но-тренировочного процесса многоборцев. При этом необходимо учитывать специфические особенности его построения, а также индивидуальные возможности спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Индивидуальная тренируемость в ударных единоборствах / Бакулев С.Е., Двейрина О.А., Афанасьева И.А., Чистяков В.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 8 (102). - С. 16-24.
2. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.
3. Симаков, А.М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.
REFERENCES
1. Bakulev, S.E., Dveyrina, O.A., Afanasyeva, I.A. and Chistyakov, V.A. (2013), "Individual training in striking single combats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.FLesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 16-24.
2. Ponomarev, N.I. and Chistyakov, V.A. (2001) "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.
3. Simakov, A.M., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Topical issues of preparation in taekwondo at the initial stage of educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 148-155.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.05.2016
УДК 796.011.3
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Игорь Геннадьевич Виноградов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Александра Владимировна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье освещены вопросы подготовки специалистов соответствующих современным требованиям. Авторами проведен теоретический анализ исследуемой проблемы, результаты которого отражены в разработанной модели формирования профессиональных и личностных компетенций студентов строительных специальностей, выявлены профессиональные компетенции в сфере физической культуры.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, личностные компетенции, компетентность, студент, специалист, модель, физическая культура.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p45-50
FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCES OF THE STUDENTS WITH CIVIL ENGINEERING PROFESSIONS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE IN TECHNICAL UNIVERSITIES
Igor Gennadievich Vinogradov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Alexandra Vladimirovna Tokareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg
Annotation
The issues of training the experts corresponding to the modern requirements have been highlighted in the article. Authors have carried out the theoretical analysis of the studied problem which results are reflected in the developed model for formation of the professional and personal competences of students of the construction professions, the professional competences in the sphere of physical culture have been revealed.
Keywords: professional competence, personal competence, competence, student, professional, model, physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Современная практика высшего профессионального образования выдвигает в качестве приоритетной цели своей деятельности - формирование компетентности [2, с. 25; 4, с. 3; 5, с. 3]. В российских реалиях компетенция - это определенное требование к подготовке специалистов, а компетентность - это степень освоения данной компетенции конкретным специалистом в зависимости от его личностных характеристик. Компетент-ностный подход позволяет максимально использовать потенциал учебной дисциплины, в том числе - «Физическая культура».
В современных нормативных документах достаточно конкретно сформулированы компетенции, необходимые для формирования в ходе учебного процесса в вузе, на занятиях физической культурой, в частности [1, с. 9; 2, с. 25-27]. Высшее образование, к сожалению, до сих пор многие понимают в узком смысле, как систему подготовки специалистов, имеющих чисто профессиональную ориентацию.
Для современной профессиональной подготовки строителей необходимо не только формирование специальных профессиональных умений и навыков, но и создание личности, обладающей различными типами мышления, способную к саморазвитию и имеющую необходимые профессиональные компетенции на должном уровне. Актуальность настоящего исследования состоит в поиске и обосновании способов формирования и определения уровня развития профессионально-направленных и личностных качеств у студентов-строителей на занятиях физической культурой.
Учебная дисциплина «Физическая культура» обязательна для всех специальностей, направлена на сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности (умственной, психической, физической), развитие и совершенствование психофизических, функциональных и специальных качеств, необходимых студентам, как в учебной, так и будущей профессиональной деятельности.
В современных научных трудах достаточно полно рассмотрена проблема компетентности [1-5]. Анализируя отечественную и зарубежную литературу, нами была разработана модель формирования профессиональных и личностных компетенций студентов строительных специальностей (рисунок 1).
В системе взаимосвязанных групп компетенций имеет место перекрестная, переменная соподчиненность в зависимости от акцентуации, приоритетности их существенных признаков для той или иной деятельности, действий, отношений и соответственно значимости и адекватности формируемой компетенции.
