показатели, диагностические методики
/ \
Методы: педагогическая поддержка, проблемные лекции, ролевые игры и пр. Формы: лекции, практические занятия, семинары, дискуссии, интерактивные занятия и пр.
Конечный результат: сформированность основ управленческой компетентности у выпускника вуза в сфере физической культуры и спорта
Рисунок - Модель формирования управленческой компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта
циологическои, психолого-педагогическои, специально-управленческой подготовки менеджера в сфере физической культуры и спорта; принцип ситуативности (отбор ситуаций профессиональной деятельности руководителя, в которых необходимо проявление различных видов управленческих компетенций, и организация учебного процесса на основе их анализа); принцип креативности (организация индивидуального и коллективного творчества студентов по разработке проектов в сфере менеджмента,
применению вариативных управленческих технологий в различных направлениях); принцип прогностичности, опережающего характера профессионально-управленческой подготовки менеджера сферы физической культуры и спорта.
Для реализации модели была разработана технология поэтапной профессионально-управленческой компетентностной подготовки менеджера сферы ФКиС в вузе. Разработанная модель и технология ее реализации получили экспериментальную
>
>
проверку в естественных условиях учебно-воспитательного процесса вуза (Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова).
Реализация разработанной модели базировалась на профессионально-образовательной системе интегративного (взаимно-дополняющего) изучения правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и специально-профессиональных управленческих дисциплин.
Важным средством формирования управленческой компетентности стало включение студентов в проектную деятельность. В ходе исследования были выявлены следующие виды проектной деятельности студентов, наиболее эффективные для формирования основ управленческой компетентности: имитационно-профессиональные игровые проекты (студенты в группах разрабатывали содержание и сценарий проведения деловой игры, в ходе которой решались конкретные профессионально-управленческие задачи, информационно-аналитические проекты (студенты осваивали различные методы получения многоаспектной профессионально-значимой информации и способы ее обработки: анализ правовых и финансово-экономически документов в сфере менеджмента ФКиС, компьютерных баз данных и др.); специализированные практи-ко-ориентированные проекты (обоснование и разработка плана реализации конкретного управленческого проекта; разработка и обоснование бизнес-проекта; в ходе презентации проекта показаны способы его реализации и дана внешняя экспертная оценка проекта специалистами-практиками).
Организация занятий предполагала защиту и обсуждение проектов. В ходе занятий студенты занимали разные ролевые позиции, чередующиеся между членами микрогрупп: «докладчика», «аналитика», «критика», «новатора».
Такая организация занятий позволила создать атмосферу делового сотрудничества студентов и с преподавателем, организовать активное обсуждение проектов, помогла студентам проявить себя в разнообразных вариантах взаимодействия, обогатить свой опыт в разных видах деятельности. Особо учитывалась способность студентов заинтересо-
вать присутствующих в проблеме, умение аргументировать свою точку зрения, точно и понятно отвечать на вопросы.
На каждом занятии в ходе освоения курса студентам предлагалось самостоятельно проанализировать свою деятельность в рабочей группе по следующим критериям:
1. согласованность в деятельности участников рабочей группы;
2. активность участников в высказывании и обсуждении идей;
3. конструктивность в поиске оптимального варианта решения проблемы;
4. аргументированность высказываемых идей;
5. умение вести диалог внутри группы.
Решение задач опытно-экспериментального исследования требовало особого внимания к организации различных видов практики, в ходе которой студенты, проходившие ее в различных типах физкуль-турно-спортивных учреждений, выполняли учебно-профессиональные задания, требующие проявления различных видов управленческих компетенций. После прохождения каждого вида практики в рамках вузовского компонента проводился практикум «Основы управленческой компетентности руководителя физкультурно-спортивного учреждения», на занятиях которого обсуждались ситуации профессиональной деятельности студентов-практикантов, требующие применения вариативных (правовых, социально-экономических, социально-психологических, педагогических, эвристических) методов и технологий менеджмента для решения конкретных профессиональных задач.
Достижение специалистом высокого уровня управленческой компетентности -это не только базис для дальнейшего профессионального роста специалиста, но и обязательное условие развития системы физкультурного образования. Управленческую компетентность руководителя можно рассматривать как системообразующий фактор эффективности функционирования данного учреждения, обеспечивающий целостность его жизнедеятельности и развитие организации. Данная компетентность менеджера обеспечивает результативность стратегического управления предприятием по его саморазвитию в долгосрочной перспективе и предоставлению населению
качественных и высокопрофессиональных услуг.
Библиографический список
1. Быстрицкая Е. В. Проективный подход к построению профессионально-педагогической компетентности специалиста в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №11. - С. 50-55.
2. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 242 с.
3. Жолдак В. и. Менеджмент. - М.: Советский спорт, 1999. - 528 с.
4. Захарова Л. Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 268 с.