Цель - формировать основные способности и потенциальные возможности, необходимые для качественного
выполнения профессиональной деятельности ---------------------------------+---------------------------------
Деятельность преподавателей по формированию профессиональных и личностных компетенций студентов
У
Уровни формирования компетенций
Пороговый Базовый Повышенный
Т
Формирование способности личности успешно и активно усваивать необходимые знания, приобретать нужные умения и навыки
Принимать правильные решения Принимать участие в разработке проектов Составлять и вести документацию Анализировать свою деятельность, определять эффективные способы достижения целей
1
Средства, методы и формы воздействия на студентов
I :
Деятельность студентов в процессе формирования профессиональных и личностных компетенций
* 4 '
Организационно-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса формирования профессиональных и личностных компетенций
Соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки, архитектуры и строительства Организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний Связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью Возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности Информационная динамичность учебного материала Системность обучения Адекватный контроль знаний и градация знаний по уровням
------------------1-------------+--------------■_------=
Результат - уровень сформированности компетенций ^ специалист соответствующий требованиям
Рисунок 1. Модель формирования профессиональных и личностных компетенций студентов строительных специальностей
Например, профессиональные компетенции могут быть общими, базовыми, универсальными, специальными, профильными, специализированными, а личностные, как правило, номинируются именем денотата (качества, свойства, способности), определяющего сущность и содержание компетенции. Одна и та же компетенция может входить в состав различных взаимосвязанных групп. Универсальные компетенции в сфере физической культуры мы представили на рисунке 2.
На занятиях по физической культуре, а также при выполнении отдельных физических упражнений формируются профессиональные и личностные компетенции студентов строительных специальностей. В процессе обучения развиваются такие качества как: работоспособность и физическая выносливость; настойчивость; уверенность в себе и своих решениях; способность следовать намеченным планам и целям; готовность к неудачам, рискам и умение анализировать собственную деятельность; способность быстрому принятию решений; способность к командной работе; инициативность; заботиться о своем здоровье и другие.
Рисунок 2. Профессиональные (универсальные) компетенции в сфере физической культуры
Все эти качества можно сгруппировать, зная особенности их развития с помощью средств, используемых на академических занятиях (таблица 1).
Таблица 1
№ Группа качеств Организационно-методические особенности Примеры упражнений
1 Смелость Решительность Принципиальность и настойчивость Самостоятельность Инициативность Целесообразно использовать упражнения, с элементами «известного риска», эти упражнения требуют преодоления чувства боязни и колебания 1. Акробатические упражнения (на снарядах и без); 2. Спортивные игры (регби по упрощенным правилам, баскетбол и т. д.) 3. Скалолазание и альпинизм 4. Преодоление полосы препятствий
2 Формирование этих волевых качеств осуществляется за счет: накопления опыта и инициативного поведения; возможности выбора средств физической культуры; самостоятельная тренировочная деятельность; соревновательная деятельность. 1. Спортивные игры. 2. Единоборства. 3. Эстафеты 4. Личные соревнования
3 Выдержка Дисциплинированность Организованность Целесообразно использовать упражнения, с элементами преодоления внешних и внутренних препятствий, а так же соревновательного 1. Упражнения на выносливость (медленный и длительный бег, плавание, походы и т.д.); 2. Соревнование с более сильным противником.
4 Оперативность мышления Эффективными путями формирования данного качества являются: использование элементов тактической подготовки в избранном виде спорта 1. Эстафеты с решением возникающих задач (легкоатлетическая эстафета ^ передача эстафетной палочки); 2. Спортивные игры; 3. Ориентирование.
5 Эмоциональная устойчивость Использование упражнений, моделирующих различные ситуации, требующие полной мобилизации, и самовнушения. 1. Дыхательные упражнения и йога; 2. Скалолазание; 3. Спортивные и подвижные игры; 4. Гимнастические упражнения на бревне.
Молотковой Н. В., Гридневым В. А. и Груздевым А. Н. выделены наиболее значимые средства и формы физической культуры при воздействии на отдельные элементы
исследуемых компетенций студентов [3]. По нашим исследованиям данные утверждения соответствуют и для будущих специалистов строительных специальностей (таблица 2).
Таблица 2
Наиболее значимые средства и формы физической культуры для формирования _профессиональных и личностных компетенций_
Средства и формы физической культуры Оказывает влияние Оказывает существенное, влияние на формирование компетенции
Формы 1. Академические занятия с направленностью на общую физическую подготовку; 2. Спортивные игры; 3. Массовые спортивные мероприятия. 1. Утренняя гимнастика (зарядка); 2. Самостоятельная двигательная деятельность; 3. Индивидуальные занятия.
Средства 1. Физические упражнения на быстроту двигательной реакции и выполнения отдельных движений; 2. Эстафеты. 1. физические упражнения на быстроту выполнения ряда последовательных движений.
Хотелось бы отметить, что предоставление студентам возможности самостоятельного выбора из предложенных базовых и современных средств и форм физической культуры повышает их мотивацию к выполнению упражнений и к академическим занятиям в целом, что положительно сказывается на качестве образовательного процесса.
Таким образом, в системе профессиональной подготовки молодых строителей в условиях вуза в качестве ведущей цели дисциплины «Физическая культура» необходимо рассматривать содействие в подготовке к высокоэффективному труду, формирование у них способности применять средства и формы физического воспитания не только в будущей профессиональной деятельности, но и повседневной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеевец, А.В. Физическая культура в зеркале развития образовательных стандартов / А. В. Агеевец, В. Ю. Ефимов-Комаров, Л. Б. Ефимова-Комарова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 8 -20.
2. Андреев, В.Б. Исследование формирования инженерно-технической компетенции у курсантов командных факультетов в период обучения их в военных институтах ВВ МВД России / В. Б. Андреев, З. А. Багишаев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 24-31.
3. Молоткова В. А. Проектирование системы формирования профессиональной культуры инженера средствами физического воспитания : монография / Н. В. Молоткова, В. А. Гриднев, А. Н. Груздев. - Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. тех. ун-та, 2010. - 144 с.
4. Токарева А.В. Педагогическая технология формирования базовых адаптивных установок будущих специалистов в вузе (на примере подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Токарева А.В. - СПб, 2014. - 25 с.
5. Царева, Л.В. Формирование профессиональной успешности студентов ДВГУПС средствами физической культуры в соответствии с новым образовательным стандартом : учеб. пособие / Л. В. Царева, А. В. Попова, О. С. Шнейдер. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2014. - 72 с.
REFERENCES
1. Ageevets, A.V., Yefimov-Komarov, V.Yu. and Yefimova-Komarova, L.B. (2016), "Physical culture in a mirror of development of educational standard", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 8 -20.
2. Andreev V.B. and Bagishaev, Z.A. (2016), "Study of the formation of engineer-technician competence among the cadets of the command faculties in the period of their training in military institutions of the MIA of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp 24-31.
3. Molotkova V. A., Gridnev, V.A. and Gruzdev, A.N. (2010), Designing a system for formation of the professional culture of the engineer by means ofphysical training: monograph, TSTU, Tambov.
4. Tokareva A.V. (2014), Pedagogical technology for formation of the basic adaptive systems of the future experts in higher school (for example, the training of specialists for the protection in emergencies), dissertation, St. Petersburg.
5. Tsarev L.V., Popov, A.V., and Schneider, O. S. (2014), Formation of professional success of students DVGUPS by means of physical training in accordance with the new educational standards, Publishing house DVGUPS, Khabarovsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2016
УДК 796.011.3
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Мария Александровна Возисова, старший преподаватель,
Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский, Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
В статье представлен теоретический и методический материал по формированию компетентности бакалавров по физической культуре в вопросах обеспечения безопасности туристской деятельности, а именно разработана модель становления данной компетентности, с указанием целевого, содержательного блоков, процессуального и критериально-оценочного блоков, также представлены результаты проведенного педагогического эксперимента, осуществленного в течение четырех лет с будущими бакалаврами физической культуры.
Ключевые слова: компетентность по обеспечению безопасности туристской деятельности, педагогическая модель, спортивно-оздоровительный туризм, бакалавры по физической культуре.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p50-55
MODEL FOR FORMATION OF THE COMPETENCE ON SAFETY PROVISION IN TOURIST ACTIVITY AT BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE
Maria Aleksandrovna Vozisova, the senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky, Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economic, Moscow
Annotation
This article presents the theoretical and methodological material for the formation of the competence for the Bachelor of Physical Education in matters of tourists' safety providing. It contains the model for formation of the competence, specifying the target, and including the content blocks, procedure and criterion-evaluation blocks. The results of the pedagogical experiment carried out within four years with the future bachelor of physical education have also been presented.
Keywords: competence on safety provision in sports tourism activity, educational model, sports and recreation tourism, bachelor of physical education.
На сегодняшний день одной из важных характеристик развития профессионального образования по физической культуре и спорту выступают подходы, технологии, модели, педагогические условия формирования профессиональных компетенций. Так востребованы педагогические технологии, ориентированные на личностно-центрированный, комплексный характер образования, средства повышения профессиональной компетентности в области физической культуры, спорта, туристской и рекреационной деятельности.
Требуются мобильные выпускники физкультурных вузов, готовые к профессиональной деятельности в условиях образовательных учреждений, фитнес центов, спортив-